Рабочая программа по биологии для 10-11 классов. Пономарева И.Н.
рабочая программа по биологии (10, 11 класс) по теме

10-11 класс базовый уровень

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc38 КБ
Microsoft Office document icon planirovanie.doc208.5 КБ
Microsoft Office document icon trebovaniya.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Н.Пономаревой, О.А.Корниловой, Л.В. Симоновой //Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы. Программы - М.: Вентана-Граф, 2009. – 166с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся и программы регионального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования Архангельской области (базовый уровень) авторов-составителей А.П. Лавриновой, С.И. Нехорошковой.

Данная программа является непосредственным продолжением программы по биологии 6 – 9 классов, составленной авторским коллективом под руководством профессора И.Н.Пономаревой //Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы. Программы - М.: Вентана-Граф, 2009. – 166с.

На изучение биологии на базовом уровне отводится 68 часов, в том числе: в 10 классе - 34 часа, в 11 классе - 34 часа. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10-11-го классов предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе.

Цель курса: сформировать у учащихся целостную систему знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции.

Задачи курса:

  • освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания; о строении, многообразии и особенностях биосистем Архангельской области; о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке в Архангельской области;
  • овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; анализировать и применять на практике региональную биологическую информацию;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
  • воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем; убежденности в необходимости охраны и бережного отношения к природе родного края;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. Программа построена на важной содержательной основе  - гуманизме, ; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия  уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественно-научной картины мира, ценностных ориентаций и реализующему гуманизацию биологического образования. Для формирования современной естественно-научной картины мира при изучении биологии в графе рабочей программы «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников» и полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Биология. Базовый уровень: учебник  для 10- 11 кл. общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В. Симонова. – М.: Вентана – Граф, 2011 г, 222с.



Предварительный просмотр:

Поурочно-тематическое планирование для 10 класса

уро-

ка

Тема урока

Дата

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Измерители

1

2

3

4

5

6

Введение в курс общей биологии (6 часов)

1

Содержание и структура

курса общей биологии

Урок   изучения   и первичного закрепления новых знаний.

 Д.з.   §1

1-я неделя сентяб

ря

Биология, пограничные области,

законы развития

Знать основные термины темы

Уметь объяснять, почему XX век считают веком биологии

Вопрос 2 учебника на с. 5

2

Основные свойства жизни

Урок   изучения   и первичного закрепления новых знаний.

 Д.з.   § 2

2-я неделя сентяб

ря

Свойства жизни. Признаки живого.

Понятие биосистема. Обмен веществ, раздражимость, подвижность, рост, развитие, размножение, передача свойств по наследству, связь со средой. Динамическая устойчивость. Химический состав. Онтогенез. Энергозависимость. Автотрофы, гетеротрофы.

Знать основные свойства живого, определение понятия жизнь

Уметь характеризовать основные свойства жизни

Вопросы 1,3 на с. 8

учебника

3

Уровни организации живой материи

Комбинированный урок.

Д.з. § 3

3-я неделя сентяб

ря

Уровни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный

Знать основные структурные компоненты биосферы

Уметь характеризовать клетку, организм и популяцию как биосистемы; определять уровни организации жизни

Вопросы 1 - 4 на с. 12 учебника

4

Значение практической биологии

Комбинированный урок.

Д.з. § 4

4-я неделя сентяб

ря

Предмет биологии, ее задачи; интродукция, акклиматизация, биотехнология, генная инженерия, бионика. Связь науки ипрактики

Уметь приводить примеры использования знаний в области биологии для охраны окружающей среды; характеризовать явления акклиматизации, интродукции

Вопросы 1,2,4 на с. 16 учебника

1

2

3

4

5

6

5

Методы биологических исследований

Комбинированный урок.

Д.з. § 5

1-я неделя октяб

ря

Методы: наблюдение, измерение, описание, эксперимент, моделирование, мониторинг

Уметь объяснять, с какими методами биологических исследований знакомы, и применять их на практике

Вопрос 1 на с. 18 учебника

6

Живой мир и культура

Урок – семинар

Д.з. § 6

2-я неделя октяб

ря

Культура, анимизм, тотемизм. Замысел, идея, проект, назначение.

Знаковые системы

Уметь характеризовать творчество в истории человечества; объяснять влияние труда и искусства друг на друга и их взаимодействие с биологией и природой

Вопросы для обсуждения на с. 18 учебника

Биосферный уровень организации жизни (9 часов)

7

Учение о биосфере

Урок   изучения   и первичного закрепления новых знаний.

