Рабочая программа по биологии для 10-11 классов. Пономарева И.Н.
рабочая программа по биологии (10, 11 класс) по теме
10-11 класс базовый уровень
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 38 КБ |
planirovanie.doc | 208.5 КБ |
trebovaniya.doc | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Н.Пономаревой, О.А.Корниловой, Л.В. Симоновой //Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы. Программы - М.: Вентана-Граф, 2009. – 166с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся и программы регионального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования Архангельской области (базовый уровень) авторов-составителей А.П. Лавриновой, С.И. Нехорошковой.
Данная программа является непосредственным продолжением программы по биологии 6 – 9 классов, составленной авторским коллективом под руководством профессора И.Н.Пономаревой //Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы. Программы - М.: Вентана-Граф, 2009. – 166с.
На изучение биологии на базовом уровне отводится 68 часов, в том числе: в 10 классе - 34 часа, в 11 классе - 34 часа. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10-11-го классов предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе.
Цель курса: сформировать у учащихся целостную систему знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции.
Задачи курса:
- освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания; о строении, многообразии и особенностях биосистем Архангельской области; о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке в Архангельской области;
- овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; анализировать и применять на практике региональную биологическую информацию;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем; убежденности в необходимости охраны и бережного отношения к природе родного края;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. Программа построена на важной содержательной основе - гуманизме, ; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественно-научной картины мира, ценностных ориентаций и реализующему гуманизацию биологического образования. Для формирования современной естественно-научной картины мира при изучении биологии в графе рабочей программы «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников» и полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Биология. Базовый уровень: учебник для 10- 11 кл. общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В. Симонова. – М.: Вентана – Граф, 2011 г, 222с.
Предварительный просмотр:
Поурочно-тематическое планирование для 10 класса
№ уро- ка | Тема урока | Дата | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Измерители |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Введение в курс общей биологии (6 часов) | |||||
1 | Содержание и структура курса общей биологии Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з. §1 | 1-я неделя сентяб ря | Биология, пограничные области, законы развития | Знать основные термины темы Уметь объяснять, почему XX век считают веком биологии | Вопрос 2 учебника на с. 5 |
2 | Основные свойства жизни Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з. § 2 | 2-я неделя сентяб ря | Свойства жизни. Признаки живого. Понятие биосистема. Обмен веществ, раздражимость, подвижность, рост, развитие, размножение, передача свойств по наследству, связь со средой. Динамическая устойчивость. Химический состав. Онтогенез. Энергозависимость. Автотрофы, гетеротрофы. | Знать основные свойства живого, определение понятия жизнь Уметь характеризовать основные свойства жизни | Вопросы 1,3 на с. 8 учебника |
3 | Уровни организации живой материи Комбинированный урок. Д.з. § 3 | 3-я неделя сентяб ря | Уровни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный | Знать основные структурные компоненты биосферы Уметь характеризовать клетку, организм и популяцию как биосистемы; определять уровни организации жизни | Вопросы 1 - 4 на с. 12 учебника |
4 | Значение практической биологии Комбинированный урок. Д.з. § 4 | 4-я неделя сентяб ря | Предмет биологии, ее задачи; интродукция, акклиматизация, биотехнология, генная инженерия, бионика. Связь науки ипрактики | Уметь приводить примеры использования знаний в области биологии для охраны окружающей среды; характеризовать явления акклиматизации, интродукции | Вопросы 1,2,4 на с. 16 учебника |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
