Рабочая программа по биологии для 5 класса ФГОС
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы по биологии от 08.04.2015 года по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин Введение в биологию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_klass.docx | 229.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №14»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрено Руководитель МО ________/Рыжкова О.А./ Протокол № 1 от «26 » августа 2016 г. | Согласовано Заместитель директора по УР МБОУ «Лицей №14» _____/Гатауллина Е. И./ от «27 » августа 2016 г. | Утверждаю Директор МБОУ «Лицей № 14» ___________ /С.С. Калимуллина / Приказ № 252 от « 29 » августа 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии для 5 А, Б, В, Г, Э класса
Филипповой Светланы Александровны,
учителя первой квалификационной категории
г. Нижнекамск, 2016 год
Рабочая программа разработана на один учебный год на основе:
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" от 06.10.2009г №373; с изменениями, утвержденными приказом МОиН РФ от 26 ноября 2010 года, приказом МОиН РФ №1576 от 31 декабря 2015 года);
- Приказа Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014г. № 1644, приказом МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577);
- Примерной образовательной программы по учебному предмету и (или) авторской программы, прошедшей экспертизу и апробацию;
- Основной образовательной программы НОО и ООО МБОУ «Лицей №14» НМР РТ;
- Учебного плана МБОУ «Лицей № 14» НМР РТ на 2016-2017 учебный год;
- Положения о рабочей программе МБОУ «Лицей № 14» НМР РТ.
Планируемые результаты
Личностные результаты
- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные результаты освоения:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развитияисторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений окартине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Биология. Введение в биологию. 5 класс
(35 ч, 1 ч в неделю)
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение ( 9 ч)
Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Ткани организмов. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы:
- лабораторная работа № 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований»
- лабораторная работа № 2 «Проведение наблюдений, опытов с целью конкретизации знаний о методах изучения природы»
- лабораторная работа № 3 «Строение клеток живых организмов»
(на готовых микропрепаратах)
- лабораторная работа № 4 «Определение состава семян пшеницы. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов»
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные признаки живой природы;
— устройство светового микроскопа;
— основные органоиды клетки;
— основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
— ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
— характеризовать методы биологических исследований;
— работать с лупой и световым микроскопом;
— узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
— объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
— соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- систематизировать и обобщать разные виды информации;
- составлять план выполнения учебной задачи.
Раздел 2. Многообразие живых организмов ( 14 ч)
Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы.
Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
- контрольная работа №1 (тестирование) «Многообразие живых организмов»
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
— основные признаки представителей царств живой природы.
Учащиеся должны уметь:
— определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
— устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
— различать изученные объекты в природе, на таблицах;
— устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
— объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
— использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- самостоятельно готовить устное сообщение на 2— 3 мин.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (5 ч)
Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края.
Лабораторные и практические работы:
- лабораторная работа № 5 «Определение наиболее распространенных растений и животных»
- практическая работа №1 «Исследования особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Экологические проблемы местности и доступные пути их решения»
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные среды обитания живых организмов;
— природные зоны нашей планеты, их обитателей.
Учащиеся должны уметь:
— сравнивать различные среды обитания;
— характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
— сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
— выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
— приводить примеры обитателей морей и океанов;
— наблюдать за живыми организмами.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— находить и использовать причинно следственные связи;
— строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Раздел 4. Человек на Земле ( 7 ч)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный чело век). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. Демонстрация Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Лабораторные и практические работы:
- лабораторная работа № 6 «Измерение своего роста и массы тела»
- лабораторная работа № 7 «Простейшие способы оказания доврачебной помощи»
- Контрольная работа №2 (итоговое тестирование)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— предков человека, их характерные черты, образ жизни;
— основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
— правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
— простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
— объяснять роль растений и животных в жизни человека;
— обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
— соблюдать правила поведения в природе;
— различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
— вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать в соответствии с поставленной задачей;
— составлять простой и сложный план текста;
— участвовать в совместной деятельности;
— работать с текстом параграфа и его компонентами;
— узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Личностные результаты обучения
— Формирование ответственного отношения к обучению;
— формирование познавательных интересов и мотивов к бучению;
— формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
— осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры.
