Проект организации исследовательской деятельности учащихся.
проект по теме

Силькунова Любовь Николаевна

В данной разработке представлена программа организации исследовательской деятельности учащихся и ее обоснованность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

«Организация исследовательской деятельности учащихся»

Ф.И.О.

 автора        

Силькунова Любовь Николаевна

учитель биологии

Название ОУ        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Тип  проекта

По цели:  практико-ориентированный

По времени реализации: долгосрочный

По направленности: социальный, многофункциональный

Цель проекта

Показать практическое применение инновационных методов и технологий обучения в качестве средства формирования исследовательских навыков и   мышления.

Методические задачи        

  1. Изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике.
  2. Разработать содержательные, организационно-деятельностные основы модели формирования и развития интеллектуальных и исследовательских  способностей в ходе образовательного процесса.
  3. Сформировать банк исследовательских работ.
  4. Разработать методы диагностики и показателей достижения результатов.
  5.  Составить методические рекомендации для учителей

Ведущая идея инновационного проекта        

Разумное сочетание традиционных и современных подходов к преподаванию биологии  позволит осуществлять целенаправленное развитие  у учащихся исследовательских навыков, и, в конечном счете,   повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной  социализации личности.  

 Применяемые технологии        

  • Технология личностно-ориентированного подхода ( И.С. Якиманская);
  • Идеи деятельностного подхода («учение через деятельность»)- Д. Дьюи.,  Г.П. Щедровицкий,  А.А. Дергач, О.С. Анисимов и др.;
  • Идеи развивающего обучения (П.Я. Гальперина, Л.В.  Занкова, В.В. Давыдова );
  • Технология «Дебаты» ( Институт «Открытое общество»);
  • Технология  и исследовательской деятельности

Целесообразность проекта

  1. Интенсификация учебно-воспитательного процесса;
  2. Повышение мотивации к изучению биологических  наук, что важно для развития активной мировоззренческой  позиции обучающихся;
  3. Повышение эффективности усвоения материала;
  4. Развитие ресурсного обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  5. Формирование навыков исследовательского труда и опыта личной деятельности

Предметные области        

Биологические науки

Принципы проекта

Открытость — возможность включения в разработку и реализацию проекта всех заинтересованных субъектов.

Целостность — соединение образовательного процесса с исследовательским  воплощением.

Сотрудничество — комплексная работа и взаимодействие с максимальным количеством партнеров из разных сфер общественной жизни

Целевые группы проекта

Ученики 6-11класса, дети среднего и старшего школьного возраста;

родители;

учительский коллектив, дополнительное образование.

Сроки реализации

Проект рассчитан на реализацию в течение 4-х лет (2006-2011 гг.) и предполагает постоянную работу по его дополнению, корректированию и совершенствованию - 2012-2013 г.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта- показатели эффективности

-Систематизация информационных источников по теме проекта.

-Пакет исследовательских  заданий для учеников.

-Сценарии уроков и банк мультимедийных презентаций.

-Методические рекомендации для учителя.

-Обучение школьников исследовательской деятельности, продукты учебной деятельности обучающихся.

-Активизация познавательной деятельности обучающихся в сфере естественнонаучного образования.

-Подготовка школьников к участию в олимпиадах разных уровней.

-Повышение качества знаний учащихся.

Ресурсное обеспечение

Мультимедийный проектор; средства телекоммуникации (выход в Интернет); экран; видеоплеер, DVD- плеер; телевизор. Кадровые:  педагоги гимназии.

Возможности развития. Устойчивость проекта

Проект реализуется посредством взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса, родителей, педагогов дополнительного образования. На основе данного проекта предполагается: участие в различных методических конкурсах; публикации, распространение опыта; обобщение педагогического опыта на муниципальном уровне

Раздел 1.Обоснование проекта.

Постановка проблемы, на решение  которой направлен проект.

Актуальность проектирования.

    В настоящее время все большую значимость приобретает творческий труд, а значит и творчески работающий человек. Интеллектуальное развитие ученика может осуществляться только в условиях преодоления препятствий, интеллектуальных трудностей, в процессе познания нового,  в процессе труда.

   Хорошо известно, что школьники, качественно освоившие теоретическое содержание школьной программы, далеко не всегда способны к самостоятельному,  творческому решению различных проблем, сталкиваются с неспособностью применять полученные знания в жизни. Перед школой встала насущная задача поиска путей эффективного формирования и развития универсальных учебных действий, а в современном обществе назрела необходимость формировать такие качества выпускников как  инициативность, мобильность,  творчество, коммуникабельность и другие.

   К сожалению, на  традиционных уроках сложившаяся система обучения далеко не всегда способствует развитию у обучающихся данных качеств, а инновационные подходы, технологии, идеи,   только начинают включаться в образовательную систему. 

