Урок "Голосеменные растения" 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Урок по теме "Голосеменные растения" в 5 классе ( УМК Пасечник В.В.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
golosem.docx | 62.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 5 классе ( УМК Пасечник В.В.)
Голосеменные растения
учитель биологии Нуриева Е. В СОШ №41г. Борзя
Цели урока:
Образовательная: организация деятельности учащихся по изучению сведений о голосеменных растениях; способствовать усвоению знаний об особенностях внешнего строения и значения голосеменных, их роли в природе и жизни человека.
Развивающая формирование умений определять цель и планировать свою деятельность , способствовать развитию умений работать с текстом учебника, раздаточным материалом, умений анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы.
Воспитательная : воспитание положительной мотивации учения, умение работать индивидуально и в группе , слушать и вступать в диалог, умения провести оценку и самооценку; воспитание бережного отношения и любви к природе.
.
Предполагаемые результаты:
Предметные :
-умение характеризовать признаки голосеменных растений;
- умение объяснять роль голосеменных растений в жизни человека
- умение выполнять лабораторную работу
Личностные:
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;
- проявление творческого отношения к процессу обучения.
- воспитание у учащихся любви к природе
Метапредметные:
Познавательные:
- умение выделять существенные признаки голосеменных растений;
- умение вести наблюдение.
Регулятивные:
- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- умение соотносить учебные действия с известными правилами;
- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные:
- умение формулировать высказывание;
- умение согласовывать позиции и находить общее решение;
- умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Основные понятия, изучаемые на уроке: голосеменные растения, особенности строения, многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана
Оборудование: ПК, медиапроектор, цифровой микроскоп, побеги, шишки сосны, ели, лиственницы, маршрутные листы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы обучения:
А) по степени взаимодействия учителя и ученика (беседа, самостоятельная работа, самоконтроль)
Б) по характеру познавательной деятельности (частично-поисковый, репродуктивный)
Содержательная часть урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Развиваемые УУД |
1.Мотивация | Цель: создание эмоционального настроя обучающихся к сотрудничеству на уроке. На предыдущем уроке мы с вами познакомились с плаунами, хвощами и папоротниками думаю, сегодня для вас не составит труда изучить растения, назовём их «знакомые-незнакомцы». О некоторых из них написаны стихи, песни, картины. Попробуйте отгадать загадки: зимой и летом- одним цветом? Колючая , но не ёж? О каких растениях идёт речь?
| Учащиеся настраиваются на работу на уроке. | Регулятивные: волевая саморегуляция на усвоение знаний. |
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. | Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
Наряду с растениями, размножавшимися спорами, в каменноугольном периоде существовали своеобразные папоротники.( рис.74 в учебнике). На их листьях встречались образования, похожие на семязачатки. Эти папоротники назвали семенными. Учёные считают,что именно от них произошли растения, которые нам предстоит изучить на уроке - современные голосеменные растения. Попробуйте обсудить в паре и назвать признаки этих растений. | Отвечают на вопросы Работают в паре. | Познавательные (общеучебные) :осознанное и произвольное построение речевого высказывания Коммуникативные: учет разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
Цель: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. Проанализируйте свои ответы .Какой вывод можно сделать? | Анализируют свои ответы и ответы одноклассников, выявляют причины затруднения | Логические: Построение логической цепи рассуждений, Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | |
4.Этап построения проекта выхода из затруднения | Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. Определите тему урока. Предлагаю провести исследование по маршрутам. | Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают учебные действия:
| Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять . . Маршрут №1 «Признаки голосеменных растений» 1) Жизненные формы: деревья, кустарники или лианы ( интерактивный плакат) 2)Строение голосеменного растения.(электронное приложение «Дрофа») Голосеменные растения имеют стебель, корень и листья. 3)Почему растения называют-голосеменные? Какие эволюционные приобретения возникли на новой ступени развития у растений? ( видеофрагмент http://youtube.com/). Свое название голосеменные получили благодаря семенам, лежащими открыто, то есть голо. Голосеменные – ветроопыляемые растения, их размножение не зависит от воды. Благодаря этому семенные растения в настоящее время являются завоевателями суши. 4)Многообразие голосеменных. Хвойные растения (слайд №4) 5) Строение хвои (демонстрация микропрепарата с использованием цифрового микроскопа). Игольчатые или чешуйчатые листья покрыты жесткой кутикулой. Устьица погружены в ткань, что снижает испарение воды . Физкульт.минутка«Ёлочка».(видеофрагмент http://youtube.com/) Маршрут № Лабораторная работа на тему: «Сравнительная характеристика голосеменных растений Забайкальского края» ( см.маршрутный лист) Маршрут №3 «Значение и охрана голосеменных» 1)Составить кластер используя текст в учебнике на стр.124-125 2) Предложите способы сохранения хвойных растений. | 1).Самостоятельно выполняют задание №1 в машрутном листе. 2).Выполняют лабораторную работу. Знакомятся с информацией о голосеменных растениях, используя рисунки, раздаточный материал и текст учебника. Проводят сравнение строения шишек и хвои голосеменных. Отображают информацию таблице. Обсуждают результаты записи в группе. Делают выводы по проделанной работе 3) Составляют кластер используя текст в учебнике на стр.124-125 4) Обсуждают и предлагают способы сохранения хвойных растений. |