Промежуточная аттестация проводится в форме выставления годовой отметки.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся (или основные формы внеурочной деятельности обучающихся) |
1 | Введение | 1 | Объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Выделяют существенные признаки живых организмов. Определяют основные методы биологических исследований. Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовить микропрепараты. Выявляют основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах. Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук |
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение | 8 | ||
2 | Что такое живой организм | 1 | |
3 | Наука о живой природе | 1 | |
4 | Методы изучения природы | 1 | |
5 | Увеличительные приборы | 1 | |
6 | Живые клетки | 1 | |
7 | Химический состав клетки | 1 | |
8 | Вещества и явления в окружающем мире | 1 | |
9 | Великие естествоиспытатели | 1 | |
Раздел 2. Многообразие живых организмов | 14 | Называют основные этапы в развитии жизни на Земле. Определяют предмет изучения систематики. Выявляют отличительные признаки представителей царств живой природы. Сравнивают представителей царств, делают выводы на основе сравнения. Приводят примеры основных представителей царств природы. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Осваивают навыки выращивания растений и домашних животных. Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении | |
10 | Как развивалась жизнь на Земле | 1 | |
11 | Разнообразие живого | 1 | |
12 | Бактерии | 1 | |
13 | Грибы | 1 | |
14 | Водоросли | 1 | |
15 | Мхи | 1 | |
16 | Папоротники | 1 | |
17 | Голосеменные растения | 1 | |
18 | Покрытосеменные (цветковые) растения | 1 | |
19 | Значение растений в природе и жизни человека | 1 | |
20 | Простейшие | 1 | |
21 | Беспозвоночные | 1 | |
22 | Позвоночные | 1 | |
23 | Значение животных в природе и жизни человека | 1 | |
Раздел 3. Среда обитания живых организмов | 5 | Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, а также называют виды растений и животных, населяющих их. Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их взаимосвязь со средой обитания. Приводят примеры типичных обитателей материков и природных зон. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов. Называют природные зоны Земли, характеризуют их основные особенности и выявляют закономерности распределения организмов в каждой из сред | |
24 | Три среды обитания | 1 | |
25 | Жизнь на разных материках | 1 | |
26 | Природные зоны Земли | 1 | |
27 | Жизнь в морях и океанах | 1 | |
28 | Жизнь в морях и океанах | 1 | |
Раздел 4.Человек на Земле | 7 | Описывают основные этапы антропогенеза, характерные особенности предковых форм человека разумного. Анализируют последствия хозяйственной деятельности человека в природе. Называют исчезнувшие виды растений и животных. Называют и узнают в природе редкие и исчезающие виды растений и животных. Выясняют, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе. Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек. Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья | |
29 | Как человек появился на Земле | 1 | |
30 | Как человек изменил Землю | 1 | |
31 | Здоровье человека и безопасность жизни | 1 | |
32 | Растения и животные, занесённые в Красную книгу. | 1 | |
33 | Обобщающее повторение | 1 | |
34 | Обобщающее повторение | 1 | |
35 | Резерв | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока (сквозная нумерация) | Раздел, тема | Количество часов | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
1 | Раздел 1. Живой организм: строение и изучение | 9 | 03.09 | |
Что такое живой организм. Урок изучения нового материала. | 1 | |||
2 | Науки о живой природе Комбинированный урок. | 1 | 10.09 | |
3 | Методы изучения природы. Лабораторная работа №1: «Знакомство с оборудованием для научных исследований природы». Лабораторная работа №2: «Проведение наблюдений, опытов с целью конкретизации знаний о методах изучения природы». Комбинированный урок. | 1 | 17.09 | |