    Актуальность выбранной темы  обусловлена с одной стороны,  приоритетами современной государственной образовательной политики, обозначенными в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения,  и неготовностью школы к решению этих проблем инновационными методами.     Задача поиска путей эффективного формирования и развития универсальных учебных действий возможна, в том числе и через организацию исследовательской деятельности учащихся. Потребность в научно-теоретическом обосновании модели организации исследовательской деятельности учащихся в современной школе, выявление педагогических условий ее реализации обусловили актуальность темы исследования.

   Отсюда возникает проблема – выработать механизмы эффективных технологий, методов и приемов позволяющих формировать  исследовательские  компетенции школьников с учетом специфики преподаваемого предмета.

  Гипотеза: внедрение современных образовательных технологий поможет решить проблему формирования не только  умений, но и навыков исследовательского труда, реализовать принцип связи обучения с жизнью, обеспечить творческую самореализацию  в обществе.

  Цель: сформировать творческую личность,  инициировать учеников к познанию МИРА, СЕБЯ и СЕБЯ в ЭТОМ МИРЕ, через освоение исследовательской деятельности.

 Для решения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике.

2.  Сформировать  у учащихся опыт  самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных, социальных и других проблем.

3.  Способствовать приобретению  учащимися навыка исследования, как универсального способа освоения действительности  через повышение мотивации учебной  и внеурочной деятельности,  активизации личностной позиции.

4. Разработать  методические рекомендации для учителей.

  В основу проекта положена идея компетентного подхода: ориентирование на «строительство дома, на развитие умений эффективно использовать строительные материалы. В результате мы получаем строителей, способных построить дом».

      Данный инновационный опыт  является логическим звеном в общей системе работы гимназии и ставит своей целью разработку модели формирования и развития у учащихся гимназии интеллектуальных способностей, навыков исследовательского труда, умений ориентироваться  в постоянно меняющемся мире, осваивать новое информационное пространство.

  Объект проектирования: деятельность участников образовательного процесса.

  Предмет проектирования: применение исследовательского метода обучения школьников.

  1. Новизна педагогического опыта. 

  Новизна педагогического проекта заключается в системном подходе к проблеме, обозначенной в работе, в отборе и оптимальном сочетании различных педагогических технологий. Инновационность и новизна достигаются так же использованием в практике проведения курса «педагогических изюминок». Новизна опыта так же проявляется в объединении возможностей исследовательских технологий  с традиционными и инновационными технологиями

  Поскольку данный вопрос уже разрабатывался Российскими и зарубежными учеными и педагогами, то опыт по реализации данного проекта можно обозначить как реподуктивно-творческий.

1.3.  Предполагаемые образовательные результаты:

  * Приобретение учащимися  опыта  самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных, социальных и других проблем.

  *  Активизация личностной позиции учащихся, проявляющаяся не только во внеурочной, но и в учебной деятельности.

  * Повышение качества знаний по предмету.

  *  Формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности для решения практических задач. 

1.4. Оценка риска

Возможные риски проекта

Минимизация рисков

  1. Высокая степень загруженности учащихся
  2. Необходимость большого количества  времени на проведение исследования
  3. Не всегда удается обеспечить реальную включенность всех участников в  исследование

1.При подготовке к уроку необходимо учитывать не только новые методики обучения, но и форму организации урока или исследования.

2. Обучение должно быть личностно - ориентированным

  1. 1.5. Этапы реализации проекта.

1 этап. Подготовительный.  (2007-2008г.г.). Первый год.

  Содержание деятельности:

*  изучение теоретических основ  проблемы;

* разработка модели;

* изучение потребностей учащихся;

* освоение учащимися теоретических вопросов выбранной научной области;  *написание реферата.

  Ожидаемые результаты:

*овладение понятийным аппаратом;

*  рефераты по заданной теме.

2 этап. Поисково-экспериментальный. (2008-2009 г.г.). Второй год.

  Содержание деятельности:

* апробирование модели;

*мониторинг процесса и промежуточных результатов;

* корректирование дальнейшее работы;

*сбор экспериментальных материалов;

* проведение  мини -  исследовательской работы и ее защита на заседании школьного научного общества «Искатель».

  Ожидаемые результаты:

* мини-исследовательские работы;

* защита на школьном конкурсе общества «Искатель».

* создание презентаций;

* создание буклетов,  газет.  

3 этап. Исследовательский.  (2009-2010 г.г.). Третий год.

  Содержание деятельности:

* анкетирование учащихся с целью выявления их удовлетворенности содержанием и организацией процесса;

* диагностика сформированности и развитости интеллектуальных исследовательских способностей учащихся;

* проведение исследовательской работы;

* публичная защита исследовательской работы;

* участие в конкурсах муниципального, регионального, всероссийского  уровней.