5 | Методы биологических исследований Комбинированный урок. Д.з. § 5 | 1-я неделя октяб ря | Методы: наблюдение, измерение, описание, эксперимент, моделирование, мониторинг | Уметь объяснять, с какими методами биологических исследований знакомы, и применять их на практике | Вопрос 1 на с. 18 учебника |
6 | Живой мир и культура Урок – семинар Д.з. § 6 | 2-я неделя октяб ря | Культура, анимизм, тотемизм. Замысел, идея, проект, назначение. Знаковые системы | Уметь характеризовать творчество в истории человечества; объяснять влияние труда и искусства друг на друга и их взаимодействие с биологией и природой | Вопросы для обсуждения на с. 18 учебника |
Биосферный уровень организации жизни (9 часов) | |||||
7 | Учение о биосфере Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з. § 7 | 3-я неделя октяб ря | Биосфера, В.И. Вернадский, функции живого вещества. Структура биосферы, ее свойства | Уметь обосновывать, почему биосферу относят к биосистемам; характеризовать живое вещество. | Вопрос 1 на с. 29 учебника |
8 | Происхождение живого вещества Комбинированный урок. Д.з. § 8 | 4-я неделя октяб ря | Гипотезы возникновения жизни А.И. Опарина и Дж. Холдейна. Биогенез и абиогенез. Этапы возникновения жизни | Знать гипотезы возникновения жизни Уметь обосновывать процессы возникновения живого на Земле; сравнивать идеи А.И. Опарина и Дж. Холдейна о происхождении жизни; характеризовать физико-химические события образования Мирового океана; отличать первичную атмосферу Земли от современной | Вопросы 1,2 на с. 36 учебника |
9 | Биологическая эволюция в развитии биосферы Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з. § 9 | 2-я неделя нояб ря | Роль прокариот, А.Н. Северцов, ароморфозы, автотрофы, хемо- и фотосинтезирующие бактерии, хлорофилл, фотосинтез, эукариоты. Катархей, архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой. | Знать основные этапы биологической эволюции Уметь объяснять, почему прокариоты не дали такого большого многообразия живых форм, как эукариоты | Вопросы 1-3 на с.47 учебника |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
10 | Биосфера как глобальная биосистема Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з. § 10 | 3-я неделя нояб ря | Биосфера как биосистема. Продуценты, консументы, редуценты. Глобальная экосистема. Биологический круговорот | Уметь приводить примеры видов-продуцентов и видов-консументов; обосновывать значение круговорота веществ в биосфере | Вопросы 1-4 на с. 55 учебника |
11 | Круговорот веществ в природе Комбинированный урок. Д.з. § 11 | 4-я неделя нояб ря | Круговорот углерода, фосфора, азота, воды. Поток энергии | Уметь характеризовать связь между круговоротом веществ и возникновением биосферы; обосновывать главное условие сохранения устойчивости биосферы; объяснять, что такое глобальная экосистема | Вопросы 1,2 на с. 58 учебника |
12 | Человек как житель биосферы Комбинированный урок. Д.з. § 12 | 5-я неделя нояб ря | Ноосфера, этапы, способы воздействия человека на биосферу. Биологическое разнообразие | Уметь объяснять, почему человека считают геологической силой в биосфере; характеризовать природоохранную деятельность человека | Вопросы 1,2 на с. 63 учебника |
13 | Особенности биосферного уровня и его роль в обеспечении жизни на Земле Комбинированный урок. Д.з. § 13 | 1-я неделя дека бря | Биосферный уровень, свойства биосферы, структурные компоненты биосферы | Знать как возник биосферный уровень организации живой материи Уметь характеризовать основные процессы существования биосферы | Вопросы 1-3 на с.65 учебника |
14 | Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы Комбинированный урок. Д.з. § 14 | 2-я неделя дека бря | Человек как фактор загрязнения окружающей среды | Уметь объяснять, почему земледелие и скотоводство – это факторы нарушения устойчивости биосферы | Вопросы 1,2 на с. 68 учебника |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
15 | Экологические факторы и их значение Урок обобщения и систематизации знаний. Д.з. § 15 | 3-я неделя дека бря | Среды жизни. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Ограничивающий фактор | Уметь различать абиотические и биотические факторы; объяснять выработку приспособлений у организмов; характеризовать условия жизни организмов в биосфере | Вопросы 1-3 на с. 72 учебника |
Биогеоценотический уровень организации жизни (8 часов) | |||||