4 | Увеличительные приборы. Комбинированный урок | 1 | 24.09 | |
5 | Живые клетки. Лабораторная работа №3: «Строение клеток живых организмов» Комбинированный урок. | 1 | 01.10 | |
6 | Химический состав клетки. Лабораторная работа №4: «Определение состава семян. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов» Урок- практикум | 1 | 08.10 | |
7 | Вещества и явления в окружающем мире. | 1 | 15.10 | |
8 | Великие естествоиспытатели. | 22.10 | ||
9 | Обобщающий урок по теме: «Живой организм: строение и изучение» Урок проверки знаний | 1 | 29.10 | |
10 | Раздел 2. Многообразие организмов | 14 | 12.11 | |
Как развивалась жизнь на Земле. Урок изучения нового материала | 1 | |||
11 | Разнообразие живого. Урок применения знаний | 1 | 19.11 | |
12 | Бактерии. Урок изучения нового материала | 1 | 26.11 | |
13 | Грибы. Урок изучения нового материала | 1 | 03.12 | |
14 | Водоросли. Урок изучения нового материала | 1 | 10.12 | |
15 | Мхи. Урок изучения нового материала | 1 | 17.12 | |
16 | Папоротники. Урок изучения нового материала | 1 | 24.12 | |
17 | Голосеменные. Урок изучения нового материала | 1 | 14.01 | |
18 | Покрытосеменные ( цветковые) растения. Урок изучения нового материала | 1 | 21.01 | |
19 | Значение растений в природе и жизни человека. Урок обобщения знаний. | 1 | 28.01 | |
20 | Животные. Простейшие Урок изучения нового материала | 1 | 04.02 | |
21 | Беспозвоночные. Урок изучения нового материала | 1 | 11.02 | |
22 | Позвоночные. Урок изучения нового материала | 1 | 18.02 | |
23 | Значение животных в природе и жизни человека. Контрольное тестирование №1 «Многообразие живых организмов» Урок обобщения знаний. | 1 | 25.02 | |
24 | Раздел 3. Среда обитания живых организмов | 5 | 04.03 | |
Три среды обитания. Лабораторная работа №5: «Определение наиболее распространенных растений и животных». Комбинированный урок. | 1 | |||
25 | Жизнь на разных материках. Урок применения знаний. | 1 | 11.03 | |
26 | Природные зоны Земли. Комбинированный урок. | 1 | 18.03 | |
27 | Жизнь в морях и океанах. Комбинированный урок | 1 | 25.03 | |
28 | Практическая работа №1: «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Экологические проблемы местности и доступные пути их решения». | 1 | 08.04 | |
29 | Раздел 4. Человек на Земле | 6 | 15.04 | |
Как человек появился на Земле? Лабораторная работа №6: «Измерение роста и массы тела» Комбинированный урок. | 1 | |||
30 | Как человек изменил Землю. Комбинированный урок. | 1 | 22.04 | |
31 | Жизнь под угрозой Комбинированный урок | 1 | 29.04 | |
32 | Не станет ли Земля пустыней? Комбинированный урок. | 1 | 06.05 | |
33 | Здоровье человека и безопасность жизни. Лабораторная работа №7: «Простейшие способы оказания доврачебной помощи». Комбинированный урок. | 1 | 13.05 | |
34 | Контрольное тестирование №2 (итоговое) Урок проверки знаний. | 1 | 20.05 | |
35 | Итоговый урок по курсу: «Биология. Введение в биологию» | 1
| 27.05 |
Лист изменений в тематическом планировании
№ записи | Дата | Изменения, внесенные в КТП | Причина | Согласование с зам. директора по УР |
Контрольная работа №1 «Многообразие живых организмов» 5 класс
УМК А.А. Плешаков, Н.И.Сонин Введение в биологию. М.:Дрофа, 2012 г.
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Многообразие живых организмов».
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать особенности живых организмов разных Царств;
- знать представителей живых организмов разных Царств;
- применять полученные знания на уроке, в жизни;
Метапредметные:
- регулятивные:
- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- коммуникативные:
- выражать свои мысли и идеи;
- познавательные:
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Вариант 1.
Задание 1. Выберите один правильный ответ из предложенных вариантов.
1. Может ли клетка быть отдельным организмом?
А) да
Б) нет
2. Органические вещества образуются в:
А) луковицах Б) листьях В) корнях Г) плодах.
