Программа элективного курса «Биология животных» 11 класс
элективный курс по биологии (11 класс) на тему
Элективный курс авторов: И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов «Биология животных» составлен они для 10-11 классов средних школ, гимназий и лицеев биолого-географического, химико-биологического, агротехнологического, медико-биологического и других направлений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_biologiya_zhivotnyh_rabochaya_programma.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса
«Биология животных»
11 класс
Пояснительная записка
В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения.
Курс составлен в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по биологии.
Элективный курс авторов: И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов «Биология животных» составлен они для 10-11 классов средних школ, гимназий и лицеев биолого-географического, химико-биологического, агротехнологического, медико-биологического и других направлений. В старших классах учащиеся уже обладают достаточным багажом биологических знаний, что позволяет изучать биологию животных на более глубоком и детальном уровне. Данный курс содержат большой объём дополнительной информации.
Данный элективный курс расширяет и систематизирует знания обучающихся по зоологии. Материал программы дает возможность подготовиться к сдаче ЕГЭ, к участию в олимпиадах, к поступлению в вузы биологического и медицинского профилей.
Преподавание элективного курса предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ЕГЭ. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым материалом и микропрепаратами, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает возможность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы и резерва времени. Учащиеся могут выбрать тему и объём сообщения на интересующую их тему.
Отработка навыка работы с кодификаторами в форме ЕГЭ, умение отбирать материал и составлять отчёт о проделанной лабораторной работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями.
Программа содержит две главы «Подцарство Одноклеточные» и «Подцарство Многоклеточные».
Элективный курс рассчитан на 34 часа учебных занятий в 11 классах средней школы.
Цель курса:
Систематизация знаний учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы и подготовка школьников к государственной итоговой аттестации (ГИА).
Задачи курса:
1. Расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках царств живой природы: животных и простейших организмов.
2. Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности живых организмов.
3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.
4. Развить коммуникативные способности учащихся.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- Классификацию животных и простейших организмов;
- Особенности строения клеток животных простейших организмов;
- Особенности строения бактериальной клетки;
- Особенности строения тканей животных;
- Основные процессы жизнедеятельности;
- Многообразие и распространение основных систематических групп животных, простейших организмов;
- Происхождение основных типов и классов животных;
- Значение животных. бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать строение клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы;
- определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к определенной систематической категории;
- распознавать и описывать органы и системы органов животных на рисунках, таблицах;
- характеризовать роль животных, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.
- изучать биологические объекты, проводить лабораторные наблюдения, описывать и объяснять результаты опытов;
- осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;
- составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.
Содержание курса
Общее количество часов – 34ч.
Введение (1 ч )
Систематика живой природы. Положение прокариотических и эукариотических организмов системе живой природы. Специфика животного типа организации, её отличие от типов организации растений и грибов.
Демонстрация схем, отражающих основные направления эволюции живой природы.
Раздел 1. Подцарство Одноклеточные. (Простейшие) (5 ч.)
Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Значение в природе и жизнедеятельности человека.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих многообразие и особенности строения простейших организмов.
Лабораторные и практические работы
- Многообразие простейших.
- Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ЕГЭ.
Раздел 2. Подцарство Многоклеточные.(28 ч.)
Особенности строения животной клетки. Ткани животных. Отличительные признаки и процессы жизнедеятельности животного организма. Эволюция животных. Общая характеристика и многообразие основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, членистоногие, хордовые. Общая характеристика и многообразие основных классов типа Хордовые.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих:
- особенности строения клетки и тканей животного организма;
- многообразие и особенности строения основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, членистоногие, хордовые;
- многообразие и особенности строения основных классов типа Хордовые.
Лабораторные и практические работы
- Строение животной клетки и тканей животного организма..
- Внешнее строение представителей типа Членистоногие.
- Особенности строения рыб.
- Особенности строения птиц связанные с полётом.