16 | Биогеоценоз как особый уровень организации жизни Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з. § 16 | 4-я неделя дека бря | Биогеоценоз, биоценоз, экосистема. Структурные компоненты. Биотоп. Значение | Уметь сравнивать биогеоценотический уровень организации жизни с биосферным уровнем; объяснять, почему биогеоценозы называют многовидовыми надорганизменными биосистемами | Вопросы 1-3 на с. 78 учебника |
17 | Биогеоценоз как биосистема и экосистема Комбинированный урок. Д.з. § 17 | 3-я неделя янва ря | Свойства биогеоценозов, учение о биогеоценозе. В.Н. Сукачев. Фитоценоз, зооценоз. Учение об экосистеме. Р.С. № 1 Особенности экосистем Архангельской области: Специфика действия экологических факторов Европейского Севера на организм. Региональные особенности фотопериодизма и биологических ритмов. | Знать три основные группы организмов; особенности экосистем Архангельской области Уметь характеризовать понятия биогеоценоз, экосистема, биосистема | Вопросы 1-4 на с. 81 учебника |
18 | Строение и свойства биогеоценоза Комбинированный урок. Д.з. § 18 | 4-я неделя янва ря | Трофическая структура; пространственная и видовая структуры. Типы связей. Экологическая ниша. Р.С. № 2 Разнообразие, особенности состава и структуры биоценозов Европейского Севера. Типы пищевых цепей на примере биоценозов Архангельской области. | Знать основные свойства биогеоценоза Уметь объяснять устойчивость биогеоценоза; характеризовать значение для эволюции совместного существования видов; приводить примеры пищевых цепей на примере биоценозов Архангельской области. | Л/р № 1 «Приспособлен- ность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе» Вопросы 1-3 на с. 86 учебника |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
19 | Совместная жизнь видов в биогеоценозе Комбинированный урок. Д.з. § 19 | 5-я неделя янва ря | Совместная жизнь видов, их приспособления. Взаимные адаптации. Коадаптации. Многообразие связей. | Уметь сравнивать понятия коадаптация и коэволюция; характеризовать роль биогеоценоза в эволюции видов | Вопросы 1,2 на с. 91 учебника |
20 | Причины устойчивости биогеоценозов Комбинированный урок. Д.з. § 20 | 1-я неделя фев раля | Устойчивость экосистемы. Свойства биогеоценоза: видовой состав, жизненное пространство, средообразующие свойства видов, антропогенное воздействие Р.С. № 3 Региональные особенности устойчивости экосистем Архангельской области. | Знать основные свойства биогеоценоза и условия его устойчивости; особенности устойчивости экосистем Архангельской области Уметь объяснять, в чем ценность богатства видового состава в биогеоценозе | Вопросы 1-3 на с. 99 учебника |
21 | Зарождение и смена биогеоценозов Комбинированный урок. Д.з. § 21 | 2-я неделя фев раля | Смена биогеоценозов, сукцессии (первичная и вторичная). Типы смен биогеоценозов. Р.С. № 4 Региональные особенности динамики экосистем, типичные сукцессии природы Архангельской области: естественные и антропогенные. | Знать определение понятия сукцессии; типичные сукцессии природы Архангельской области Уметь сравнивать суточные и годичные изменения в биогеоценозе | Вопросы 1-3 на с. 103 учебника |
22 | Сохранение разнообразия биогеоценозов Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з. § 22 | 3-я неделя фев раля | Антропогенное влияние, пути сохранения биогеоценозов. Рекультивация, заповедник | Знать определения терминов рекультивация, заповедник Уметь объяснять, каким образом гибель крупных животных сказывается на устойчивости биогеоценозов; характеризовать этапы природопользования, изменение свойств биосферы | Вопросы 1-3 на с. 118 учебника |
23 | Экологические законы природопользования Урок обобщения и систематизации знаний. Д.з. § 23 | 4-я неделя фев раля | Экологические законы природопользования | Знать экологические законы природопользования Уметь объяснять, какой вред биосфере наносит истребление лесов | Вопросы 1,2 на с. 125 учебника |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Популяционно-видовой уровень организации жизни (11 часов) | |||||
24 | Вид, его критерии и структура Комбинированный урок. Д.з. § 24 | 1-я неделя марта | Вид, критерии вида Р.С. № 5 Изучение видов животных и растений Архангельской области с использованием различных критериев вида | Знать определение понятия вид; его критерии Уметь характеризовать вид, как биосистему; объяснять, почему репродуктивный критерий считается важнейшим среди других критериев вида и почему необходимо изучать биологические виды | Л/р № 2 «Морфологические критерии, используемые при определении видов» |