  Ожидаемые результаты:

* проведение исследования – исследовательская работа;

* участие в конкурсах разного уровня;

* рекомендации по результатам исследования.

4 этап.  Заключительный.  (2010, 2011 г.г.).

  Содержание деятельности:

* анализ результатов;

* оценка эффективности проекта;

* обобщение и распространение опыта;

* перевод проекта в стадию цикличного функционирования.

1.5. Перспективы работы.

1. Вполне понятно, что работа по организации исследовательской  деятельности учащихся должна проводиться не от случая к случаю, а  целенаправленно, постоянно. Причем контингент учащихся, вовлекаемых в исследовательскую деятельность должен быть разновозрастным.

2. Необходимо продумать пути взаимодействия с учителями-предметниками естественнонаучного цикла, разработать единые критерии, по которым можно будет судить об уровне сформированности  у учащихся познания  МИРА, СЕБЯ и СЕБЯ в ЭТОМ МИРЕ.

3. Представление программы элективного курса на районном уровне в рамках конкурса вариативных программ, проводимого Муниципальной общеобразовательной сетью предпрофильной и профильной подготовки  и сетевого взаимодействия учащихся, с целью расширения контингента участников.

4. Выход на региональный уровень для участия проекта  «В формировании банка программ и технологий работы с одаренными детьми».

Раздел 2.

2.1. Содержание педагогического проекта.

 Суть нашего проекта организации исследовательской деятельности учащихся основной школы заключается в определении содержания деятельности учителя по включению учащихся 6-11 классов в исследовательскую деятельность с учетом их мотивации, познавательного интереса, структуры способностей.

В данном случае наша  педагогическая система состоит из следующих компонентов:

первая составляющая:

системное применение  на уроках  эффективных форм развития исследовательских умений учащихся с использованием традиционных и нетрадиционных приемов обучения, приводящих к преобразованию  личного опыта каждого учащегося,  к  сознательному повышению мотивации обучения; вторая составляющая:

 применение системы контроля  и оценивания деятельности учащихся, включающих  в себя поурочный,  тематический, практический (при выполнении лабораторных работ) - то есть поэтапный контроль.  При этом обязательно используется личностно ориентированный подход: есть возможность исправления, взаимоконтроль, посильность требований, диффиринцировано – дозированные задания;

 третья составляющая:

 система внеурочной работы по преподаваемому  предмету – включающая в себя факультативные курсы:  «Живой организм» (11 класс), «Физиология животных, грибов, растений, лишайников» (9-10 классы), участие в работе  школьного научного общества «Искатель», участие обучающихся в Интернет -  биологических конкурсах «Колосок», «Международный биологический турнир», элективные курсы «Организация исследовательской деятельности учащихся», участие в акциях «Марш парков и заповедников», «Спасти и сохранить» и других мероприятиях экологической направленности, участие в школьных, муниципальных и Всероссийских конкурсах и олимпиадах.

 Этот вид деятельности обеспечивает ученикам возможность самообразования, саморазвития, самовыражения. Для формирования компетентного выпускника нами применяются активные формы обучения,  направленные на развитие не только общеучебных понятий. Благодаря такому системному подходу происходит развитие  познавательных, коммуникативных, надпредметных, интеллектуальных, мыслительных качеств учащихся.

2. 2.Ресурсное обеспечение проекта.

    Кадровые: педагоги гимназии. Активное использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности педагогического коллектива и в обучении учащихся.

   Материально-технические: ноутбук, мультимедийный проектор, телевизор, DVD – плеер, видеоплеер, экран, Интернет – ресурсы.

   Учебно-методические: обмен опытом на разных уровнях, участие в различных конкурсах, в работе семинаров по различным проблемам.

 Развитие сети дополнительного образования учащихся на базе МОУ гимназия, как элемента развития и социализации учащихся.

Развитие социального партнерства с другими учреждениями образования и организациями.  Нормативные документы, специальная и  справочная литература.

  Мотивационные ресурсы: повышение квалификации педагогов.

2.3.Теоретические  основы исследовательского подхода.

   Термин «исследовательский метод» был предложен Б.Е. Райковым в 1924 году, под которым он понимал «…метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте».  

   Основы идей исследовательского метода, изложенные в методиках таких авторов как, Б.В.Всесвятский, Э.А.Красновский, Г.И Щукина, Рыбникова и другие, стали тем фундаментом, на котором основывают свою работу современные учителя, использующие в своей деятельности исследовательские приемы.

   Базовыми образовательными методами, способствующими развитию исследовательских умений учащихся в основной школе, являются исследовательский метод и метод проектов таких авторов, как: Г.Б. Голуб, В.В. Гузеева, Е.П. Полат, А.И. Савенков, М.Н. Скаткин, И.Д. Чечиль и другие.

