2. | Опрос учащихся по заданному на дом материалу, Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: организовать целенаправленную собственную познавательную деятельность, показать умения применять полученные знания об особенностях внешнего и внутреннего строения насекомых в измененной ситуации, уметь оценивать себя и своих одноклассников, определить уровень владения коммуникативной компетенцией. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: проверить степень усвоения обучающимися материала темы «Внешнее и внутреннее строение, типы развития насекомых», выявить пробелы для дальнейшей коррекции, развивать внимание, логику, речь школьников. Задачи: -на основе рисунка «Внутреннее строение таракана» обучающиеся должны уметь распознавать органы и системы органов насекомых, объяснять особенности строения, связанные с полетом; -сравнивать организацию внутреннего строения классов типа членистоногие; -устанавливать взаимосвязь между строением и функцией внутренних органов ; -выявлять черты приспособленности насекомых к среде обитания
Методы, способствующие решению поставленных целей и задач: -Распознавание органов и систем органов по рисунку; -«Слепой текст»; - заполнение сравнительной таблицы; -«решение задач»; - Критерии достижения целей и задач данного этапа урока: индивидуальная помощь учителя, устное монологическое высказывание, беседа. Действия, педагога в случае, если ему или учащимся не удаётся достичь поставленных целей: индивидуальные консультации. Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе опроса: одобрение, благодарность, похвала. Методы и критерии оценивания ответов обучающихся в ходе опроса: оценка одноклассников, отметка учителя.
|
Ход этапа урока: Сегодня нам предстоит повторить и обобщить все изученное ранее об этих удивительных животных, которые относятся к типу членистоногие: и общую характеристику класса насекомые и типа, и особенности их строения и многообразия. Сегодня каждый из вас работает на уроке с карточками-заданиями. Я предлагаю вам подписать системы органов и органы ракообразных, паукообразных, насекомых, а затем вам предстоит выполнить самостоятельную работу по группам. Первая группа в карточках указывает признаки, по которым животных относят к типу членистоногие, а вторая указывает признаки, по которым животных относят к классу насекомые, третья указывает типы развития насекомых и приводит по 3 примера из каждого .
|
3.
| Изучение нового учебного материала. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: осознать и запомнить особенности внутреннего строения насекомого, , , показать умения применять полученные знания, установить причинно – следственные связи, найти необходимую информацию в тексте учебной статьи по теме урока. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать созданию условий для осмысления и эффективного усвоения блока информации о полезных насекомых и охране насекомых. Задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: -обеспечить усвоение обучающимися знаний об одомашненных насекомых, общественных насекомых; -установить взаимосвязь между особенностями строения органов и выполняемой ими функции; -помочь осознать целесообразность строения живых организмов; -организовать самостоятельную деятельность обучающихся, развивающую умения отбирать информацию, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; -создать условия для развития у детей умения критически, творчески и продуктивно оценивать информацию, учить объяснять, аргументировать; -совершенствовать навыки работы с натуральными объектами, УМК; -формировать познавательный интерес к предмету. Методы, способствующие решению поставленных целей и задач: самостоятельная работа с учебником, словесный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый . Формы работы: -работа в группах; -индивидуальная работа с учебником - заполнение таблицы. Критерии определения уровня внимания и интереса обучающихся к материалу: -постановка эвристических вопросов; -созданий проблемных ситуаций; -беседа; -фронтальный опрос. Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе опроса: одобрение, благодарность, похвала, подбадривание.
| . Ход этапа урока Актуализация опорных знаний Учитель: Вы уже знаете, что среди живых существ, наших соседей по планете, нет ничего более многочисленного и менее изученного, чем мир насекомых. Они буквально кишат везде и настолько живучи, что заселили почву, водоемы. пески пустыни и зону вечной мерзлоты. Они являются объектом пристального изучения многих специалистов: агрономов, медиков, авиаконструкторов, физиков – атомщиков и т.д. А как называется наука, изучающая насекомых? У нас будет возможность узнать много нового. Ваши товарищи приготовили для вас интересные сообщения. Вы знаете как многообразен мир насекомых, но среди них есть те , которых мы называем домашними. Как вы воспринимаете выражение «домашние насекомые?» Кого из насекомых вы могли бы отнести к этой группе? Какова их роль в жизни человека? Формулирование обучающимися темы урока. Запись темы урока «Полезные насекомые .». Скажите, пожалуйста, эта тема для вас совершенно новая? (нет). Тогда ответьте, что вы по этой теме знали? - Прием «Ассоциации» с понятием «полезные, насекомые» (в центре доски записывается понятие «полезные,» и в виде кластера слова – ассоциации с ним):
(Все ответы записываются на доске и в тетради. Учитель не опровергает даже неправильные ответы) Достаточно ли этой информации для понимания сущности полезные, одомашненные? (Нет). Что же мы должны сегодня узнать? (Формулирование задач урока обучающимися). - Работа в группах с учебником (деление на группы).