25 | Популяция как форма существования вида Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з. § 25 | 2-я неделя марта | Популяция, плотность популяции | Знать, что такое географические и экологические популяции Уметь объяснять каким образом популяции участвуют в круговороте веществ и потоке энергии биогеоценозов; характеризовать понятие экологическая ниша | Вопросы 1-3 на с. 135-136 учебника |
26 | Популяция как основная единица эволюции Комбинированный урок. Д.з. § 26 | 3-я неделя марта | Природные популяции, микроэволюция. Движущие силы и факторы эволюции | Знать понятия генофонд и генотип Уметь объяснять, почему вид называют качественным этапом эволюции, а популяцию – единицей эволюции | Вопросы 1-3 на с. 143 учебника |
27 | Видообразование Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з. § 27 | 1-я неделя апреля | Видообразование, биоразнообразие, способы образования видов: географическое, экологическое. Причины вымирания видов | Знать значение биоразнообразия и законы Конституции РФ о сохранении многообразия видов. Уметь характеризовать основные причины вымирания видов | Вопросы 1-3 на с. 156 учебника |
28 | Этапы происхождения человека Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з. § 28 | 2-я неделя апреля | Этапы происхождения человека, человек как биологический вид | Уметь характеризовать роль микроэволюции в процессе происхождения человека; доказывать ошибочность утверждения, что предками человека являются современные человекообразные обезьяны | Вопросы 1-3 на с. 161 учебника |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
29 | Человек как уникальный вид живой природы Комбинированный урок. Д.з. § 29 | 3-я неделя апреля | Антропогенез. Человек разумный, расы человека. Гипотезы о происхождении человека. | Знать расы человека Уметь объяснять, в чем проявляется уникальность вида Человек разумный | Вопросы 1,2 на с. 165 учебника |
30 | История развития эволюционных идей Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з. § 30 | 4-я неделя апреля | Эволюция, креационизм, трансформизм, теория Ч. Дарвина об эволюции | Знать учения Ж.Б. Ламарка и Ч. Дарвина Уметь объяснять, почему основным механизмом эволюции считают естественный отбор; сравнивать искусственный отбор с естественным | Вопросы 1-3 на с. 168 учебника Вопрос 2 на с. 171 Вопрос 2 на с. 175 |
31 | Современное учение об эволюции Комбинированный урок. Д.з. § 31 | 1-я неделя мая | Синтетическая теория эволюции (СТЭ). В. Иогансен, С.С. Четвериков, Р. Фишер, Дж. Холдейн, Д. Хаксли, Н.И. Вавилов, А.Н. Северцов и др. Движущие силы эволюции | Уметь сравнивать эволюционную теорию Ч. Дарвина со СТЭ; объяснять, каким образом естественный отбор направляет ход эволюции | Вопросы 1-3 на с. 178 учебника |
32 | Результаты эволюции и ее основные закономерности Комбинированный урок. Д.з. § 32 | 2-я неделя мая | Эволюция, видообразование, адаптация, закономерности эволюции | Знать закономерности эволюции, сущность закона необратимости эволюции Уметь характеризовать эволюционные процессы; объяснять, какие процессы являются главным итогом эволюции; сравнивать сущность понятий эволюция и коэволюция | Вопросы 1-4 на с. 181 учебника |
33 | Основные направления эволюции Комбинированный урок. Д.з. § 33 | 3-я неделя мая | Биопрогресс, ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация, биорегресс | Знать сущность терминов биопрогресс, ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация, биорегресс Уметь объяснять роль ароморфозов и идиоадаптаций; сравнивать ароморфозы и дегенерации | Л/р № 3 «Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
34 | Особенности популяционно- видового уровня жизни. Всемирная стратегия охраны природных видов Урок обобщения и систематизации знаний. | 4-я неделя мая | Популяционно-видовой уровень жизни: структура, процессы, организация, значение. Редкие, исчезающие, охраняемые виды. Красная книга, конвенция | Знать основные характеристики популяционно-видового уровня организации живой материи; основные условия устойчивого развития природы и общества. Уметь объяснять, почему уровень называется популяционно-видовым; как, сокращение биоразнообразия связано с жизненно необходимыми и культурными потребностями каждого из нас. | Вопросы 1-3 на с.201 |
Поурочно-тематическое планирование для 11 класса
№ уро- ка | Тема урока | Дата | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Измерители | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
Организменный уровень жизни (17 часов) | |||||||
