Путешествие во времени конспект урока по биологии 11 класс
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему

Покровская Евгения Владимировна

Тема: Эволюция. Цель урока: Закрепить знания учащихся о наследственности, изменчивости, естественном отборе, борьбе за существование, биологическом прогрессе и регрессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Думаю, что всё сколько-нибудь ценное  чему я научился,

приобретено мною путём самообразования»

Ч. Дарвин

Тема: Эволюция

Цель урока: Закрепить знания учащихся о наследственности, изменчивости, естественном отборе, борьбе за существование, биологическом прогрессе и регрессе.

Тип урока: Закрепление знаний и способов деятельности.

Вид урока: Урок-игра «Путешествие во времени»

Дидактический материал: Нарисованное на листе бумаги игровое поле, фишки с № команд, которые крепятся с помощью булавок.

Ход урока:

  1.  Организационный момент (поздороваться, отметить отсутствующих, объяснить форму проведения урока)
  2.  Проведение урока-игры. Игроки достают кубики лото. Игроки ходят по очереди. За правильный ответ – 3 балла, частичный – 2 б., неправильный – 0 б. 

Вопросы:

  1.  Что такое наследственность?
  2. Плюс 1 балл: вы объединились  в колонию, и вам стало «удобнее» питаться, размножаться и защищаться от врагов. Это скачок в развитии – делайте 2а хода вперед.
  3.  Что такое естественный отбор?
  4.  Что такое искусственный отбор?
  5.  Формы борьбы за существование
  6. Выбывает из игры: вас съел ракоскорпион
  7.  Что такое изменчивость?
  8. Плюс 1 балл: ваша колония превратилась в процессе эволюции в первое, пусть примитивное, но многоклеточное животное. Это огромный шаг вперед – вы заслужили двойной ход.
  9. Пропуск хода: в результате высокой подвижности ваша хорда превратилась в хрящевой позвоночник, нервная система и органы чувств стали изощреннее, а поэтому вы смогли долгое время жить весьма неплохо. Так что вы не движетесь вперёд – вам и здесь хорошо.
  10.  Приведите доказательства того, что пресмыкающиеся произошли от древних земноводных.
  11.  Назовите главные движущие силы эволюции (ест. отбор)
  12. Плюс 2 балла6 ваши парные плавники превратились в наземные конечности, возникло наземное дыхание и два круга кровообращения – вы неплохо устроились, можете теперь передвигаться и по суше.
  13.  Эволюция – это (необратимое, направленное историческое развитие живой природы)
  14.  Единицей эволюционного процесса является…(популяция)
  15. Выбывает из игры: климат стал суше. Ваша уютная лужа пересохла, а вы не обзавелись вовремя парными конечностями и наземным дыханием, чтобы доползти до другой. И вот итог – вы погибли от жары и высыхания. Увы, естественный отбор…
  16.  Материалом для эволюционных процессов служит… (генетическое разнообразие популяций)
  17. Плюс 2 балла: вы «приобрели» крылья. Пусть они примитивные и не позволяют ещё летать, а лишь планировать с ветки на ветку. Но зато уже какое преимущество – пищу достать легче, а на «зубок» врагу попасть труднее.
  18. Пропуск хода: ваша лужа стала пересыхать, но вам было лень конструировать вместо парных плавников наземные конечности и изобретать легкие, и поэтому на время пересыхания водоёма вы стали зарываться в землю и так пережидать неблагоприятный период. Ну что ж, ждите, пока ваша лужа вновь наполнится водой.
  19.  Начало биологической эволюции связывают с появлением на Земле… (клеточных форм жизни).
  20.  Родство между видами, которые существуют на Земле  доказывается:

а) общностью аминокислотного состава белковых молекул у разных организмов

б) общность строения кровеносной системы млекопитающих

в) способность к полёту насекомых и птиц

г) способность некоторых организмов к скрещиванию с другими видами

  1.  Пропуск хода: вашу кладку яиц съели, и вы ждёте  следующего удобного случая для выведения потомства.

22. Минус 2 балла: вы решили проблему существования очень просто: утратили много из того, что прибрели  ваши предки в процессе эволюции (высокоорганизованную нервную систему, органы чувств, кровеносную систему, пищеварительную систему и т. п.), и стали жить, паразитируя на других животных. Это регресс – возвращение на несколько позиций назад, и, кроме того, очень «некрасиво»: ваши предки «старались», а вы… а ну-ка попробуйте ещё раз

23. При стабилизирующем отборе признаки  организмов не изменяются:

а) не меняются определяющие эти признаки гены;

б) не изменяются условия  среды

в) сохраняет живые ископаемые

24. Прочитайте стишок про одного животного (прозвучат на разных языках)

25. Разгадайте загадки:

а) в болоте плачет, а из болота не идёт (кулик)

б) без рук, без топора построена (гнездо)

в) на шесте дворец, во дворце певец (скворец)

г) в воде купался, сухим остался (гусь)

д) спереди шильце, сзади вильце, на груди белое полотенце (ласточка)

26. Закончите пословицы:

а) у лисицы и во сне … (ушки на макушке)

б) видит волк козу…(забыл и грозу)

в) люди дорогой, а волк …(стороной)

г) волк воет … (на себя беду накликает)

д) лисица хитра … (семерых волков проведёт)

27. Плюс 2 балла: вы «обзавелись теплокровием, т.е. теперь температура вашего тела не зависит от перепадов температур окружающей среды. Как удобно – не надо впадать в оцепенение на ночь, а можно охотиться. Это свойство помогло вам «обставить» динозавров.