Задание для 1 группы: В учебнике прочитать первую половину статьи «Пчелы»и дополнить недостающие элементы кластера. Задание для 2 группы: В учебнике прочитать вторую половину статьи и дополнить недостающие элементы кластера. А сейчас послушайте сообщение, которое для вас приготовили ваши товарищи и запишите в тетрадь наиболее важное из услышанного. Ученик: Пчелы появились на Земле за 5-6 млн. лет до первого человека. Пчела никого не ест. Ей нужны лишь нектар и пыльца. Нет жертв. Есть только дары. Дарит она душистый мед, прополис, питательное маточное молочко, целительный пчелиный яд ,целую кладовую витаминов и микроэлементов. Чтобы произвести 100г. меда пчеле нужно собрать нектар из миллионов цветков, 15 тысяч раз посетить улей, каждые 5-6- минут пчела опыляет 40 бутонов яблони, а т.к. ее рабочий день длится почти 20 часов, то это содействует появлению 2 843890 яблок. В Польском городе Сватенадзе создан музей пчеловодства, а перед входом в музей можно увидеть памятник пчеле-труженице. Круглая гранитная колонна со скульптурным изображением пчел стоит на шестигранном постаменте , символизирующем пчелиную восковую ячейку. Несколько тысячелетий назад по прихоти вождя племени в республике Гана был возведен дворец из медовых кирпичей , тайна изготовления которых не разгадана до сих пор. . Учитель: Удивительно организована жизнь в пчелиной семье, их взаимоотношения, распределение трудовых функций. Пользуясь учебником П.28, заполните таблицу
Обитатели улья | Особенности внешнего строения | Функция в семье |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вы уже знаете. Что пахучие вещества- разговорный язык насекомых. Разговор пчел изучил немецкий ученый карл Фриш, за что получил Нобелевскую премию. Пчелы говорят еще и движениями. Во время танца пчела виляет брюшком, а во время прямого пробега она издает звуки и источает аромат цветов того луга, где есть источники корма. Учитель: Каких еще вы знаете одомашненных насекомых? С какой целью их одомашнили? Как люди использовали их? Правильно. Речь идет о тутовом шелкопряде. Какова же роль насекомых в жизни человека?
Вы правильно перечислили все, что касается роли насекомых, а в качестве дополнения послушайте еще одно сообщение. Ученик: Я могу добавить, что есть еще памятник бабочке кактобластис, спасшую Австралию от завезенных из Америки 2 видов кактусов опунции для зеленой изгороди. Эти кактусы вытеснили другие растения. Кактусы срезали, перепахивали, сжигали, использовали химикаты. Затраты достигли 90 долларов на гектар, но ничего не помогало. Гусеницы же съедали мякоть кактуса и растения распадались, и к 1935 г. проблема была решена. А в честь кактусовой огневки был сооружен мемориал. Есть памятник в честь победы над нашествием ос в 1841 г. на английскую деревушку, памятник в честь победы над саранчой. Учитель: Вы уже поняли, что роль насекомых велика, и не только для человека, но и в природе .Так какова же роль их в природе? 4.Обсуждение. Коррекция. 5.Постановка проблемного вопроса: Почему сейчас так остро стоит вопрос охраны насекомых? Что им угрожает, какие насекомые подлежат охране? Правильно. Те , численность которых стабильно сокращается. А как можно их спасти? Достаточно ли просто занести их в «Красную книгу»? Какие меры необходимы? Рассмотрите редких охраняемых насекомых.
6.Физминутка «Бабочки»: Бабочки летят, Крыльями машут, (махи руками) На цветочек сели, (присели на корточки) Головой повертели, (крутят головой влево и вправо) По лепесточкам ползают, (переминаются с ноги на ногу) Сладкий нектар достали, (наклон вниз к полу) Дальше полетели, (руки через стороны вверх, вдох) И на место сели (садятся на место).
|
4. | Закрепление учебного материала Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: осмыслить изучаемый материал и закрепить в памяти знания, умения и навыки, которые необходимы для самостоятельной творческой работы по новому материалу. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: выявить степень усвоения обучающимися нового материала. Задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: - установить правильность и осознанность усвоения нового материала каждым обучающимся; выявление пробелов, неверных представлений и их коррекция;
- ликвидация типичных ошибок школьников;
- выполнение заданий, требующих применение новых знаний.
Методы, способствующие решению поставленных целей и задач: словесный, эвристические вопросы Формы работы: фронтальный опрос (с двигательной зарядкой); монологические высказывания. Критерии, позволяющие определить степень усвоения обучающимися нового материала: беседа, вопросы. Методы реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть обучающихся не освоила новый учебный материал: индивидуальная помощь со стороны учителя и «сильных» обучающихся.
| Ход этапа урока: - Верны ли следующие утверждения: (в случае верного ответа нужно встать, неверного – сидеть на месте)
- К классу насекомые относятся животные, у которых 3 отдела тела, 1 пара усиков на голове и у многих во взрослом состоянии имеются крылья.
- Насекомые , не использующиеся в хозяйственных целях человеком не нужно охранять.
- Усики насекомых -орган обоняния.
- Тутовый шелкопряд используется для получения шелка.
- Все насекомые в своем развитии проходят стадию яйца, личинки, куколки и взрослого насекомого.
- Мальпигиевы сосуды открываются наружу рядом с анальным отверстием.
- Самцов и самок насекомых по внешнему виду отличить нельзя.
Учитель:Сейчас вас ожидает еще одна работа: посмотрите на экран и вставьте пропущенные слова в предложения: 1.Насекомые имеют… покров. 2.Обычно у насекомых…крыльев. 3.насекомые имеют отделы тела… 4.Глаза у насекомых… 5.кровеносная система насекомых… 6.Нервная система насекомых состоит из… 7.выделительная система насекомых представлена… 8. Как представители типа членистоногие насекомые …
|