 Д.з.   § 7

3-я неделя октяб

ря

Биосфера, В.И. Вернадский, функции живого вещества. Структура биосферы, ее свойства

Уметь обосновывать, почему биосферу относят к биосистемам; характеризовать живое вещество.

Вопрос 1 на с. 29 учебника

8

Происхождение живого вещества

Комбинированный урок.

Д.з. § 8

4-я неделя октяб

ря

Гипотезы возникновения жизни А.И. Опарина и Дж. Холдейна. Биогенез и абиогенез. Этапы возникновения жизни

Знать гипотезы возникновения жизни

Уметь обосновывать процессы возникновения живого на Земле; сравнивать идеи А.И. Опарина и Дж. Холдейна о происхождении жизни; характеризовать физико-химические события образования Мирового океана; отличать первичную атмосферу Земли от современной

Вопросы 1,2 на с. 36 учебника

9

Биологическая эволюция в развитии биосферы

Урок   изучения   и первичного закрепления новых знаний.

 Д.з.   § 9

2-я неделя нояб

ря

Роль прокариот, А.Н. Северцов, ароморфозы, автотрофы, хемо- и фотосинтезирующие бактерии, хлорофилл, фотосинтез, эукариоты. Катархей, архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой.

Знать основные этапы биологической эволюции

Уметь объяснять, почему прокариоты не дали такого большого многообразия живых форм, как эукариоты

Вопросы 1-3 на с.47 учебника

1

2

3

4

5

6

10

Биосфера как глобальная биосистема

Урок   изучения   и первичного закрепления новых знаний.

Д.з.   § 10

3-я неделя нояб

ря

Биосфера как биосистема. Продуценты, консументы, редуценты. Глобальная экосистема. Биологический круговорот

Уметь приводить примеры видов-продуцентов и видов-консументов; обосновывать значение круговорота веществ в биосфере

Вопросы 1-4 на с. 55 учебника

11

Круговорот веществ в природе

Комбинированный урок.

Д.з. § 11

4-я неделя нояб

ря

Круговорот углерода, фосфора, азота, воды. Поток энергии

Уметь характеризовать связь между круговоротом веществ и возникновением биосферы; обосновывать главное условие сохранения устойчивости биосферы; объяснять, что такое глобальная экосистема

Вопросы 1,2 на с. 58 учебника

12

Человек как житель биосферы

Комбинированный урок.

Д.з. § 12

5-я неделя нояб

ря

Ноосфера, этапы, способы воздействия человека на биосферу. Биологическое разнообразие

Уметь объяснять, почему человека считают геологической силой в биосфере; характеризовать природоохранную деятельность человека

Вопросы 1,2 на с. 63 учебника

13

Особенности биосферного уровня и его роль в обеспечении жизни на Земле

Комбинированный урок.

Д.з. § 13

1-я неделя дека

бря

Биосферный уровень, свойства биосферы, структурные компоненты биосферы

Знать как возник биосферный уровень организации живой материи

Уметь характеризовать основные процессы существования биосферы

Вопросы 1-3 на с.65 учебника

14

Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы

Комбинированный урок.

Д.з. § 14

2-я неделя дека

бря

Человек как фактор загрязнения окружающей среды

Уметь объяснять, почему земледелие и скотоводство – это факторы нарушения устойчивости биосферы

Вопросы 1,2 на с. 68 учебника

1

2

3

4

5

6

15

Экологические факторы и их значение

Урок обобщения и систематизации знаний.

Д.з. § 15

3-я неделя дека

бря

Среды жизни. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Ограничивающий фактор

Уметь различать абиотические и биотические факторы; объяснять выработку приспособлений у организмов; характеризовать условия жизни организмов в биосфере

Вопросы 1-3 на с. 72 учебника

Биогеоценотический уровень организации жизни (8 часов)

16

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни

Урок   изучения   и первичного закрепления новых знаний.

Д.з.   § 16

4-я неделя дека

бря

Биогеоценоз, биоценоз, экосистема. Структурные компоненты. Биотоп. Значение

Уметь сравнивать биогеоценотический уровень организации жизни с биосферным уровнем; объяснять, почему биогеоценозы называют многовидовыми надорганизменными биосистемами

Вопросы 1-3 на с. 78 учебника

17

Биогеоценоз как биосистема и экосистема

Комбинированный урок.

