Путешествие во времени конспект урока по биологии 11 класс
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему
Тема: Эволюция. Цель урока: Закрепить знания учащихся о наследственности, изменчивости, естественном отборе, борьбе за существование, биологическом прогрессе и регрессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Путешествие во времени, конспект урока биологии 11 класс | 22.73 КБ |
Предварительный просмотр:
«Думаю, что всё сколько-нибудь ценное чему я научился,
приобретено мною путём самообразования»
Ч. Дарвин
Тема: Эволюция
Цель урока: Закрепить знания учащихся о наследственности, изменчивости, естественном отборе, борьбе за существование, биологическом прогрессе и регрессе.
Тип урока: Закрепление знаний и способов деятельности.
Вид урока: Урок-игра «Путешествие во времени»
Дидактический материал: Нарисованное на листе бумаги игровое поле, фишки с № команд, которые крепятся с помощью булавок.
Ход урока:
- Организационный момент (поздороваться, отметить отсутствующих, объяснить форму проведения урока)
- Проведение урока-игры. Игроки достают кубики лото. Игроки ходят по очереди. За правильный ответ – 3 балла, частичный – 2 б., неправильный – 0 б.
Вопросы:
- Что такое наследственность?
- Плюс 1 балл: вы объединились в колонию, и вам стало «удобнее» питаться, размножаться и защищаться от врагов. Это скачок в развитии – делайте 2а хода вперед.
- Что такое естественный отбор?
- Что такое искусственный отбор?
- Формы борьбы за существование
- Выбывает из игры: вас съел ракоскорпион
- Что такое изменчивость?
- Плюс 1 балл: ваша колония превратилась в процессе эволюции в первое, пусть примитивное, но многоклеточное животное. Это огромный шаг вперед – вы заслужили двойной ход.
- Пропуск хода: в результате высокой подвижности ваша хорда превратилась в хрящевой позвоночник, нервная система и органы чувств стали изощреннее, а поэтому вы смогли долгое время жить весьма неплохо. Так что вы не движетесь вперёд – вам и здесь хорошо.
- Приведите доказательства того, что пресмыкающиеся произошли от древних земноводных.
- Назовите главные движущие силы эволюции (ест. отбор)
- Плюс 2 балла6 ваши парные плавники превратились в наземные конечности, возникло наземное дыхание и два круга кровообращения – вы неплохо устроились, можете теперь передвигаться и по суше.
- Эволюция – это (необратимое, направленное историческое развитие живой природы)
- Единицей эволюционного процесса является…(популяция)
- Выбывает из игры: климат стал суше. Ваша уютная лужа пересохла, а вы не обзавелись вовремя парными конечностями и наземным дыханием, чтобы доползти до другой. И вот итог – вы погибли от жары и высыхания. Увы, естественный отбор…
- Материалом для эволюционных процессов служит… (генетическое разнообразие популяций)
- Плюс 2 балла: вы «приобрели» крылья. Пусть они примитивные и не позволяют ещё летать, а лишь планировать с ветки на ветку. Но зато уже какое преимущество – пищу достать легче, а на «зубок» врагу попасть труднее.
- Пропуск хода: ваша лужа стала пересыхать, но вам было лень конструировать вместо парных плавников наземные конечности и изобретать легкие, и поэтому на время пересыхания водоёма вы стали зарываться в землю и так пережидать неблагоприятный период. Ну что ж, ждите, пока ваша лужа вновь наполнится водой.
- Начало биологической эволюции связывают с появлением на Земле… (клеточных форм жизни).
- Родство между видами, которые существуют на Земле доказывается:
а) общностью аминокислотного состава белковых молекул у разных организмов
б) общность строения кровеносной системы млекопитающих
в) способность к полёту насекомых и птиц
г) способность некоторых организмов к скрещиванию с другими видами
- Пропуск хода: вашу кладку яиц съели, и вы ждёте следующего удобного случая для выведения потомства.
22. Минус 2 балла: вы решили проблему существования очень просто: утратили много из того, что прибрели ваши предки в процессе эволюции (высокоорганизованную нервную систему, органы чувств, кровеносную систему, пищеварительную систему и т. п.), и стали жить, паразитируя на других животных. Это регресс – возвращение на несколько позиций назад, и, кроме того, очень «некрасиво»: ваши предки «старались», а вы… а ну-ка попробуйте ещё раз
23. При стабилизирующем отборе признаки организмов не изменяются:
а) не меняются определяющие эти признаки гены;
б) не изменяются условия среды
в) сохраняет живые ископаемые
24. Прочитайте стишок про одного животного (прозвучат на разных языках)
25. Разгадайте загадки:
а) в болоте плачет, а из болота не идёт (кулик)
б) без рук, без топора построена (гнездо)
в) на шесте дворец, во дворце певец (скворец)
г) в воде купался, сухим остался (гусь)
д) спереди шильце, сзади вильце, на груди белое полотенце (ласточка)
26. Закончите пословицы:
а) у лисицы и во сне … (ушки на макушке)
б) видит волк козу…(забыл и грозу)
в) люди дорогой, а волк …(стороной)
г) волк воет … (на себя беду накликает)
д) лисица хитра … (семерых волков проведёт)
27. Плюс 2 балла: вы «обзавелись теплокровием, т.е. теперь температура вашего тела не зависит от перепадов температур окружающей среды. Как удобно – не надо впадать в оцепенение на ночь, а можно охотиться. Это свойство помогло вам «обставить» динозавров.
