Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 8 класса
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_8_kl.docx | 119.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Санаторная школа-интернат №2 для детей, нуждающихся в длительном лечении»
города Магнитогорска
СОГЛАСОВАНО на заседании научно-методического совета протокол № 1 от «30» августа 2016 г. | УТВЕРЖДЕНО директор МОУ «СШИ №2»_________И. И. Шакина приказ № 163-П от 01 сентября 2016г. |
Рабочая программа учебного предмета
«Биология»
для 8 класса
(базовый уровень)
разработана Сыровой Н.М.,
учителем биологии высшей категории
Магнитогорск, 2016 г
Содержание
1. Пояснительная записка 4 стр.
1.1. Нормативно-правовые документы
1.2. Общая характеристика предмета, его место в системе наук
1.3. Основные особенности рабочей программы, в т.ч. использования резервных часов
1.4. Цели и задачи учебного курса
1.5. Базовые требования к преподаванию учебного курса, к формированию ОУУН
1.6. Методические рекомендации и технологические подходы
1.7. Специфика отражения НРЭО и межпредметных связей
2. Учебно-методическое обеспечение предмета 11.стр
3. Учебно-тематический план 12 стр
4. Календарно- поурочный план 13.стр
5. Характеристика контрольно-измерительных материалов 31.стр
6. Приложение 36.стр
6.1.Единые требования к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей
6.2. Нормы оценок
6.3. Литература
6.4. Перечень цифровых образовательных ресурсов и веб-сайтов Интернет
6.5. Лист коррекции
1. Пояснительная записка.
1.1. При составлении рабочей программы использовались следующие нормативно-правовые документы:
Федеральный уровень
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
- г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. № 38) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (с изм. от 25.12.2014 г.) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России
- г. № 30550) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013г. № 30067) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009г. № 729 (ред. от 16.01.2012 г.) «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.01.2010 г. № 15987) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.12.2013г. № 1394 (ред. от 03.12.2015 г.) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2014 г. № 31206) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
Региональный уровень
1.Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014) «Об образовании в Челябинской области (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
2.Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от31.12.2014г.
.№ 01/3810 «Об утверждении Концепции развития естественно математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП»
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию Федерального компонента государственного образовательного стандарта
Федеральный уровень
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» // http://www.consultant.ru/
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
07.07.2005 г. № 03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» // http://www.consultant.ru/
3. Примерная программа по биологии основного общего образования (МО РФ, 2005г.)
4. Программа под редакцией В.В.Пасечника, С.В.Суматохина, Г.С.Калинова, Г.Г.Швецова, З.Г.Гапонюк «Биология» 6-9 классы (серия «Линия жизни»), рекомендованной МО и Н РФ М «Просвещение», 2011 г,
Региональный уровень
1. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014г. № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования».
2. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. №103/3404. «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области».
Методические материалы
Региональный уровень
- Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.
- Информационно-методические материалы о Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для учащихся 8-11 классов / http://ipk74.ru/news.
- Методическое письмо «Об особенностях преподавания предмета «Биология» в 2016-2017 учебном году в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» от 17.06 16 № 03 – 02/536/
Локально-нормативные акты МОУ «СШИ №2»
1. Приказ МООУ «Санаторная школа-интернат № 2» г. Магнитогорска «О разработке рабочих программ учебных предметов» от 4.09.09 № 101 – ОС
2. Положение о Рабочей программе учебного предмета, курса (Педсовет от 21.06.16, протокол 13, утверждено приказом №163-П от 01.09.16)
3. Приказ от 8.04.2015 №58-П "О Комплексе мер по реализации образовательного проекта развития технологического, естественно - математического и технического образования («ТЕМП») в МОУ «СШИ №2» на 2015-2017 годы".
4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА основного и среднего образования,
реализуемая в муниципальном общеобразовательном учреждении «Санаторная школа-интернат №2 для детей, нуждающихся в длительном лечении» города Магнитогорска по федеральному компоненту государственного образовательного стандарта.
5. Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся 5-11-х классов МОУ «СШИ №2»
6. Учебный план МОУ «СШИ №2» г. Магнитогорска на 2016-2017 учебный год. 7. Календарный учебный график МОУ «СШИ №2» на 2016-2017 учебный год.
1.2. Общая характеристика предмета, его место в системе наук
Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, прежде всего экологическую, природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
На изучение биологии в 8 классе отводится 68 часов из федерального компонента (2 часа в неделю)
В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, о его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками, позволяют осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и время обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек - важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью
1.3. Основные особенности рабочей программы
Согласно учебно-календарному графику школы, который составляет 34 недели, рабочая программа составлена на 68 часов за год (2 часа в неделю).
* Данная рабочая программа содержит большое количество лабораторных и практических работ, а так же большой объем национального регионального компонента, что усиливает практическую и прикладную направленность преподавания предмета.
* Программа предусматривает вариативную часть, которая подлежит изучению. *В программе реализуются базовый и продвинутый уровни преподавания биологии, что позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению, развитие познавательной активности младших подростков и формирование познавательной и информационной компетентности учащихся
* Данная рабочая программа соответствует авторской программе по биологии, разработанной В. В. Пасечником, С. В. Суматохиным, Г. С. Калиновой для 8 класса (серия «Линия жизни», М. «Просвещение» 2008 г. с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта и базисного учебного плана Челябинской области. Концептуальной основойпри изучении программного материала используется Программа и академический школьный учебник «Биология. 8 класс.» (авторы: В. В.Пасечник, А. А. Каменский, Г. Г. Швецов.- М. Просвещение 2010-2011 г). Серия «Линия жизни» с рабочей тетрадью.
* Данная рабочая программа отличается от программы В В Пасечника изменением часовой нагрузки некоторых тем.
*На уроках используется комплект цифровых образовательных ресурсов по каждой программной теме.
Корректировка содержания рабочей программы
(теоретическая часть)
(Приложение 14 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 03.08.09 № 103/3431).
Раздел | Количество часов по программе Пасечника В.В. | Количество часов по рабочей программе | Разность часов | Обоснование |
«Введение. Человек как биологический вид » | 4 | 3 | -1 | этапы эволюции человека рассматриваются обзорно связи с необходимостью выделения время на более подробное изучение темы «Ткани организма человека» |
«Общий обзор организма человека» | 3 | 4 | +1 | Эта тема содержит большой обьем информации, много специальных терминов, которые требуют время на их изучение и закрепление знаний. |
«Размножение и развитие человека» | 3 | 2 | -1 | Эта тема подробно изучалась в курсах «Растения» и «Животные» и не содержит сложных вопросов, освободившийся час используется как резервное время |
«Человек и окружающая среда» | 3 | 2 | -1 | Влияние факторов среды на здоровье человека изучалось в каждом разделе данной программы, и требует лишь обобщения,освободившийся час используется как резервное время |
Изменения практической части программы на стр 29
1.4. Цели и задачи учебного курса
Изучение биологии в 8 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Учащиеся должны знать:
-систематическое положение человека и его происхождение;
- особенности строения и функции основных тканей, органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию;
- о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ;
- особенности индивидуального развития организма человека;
- об отрицательном воздействии на организм вредных привычек;
- приемы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях;
- правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;
- факторы, разрушающие здоровье человека;
- этические нормы межличностных отношений.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать органы и их топографию, системы органов; объяснять связь между их строением и функциями; понимать влияние физического труда и спорта на организм; Выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;
- объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека;
- оказывать первую помощь при несчастных случаях;
- соблюдать правила личной и общественной гигиены;
- пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения, ставить простейшие опыты;
- работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.