   Кратко рассмотрим понятийный аппарат, дающий основания для отбора  и конструирования методов исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность -

это творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом; или: деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Цель исследования – это ответ на вопрос, зачем мы проводим исследование.

Задачи исследования – описание основных шагов исследования.

Аннотация – краткое раскрытие особенностей исследования и  его достоинств, перечисление основных положений исследования.

Актуальность исследования – важность, значимость, злободневность исследования в настоящий момент.

Гипотеза исследования - предположение, догадка ещё не доказанная логически, которая  в ходе исследования либо подтверждается, либо опровергается.

Метод – способ достижения цели.

Объект исследования - предметы, явления,  процессы окружающей действительности.

Субъекты исследования -  ученик, группа учащихся, коллектив, общественные организации их потребности и мотивы, цели.

 Руководитель исследования  -  учитель.

Вывод -  краткая характеристика  основных  результатов, к которым пришел автор в процессе  своего исследования.

 Заключение – это подведение итогов.

Мультимедийная презентация - обеспечение наглядного представления результатов исследовательской работы.

Продукт исследования: а) материальный объект, который появляется в ходе реализации исследования: книга, фильм, методическая разработка, буклет, газета и так далее; или б) результаты – эффекты:  социальные, культурные, психологические изменения, которые произойдут вследствие реализации проекта.

2.4.Социальное партнерство в рамках работы по организации проекта.

Исследовательская форма работы предполагает наличие некой проблемы, некоего противоречия, белого пятна, которые нуждаются в изучении и объяснении. Актуализация познавательной потребности, пробуждение исследовательской жилки в ученике будет происходить только тогда, когда он почувствует удовольствие от поиска, от нахождения интересных фактов.  

  Чтобы исследовать  проблему,  ученику необходимо не столько изучение специальной литературы, сколько выход в социум. Отсюда становится понятным значение социального партнерства.

 В первую очередь осуществляется партнерство на уровне ученик (исследователь) – учитель.

  При исследовании ребенок просто вынужден «добывать» факты: статистические данные, проводить социологические опросы, мониторинг процессов,  эксперименты с привлечением определенной аппаратуры, наблюдения,  измерения и так далее. Поэтому при выполнении исследования  появляются  разнообразные партнерские отношения с такими организациями и предприятиями: отдел архитектуры и градостроительства,  станция юных натуралистов, пункт переливания крови,  отдел статистики района, Роспотребнадзор, МУП Советский молокозавод, одел по градоустройству и озеленению, санитарно-эпидемиологическая станция, школьный медицинский пункт,  родители других учеников,

 отдел опеки и попечительства города и другие социальные службы. *(Партнерские взаимоотношения, указанные выше, прослеживались при выполнении  исследований учащимися нашей гимназии).

2.5. Методологические основы проекта.

    Методологические основы проекта в значительной степени опираются на следующие современные теории:

*  развитие интеллектуальных способностей учащихся (Т.Я. Гальперин, С.А.Репин, А.В.Усова, И.Я.Лернер, А.Е.Одинцова, и др.),

* формирования личности  (П.К.Анохин, Н.Н.Нечаев, А.И.Щербаков, и др.),

   В своем опыте я так же реализую:

* технологию проектной и исследовательской деятельности (Н.Ю.Пахомовой, Н.В.Матяш,  И.С Сергеева, Г.Б. Голуб, В.В. Гузеева, Е.П. Полат, А.И. Савенков, М.Н. Скаткин).

* идеи развивающего обучения (Л.В.Занкова, В.В.Давдова, П.Я.Гальперина и др.).

* идею использования творческих заданий (Г.М.Муртазин;  С.Выготский П.Т.Приходько);

* идею личностно-ориентированного подхода (И.С.Якиманская).

Раздел 3. Реализация педагогического проекта.

3.1. Технология опыта.

 Все мы знаем, что в классном коллективе всегда есть дети «почемучки». Уже            в начальной школе учитель встречает таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в процессе наблюдений, опытов, экспериментов. Таких детей интересует не только материал, изложенный в параграфе, и  они всегда задают множество  вопросов. Вот на таких детей «почемучек» я рассчитывала, когда начала работу по организации исследовательской деятельности учащихся в 2004 году.

     Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Инновационный поиск новых средств работы с детьми привел меня  к пониманию того, что нам нужны деятельные, практико-ориентированные, проблемные, формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу исследовательской деятельности.

  Естественно, что  вначале я изучила и проанализировала состояние проблемы в педагогической теории и практике и в итоге за основу своей работы с творческими детьми я взяла технологию исследовательской деятельности.

Технология метода  исследовательской деятельности включает в себя следующую последовательность деятельностных шагов:

Этапы

Содержание деятельности

1.Самоопределение к деятельности.

