Рабочая программа по биологии 9класс на 2016-2017 учебный год
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
рабочая программа по биологии 9класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_8_klass_na_2017_god.docx | 67.06 КБ |
9_biologiya.docx | 47.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №5 города Новошахтинска.
«Утверждаю»
Директор МБОУ ООШ №5
Коваленко Л.Н.
Приказ от______________№
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По биологии
Основное общее образования 8 класс
Количество часов 67 ч.
Учитель-Чебаненко Елена Дмитриевна
Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по биологии. 5—9 классы( авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин , Г.Г .Швецов) издательство Дрофа. 2013г.
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка .
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе на основе федерального государственного образовательного стандарта. Они формируются на нескольких уровнях:
Глобальном: социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, осваеваемых в процессе знакомства с миром живой природы; приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных в сфере биологической науки; ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, воспитание любви к природе; развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными;
Метапредметном: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности; умение работать с разными источниками биологической информации: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью; умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию;
Предметном: выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов: клеток, растений, грибов, бактерий); соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и растениями; классификация-определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли различных организмов в жизни человека; различие на таблицах частей и органоидов клетки, съедобных и ядовитых грибов;сравнение биологических объектов , умение делать выводы на основе сравнения; выявление приспособлений организмов к среде обитания;овладение методами биологической науки: наблюдение и описание, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов; Нормативно- правовые документы.1-Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 об утверждении ФГОС основного общего образования. 2-Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937). 3-Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением от 8 апреля 2015 г. Протокол от № 1/15 ). 4- Авторская программа: на основе примерной программы основного общего образования по биологии. 5—9 классы( авторы ВВ Пасечник, В.В. Латюшин , Г.Г .Швецов) издательство Дрофа. 2013г. 4- Учебный план МБОУ ООШ №5 на 2016-2017 учебный год
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека (2 часа)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— методы наук, изучающих человека;
— основные этапы развития наук, изучающих человека.
Учащиеся должны уметь:
— выделять специфические особенности человека как биосоциального существа.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником и дополнительной литературой.
Раздел 2. Происхождение человека (3 часа)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Человек как вид.
Демонстрация
Модель «Происхождение человека». Модели остатков древней культуры человека.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны узнать:
— место человека в систематике;
— основные этапы эволюции человека;
— человеческие расы.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять место и роль человека в природе;
— определять черты сходства и различия человека и животных;
— доказывать несостоятельность расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
— устанавливать причинно-следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения человеческих рас.
Раздел 3. Строение организма (4 часа)
Общий обзор организма Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани.
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление, их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
Демонстрация
Разложение пероксида водорода ферментом каталазой.
Лабораторные и практические работы
Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
Рефлекторная регуляция органов и систем организма. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Лабораторные и практические работы
Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— общее строение организма человека;
— строение тканей организма человека;
— рефлекторную регуляцию органов и систем организма человека.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы;
— наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах;
— выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения;
— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Раздел 4. Опорно-двигательная система (7 часов)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямо-хождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрация
Скелет и муляжи торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков. Распилы костей. Приемы оказания первой помощи при травмах.
Лабораторные и практические работы
Микроскопическое строение кости. Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома). Утомление при статической и динамической работе. Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома). Самонаблюдения работы основных мышц, роли плечевого пояса в движениях руки.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение скелета и мышц, их функции.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять особенности строения скелета человека;
— распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов;
— оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— устанавливать причинно-следственные связи на примере зависимости гибкости тела человека от строения его позвоночника.
Раздел 5. Внутренняя среда организма (3 часа)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Функции клеток крови. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Клеточный и гуморальный иммунитет. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Лабораторные и практические работы
Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— компоненты внутренней среды организма человека;
— защитные барьеры организма;
— правила переливание крови.
Учащиеся должны уметь:
— выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями;
— проводить наблюдение и описание клеток крови на готовых микропрепаратах.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить сравнение клеток организма человека и делать выводы на основе сравнения;
— выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями.
Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма
(6 часов)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрация
Модели сердца и торса человека. Приемы измерения артериального давления по методу Короткова. Приемы остановки кровотечений.
Лабораторные и практические работы
Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выявляющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме;
— о заболеваниях сердца и сосудов и их профилактике.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять строение и роль кровеносной и лимфатической систем;
— выделять особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам;
— измерять пульс и кровяное давление.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформлять её в виде рефератов, докладов.
Раздел 7. Дыхание (4 часа)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Жизненная емкость легких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Демонстрация
Модель гортани. Модель, поясняющая механизм вдоха и выдоха. Приемы определения проходимости носовых ходов у маленьких детей. Роль резонаторов, усиливающих звук. Опыт по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Измерение жизненной емкости легких. Приемы искусственного дыхания.
Лабораторные и практические работы
Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и функции органов дыхания;
— механизмы вдоха и выдоха;
— нервную и гуморальную регуляцию дыхания.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена;
— оказывать первую помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять её в виде рефератов, докладов.
Раздел 8. Пищеварение (6 часов)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Демонстрация
Торс человека.
