урок." строение и разнообразие цветов"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема. Цветок
(Звучит вальс Чайковский)
Существует семь чудес света: Висячие сады Семирамиды, статуя Зевса в Олимпии, пирамида Хеопса, храм Артемиды, мавзолей в Галикарнасе, Колос Родосский, Александрийский маяк. Цветы – восьмое чудо света. Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего поэтичнее и живописнее цветов – этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий, красоты.
Эпиграф нашего урока: “Не счесть чудес в живой природе”. Сегодня наш урок посвящено самым удивительным созданиям природы – цветам. Тема урока – «Цветок, строение цветка» и проведем мы его в форме практического занятия.
Цветов неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории людей.
Судьба – это особое, своё, и
нет других, похожих на неё.
Давайте сформулируем задачи нашего урока.
У цветов, как и у людей, есть свои истории, своя жизнь.
Прелесть и красоту цветов ценили с незапамятных времен. В папирусах упоминаются любимые цветы египтян: лотос, резеда, мирт, лилии. Священные рощи Эллады украшали розы, гвоздики, маргаритки и примулы. В Древнем Риме увлекались декоративными садами. На Руси славилась своими цветниками усадьба основателя Москвы Юрия Долгорукова.
Каждый народ имел свой почитаемый цветок. Греки и персы чтили гиацинт, римляне – нарцисс, арабы – жасмин, китайцы – пион, японцы – хризантему, индейцы - георгин и агаву.
Цветы окружают человека в течение всей его жизни. Об этом рассказывают фрески и росписи в старинных храмах, растительные орнаменты в вышивках. Цветы воспевались писателями, художниками, композиторами.
С давних времен отмечают праздники цветов. Они проходили в древней Индии. В несколько измененном виде этот праздник – праздник весны (сейчас) существует и в наши дни.
До сих пор в Париже существует праздник роз, который зародился еще в глубокой древности. Королеву этого праздника именуют розьерой.
Англичане торжественно отмечают праздник незабудок, первоцветов и анютиных глазок.
Яркое зрелище представляет собой праздник цветов в Венеции. Цветы можно увидеть повсюду: в прическах девушек, в венках, гирляндах и т.д.
На Руси существовал праздник Ивана Травника. Он сопровождался плясками, пением и поиском кладов. Девушки пускали по рекам венки, желая узнать о своей будущей судьбе.
Этот праздник растений дошел до наших дней. Это Троица. В этот день украшают цветами и ленточками ветки берез.
Со многими названиями цветов связаны красивые легенды.
С весны до осени, сменяя друг друга, цветут цветы. Ткут свой живой ковер, переливающийся всеми цветами радуги.
Вашим домашним заданием было приготовить небольшие легенды о цветах.
Выступление первого ученика. Роза.
Меня называют царицей цветов. За запах, за цвет моих лепестков. Хоть куст мой зеленый вас ранить готов. Но кто не простит мне колючих шипов!
В древнем Риме розой награждали воинов за геройство, устраивали праздник розалии, и считали её цветком богини красоты Венеры.
Сказания древней Индии говорят о том, что богиня Красоты и Любви Лакшми родилась из бутона розы. В Англии 500 лет назад 30 лет не прекращалась “Война Алой и Белой розы”. Ни одному цветку не посвящено столько стихов, романсов и сказок.
Выступление второго ученика. Тюльпан.
Чудесный гость далекого Ирана,
Любимец опаленных солнцем стран,
В садах Хафиза огненный тюльпан
Раскрыл, как чашу, венчик свой багряный.
Когда зацветают тюльпаны, кажется, весна устроила праздник торжества и всем предлагают разноцветные бокальчики. В одной легенде говорится: “В золотистом бутоне желтого тюльпана было заключено счастье. До этого счастья никто не мог добраться, так как не было такой силы, которая могла бы открыть бутон, но однажды по лугу шла женщина с ребенком, мальчик вырвался из рук матери, со звонким смехом подбежал к цветку и золотистый бутон раскрылся”. Это цветок счастья. (Его венчик впервые раскрылся, когда радостно засмеялся ребенок).
Тюльпан пришел к нам из Персии. Считают, что название гордого цветка произошло от турецкого слова ''тюрбан” – головной убор. Второй родиной для тюльпана стала Голландия, куда его луковицы попали в середине XVII века. Луковицы стоили баснословно дорого. До сих пор в Амстердаме сохранилась каменная плита, на которой написано, что в 1634 году, 2 дома были куплены за 3 луковицы тюльпанов.
В документе 300-летней давности приведена стоимость одной луковицы тюльпана: “Баржа с зерном, 2 вола, 2 овцы, 5 свиней, 2 бочки масла, 1000 фунтов сыра, 4 бочонка пива, 2 меха с вином, кровать, одежда, серебряная кружка”.
Выступление третьего ученика. Ландыш.
Ландыши: по преданию это растение появилось из слез морской царевны Волховы, полюбившей юношу Садко. Узнав о его любви к другой, царевна вышла из морской пучины. Она шла, и ее слезы рассыпались белыми жемчужинами, из которых потом появились красные ягоды.
Другая легенда: Ландыш влюбился в очаровательную Весну. Красавица отнеслась к нему благосклонно, и он от счастья расцвел, но Весна быстро забыла о нем. оставив его среди шелковистых трав. Слезы ландыша, охваченного тоской, превратились в красные ягоды.
О, ландыш, от чего так радуешь ты взоры
Другие есть цветы, роскошней и пышней
И ярче краски в них и веселей узоры,
Но прелести в них нет таинственной твоей.
(В. Брюсов)
Выступление четвертого ученика. Лилия.
Лилия: свое название получила от древнегалльского слова “ли-ли”, что в переводе “белый-белый”. На Руси белая лилия считалась символом чистоты, поэтому их часто дарили невестам. Чтилась лилия на Руси и как символ мира.
Люди давно научились выращивать в садах белые, желтые, красные, в крапинку лилии.
Выступление пятого ученика. Хризантема
Хризантемы. Родина их Китай. С магическим действием цветка связана легенда о происхождении Японии. В Древние времена в Китае правил жестокий император. Ему сообщили, что на одном из ближайших островов растет растение – хризантема, из которого можно приготовить жизненный эликсир. Но сорвать цветок может только человек с чистым сердцем. Император и его придворные были людьми грешными, поэтому на остров они отправили 300 юношей и девушек, которые не вернулись к жестокому императору. Оставшись на острове они основали новое государство. Хризантема – это символ Солнца и Японии.
Спасибо! Давайте посмотрим, как вы запомнили легенды. Выполним первое задание. (слайд 10). Откройте слайд 10 и установите соответствия.
Цветки могут быть крупные и мелкие, ярко окрашенные и зеленые, пахучие и без запаха, одиночные или собранные в соцветия. Познакомимся с разнообразием цветов. Откройте программу Автоколлаж и создайте свои автоколлажи.
Мы с вами рассмотрели цветы и узнали, что они бывают разнообразных форм и размеров.
Но мы изучаем науку ботанику и должны говорить специальными терминами. А в ботанике правильно говорить «цветки».
Хотя в мире огромное разнообразие цветов, но все они имеют единый план строения и их объединяет наиважнейшая в жизни растений функция – образование плодов и семян для размножения организма. Так что же такое цветок?
- Строение цветка
Цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения растений. Цветок развивается из генеративной (репродуктивной) почки. На латыни «цветок» звучит как flos.
Как бы ни было велико разнообразие цветков окружающих нас растений, в их строении можно обнаружить сходство. Рассмотрим строение цветка
Цветок состоит из основной и вспомогательной части. К основной или главной части относят внутренние органы цветка – тычинки и пестики, ответственные за семенное размножение и образование плодов.
К вспомогательной части относятся лепестки, образующие венчик, чашелистики, образующие чашечку, цветоложе – место, где размещается цветок и цветоножку – часть побега, несущая цветок. Лепестки обычно ярко окрашены и имеют приятный аромат, что привлекает насекомых-опылителей.
Венчик и чашечка вместе образуют околоцветник цветка. Если у растения есть и венчик, и чашечка, то такой околоцветник называют двойным. Если у цветка есть венчик, но нет чашечки, тогда такой околоцветник называют простым. Функция околоцветника – защита внутренних органов цветка и привлечение насекомых-опылителей.
Мы с вами рассмотрели строение цветка и сейчас вы попробуете собрать цветок при помощи электронного конструктора. Откройте слайд № 14 – на этом слайде представлен цветок, который вам предстоит собрать. Перейдите на слайд № 15 – перед вами части цветка, который вам необходимо собрать из изученных частей цветка.
Большинство растений имеет цветки, в которых есть и пестики и тычинки. Такие цветки называют обоеполыми, например, цветы лилии, яблони. Но у некоторых растений (огурец, кукуруза) одни цветки имеют только пестики.
- Как называются такие цветы? – пестичные цветки.
- А другие – только тычинки – Как мы их назовем? Тычиночные цветки.
Эти цветы называют раздельнополыми.
Такие растения, как огурцы и кукуруза, являются однодомными, так как пестичные и тычиночные цветки у них развиваются на одном растении. Тополь и иву называют двудомными растениями , так как у них тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные – на других.
Однодомные и двудомные
Запасной вариант: откройте папку с фотографиями цветков , рассмотрите изображенные цветки и распределите их на 3 группы: тычиночные, пестичные и обоеполые.
На первом мини-модуле мы ознакомились с внешним и внутренним строением цветка, узнали о разных типах цветков в зависимости от строения основной и вспомогательной части.
Формула цветка
Для того чтобы как-то разобраться в строении цветка ученые-ботаники предложили формулу цветка, применив следующие условные обозначения:
Ч – чашечка,
Л – лепестки,
Т – тычинка,
П – пестик,
( ) – сросшиеся части цветка (лепестки или чашелистики)
цифры – количество частей цветка,
∞ - части цветка посчитать невозможно
- обоеполый цветок
- - однополый мужской цветок (тычиночный)
- однополый женский цветок (пестичный)
Пример формулы цветка:
*Ч5Л5Т5-∞П∞-1
На перемене вы получили СМС с номером фотографии цветка в папке «Формула». Вам необходимо внимательно рассмотреть предложенный цветок и записать его формулу, используя условные обозначения.
Молодцы! Вы справились с поставленной задачей.
Работа с текстом
Нет благородней и нежнее красоты,
Чем та, что дарят нам цветы.
Ведь соразмерно все в строении цветка –
От кончиков корней до лепестка.
Нас радует нежнейший аромат,
И буйство красок нам ласкает взгляд.
В их красоте всегда найдут сюжет
Художник, музыкант, поэт.
У каждого из нас есть свой любимый цветок. Я прошу вас описать его при помощи эпитетов.
Вы внимательно слушали, а теперь для каждого цветка, посаженного на клумбу, подберите прилагательное, которое, по вашему мнению, является подходящим (эпитет).
Роза – (гордая, капризная, благоухающая)
Подснежник – (удивительный)
Ромашка – (очаровательная)
Хризантема – (царственная, божественная)
Кактус – (редкий)
Ландыш – (таинственный, нежный)
Гладиолус – (величественный)
Колокольчик – (скромный)
Сирень – (роскошная)
Символика цветов
Цветы на гербах, на украинских вышиванках, рушниках.
Итоговый тест
- Главные части цветка:
- венчик и чашечка;
- тычинки и пестики;
- цветоножка и цветоложе
- Цветки с простым околоцветником имеют:
- Только венчик;
- Только чашечку;
- Ни то, ни другое; все листочки одинаковые
- Чашелистики – это:
- Внешние листочки цветка;
- Внутренние листочки цветка;
- Наружные и внутренние листочки цветка
- Раздельнополые цветки имеют:
- Только пестики;
- Только тычинки
- Тычинки или пестики
- Женскими цветками называют:
- Пестичные цветки;
- Тычиночные цветки;
- Тычиночные и пестичные цветки.
- Двудомными называют цветки, на которых развиваются цветки:
- обоеполые на одном растении
- обоеполые на разных растениях
- раздельнополые на одном растении
- раздельнополые на разных растениях
- Все лепестки цветка образуют:
- Венчик
- Чашечка
- Цветоложе
- цветоножка
- Все чашелистики цветка образуют:
- Чашечка
- Венчик
- Цветоножка
- Околоцветник
- Цветок – это:
- Генеративный орган
- Вегетативный орган растения;
- Не является органом растения.
- Для изучения цветка ученые-ботаники предложили использовать:
- Уравнение цветка
- График цветка
- Формулу цветка
- План цветка
Заканчивая наш урок, хочу рассказать одну притчу.
Существует притча, как Господь Вседержитель, создавая Вселенную, а затем Солнце, планеты, звезды, сотворил нашу землю и решил украсить ее. Он послал на Землю тысячи звездочек, которые превратились в цветы, недаром они тянутся вверх, к звездам на небе, а те посылают им свой свет.
Звезды – цветы небесные,
Которыми ночью и днем любуется Бог,
Человек – иногда.
Я хочу пожелать вам, чтобы вы как можно чаще любовались цветами, чаще обращали свой взор на красоту, которая нас окружает.
Благодарю всех за внимание. Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку" строение нервной системы.Спинной мозг
данная презентация соответствует тексту параграфа " строение нервной системы.Головной мозг." Презентация готова для изложения нового материала...
Конспект урока биологии в 10 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Строение клетки. Особенности строения органоидов.
Конспект урока поможет организовать изучение и обеспечить понимание взаимосвязи функций органоидов со строением....
Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Строение и функции белков" 10 класс.
Данный модульный урок разработан к учубному материалу изучаемому по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Обшая биология" 10-11 класс....
план-конспект урока Тема урок: Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20
Тема: Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20Цель: сформировать у учащихся представления об электронной оболочке атома и энергетических уровнях;рассмотреть электронное строение...
Урок физики в 11 классе Тема урока: строение атомного ядра. Энергия связи атомного ядра.
В процессе выполнения модульной программы учащиеся должны запомнить определения понятий «нейтрон», «нуклон», «массовое число», «энергия связи», «дефект масс», «удельная энергия связи», формулы для опр...
Технологическая карта урока Тема урока: Строение клетки 5 кл
Тип урока: урок общеметодологической направленностиВиды деятельности: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к систематизации и структурированию изученного предметног...
Открытый урок: «Мир природы и человека» в 3 классе «Разнообразие цветов»
Цель: формировать представления о разнообразии, различии и сходстве цветов коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении; развитие умения наблюдать, с...