- Особенности строения млекопитающих.
- Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ЕГЭ.
Методические рекомендации по проведению занятий
Использовать следующие методы – лекции, лабораторные работы, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ЕГЭ, заслушивание сообщений и докладов учащихся.
Ожидаемые результаты
Данный элективный курс поможет учащимся расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках, процессах жизнедеятельности, многообразии и роли в природе и жизни человека основных царств живой природы: животных и простейших организмов; успешно пройти государственную итоговую аттестацию (ГИА).
Рекомендуемая литература для обучающихся:
- Акимушкин И.И. Мир животных. М.: Мысль, 1998.
- Биология. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия,2001.
- Жизнь растений Т. 1-6. М.: Просвещение, 1974 - 1982.
- Латюшин В.В. , Шапкин В.А. Биология 7кл. Животные. М.: Дрофа, 2008.
- Пасечник В.В. Введение в биологию и экологию . 9кл М.: Дрофа, 2008.
- Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. М.: Мир, 1992.
- Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т. 1 – 3. М.: Мир, 2001.
Рекомендуемая литература для учителей:
1. Агафонова И.Б.Сивоглазов В.И. Биология растений, грибов, лишайников. 10 -11 кл.: учеб.пособие . М. : Дрофа, 2007. (Элективные курсы).
2. Биология. Большой энциклопедический словарь. М. : Большая Российская энциклопедия,2001.
3. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007.
4. Жизнь растений Т. 1-6. М. : Просвещение, 1974 - 1982.
5. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6(7) класс. – М. : ВАКО, 2005. (В помощь школьному учителю).
6. Латюшин В.В. , Шапкин В.А. Биология 7кл. Животные. М. : Дрофа, 2008.
- Пасечник В.В. Введение в биологию и экологию . 9кл М. : Дрофа, 2008.
- Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология 7(8) класс.Универсальные поурочные разработки. – М. :ВАКО, 2006. (В помощь школьному учителю).
10. Программы элективных курсов. Биология. 10 – 11 классы. Профильное обучение. Сборник 2 / авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. М. : Дрофа, 2006. (Элективные курсы).
11. Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. М. : Мир, 1992.
12. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т. 1 – 3. М. : Мир, 2001.
Тематическое планирование элективного курса
«Биология животных».
№ | Тема | Дата | Демонстрации | Фома занятия | Форма контроля |
Введение (1 ч ) | |||||
1. | Зоология – наука о животных | эволюция живой природы | лекция | ||
Раздел 1. Подцарство Одноклеточные. (Простейшие) (5 ч.) | |||||
2. | Особенности строения простейших. | Многообразие простейших | Л.р. №4 Многообразие простейших. | Отчет о лаб.раб. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ЕГЭ. | |
3. | Тип Саркомастигофоры. Класс Жгутиковые | ||||
4. | Тип Саркомастигофоры. Класс Саркодовые | П.р. №3 Тренинги. | |||
5. | Тип Инфузории | ||||
6. | Тип Апикомплексы | ||||
Раздел 2. Подцарство Многоклеточные.(28 ч.) | |||||
7. | Многоклеточные: происхождение и особенности строения. Тип кишечнополостные: общая характеристика | лекция | |||
8. | Многообразие кишечнополостных | Многообразие кишечнополостных | |||
9. | Тип Плоские черви: общая характеристика. Класс Ресничные черви | Многообразие плоских червей | лекция | ||
10. | Класс Сосальщики (Трематоды) | ||||
11. | Класс Ленточные черви (Цестоды) | ||||
12. | Класс Круглые, или Первичнополостные, черви. Класс Собственно круглые черви (Нематоды) | Многообразие круглых червей | лекция | ||
13. | Паразитические нематоды | ||||
14. | Тип Кольчатые черви: общая характеристика | лекция | |||
15. | Многообразие кольчатых червей | Многообразие кольчатых червей | |||
16. | Тип Членистоногие: общая характеристика | Многообразие членистоногих. | Л.р. №6 Внешнее строение представителей типа Членистоногие. | Отчет о лаб.раб. | |
17. | Класс Ракообразные | ||||
