Пищеварение в желудке
план-конспект урока по биологии на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Пищеварение в желудке».
Задачи Оборудование На дом 1-2 мин. 5 мин. Проверка биолог. диктанта (во время диктанта) На доске учащиеся готовят ответы, когда дети пишут диктант. Д/З Проверка лабораторной работы 5-7 мин. Учитель – вводная часть При рожд. 7см3 1м. – 100см3 1 год – 300см3 12 лет – 1,5 л Взр. – 2,5 л. На 1 мм2 – 100 жел. Демонстрация желудочного сока Ферменты – главн. жел. ВОПРОС Лакмус бумажка – демон. кислоту Обкладочные жел. HCl На стр. 104 установить какую роль выполняет HCl Добавочные жел. СЛИЗЬ На стр. 104 найти ответ на вопрос «какую роль выполняет слизь». Демонстр. опыта стр. 221 Учитель: Механизм сокоотделения На доске! Задание №1. Внести изменения в схеме безусловного слюноотделения на безусловный рефлекс желудочного сокоотделения. Задание №2. В это время найти в учебнике на стр.105 ответ на вопрос: «Существуют ли условно-рефлекторные сокоотделительные процессы?» ΙΙ,ΙΙΙ Механизм отдел. жел. сока Задание: Работа с учебником стр. 107 « Как влияет никотин и спиртные напитки на пищеварение в желудке». | а) сформировать понятие пищеварение в желудке, б) раскрыть свойства ферментов желудочного сока (дем. Опыта) и условия их активности, в) сформулировать понятия о методах изучения желудочной секреции у животных, при этом показать роль И.П. Павлова в изучении функций органов пищеварения. г) сформулировать понятие о рефлекторной и гуморальной регуляции желудочного сокоотделения, д) показать пагубное воздействие никотина и спиртных напитков на пищеварение в желудке. Таблицы: «Схема строения органов пищеварения» « Таблица фистульной методики И.П. Павлова». Пробирки 5 шт, водяная баня, желудочный сок, хлопья яичного белка, NaOH, лакмусовая бумажка.
Ход урока § 32 под р. А.С. Батуева, стр. 104 – 106. На стр. 106 ответить на вопр. Под знаком ?? и под !. Готовят учащиеся Желнинский О. -1в. Мельник Д. – 2 в. Волод - 3 в. Титова Л. – 4 в. Сделать работу над ошибками биол. диктанта. Проверка знаний Биологический диктант задание Ι вариант ΙΙ вариант 1,3,5,7,9,11,13в 2,4,6,8,10,12в 2 человека – проверяют ответы написанные на обратной стороне доски. Проставляют оценки и говорят о наиболее встречающихся ошибках. СИЛЬНЫЙ УЧЕНИК - Вояджи Жора Работа с карточкой №21 СРЕДНИЙ УЧЕНИК – Притуманнов Саша Работа с карточкой №1 (схема безусловного рефлекса слюноотделения) СЛАБЫЙ УЧЕНИК – Юдина Таня Заполнить карточку: «правила ухода за зубами» - обосновать их. « Действие ферментов смолы на крахмал»
НОВЫЙ МАТЕРИАЛ Из пищевода пища попадает в желудок, который представляет собой толстостенный мешок, находящийся в левой стороне тела, под ребрами. Емкость желудка 1,5 – 2,5 литра. Желудок условно делится на 3 части: а) верхняя часть – дно б) средняя часть – тело желудка в) нижняя часть переходящая в тонкий желудок – пилоричексая часть. Мышечный аппарат желудка очень хорошо развит: помимо круговых продольных мышечных волокон, есть слой диагональных волокон. Слизистая оболочка содержит огромное количество желез, выделяющих желудочный сок. Железы состоят из: а) главных – ферменты б) обкладочных – НCl в) добавочных - слизь ЖЕЛУДОЧНЫЙ СОК - СОСТАВ: Бесцветная жидкость, содержащая белковые ферменты: а) пепсин – расщепляющий белок до аминокислот, он легко расщепляет белки мяса, яиц, но медленно белки хрящей и сухожилий. б) химозин – или сычужный фермент, вызывает створоживание молока в желудке. Обнаруживается химозин в желудочном соке у детей, особенно в период молочного вскармливания. У взрослых людей створоживание молока происходит под влиянием пепсина. в) липаза – расщепляет жиры молока до глиц. и жирных кислот, но липаза действует только на жиры, находящиеся в состоянии эмульсии Как определить какую реакцию имеет жел. сок? Желудочный сок в чистом виде имеет резко кислую реакцию из за присутствия в нём соляной кислоты HCl. ph – 1,0 Наличие пищи в желудке сдвигает ph до 3,0 – 4,0 и более, в зависимости от её химического состава. Соляная кислота способствует: а) набухание белков, что способствует их лучшему перевариванию. б) HCl повышает активность ферментов желудочного сока. в) уничтожает болезнетворные микроорганизмы. г) у взрослых створаживание молока происходит под влиянием пепсина и этому способствует соляная кислота. Слизь – а) предохраняет стенки желудка от механического повреждения. б) от самопереваривания желудка.