3.Бациллы – это
А) спиралевидные бактерии Б) палочковидные бактерии
В) бактерии в виде виноградной грозди Г) бактерии в виде запятой
4.Какие растения относятся к голосеменным?
А) береза Б) дуб В) лиственница Г) боярышник
5.Грибы, как и животные,
А) имеют мицелий Б) размножаются вегетативно
В) имеют неограниченный рост Г) являются гетеротрофами
6. Отличительным признаком грибов-паразитов является то, что они
А) питаются за счет других организмов В) питаются отмершим органическим веществом
Б) способны к фотосинтезу Г) имеют хлоропласты
7.Какие организмы, входящие в состав лишайника, способны к фотосинтезу?
А) грибы Б) моховидные В) зеленые водоросли Г) красные и бурые водоросли
8.Тело лишайника называется
А) грибницей Б) плодовым телом В) слоевищем Г) стромой
9. Можжевельник относится к Царству
А) Бактерий Б) Грибы В) Растения Г) Животные
10. Растения
А) автотрофы Б) гетеротрофы В) растут всю жизнь Г) многоклеточные организмы
Задание 2. Дайте определения следующим понятиям:
1) Флора – …
2) Микология - …
3) Прокариоты - …
4) Гетеротрофы - …
5) Спириллы - …
Задание 3. Верны ли следующие утверждения.
1. Вирусы – это неклеточная форма жизни.
2. Отличительная черта бактериальной клетки – отсутствие в ней ядра.
3. Бактерии – самая молодая группа организмов.
4. В царство Растения входят одноклеточные и многоклеточные организмы.
5. Кедр – цветковое растение.
6. Тело водорослей – слоевище.
7. Стрекоза – животное.
8. Грибы – автотрофы.
9. Сморчок – ядовитый гриб.
10. Среди растений есть вредные виды.
Задание 4. Почему лишайники называют «первопроходцами или пионерами жизни»?
Вариант 2.
Задание 1. Выберите один правильный ответ из предложенных вариантов.
1. Органические вещества из неорганических создают
А) растения Б) вирусы В) животные Г) грибы
2. Бактерии и грибы относят к:
А) одному царству живых организмов Б) царству растений
В) разным царствам живой природы Г) лишайникам
3. Как называются зелёные пластиды?
А) цитоплазма; Б) хромопласты; В) лейкопласты; Г) хлоропласты.
4. Споры бактерий служат для
А) бесполого размножения Б) полового размножения
В) деления Г) перенесения неблагоприятных условий
5. К грибам не относится
А) дрожжи Б) мукор В) трюфель Г) ягель
6. Грибы-сапротрофы
А) питаются мертвыми органическими веществами Б) паразитируюи
В) имеют плодовое тело Г) не имеют мицелия
7. Лишайники разрушают скалы с помощью
А) лишайниковых солей Б) лишайниковых кислот В) лишайниковых щелочей Г) ферментов
8. К лишайникам относится
А) кукушкин лен Б) сфагнум В) ксантория Г) мукор
9. В царстве Покрытосеменные растения насчитывается
А) около 1, 5 млн видов Б) около 250 тыс. видов В) около 2,5 млн видов Г) около 3 млн видов
10. К водорослям относится
А) хлорелла Б) ягель В) сфагнум Г) лещина
Задание 2. Дайте определения следующим понятиям:
1) Лихенология - ….
2) Эукариоты – …
3) Симбиоз - …
4) Вибрионы - …
5) Слоевище - …
Задание 3. Верны ли следующие утверждения.
1. Ученые полагают, что на Земле обитает до 30 млн видов живых организмов.
2. Грибы-паразиты наносят урон живым организмам.
3. Лишайники размножаются только спорами.
4. Гриб дождевик – съедобный гриб.
5. Грибы – гетеротрофы.
6. Паук – это животное.
7. Мхи, плауны и хвощи не относятся к растениям.
8. Благодаря деятельности цианобактерий миллиарды лет назад начала формироваться атмосфера Земли.
