Разработка урока "Приспособленность организмов к среде обитания" (9 класс)
Цель урока: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, уметь выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и относительный характер приспособлений. Задачи урока: Образовательные: Углубить и расширить знания о многообразии и относительности приспособленности организмов к среде обитания - сформировать знания о механизмах возникновения приспособленности как закономерного результата эволюции; Продолжить работу по формированию биологических терминов. Развивающие: Продолжить формирование умения использовать знания теоретических закономерностей для объяснения явлений, наблюдаемых в живой природе; Научить школьников выявлять приспособления к среде обитания у различных биологических объектов (на конкретных примерах); Развитие самостоятельной деятельности, усиление активизации и мотивации учения. Воспитательные: Сформировать у школьников материалистическое представление о механизме возникновения приспособлений у растений и животных; Воспитание умения быстро ориентироваться в потоке информации и находить нужное; осмыслить и применить полученную информацию. Формирование умения работать в группе, где возникает общее решение. Уважительно относиться к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её. Используемые технологии обучения: ТРКМ (технология развития критического мышления), ИКТ, личностно-ориентированное обучение. Оборудование: АРМ учителя, учебная презентация (приложение), карточки с изображением организмов, гербарии растений, тест Ход урока - Организация класса.
Приветствие учителя и учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. Распределение учащихся по группам, комментарий плана работы на урок: разъяснение целей и структуры занятия. 2. Изучение нового материала - Вводная беседа о приспособленности растений и животных к среде обитания с опорой на знания учащихся из предшествующих разделов курса «Биология».
Вопросы для беседы: - Особи большинства видов растений производят много спор или семян, насекомые откладывают большое количество яиц, рыбы мечут много икры.
- Какое это имеет значение для вида в целом?
- Можно ли считать данное явление приспособлением?
- Приспособлением к чему? Ответ поясните.
- Ученые провели опыт: переселили популяцию мышей в область с более светлой почвой по сравнению с почвой прежнего места обитания.
- Что произойдет с популяцией мышей через некоторое время?
- Почему значительная часть особей будет истреблена хищниками?
- Какие особи смогут сохраниться?
Учитель: предположите, что будет с размножением, если создать благоприятные условия существования для живых организмов (то их размножение будет неограниченным), Учитель: правильно. например: холерная бацилла за сутки даст массу 100 тыс. тонн, потомство пары воробьёв за 35 лет покроет весь земной шар, 1 одуванчик за 10 лет займёт пространство в 15 раз больше суши земного шара. Происходит такое в природе? Почему? (Размножение особей в популяции безгранично, но жизненные ресурсы ограничены) что является причиной: (борьбы за существование), в результате которой выживают особи, наиболее приспособленные к условиям существования, а неприспособленные устраняются естественным отбором. Учитель: таким образом, что же является результатом естественного отбора? (приспособленность организмов к окружающей среде, т.е. адаптации). Учитель: раскройте, пожалуйста, сущность приспособленности живых организмов к среде обитания. Работа в группе. (Слайд 3) Учащимся предлагается несколько вариантов понятия адаптация, необходимо выбрать наиболее соответствующее определение, дать аргументированный ответ, записать в тетрадь это определение. (Слайд 4) Адаптация-соответствие только физиологических функций организма условиям их обитания. Адаптация-совокупность тех особенностей поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определённых условиях внешней среды. Адаптация - это совокупность тех особенностей строения, физиологии и поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды. 3. Закрепление. Осмысление содержания. Учитель: формирование приспособленности и многообразие видов до Дарвина объясняли по-разному. К.Линней, например, считал, что виды созданы Богом и уже приспособлены к среде обитания. Ж.Б.Ламарк объяснял формирование приспособленности стремлением организмов к самоусовершенствованию. И только Ч.Дарвину удалось выявить истинные причины формирования приспособленности и многообразия видов. Возникает вопрос, как образуются приспособления? Попробуем объяснить образование длинной шеи у жирафа с точки зрения К. Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина. (Слайд 5) Предположительные ответы учащихся: По Линнею: приспособленность организмов - проявление изначальной целесообразности. Движущей силой является Бог. Пример: жирафов, как и всех животных, создал Бог. Поэтому все жирафы с момента возникновения обладают длинной шеей. По Ламарку: идея о врожденной способности организмов изменяться под воздействием внешней среды. Движущей силой эволюции является стремление организмов к совершенству в результате самоупражнения органов. Пример: жирафы при добывании пищи в засуху, когда травянистый покров выгорает, вынуждены питаться листьями деревьев, в результате чего они постоянно вытягивали свою шею, чтобы достать листья, таким образом, в результате упражнения и вытянулась шея. Этот признак передается по наследству. Так возникла длинная шея у жирафов. По Дарвину: среди множества жирафов были животные с шеей разной длины. Те из них, у кого шея была немного длиннее, более успешно добывали себе пищу (листья с деревьев) и выживали, а животные с короткой шеей не получали пищу и устранялись действием естественного отбора. Этот признак передавался по наследству. Так, постепенно, возникла длинная шея у жирафа. Учитель: Как вы считаете, какое значение имеет приспособленность для организмов? (приспособленность к условиям среды повышает шансы организмов на выживание и оставление большого числа потомства). Классификация адаптаций. Учитель: А сейчас я вам предлагаю внимательно прочитать текст о классификации различных форм приспособлений у живых организмов (адаптаций) и полученные знания из текста структурировать, оформив их в виде таблицы. (Заполняется только 1 колонка таблицы) Приём "Сюжетная таблица": Презентация Коленцовой Илоны Формы адаптаций Примеры Описание адаптаций Преимущества Форма тела Покровительственная окраска (маскировка) Предупреждающая окраска Мимикрия Защита от поедания Поведенческие адаптации Физиологические адаптации Биохимические адаптации Текст для таблицы: (Работа в печатных тетрадях) Приспособления к среде обитания проявляются во внешнем и внутреннем строении, процессах жизнедеятельности, поведении. Форма тела различных животных служат ярким примером приспособленности организмов к среде обитания. Покровительственная окраска и форма тела у некоторых животных делают их незаметными на фоне окружающей среды, маскируют их. Некоторые животные имеют яркую окраску, которая резко выделяет их на фоне окружающей среды. Такая окраска называется предупреждающей. Некоторые беззащитные и съедобные животные подражают видам, которые хорошо защищены от нападения хищников. Это явление называется мимикрией. Защита от поедания свойственна многим животным и растениям. Они защищают себя сами. Поведенческие адаптации - это изменения поведения животных в тех или иных условиях: забота о потомстве, образование отдельных пар в брачный период, а зимой объединение в стаи, что облегчает пропитание и защиту, отпугивающее поведение, замирание, имитация ранения или смерти, спячка, запасание корма. Приспособленность процессов жизнедеятельности к условиям обитания называются физиологическими адаптациями: накопление жира пустынными животными, железы, избавляющие от избытка солей, теплолокация, эхолокация. Биохимические адаптации связаны с образованием в организме определенных веществ, облегчающих защиту от врагов или нападение на других животных Учитель: Вы можете посоветоваться с соседом по парте. Спустя 1-2 минуты проверяется заполнение 1 колонки таблицы фронтально со всем классом. Затем демонстрируется правильно заполненная таблица. Физминутка Игра (используется как обучающая часть урока и как физкультминутка). Игра с мячом для всех участников. Цель - дать возможность понять, что адаптация - крупный скачок, возникновение нового качества (здесь - способность и возможность принять новое решение, выработка группой нового подхода, нового способа действий для улучшения ситуации в целом). Время отмечается на доске в столбик. Задание: бросить мячик другому и поднять руку вверх, далее мячик должен оказаться у тех, у кого не поднята рука. Конец упражнения - когда мячик побывал у всех. Справиться необходимо как можно быстрее. Ходы для игры: - Можно ли улучшить время? (Повтор упражнения с незначительными улучшениями). - Провокация: некоторые группы справились за … 6 сек. - Как можно добиться улучшения времени? (Пауза для совещания). - Благодаря чему удалось улучшить результат? Вывод: адаптация - крупный скачок, возникновение нового качества (способность и возможность принять новое решение, выработка группой нового подхода, нового способа действий для улучшения ситуации в целом). Т. е. адаптация - это процесс, идущий скачкообразно. Вспомните, что вы делали перед скачком? Перестали нервничать и ссориться, придумали новую идею, почувствовали цель, приспособились. Учитель: а теперь, ребята, продолжим нашу таблицу, где я поместила классификацию адаптаций. Какие графы таблицы остались неосвещёнными? Учитель: Дорабатывать свои таблицы вы будете в ходе просмотра презентации в течение сегодняшнего