Лабораторные и практические работы
Действие ферментов слюны на крахмал. Самонаблюдения: определение положения слюнных желез, движение гортани при глотании.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и функции пищеварительной системы;
— пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ;
— правила предупреждения желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения;
— приводить доказательства (аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Раздел 9. Обмен веществ и энергии (3 часа)
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.
Лабораторные и практические работы
Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ;
— роль ферментов в обмене веществ;
— классификацию витаминов;
— нормы и режим питания.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека;
— объяснять роль витаминов в организме человека;
— приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений развития авитаминозов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— классифицировать витамины.
Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 часа)
Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах. Рецепторы кожи. Участие в теплорегуляции.
Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения.
Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Демонстрация
Рельефная таблица «Строение кожи».
Лабораторные и практические работы
Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрация
Модель почки. Рельефная таблица «Органы выделения».
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— наружные покровы тела человека;
— строение и функция кожи;
— органы мочевыделительной системы, их строение и функции;
— заболевания органов выделительной системы и способы их предупреждения.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции;
— оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Раздел 11. Нервная система (5 часов)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система, нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их взаимодействие.
Демонстрация
Модель головного мозга человека.
Лабораторные и практические работы
Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга. Штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы при раздражении.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение нервной системы;
— соматический и вегетативный отделы нервной системы.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности;
— объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов;
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Раздел 12. Анализаторы (5 часов)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса и их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрация
Модели глаза и уха. Опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек.
Лабораторные и практические работы
Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением; а также зрительные, слуховые, тактильные иллюзии; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— анализаторы и органы чувств, их значение.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должна уметь:
— устанавливать причинно-следственные связи между строением анализатора и выполняемой им функцией;
— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика
(5 часов)
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, его виды и основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Демонстрация
Безусловные и условные рефлексы человека (по методу речевого подкрепления). Двойственные изображения. Иллюзии установки. Выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
Лабораторные и практические работы
Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа. Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности;
— особенности высшей нервной деятельности человека.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные особенности поведения и психики человека;
— объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека;
— характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— классифицировать типы и виды памяти.
Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система)
(2 часа)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Демонстрация
Модель черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза. Модель гортани с щитовидной железой. Модель почек с надпочечниками.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— железы внешней, внутренней и смешанной секреции;
— взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы;
— устанавливать единство нервной и гуморальной регуляции.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— классифицировать железы в организме человека;
— устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции.
Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (5 часов)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля—Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др.; их профилактика.
Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни,
межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Демонстрация
Тесты, определяющие тип темперамента.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— жизненные циклы организмов;
— мужскую и женскую половые системы;
— наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем, а также меры их профилактики.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки органов размножения человека;
— объяснять вредное влияния никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода;
— приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции, медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— приводить доказательства (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— следить за соблюдением правил поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать ценность здорового и безопасного образа жизни;
— признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— осознавать значение семьи в жизни человека и общества;
— принимать ценности семейной жизни;
— уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи;
— понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения
Тематическое планирование.
№ п/п | Название темы | Количество часов | Планируемые результаты | Характеристика основных видов деятельности | Инструменты оценки |
1 | Введение. | 2 | Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — методы наук, изучающих человека; — основные этапы развития наук, изучающих человека. Учащиеся должны уметь: — выделять специфические особенности человека как биосоциального существа. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — работать с учебником и дополнительной литературой. | Объясняют место и роль человека в природе. Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы. Раскрывают значение знаний о человеке в современной жизни. Выявляют методы изучения организма человека Объясняют связь развития биологических наук и техники с успехами в медицине | |
2 | Происхождение человека | 3 | Предметные результаты обучения Учащиеся должны узнать: — место человека в систематике; — основные этапы эволюции человека; — человеческие расы. Учащиеся должны уметь: — объяснять место и роль человека в природе; — определять черты сходства и различия человека и животных; — доказывать несостоятельность расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы; — устанавливать причинно-следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения человеческих рас. | Объясняют место человека в системе органического мира. Приводят доказательства родства человека с млекопитающими животными. Определяют черты сходства и развития человека и животных. Объясняют современные концепции происхождения человека. Выделяют основные этапы эволюции человека Объясняют возникновение рас. Обосновывают несостоятельность расистских взглядов. | |