Д.з. § 17

3-я неделя янва

ря

Свойства биогеоценозов, учение о биогеоценозе. В.Н. Сукачев. Фитоценоз, зооценоз. Учение об экосистеме.

Р.С. № 1

Особенности экосистем Архангельской области: Специфика действия экологических факторов Европейского Севера на организм. Региональные особенности фотопериодизма и биологических ритмов.

Знать три основные группы организмов; особенности экосистем Архангельской области

Уметь характеризовать понятия биогеоценоз, экосистема, биосистема

Вопросы 1-4 на с. 81 учебника

18

Строение и свойства биогеоценоза

Комбинированный урок.

Д.з. § 18

4-я неделя янва

ря

Трофическая структура; пространственная и видовая структуры. Типы связей. Экологическая ниша.

Р.С. № 2

Разнообразие, особенности состава и структуры биоценозов Европейского Севера. Типы пищевых цепей на примере биоценозов Архангельской области.

Знать основные свойства биогеоценоза

Уметь объяснять устойчивость биогеоценоза; характеризовать значение для эволюции совместного существования видов; приводить примеры пищевых цепей на примере биоценозов Архангельской области.

Л/р № 1

«Приспособлен-

ность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе»

Вопросы 1-3 на с. 86 учебника

1

2

3

4

5

6

19

Совместная жизнь видов в биогеоценозе

Комбинированный урок.

Д.з. § 19

5-я неделя янва

ря

Совместная жизнь видов, их приспособления. Взаимные адаптации. Коадаптации. Многообразие связей.

Уметь сравнивать понятия коадаптация и коэволюция; характеризовать роль биогеоценоза в эволюции видов

Вопросы 1,2 на с. 91 учебника

20

Причины устойчивости биогеоценозов

Комбинированный урок.

Д.з. § 20

1-я неделя фев

раля

Устойчивость экосистемы. Свойства биогеоценоза: видовой состав, жизненное пространство, средообразующие свойства видов, антропогенное воздействие

Р.С. № 3

Региональные особенности устойчивости экосистем Архангельской области.

Знать основные свойства биогеоценоза и условия его устойчивости; особенности устойчивости экосистем Архангельской области

Уметь объяснять, в чем ценность богатства видового состава в биогеоценозе

Вопросы 1-3 на с. 99 учебника

21

Зарождение и смена биогеоценозов

Комбинированный урок.

Д.з. § 21

2-я неделя фев

раля

Смена биогеоценозов, сукцессии (первичная и вторичная). Типы смен биогеоценозов.

Р.С. № 4

Региональные особенности динамики экосистем, типичные сукцессии природы Архангельской области: естественные и антропогенные.

Знать определение понятия сукцессии; типичные сукцессии природы Архангельской области

Уметь сравнивать суточные и годичные изменения в биогеоценозе

Вопросы 1-3 на с. 103 учебника

22

Сохранение разнообразия биогеоценозов

Урок   изучения   и первичного закрепления новых знаний.

Д.з.   § 22

3-я неделя фев

раля

Антропогенное влияние, пути сохранения биогеоценозов. Рекультивация, заповедник

Знать определения терминов рекультивация, заповедник

Уметь объяснять, каким образом гибель крупных животных сказывается на устойчивости биогеоценозов; характеризовать этапы природопользования, изменение свойств биосферы

Вопросы 1-3 на с. 118 учебника

23

Экологические законы природопользования

Урок обобщения и систематизации знаний.

Д.з. § 23

4-я неделя фев

раля

Экологические законы природопользования

Знать экологические законы природопользования

Уметь объяснять, какой вред биосфере наносит истребление лесов

Вопросы 1,2 на с. 125 учебника

1

2

3

4

5

6

Популяционно-видовой уровень организации жизни (11 часов)

24

Вид, его критерии и структура

Комбинированный урок.

Д.з. § 24

1-я неделя марта

Вид, критерии вида

Р.С. № 5

Изучение видов животных и растений Архангельской области с использованием различных критериев вида

Знать определение понятия вид; его критерии

Уметь характеризовать вид, как биосистему; объяснять, почему репродуктивный критерий считается важнейшим среди других критериев вида и почему необходимо изучать биологические виды

Л/р № 2

«Морфологические критерии, используемые при определении видов»

25

Популяция как форма существования вида

Урок   изучения   и первичного закрепления новых знаний.