1.5. базовые требования к преподаванию учебного курса, к формированию ОУУН; В процессе обучения учащихся должны быть сформированыуменияобщеучебного характера, учащихся должны овладеть разнообразными способами деятельности:самостоятельно выполнять задания и проводить наблюдения по предложенному плану, уметь выделять в предложенном тексте ключевые слова, давать описания обьектов, сравнивать обьекты по заданным критериям и давать их описание, устанавливать соответствие между строением обьекта и его функциями,на творческом уровне самостоятельно формулировать определения терминов, высказывать предположения о наблюдаемых процессах, самостоятельно проводить эксперименты, обобщения, проводить опыты, наблюдения;* ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, использовать схемы, иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства при ответах на поставленные вопросы;* проводить поиск, систематизировать, анализировать и классифицировать информацию, использовать разнообразные информационные источники, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии;
1.6.Методические рекомендации и технологические подходы
В ходе преподавания биологии в целях реализации личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся школы-интерната используются следующие образовательные технологии: здоровьесберегающие, модульно-блочные, информационно-коммуникационные, интерактивные; тестовые; уровневой дифференциации и др.
При достижении поставленных образовательных, воспитательных и развивающих целей используются методы обучения: словесные; наглядные; практические; поисковые; исследовательские; репродуктивные.
А также используются различные формы обучения: ИКТ-презентация, диктант, различные виды самостоятельных работ, тест, зачет, урок-конкурс, урок-игра, урок- путешествие.
- Уроки - практикумы. Основная задача уроков практических занятий заключается в закреплении и углублении теоретического и практического материала изложенного на уроке. На основе опроса учащихся и повторения вопросов теории на нескольких уроках учитель добивается того, чтобы все учащиеся усвоили основные вопросы теории на уровне программных требований. Здесь же ведется дифференцированная работа с учетом интереса каждого ученика, вырабатываются умения и навыки.
- Используя дидактический материал и другие пособия, проводится самостоятельная или лабораторная работа обучающего характера с последующим обсуждением результатов на этом же уроке, ведется исправление ошибок.
- Урок – зачет. При проведении зачета, вопросы теории к зачету и практические задания известны учащемуся заранее не менее чем за три недели до него. Класс делится на группы по четыре человека в каждой. Для получения положительной оценки, учащемуся надо знать вопросы теории
- Особенности ортопедического режима школы-интерната для больных сколиозом учащихся учитываются в выборе приемов обучения на уроках, в проведении в течение урока физкультминуток
- В качестве методической и информационной поддержки используются интерактивные наглядные пособия, ресурсы Интернет-сети, фонд цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) Центра повышения квалификации и информационно-методической работы г. Магнитогорска и школьной медиатеки.
1.7. Специфика отражения национальных, региональных и этнокультурных особенностей формируемых участниками образовательных отношений (на овне основного общего образования – 10% от общего объема программы)
Рабочая программа включает реализацию национальные, региональные и этнокультурные особенностей компонента (НРОЭ). Темы НРОЭ включены в календарно-тематический план, с выделением – 30% (315 мин.) учебного времени от общего количества часов инвариантной части ОБУП.В силу особенностей учебных тем НРОЭ распределено неравномерно.
№ п/п | Тема | НРЭО | Количество минут |
8 класс | |||
1 | 1Введение Наука о человеке | НРЭО №1Возможности системы здравоохранения г. Магнитогорска в лечении и профилактике заболеваний (20 мин) НРК №2 Антропогенез на Южном Урале (35 мин) НРК№3Многонациональ ный состав Челяб. области (10 мин) | 20мин. 45мин |
2 | 3Опора и движение | НРЭО №4 Причины детского травматизма (по материалам местной прессы) и правила оказания первой помощи (30 мин) | 30мин |
3 | 4Внутренняя среда организма | НРЭО №5 Вакцинация на Южном Урале (40 мин) | 35мин |
4 | 5Кровообращение и лимфообращение | НРЭО №6 Характеристика сердечно - сосудистых заболеваний жителей г. Магнитогорска и их профилактика (20 мин) | 20мин |
5 | 6Дыхание | НРЭО №7 Статистические данные по г.Магнитогорску по заболеваемости органов дыхания, связанной с вредными привычками (20 мин) | 20мин |
6 | 7Питание | НРЭО№8 Причины и источники пищевых отравлений у жителей г. Магнитогорска (20 мин) | 20мин |
7 | 8Обмен веществ и превращение энергии | НРЭО №9 Витамины в продуктах питания жителей Челяб. области (15 мин) НРК № 10Энерготраты работников различных производств г. Магнитогорска (25 мин) | 40мин |
8 | 9Покровы тела | НРЭО №11 Подбор одежды и обуви в соответствии с климатическими условиями Челяб. области (15 мин) | 15мин |
9 | 10Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности | НРЭО №12 Экологическая ситуация в г.Магнитогорске как фактор риска. Заболевания желёз внутренней секреции и их профилактика (20 мин) | 25мин |
10 | 12Размножение и развитие человека | НРЭО№13 Влияние вредных привычек на здоровье подростков (25 мин) НРК №14 Статистика ВИЧ-инфекции по г. Магнитогорску (20 мин) | 45мин |
Всего | 14 НРЭО | 315 мин |
Сформированные у учащихся ЗУН и ОУУН в результате обучения биологии в 8 –м классе тесно связаны со следующими предметами: физика, химия, география, информатика и ИКТ и др.
2.Учебно-методическое обеспечение предмета
При изучении программного материала используется академический школьный учебник «Биология. 8 класс.» авторы: В В.Пасечник, А А. Каменский , Г Г. Швецов.- М. Просвещение 2011-2015 г. Серия «Линия жизни».
Сборники дидактических материалов.1. Пособия по проведению самостоятельных, практических и лабораторных работ, тестового контроля:
дополнительная литература для учителя и учащихся
2. Человек и окружающая среда Учебник для дифференцированного обучения Л П Анастасова и др. М Просвещение2011г
3. Подготовка к олимпиадам по биологии 8-11 кл. Т А Ловкова М Айрис-прес 2011г
методическая литература для педагогического работника:4.Уроки биологии. 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Авторы: В ВПасечник, Г Г Швецов.- М. Просвещение. 2010г. Академический школьный учебник. Серия «Линия жизни».
Перечень обучающих, справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе:
1.Электронная библиотека Просвещения М Мультимедийное учебное пособие МЕДИА 2003
2.Библиотека электронных пособий КИМ 6-9 класс1 CDforWINDOWS 2004
3. Пособие для учащихся: Атлас « Биология. Человек » Линия жизни М. Просвещение.2011г
3. Учебно-тематический план.