1 | Организменный уровень жизни и его роль в природе Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з. § 1 | 1-я неделя сентяб ря | Структура тела. Уровни организации организма: клеточный, тканевый, органный, системный, организменный | Знать признаки организменного уровня жизни. Уметь отличать организменный уровень жизни от популяционно-видового уровня | Вопросы 1-3 на с.6 учебника | ||
2 | Организм как биосистема Комбинированный урок. Д.з. § 2 | 2-я неделя сентяб ря | Обмен веществ и процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов (питание, движение, поведение). Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Органы и системы органов | Знать органы и системы органов человека; определение понятий ткань, орган, система органов Уметь характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма | Вопросы 1,2 на с.10 учебника | ||
3 | Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов Комбинированный урок. Д.з. § 3 | 3-я неделя сентяб ря | Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов. Свойства живого. АТФ – универсальный источник энергии. Типы питания организмов. Ассимиляция, диссимиляция, метаболизм. | Знать свойства живого; структурные компоненты и функции АТФ. Уметь описывать проявление свойств живого, механизм высвобождения и запасания энергии; различать процессы обмена веществ у живых организмов и в живой природе; доказывать, что живые организмы – открытые системы, что ассимиляция и диссимиляция – составные части обмена веществ. | Вопросы 1,2 на с.17 учебника | ||
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | |||
4 | Размножение организмов Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з. § 4 | 4-я неделя сентяб ря | Бесполое, половое размножение. Гаметы, гермафродиты. Р.С. № 1 Региональные особенности воспроизведения организмов разных систематических групп | Знать определение понятия размножение; основные формы размножения; виды полового и бесполого размножения растений. Уметь характеризовать сущность полового и бесполого размножения; объяснять биологическое значение бесполого размножения и эволюционное преимущество полового размножения; выделять особенности полового размножения | Вопросы 1,2 на с.24 учебника | ||
5 | Оплодотворение и его значение Комбинированный урок. Д.з. § 5 | 1-я неделя октяб ря | Оплодотворение у животных: наружное, внутреннее. Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений | Уметь объяснять биологическое значение оплодотворения; причины наследственности и изменчивости | Вопрос 2 на с. 28 учебника | ||
6 | Индивидуальное развитие организма Комбинированный урок. Д.з. § 6 | 2-я неделя октяб ря | Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития; онтогенез, эмбриогенез, дробление, бластула, гаструла, морфогенез. Зародышевые листки, нейруляция. Закон зародышевого сходства (закон Бэра). Развитие прямое и непрямое. Метаморфозы. Имаго, старение | Знать определение понятий онтогенез, эмбриогенез Уметь характеризовать сущность эмбрионального периода развития организмов, рост организма; анализировать и оценивать: воздействие факторов среды на эмбриональное развитие организмов, факторов риска на здоровье | Вопрос 1 с.33 учебника | ||
7 | История развития генетики Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з. § 7 | 3-я неделя октяб ря | Г. Мендель, его работы; наследственность и изменчивость. Хромосомная теория наследственности. Генотип, фенотип | Знать определения понятий генетика, ген, генотип, фенотип Уметь определять по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип; вероятность проявления признака в потомстве. | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
8 | Изменчивость Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з. § 8 | 4-я неделя октяб ря | Изменчивость ненаследственная и наследственная; изменчивость модификационная. Комбинативная, мутационная изменчивость. Мутации. Мутагены, мутанты. Типы мутаций. Закон гомологических рядов Н.И. Вавилова | Знать определение термина изменчивость Уметь приводить примеры модификационной изменчивости, генных, хромосомных и геномных мутаций; характеризовать причины мутаций, значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии | |||