Д.з.   § 25

2-я неделя марта

Популяция, плотность популяции

Знать, что такое географические и экологические популяции

Уметь объяснять каким образом популяции участвуют в круговороте веществ и потоке энергии биогеоценозов; характеризовать понятие экологическая ниша

 Вопросы 1-3 на с. 135-136 учебника

26

Популяция как основная единица эволюции

Комбинированный урок.

Д.з. § 26

3-я неделя марта

Природные популяции, микроэволюция. Движущие силы и факторы эволюции

Знать понятия генофонд и генотип

Уметь объяснять, почему вид называют качественным этапом эволюции, а популяцию – единицей эволюции

Вопросы 1-3 на с. 143 учебника

27

Видообразование

Урок   изучения   и первичного закрепления новых знаний.

Д.з.   § 27

1-я неделя апреля

Видообразование, биоразнообразие, способы образования видов: географическое, экологическое. Причины вымирания видов

Знать значение биоразнообразия и законы Конституции РФ о сохранении многообразия видов.

Уметь характеризовать основные причины вымирания видов

Вопросы 1-3 на с. 156 учебника

28

Этапы происхождения человека

Урок   изучения   и первичного закрепления новых знаний.

Д.з.   § 28

2-я неделя апреля

Этапы происхождения человека, человек как биологический вид

Уметь характеризовать роль микроэволюции в процессе происхождения человека; доказывать ошибочность утверждения, что предками человека являются современные человекообразные обезьяны

Вопросы 1-3 на с. 161 учебника

1

2

3

4

5

6

29

Человек как уникальный вид живой природы

Комбинированный урок.

Д.з. § 29

3-я неделя апреля

Антропогенез. Человек разумный, расы человека. Гипотезы о происхождении человека.

Знать расы человека

Уметь объяснять, в чем проявляется уникальность вида Человек разумный

Вопросы 1,2 на с. 165 учебника

30

История развития эволюционных идей

Урок   изучения   и первичного закрепления новых знаний.

Д.з.   § 30

4-я неделя апреля

Эволюция, креационизм, трансформизм, теория Ч. Дарвина об эволюции

Знать учения Ж.Б. Ламарка и Ч. Дарвина

Уметь объяснять, почему основным механизмом эволюции считают естественный отбор; сравнивать искусственный отбор с естественным

Вопросы 1-3 на с. 168 учебника

Вопрос 2 на с. 171

Вопрос 2 на с. 175

31

Современное учение об эволюции

Комбинированный урок.

Д.з. § 31

1-я неделя мая

Синтетическая теория эволюции (СТЭ). В. Иогансен, С.С. Четвериков, Р. Фишер, Дж. Холдейн, Д. Хаксли, Н.И. Вавилов, А.Н. Северцов и др. Движущие силы эволюции

Уметь сравнивать эволюционную теорию Ч. Дарвина со СТЭ; объяснять, каким образом естественный отбор направляет ход эволюции

Вопросы 1-3 на с. 178 учебника

32

Результаты эволюции и ее основные закономерности

Комбинированный урок.

Д.з. § 32

2-я неделя мая

Эволюция, видообразование, адаптация, закономерности эволюции

Знать закономерности эволюции, сущность закона необратимости эволюции

Уметь характеризовать эволюционные процессы; объяснять, какие процессы являются главным итогом эволюции; сравнивать сущность понятий эволюция и коэволюция

Вопросы 1-4 на с. 181 учебника

33

Основные направления эволюции

Комбинированный урок.

Д.з. § 33

3-я неделя мая

Биопрогресс, ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация, биорегресс

Знать сущность терминов биопрогресс, ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация, биорегресс

Уметь объяснять роль ароморфозов и идиоадаптаций; сравнивать ароморфозы и дегенерации

Л/р № 3

«Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных»

1

2

3

4

5

6

34

Особенности популяционно- видового уровня жизни.

Всемирная стратегия охраны природных видов

Урок обобщения и систематизации знаний.

4-я неделя мая

Популяционно-видовой уровень жизни: структура, процессы, организация, значение.

Редкие, исчезающие, охраняемые виды. Красная книга, конвенция

Знать основные характеристики популяционно-видового уровня организации живой материи; основные условия устойчивого развития природы и общества.