СВОЙСТВА ЖЕЛУДОЧНОГО СОКА Цель: выяснить условия действия ферментов желудочного сока на белки. Демонстрация опытов: (проводят 2 ученика посещающие элективные курсы) 1 пробирка – ферменты желудочного сока при наличие HCl, при t -38 Расщепили взвесь куриного белка. | |||
№ | Условия опыта | Результат опыта | Вывод | |
1 | Белок+желудочный сок при t=37оС | Взвесь белка растворилась | Ферменты работают при температуре тела человека | |
2 | Белок+желудочный сок при t=0оС | Взвесь остается | При понижении t активность ферментов снижается | |
3 | Белок+желудочный сок при t=100оС | Взвесь остается | Белки при кипячении свертываются и ферменты, являющиеся такими же белками, теряют свою активность. | |
4 | Крахмал+желудочный сок при t=37оС | Взвесь остается | Ферменты действуют только на определенные субстраты. | |
5 | Белок+жел.сок+NaOH при t=37оС | Взвесь остается | При нейтрализации кислой среды ферменты желудочного сока теряют активность. | |
Механизмы отделения желудочного сока Возбудителями желудочной секреции являются:
Нервная регуляция желудочного сокоотделения. Влияние нервной системы на отделение сока И.П. Павлов изучил на примере « кормления собаки». 1-рецепторы языка. 2- центр желудочного сокоотделения. 3- железы желудка.
Вывод: Отделение желудочного сока в ответ на раздражение вкусовых рецепторов ротовой полости происходит рефлекторно. Это врождённый безусловный рефлекс, центр которого находится в продолговатом мозге. Приправы, соления, перец – усиливают возбуждение рецепторов и улучшают аппетит. УСЛОВНОРЕФЛЕКТОРНОЕ СОКООТДЕЛЕНИЕ. Сокоотделение в желудке наступает и при виде пищи, запахах и других раздражениях. И.П. Павлов называет такой сок аппетитным «запальным». Он всегда предшествует еде. Эти раздражители вызывают возбуждение в рецепторах глаза и носа. Затем пища действует как безусловный раздражитель, возбуждая вкусовые рецепторы слизистой оболочки полости рта. а) Шум, посторонние разговоры, чтение – тормозят пищеварительные рефлексы. б) Стресс, раздражение, ярость – приводят к усилению сокоотделения. в) Неприятные ощущения голода связаны с усиленным сокращением стенок желудка. г) Сигналы о насыщении поступают в головной мозг с опозданием на 20 мин. - при быстрой еде существует возможность переедания - а при переедании пищевые соки не успевают переваривать большое количество пищи, затруднена перистальтика кишечника, в результате нарушается пищеварение. ВЫВОД: лучше есть медленно и понемногу 4 раза в день. СОКООТДЕЛЕНИЕ ПОД ВЛИЯНИЕМ ХИМИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ. ΙΙ Механизм сокоотделения при механическом раздражении рецепторов, находящихся в слизистой оболочке желудка, которое передается в ЦНС и оттуда по блуждающим нервам поступает по желудочным нервам. Это самое сильное раздражение, которое вызывает обильное сокотделение. Нервная регуляция желудочного сока продолжается 1 ½ - 2 часа, после чего прекращается. Однако в нормальных условиях сокоотделение при пищеварении длится 6 – 10 часов. Поэтому через 2 часа начинается гуморальная регуляция. Гуморальная регуляция была доказана И.