  На этом этапе происходит самоопределение ученика, то есть а) создаются условия для включения в деятельность (хочу);

б) выделяется содержательная область (надо)

2. Погружение в учебный проект.

Этап формулирования темы и проблемы проекта, личностно значимых для ученика и общества – одна из наиболее трудных организационных задач, как ученика – исследователя, так и учителя – руководителя исследования.

4.Формулирование актуальности  и фиксация затруднений.

Предполагается подготовка детей к исследовательской деятельности: тренировка мыслительных операций; актуализация знаний, умений, навыков; становятся явными появившиеся затруднения в деятельности ученика – исследователя; происходит поиск путей выхода из сложившегося затруднения,  применение знаний в новой ситуации, развитие интеллекта.

5. Постановка цели исследования.

Постановка социально значимой цели - это ответ на вопрос, зачем мы проводим исследование, умение видеть проблему, причем проблему социально значимую.

6. Постановка задач исследования.

Задачи исследования – описание основных шагов исследования, затем поиск информации.

7.Формулирование гипотезы.

 Постановка проблемы, которую, проведя исследование нужно или опровергнуть или подтвердить.

8. Разработка методов исследования.

На данном этапе предполагается выбор исследователем рациональных  методов разрешения проблемной ситуации,  сравнительный анализ, выбор наиболее оптимальных в данной ситуации методов исследования.  

9. Поиск информации

Изучение специальной литературы, нормативных документов, социологический опрос, наблюдение, эксперимент, измерение, мониторинг и другие.  На этом этапе происходит формирование коммуникабельности, самостоятельности, инициативности. Приобретаются умения работы с различными источниками.

10. Проведение исследования.

Происходит развитие личности ученика - исследователя, формирование опыта творческой деятельности, приобретаются умения, сопряженные с опытом их применения в практической деятельности, то есть компетенции.

11.Анализ и синтез собранных данных, их сопоставление, обработка результатов, проверка гипотезы.

 Вид деятельности, позволяющий проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, найти способ решения проблемы, достигнуть социально-значимого результата.

12. Продукт исследования.

а) материальный объект, который появляется в ходе реализации исследования: книга, фильм, методическая разработка, буклет, газета и так далее;

б) результаты – эффекты:  социальные, культурные, психологические изменения, которые произойдут вследствие реализации проекта.

13. Публичная защита исследования.

Эмоционально и точно изложить суть исследования, лаконично проиллюстрировать небольшим количеством яркого, образно оформленного, удобного для восприятия  материала.

14. Результат исследования

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

15. Применение результатов исследовательской деятельности учащихся.

Очень важная составляющая исследовательской деятельности.

Ученику важно знать и видеть, что  результаты его работы после защиты не «пылятся на полке»,  а используются учителем,  например, при проведении классного часа, или при озеленении кабинета, то есть применяются в реальной практической деятельности.

   Таким образом, данная технология используется в практической работе как базовая модель, представляющая учителю возможность применения  инновационных методов, в  соответствии с новыми целями образования.

3.2. Методы и средства реализации педагогического проекта.

  Исследовательский подход предполагает умелое сочетание различных технологий,  методов,  и приемов работы.

  Внедрение новых образовательных технологий обучения (исследовательский метод, обучение в сотрудничестве).

 Существуют разнообразные  новые педагогические технологии, но из всего многообразия мы выбрали:

* метод исследовательской деятельности;

* метод обучения в сотрудничестве.

 Наш выбор не случаен;

 во первых, потому что, специфика исследовательской деятельности позволяет решить ряд задач, наиболее актуальных в современном образовании: обеспечить вариативность образования, создать систему уровневой дифференциации исследовательских задач, усилить экологическую направленность образования;

во- вторых,  потому, что в основе данных технологий лежат личностно-ориентированный и дифференцированный подходы к  образованию учащихся,  обеспечивающих не только успешное усвоение учебного материала, но и развитие таких качеств, как толерантность, самостоятельность, формирование адекватной самооценки.

   Исследовательский метод – деятельность,  связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом,  или если результат известен, то в ходе исследования нам предстоит его, либо опровергнуть, либо подтвердить.

Теперь попытаемся показать, как  мы стремимся достичь сознательного отношения к данному виду работы.

Предполагается  наличие основных этапов:

* на занятиях  раскрываем алгоритм научного способа познания;

*  учащиеся   знакомятся с научной терминологией,  правилами работы с научной литературой, Интернет – ресурсами, нормативной документацией;

*  учатся подбору методик исследования и практическому овладению ими,  проводят сбор собственного материала, его анализ и обобщение;

* проводят наблюдения, социологические  опросы, экспериминеты, работают с социальными партнерами;

* учатся давать  научный комментарий, делать собственные выводы,  писать аннотации,  создавать презентации,  выступать с защитой исследования.