Уметь объяснять, почему уровень называется популяционно-видовым; как, сокращение биоразнообразия связано с жизненно необходимыми и культурными потребностями каждого из нас.

Вопросы 1-3 на с.201

Поурочно-тематическое планирование для 11 класса

уро-

ка

Тема урока

Дата

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Измерители

1

2

3

4

5

6

Организменный уровень жизни (17 часов)

1

Организменный уровень жизни

и его роль в природе

Урок   изучения   и первичного

 закрепления новых знаний.

Д.з.   § 1

1-я неделя сентяб

ря

Структура тела. Уровни организации организма: клеточный, тканевый, органный, системный, организменный

Знать признаки организменного уровня жизни.

Уметь отличать организменный уровень жизни от популяционно-видового уровня

Вопросы 1-3 на с.6 учебника

2

Организм как биосистема

Комбинированный урок.

Д.з. § 2

2-я неделя сентяб

ря

Обмен веществ и процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов (питание, движение, поведение). Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Органы и системы органов

Знать органы и системы органов человека; определение понятий ткань, орган, система органов

Уметь характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма

Вопросы 1,2 на с.10 учебника

3

Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов

Комбинированный урок.

Д.з. § 3

3-я неделя сентяб

ря

Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов. Свойства живого. АТФ – универсальный источник энергии. Типы питания организмов. Ассимиляция, диссимиляция, метаболизм.

Знать свойства живого; структурные компоненты и функции АТФ.

Уметь описывать проявление свойств живого, механизм высвобождения и запасания энергии; различать процессы обмена веществ у живых организмов и в живой природе; доказывать, что живые организмы – открытые системы, что ассимиляция и диссимиляция – составные части обмена веществ.

Вопросы 1,2 на с.17 учебника

1

2

4

5

6

4

Размножение организмов

Урок   изучения   и первичного

 закрепления новых знаний.

Д.з.   § 4

4-я неделя сентяб

ря

Бесполое, половое размножение.

Гаметы, гермафродиты.

Р.С. № 1

Региональные особенности воспроизведения организмов разных систематических групп

Знать определение понятия размножение; основные формы размножения; виды полового и бесполого размножения растений.

Уметь характеризовать сущность полового и бесполого размножения; объяснять биологическое значение бесполого размножения и эволюционное преимущество полового размножения; выделять особенности полового размножения

Вопросы 1,2 на с.24 учебника

5

Оплодотворение и его значение

Комбинированный урок.

Д.з. § 5

1-я неделя октяб

ря

Оплодотворение у животных: наружное, внутреннее. Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений

Уметь объяснять биологическое значение оплодотворения; причины наследственности и изменчивости

Вопрос 2 на с. 28 учебника

6

Индивидуальное развитие организма

Комбинированный урок.

Д.з. § 6

2-я неделя октяб

ря

Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития; онтогенез, эмбриогенез, дробление, бластула, гаструла, морфогенез. Зародышевые листки, нейруляция. Закон зародышевого сходства (закон Бэра). Развитие прямое и непрямое. Метаморфозы. Имаго, старение

Знать определение понятий онтогенез, эмбриогенез

Уметь характеризовать сущность эмбрионального периода развития организмов, рост организма; анализировать и оценивать: воздействие факторов среды на эмбриональное развитие организмов, факторов риска на здоровье

Вопрос 1 с.33 учебника

7

История развития генетики

Урок   изучения   и первичного

 закрепления новых знаний.

Д.з.   § 7

3-я неделя октяб

ря

Г. Мендель, его работы; наследственность и изменчивость. Хромосомная теория наследственности. Генотип, фенотип

Знать определения понятий генетика, ген, генотип, фенотип 

Уметь определять по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип; вероятность проявления признака в потомстве.

1

2

3

4

5

6

8

Изменчивость

Урок   изучения   и первичного

 закрепления новых знаний.

Д.з.   § 8

4-я неделя октяб

ря

Изменчивость ненаследственная и наследственная; изменчивость модификационная. Комбинативная, мутационная изменчивость. Мутации. Мутагены, мутанты. Типы мутаций. Закон гомологических рядов Н.И. Вавилова

Знать определение термина изменчивость

Уметь приводить примеры модификационной изменчивости, генных, хромосомных и геномных мутаций; характеризовать причины мутаций, значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии

9

Основные генетические закономерности

Урок   изучения   и первичного

 закрепления новых знаний.

