Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии
статья по биологии на тему
Представлен материал о методах и способах активизации познавательной деятельности учеников на уроках и во внеурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivizatsiya_poznavatelnoy_deyatelnosti_uchashchihsya_2.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Андреевская средняя общеобразовательная школа
Выполнила : Брюшина Людмила Алексеевна, учитель биологии, географии, химии
МОУ Андреевская средняя
общеобразовательная школа
2014 год
Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют свои знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность.
Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность.
Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты
. Принципы активизации познавательной деятельности учащихся:
• принцип самостоятельной активности учащихся;
• принцип осознанности познания;
• принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых;
Активная работа ученика на уроке – залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? Какие методы, приемы, средства нужно использовать, чтобы интерес к предмету был не кратковременный, а стойкий. В развитии интереса к учебному предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, важны и методы, с помощью которых школьники вовлекаются в процесс познания.
В своей работе использую следующие методы активизации познавательной деятельности учащихся:
• Поворот от обучения в условиях класса к обучению в малых группах. по 3-4 человека чаще в парах
• Поворот от сообщения знаний и их запоминания к самостоятельному поиску знаний. Учитель руководит поиском нужной информации, стимулируя учащихся на поиск и овладение знаниями,
• Поворот от работы с более успевающими учениками к работе со всеми учащимися.
• Соревновательный подход заменяется кооперированием, сотрудничеством. Такое обучение существенно повышает положительный настрой учащихся, их мотивацию.
• Поворот от овладения всеми учениками одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала, разрешается учащимся самим выбирать, что и каким образом (в пределах стандарта образования) они будут изучать с тем, чтобы каждый ученик имел возможность достигнуть максимального результата. В группах учащиеся легче и быстрее раскрывают свои сильные стороны и развивают слабые, поскольку последние не оцениваются негативно.
• Поворот от вербального мышления к интеграции визуального и вербального. мышления. Можно выделить общие подходы: активизация мышления и познавательных способностей ученика в процессе обучения; развитие мотивации к учению и познавательных интересов учащихся; стремление к осознанности усвоения учебного материала школьниками.
• Поворот от традиционного урока к нетрадиционным формам и методам урока. Это может быть урок: аукцион, сочинение по биологии, деловая игра, пресс-конференция, диспут, общественный смотр знаний, турнир, эстафета, семинар, диспут, путешествие, зачет, игра и др..
-Разнообразие формы работы с учебником: репродуктивно-поисковая (составление плана, схемы, конспекта,…по тексту), сравнительно-аналитическая (таблиц, схем, рисунков) и творческая (тексты с ошибками, тесты, кроссворды…).
Основными задачами развития творческой познавательной активности являются:
1) Формирование и развитие у учащихся устойчивого познавательного интереса к предмету на основе активизации мыслительной деятельности школьников в процессе обучения.
2) Развитие творческих способностей и познавательной самостоятельности детей .
3) Формирование компьютерной компетентности учащихся.
4) Развитие интереса к предмету.
Главной задачей образования и повышения устойчивого интереса к предмету в соответствии с ФГОС является создание мотивации учащихся к обучению. Будет желание учиться – повысится и качество образования.
Выделяют следующие факторы, положительно влияющие на устойчивую мотивацию:
1.Содержание учебного материала.
2.Организация учебной деятельности.
3.Коллективные формы учебной деятельности.
4. Оценка учебной деятельности.
5. Стиль педагогической деятельности.
Методы повышения мотивации
- познавательные (побуждение к поиску альтернативных решений, игра, выполнение нешаблонных заданий);
- эмоциональные (поощрение создание ситуации успеха, свободный выбор заданий);
- волевые (информирование об обязательных результатах обучения, самооценка и коррекция деятельности, рефлексия поведения) и
- социальные (создание ситуации взаимопомощи, самопроверки)
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение обучающихся в
1.Учебно-исследовательскую и проектную деятельность,
Организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
Для успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности обучающиеся должны овладеть следующими действиями: (не только на биологии)
• постановка проблемы и аргументирование её актуальности;
• формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла — сущности будущей деятельности;
• планирование исследовательских работ и выбор необходимого инстру-ментария;
• собственно проведение исследования с обязательным поэтапным конт-ролем и коррекцией результатов работ;
• оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;
• представление результатов исследования для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
Специфика учебно-исследовательской деятельности определяет многооб-разие форм её организации. В зависимости от урочных и внеурочных занятий учебно-исследовательская деятельность может приобретать разные формы.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях , которые я использую:
1) Решение биологических задач. (генетика, экология.)