*  учащиеся получают памятки: «Понятийный аппарат исследовательской работы», «Как выступать с докладом», «Как создать презентацию»,  и другие.

 В нашей практике мы используем различные виды исследований: творческие работы, реферативные, проблемно-реферативные, экспериментальные, социальной,  экологической,  здоровьесберегающей направленности и другие.

   Наша исследовательская деятельность осуществляется не только во внеурочное время, но и на уроках.  

   Приведем пример  мини-исследования, проводимого на уроке зоологии в 7 классе при  проведении лабораторной работы   «Внешнее  строение и общие признаки насекомых».  Класс делится на две группы. Каждой группе выдается коллекция, состоящая из разных видов насекомых  и инструктивные карточки, где указаны, цель, задачи, ход работы. Учащимся предлагается, изучив внешнее строение  насекомых,  найти общие признаки класса. По окончании работы сделать вывод,  а) каковы общие признаки  насекомых, б)  в чем их сходство и отличие от ракообразных.  После выполнения исследования,  заслушиваются результаты, полученные в группах и устанавливается истина – каковы же общие признаки класса Насекомых.   В ходе проведенного исследования  происходит  вовлечение каждого ученика в активную познавательную деятельность, вырабатываются навыки самостоятельного приобретения новых знаний,  исследовательские навыки.

  Если же  говорить о внеурочной организации исследовательской деятельности, то для исследования мы берем более «крупную» тему. Примером может служить тема «Демографическая ситуация в Советском районе».    Выдвигается гипотеза:  демографическое поведение   населения зависит от социально - экономического состояния   страны.  Поэтому главной целью исследования должна стать задача: проследить демографическую ситуацию в районе за 10 лет. Ученику – исследователю приходится использовать Интернет ресурсы, обращаться в отдел статистики по Советскому району, в статистический отдел МУЗСЦРБ,  в отдел по записи актов гражданского состояния,  беседовать с людьми, изучать нормативные документы и статьи в СМИ, проводить социологически опросы. Этот кропотливая и трудоемкая работа, проводят ее учащиеся самостоятельно.  После завершения исследования, делаются выводы и заключения, готовится презентация, работа рецензируется учителем, проходит защита на конференции школьного научного общества «Искатель», рассматривается возможность участия работы в муниципальных и Всероссийских конкурсах. Всегда предусматривается практическая направленность результатов исследования. В данном случае результаты предоставлены учителям обществознания и  географии, с той целью, чтобы при изучении соответствующих тем на уроках они брали не отвлеченные цифры из интернета, а реальные показатели по своему району. Кроме этого результаты используются при проведении классных часов.

   Общая идея обучения в сотрудничестве.

Идея обучения в сотрудничестве предполагает групповую форму работы над одной общей проблемой, заранее распределив «роли» каждого участника группы.  В этом случае ученик становится не пассивным слушателем, а участником одного общего дела, в  котором ему отведена немаловажная роль. Так как успех всей группы слагается из успеха каждого, то возникает  мотивация учебной деятельности в ликвидации пробелов, в приобретении новых знаний, повышает интеллектуальное развитие,  учит толерантному отношению друг к другу

   Обучение в команде.

 Этот метод уделяет особое внимание "групповым целям"  и успеху всей группы,  которые могут быть достигнуты только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой/проблемой/вопросом, подлежащими изучению.

   Таким образом, задача каждого учащегося состоит не в том, чтобы выполнить какое-то задание, а в том, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом вся команда знала, чего достиг каждый.

  Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, совместном решении поставленной перед ними проблемы.

 Метод сводится к трем основным принципам:

  * "награды" команды/группы могут получать в виде  оценки, сертификата баллов, и других видов оценки их совместной деятельности.  Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную "планку" и время на ее достижение;

* "индивидуальная" (персональная) ответственность означает, что успех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за успехами друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении, понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя экспертом по данной проблеме;

* «равные возможности» для достижения успеха означают, что каждый учащийся приносит очки своей группе, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами.

  Технология “Дебаты»

     Это не просто свободный обмен мнениями, по какому-либо вопросу. Данный метод представляет собой формализованный спор по определенным правилам и носит рамочный характер. Для дебатов обязательным условием является наличие двух оппонентов, которые пытаются убедить третью сторону (судей) в правоте своей позиции. В споре побеждает та сторона, которая более аргументировано, защитит свою позицию.

  Следовательно, можно сказать, что целью “Дебатов” является наиболее полная всесторонняя проработка какой – либо темы, выработка критического мышления, умение отстаивать свою точку зрения.

  “Дебаты” учат толерантно относиться к чужому взгляду на проблему. Так как участники спора убеждают не друг друга, а третью сторону и защищают точку зрения, выпавшую им по жребию, это позволяет им сохранять уважительное отношение к оппонентам.