9. Бактерии, грибы и лишайники – эукариоты.
10. Некоторые бактерии имеют жгутики.
Задание 4. Какие организмы называют паразитами?
Ответы:
1 вариант
Задание 1: 1а, 2б, 3б, 4в, 5г, 6а, 7в, 8в, 9в, 10а
Задание 2: Фло́ра — исторически сложившаяся совокупность видов растений
Микология- наука о грибах
Прокариоты – или доя́дерные — одноклеточные живые организмы, не обладающие (в отличие от эукариот) оформленным клеточным ядром
Гетеротрофы-организмы, которые не способны синтезировать органические вещества из неорганических путём фотосинтеза или хемосинтеза.
Спириллы -бактерии, имеющие форму спирально извитых или дугообразно изогнутых палочек.
Задание 3: 1,2,4,6,10
Задание 4: Лишайники - это очень своеобразная группа живых организмов, которые могут обитать в таких условиях, где никакие другие растения не приживаются. Они выдерживают и сильные морозы, и очень высокую температуру. Растут они в самых необычных местах: на камнях и деревьях, песчаных почвах и заборах, в тундре и Антарктиде. Изучив особенности этих необычных организмов, можно ответить на вопрос о том, почему лишайники называют пионерами растительного покрова. Ведь именно они появляются первыми в таких местах, где ничего не может расти: на камнях, в пустыне или тундре. Эти удивительные организмы, которые являются симбиозом гриба и водоросли.
2 вариант
Задание 1:1а, 2в, 3г, 4г, 5г, 6а, 7б, 8в, 9в, 10а
Задание 2:
Лихенология – наука о лишайниках.
Эукариоты – живые организмы, обладающие оформленным ядром.
Симбиоз-форма взаимоотношений, при которой оба партнёра или только один извлекает пользу из другого.
Вибрионы- бактерии изогнутые или в форме палочки
Слоевище -вегетативное тело водорослей, грибов, лишайников, некоторых моховидных, не дифференцированное на органы
Задание 3: 2, 5, 6, 8, 10
Задание 4: Паразитами называются организмы, которые живут за счет других организмов (как снаружи, так и внутри них), употребляя питательные вещества организма хозяина.
Болезнетворные бактерии, грибы, растущие на стволах живых деревьев: чага, опята.
Система оценивания результатов выполнения контрольной работы:
За задание 1 - по 1баллу за каждый правильный ответ(всего 10 баллов),
за задание 2 – по 2 балла (всего 10 баллов),
за задание 3- по 1 баллу за верное утверждение (всего 5 баллов),
за задание 4- 3 балла.
Максимальное количество баллов-28
Шкала перевода первичных баллов в школьные отметки
Школьная отметка | 5 | 4 | 3 | 2 |
Первичный балл | 28-27 | 26-21 | 14-20 | 13 и менее |
Контрольная работа № 2 по биологии для учащихся 5 классов
I вариант
Для заданий с выбором ответа 1-8, 12 обведите номер правильного ответа. Для заданий 9, 10, 11,13 запишите ответ в указанном месте. |
1.Часть организма, которая выполняет в нем особую функцию и обладает особым строением называют:
1) тканью
2) органом
3) слоевищем
4) симбиозом
2. Выяснение размеров листа клёна остролистного является
1) | наблюдением |
2) | измерением |
3) | сравнением |
4) | экспериментом |
3. Рассмотрите клетку, изображённую на рисунке, и укажите, какой цифрой обозначено её ядро.
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
4. Какое из перечисленных ниже названий обозначает ткань, благодаря которой растение растёт?
1) | покровная |
2) | проводящая |
3) | основная |
4) | образовательная |
5. Выберите название группы организмов, участвующих в разложении органических веществ в природе.