На своих уроках использую следующие типы задач:
а) Задачи, способствующие развитию логического мышления. (пищевые цепочки)
б) Задачи на распознавание натуральных объектов.
в) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.
г) Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков.
д) Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими. (сельхозтруд)
е) Задачи, связанные с самонаблюдением. (человек)
ж) Задачи, содержащие новую для учащихся информацию.
З. ситуационные задачи. Представьте ситуацию, проанализируйте,
2)Постановка эксперимента. Учебный эксперимент позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов; (много провожу эксперименты в курсе биологии 6 класса, передвижение в-в по стеблю, прорастание семян, фотосинтез в листе, биология человека и тд)
3) Наблюдение (при изучении животных)
4) Лабораторная работа. Предусмотренные программой
5) Нетрадиционные уроки: урок - экскурсия. урок-исследование (меню в столовой,добавить, урок- заочная экскурсия (кологривский заповедник, лосеферма, тепличное Высокова. Водный мир , урок «Удивительное рядом», урок—рассказ об учёных (биология человека, эволюц учение Дарвин), урок—защита исследовательских проектов, урок-экспертиза (экологическая продуктов питания), урок - конференция;
6) Домашнее задание исследовательского характера
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеуроч-ных занятиях могут быть следующими:
1) Летняя практика, работы по опытам
2) Олимпиады, конкурсы, «Всероссийские программы». конференции,
3) Экологический мониторинг.
4) Работа над исследовательским проектом.
5) Природоохранная (посадки деревьев и цветов у памятника. Памятного камня, питомник, дубовая аллея, акции больше кислорода, сохраним птиц)
6.Участие в предметных неделях (ежегодно)
7.Походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля.
Многообразие форм учебно-исследовательской деятельности позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них УУД. Стержнем этой интеграции является системно-деятельностный подход как принцип организации образова-тельного процесса в основной школе. Одной из особенностей учебно-исследовательской деятельности является её связь с
проектной деятельностью обучающихся
При вовлечении обучающихся в проектную деятельность учителю важно помнить, что проект — это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели — решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Мы знаем что проекты бывают разными
1.По уровню творчества: исполнительский, конструктивный, творческий.
2.Доминирующая в проекте деятельность:, (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий, информационный).
3.Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект. (Реки малой родины.)
4.Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
5.Характер контактов: среди участников одной школы, класса, (может быть города, региона, страны, разных стран мира).
6.Количество участников проекта. (инд, парн, групп)
7.Продолжительность проекта. (краткосроч, сред прод, долгоср)
8. Возрастной состав ( одновозрастной, разновозрастной). (на кружке биоценоз Андобы, эколог состояние леса)
При этом необходимо соблюдать ряд условий:
• проект должен быть выполнимым и соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающегося;
• для выполнения проекта должны быть все условия — информационные ресурсы, библиотека, коллекции, лаб оборудование;
• обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта, так и в части конкретных приёмов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта;
• необходимо обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания, так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство);
• необходимо наличие ясной и простой системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (совместно с учениками мы разработали критерии самооценки, оценки группой, оценки учителем)
• результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть презентованы, (экологическая конференция, выставляются на конкурсы с последующей защитой).
В ходе проектной деятельности самым важным и трудным этапом является постановка цели своей работы и основополагающих вопросов. Помощь педагога необходима, главным образом, на этапе осмысления проблемы и постановки цели: нужно помочь автору будущего проекта найти ответ на вопросы: «Зачем я собираюсь делать этот проект?» Ответив на этот вопрос, обучающийся определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос: «Что для этого следует сделать?» Решив его, обучающийся увидит задачи своей работы.Следующий шаг — как это делать.