28. Приспособляемость организмов носит относительный характер, т.к.:
а) любая адаптация целесообразна только в определённых условиях
б) при резких изменениях условий группа вымирает
1 | Что такое наследственность? |
2 | Плюс 1 балл: вы объединились в колонию, и вам стало «удобнее» питаться, размножаться и защищаться от врагов. Это скачок в развитии
|
3 | Что такое естественный отбор? |
4 | Что такое искусственный отбор? |
5 | Формы борьбы за существование |
6 | Выбывает из игры: вас съел ракоскорпион |
7 | Что такое изменчивость? |
8 | Плюс 1 балл: ваша колония превратилась в процессе эволюции в первое, пусть примитивное, но многоклеточное животное. Это огромный шаг вперед – вы заслужили двойной ход. |
9 | Пропуск хода: в результате высокой подвижности ваша хорда превратилась в хрящевой позвоночник, нервная система и органы чувств стали изощреннее, а поэтому вы смогли долгое время жить весьма неплохо. Так что вы не движетесь вперёд – вам и здесь хорошо. |
10 | Приведите доказательства того, что пресмыкающиеся произошли от древних земноводных. |
11 | Назовите главные движущие силы эволюции |
12 | Плюс 2 балла6 ваши парные плавники превратились в наземные конечности, возникло наземное дыхание и два круга кровообращения – вы неплохо устроились, можете теперь передвигаться и по суше. |
13 | Эволюция – это… |
14 | Единицей эволюционного процесса является… |
15 | Выбывает из игры: климат стал суше. Ваша уютная лужа пересохла, а вы не обзавелись вовремя парными конечностями и наземным дыханием, чтобы доползти до другой. И вот итог – вы погибли от жары и высыхания. Увы, естественный отбор… |
16 | Материалом для эволюционных процессов служит… |
17 | Плюс 2 балла: вы «приобрели» крылья. Пусть они примитивные и не позволяют ещё летать, а лишь планировать с ветки на ветку. Но зато уже какое преимущество – пищу достать легче, а на «зубок» врагу попасть труднее. |
18 | Пропуск хода: ваша лужа стала пересыхать, но вам было лень конструировать вместо парных плавников наземные конечности и изобретать легкие, и поэтому на время пересыхания водоёма вы стали зарываться в землю и так пережидать неблагоприятный период. Ну что ж, ждите, пока ваша лужа вновь наполнится водой. |
19 | Начало биологической эволюции связывают с появлением на Земле… |
20 | Родство между видами, которые существуют на Земле доказывается: |
21 | Пропуск хода: вашу кладку яиц съели, и вы ждёте следующего удобного случая для выведения потомства. |
22 | Минус 2 балла: вы решили проблему существования очень просто: утратили много из того, что прибрели ваши предки в процессе эволюции (высокоорганизованную нервную систему, органы чувств, кровеносную систему, пищеварительную систему и т. п.), и стали жить, паразитируя на других животных. Это регресс – возвращение на несколько позиций назад, и, кроме того, очень «некрасиво»: ваши предки «старались», а вы… а ну-ка попробуйте ещё раз |
23 | При стабилизирующем отборе признаки организмов не изменяются: |
24 | Прочитайте стишок про одного животного |
25 | Разгадайте загадки: а) в болоте плачет, а из болота не идёт б) без рук, без топора построена в) на шесте дворец, во дворце певец г) в воде купался, сухим остался д) спереди шильце, сзади вильце, на груди белое полотенце |
26 | Закончите пословицы: а) у лисицы и во сне … б) видит волк козу… в) люди дорогой, а волк … г) волк воет … д) лисица хитра … |
27 | Плюс 2 балла: вы «обзавелись теплокровием, т.е. теперь температура вашего тела не зависит от перепадов температур окружающей среды. Как удобно – не надо впадать в оцепенение на ночь, а можно охотиться. Это свойство помогло вам «обставить» динозавров. |
28 | Приспособляемость организмов носит относительный характер, т.к.: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ДЛЯ 7 КЛАССА «Замена будущего времени на настоящее в придаточных предложениях времени и условия».
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ДЛЯ 7 КЛАССА «Замена будущего времени на настоящее в придаточных предложениях времени и условия»....
Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"
Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...
Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»
Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...
Конспект урока истории, 7 класс Тема: «Окончание Смутного времени»
Конспект урока истории, 7 классТема: «Окончание Смутного времени»...
конспект урока в 3 классе по математике на тему: "Меры времени 1 ч, 1 сутки"
Цель: Систематизировать и расширить знания детей об измерении времени.Задачи: Образовательные: Формирование умений ориентироваться во времени, научить Коррекционно- развивающие: способствовать развити...
Конспект урока по биологии на тему "Путешествие в мир птиц". 8 класс (обучающиеся с умственной отсталостью)
Конспект урока по биологии на тему "Путешествие в мир птиц" для обучающихся с умственной отсталостью (8 класс)...
Конспект урока в 6 классе «В.Г. Распутин. Слово о писателе. Герой и его сверстники в рассказе «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени».
Тема: «В.Г. Распутин. Слово о писателе. Герой и его сверстники в рассказе «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени». Класс: 6....