9 | Основные генетические закономерности Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з. § 9 | 2-я неделя нояб ря | Методы работы Г. Менделя. Моногибридное скрещивание. Аллели, гомозоготы, гетерозиготы, доминанты, рецессивы. Первый закон Г. Менделя; второй закон Г. Менделя. Гипотеза чистоты гамет. | Знать определение понятий аллельные гены, гибридологический метод, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак Уметь приводить примеры доминантных и рецессивных признаков; описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания; анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании; составлять схему моногибридного скрещивания | Вопросы 1-3 на с.45 учебника | ||
10 | Основные генетические закономерности Комбинированный урок. Д.з. § 10 | 3-я неделя нояб ря | Дигибридное скрещивание. Рекомбинация. Третий закон Г. Менделя (закон независимого наследования признаков) Типы взаимодействия неаллельных генов: кодоминирование, комплементарность, эпистаз, полимерия. Гены-модификаторы | Знать закон независимого наследования признаков Уметь описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания; анализировать схему дигибридного скрещивания; составлять схему дигибридного и анализирующего скрещивания; определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
11 | Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Комбинированный урок. Д.з. § 12 | 4-я неделя нояб ря | Л/р № 1 «Решение элементарных задач по генетике» | ||||
12 | Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з. §11 | 5-я неделя нояб ря | Селекция. Работы Н.И. Вавилова. Центры происхождения культурных растений. Методы селекции: гибридизация и искусственный отбор Р.С. № 2 Районированные сорта растений и породы животных Архангельской области | Знать методы селекции растений и животных Уметь характеризовать роль учения Н.И. Вавилова для развития селекции; объяснять причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; значение для селекционной работы закона гомологических рядов; роль биологии в практической деятельности людей. | Вопрос 1 на с. 56 учебника | ||
13 | Наследственные болезни человека Комбинированный урок. Д.з. § 13 | 1-я неделя дека бря | Пол, мужские и женские гаметы; соматические клетки. Гомогаметный и гетерогаметный пол; половые хромосомы; аутосомы. Наследование, сцепленное с полом. Генные, хромосомные болезни. Профилактика Р.С. № 3 Важнейшие мутагены Архангельской области, их источники | Знать определение термина аутосомы; типы хромосом в генотипе; число аутосом и половых хромосом у человека Уметь объяснять причину соотношения полов 1 : 1; определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. | Вопрос 1на с.59, вопрос 3 на с. 66 учебника | ||
14 | Этические аспекты медицинской генетики Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з. §14 | 2-я неделя дека бря | Предмет и задачи медицинской генетики; биоэтический кодекс. | Знать определение термина биоэтика Уметь характеризовать значение постулатов биоэтического кодекса. | Вопросы 1-3 на с. 70 учебника | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
15 | Этические аспекты исследований в области биотехнологии Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з. § 15 | 3-я неделя дека бря | Биотехнология, генная инженерия. Клон. Стволовые клетки. | Уметь объяснять какие проблемы человечества решает биотехнология | |||
16 | Вирусы – неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания
Комбинированный урок. Д.з. § 17 | 4-я неделя дека бря | Вирусы. Капсид | Знать определение терминов паразит, вирус, капсид Уметь приводить примеры заболеваний, вызываемых вирусами; описывать цикл развития вируса; выделять особенности строения вирусов; доказывать, что вирусы – это живые организмы, что вирусы – внутриклеточные паразиты | Вопрос 1 на с. 92 учебника | ||
17 | Обобщение по теме | 3-я неделя янва ря | К. работа № 1 | ||||
Клеточный уровень организации жизни (9 часов) | |||||||
18 | Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з. § 18 | 4-я неделя янва ря | Клеточный уровень, его значение. Прокариоты, эукариоты | Уметь отличать клеточный уровень организации жизни от организменного уровня, клетки прокариот и клетки эукариот; узнавать клетки различных организмов | Вопросы 1-3 на с. 100 учебника | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
19 | Клетка как этап эволюции живого в истории Земли Комбинированный урок. Д.з. § 19 | 5-я неделя янва ря | Эволюция первичной клетки. Фотосинтез – крупнейший ароморфоз. Аэробный тип обмена веществ. Брожение. Кислородное дыхание. Гипотезы происхождения эукариот | Знать гипотезы происхождения эукариот (симбиотическую гипотезу и гипотезу мембранного происхождения) | Вопросы 1-3 на с. 103 учебника | ||