Д.з.   § 9

2-я неделя нояб

ря

Методы работы Г. Менделя. Моногибридное скрещивание. Аллели, гомозоготы, гетерозиготы, доминанты, рецессивы. Первый закон Г. Менделя; второй закон Г. Менделя. Гипотеза чистоты гамет.

Знать определение понятий аллельные гены, гибридологический метод, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак

Уметь приводить примеры доминантных и рецессивных признаков; описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания;

анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании; составлять схему моногибридного скрещивания

Вопросы 1-3 на с.45 учебника

10

Основные генетические закономерности

Комбинированный урок.

Д.з. § 10

3-я неделя нояб

ря

Дигибридное скрещивание. Рекомбинация. Третий закон Г. Менделя (закон независимого наследования признаков) Типы взаимодействия неаллельных генов: кодоминирование, комплементарность, эпистаз, полимерия. Гены-модификаторы

Знать закон независимого наследования признаков

Уметь описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания; анализировать схему дигибридного скрещивания; составлять схему дигибридного и анализирующего скрещивания; определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве

1

2

3

4

5

6

11

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом.

Комбинированный урок.

Д.з. § 12

4-я неделя нояб

ря

Л/р № 1

«Решение элементарных задач по генетике»

12

Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции

Урок   изучения   и первичного

 закрепления новых знаний.

Д.з.   §11

5-я неделя нояб

ря

Селекция. Работы Н.И. Вавилова. Центры происхождения культурных растений. Методы селекции: гибридизация и искусственный отбор

Р.С. № 2

Районированные сорта растений и породы животных Архангельской области

Знать методы селекции растений и животных

Уметь характеризовать роль учения Н.И. Вавилова для развития селекции; объяснять причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; значение для селекционной работы закона гомологических рядов; роль биологии в практической деятельности людей.

Вопрос 1 на с. 56 учебника

13

Наследственные болезни человека

Комбинированный урок.

Д.з. §  13

1-я неделя дека

бря

Пол, мужские и женские гаметы; соматические клетки. Гомогаметный и гетерогаметный пол; половые хромосомы; аутосомы. Наследование, сцепленное с полом. Генные, хромосомные болезни. Профилактика

Р.С. № 3

Важнейшие мутагены Архангельской области, их источники

Знать определение термина аутосомы; типы хромосом в генотипе; число аутосом и половых хромосом у человека

Уметь объяснять причину соотношения полов 1 : 1; определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

Вопрос 1на с.59, вопрос 3 на с. 66 учебника

14

Этические аспекты медицинской генетики

Урок   изучения   и первичного

 закрепления новых знаний.

Д.з.   §14

2-я неделя дека

бря

Предмет и задачи медицинской генетики; биоэтический кодекс.

Знать определение термина биоэтика

Уметь характеризовать значение постулатов биоэтического кодекса.

Вопросы 1-3 на с. 70 учебника

1

2

3

4

5

6

15

Этические аспекты исследований в области биотехнологии

Урок   изучения   и первичного

 закрепления новых знаний.

Д.з.   § 15

3-я неделя дека

бря

Биотехнология, генная инженерия. Клон. Стволовые клетки.

Уметь объяснять какие проблемы человечества решает биотехнология

16

Вирусы – неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания

 

Комбинированный урок.

Д.з. § 17

4-я неделя дека

бря

Вирусы. Капсид

Знать определение терминов паразит, вирус, капсид

Уметь приводить примеры заболеваний, вызываемых вирусами; описывать цикл развития вируса; выделять особенности строения вирусов; доказывать, что вирусы – это живые организмы, что вирусы – внутриклеточные паразиты

Вопрос 1 на с. 92 учебника

17

Обобщение по теме

3-я неделя янва

ря

К. работа № 1

Клеточный уровень организации жизни (9 часов)

18

Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе

Урок   изучения   и первичного

 закрепления новых знаний.

Д.з.   § 18

4-я неделя янва

ря

Клеточный уровень, его значение. Прокариоты, эукариоты

Уметь отличать клеточный уровень организации жизни от организменного уровня, клетки прокариот и клетки эукариот; узнавать клетки различных организмов

Вопросы 1-3 на с. 100 учебника

1

2

3

4

5

6

19

Клетка как этап эволюции живого в истории Земли

Комбинированный урок.