3 | Строение организма | 4 | Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — общее строение организма человека; — строение тканей организма человека; — рефлекторную регуляцию органов и систем организма человека. Учащиеся должны уметь: — выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы; — наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах; — выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения; — проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов. | Выделяют уровни организации человека. Выявляют существенные признаки организма человека. Сравнивают строение тела человека со строением тела других млекопитающих. Отрабатывают умение пользоваться анатомическими таблицами, схемами Устанавливают различия между растительной и животной клеткой. Приводят доказательства единства органического мира, проявляющегося в клеточном строении всех живых организмов. Закрепляют знания о строении и функциях клеточных органоидов Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы: клеток, тканей, органов и систем органов. Сравнивают клетки, ткани организма человека и делают выводы на основе сравнения. Наблюдают и описывают клетки и ткани на готовых микропрепаратах. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением. Работают с микроскопом. Закрепляют знания об устройстве микроскопа и правилах работы с ним Выделяют существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека. Объясняют необходимость согласованности всех процессов жизнедеятельности в организме человека. Раскрывают особенности рефлекторной регуляции процессов жизнедеятельности организма человека. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов | Лабораторная работа №1 |
4 | Опорно-двигательная система | 7 | Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — строение скелета и мышц, их функции. Учащиеся должны уметь: — объяснять особенности строения скелета человека; — распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов; — оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — устанавливать причинно-следственные связи на примере зависимости гибкости тела человека от строения его позвоночника. | Распознают на наглядных пособиях органы опорно-двигательной системы (кости). Выделяют существенные признаки опорно-двигательной системы человека. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов Раскрывают особенности строения скелета человека. Распознают на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов. Объясняют взаимосвязь гибкости тела человека и строения его позвоночника Определяют типов соединения костей Объясняют особенности строения мышц. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов Объясняют особенности работы мышц. Раскрывают механизмы регуляции работы мышц. Проводят биологические исследований. Делают выводы на основе полученных результатов Выявляют условия нормального развития и жизнедеятельности органов опоры и движения. На основе наблюдения определяют гармоничность физического развития, нарушение осанки и наличие плоскостопия Приводят доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки и развития плоскостопия. Осваивают приёмы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы | Лабораторная работа №2 Контрольная работа№1 |
5 | Внутренняя среда организма | 3 | Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — компоненты внутренней среды организма человека; — защитные барьеры организма; — правила переливание крови. Учащиеся должны уметь: — выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями; — проводить наблюдение и описание клеток крови на готовых микропрепаратах. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — проводить сравнение клеток организма человека и делать выводы на основе сравнения; — выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями. | Сравнивают клетки организма человека. Делают выводы на основе сравнения. Выявляют взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями. Изучают готовые микропрепараты и на основе этого описывают строение клеток крови. Закрепляют знания об устройстве микроскопа и правилах работы с ним. Объясняют механизм свёртывания крови и его значение Выделяют существенные признаки иммунитета. Объясняют причины нарушения иммунитета Раскрывают принципы вакцинации, действия лечебных сывороток, переливания крови. Объясняют значение переливания крови | |
6 | Кровеносная и лимфатические системы | 6 | Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме; — о заболеваниях сердца и сосудов и их профилактике. Учащиеся должны уметь: — объяснять строение и роль кровеносной и лимфатической систем; — выделять особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам; — измерять пульс и кровяное давление. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформлять её в виде рефератов, докладов. | Описывают строение и роль кровеносной и лимфатической систем. Распознают на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем Выделяют особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам. Осваивают приёмы измерения пульса, кровяного давления. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов Устанавливают взаимосвязь строения сердца с выполняемыми им функциями Устанавливают зависимость кровоснабжения органов от нагрузки Приводят доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики сердечнососудистых заболеваний Осваивают приёмы оказания первой помощи при кровотечениях. Находят в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформляют её в виде рефератов, докладов | Лабораторная работа»3, №4. Контрольная работа №2 |
7 | Дыхание | 4 | Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — строение и функции органов дыхания; — механизмы вдоха и выдоха; — нервную и гуморальную регуляцию дыхания. Учащиеся должны уметь: — выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена; — оказывать первую помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять её в виде рефератов, докладов. | Выделяют существенные признаки процессов дыхания и газообмена. Распознают на таблицах органы дыхательной системы Сравнивают газообмен в лёгких и тканях. Делают выводы на основе сравнения Объясняют механизм регуляции дыхания Приводят доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики лёгочных заболеваний. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях. Находят в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформляют её в виде рефератов, докладов | Контрольная работа по тексту администрации |
8 | Пищеварение | 6 | Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — строение и функции пищеварительной системы; — пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ; — правила предупреждения желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Учащиеся должны уметь: — выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения; — приводить доказательства (аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов. | Выделяют существенные признаки процессов питания и пищеварения. Распознают на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы Раскрывают особенности пищеварения в ротовой полости. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов Объясняют особенности пищеварения в желудке и кишечнике. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов Объясняют механизм всасывания веществ в кровь. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы Объясняют принцип нервной и гуморальной регуляции пищеварения Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы в повседневной жизни | Лабораторная работа №5 Контрольная работа №3 |
9 | Обмен веществ и энергии | 3 | Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ; — роль ферментов в обмене веществ; — классификацию витаминов; — нормы и режим питания. Учащиеся должны уметь: — выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека; — объяснять роль витаминов в организме человека; — приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений развития авитаминозов. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — классифицировать витамины. | Выделяют существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека. Описывают особенности обмена белков, углеводов, жиров, воды, минеральных солей. Объясняют механизмы работы ферментов. Раскрывают роль ферментов в организме человека Классифицируют витамины. Раскрывают роль витаминов в организме человека. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики авитаминозов Обсуждают правила рационального питания | |