28. Приспособляемость организмов носит относительный характер, т.к.:

а) любая адаптация целесообразна только в определённых условиях

б) при резких изменениях  условий группа вымирает

1

Что такое наследственность?

2

Плюс 1 балл: вы объединились  в колонию, и вам стало «удобнее» питаться, размножаться и защищаться от врагов. Это скачок в развитии

 

3

Что такое естественный отбор?

4

Что такое искусственный отбор?

5

Формы борьбы за существование

6

Выбывает из игры: вас съел ракоскорпион

7

Что такое изменчивость?

8

Плюс 1 балл: ваша колония превратилась в процессе эволюции в первое, пусть примитивное, но многоклеточное животное. Это огромный шаг вперед – вы заслужили двойной ход.

9

Пропуск хода: в результате высокой подвижности ваша хорда превратилась в хрящевой позвоночник, нервная система и органы чувств стали изощреннее, а поэтому вы смогли долгое время жить весьма неплохо. Так что вы не движетесь вперёд – вам и здесь хорошо.

10

Приведите доказательства того, что пресмыкающиеся произошли от древних земноводных.

11

Назовите главные движущие силы эволюции

12

Плюс 2 балла6 ваши парные плавники превратились в наземные конечности, возникло наземное дыхание и два круга кровообращения – вы неплохо устроились, можете теперь передвигаться и по суше.

13

Эволюция – это…

14

Единицей эволюционного процесса является…

15

Выбывает из игры: климат стал суше. Ваша уютная лужа пересохла, а вы не обзавелись вовремя парными конечностями и наземным дыханием, чтобы доползти до другой. И вот итог – вы погибли от жары и высыхания. Увы, естественный отбор…

16

Материалом для эволюционных процессов служит…

17

Плюс 2 балла: вы «приобрели» крылья. Пусть они примитивные и не позволяют ещё летать, а лишь планировать с ветки на ветку. Но зато уже какое преимущество – пищу достать легче, а на «зубок» врагу попасть труднее.

18

Пропуск хода: ваша лужа стала пересыхать, но вам было лень конструировать вместо парных плавников наземные конечности и изобретать легкие, и поэтому на время пересыхания водоёма вы стали зарываться в землю и так пережидать неблагоприятный период. Ну что ж, ждите, пока ваша лужа вновь наполнится водой.

19

Начало биологической эволюции связывают с появлением на Земле…

20

Родство между видами, которые существуют на Земле  доказывается:

21

Пропуск хода: вашу кладку яиц съели, и вы ждёте  следующего удобного случая для выведения потомства.

22

Минус 2 балла: вы решили проблему существования очень просто: утратили много из того, что прибрели  ваши предки в процессе эволюции (высокоорганизованную нервную систему, органы чувств, кровеносную систему, пищеварительную систему и т. п.), и стали жить, паразитируя на других животных. Это регресс – возвращение на несколько позиций назад, и, кроме того, очень «некрасиво»: ваши предки «старались», а вы… а ну-ка попробуйте ещё раз

23

При стабилизирующем отборе признаки  организмов не изменяются:

24

Прочитайте стишок про одного животного

25

Разгадайте загадки:

а) в болоте плачет, а из болота не идёт

б) без рук, без топора построена

в) на шесте дворец, во дворце певец

г) в воде купался, сухим остался

д) спереди шильце, сзади вильце, на груди белое полотенце

26

Закончите пословицы:

а) у лисицы и во сне …

б) видит волк козу…

в) люди дорогой, а волк …

г) волк воет …

д) лисица хитра …

27

Плюс 2 балла: вы «обзавелись теплокровием, т.е. теперь температура вашего тела не зависит от перепадов температур окружающей среды. Как удобно – не надо впадать в оцепенение на ночь, а можно охотиться. Это свойство помогло вам «обставить» динозавров.

28

Приспособляемость организмов носит относительный характер, т.к.:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ДЛЯ 7 КЛАССА «Замена будущего времени на настоящее в придаточных предложениях времени и условия».

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ДЛЯ 7 КЛАССА «Замена будущего времени на настоящее в придаточных предложениях времени и условия»....

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»

Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...

Конспект урока истории, 7 класс Тема: «Окончание Смутного времени»

Конспект урока истории, 7 классТема: «Окончание Смутного времени»...

конспект урока в 3 классе по математике на тему: "Меры времени 1 ч, 1 сутки"

Цель: Систематизировать и расширить знания детей об измерении времени.Задачи: Образовательные: Формирование умений ориентироваться во времени, научить Коррекционно- развивающие: способствовать развити...

Конспект урока по биологии на тему "Путешествие в мир птиц". 8 класс (обучающиеся с умственной отсталостью)

Конспект урока по биологии на тему "Путешествие в мир птиц" для обучающихся с умственной отсталостью (8 класс)...

Конспект урока в 6 классе «В.Г. Распутин. Слово о писателе. Герой и его сверстники в рассказе «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени».

Тема: «В.Г. Распутин. Слово о писателе. Герой и его сверстники в рассказе «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени». Класс: 6....