8 класс
№ п / п | Название раздела | Количество часов по авторской программе В В Пасечник | Количество часов по рабочей программе | Кол-во контроль ных работ | Практическая часть |
1 | Введение Человек как биологический вид | 4 | 3 | входной контроль (тест) | 1 НРЭО |
2 | 1 Общий обзор организма человека | 3 | 4 | 1л/р1 НРЭО | |
3 | 2 Опора и движение | 6 | 6 | 3 л/р, 2пр/р 1 НРЭО | |
4 | 3 Внутренняя среда организма | 4 | 4 | 1л/р1 НРЭО | |
5 | 4 Кровообращение и лимфообращение | 4 | 4 | 1л/р,3 пр/р 1 НРЭО | |
6 | 5 Дыхание. (5ч.) | 5 | 5 | 3пр/р, 1НРК | |
7 | 6 Питание | 6 | 6 | 2л/р,1 пр/р 1 НРЭО | |
8 | 7 Обмен веществ и превращение энергии | 4 | 4 | 1 пр/р, 2НРЭО | |
9 | 8 Выделение продуктов обмена | 3 | 3 | 1 пр/р ,1 НРЭО | |
10 | 9 Покровы тела | 4 | 4 | 1НРЭО | |
11 | 10 Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности | 8 | 8 | 1л/р,2 пр/р | |
12 | 11 Органы чувств Анализаторы | 5 | 5 | 2л/р | |
13 | 12 Психика и поведение человека Высшая нервная деятельность | 6 | 6 | ||
14 | 13 Размножение и развитие человека | 3 | 2 | 1л/р 2 НРЭО | |
15 | 14 Обобщение по курсу Человек и окружающая среда | 3 | 2 | 1 пр/р 2 НРЭО | |
16 | Резервное время | 2 | 2 | итоговый контроль (тест) | |
20 | Всего | 70 | 68 | 2 к.р. | 12л/р, 14 пр/р 14 НРЭО |
4.Календарно - поурочный план 8 класс
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО КУРСУ « Биология.»8 класс | |||||
Дата проведения урока | № п\п, кодификатор | тема урока | Требование к уровню подготовки учащихся | Наглядные и практические методы | Домашнее задание |
Введение. Наука о человеке (3ч.) Б 4 | |||||
1 Б 1,1 | Науки о человеке и их методы | Репродуктивный уровень: Давать определение терминам, перечислять науки, изучающие человека, методы изучения человека, определять систематическое положение человека, человеческие расы, происхождение человека, его биологическую и социальную природу. Продуктивный уровень: характеризовать науки изучающие человека и их значение для сохранения здоровья, методы изучения человека, определять систематическое положение человека согласно биологическим особенностям, происхождение человека и этапы его развития, влияние биологических и социальных факторов на природу, обьяснять происхождение чело веческих рас. | Вводный тест НРЭО №1 Возможности системы здравоохранения г. Магнитогорска в лечении и профилактике заболеваний (20 мин) | Изучить § 6. Отв. на вопросы и выполнить задания в конце параграфа, задания в рабочей тетради. Подготовить сообщение по истории развития науки о человеке | |
2 Б 4,13; 4,1 | Биологическая природа человека. Расы человека | НРЭО№3 Многонациональный состав Челяб. области (10 мин) | Изучить § 2. Отв. на вопросы и выполнить задания в конце параграфа, задания в рабочей тетради | ||
3 Б 4,13; 4,1 | Происхождение и эволюция человека. Антропогенез | НРЭО№2 Антропогенез на Южном Урале (35 мин) | Изучить § 3 Отв. на вопросы и выполнить задания в конце параграфа, задания в рабочей тетради. Подготовить сообщение о начальных этапах развития чело века | ||
1 Общий обзор организма (4ч.) | 4 Б 4,1 | Строение организма человека (1) | Репродуктивный уровень: Давать определение терминам, перечислять уровни организации жизни, компоненты клетки, химические элементы, ткани организма, представление об органах и системами органов во взаимосвязи с другими живым организмами. Продуктивный уровень: характеризовать уровни организации жизни, компоненты клетки, химические элементы, ткани организма, органы и системы органов всвязи с их строением, функцией; формировать умение определять ткани организма человека на микропрепаратах. | Изучить § 4. Отв. на вопросы и выполнить задания в конце параграфа, задания в рабочей тетради | |
5 Б 4,1; 2,2 | Строение организма человека (2) | Л/р № 1 Ткани. | Изучить § 5. Отв. на вопросы и выполнить задания в конце параграфа, задания в рабочей тетради. | ||
6 Б 4,2 | Регуляция процессов жизнедеятельности | Репродуктивный уровень: Давать определение терминам, перечислять основные жизненные свойства чело века, способы регуляции работы органов и систем, формировать представления о рефлексе и рефлекторной дуге и ее компонентах. Продуктивный уровень: проводить самонаблюдения некоторых рефлексов чело века и характеризовать условия их проявления, обьяснять механизм нерв ной и гуморальной регуляции работы органов и систем и его значимость для здоровья человека. | Изучить § 6. Отв. на вопросы и выполнить задания в конце параграфа, задания в рабочей тетради | ||
7 | Обобщающий урок | Привести в систему полу чанные знания по пройденной теме, дать возможность оценить свой уровень знаний, провести коррекцию знаний по пройденной теме. | Проработать текст «Выводда к главе I» | ||
2 Опора и движение (6ч.) | 8 Б 4,11 | Состав, строение и рост кости | Репродуктивный уровень: компонентах костной ткани, ее химическому составу, строении скелета чело века, типах соединения костей и их значимости для выполняемых функций в организме человека. Продуктивный уровень: Использовать полученные знания для характеристики частей скелета во взаимосвязи с выполняемой функцией. | Л/р № 2 Костная ткань | Изучить § 7 Отв. на вопросы и выполнить задания в рабочей тетради. |
9 Б 4,11 | Соединение костей. Скелет головы. | Изучить § 8 Отв. на вопросы и выполнить задание в конце параграфа, задания в рабочей тетради | |||
10 Б 4,11 | Скелет туловища, конечностей и их поясов. | Л/р № 3 Строение костей | Изучить § 9 Отв. на вопросы и выполнить задания в рабочей тетради. | ||
11 Б 4,11 | Строение и функции скелетных мышц. | Репродуктивный уровень: Давать определение терминам, формировать представление о строении мышечной ткани, ее свойствах, об основных группах мышц их значимости для выполняемых функций в организме человека. | Изучить § 10 Отв. на вопросы и выполнить задание в конце параграфа, задания в рабочей тат ради | ||
12 Б 4,11 | Работа мышц и ее регуляция. | Продуктивный уровень: Использовать полученные знания для характеристики различных групп мышц, их свойств во взаимосвязи с выполняемой функцией, особенностях регуляции мышечных сокращений; использовать знания о работе мышц для предотвращения развития утомления и обосновании физиологических основ активного отдыха. | Л/р № 4Утомление | Изучить §11 Отв. на вопросы в конце параграфа, задания в рабочей тат ради | |
13 Б 4,11; 4,15; 4,14 | Нарушение опорно-двигательной системы. | Привести в систему полученные знания по пройденной теме, сформировать представления об условиях нормального раз вития опорно-двигательной системы, ее нарушениях и профилактике заболеваний, познакомить с приемами оказания помощи при получении травм, дать возможность оценить свой уровень знаний, провести коррекцию знаний по пройденной теме. | НРЭО №4 Причины детского травматизма (по материалам местной прессы) и правила оказания первой по мощи (30 мин) П/р № 1,2 Выявление плоскостопия. Распознавание органов оп-двиг. системы. | Изучить § 12 Отв. на вопросы и выполнить задание в конце параграфа, задания в рабочей тетради. Проработать текст «Выводы к главе 2 » | |
3Внутренняя среда организма. (4ч.) Б 4 | 14 Б 4,5; 4,6 | Состав внутренней среды организма и ее функции. | Репродуктивный уровень: Давать определение терминам, формировать представление о внутренней среде организма, ее компонентах, свойствах, о видах иммунитета и механизме его формирования, группах крови и их значимости для выполняемых функций в организме человека, о явлении гомеостаза и свертывания крови. Продуктивный уровень: Использовать полученные знания для характеристики внутренней среды организма ее постоянства; устанавливать взаимосвязь между компонентами крови и выполняемыми функциями; группами крови и особенностями переливания крови; обосновывать механизм иммунитета, механизм свертывания крови; объяснять значимость явления гомеостаза внутренней среды для здоровья чело века; объяснять причины нарушения иммунитета и их профилактику. | Изучить §13 Отв. на вопросы в конце параграфа, задания в рабочей тетради | |