Темы проектов на уроках разнообразны
год | Тема |
2010-2011 | Многообразие рыб |
«Кожа- лицо организма | |
Развитие жизни на Земле | |
2011- 2012 | Мир цветковых растений |
Мир насекомых | |
«Правильное питание» | |
Появление кислорода на Земле | |
2012- 2013 | Живой организм- единое целое |
«Экологические группы птиц» | |
2013-20214 | «Курить – здоровью вредить» |
«Влияние гиподинамии на здоровье человека», | |
Темперамент и характер | |
Эра динозавров |
По крупным проектам оформляется портфолио проекта В «Портфолио» проекта я включаю 1)«Лист планирования»,2)Разработку проекта,3)«Реализацию проекта»,4)«Визитную карточку проекта», 5)«Рефлексию», 6) «Критерии оценивания», 7) результат-продукт проекта
3.ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся
«Детская природа требует наглядности» это требование легко можно удовлетворить информационно - коммуникативными технологиями, которые незаменимы сегодня при создании и проведении нестандартных, интересных уроков. Современный урок невозможен без использования ИКТ, учитель должен владеть информационными технологиями -
Использование ИТК в биологическом образовании наиболее целесообразно в тех случаях, если:
1.Если требуется индивидуализировать обучение;
2.ЦОР содержат материал, который нельзя показать традиционными способами.
3.Необходимо выполнить многочисленные и однообразные упражнения, осуществляя при этом оперативный контроль правильности их выполнения.
4. Требуется быстрый поиск информации в большом объеме.
5. Требуется наглядное представление явлений.
6. Реализуется деятельностный подход к обучению на основе индивидуальной деятельности каждого ученика.
7. Применяются игровые формы обучения с использованием состязательной мотивации учащихся на освоение новых видов деятельности.
Считаю, что ИКТ на сегодняшний день - одни из самых эффективных в активизации познавательной деятельности в преподавании биологии. Уроки с использованием ИКТ вызывают большой эмоциональный подъем и повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление.
Использую возможности компьютера для создания компьютерных разработок урока или фрагментов урока, презентаций в урочное и внеурочное время. Ученики используют при работе над проектами, исследовательскими работами. Часто использую диски к учебникам при изучении нового материала и при закреплении знаний (по мнению учеников- это привлекает )
В своей работе я использую информационные технологии в таких направлениях:
-демонстрация слайдов (использование презентаций);
-использование компьютера для обобщения знаний;(задания типа расставь в прав порядке, подпиши, распредели)
-использование электронных пособий;(диски по биологии)
-работа над проектами.
-создание совместно с учащимися различных электронных продуктов
На уроках я использую ИКТ на всех этапах: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении внеклассных занятий
4) Дидактические игры В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют задания и делают это с увлечением, а не по обязанности. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда и к предмету. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности: ребята учатся считаться с интересами других, развивается чувство ответственности, воспитывается дисциплина
Учебная игра выполняет несколько функций:
- оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор;
- учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи;
- мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса.
Требования к игре,:
- должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней.
-Содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; -игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них.
(Игры :Домино, лото использую при изучении систематики растений, строение животных, на понятия и определения в теме генетика)
- учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры.
5) Проблемные ситуации
Проблемные вопросы можно ставить на любом этапе изучения темы:
- при объяснении материала (в начале урока), чтобы вызвать интерес к изучаемому вопросу;
- при закреплении полученных знаний, что помогает обобщить изложенный материал и подводит учащихся к самостоятельному выводу;
- при контроле знаний (творческое применение знаний).
Проблемные вопросы, изобретательские и исследовательские задачи позволяют применить такие методические приемы, как поиск способов разрешения противоречия, изложения разных точек зрения на один и тот же вопрос и с разных позиций. Это побуждает учащихся делать сравнение, обобщение и выводы. Для активизации познавательной деятельности возможно создание проблемной ситуации на основе высказываний или фактов.
6) Применение творческих заданий на уроках биологии
Важнейшую роль в активизации учащихся играет использование творческих познавательных заданий в учебной деятельности. Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету и взаимосвязи с другими предметами учащимся предлагаются творческие задания.