Д.з. § 19

5-я неделя янва

ря

Эволюция первичной клетки. Фотосинтез – крупнейший ароморфоз. Аэробный тип обмена веществ. Брожение. Кислородное дыхание. Гипотезы происхождения эукариот

Знать гипотезы происхождения эукариот (симбиотическую гипотезу и гипотезу мембранного происхождения)

Вопросы 1-3 на с. 103 учебника

20

Развитие знаний о клетке. Основные положения клеточной теории

Урок   изучения   и первичного

 закрепления новых знаний.

Д.з.   § 25

1-я неделя фев

раля

Р. Гук, К.М. Бэр, М. Шлейден, Т. Шванн, Р. Вирхов, А. Флеминг, И.И. Мечников. Положения клеточной теории. Современная клеточная теория

Знать определение термина цитология; основоположников клеточной теории.

Уметь характеризовать современную клеточную теорию

21

Многообразие клеток. Ткани

Комбинированный урок.

Д.з. § 19

2-я неделя фев

раля

Растительная и животная клетки, их сходство и отличие. Ткани

Знать отличительные признаки растительных и животных клеток

Уметь характеризовать клетки многоклеточного организма; сравнивать строение клеток растений и животных, делать вывод на основе их сравнения

Вопросы 1-4 на с. 106

22

Строение клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции

Комбинированный урок.

Д.з. § 20, 21

3-я неделя фев

раля

Клеточная мембрана. Органоиды цитоплазмы: ЭПС, рибосомы, аппарат Гольджи, митохондрии, пластиды, клеточный центр, органоиды движения, клеточные включения

Знать органоиды цитоплазмы, функции органоидов

Уметь прогнозировать последствия удаления различныхорганоидов из клетки; отличать виды пластид растительных клеток

23

Ядро. Хромосомы

Комбинированный урок.

Д.з. § 20, 24

4-я неделя фев

раля

Ядерная оболочка, кариоплазма, хроматин, ядрышко. Диплоидный набор хромосом, гаплоидный набор хромосом, гомологичные хромосомы, кариотип

Уметь узнавать по рисунку структурные компоненты ядра; устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и функциями ядра; объяснять механизм образования хромосом

1

2

3

4

5

6

24

Клеточный цикл. Деление клетки. Митоз

Комбинированный урок.

Д.з. § 22, 23

1-я неделя марта

Деление клетки. Митоз (непрямое деление), интерфаза, редупликация, хроматиды. Соматические клетки. Значение митоза

Знать процессы, составляющие жизненный цикл клеток; фазы митотического цикла

Уметь описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза; объяснять биологического значение митоза

Л/р № 2.

«Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня»

25

Деление клетки. Мейоз

Комбинированный урок.

Д.з. § 23

2-я неделя марта

Деление клетки. Мейоз. Половые клетки. Гаметогенез, конъюгация, перекрест хромосом. Значение. Гаплоидный и диплоидный набор хромосом

Уметь узнавать и описывать по рисунку строение половых клеток; выделять различия мужских и женских половых клеток, особенности полового и бесполого размножения; объяснять биологическое значение полового размножения, сущность и биологическое значение оплодотворения, причины наследственности и изменчивости

26

Наука о клетке. Обобщение

3-я неделя марта

К. работа №2

 

Молекулярный уровень проявления жизни (7 часов)

27

Молекулярный уровень жизни и его роль в природе.

Урок   изучения   и первичного

 закрепления новых знаний.

Д.з.   § 27,

1-я неделя апреля

Первичная основа жизни. Мономеры. Полимеры. Основные процессы. Значение. Неорганические вещества, их роль в клетке. Вода – важный компонент живого. Макро- и микроэлементы.

Уметь сравнивать структурные компоненты молекулярного и клеточного структурных уровней организации жизни

1

2

3

4

5

6

28

Химический состав клетки.

Комбинированный урок.

Д.з. § 28

2-я неделя апреля

Углеводы, липиды.Классификация углеводов. Функции углеводов, липидов

Р.С. № 4

Особенности химического состава клеток живых организмов Европейского Севера

Знать органические  вещества клетки; органы, богатые липидами и углеводами

Уметь характеризовать биологическую роль углеводов и липидов4 классифицировать углеводы по группам

29

Белки – основные полимерные молекулы живой материи

Комбинированный урок.