15 Б 4,5; 4,6 | Состав крови. Постоянство внутренней среды. | Изучить §14 Отв. на вопросы в конце параграфа, задания в рабочей тетради | |||
16 Б 4,5; 4,6 | Состав и свойства крови. | Л/р № 5 Строение крови | Изучить §15 Отв. на вопросы в конце параграфа, задания в рабочей тетради | ||
17 Б 4,5; 4,6; 4,15; 4,14 | Иммунитет и его нарушения. | НРЭО №5 Вакцинация на Южном Урале (40 мин) | Изучить § 16 Отв. на вопросы и выпол- нить задание в конце параграфа, задания в рабочей тетради Проработать текст «Выводы к главе 3» | ||
4 Кровообращение и лимфообраще ние. (4ч.) Б 4 | 18 Б 4,5; 4,6; | Органы кровообращения. Строение и работа сердца. | Репродуктивный уровень: Давать определение терминам, формировать представление об особенностях строения, жизнедеятельности и регуляции работы органов кровообращения, лимфо обращения,о сердечно-сосудистых заболеваниях и мерах их профилактики. Продуктивный уровень: Использовать полученные знания для характеристики сердечно-сосудистой системы и системы лимфообращения, особенностях их функционирования, их значимости для организма, объяснять взаимосвязь между кровеносной и лимфатическими системами. Научиться использовать знания для измерения пульса, кровяного давления, оказания помощи при различных кровотечениях, распознавать органы системы кровообращения, использовать знания для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. | Изучить §17 Отв. на вопросы в конце параграфа, задания в рабочей тетради | |
19 Б 4,5; 4,6; | Сосудистая система. Лимфообращение. | П/р № 3,4 Измерение кровяного давления и пульса | Изучить §18 Отв. на вопросы в конце параграфа, задания в рабочей тетради | ||
20 Б 4,5; 4,6; 4,15; 4,14 | Сердечно-сосудистые заболевания. | Л/р № 6 Остановка кровотечений. НРЭО №6 Характеристика сердечно – сосудистых заболеваний жителей г. Магнитогорска и их профилактика (20 мин) | Изучить §19 Отв. на вопросы в конце параграфа, задания в рабочей тетради | ||
21 | Обобщающий урок. | Привести в систему полученные знания по пройден ной теме, дать возможность оценить свой уровень знаний, провести коррекцию знаний по пройденной теме | П/р № 5 Распознавание органов кровообращения. | Проработать текст «Выводы к главе 4» | |
5Дыхание. (5ч.) Б 4 | 22 Б 4,4 | Дыхание и его значение. Органы дыхания | Репродуктивный уровень: Давать определение терминам, формировать представление об особенностях строения, жизнедеятельности и регуляции работы органов дыхательной системы, ее значимости для организма, заболеваниях и мерах их профилактики. Продуктивный уровень: Использовать полученные знания для характеристики дыхательной системы, особенностях ее функционирования. Научиться использовать знания для измерения обхвата грудной клетки, определения частоты дыхания, для оказания помощи при остановке дыхания, при отравлении угарным газом, проводить искусственное дыхание, использовать знания для профилактики заболеваний дыхательной системы. Научиться распознавать органы дыхательной системы на наглядных пособиях. | Изучить §20 Отв. на вопросы в конце параграфа, задания в рабочей тетради | |
23 Б 4,4 | Механизм дыхания. Жизненная емкость легких. | П/р № 6,7 Измерение об хвата грудной клетки, частоты дыхания. | Изучить §21 Отв. на вопросы в конце параграфа, задания в рабочей тетради | ||
24 Б 4,4 | Регуляция дыхания. Охрана воз душной среды. | Изучить §22 Отв. на вопросы в конце параграфа, задания в рабочей тетради | |||
25 Б 4,4; 4,15; 4,14 | Заболевания органов дыхания и их профилакти- ка. Реанимация. | НРЭО №7 Статистические данные по г.Магнитогорску по заболеваемости органов дыхания, связанной с вредными привычками (20 мин) | Изучить §23 Отв. на вопросы в конце параграфа, задания в рабочей тетради | ||
26 | Обобщающий урок. | Привести в систему полученные знания по пройденной теме, дать возможность оценить свой уровень знаний, провести коррекцию знаний по пройденной теме | П/р № 8 Распознавание на органов дыхательной системы | Проработать текст «Выводы к главе 5» | |
6 Питание. (6ч.) Б 4 | 27 Б 4,3 | Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции. | Репродуктивный уровень: Давать определение терминам, формировать представление об особенностях строения, жизнедеятельности и регуляции работы органов пищеварительной системы, ее значимости для организма, о питании и пищеварении, заболеваниях и мерах профилактики заболеваний. Продуктивный уровень: Использовать полученные знания для характеристики пищеварительной системы, особенностях ее функционирования. Формировать умения проводить простейшие исследования на примере изучения действия ферментов слюны и желудочного сока на крахмал и белки, распознавать органы пищеварительной системы, на наглядных пособиях, использовать знания для профилактики заболеваний. | Изучить §24 Отв. на вопросы в конце параграфа, задания в рабочей тетради | |
28 Б 4,3 | Пищеварение в ротовой полости Глотка и пище вод. | Изучить §25 Отв. на вопросы в конце параграфа, задания в рабочей тетради | |||
29 Б 4,3 | Пищеварение в желудке и кишечнике. | Л/р № 7,8 Изучение действия ферментов слюны и желудочного сока. | Изучить §26 Отв. на вопросы в конце параграфа, задания в рабочей тетради | ||
30 Б 4,3 | Всасывание питательных веществ в кровь. | Изучить §27 Отв. на вопросы в конце параграфа, задания в рабочей тетради | |||
31 Б 4,3; 4,15; 4,14 | Регуляция пище варения. Гигие на питания. | НРЭО№8 Причины и источники пищевых отравлений у жителей г. Магнитогорска (20 мин) | Изучить §28 Отв. на вопросы в конце параграфа, задания в рабочей тетради | ||
32 | Обобщающий урок. | Привести в систему полученные знания по пройденной теме, дать возможность оценить свой уровень знаний, провести коррекцию знаний по пройденной теме. | П/р № 9, Распознавание органов пищеварительной системы | Проработать текст «Выводы к главе 6» | |
7 Обмен веществ и превращение энергии. (4ч.) Б 4 | 33 Б 4,7 | Пластический и энергетический обмен. | Репродуктивный уровень: Давать определение терминам, формировать представление об особенностях этапов обмена веществ и энергии человека, о витаминах и их роли, специфичности и особенностях работы ферментов, заболеваниях, связанных с нарушениями обмена веществ и их профилактикой. Продуктивный уровень: Использовать полученные знания для характеристики этапов обмена веществ и энергии человека, для профилактики заболеваний, связанных с недостатком и избыт ком витаминов, раскрывать взаимосвязь между влиянием особенностей питания, жизнедеятельности организма, обменом веществ человека и состоянием здоровья, использовать знания для составления пищевого рациона и определения норм питания в зависимости от энергозатрат. | Изучить §29 Отв. на вопросы в конце параграфа, задания в рабочей тетради | |
34 Б 4,7 | Ферменты и их роль в организме человека. | Изучить §30 Отв. на вопросы в конце параграфа задания в рабочей тетради | |||
35 Б 4,7; 4,14 ; Б 4,15 | Витамины и их роль в организме человека. | НРЭО №9 Витамины в продуктах питания жителей Челяб. области (15 мин) | Изучить §31 Отв. на вопросы в конце параграфа, задания в рабочей тетради | ||
36 Б 4,7; 4,14; 4,15 | Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ. | НРЭО № 10 Энергозатраты работников раз личных производств г. Магнитогорска (25 мин) П/р № 10 Пищевой рациион и энергозатраты. | Изучить §32 Отв. на вопросы в конце параграфа, задания в рабочей тетради Проработать текст «Выводы к главе 7» | ||
8 Выделение продуктов обмена. (3ч.) Б 4 | 37 Б 4,8 | Выделение и его значение. Органы мочевыделения. | Репродуктивный уровень: Давать определение терминам, формировать представление об особенностях строения, жизнедеятельно сти и регуляции работы органов мочевыделительной системы ее значимости для организма, заболеваниях и мерах их профилактики. Продуктивный уровень: Использовать полученные знания для характеристики мочевыделительной системы, особенностях ее функционирования, использовать знания для профилактики заболеваний выдели тельной системы. Научиться использовать знания для распознавания органов выделитель ной системы и профилактики заболеваний. | Изучить §33 Отв. на вопросы в конце параграфа, задания в рабочей тетради | |