Способы и виды заданий достаточно разнообразны:
1) составление кроссвордов ;( и дома и в классе)
2) сочинение сказок или стихотворений, о каком – либо биологическом объекте; (дома)
3) выполнение рисунков;
4) изготовление аппликаций , макетов, поделок (дома)
5) составление рассказа с биологическими ошибками;
6) составление тестов, опорных схем и конспектов;
7) сбор и оформление гербариев, коллекций. (экскурсии и дома)
8.Найти биологические ошибки в сказках, баснях, рисунках
7) Разминки Разминки – короткие, емкие задания – упражнения, расширяющие кругозор учащихся. Они позволяют заинтересовать учащихся и заставить размышлять, наиболее подходят для отработки ключевых понятий, терминов урока.
А) «Ключевые слова» - каждый учащийся получает текст с пропусками. За определенное время надо составить список слов утерянных в рассказе. По окончании работы учителем зачитывается список утерянных слов, а учащиеся проверяют совпадение со своим списком и за каждое совпадение ставят себе по 1 баллу. В конце подсчитывается общее количество баллов и ставится оценка. Такие задания есть в рабочих тетрадях ( в ГИА тоже)
Б) «Верю – не верю» - предлагаемые на обсуждение примеры либо заведомо ложны, либо истинны. Необходимо определить, достоверна ли содержащаяся в них информация, и объяснить свой выбор (например: плоды колбасного дерева по вкусу напоминают сервелат). ( в ГИА тоже)
В) «Да-нетка» - по условию игры задумавший слово на все вопросы собеседника имеет право отвечать только «да» или «нет», учащийся отгадывающий слово или объект должен задавать соответствующие этому требованию вопросы. Можно использовать на уроках ботаники и зоологии при изучении многообразия живых объектов.
Г) «Кроссвординки» - предлагается разгадать мини-кроссворд по определенной теме .некоторые кроссворды приготовлены детьми как домашнее задание
Активизация познавательной деятельности в обучении биологии, позволяет мне достигать определенных результатов:
-Наблюдается позитивная динамика уровня обученности и качества знаний учащихся по биологии ;
- ученики успешно сдают ЕГЭ и ГИА по биологии и поступают в учебные заведения на специальности, связанные с биологией;
-увеличивается число участников олимпиад,
-наблюдается позитивная динамика участия ребят в конкурсах разных уровней .
Современное информационное общество ставит перед системой образования следующую цель - формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества.
Перед современным образованием стоит задача создания человека, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений, к самореализации
Поэтому неслучайно был утвержден ФГОС общего и среднего(полного образования.
Новые стандарты направлены на создание условий самораскрытия и самореализации личности, формирование личной ответственности каждого за свои действия, поступки, их последствия.
Современная педагогика призвана воспитать в каждом ребёнке личность, которая могла бы свободно ориентироваться в водовороте жизни, умела бы выбирать из всего, что окружает её только полезное и необходимое для себя и для общества, в котором она будет жить, отбрасывая при этом ненужное и негативное.
Это в свою очередь способствует подведению учащихся к умению самостоятельно искать необходимую информацию, добывать знания, а не получать их в готовом виде. учитель должен дать ученикам возможность исследовать, экспериментировать, видеть закономерности.
В результате учащиеся должны:
- овладеть умением «учиться»;
- обладать повышенным уровнем мотивации к процессу образования;
- иметь высокую познавательную активность;
- обладать творческой активностью и уметь реализовать себя во всех видах учебной и внеучебной деятельности.
В заключении хочу сказать:
Всему в школе научить нельзя, поэтому важно научить мыслить,
самостоятельно действовать,
ориентироваться в ситуациях,
знать подходы к решению проблемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМА: «Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»
В последнее время отмечается падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, формируют правильно...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через задания с экологическим содержанием
стастья по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через задания с экологическим содержанием"...
Тема самообразрвания "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через использование дидактического ресурса личностно-ориентированного образования"
Анализ собственной педагогической деятельности, почти 20-летний опыт работы позволили мне выделить и проанализировать основные проблемы, возникающие перед учителем в процессе реформ, внедрения инновац...
Доклад "Игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии"
Доклад по теме самообразования...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии.
В данной статье описаны основные принципы, методы активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»
Активная работа ученика на уроке – залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? ...
Статья "Познавательные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии."
В статье приводится обзор игр как средства повышения активности учащихся на уроках биологии. Отмечается роль игровых приемов в формировании заинтересованности учащихся к изучению материала урока.Рассм...