10 | Покровные органы. Терморегуляция. Выделение | 4 | Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — наружные покровы тела человека; — строение и функция кожи; — органы мочевыделительной системы, их строение и функции; — заболевания органов выделительной системы и способы их предупреждения. Учащиеся должны уметь: — выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции; — оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов. | Выделяют существенные признаки покровов тела, терморегуляции. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов Приводят доказательства необходимости ухода за кожей, волосами, ногтями, а также соблюдения правил гигиены Приводят доказательства роли кожи в терморегуляции. Осваивают приёмы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова Выделяют существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма. Распознают на таблицах органы мочевыделительной системы. Объясняют роль выделения в поддержании гомеостаза. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы | Контрольная работа №4 |
11 | Нервная система | 5 | Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — строение нервной системы; — соматический и вегетативный отделы нервной системы. Учащиеся должны уметь: — объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности; — объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов; Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов. | Раскрывают значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности Определяют расположение спинного мозга и спинномозговых нервов. Распознают на наглядных пособиях органы нервной системы. Раскрывают функции спинного мозга Описывают особенности строения головного мозга и его отделов. Раскрывают функции головного мозга и его отделов. Распознают на наглядных пособиях отделы головного мозга Раскрывают функции переднего мозга Объясняют влияние отделов нервной системы на деятельность органов. Распознают на наглядных пособиях отделы нервной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов | Контрольная работа по тексту администрации |
12 | Анализаторы. Органы чувств . | 5 | Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — анализаторы и органы чувств, их значение. Учащиеся должны уметь: — выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должна уметь: — устанавливать причинно-следственные связи между строением анализатора и выполняемой им функцией; — проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов. | Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов чувств Выделяют существенные признаков строения и функционирования зрительного анализатора Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения Выделяют существенные признаки строения и функционирования слухового анализатора. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений слуха Выделяют существенные признаки строения и функционирования вестибулярного, вкусового и обонятельного анализаторов. Объясняют особенности кожно-мышечной чувствительности. Распознают на наглядных пособиях различные анализаторы | |
13 | Высшая нервная деятельность. Поведение, психика . | 5 | Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности; — особенности высшей нервной деятельности человека. Учащиеся должны уметь: — выделять существенные особенности поведения и психики человека; — объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека; — характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — классифицировать типы и виды памяти. | Характеризуют вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности Выделяют существенные особенности поведения и психики человека. Объясняют роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека Характеризуют фазы сна. Раскрывают значение сна в жизни человека Характеризуют особенности высшей нервной деятельности человека, раскрывают роль речи в развитии человека. Выделяют типы и виды памяти. Объясняют причины расстройства памяти. Проводят биологическое исследование, делают выводы на основе полученных результатов Объясняют значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей в жизни человека. Выявляют особенности наблюдательности и внимания | Контрольная работа №5 |
14 | Эндокринная система | 2 | Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — железы внешней, внутренней и смешанной секреции; — взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Учащиеся должны уметь: — выделять существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы; — устанавливать единство нервной и гуморальной регуляции. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — классифицировать железы в организме человека; — устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции | Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы. Устанавливают единство нервной и гуморальной регуляции Раскрывают влияние гормонов желез внутренней секреции на человека | Зачёт |
15 | Индивидуальное развитие организма | 5 | Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — жизненные циклы организмов; — мужскую и женскую половые системы; — наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем, а также меры их профилактики. Учащиеся должны уметь: — выделять существенные признаки органов размножения человека; — объяснять вредное влияния никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода; — приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции, медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — приводить доказательства (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека. Личностные результаты обучения Учащиеся должны: — испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; — следить за соблюдением правил поведения в природе; — понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; — уметь реализовывать теоретические познания на практике; — понимать ценность здорового и безопасного образа жизни; — признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде; — осознавать значение семьи в жизни человека и общества; — принимать ценности семейной жизни; — уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи; — понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; — проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; — признавать право каждого на собственное мнение; — формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки; — проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; — уметь отстаивать свою точку зрения; — критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия; — уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения | Выделяют существенные признаки органов размножения человека Определяют основные признаки беременности. Характеризуют условия нормального протекания беременности. Выделяют основные этапы развития зародыша человека Раскрывают вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики вредных привычек, инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции. Характеризуют значение медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека Определяют возрастные этапы развития человека. Раскрывают суть понятий «темперамент», «черты характера» Приводят доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека. Характеризуют место и роль человека в природе. Закрепляют знания о правилах поведения в природе. Осваивают приёмы рациональной организации труда и отдыха. Проводят наблюдений за состоянием собственного организма | Зачёт |
Календарно – тематическое планирование по биологии на 2016-2017 учебный год.