П. Павловым. Из большого желудка выкраивался маленький «изолированный» желудочек. Разрез на большом желудке проводился так, чтобы не повредить нервы и кровеносные сосуды. Края вырезанного лоскута сшивают, формируют маленький желудочек. В результате операции создаётся 2 желудочка: - большой (в котором переваривается пища). - маленький ( пищи в нём нет, он изолирован от пищи). В слизистой желудка образуются биологически активные вещества: а) гормон гастрин, а также пищевые вещества (глюкоза). б) омегопептиды и другие вещества. Они всасываются в кровь и возбуждающе действуют на нейроны продолговатого мозга, что усиливает активность желудочных желёз. Отвары мяса, рыбы, овощей (супы и бульоны), содержат биологически активные вещества. Кишечник также выделяет биологически активные вещества (секретин), которые влияют на функцию желудка. После попадания пищи в желудок в области пилорического отдела возникают перистальтические волны, идущие по направлению к кишечнику. Это приводит к тому, что комки пищи механически дробятся на более мелкие, пища хорошо перемешивается и приобретается консистенция протёртого супа. Пилорический сфинктер периодически расслабляется и небольшое количество пищи проталкивается при помощи сокращения желудка в тонкий кишечник. Опорожнение желудка занимает от 1 до 4 ч. В зависимости от химического состава пищи. Быстрее выходит углеводная пища, затем белковая, и дольше всего – пища богатая жирами. Пустой желудок также продолжает сокращаться, и эти сокращения через нервные волокна создают чувства голода. ВЛИЯНИЕ НИКОТИНА И СПИРТНЫХ НАПИТКОВ НА ПИШЕВАРЕИЕ В ЖЕЛУДКЕ. Алкоголь - а) много выделяется желудочного сока, богатого соляной кислотой, но мало пепсина. б) железы обильно выделяют слизь, предохраняющую стенки от раздражения, но со временем происходят изменения в слизистой оболочке желудка, которая набухает, становится неровной и приобретает ярко – красную окраску. Возникает ГАСТРИТ – катаральное воспаление желудка. в) при систематическом приёме – железы желудка гибнут, образуются язвы, так как слизистая оболочка становится крайне тонкой. Курение Никотин растворяясь в слюне - - ведет к расстройству сокоотделения в желудке и в ряде случаев к повышению кислотности, что способствует к развитию язвенной болезни. Язва желудка встречается у курящих в 10 раз чаще, чем у некурящих. ЗАКРЕПЛЕНИЕ Вопросы стр. 106 | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок " Пищеварение в желудке"
конспект урока "Пищеварение в желудке"...
Пищеварение в желудке 9класс коррекционной школы
Урок проводился в коррекционной школе 8 вида. На уроке было повторение по изучаемой теме и работа над новым материалом. Цель и задачи урока направлены на формирование не только теоретических знаний, н...
Конспект урока по биологии 8 класс. Тема: "Пищеварение в желудке и кишечнике. Регуляция пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения".
Конспект к уроку биологии в 8 классе....
Конспект урока по биологии 8 класс. Тема: "Пищеварение в желудке и кишечнике. Регуляция пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения".
Конспект к уроку биологии в 8 классе....
Пищеварение в желудке и кишечнике. Регуляция пищеварения
Презентация по биологии на тему "Пищеварение в желудке и кишечнике. Регуляция пищеварения" для 8 классов. Презентация рассчитана на 2 урока....
Методическая разработка интегрированного урока "Пищеварение в желудке и профилактика заболеваний желудка"
Материал будет интересен учителям биологии и ОБЖ, внедряющим интегрированные уроки в процесс обучения....
Методическая разработка интегрированного урока "Пищеварение в желудке и профилактика заболеваний желудка"
Материал будет интересен учителям ОБЖ и биологии, внедряющим интегрированные уроки в процесс обученияЭтот урок прекрасно подходит для дистанционного обучения. Предварительное деление класса на группы ...