Урок биологии в 5 классе "Голосеменные"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Данная разработка урока по теме «Голосеменные растения» составлена для УМК Пасечника В.В. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Урок разработан для учащихся 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_biologii_5_klass_golosemennie.docx | 26.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 5 классе в рамках ФГОС
«Голосеменные растения»
Данная разработка урока по теме «Голосеменные растения» составлена для УМК Пасечника В.В. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Урок разработан для учащихся 5 класса.
Тема урока: «Голосеменные растения».
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в новых учебных ситуациях и проверить уровень усвоения учебного материала.
Задачи урока:
Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению сведений о многообразии голосеменных растений; способствовать усвоению знаний об особенностях внешнего строения и значении голосеменных, их роли в природе; содействовать осознанию ценности изучаемого предмета.
Развивающие: развивать активную познавательную деятельность через работу с учебником и показом презентаций; научить распознавать голосеменные растения; формировать интеллектуальные способности (умение анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, проводить синтез, доказательство).
Воспитательные: формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе обучения; стимулировать развитие познавательного интереса; прививать умения коммуникации учащихся, умения провести оценку и самооценку; продолжить воспитание бережного отношения к зеленым растениям.
Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- Строение хвои и шишек хвойных деревьев (на примере местных видов);
- Значение голосеменных в природе и применение в жизнедеятельности человека.
Учащиеся должны уметь:
- Различать голосеменные растения;
- Объяснять фразу «Голосеменные – индикаторы чистоты воздуха», вещества - фитонциды.
Планируемые результаты
Формирование универсальных учебных знаний
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; оценивать собственную учебную деятельность, инициативу, ответственность.
Познавательные: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи; выявлять особенности разных объектов в процессе их изучения, наблюдения, презентовать информацию; сравнивать различные объекты, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: планировать работу в группе, проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, находить в тексте информацию, необходимую для её решения, составлять небольшие устные монологические высказывания.
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, уметь анализировать собственную работу.
Тип урока: комбинированный.
Технологии: проблемного изучения, ИКТ, организация самостоятельной работы, здоровьесберегающие, проектной деятельности, критическое мышление, игровые.
Ресурсы урока: гербарий голосеменных растений, шишки сосны, мультимедийный проектор, экран, презентация по теме «Многообразие видов голосеменных растений. Их роль в природе и практическое значение», интернет – ресурсы.
Основные понятия, изучаемые на уроке: голосеменные, хвойные, семя, мужская и женская шишка, высшие семенные растения, фитонциды.
Межпредметные связи: экология, география.
№ | Этап урока | Время | ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. | Организационный момент | 1мин. | Стимулирование учащихся к учебной деятельности. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. | Настраиваются на работу. Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку. | |
2. | Актуализация знаний. | 2 мин. | Проектирование главной задачи урока | Актуализируют свои знания, определяют, что известно по данной теме. Составление кластера по теме «Плауны. Хвощи. Папоротники» | |
3. | Проверка домашнего задания | 8 мин. | Организация индивидуальной работы по карточкам | Систематизация знаний по пройденной теме. | |
4. | Изучение нового материала. | 15мин. | Побуждает учащихся на создание проблемной ситуации. Работа по вопросам с учащимися. | Выдвигают версии проблемы. Вступают в диалог, проговаривают и осознают. | |
5. | Целеполагание. Использование ТКМ. | (1 мин.) | Создание готовности к предстоящей деятельности. | Формулирование темы урока. | |
6. | Планирование учебной деятельности | (1 мин.) | Инструктирование учащихся для организации игры «Исследовали». | Учатся самостоятельно организовывать учебное действие, добывать знания | |
7. | Физминутка (здоровье-сберегающий компонент) | (1 мин) | Игра на внимание | Играют, демонстрируя свои знания по новой теме. | |
7. | Работа в парах | (10 мин.) | Консультативная помощь группам. Помощь в формировании умения овладения смысловым чтением. | Работа в группах. Определяют лидеров, распределяют учебную деятельность в группе. Работа с учебной и дополнительной литературой | |
8. | Закрепление нового материала | 3 мин. | Организация работы с гербарием и таблицей. | Работа с гербарием. Выбор, определение голосеменных растений, систематизация. Защищают выполненные задания, определяют практическое использование знания темы в жизни человека. | |
9. | Рефлексия | 2 мин. | Организация подведения итога урока, достижения цели урока, выставление оценок за работу на уроке | Анализируют свои достижения, оценивают себя и работу группы. Определяют личностный уровень усвоения материала | |
10. | Домашнее задание | 1 мин. | Комментирует д/з. п.17 до раздела покрытосемянные Творческое задание. | Запись д/з, выбор творческого задания. | |
Приложения
1.Материалы для проверки домашнего задания
Карточка 1.
- Почему плауны, хвощи и папоротники отнесены к высшим споровым растениям?
- Где они растут?
- Опишите их строение?
Карточка 2.
- Какие растения – папоротники или мхи - имеют более сложное строение. Докажите это.
- Назовите значение плаунов, хвощей, папоротников.
2. Кластер
3.«Игра на внимание» (физминутка):
Верное утверждение - руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой и хлопок.
-Голосеменные растения имеют стебель, корень, лист.
-Голосеменные - древняя группа низших растений.
-Листья у большинства хвойных - узкие, игольчатые.
-Хвойные растения не распространены на территории нашей страны.
-Сосна - тенелюбива.
-Ель – теневыносливая порода.
-Лиственница – холодостойкая порода.
-Можжевельник часто встречается в наших лесах.
4. Закрепление нового материала
Учащимся предлагается карточка, которую необходимо заполнить
Признаки сравнения | Деревья | ||
ель | сосна | лиственница | |
Отношение к почве | |||
Отношение к свету | |||
Форма кроны | |||
Продолжительность жизни хвоинок | |||
Способ распространения семян |
Заполненная карточка выглядит так:
Признаки сравнения | Деревья | ||
ель | сосна | лиственница | |
Отношение к почве | песчаные | богата питательными веществами | нетребовательна |
Отношение к свету | светолюбива | теневынослива | светолюбива |
Форма кроны | пирамидальная и раскидистая | пирамидальная | пирамидальная |
Продолжительность жизни хвоинок | 2 – 3 года, | 5 – 7 лет иногда 9 лет | с весны до осени |
Способ распространения семян | ветер | ветер | ветер |
Используемая литература:
1.УМК предметной линии учебников «Линия жизни» авторов: В. В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, Г. Г. Швецов, З.Г. Гапонюк, издательство «Просвещение», 2015 г.
2. Уроки биологии. 5—6 классы: пособие для учи-У71 телей общеобразоват. учреждений / [В. В. Пасечник,
С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, З. Г. Гапонюк]; под ред. В. В. Пасечника ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение, 2012. — 176 с.: ил. — (Академиче-ский школьный учебник) (Линия жизни). — ISBN 978-5-09-024636-1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"
Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...
Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...
Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".
Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....
Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»
Цель урока: 1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее в начальной школе, ...
- Мне нравится (1)