Д.з. § 28

3-я неделя апреля

Белки, их строение, функции. Ферменты. Витамины. Гормоны

Знать определения белков, витаминов, гормонов, основные группы витаминов; продукты, богатые белками, связь, образующую первичную структуру белка, функции белков

Уметь узнавать пространственную структуру молекулы белка; описывать механизм денатурации белка.

30

Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке

Комбинированный урок.

Д.з. § 29

4-я неделя апреля

Понятие о нуклеотиде, нуклеиновых кислотах. Структура и функции ДНК и РНК, правило комплементарности. Кодоны. Репликация

Знать полное название нуклеиновых кислот ДНК и РНК

Уметь перечислять виды молекул РНК и их функции; доказывать, что нуклеиновые кислоты – полимеры; сравнивать строение молекул ДНК и РНК

31

Процессы синтеза в живых клетках

Комбинированный урок.

Д.з. § 30, 31

1-я неделя мая

Световая и темновая фазы фотосинтеза. Роль в природе. Тилакоиды. Фотосистемы I и II. Строма. Цикл Кальвина. Биосинтез белка. Этапы биосинтеза. Матричное воспроизводства белков в клетке. Ген. Генетический код. Триплет. Транскрипция. Трансляция. Свойства генетического кода

Знать определение терминов питание, автотрофы, фотосинтез

Уметь называть органы растения, где происходит фотосинтез; роль пигмента хлорофилла; характеризовать фазы фотосинтеза

Знать свойства генетического кода; роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка; определения терминов триплет, кодон, ген, генетический код, транскрипция, трансляция.

Вопросы 2-4 на с. 187

1

2

3

4

5

6

32

Понятие об энергетическом обмене в клетке

Урок   изучения   и первичного

 закрепления новых знаний.

Д.з.   § 32

2-я неделя мая

Клеточное дыхание. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки. Цикл Кребса. Гликолиз. Брожение. Этапы энергетического обмена

Знать определение понятия ассимиляция; термины гликолиз, брожение, дыхание; этапы диссимиляции; вещества – источники энергии; продукты реакций этапов обмена веществ; локализацию в клетке этапов энергетического обмена.

Уметь описывать строение и роль АТФ в обмене веществ; характеризовать этапы энергетического обмена

33

Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема

Д.з.   § 33

3-я неделя мая

34

Обобщение знаний о многообразии жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности

Урок обобщения

 

4-я неделя мая

Отличие живых систем от неживых

Р.С. № 5

Химическое загрязнение Архангельской области

Уметь характеризовать многообразие жизни, представленной биосистемами

разных уровней сложности; называть отличия живых систем от неживых



Предварительный просмотр:

Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы.

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

Знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;
  • влияние экологических особенностей региона на основные биологические процессы: размножение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад ученых Архангельской области в развитие биологической науки;

Уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; региональную специфику действия экологических факторов на организм, региональные особенности устойчивости и смены экосистем, необходимости сохранения редких и исчезающих видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания) (на местных примерах);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию (на примерах местной флоры и фауны);
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания (в условиях Севера), источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8-9 класса РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ ПО БИОЛОГИИ

Пояснительная запискаСовременный этап научно-технического и информационного прогресса протекает в условиях гиперконкуренции. При этом, в качестве наиболее значимых факторов конкурентоспособности берут...

рабочая программа по биологии для 5-9 классов на основе авторской программы под редакцией И.Н. Пономаревой. ФГОС

Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена на основе авторской программы под редакцией Пномаревой И.Н. по ФГОС...

Рабочая программа по биологии для 5-9 классов по программе Н. И. Сонина, В. Б. Захарова Линейный курс

Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена по требованиям ФГОС и содержит пояснительную записку,общую характеристику курса биологии, личностные, метапредметные и предметные результаты, с...

Рабочая программа по биологии для 5, 8 классов. ФГОС. Пономарева И.Н.

Рабочая программа по биологии 5, 8 класс Пономарева...

Рабочая программа по биологии для учащихся 7 класса по специальной (коррекционной) программе VIII вида

рабочая программа для учителей биологии, которые работают с детьми коррекционной школы 8 вида...

Рабочая программа по биологии для 5-8 классов ФГОС УМК И.Н.Пономаревой

Рабочая программа разработана на основе примерной программы И.Н.Пономаревой  в соответствии с ФГОС  ООО....

Аннотация к рабочей программе по биологии для 5 - 11 класса (по авторской программе В.В.Пасечника)

middot;         Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта среднего ( полного) образования. За основу рабочей программы взят...