2 часа в неделю всего 68 часов
Биология учебник для 8 класса /Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев ООО «Дрофа»-2013г
№ п/п | Тема урока | Дата | |||
план | факт | ||||
1 | Науки о человеке. | 03.09 | |||
2 | Становление наук о человеке | 07.09 | |||
3 | Систематическое положение человека | 10.09 | |||
4 | Историческое прошлое людей | 14.09 | |||
5 | Расы человека. | 17.09 | |||
6 | Общий обзор организма человека | 21.09 | |||
7 | Клеточное строение организма | 24.09 | |||
8 | Ткани Лабораторная работа№1 | 28.09 | |||
9 | Нервная ткань. | 01.10 | |||
10 | Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. | 05.10 | |||
11 | Микроскопическое строение кости Лабораторная работа №2 | 08.10 | |||
12 | Скелет человека. | 12.10 | |||
13 | Соединения костей | 15.10 | |||
14 | Строение мышц. | 19.10 | |||
15 | Работа скелетных мышц . | 22.10 | |||
16 | Нарушения опорно-двигательной системы | 26.10 | |||
17 | Первая помощь при ушибах. | 29.10 | |||
18 | Опорно-двигательная система Контрольная работа №1 | 09.11 | |||
19 | Кровь . | 12.11 | |||
20 | Борьба организма с инфекцией. | 16.11 | |||
21 | Иммунология на службе здоровья | 19.11 | |||
22 | Транспортные системы организма | 23.11 | |||
23 | Круги кровообращения Лабораторная работа №3. | 26.11 | |||
24 | Строение и работа сердца | 30.11 | |||
25 | Измерение скорости кровотока Лабораторная работа№4 | 03.12 | |||
26 | Кровеносная система Контрольная работа№2 | 07.12 | |||
27 | Гигиена сердечнососудистой системы. | 10.12 | |||
28 | Контрольная работа по тексту администрации | 14.12 | |||
29 | Первая помощь при кровотечениях. | 17.12 | |||
30 | Значение дыхания | 21.12 | |||
31 | Легкие. | 24.12 | |||
32 | Механизм вдоха и выдоха. | 11.01 | |||
33 | Болезни и травмы органов дыхания | 14.01 | |||
34 | Питание и пищеварение | 18.01 | |||
35 | Пищеварение в ротовой полости | 21.01 | |||
36 | Действие ферментов . Лабораторная работа №5 | 25.01 | |||
37 | Функции толстого кишечника | 28.01 | |||
38 | Регуляция пищеварения | 01.02 | |||
39 | Гигиена органов пищеварения. | 04.02 | |||
40 | Пищеварительная система Контрольная работа №3 | 08.02 | |||
41 | Обмен веществ и энергии | 11.02 | |||
42 | Витамины | 15.02 | |||
43 | Энергозатраты человека и пищевой рацион | 18.02 | |||
44 | Покровы тела. | 22.02 | |||
45 | Уход за кожей. | 25.02 | |||
46 | Терморегуляция организма. | 01.03 | |||
47 | Выделение | 04.03 | |||
48 | Обмен веществ Контрольная работа №4 | 11.03 | |||
49 | Значение нервной системы | 15.03 | |||
50 | Контрольная работа по тексту администрации | 18.03 | |||
51 | Строение нервной системы. | 22.03 | |||
52 | Строения и функции головного мозга. | 25.03 | |||
53 | Функции переднего мозга | 05.04 | |||
54 | Отделы нервной системы | 08.04 | |||
55 | Особенности высшей нервной деятельности Контрольная работа№5 | 12.04 | |||
56 | Анализаторы | 15.04 | |||
57 | Зрительный анализатор | 19.04 | |||
58 | Гигиена зрения. | 22.04 | |||
59 | Слуховой анализатор | 26.04 | |||
60 | Органы равновесия. | 29.04 | |||
61 | Учения о высшей нервной деятельности | 03.05 | |||
62 | Программы поведения | 06.05 | |||
63 | Сон и сновидения | 10.05 | |||
64 | Особенности высшей нервной деятельности человека. | 13.05 | |||
65 | Воля. Эмоции. Внимание | 17.05 | |||
66 | Роль эндокринной регуляции | 20.05 | |||
67 | Жизненные циклы. | 24.05 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №5 города Новошахтинска.
«Утверждаю»
Директор МБОУ ООШ №5
Коваленко Л.Н.
Приказ от ___________№
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Биология
Основное общее образования 9 класс
Количество часов 67 часов
Учитель-Чебаненко Елена Дмитриевна
Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по биологии. 5—9 классы( авторы ВВ Пасечник, В.В. Латюшин , Г.Г .Швецов) издательство Дрофа. 2013г.
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка.
Цели
• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
Задачи:
o воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
o иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Нормативно- правовые документы.1-Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 об утверждении ФГОС основного общего образования. 2-Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937). 3-Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением от 8 апреля 2015 г. Протокол от № 1/15 ). 4- Авторская программа: на основе примерной программы основного общего образования по биологии. 5—9 классы( авторы ВВ Пасечник, В.В. Латюшин , Г.Г .Швецов) издательство Дрофа. 2013г. 4- Учебный план МБОУ ООШ №5 на 2016-2017 учебный год
Планируемые результаты.
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Содержание учебного предмета.
1.Эволюция живого мира на Земле (26 час).
Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Методы биологических исследований. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека. Учение об эволюции органического мира. Развитие биологии в додарвиновский период. Работы Аристотеля, К.Линнея. Ж.Б.Ламарка. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Учение Ч.Дарвина об искусственном и естественном отборе. Движущие силы и результаты эволюции. Естественный отбор — движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов. Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора. Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика. Эволюционная роль мутаций. Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Главные направления эволюции. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира.
Демонстрации: портреты ученых-биологов; схема «Связь биологии с другими науками».
Демонстрации: живые растения и животные; гербарные экземпляры и коллекции животных, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; схемы, иллюстрирующие процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции; окаменелости, отпечатки растений и животных в древних породах; репродукции картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.
Лабораторная работа
№1«Выявление приспособленности организмов к среде обитания»
№2. «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора»
2.Структурная организация живых организмов (11 часов).
Клетка как структурная и функциональная единица живого. Химический состав клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке. Прокариоты и эукариоты. Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере. Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза. Прокариоты и эукариоты. Особенности строения клеток бактерий. Основные положения клеточной теории.
Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных; модель клетки; опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза; модели РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схема путей метаболизма в клетке; модель-аппликация «Синтез белка».
Раздел 3.Размножение и индивидуальное развитие организмов (6часов).
Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения. Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Биогенетический закон.
Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схемы митоза и мейоза.
4.Наследственность и изменчивость организмов (15 часов).
Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Анализирующее скрещивание. Сцепленное наследование генов. Фенотип и генотип. Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций. Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции.
Демонстрации: модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; гербарные материалы, коллекции, муляжи гибридных, полиплоидных растений; живые растения, гербарные экземпляры, муляжи, таблицы, фотографии, иллюстрирующие результаты селекционной работы; портреты селекционеров.
5 раздел. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (10 часов).
Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Структура и функции биосферы. Круговорот веществ в биосфере. Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Автотрофы, гетеротрофы. Пищевые связи в экосистеме. Окружающая среда — источник веществ, энергии и информации. Абиотические и биотические факторы среды. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Типы взаимодействия между организмами (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Роль человека в биосфере. Природные ресурсы и их использование. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы. Охрана природы и основы рационального природопользования.
Тематическое планирование .
№ п/п | Название темы | Количество часов | Планируемые результаты | Характеристика основных видов деятельности | Инструменты оценки |
1 | Введение | 1 | Знать место курса в системе естественных дисциплин, а также в биологических науках. Знать цели и задачи курса. значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли. | Выявляют в изученных ранее биологических дисциплинах общие черты организации растений животных, грибов, и микроорганизмов. Объясняют единство всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли | |
2 | 1.Эволюция живого мира на Земле | 26 | Знать: уровни организации живой материи и научные дисциплины, занимающиеся изучением процессов жизнедеятельности на каждом из них; -химический состав живых организмов; -роль химических элементов в образовании органических молекул; -свойства живых систем и отличие их проявлений от сходных процессов, происходящих в не живой природе; -царства живой природы, систематику и представителей различных таксонов. Уметь:-давать определение уровней организации живого и характеризовать процессы жизнедеятельности на каждом из них;-характеризовать свойства живых систем; -объяснять , как проявляются свойства живого на каждом из уровней организации; -приводить краткую характеристику искусственной и естественной систем классификации живых организмов; -объяснять, почему организмы относятся к разным систематическим группам. | Определяют различия химического состава объектов живой и неживой природы. Характеризуют общий принцип клеточной организации живых организмов . Сравнивают обменные процессы в неживой и живой природе .Раскрывают сущность реакций метаболизма. Объясняют механизм саморегуляции биологических систем. Анализируют процессы самовоспроизведения, роста и развития организмов. Характеризуют наследственность и и изменчивость, запоминают материальные основы этих систем. Сравнивают формы раздражимости у различных биологических объектов. Отмечают значение биологических ритмов в природе и жизни человека. Раскрывают значение дискретности и наркозависимости биологических систем. Характеризуют многообразие живого мира .Приводят примеры искусственных классификаций живых организмов. Знакомятся с работами К. Линнея .Объясняют принципы лежащие в основе построения естественной классификации живого мира на Земле | Контрольная работа №1, №2 Зачёт №1 Лабораторная работа №1 |