Метод “Дебаты” универсален по своему характеру, так как может быть наполнен любым содержанием, использоваться при изучении любого предмета, в том числе и при проведении исследовательской работы.

3.3.Способы диагностики.

Традиционное оценивание проводится учителем на основе субъективной оценки качества  ответа ученика или выполненной работы путем сравнения ее с неким эталоном, а так же в зависимости от способностей ученика, или механической количественной процедуры, когда оценка определяется через число допущенных ошибок, например, в тестах.

  При организации исследовательской деятельности поурочная  система оценивания,  конечно же,  не изменяется. Но как же  оценить  тот опыт, что приобрел ученик при проведении исследования?

 Возможно, это  «Портфолио» ученика,  наглядно иллюстрирующее его достижения и успехи в виде грамот, сертификатов, благодарностей. Это так называемый «внешний результат».

Но скорее всего, и это самое важное, сфомированность «внутреннего результата» - опыта деятельности, который становится бесценными достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

 

Раздел 3. Результативность педагогического проекта.

3.1 Соответствие результатов реализации педагогического проекта исходящему замыслу и/или промежуточным                           результатам.

  Реализация проекта позволила осуществить практико-ориентированные и  исследовательские  подходы к содержанию и организации образовательного процесса в гимназии, а именно:

Задачи проекта

Результаты реализации проекта

1. Обеспечить материально-технические, организационные, информационные условия, соответствующие требованиям, предъявляемым к организации современного образовательного процесса по предмету «Биология» в части формирования исследовательского подхода в обучении.

Созданы современные материально-технические, информационные, дидактические,   научно-методические ресурсы для организации исследовательского подхода к преподаванию предмета «Биология» в части формирования применения знаний в новой ситуации через исследовательскую деятельность учащихся.  

2. Организовать элективные курсы исследовательской направленности за счет использования часов школьного компонента для более позитивного отношения к изучению предмета.

Разработаны и реализуются за счет часов школьного компонента элективные курсы по организации исследовательской работы для 6-9 классов, представляющие возможность активного включения учащихся в  освоение новых способов человеческой деятельности

3. Осуществлять компетентностный и  деятельностный подходы к образовательному процессу.

Построение образовательного процесса на системном применении активного метода обучения – создание, представление, и реализация ученических проектов – индивидуальных, групповых,  коллективных.

4. Совершенствовать систему развития навыков исследовательской деятельности, отслеживать индивидуальный образовательный результат обучающихся.

Разработаны критерии оценки исследовательских проектов. Проводится мониторинг личных достижений каждого учащегося. Пример мониторинга личных достижений учащихся в ходе реализации данного проекта: выпускница МОУ гимназия г. Советский Гиниятова Гузель:

 7 класс - участие в школьной биологической олимпиаде -2 место,  8 класс - написание реферата «Влияние витаминов на организм», 9 класс – исследование «Анализ заболеваемости сколиозом в Советском районе» - Диплом второй степени во Всероссийском конкурсе «Первые шаги», 10 класс - 1 место в муниципальном этапе олимпиады по биологии,  2 место в региональном этапе всероссийской олимпиады  по биологии, 11 класс – 1 место в муниципальном этапе олимпиады по биологии,  15 результат в региональном этапе всероссийской олимпиады  по биологии 11 класс ЕГЭ – 83 балла. В настоящее время Гузель – студентка 2 курса медицинской академии г. Екатеринбург.

5.Научить обучающихся применять полученные знания на практике, публично представлять результаты-продукты своего труда.

Учащиеся 6-9 классов, занятые в реализации данного проекта, овладевают умениями, навыками, алгоритмом действий  разработки, публичного представления и  реализации ученических проектов: буклетов, газет, проектов классных часов.  

3.2. Эффективность и успешность внедрения личного  педагогического опыта.

3.2.1. Распространение педагогического опыта.

Федеральный уровень

2007 г. Всероссийский конкурс «Педагогические инновации» - Диплом лауреата второй степени  за учебно-методическую разработку «Организация исследовательской деятельности учащихся».

2008 г. г. Советский. Участие во Всероссийской научно-практической конференции  «Историко-культурное и природное наследие, как фактор развития территорий» - представление исследовательской работы «Лиственница - символ России».

2009 г. Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации приоритетного национального проекта Образование».

2011 г. Всероссийский конкурс «Педагогические инновации» - Диплом лауреата второй степени за работу «Применение результатов исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время».

Региональный уровень

2005 г. Участие в пятой Всероссийской акции «Я -   гражданин России» в г. Нефтеюганске - диплом руководителю проекта.

2008 г.Участие в межрегиональной научно-практической конференции «Учебно-методическое обеспечение биологического и экологического образования школьников» - представление программы элективного курса «Организация исследовательской деятельности учащихся» - Благодарность издательства  «Вентана –Граф»за творческую работу и плодотворное сотрудничество.