Познавательные общеучебные: применение методов информационного поиска необходимой информации . Регулятивные: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью , контроль в форме сличения способа действия и его результата. | |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Цель: выбор способа решения разноуровневых заданий . Маршрут №4. Проверяй-ка. Выбери и выполни любое задание из трёх предложенных. | Выполняю по выбору задание №4, проговаривают вслух. | Познавательные общеучебные: применение методов информационного поиска необходимой информации . Регулятивные: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью , контроль в форме сличения способа действия и его результата. |
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Цель: научить приемам самоконтроля Вернёмся к началу нашего пути, проверим и дополним задание№1.(слайд 11). | Используя полученные знания на уроке, уч-ся выполняют самопроверку задания №1 пошагово сравнивая с эталоном. | Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению , контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном. |
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. Маршрут №5 Оценка. Вернёмся к цели нашего урока. Считаете ли вы , что нам удалось изучить голосеменные растения? Если «да»-разместите на искусственной ёлочке фигурки красного цвета, если «нет» -фигурки синего цвета. | Оценивают работу на уроке в маршрутном листе. Выбирают начало фразы и формулируют ответ. | Личностные: самооценка на основе критерия успешности ; Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений | |
9. Домашнее задание | 1. Прочитать параграф 22, ответить на вопросы в конце параграфа. 2. Творческое задание. Составить терминологический диктант для опроса одноклассников. | Записывают домашнее задание | Познавательные общеучебные:выбор наиболее эффективных способов подготовки д/з. |
1. А.Е. Богоявленская. Активные формы и методы обучения биологии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.- М.: Просвещение: АО « Учеб. лит.» , 1996.-192 с. : ил.
2.В.В.Пасечник . Биология. 65кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. Учреждений/В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2012.-141,
3. Электронное приложение к учебнику на www.drofa. ru
5. www.edios.ru
Маршрутный лист_______________________________ (Ф.И.)
Исследование на тему « Голосеменные растения»
Маршрут №1. Признаки растений отдела голосеменные.
Просмотрев видеофрагмент и пользуясь текстом учебника (параграф 22 стр. 119-120), запиши основные признаки голосеменных растений.
1.Жизненные формы: деревья, ……………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………….
2. Голосеменные имеют: корень, ………, ………….. .
3. Своё название голосеменные получили потому, что…………………………………….
…………………………………………………………………………………………………..
4.К хвойным относятся…………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
5.Листья у большинства хвойных узкие, игольчатые - так называемая ……………………. .
Маршрут №2
Лабораторная работа на тему: «Сравнительная характеристика голосеменных растений Забайкальского края»
Ход работы
1. Пользуясь текстом учебника (стр.120-124) и раздаточным материалом, заполните таблицу .
2. Запишите вывод по работе.
Название растения _______________________________________________________
Отношение к свету | Почва | Типы и цвет шишек | Срок жизни хвоинок | Высота дерева |
Вывод:
Маршрут №3 Значение голосеменных
Составь кластер по тексту учебника стр.124-125.
Маршрут №4 Проверяй-ка. Выбери и выполни любое задание из трёх предложенных.
1 Составить синквейн по теме урока
- Существительное________________________________________________________
- Два прилагательных______________________________________________________
- Три глагола_____________________________________________________________
- Предложение___________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Выбрать верные утверждения, отметив их знаком +
-Голосеменные растения имеют стебель, корень, лист.
-Голосеменные - древняя группа низших растений.
-Листья у большинства хвойных - узкие, игольчатые.
-Хвойные растения не распространены на территории нашей страны.
-Сосна - тенелюбива.
-Лиственница – холодостойкая порода.
3. Установите соответствие между признаком растений и его принадлежностью к отделу.
ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ ОТДЕЛ
1) не выносят засушливых условий А) Папоротниковидные
2) представлены только деревьями и кустарниками Б) Голосеменные
3) имеют семязачаток
4) размножаются спорами
5) для полового размножения необходима вода
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Маршрут №5 Оценка. Оцени свою работу на уроке в баллах.
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....