3 | 2.Структурная организация живых организмов (11 часов). | 11 | Знать:- макроэлементы, микроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества: -химические свойства и биологическую роль воды; -роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности; -уровни структурной организации белковых молекул; -принцип структурной организации и функции углеводов;-принцип структурной организации и функции жиров; -структуру нуклеиновых кислот ДНК, РНК. Уметь:-объяснять принцип действия ферментов; -характеризовать функции белков; - отмечать энергетическую роль углеводов и пластическую функцию жиров. | Характеризуют химические элементы, образующие ж вое вещество; различают макро и микроэлементы. Описывают неорганические молекулы живого вещества , их химические свойства и биологическую роль. Характеризуют органические молекулы: биологические полимеры- белки, углеводы, жиры- основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Характеризуют ДНК как молекулы наследственности. Описывают процесс редупликации ДНК, раскрывают его значение. Описывают процесс передачи наследственной информации из ядра в цитоплазму-транскрипцию .Различают структуру и функции РНК | Лабораторная работа №2, №3. |
4 | Раздел 3.Размножение и индивидуальное развитие организмов | 6 | Знать: многообразие форм бесполого размножения и группы организмов, для которых они характерны; -сущность полового размножения и его биологическое значение; -процесс гаметогенеза; -мейоз и его биологическое значение; -сущность оплодотворения. -Уметь:-характеризовать биологическое значение бесполого размножения; -объяснять процесс мейоза, приводящий к образованию гаплоидных. гамет | Характеризуют сущность и формы размножения организмов. Сравнивают бесполое и половое размножение организмов. Описываю процесс образования половых клеток, выявляя общие черты периодов гаметогенеза, в том числе мейоза. Определяют понятия «оплодотворение». Раскрывают биологическое значение размножения. Обозначают периоды индивидуального развития дальнейшей дифференцировки тканей, органов и систем . Характеризуют эмбриональный период развития и описывают основные закономерности дробления- образование однослойного зародыша- бластулы, гаструляцию и органогенез. Характеризуют постэмбриональный период развития, его возможные формы .Разъясняют сущность непрямого развития; полного и неполного метаморфоза. Демонстрируют пони мание биологического смысла развития с метаморфозом. Характеризуют прямое развитие и его периоды, строение. Приводят формулировки закона зародышевого сходства К. Бэра и биогенетического закона Э.Геккеля и Ф. Мюллера. | Контрольная работа №3 |
5 | Наследственность и изменчивость организмов . | 15 | Знать:-определение понятий ген, доминантный ген, рецессивный ген, признак, свойство, фенотип, генотип, наследственность, изменчивость, модификации, норма реакции, мутации, сорт, порода, штамм; -сущность гибридологического метода изучения наследственности; - законы Менделя; -закон Моргана. Уметь:-использовать при решении задач генетическую символику; составлять генотипы организмов и записывать их гаметы; -строить схемы скрещивания при независимом и сцепленном наследовании, наследовании, сцепленном с полом; -сущность генетического определения пола у растений и животных; -характеризовать генотип как систему взаимодействующих генов организма; -составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. | Характеризуют гибридологический метод изучения характера наследования признаков. Формируют законы Менделя. Приводят цитологические обоснования законов Менделя Демонстрируют способность выписывать генотипы организмов и гамет. Составляют схемы скрещивания, решают простейшие генетические задачи, строят родословные. Формируют закон Моргана и делают характеристику сцепленного наследования генов. Объясняют механизмы хромосомного определения пола. Анализируют генотип как систему взаимодействующих генов организма; определяют формы взаимодействия аллельных и неаллельных генов.Характеризуют основные формы изменчивости, мутаций, их значение для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Обосновывают эволюционное значение мутационной и комбинативной изменчивости. Характеризуют роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Строят вариационные ряды и кривые норм реакции. Перечисляют центры происхождения культурных растений. Дают определения понятий: сорт, порода, штамм. Характеризуют методы селекции растений и животных. Оценивают достижения и описывают основные направления современной селекции. Обосновывают значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. | Зачёт №2, Лабораторная работа №4 |