20 | Развитие знаний о клетке. Основные положения клеточной теории Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з. § 25 | 1-я неделя фев раля | Р. Гук, К.М. Бэр, М. Шлейден, Т. Шванн, Р. Вирхов, А. Флеминг, И.И. Мечников. Положения клеточной теории. Современная клеточная теория | Знать определение термина цитология; основоположников клеточной теории. Уметь характеризовать современную клеточную теорию | |||
21 | Многообразие клеток. Ткани Комбинированный урок. Д.з. § 19 | 2-я неделя фев раля | Растительная и животная клетки, их сходство и отличие. Ткани | Знать отличительные признаки растительных и животных клеток Уметь характеризовать клетки многоклеточного организма; сравнивать строение клеток растений и животных, делать вывод на основе их сравнения | Вопросы 1-4 на с. 106 | ||
22 | Строение клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции Комбинированный урок. Д.з. § 20, 21 | 3-я неделя фев раля | Клеточная мембрана. Органоиды цитоплазмы: ЭПС, рибосомы, аппарат Гольджи, митохондрии, пластиды, клеточный центр, органоиды движения, клеточные включения | Знать органоиды цитоплазмы, функции органоидов Уметь прогнозировать последствия удаления различныхорганоидов из клетки; отличать виды пластид растительных клеток | |||
23 | Ядро. Хромосомы Комбинированный урок. Д.з. § 20, 24 | 4-я неделя фев раля | Ядерная оболочка, кариоплазма, хроматин, ядрышко. Диплоидный набор хромосом, гаплоидный набор хромосом, гомологичные хромосомы, кариотип | Уметь узнавать по рисунку структурные компоненты ядра; устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и функциями ядра; объяснять механизм образования хромосом | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
24 | Клеточный цикл. Деление клетки. Митоз Комбинированный урок. Д.з. § 22, 23 | 1-я неделя марта | Деление клетки. Митоз (непрямое деление), интерфаза, редупликация, хроматиды. Соматические клетки. Значение митоза | Знать процессы, составляющие жизненный цикл клеток; фазы митотического цикла Уметь описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза; объяснять биологического значение митоза | Л/р № 2. «Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня» | ||
25 | Деление клетки. Мейоз Комбинированный урок. Д.з. § 23 | 2-я неделя марта | Деление клетки. Мейоз. Половые клетки. Гаметогенез, конъюгация, перекрест хромосом. Значение. Гаплоидный и диплоидный набор хромосом | Уметь узнавать и описывать по рисунку строение половых клеток; выделять различия мужских и женских половых клеток, особенности полового и бесполого размножения; объяснять биологическое значение полового размножения, сущность и биологическое значение оплодотворения, причины наследственности и изменчивости | |||
26 | Наука о клетке. Обобщение | 3-я неделя марта | К. работа №2 |
| |||
Молекулярный уровень проявления жизни (7 часов) | |||||||
27 | Молекулярный уровень жизни и его роль в природе. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з. § 27, | 1-я неделя апреля | Первичная основа жизни. Мономеры. Полимеры. Основные процессы. Значение. Неорганические вещества, их роль в клетке. Вода – важный компонент живого. Макро- и микроэлементы. | Уметь сравнивать структурные компоненты молекулярного и клеточного структурных уровней организации жизни | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
28 | Химический состав клетки. Комбинированный урок. Д.з. § 28 | 2-я неделя апреля | Углеводы, липиды.Классификация углеводов. Функции углеводов, липидов Р.С. № 4 Особенности химического состава клеток живых организмов Европейского Севера | Знать органические вещества клетки; органы, богатые липидами и углеводами Уметь характеризовать биологическую роль углеводов и липидов4 классифицировать углеводы по группам | |||
29 | Белки – основные полимерные молекулы живой материи Комбинированный урок. Д.з. § 28 | 3-я неделя апреля | Белки, их строение, функции. Ферменты. Витамины. Гормоны | Знать определения белков, витаминов, гормонов, основные группы витаминов; продукты, богатые белками, связь, образующую первичную структуру белка, функции белков Уметь узнавать пространственную структуру молекулы белка; описывать механизм денатурации белка. | |||
30 | Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке Комбинированный урок. Д.з. § 29 | 4-я неделя апреля | Понятие о нуклеотиде, нуклеиновых кислотах. Структура и функции ДНК и РНК, правило комплементарности. Кодоны. Репликация | Знать полное название нуклеиновых кислот ДНК и РНК Уметь перечислять виды молекул РНК и их функции; доказывать, что нуклеиновые кислоты – полимеры; сравнивать строение молекул ДНК и РНК | |||