18. | Класс Паукообразные | ||||
19. | Класс Насекомые | ||||
20. | Многообразие и значение насекомых | Многообразие насекомых | |||
21. | Тип Моллюски | ||||
22. | Тип Хордовые: общая характеристика. Подтип Личиночно-хордовые | Многообразие хордовых. | лекция | ||
23. | Подтип Бесчерепные | ||||
24. | Подтип Позвоночные, или Черепные: общая характеристика. Класс Круглоротые | ||||
25. | Надкласс Рыбы: общая характеристика. Класс Хрящевые рыбы | Многообразие рыб. | Л.р. №7 Особенности строения рыб. | Отчет о лаб.раб. | |
26. | Класс Костные рыбы | ||||
27-28. | Класс земноводные, или Амфибии. Общая характеристика и многообразие | Многообразие и развитие земноводных. | Сообщения учащихся, лекция | ||
29-30. | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика и многообразие | Многообразие пресмыкающихся. | Сообщения учащихся, лекция | ||
31. | Класс птицы: общая характеристика | Особенности строения скелета птиц. | Л.р. №8 Особенности строения птиц связанные с полётом. | Отчет о лаб.раб. | |
32. | Многообразие птиц. | Многообразие класса птицы. | |||
33. | Класс млекопитающиеОбщая характеристика | . | Л.р. №9 Особенности строения млекопитающих. | Отчет о лаб.раб. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ЕГЭ. | |
34. | Многообразие млекопитающих | Многообразие млекопитающих | Прр. №4 Тренинги. |
Итого : 34 часа; Л.р. – 9, Тренинги – 4.
Используемая литература:
1. Агафонова И.Б.Сивоглазов В.И. Биология растений, грибов, лишайников. 10 -11 кл.: учеб.пособие . М. : Дрофа, 2007. (Элективные курсы).
2. ГИА -2010 : Экзамен в новой форме : Биология: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт.-сост. В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов, Я.О. Алексеева, Г.И. Лернер. – М.: АСТ: Астрель, 2010 – ФИПИ.
3. Программы элективных курсов. Биология. 10 – 11 классы. Профильное обучение. Сборник 2 / авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. М. : Дрофа, 2006. (Элективные курсы).
4. Ресурсы Интернета http://www.fipi.ru/view/sections/199/docs/397.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Биология" (животные) 7 класс, линия В.В.Пасечника.
Вданной программе изложены: темы уроков, согласно государственной программе по линии учебников В.В.Пасечника, определены задачи каждого урока, сформулирован комплекс знаний и умений, которых дол...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС БИОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ
Элективный курс «Биология животных» предназначен для учащихся 10-11 классов химико-биологического профиля. При проведении занятий по элективному курсу возможно использование вузовских форм учебной дея...
Рабочая программа по курсу "Биология. Животные" 8 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.
Пояснительная записка, тематическое планирование курса, календарно - тематическое планирование....
Авторская программа элективного курса для 11 класса по биологии "Биология растений, грибов и лишайников"
Программа элективного курса «Биология растений, грибов, лишайников» отвечает требованиям педагогических задач, а именно раскрытию интересов подростков к выбору...
Программа элективного курса "Экология животных"
Данная программа по биологическому образованию пронизана единой целью: совершенствование биологической культуры учащихся, приобретение ими прочных умений и навыков в области экологии и охраны окружающ...
Программа элективного курса биологии "Многообразие животного мира" 7 класс
Программа ориентирована на учащихся 7 классов, изучающих курс зоологии. Она предусматривает последовательное расширение знаний, умений, навыков, полученных учащимися на уроках. В программу включены ...
Рабочая программа элективного курса "Экология животных"
В рабочей программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся экологических умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. В ...