6 | 5 раздел. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (10 часов | 10 | Знать:-определения понятий биосфера, экология, окружающая среда, среда обитания, продуценты, коносаменты, редуценты. -структуру и компоненты биосферы; -компоненты живого вещества и его функции; Уметь:-классифицировать экологические факторы; -характеризовать биомассу Земли ,биологическую продуктивность; -описывать биологические круговороты веществ в природе; -объяснять действие абиотических, биотических антропогенных факторов; -раскрывать сущность и значение в природе саморегуляции; -описывать процесс смены биоценозов и восстановления природных сообществ -характеризовать формы взаимоотношений между организмами: симбиотические, анабиотические и нейтральные | Формируют основные положения учения В.И. Вернадского о биосфере. Объясняют невозможность существования жизни за границами биосферы. Характеризуют компоненты биосферы. Определяют главную функцию биосферы как обеспечение биогенного круговорота веществ на планете. Характеризуют основные круговороты : воды, углерода, азота. Фосфора, и серы. Оценивают значение круговоротов веществ для существования жизни на Земле. Определяют и анализируют понятия : экология, среда обитания, экосистема, биогеоценозов. Характеризуют абиотические и биотические факторы, на конкретных примерах демонстрируют их значение. Характеризуют формы взаимоотношений между организмами. Характеризуют компоненты биоценозов, перечисляют причины смены биоценозов. Формулируют представления о цепях и сетях питания. Описывают воздействие живых организмов на планету. Раскрывают сущность процессов, приводящих к образованию полезных ископаемых, различают и исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы. Анализируют антропогенные факторы воздействия на биоценозы последствия хозяйственной деятельности человека. Раскрывают проблемы рационального природопользования, охраны природы. | Контрольная работа №4 Зачёт №3 |
итого |
Календарно –тематическое планирование по биологии на 2016 -2017 учебный год. 2 часа в неделю всего 67 часов. Биология .Общие закономерности . Учебник для 9 класса./С.Г.Мамонтов., В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Дрофа-2012год | |||
№ п/п | Тема урока | Дата | |
план | факт | ||
1 | Инструктаж по Т.Б. №41Введение | 03.09 | |
2 | Становление систематики | 06.09 | |
3 | Теория Ж.Б.Ламарка | 10.09 | |
4 | Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. | 13.09 | |
5 | Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе | 17.09 | |
6 | Формы естественного отбора | 20.09 | |
7 | Учение Ч. Дарвина об естественно отборе | 24.09 | |
8 | Учение Ч.Дарвина Контрольная работа №1 | 27.09 | |
9 | Приспособленность организмов к среде обитания | 01.10 | |
10 | Забота о потомстве | 04.10 | |
11 | Биологические последствия адаптации | 08.10 | |
12 | Макроэволюция | 11.10 | |
13 | Эволюционная роль мутаций | 15.10 | |
14 | Главные направления эволюции | 18.10 | |
15 | Зачёт Учение об эволюции | 22.10 | |
16 | Современные представления о развитии жизни | 25.10 | |
17 | Начальные этапы развития жизни | 29.10 | |
18 | Этапы развития жизни | 08.11 | |
19 | Архейская эра | 12.11 | |
20 | Палеозойская эра | 15.11 | |
21 | Мезозойская эра | 19.11 | |
22 | Кайнозойская эра Лабораторная работа №1 | 22.11 | |
23 | Происхождение человека | 26.11 | |
24 | Этапы развития жизни Контрольная работа№2 | 29.11 | |
25 | Неорганические вещества | 03.12 | |
26 | Органические вещества | 06.12 | |
27 | Пластический обмен | 10.12 | |
28 | Контрольная работа по тексту администрации | 13.12 | |
29 | Энергетический обмен | 17.12 | |
30 | Прокариотическая клетка Лабораторная работа №2 | 20.12 | |
31 | Эукариотическая клетка Лабораторная работа №3 | 24.12 | |
32 | Деление клеток | 10.01 | |
33 | Клеточная теория | 14.01 | |
34 | Бесполое размножение | 17.01 | |
35 | Половое размножения | 21.01 | |
36 | Эмбриональный период развития | 24.01 | |
37 | Постэмбриональный период развития | 28.01 | |
38 | Клетка Контрольная работа№3 | 31.01 | |
39 | Основные понятия генетики. | 04.02 | |
40 | Первый и второй закон Менделя | 07.02 | |
41 | Третий закон Менделя | 11.02 | |
42 | Сцепленное наследование признаков | 14.02 | |
43 | Генетика пола | 18.02 | |
44 | Наследственная изменчивость. Зачёт | 21.02 | |
45 | Наследственные заболевания Лабораторная работа №4 | 25.02 | |
46 | Фенотипическая изменчивость | 28.02 | |
47 | Центры происхождения культурных растений | 04.02 | |
48 | Селекция растений | 07.03 | |
49 | Селекция животных и микроорганизмов | 11.03 | |
50 | Контрольная работа по тексту администрации | 14.03 | |
51 | Достижение селекционеров | 18.03 | |
52 | Структура биосферы | 21.03 | |
53 | Круговорот веществ | 25.03 | |
54 | Экологические факторы | 04.04 | |
55 | Биогеоценозы | 08.04 | |
56 | Пищевые связи в экосистемах. | 11.04 | |
57 | Биотические факторы | 15.04 | |
58 | Описание экосистем своей местности | 18.04 | |
59 | Природные ресурсы | 22.04 | |
60 | Роль человека в биосфере | 25.04 | |
61 | Последствия деятельности человека в экосистемах. | 29.04 | |
62 | Экологические проблемы | 02.05 | |
63 | Клетка -структурная и функциональная единица живого | 06.05 | |
64 | Становление современной теории эволюции | 13.05 | |
65 | Экология. Контрольная работа№4 | 16.05 | |
66 | Охрана природы и основы рационального природопользования | 20.05 | |
67 | Обобщающий урок | 23.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 5 класс 2016-2017 учебный год
Работа предназначена для учителей математики, которые работают по учебнику Виленкина...
Рабочая программа по биологии 7класс на 2016-2017 учебный год
рабочая программа по биологии 7класс...
Рабочая программа по математике 6 класс 2016 – 2017 учебный год
Рабочая программа по математике 6 класс на 2016 – 2017 учебный год для занятий по учебнику С.М. Никольского, М.К.Потапова, Н.Н.Решетникова, А.В.Шевкина. 34 недели, 5 уроков в недел...
Рабочая программа по биологии 6 класс 2016-2017
методическая разработка к учебнику Понамарева...
Рабочая программа по физической культуре на 2016-2017 учебный год 5 класс
Программа по физической культуре 5 класс составлена на основе ФГОС ООО...
Рабочая программа по физической культуре на 2016-2017 учебный год 6 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО...
Рабочая программа. 3 класс коррекционной школы. 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа для 3 класса коррекционной школы-интерната содержит пояснительные записки и тематическое планирование по математике, русскому языку, литературе, окружающему миру, технологии, изобраз...