1) | бактерии |
2) | растения |
3) | птицы |
4) | животные |
6. Грибы размножаются
1) семенами
2) клубнями
3) спорами
4) луковицами
7. Тело лишайников образовано организмами
1) бактерией и водорослью
2) грибом и водорослью
3) деревом и грибом
4) грибом, водорослью, бактерией
8. Дуб и клен произрастают в
1) тайге
2) саванне
3) широколиственном лесу
4) тропическом лесу
9. Установите соответствие между животным и средой его обитания
Животное Среда обитания
А) Крот 1) Водная
Б) Тюлень 2) Почвенная
В) Стриж 3) Наземно-воздушная
Г) Заяц
Д) Акула
А | Б | В | Г | Д |
10. Выпишете понятие, являющееся лишним в перечне, и объясните, почему Вы так решили
сайгак, хомяк, суслик, лось, ковыль
Ответ: ____________________________________________________________
_______________________________________________________________
11. Какие три из перечисленных ниже растений относятся к голосемянным? Запишите в ответе нужную последовательность цифр в порядке возрастания.
1) | ландыш |
2) | ель |
3) | огурец |
4) | кедр |
5) | сосна |
6) | береза |
Ответ: ________________.
12. Рассмотрите животное, изображенное на рисунке. Ответьте на вопросы
А. В какой среде обитания живет рысь?
1) водная
2) почвенная
3) наземно-воздушная
Б. На каком материке можно обнаружить рысь в естественных условиях
1) Южная Америка
2) Евразия
3) Африка
4) Антарктида
В. Укажите природную зону России, в которой проживает
1) тундра
2) саванна
3) тропический пояс
4) тайга
13. Прочитайте текст. Установите черты сходства кроманьонцев и современного человека.
Кроманьонцы внешне были похожи на современного человека. Они владели членораздельной речью, изготавливали сложные костяные и каменные орудия. Эти люди умели украшать свои пещеры, оставляя на стенах удивительные рисунки.
1)_______________________________
2)_______________________________
3)_______________________________
4)______________________________
Контрольная работа №2 по биологии для учащихся 5 классов
II вариант
Для заданий с выбором ответа 1-8, 12 обведите номер правильного ответа. Для заданий 9,10,11,13 запишите ответ в указанном месте. |
1.Совокупность всех живых организмов и условий их обитания называют
1) | организмом |
2) | неживой природой |
3) | живой природой |
4) | тканью |
2.Учитывая все факторы состояния птичьего поголовья, ученые делают прогноз. Такой метод называют
1) | наблюдением |
2) | моделированием |
3) | сравнением |
4) | экспериментом |
3.Рассмотрите клетку, изображённую на рисунке, и укажите, какой цифрой обозначено её вакуоль.
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
4. Организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических, носят название
1) автотрофы
2) хищники
3) гетеротрофы
4) хвойные
5. Какое из перечисленных ниже названий обозначает ткань, благодаря которой
образованы покровы тела?
1) | эпителиальная |
2) | мышечная |
3) | нервная |
4) | соединительная |
6. Мхи, хвощи, плауны и папоротники размножаются
1) семенами
2) клубнями
3) спорами
4) луковицами
7. Цианобактерии – это представители царства
1) бактерией
2) прокариот
3) растений
4) древних водорослей
8. Плодовое тело из шляпки и ножки образует
1) мох сфагнум
2) почвенная бактерия
3) папоротник орляк
4) гриб подберезовик
9. Установите соответствие между животным и средой его обитания
Животное Среда обитания
А) Летучая мышь 1) Водная
Б) Окунь 2) Почвенная
В) Дождевой червь 3) Наземно-воздушная
Г) Морж
Д) Кенгуру
А | Б | В | Г | Д |
10. Выпишете понятие, являющееся лишним в перечне, и объясните, почему Вы так решили.
ромашка, бурундук, ель, подорожник, рожь
Ответ: ________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
11. Какие три из перечисленных ниже растений относятся к цветковым?
Запишите в ответе нужную последовательность цифр в порядке возрастания
1) | сосна |
2) | ландыш |
3) | ягель |
4) | кедр |
5) | крапива |
6) | кукуруза |
Ответ: ________________
12. Рассмотрите животное, изображенное на рисунке. Ответьте на вопросы
А. В какой среде обитания живет волк?