31 | Процессы синтеза в живых клетках Комбинированный урок. Д.з. § 30, 31 | 1-я неделя мая | Световая и темновая фазы фотосинтеза. Роль в природе. Тилакоиды. Фотосистемы I и II. Строма. Цикл Кальвина. Биосинтез белка. Этапы биосинтеза. Матричное воспроизводства белков в клетке. Ген. Генетический код. Триплет. Транскрипция. Трансляция. Свойства генетического кода | Знать определение терминов питание, автотрофы, фотосинтез Уметь называть органы растения, где происходит фотосинтез; роль пигмента хлорофилла; характеризовать фазы фотосинтеза Знать свойства генетического кода; роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка; определения терминов триплет, кодон, ген, генетический код, транскрипция, трансляция. | Вопросы 2-4 на с. 187 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
32 | Понятие об энергетическом обмене в клетке Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з. § 32 | 2-я неделя мая | Клеточное дыхание. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки. Цикл Кребса. Гликолиз. Брожение. Этапы энергетического обмена | Знать определение понятия ассимиляция; термины гликолиз, брожение, дыхание; этапы диссимиляции; вещества – источники энергии; продукты реакций этапов обмена веществ; локализацию в клетке этапов энергетического обмена. Уметь описывать строение и роль АТФ в обмене веществ; характеризовать этапы энергетического обмена | |||
33 | Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема Д.з. § 33 | 3-я неделя мая | |||||
34 | Обобщение знаний о многообразии жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности Урок обобщения
| 4-я неделя мая | Отличие живых систем от неживых Р.С. № 5 Химическое загрязнение Архангельской области | Уметь характеризовать многообразие жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности; называть отличия живых систем от неживых |
Предварительный просмотр:
Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы.
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
Знать /понимать
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
- влияние экологических особенностей региона на основные биологические процессы: размножение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад ученых Архангельской области в развитие биологической науки;
Уметь
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; региональную специфику действия экологических факторов на организм, региональные особенности устойчивости и смены экосистем, необходимости сохранения редких и исчезающих видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания) (на местных примерах);
- описывать особей видов по морфологическому критерию (на примерах местной флоры и фауны);
- выявлять приспособления организмов к среде обитания (в условиях Севера), источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8-9 класса РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ ПО БИОЛОГИИ
Пояснительная запискаСовременный этап научно-технического и информационного прогресса протекает в условиях гиперконкуренции. При этом, в качестве наиболее значимых факторов конкурентоспособности берут...
рабочая программа по биологии для 5-9 классов на основе авторской программы под редакцией И.Н. Пономаревой. ФГОС
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена на основе авторской программы под редакцией Пномаревой И.Н. по ФГОС...
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов по программе Н. И. Сонина, В. Б. Захарова Линейный курс
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена по требованиям ФГОС и содержит пояснительную записку,общую характеристику курса биологии, личностные, метапредметные и предметные результаты, с...
Рабочая программа по биологии для 5, 8 классов. ФГОС. Пономарева И.Н.
Рабочая программа по биологии 5, 8 класс Пономарева...
Рабочая программа по биологии для учащихся 7 класса по специальной (коррекционной) программе VIII вида
рабочая программа для учителей биологии, которые работают с детьми коррекционной школы 8 вида...
Рабочая программа по биологии для 5-8 классов ФГОС УМК И.Н.Пономаревой
Рабочая программа разработана на основе примерной программы И.Н.Пономаревой в соответствии с ФГОС ООО....
Аннотация к рабочей программе по биологии для 5 - 11 класса (по авторской программе В.В.Пасечника)
middot; Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта среднего ( полного) образования. За основу рабочей программы взят...