2011 г. Курсы повышения квалификации «Особенности обучения биологии по учебно-методическим комплексам» - открытое занятие.

Муниципальный уровень

2007 г. Мастер – класс в рамках «Дня предметника» - «Пищевые добавки и их влияние на организм».

2007г. Районный семинар «внедрение новых образовательных технологий» - обмен опытом  выступление «Использование КИМов на уроках биологии» - представление пакета тестов для  поурочного и тематического контроля знаний – Благодарность управления образования.

2007 г. Участие в заочном районном конкурсе «Урок года -2007» - Диплом  управления образования администрации Советского района.

2008 г. Районное методическое объединение- выступление  «Применение современного учебного оборудования в преподавании естественнонаучных предметов».

2008 г. «День предметника» - «Из опыта работы по подготовке учащихся к ЕГЭ» - выступление

2008 г. Представление программы элективного курса  в рамках конкурса вариативных программ, проводимого Муниципальной бщеобразовательной сетью предпрофильной и профильной подготовки  и сетевого взаимодействия учащихся, с целью расширения контингента участников – программа прошла экспертизу, рекомендована для применения.

2009 г. РМО учителей -  биологов «Организация и проведение лабораторных работ» - из опыта работы.

2009 г. Районный семинар- «Организация исследовательской деятельности учащихся» - выступление.

2010 г. День предметника – « Из опыта работы по применению результатов исследовательской деятельности учащихся» -выступление.

2010 г. Участие в фестивале «Дистанционная волна» - представление методической разработки «Применение результатов исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время» - Диплом управления образования.

2011 г. Представление программы «Организация исследовательской деятельности» для формирования районного банка данных по работе с одаренными детьми.

 

3.2.2.Публикации педагогического опыта в печати.

 Силькунова Л.Н.    «Применение тестового контроля знаний на уроках биологии» - альманах информационно-методического центра Управления образования, 2007 г; стр. 65-97.

 Силькунова Л.Н.   Методическая разработка «Тестовый контроль знаний на уроках биологии» - сборник МОУ г. гимназии «Педагогические инновации»,  2007 г;  стр.63-66.

   Силькунова Л.Н. Разработка урока по общей биологии «Биотехнологические процессы на примере МУП Советский молокозавод» - сборник МОУ гимназии «Педагогические инновации»,  2007г; стр.96-98.

   Силькунова Л.Н. Разработка урока «Пищевые продукты и питательные вещества»- сборник МОУ гимназии «Педагогические инновации»- 2007г; стр.85-91.

   Силькунова Л.Н. Методическая разработка «Использование результатов исследовательских работ учащихся на уроках и во внеурочное время» - сборник ИМЦ Управления образования  «Дистанционная волна» - 2011г; стр.7-9.

Таким образом, включение исследовательской деятельности в преподавание биологии позволяет не только значительно расширить у учащихся диапазон знаний, сформировать умение анализировать, моделировать возможные пути развития ситуации, но и ведет к изменению личностной характеристики ребенка, формированию адекватной самооценки, сохранению собственной позиции и умению доказательно отстаивать ее.

Список литературы:

  1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года – Правительство Российской Федерации. – Распоряжение № 1756 –р от 29.12.2001.года.
  2. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. – М; «Сентябрь», 2011 .
  3.  И.С. Сергеев. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников образовательных учреждений. М. Изд. «Аркти», 2004 г.
  4. Газета «Биология в школе».  Проектная деятельность на уроках биологии.№32 1998г.; стр. 4-5.
  5. Журнал «Методическая работа». Рекомендации по организации выполнения и защиты исследовательских работ. 2006 г.; № 5стр. 46-51.
  6. Курганский С.М. Организация проектной и исследовательской деятельности в общеобразовательных учреждениях ХМАО-Югры.
  7. Кларин М.В.Инновационные модели обучения в педагогических поисках. М.1994 г.
  8. Приходько П.Т. Азбука исследовательского труда. – Новосибирск; Наука, 2007 г. стр.23-25.
  9. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов. М. ИОСО РАО, 200227. стр. 135-140.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Метод проектов, организация исследовательской деятельности учащихся, как фактор получения новых образовательных результатов в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»»

Тема кружка позволяет познакомить учащихся с практикой организации научно-исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе, вооружить их методами познания и сформировать позна...

Проект по биологии"Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии."

Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии...

Индивидуальный проект как одна из форм организации исследовательской деятельности учащихся.

"Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равноду...

Организация исследовательской деятельности учащихся в процессе работы над экологическим проектом

Организация исследовательской деятельности учащихся в процессе работы над экологическим проектом...

Методика организации исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы через новое понимание метода проектов

В настоящее время одной из основных задач современного образования становится раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможностей проявления творческих спосо...