урока. Презентация Матявиной Елены Форма тела - (Слайд 1) Покровительственная окраска (маскировка) - (Слайд2,3) Предупреждающая окраска - (Слайд 4) Мимикрия - (Слайд 5, 6) Защита от поедания - (Слайд 7,8) Поведенческие адаптации - (Слайд 9,10) Физиологические адаптации - (Слайд 11,12) Биохимические адаптации - (Слайд 13) Относительный характер приспособлений. Демонстрируется (Слайд 14) Учитель: посмотрите на предложенные изображения, как вы думаете, всегда ли приспособления абсолютны и помогают выжить живому организму в различных условиях? Предполагаемый ответ учащихся: адаптации организмов соответствуют лишь определенным условиям среды. При изменении условий они становятся бесполезными, а иногда и вредными. Примеры: заяц-беляк, незаметный на снегу в лесу, становится видным на фоне стволов, выбежав на опушку леса; выпал снег, а заяц ещё не сменил окраску меха; зеленая окраска кузнечика спасает его от птиц, только когда они находятся на зеленых частях растения, на другом фоне они становятся заметны и не защищены. Учитель: таким образом, приспособления абсолютны или относительны? Лабораторная работа "Изучение приспособленности организмов к среде обитания" Цель: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания; закрепить умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания. Оборудование: гербарные образцы растений, комнатные растения, коллекции насекомых, рисунки различных организмов. Ход работы Определите среду обитания растения или животного, предложенного вам для исследования. Выявите черты приспособленности к среде обитания. На основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособлений. Лабораторная работа оценочная. Закрепление: Индивидуальная работа с тестом. Самооценка результатов работы по пятибалльной системе. Поднимите руки те, кто получил сегодня на нашем занятии "5". А кто - "4"? Молодцы. "3"? Неплохо. "2"? Не расстраивайтесь - у вас всё впереди. 4. Рефлексия. Подведение итогов урока. Что из того, что вы узнали на уроке, было для вас знакомо? Что оказалось новым? Что из того, с чем мы работали, запомнилось вам больше всего? Почему? Что понравилось на уроке, что не понравилось? Что бы вы хотели изменить, провести по - иному? Параграф 7, записи в тетради выучить. Творческое задание по выбору: подготовить сообщения по теме «Забота о потомстве». Таким образом, адаптация - это процесс, в ходе которого, организмы теряя одно, находят другое. Адаптация - это процесс, дающий результат. Приспособление - новый способ деятельности, качественный скачок развития. Раздаточный материал Приспособления к среде обитания проявляются во внешнем и внутреннем строении, процессах жизнедеятельности, поведении. Форма тела различных животных служат ярким примером приспособленности организмов к среде обитания. Покровительственная окраска и форма тела у некоторых животных делают их незаметными на фоне окружающей среды, маскируют их. Некоторые животные имеют яркую окраску, которая резко выделяет их на фоне окружающей среды. Такая окраска называется предупреждающей. Некоторые беззащитные и съедобные животные подражают видам, которые хорошо защищены от нападения хищников. Это явление называется мимикрией. Приспособительное поведение - это изменения поведения животных в тех или иных условиях: забота о потомстве, образование отдельных пар в брачный период, а зимой объединение в стаи, что облегчает пропитание и защиту, отпугивающее поведение, замирание, имитация ранения или смерти, спячка, запасание корма. Приспособления к среде обитания проявляются во внешнем и внутреннем строении, процессах жизнедеятельности, поведении. Форма тела различных животных служат ярким примером приспособленности организмов к среде обитания. Покровительственная окраска и форма тела у некоторых животных делают их незаметными на фоне окружающей среды, маскируют их. Некоторые животные имеют яркую окраску, которая резко выделяет их на фоне окружающей среды. Такая окраска называется предупреждающей. Некоторые беззащитные и съедобные животные подражают видам, которые хорошо защищены от нападения хищников. Это явление называется мимикрией. Приспособительное поведение - это изменения поведения животных в тех или иных условиях: забота о потомстве, образование отдельных пар в брачный период, а зимой объединение в стаи, что облегчает пропитание и защиту, отпугивающее поведение, замирание, имитация ранения или смерти, спячка, запасание корма. Лабораторная работа "Изучение приспособленности организмов к среде обитания" Цель: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания; закрепить умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания.
Ход работы 1. Определите среду обитания растения или животного, предложенного вам для исследования. 2.Выявите черты приспособленности к среде обитания. Образец Среда обитания Черты приспособленности
Вывод:
|