38 Б 4,8; 4,15; 4,14 | Заболевание органов мочевыделения. | Изучить §34 Отв. на вопросы в конце параграфа, задания в рабочей тетради | |||
39 | Обобщающий урок. | Привести в систему полученные знания по пройден ной теме, дать возможность оценить свой уровень знаний, провести коррекцию знаний по пройденной теме | . П/р №11Распознавание органов мочевыделительной системы. | Проработать текст «Выводы к главе 8» | |
9Покровы тела. (4ч.) Б 4 | 40 Б 4,9 | Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. | Репродуктивный уровень: Давать определение терминам, формировать представление об особенностях строения наружных покровов тела человека, их функции и механизме терморегуляции, травмах, ожогах, обморожениях и заболеваниях покровов, профилактике заболеваний. Продуктивный уровень: Использовать полученные знания для характеристик наружных покровов тела человека, механизма терморегуляции, закаливания, научить оказывать помощь при травмах, ожогах, обморожениях и повреждениях покровов, правильно ухаживать за кожей, волосом, ногтями, применять правила закаливания, определять тип кожи с помощью салфетки. | Изучить §35 Отв. на вопросы в конце параграфа, задания в рабочей тетради | |
41 Б 4,9 Б4,14 Б4,15 | Болезни и травмы кожи. | Изучить §36 Отв. на вопросы в конце параграфа, задания в рабочей тетради | |||
42 Б 4,9;4,15 ; 4,14 | Гигиена кожных покровов. | Изучить §37 Отв. на вопросы в конце параграфа, задания в рабочей тетради | |||
43 | Обобщающий урок. | Привести в систему полученные знания по пройденной теме, дать возможность оценить свой уровень знаний, провести коррекцию знаний по пройденной теме | НРЭО №11 Подбор одежды и обуви в соответствии с климатическими условиями Челябинской области (15 мин) | Проработать текст «Выводы к главе 9» | |
10 Нейрогу моральная регуляция процессов жизнедеяте льности. (8ч.) Б 4 | 44 Б 4,2 | Железы внутренней секреции и их функции. | Репродуктивный уровень: Давать определение терминам, формировать представление о железах внутренней секреции, их строении и функциях, их значимости для организма, заболеваниях и мерах их профилактики; Формировать представление об отделах неровной системы, о строении и функциях спинного и головного мозга, участках коры больших полушарий головного, особенностях строения, протекающих физиологических процессах, функциях, заболеваниях нервной системы и мерах их профилактики Продуктивный уровень: Использовать полученные знания для характеристики эндокринной и нервной системы. Формировать умения проводить простейшие исследования, доказывающие взаимосвязь участков головного мозга и функции гормональных особенностей организма человека, использовать знания для профилактики заболеваний эндокринной и нервной системы, объяснять необходимость здорового образа жизни, распознавать органы эндокринной и нервной системы на наглядных пособиях. | Изучить §38 Отв. на вопросы в конце параграфа, задания в рабочей тетради | |
45 Б 4,2;4,14; 4,15 | Работа эндокринной системы и ее нарушения. | Изучить §39 Отв. на вопросы в конце параграфа, задания в рабочей тетради | |||
46 Б 4,2 | Строение нервной системы и ее значение. | Изучить §40 Отв. на вопросы в конце параграфа, задания в рабочей тетради | |||
47 Б 4,2 | Спинной мозг. | Изучить §41 Отв. на опросы в конце параграфа, задания в рабочей тетради | |||
48 Б 4,2 | Головной мозг. | Л/р № 9 Рефлексы про долговатого и среднего мозга | Изучить §42 Отв. на вопросы в конце параграфа, задания в рабочей тетради | ||
49 Б 4,2 | Вегетативная нервная система. | Изучить §43 Отв. на вопросы в конце параграфа, задания в рабочей тетради | |||
50 Б 4,2; 4,15; 4,14 | Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение. | П/р №12,13 Функции мозжечка и среднего мозга. | Изучить §44 Отв. на вопросы в конце параграфа, задания в рабочей тетради | ||
51 | Обобщающий урок. | Привести в систему полученные знания по пройден ной теме, дать возможность оценить свой уровень знаний, провести коррекцию знаний по пройденной теме | НРЭО №12 Экологическая ситуация в г.Магнитогорске как фактор риска. Заболевания желёз внутренней секреции и их профилактика (20 мин) | Проработать текст «Выводы к главе 10» | |
11 Органы чувств. Анализаторы. (5ч.) Б 4 | 52 Б 4,12;4,14; 4,15 | Понятия об анализаторах. Зрительный анализатор. | Репродуктивный уровень: Давать определение терминам, формировать представ ление об анализаторах и их компонентах, строении органов чувств, их функциях, механизме работы, нарушениях в работе анализаторов, заболеваниях и их профилактике. Продуктивный уровень: Использовать полученные знания для характеристики различных анализаторов и органов чувств человека, механизме работы, биологической значимости. Формировать умения обосновывать профилактические мероприятия по нарушению работы органов чувств; распознавать структурные компоненты различных органов чувств на наглядных пособиях. | Л/р № 10 Строение зрительного анализатора, изменения зрачка | Изучить §45 Отв. на вопросы в конце параграфа, задания в рабочей тетради |
53 Б 4,12;4,14; 4,15 | Слуховой анализатор. | Л/р № 11 Строение слухового анализатора. | Изучить §46 Отв. на вопросы в конце параграфа, зад ния в рабочей тетради | ||
54 Б 4,12;4,14; 4,15 | Вестибюлярный анализатор, мышечное чувство. Осязание. | Изучить §47 Отв. на вопросы в конце параграфа, задания в рабочей тетради | |||
55 Б 4,12;4,14; 4,15 | Вкусовой и обо нятельные анализаторы. Боль. | Изучить §48 Отв. на вопросы в конце параграфа, задания в рабочей тетради | |||
56 | Обобщающий урок. | Привести в систему полученные знания по пройден ной теме, дать возможность оценить свой уровень знаний, провести коррекцию знаний по пройденной теме. | Проработать текст «Выводы к главе 11» | ||
12 Психика и поведение человека Высшая нервная деятельность. (6ч.) Б 4 | 57 Б 4,13 | Высшая нервная деятельность. Рефлексы. | Репродуктивный уровень: Давать определение терминам, формировать представление об ВНД и исследованиях в этой области, о процессах, происходящих в КБП и познавательных действиях мозга, о биологической и социальной сущности человека, санитарно-гигиенических нормах, правилах здорового образа жизни, вредных и полезных привычках. Продуктивный уровень: Использовать полученные знания для характеристики ВНД человека, ее особенностей, формировать умения обосновывать механизм физиологических процессов, обеспечивающих чело веку познавательную деятельность, память, речь, мышление, внимание, наблюдения, сон, сознание, обьяснять программы поведения, поступки человека и их мотивацию, индивидуальные особенности личности | Изучить §49 Отв. на вопросы в конце параграфа, задания в рабочей тетради | |
58 Б 4,13 | Память и обучение. | Изучить §50 Отв. на вопросы в конце параграфа, задания в рабочей тетради | |||
59 Б 4,13 | Врожденное и приобретенное поведение. | Изучить §51 Отв. на вопросы в конце параграфа, задания в рабочей тетради | |||
60 Б 4,13 | Сон и бодрствование. | Изучить §52 Отв. на вопросы в конце параграфа, задания в рабочей тетради | |||
61 Б 4,13;4,14 ; 4,15 | Особенности высшей нервной деятельности человека. | Изучить §53 Отв. на вопросы в конце параграфа, задания в рабочей тетради | |||
62 | Обобщающий урок. | Привести в систему полученные знания по пройден ной теме, дать возможность оценить свой уровень знаний, провести коррекцию знаний по пройденной теме. | Проработать текст «Выводы к главе 12» | ||