1) водная
2) почвенная
3) наземно-воздушная
Б. На каком материке можно обнаружить волка в естественных условиях
1) Южная Америка
2) Антарктида
3) Африка
4) Евразия
В. Укажите природную зону России, в которой проживает
1) тайга
2) саванна
3) широколиственный лес
4) тундра
13. Прочитайте текст. Установите черты сходства кроманьонцев и современного человека.
Ученые называют Человека умелого одним из далеких предков современного человека. Этот вид людей передвигался только на ногах и сам изготавливал для себя орудия труда. Предполагают, что именно эти существа впервые научились использовать огонь и строить простые жилища из веток.
1)____________________________
2)____________________________
3)____________________________
4)____________________________
Система оценивания результатов выполнения контрольной работы
Задания №№1-8 оцениваются в 1 балл, № 9-13 в 2 балла. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 18 баллов.
I вариант
Правильные ответы:
№ задания | Ответ | № задания | Ответ | |
1 | 2 | 9 | 21331 | |
2 | 2 | 10 | см. критерии | |
3 | 2 | 11 | 245 | |
4 | 4 | 12 | 324 | |
5 | 1 | 13 | см. критерии | |
6 | 3 | |||
7 | 2 | |||
8 | 3 |
Критерии оценивания ответов на задание 10
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа) | |
Примерный ответ: Ковыль. Всё остальное относится к царству животным. | |
Указания к оцениванию | Баллы |
Указано «лишнее» понятие и представлено логически правильное объяснение, позволяющее считать его «лишним». | 2 |
Отсутствует логичное объяснение, позволяющее выявить «лишнее» понятие, ИЛИ ответ отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Критерии оценивания ответов на задание 13
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа) | |
В ответе должно присутствовать указание на то, что:
| |
Указания к оцениванию | Баллы |
Приведены четыре элемента верного ответа. | 2 |
Приведено только два из элементов ответа. | 1 |
Ответ не содержит элементов верного ответа ИЛИ ответ отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
II вариант
Правильные ответы:
№ задания | Ответ | № задания | Ответ | |
1 | 3 | 9 | 31213 | |
2 | 2 | 10 | см. критерии | |
3 | 4 | 11 | 256 | |
4 | 3 | 12 | 343 | |
5 | 1 | 13 | см. критерии | |
6 | 3 | |||
7 | 1 | |||
8 | 4 |
Критерии оценивания ответов на задание 10
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа) | |
Примерный ответ: Бурундук. Всё остальное относится к царству растений. | |
Указания к оцениванию | Баллы |
Указано «лишнее» понятие и представлено логически правильное объяснение, позволяющее считать его «лишним». | 2 |
Отсутствует логичное объяснение, позволяющее выявить «лишнее» понятие, ИЛИ ответ отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Критерии оценивания ответов на задание 13
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа) | |
В ответе должно присутствовать указание на то, что:
| |
Указания к оцениванию | Баллы |
Приведены четыре элемента верного ответа. | 2 |
Приведено только два из элементов ответа. | 1 |
Ответ не содержит элементов верного ответа ИЛИ ответ отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Шкала перевода первичных баллов в школьные отметки
Школьная отметка | 5 | 4 | 3 | 2 |
Первичный балл | 18-17 | 16-13 | 12-9 | 8 и менее |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС ООО
Рабочая программа общеобразовательного уровня по биологии для 6 класса ФГОС. Составлена на основе программы основного общего образования по биологии 5-9 классы, авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г....
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Программа составлена на основе авторской программы В.В. Пасечника. К публикации предлагается тематическое планирование....
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
КТП к рабочей программе по биологии 5 класс ФГОС на основе программы авторов И.Н. Пономаревой и др.
КТП к рабочей программе по биологии 5 класс ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС на основе программы авторов И.Н. Пономаревой и др.
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС...
Рабочая программа по биологии, 6 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. Покрытосеменные растения".
Рабочая программа по биологии, 6 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. Покрытосеменные растения", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ....
Рабочая программа по биологии, 7 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Латюшина и др."Биология. Животные", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ.
Рабочая программа по биологии, 7 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Латюшина и др. "Биология. Животные", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ...