Урок "Многообразие насекомых"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока «Многообразие насекомых. Экологические группы»
Урок с элементами игры.
Цели урока:
- Экологическое воспитание и образование.
- Формирование интереса к биологии и экологии. (слайд 1)
Задачи урока. (слайд 2)
Образовательные:
- Закрепление учащимися знаний о различных отрядах насекомых и усвоение знаний об основных экологических группах этих животных.
- Появление навыков работы дополнительными источниками информации.
Развивающие :
- Развитие самостоятельного мышления, творческого подхода к решению поставленных биологических и экологических задач.
- Самореализация личности школьника, повышение его самооценки.
Воспитательные:
- Воспитание эстетического восприятия окружающего мира.
- Формирование умений работать в коллективе, принимать совместные решения, оценивать работу товарищей.
- Формирование бережного отношения к природным объектам.
Структура урока.
- организация учебно-познавательной деятельности.
- повторение изученного материала.
- объяснение нового материала.
- самостоятельная групповая работа учащихся.
- подведение итогов урока.
- домашнее задание.
Оборудование.
Компьютерная презентация, наборы карточек с изображением насекомых с их кратким описанием (приложение 1), игровые поля с указанием групп насекомых (приложение 2), коллекции насекомых.
НАСЕКОМЫЕ – наиболее многочисленный класс членистоногих беспозвоночных. По разным оценкам их численность достигает 3 млн видов. На сегодняшний день описано около 1 млн видов насекомых, что составляет примерно 70% от общего числа известной фауны. Представители класса насекомых встречаются повсеместно и в большинстве экологических сообществ играют существенную роль. (слайд 3)
Точное количество видов насекомых ни в одной области России до сих пор не установлено. Наиболее взвешенная оценка для Тульской области - от 6000 до 8000 видов, принадлежавших не менее чем к 18 отрядам. В поле зрения энтомологов находится не более 5000 видов насекомых. 13 видов насекомых занесено в Красную книгу (слайд 4)
Повторение материала.
1. назовите отличительные признаки насекомых. (слайд 5)
(- наличие пары усиков, - сложные глаза, - три пар ног , - три отделов тела :
голова, грудь и брюшко,- крылья (у большинства). )
2. Какие ротовые аппараты бывают у насекомых. (слайд 6)
(грызущий, лижущее-грызущий, колюще-сосущий, сосущий, лижущий)
3. назовите типы конечностей насекомых (слайд 7)
( ходильные, прыгательные , хватательные, прицепные, собирательные, плавательные,
копательные ).
4. соотнесте названные типы конечностей с представленными на слайде рисунками
(слайд 7)
(1-д, 2-в, 3-з, 4-г, 5-а, 6-ж, 7-б)
Экологическая группа живых организмов: (слайд 8)
- Группа из представителей различных систематических категорий, имеющих сходную среду обитания или ведущих сходный образ жизни.
- Группа живых организмов, у которых в данных условиях существования выработались определенные общие черты строения или поведения.
Классификация экологических групп: (слайд 9)
- 1 группа - насекомые, приспособленные к различными физическими факторами среды обитания
- 2 группа - насекомые в эфемерных субстратах.
- 3 группа – по биотическим связям насекомых, их взаимоотношениям с объектами живой природы.
Например, к 1 группе относятся - почвенные насекомые,
насекомые – гидробионты (водные обитатели)
В каждом водоеме могут быть выделены экологические зоны: - поверхностная водная пленка; - толща воды (пелагиаль); - дно (бенталь).
Эти зоны существенно различаются по условиям существования и населяются животными определенных экологических групп. Обитателями бентали - личинки насекомых (стрекоз, поденок, комаров, мух-журчалок, ручейников). Пелагиаль заселяют планктонные организмы - водные клопы (водяной скорпион, гребляк, гладыш, плавт), жуки (вертячка, плавунец окаймленный, большой и малый водолюбы. Из животных, использующих поверхностную водную пленку, следует отметить водомерку. Каждый из названных видов имеет свои приспособления к жизни в этих условия.
Учитель просит учащихся назвать эти приспособления.
Человек по отношению к себе условно разделил насекомых на 3 группы: полезных, безразличных, вредных.
В незначительно нарушенных человеком естественных экосистемах почти нет вредных насекомых. Наукой доказано, что наблюдающееся время от времени значительное объедание насекомыми листвы и других органов растений скорее полезно для последних и очень полезно для всей окружающей среды. Известно, что причинять реальный экономический ущерб (преимущественно сельскому хозяйству) могут лишь около 1% видов насекомых, в основном - в периоды массовых размножений. (слайд 10)
Учитель предлагает сыграть в экологическое лото (приложения 1,2.
На каждом столе лежат игровое поле, наборы карточек (12 штук), алгоритм действий (приложение3 ). Учащиеся выполняют задание по алгоритму, отчитываются по нему.
Ответы учащихся проверяются слайдами презентации (слайды11,12,13)
Учитель знакомит учащихся с законами КОММОНЕРА (слайд 14)
Учащиеся получают задание пояснить эти законы на примете насекомых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Многообразие насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека.
Обощающий урок по тме "Насекомые" Его хорошо проводить в форме соревнования....
Урок-игра по биологии в 7 классе "Насекомые. Отряды насекомых"
В настоящее время ученики на уроках получают огромное количество информации. Иногда им нужна небольшая разрядка. Проведение урока в игровой форме способствует их эмоциональной разгрузке, сплачивает уч...
Презентация по теме "Насекомые" . Развитие насекомых
Урок для 7 класса, по курсу Животные, по теме "Насекомые", рассматривается развитие насекомых....
Полезные насекомые. Охрана насекомых.
Работа по карточкам, сообщения учащихся о пчёлах и музеи пчёл....
Полезные насекомые. Охрана насекомых.
Урок предназначен для учащихся 7 класса. Является предпоследним в изучении темы....
урок по теме "Класс Насекомые. Отряды насекомых. Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи".
данный материал позволит быстро учителю прверитьв начале урока знания по теме "стрекозы, Вши, Жуки, Клоппы", изусить новый матерал "Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи". Закрепление пре...
Викторина "Вопросы о насекомых" для учащихся 7 класса (обобщающий контроль по теме "Насекомые")
Викторина рекомедована для учащихся 6-7 классов по теме "Класс насекомые",которую можно провести во время обобщающего урока по данной теме или в рамках недели биологии. Викторина состо...