13 Размножение и развитие человека. (2ч.) Б 2 – Б 4 | 63 Б 4,10 | Особенности репродукции человека. Органы размножения. Оплодотворение. | Репродуктивный уровень: Давать определение терминам, формировать представление об особенностях размножения человека, в отличии от животных, строении половой системы, половых клеток мужского и женского организма, о наследовании признаков, особенностях индивидуального развития в различные периоды жизни, планировании семьи и наследственных и приобретенных заболеваниях и их профилактике. Продуктивный уровень: Использовать полученные знания для характеристики особенностей размножения и развития человек в сравнении с млекопитающими, формировать умения обосновывать особенности на-следования признаков в поколениях, о сознательном планировании семьи, способах контрацепции (лекция для девочек и мальчиков во внеурочное время), использовать знания для профилактики заболеваний, передаю- щихся половым путем, поведении в семье в период беременности, ухода за новорожденным, использовать знания особенностей развития в подростковый период для снижения конфликтности в семье и школе. | Изучить §54, 55 выборочно Отв. на вопросы в конце па раграфов, задания в рабочей тетради | |
64 Б 4,10 | Беременность и роды. Рост и раз витие ребенка после рождения. | Л/р № 12 Измерение собственного веса и роста. | Изучить §56, 57 выборочно Отв. на вопросы в конце па раграфов, задания в рабочей тетради Проработать текст «Выводы к главе 13» | ||
14 Человек и окружающая среда. (2ч.) Б 5 | 65-66 Б 4,14; 4,13; 5,1 | Социальная и природная среда человека. | Репродуктивный уровень: Давать определение терминам, формировать представление об адаптации человека к природной и социальной среде, о правилах поведения в окружающей среде в опасных и чрезвычайных ситуациях, о положительных и отрицательных фак торах окружающей среды, о правилах сохранения здоровья. Продуктивный уровень: Использовать полученные знания для характеристики природного и социального окружения человека и приемов адаптации к нему, про водить анализ и давать оценку факторам риска как основам безопасности собственной жизни. | П/р № 14 Влияние факторов риска на здоровье | Изучить §58 Отв. на вопросы в конце параграфа, задания в рабочей тетради |
67 Б4,14; 4,15; 5,1 | Обобщающий урок. Окружающая среда и здоровье человека. | ||||
68 | Используется как контрольный и заключительный урок. | Привести в систему полученные знания по пройденному курсу, дать возможность оценить уровень знаний, провести коррекцию знаний по пройденному курсу. | Итоговый тест | ||
Внесенные изменения в практическую часть программы. Биология, 8 класс. В соответствии с рекомендациями введения дополнительного содержания практической части в используемую программу по сравнению с авторской программой( приложение 14 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 03.08.09№ 103/3431). | |||||
№ урока п\п | Тема урока по программе | Тема лабораторной или практической работы по программе | Тема лабораторной или практической работы в краткой формулировке рабочей программы. | ||
5 | Строение организма человека (2) | Лабораторная работа №1 Изучение микроскопического строения тканей организма человека. | Л/р № 1 Ткани. | ||
8 | Состав, строение и рост кости | Лабораторная работа №2 Изучение микроскопического строения кости | Л/р № 2 Костная ткань | ||
10 | Скелет туловища, конечностей и их поясов | Лабораторная работа №3 Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека | Л/р № 3 Строение костей | ||
12 | Работа мышц и ее регуляция. | Лабораторная работа №4 Изучение влияния статистической и динамической работы на утомление мышц | Л/р № 4Утомление | ||
13 | Нарушение опорно-двигательной системы. | Практическая работа № 1,2 Выявление плоскостопия (выполняется дома), Распознавание на наглядных пособиях органов опорно-двигательной системы. | П/р № 1,2 Выявление плоскостопия Распознавание органов оп-двиг системы. | ||
16 | Состав и свойства крови. | Лабораторная работа №5 Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки.) | Л/р № 5 Строение крови | ||
19 | Сосудистая система. Лимфообращение. | Практическая работа № 3,4 Измерение кровяного давления. Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке. | П/р № 3,4Измерение кровяного давления и пульса | ||
20 | Сердечно-сосудистые заболевания. | Лабораторная работа №6 Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений. | Л/р № 6 Остановка кровотечений. | ||
21 | Обобщающий урок. | Практическая работа № 5. Распознавание на наглядных пособиях органов системы кровообращения. | П/р № 5 Распознавание органов кровообращения. | ||
23 | Механизм дыхания. Жизненная емкость легких. | Практическая работа № 6,7. Измерение об хвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Определение частоты дыхания | П/р № 6,7 Измерение об хвата грудной клетки, частоты дыхания. | ||
26 | Обобщающий урок. | Практическая работа № 8. Распознавание на наглядных пособиях органов дыхательной системы. | П/р № 8 Распознавание на органов дыхательной системы. | ||
29 | Пищеварение в желудке и кишечнике. | Лабораторная работа №7,8 Изучение действия ферментов слюны на крах мал. Изучение действия ферментов желудочного сока на белки. | Л/р № 7,8 Изучение действия ферментов слюны и желудочного сока. | ||
32 | Обобщающий урок. | Практическая работа № 9 Распознавание на наглядных пособиях органов пищеварительной системы. | П/р № 9, Распознавание органов пищеварительной системы. | ||
36 | Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ. | Практическая работа № 10 Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат. | П/р № 10 Пищевой рацион и энергозатраты | ||
39 | Обобщающий урок. | Практическая работа № 11 Распознавание на наглядных пособиях органов мочевыделительной системы. | П/р №11 Распознавание органов мочевыделительной системы. | ||
48 | Головной мозг. | Лабораторная работа № 9 Изучение рефлексов продолговатого и среднего мозга | Л/р № 9 Рефлексы продолговатого и среднего мозга | ||
50 | Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение. | Практические работы № 12,13 Пальценосная проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Изучение рефлексов продолговатого и среднего мозга. | П/р №12,13 Функции мозжечка и среднего мозга. | ||
64 | Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения | Лабораторная работа №12 Определение собственного веса и измерение роста (самонаблюдение) | Л/р № 12 Измерение собственного веса и роста. | ||
65 | Социальная и природная среда человека. | Практическая работа №14 Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека | П/р № 14Влияние факто ров риска на здоровье |
5.Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при
оценивании уровня подготовки учащихся.
Для проведения контрольных работ используются Тематические тесты «Биология» 8 класс. Тесты, рекомендованные ЦПКИМР г. Магнитогорска, 2009 г
Предложенная система контроля отвечает идеям уровневой дифференциации, принятой в авторской программе по биологии, разработанной В. В. Пасечником, С. В. Суматохиным, Г. С. Калиновой для 8 класса серия «Линия жизни», М «Просвещение» 2011г. Главная цель такой дифференциации состоит в том, чтобы обеспечить достижение всеми школьниками уровня обязательной подготовки и одновременно создать условия для углубления и расширения знаний тех учащихся, которые имеют для этого способности, возможности и желание. В соответствии с этим система контроля предусматривает проверку достижения всеми школьниками обязательных результатов обучения, а также дает возможность каждому ученику проявить свои знания на более высоком уровне.
Характеристика контрольно-измерительных материалов
итогового теста по курсу «Биология».8 класс
СПЕЦИФИКАЦИЯ
1. Назначение работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по биологии учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.
2. Документы, определяющие нормативно-правовую базу итогового контроля
Содержание итоговой работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
- Характеристика структуры и содержания контрольно–измерительных материалов для проведения итогового теста по курсу «Биология». 8 класс
Работа состоит из трех частей.
Часть 1 содержит 13 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных, из них 9 – базового и 4 – повышенного уровня.
Часть 2 включает 3 задания повышенного уровня сложности: 1 с выбором нескольких верных ответов из шести, 1 на соответствие между биологическими процессами и явлениями, 1 на определение последовательности процессов.
Часть 3 включает 2 задания высокого уровня сложности: одно – на нахождение ошибок в тексте, второе - с дачей свободного ответа. Верное выполнение каждого задания базового и повышенного уровня части 1 оценивается одним баллом. Задания части 2 оценивается от нуля до двух баллов в зависимости от правильности ответа. Задания части 3 высокого уровня сложности – от нуля до трех баллов в зависимости от полноты и правильности ответа.
- Распределение заданий итоговой работы по частям
№ | Часть работы | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю роботу | Тип заданий |
1 | 1 | 13 | 13 | 52 | С выбором ответа |
2 | 2 | 3 | 6 | 24 | С кратким ответом |
3 | 3 | 2 | 6 | 24 | С развернутым ответом |
итого | 18 | 25 |
- Распределение заданий по основным содержательным блокам курса биологии 8 класса.
Содержательные блоки | Число заданий | Максимальный первичный балл | ||
Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | ||
Биология как наука. Методы научного познания. | 1 | 0 | 0 | 1 |
Клетка как биологическая система | 6 | 2 | 1 | 13 |
Организм как биологическая система | 6 | 1 | 1 | 11 |
итого | 13 | 3 | 2 | 25 |
Первый блок «Биология как наука. Методы научного познания» включает материал об общих признаках биологической системы.
Второй блок «Клетка как биологическая система» содержит задания, проверяющие знания о строении и функциях клетки, ее химической организации, гене и генетическом коде, метаболизме, их многообразии, делении клеток; умения устанавливать взаимосвязь строения и функции органоидов клетки; распознавать и сравнивать клетки разных организмов и процессов протекающих в них.
Третий блок «Организм как биологическая система» контролирует усвоение знаний о вирусах, об организменном уровне организации жизни, присущих ему закономерностях, о вредном влиянии мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки, защите среды от загрязнения мутагенами, наследственных болезнях человека, их причинах и профилактике, селекции организмов и биотехнологии; овладениями умениями сравнивать биологические объекты, процессы, явления, применять знания биологической терминологии и символики при решении задач по генетике.
- Распределение заданий по видам умений и способам деятельности
Основные умения и способы действий | Число заданий \число баллов за выполнение заданий (процент от максимального балла за выполнение заданий) | |||
Вся работа | Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | |
1. Требования «Знать \ понимать» | 10/10 (40%) | 10/10 (40%) | 0 | 0 |
2. Требования: « Уметь» | 8/15 (60%) | 3/3 (12%) | 3/6 (24%) | 2/6 (24%) |
3. Требования: «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» | ||||
итого | 18/25(100%) | 13/13 (52%) | 3/6 (24%) | 2/6 (24%) |
- Распределение заданий по уровням сложности
Уровень сложности | Число заданий | Максимальный первичный балл (% первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу) | |||
всего | Часть 1 | Часть 2 | Часть3 | ||
Базовый | 9 | 9 | 0 | 0 | 9 (36%) |
Повышенный | 7 | 4 | 3 | 0 | 10 (40%) |
Высокий | 2 | 0 | 0 | 2 | 6 (24%) |
итого | 18 | 13 | 3 | 2 | 25 (100%) |
Контрольно-измерительный материал
итогового теста по курсу «Биология».8 класс
А1. После появления электронного микроскопа ученые открыли в клетке:
1) ядро2) рибосомы
3) вакуоль 4) хлоропласты
А2 Определить различия в частоте пульса при физических нагрузках и в состоянии покоя можно методом:
1) наблюдения 2) экспериментальным
3) описательным 4) сравнительным
А3. Соединительной тканью образованы:
1) кровь; 2) слизистая оболочка дыхательных путей;
3) миокард; 4) стенки желудка
А4. Каким свойством обладают нервная и мышечная ткани?
1) проводимостью ; 2) сократимостью;
3) возбудимостью; 4) воспроизведения
А5. Если прокалить кость на огне, то она становится
1) хрупкой; 2) мягкой;
3) эластичной;4) гибкой
А6. У футбольного болельщика во время матча усиливается выделение гормона, вырабатываемого
1) надпочечниками; 2) поджелудочной железой;
3)потовыми железами; 4)печенью
А7. Какой из перечисленных органов находится в грудной полости тела человека
1) почка; 2) тонкий кишечник;
3) легкое; 4) поджелудочная железа
А8. Белки, ускоряющие реакции обмена веществ в клетке, называют
1) гормонами; 2) витаминами
3) ферментами; 4) органоидами
А9. Поперечнополосатые волокна мышечной ткани обеспечивают
1) движение глазного яблока; 2) сужение лимфатических сосудов
3) сужение зрачка; 4)движение тонкого кишечника
А10. Какие типы соединения костей не являются подвижными
1) позвоночник; 2) локтевой сустав
3) коленный сустав; 4) кости черепа
А11. У большинства млекопитающих в постэмбриональном развитии происходит
1) полное превращение; 2) прямое развитие
3) непрямое развитие; 4) неполное превращение
А12. Подавляющее большинство людей в детстве болеют ветрянкой (ветряной оспой).Какой иммунитет возникает после перенесенного заболевания
1) естественный врожденный; 2) искусственный активный
3) естественный приобретенный; 4) искусственный пассивный
А13. У детей возможны формы изменения костей, связанные с нарушением обмена кальция и фосфора. При недостатке какого витамина это происходит?
1)А; 2) В2; 3) С; 4) Д
В1. Какие особенности строения отличают млекопитающих и человека. Выберите три особенности:
1) S-образный изгиб позвоночника
2) развитое мышление и речь
3) 4-х камерное сердце, 2 круга кровообращения
4) сводчатая стопа
5) легочное дыхание
6) почки
В2. Установите соответствие между витамином и признаком гиповитаминоза у человека
ПРИЗНАК ГИПОВИТАМИНОЗА 2) снижение иммунитета 3) быстрая утомляемость, сонливость 4) кровоточивость десен 5)задержка зарастания родничков 6) повышенная потливость | ВИТАМИН. А. «Д» |
В3. Укажите последовательность явлений и процессов, происходящих при подготовке к митозу и во время него:
1) расхождение дочерних хроматид к полюсам клетки
2) спирализация хромосом
3) деспирализация хромосом
4) удвоение клеточной ДНК
5) формирование интерфазных ядер дочерних клеток
6) присоединение хромосом к нитям веретена деления.
С1. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1.Белки – это органические вещества2. Белки состоят из глицерина и жирных кислот. 3. В состав белков входит 3 0 разных аминокислот. 4. Все аминокислоты могут синтезироваться в организме человека и животных. 5. Белки являются строительным материалом клетки.
С2. Объясните, почему без назначения врача нельзя принимать лекарства (приведите два объяснения)
Ответы к заданиям
Часть 1 (А)
№ задания | А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 | А11 | А12 | А13 |
Ответ | 2 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | 3 | 3 | 1 | 4 | 2 | 3 | 4 |
Часть 2 (В)
№ задания | Ответ |
В1 | 124 |
В2 | А – 1,5,6, Б – 2,34 |
В3 | 426135 |
Часть 3 (С)
С1
- 2 –белки состоят из аминокислот
- В состав белков входит 20 разных аминокислот
- 4 – некоторые аминокислоты не синтезируются в организме животных и человека, они называются незаменимыми;
С2
Элементы ответа:
1)необходимо установить причину заболевания(диагноз)
2) применение лекарственных препаратов без назначения врача может иметь необратимые последствия
6. Приложение
6.1.Единые требования к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей.
Требования к речи учащихся
Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме следует оценивать, учитывая содержание, логическое построение и речевое оформление.
Учащиеся должны уметь:
- Говорить или писать на тему, соблюдая ее границы;
- Отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной идеи высказывания;
- Излагать материал логично и последовательно;
- Отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз, правильной интонации;
- Оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно;
Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умения слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относится к высказываниям других, умение поставить вопрос, принимать участие в обсуждении проблемы и т.д.
Работа учителя по осуществлению
единых требований к устной и письменной речи учащегося.
1. При подготовке к уроку тщательно продумывать ход изложения материала, правильность и точность всех формулировок; грамотно оформлять все виды записей.
- Больше внимания уделять на каждом уроке формированию общеучебных умений и навыков. Шире использовать работу с учебником, справочной литературой.
- Следить, за аккуратным ведением тетрадей. Не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки.
- Основными видами письменных работ являются: текущие работы, самостоятельные и контрольные работы, практические и лабораторные работы, итоговые контрольные работы и т.п.
- Количество и назначение ученических тетрадей:
Для выполнения всех видов обучающих работ, а также текущих лабораторных и практических работ по биологии ученики 8го класса должны иметь 1 рабочую общую тетрадь и рабочую тетрадь для самостоятельных и лабораторных работ под редакцией В.В.ПасечникаМ «Просвещение» 2010 г,где учащиеся выполняют лабораторные работы, практические работы иконтрольные тесты.
- Требования к оформлению и ведению тетрадей:
-используются стандартные общие тетради;
-писать аккуратным, разборчивым почерком.
-на обложке делается запись:
Тетрадь
Для письменных_работ
по___ биологии__
ученика (цы)_8 __класса
МООУ «Санаторная школа-интернат №2»
фамилия______________________
имя_______________
-указывать дату выполнения цифрами на полях (например, 14.09.12)
-записать тему урока.
- указывать номер упражнения, задачи или указывать вид выполняемой работы (классная, домашняя, самостоятельная, диктант).
-соблюдать между заключительной строкой текста одной работы и датой другой работы 4 клеточки.
-между разными заданиями пропускать 2 клеточки, между датой и заголовком работы – 2 клеточки.
-аккуратно выполнять необходимые иллюстрации, схемы, таблицы, чертежи, рисунки.
-записи ведутся синей или фиолетовой пастой. Цветную пасту можно использовать при подчеркивании, составлении чертежей, каких либо выделений. Запрещается писать в тетрадях красной пастой.
Порядок проверки письменных работ учителем:
-тетради в 8 классах по биологии проверяются после выполнения лабораторных, практических или самостоятельных работ;
-контрольные работы и проверочные тесты проверяются к следующему уроку биологии;
Ошибки подчеркиваются и выносятся на поля. Оценка за работу заносится в журнал.
-за самостоятельные обучающие работы оценки в журнал выставляются по усмотрению учителя;
-после проверки письменных работ учащимся дается задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.
Работа над ошибками проводится там же, где выполнялась сама работа
6.2.Нормы оценок.
При оценке уровня усвоения учебного материала в устных и письменных ответах учеников следует исходить из поэлементного анализа знаний, умений и навыков, учащихся и производить расчет коэффициента усвоения материала (тематический текущий контроль), степени обученности по соответствующим методикам.
Текущему контролю подвергаются учащиеся 8 классов. Оценивание знаний и умений проводится по системе: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" и вносится в классные журналы.
Шкала оценок - пятибалльная: 5 баллов - «отлично», 4 балла - «хорошо» и 3 балла «удовлетворительно», 2 баллов – «неудовлетворительно».
Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающемуся, обнаружившему существенные пробелы в знании основного программного материала по учебному предмету, допустившему принципиальные ошибки при применении теоретических знаний, которые не позволяют ему продолжить обучение.
Оценка «удовлетворительно» ставится обучающемуся, проявившему знания основного программного материала по учебному предмету в объеме, необходимом для последующего обучения.
Оценка «хорошо» ставится обучающемуся, проявившему полное знание программного материала по учебному предмету, обнаружившему стабильный характер знаний и умений и способному к их самостоятельному применению и обновлению в ходе последующего обучения и практической деятельности.
Оценка «отлично» ставится обучающемуся, проявившему всесторонние и глубокие знания программного материала по учебному предмету, обнаружившему творческие способности в понимании, изложении и практическом использовании усвоенных знаний.
Устный ответ
«5» –ученик дал полный, логически обоснованный ответ на поставленный вопрос, свободно использует биологические термины, четко отвечает на дополнительные вопросы.
«4» - хорошо знает тему, свободно использует биологические термины, при ответе допустил незначительную ошибку,
«3» –допустил 2 или более ошибки при ответе на поставленный вопрос, правильно использует биологические термины, ответил на дополнительные вопросы.
«2» – плохо знает тему, ограниченно использует биологические термины, не отвечает на дополнительные вопросы.
6.3.литература.
Дополнительная литература для учителя и учащихся:
1 Готовимся к ЕГЭ Биология В И Сивоглазов М Дрофа 2012 г
2 Человек и окружающая среда Учебник для дифференцированного обучения Л П Анастасова и др М Просвещение 2000
3 Анатомия человека: Книга для учителя и студентов М Просвещение 6 Лабораторный практикум Биология 6-11 класс Республиканский мультимедиа
центр Москва 2004Г
4 Электронная библиотека Просвещения Мультимедийное учебное пособие Просвещение МЕДИА 2003
5 Библиотека электронных пособий КИМ 6-9 класс М класс1 CDforWINDOWS 2004
6.4.перечень цифровых образовательных ресурсов и веб-сайтов Интернет.
Широкий выбор электронных пособий представлен в единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/.
1.Лабораторный практикум Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр Москва. Республиканский мультимедиа центр 2004г
2.Электронная библиотека. Просвещение. Мультимедийное учебное пособие М Просвещение МЕДИА 2003г
3.Эйдос-центр дистанционного образования WWW. Km. ru /education
4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронное учебное издание),2009
5. Адреса сайтов в Интернете
www.som.sio.ru
единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/.
www.bio.1september. ru – Газета «Биология» «Первое сентября»;
www.nature.ru - научные новости биологии;
www.herba.msu.ru - ботанический сервер МГУ;
www.mnr.gov.ru - сайт с государственной информацией Министерства природных ресурсов РФ;
www.darwin.museum.ru - сайт позволяет знакомиться с экспозицией государственного Дарвиновского музея, расписанием его работы, содержанием работы выставок;
www.center.fio.ru/method - сетевое объединение учителей-методистов Московского центра Федерации Интернет образования содержит нормативные документы, программы, сетевые ресурсы, учительские находки и разработки уроков;
www.kozlenkoa.narod.ru- сайт Соросовского учителя Александра Григорьевича Козленко, посвящённый проблеме применения компьютера на уроках биологии. Этот сайт преподавателя для преподавателей, тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам с помощью Интернета;
www.nrc.edu.ru/est/r4/ - Биологическая картина мира.
6.5. лист коррекции
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета "Биология. Животные." 8 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Животные.» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образо...
Рабочая программа учебного предмета "Биология. Человек." 9 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Человек.» составлена на основании:«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образо...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 7 класса (базовый уровень)
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 7 класса (базовый уровень)...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 8 класса по адаптированной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушение интеллекта.
Рабочая программа учебного предмета "Биология" для 8 класса по адаптированной пограмме для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушение интеллекта....
Рабочая программа учебного предмета "Биология" для 5 класса на 2022-2023 учебный год.
Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представлен...
Рабочая программа учебного предмета "Биология" для 8 класса на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа учебного предмета "Биология" для 8 класса к линии УМК под редакцией И.Н.Пономаревой (концентрическая структура). Для реализации рабочей программы используется учебник...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Биология» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представлен...