Класс Паукообразные
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Класс Паукообразные, особенности строения и жизнедеятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klasspaukoobraznye.docx | 70.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Класс Паукообразные, особенности строения и жизнедеятельности
Система понятий: Членистоногие, паукообразные, арахнология, головогрудь, брюшко, ноги, педипальпы, ногощупальца, хелицеры, простые глаза, паутинные бородавки, паутина, внекишечное пищеварение, трахеи, легочные мешки, гемолимфа, мальпигиевые сосуды, внутреннее оплодотворение, кокон.
Учебно-воспитательные задачи:
Образовательная: раскрыть особенности строения паукообразных в связи со средой обитания; расширить знания о признаках класса
Развивающая: развитие познавательного интереса и любознательности, развитие умения и навыков работы с дополнительной литературой, развитие умения выделять главное, структурировать, систематизировать изученный материал, делать выводы, развитие мышления, внимания, речевого интеллекта.
Воспитательная: формирование научно - материалистического мировоззрения, осуществление нравственного, эстетическое, трудовое и экологического воспитания.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-презентация
Методы обучения: словесные: объяснение, беседа, рассказ, выступление учащихся; наглядные: просмотр презентации, демонстрация натуральных неживых объектов и изобразительных средств наглядности.
Средства обучения: ИКТ-средства: компьютер, мультимедийная установка, презентация в программе РowerPoint; раздаточный дидактический материал: карточки с тестовыми заданиями «Ракообразные», карточки для работы в группах; натуральные: коллекции паукообразных; изобразительные: фотографии с изображением паукообразных, рисунки из учебника (В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс»).
Ход урока:
I.Организация класса.
Здравствуйте, дорогие ребята. (Ответы детей) Давайте проверим общую готовность к уроку: наличие учебников, принадлежностей. Я желаю вам сегодня успеха и вы пожелайте мне удачи, надеюсь сегодня для вас урок будет интересен и занимателен.
II.Проверка домашнего задания.
Слайд 1 На предыдущих уроках мы изучали Класс Ракообразные. Дома вы должны были выполнить творческое задание: составить кроссворд по теме “Ракообразные”. Подготовится к проверочной работе. Сейчас я хочу посмотреть ваши творческие работы. (Дети показывают свои работы)
Молодцы. Сейчас проверим ваши знания по ранее изученной теме. Я предлагаю вам выполнить тест (см. Приложение 1). Работать вы будете индивидуально (Ученики получают карточки с тестовыми заданиями и выполняют их).
Теперь обменяйтесь тестами, взаимопроверка. (Ребята проверяют друг друга, выставляют оценки. 10 б – «5», 9,8 б – «4», 7-5 б – «3». Затем проговаривают совместно с учителем допущенные ошибки, параллельно вспоминают внешнее и внутреннее строение Ракообразных).
III. Изучение нового материала.
Давайте перечислим 3 класса из типа Членистоногих, которые мы изучаем (Ответы детей: Ракообразные; Паукообразные; Насекомые).
Слайд 2 Узнайте его! На слайде дано стихотворение. О ком идет речь.
Нашел укрытии в цветке
И в восемь глаз глядит,
Заметив муху на листке,
К ней в восемь ног спешит.
Его собратья сети ткут –
Тончайшая работа.
А он, как волк: то там, то тут –
На мух идет охота!
(Ответы детей: О пауке?) Почему вы так решили? (Ответы детей: Ткут паутину, охотится на мух и тд.) Правильно. Можете ли вы определить тему урока? (Ответы детей: Класс Паукообразные) Верно. Молодцы. Слайд 3 Итак, тема урока: Класс паукообразные, особенности строения и жизнедеятельности. Записываем тему урока со слайда. (Дети записывают в тетрадь сокращенный вариант темы со слайда «Класс паукообразные»).
Сегодня на уроке мы с вами:
- Изучим общие признаки паукообразных и среду обитания.
- Их внешнее строение.
- Особенности питания.
- Рассмотрим внутреннее строение.
Слайд 4 Изучает пауков наука Арахнология. Откуда появилось такое название? Есть такая легенда. Прошу вас зачитать. (Заранее раздам детям. Они читают по очереди.)
В древнейшие годы Арахна жила.
Из тоненьких нитей полотна ткала.
И возгордилась своими трудами,
Твердо решив состязаться с богами.
С богиней Афиной спор завела,
Что лучше ее полотна плела!
Решила Афина выткать людей.
Арахна сплела море божих страстей!
Работа Арахны прекрасней была.
Богиня со злости ее порвала!
Арахну она в паука превратила,
Чтоб вечно ткачиха плела паутину,
Чтоб люди труды ее вечно срывали,
Паучьи глаза ее, чтобы пугали...
Столетья прошли, но Арахна живет!
И с тем же уменьем полотна плетет!
Вот так и появилось название науки о пауках -Арахнология. А что вы знаете о пауках и где с ними встречались? (Ответы детей: что они опасны, их можно встретить в лесу, дома, они ткут паутину и ловят в нее других животных. На паутине можно увидеть сухих насекомых и тд.)
Слайд 5 Пауки - одно из чудес живой природы. Их разнообразие поражает воображение. Науке известно около 70 000 видов пауков. Это сенокосцы, клещи, пауки, скорпионы и др Размеры сильно варьируют: от самых маленьких (0,8 мм) до самых крупных (11 см). Пауки — одни из самых распространенных животных. Места обитания пауков чрезвычайно разнообразны. Они живут в почве и на ее поверхности, в лесной подстилке, во мху, на травянистой и древесной растительности, под корой, в дуплах, под камнями, в трещинах скал, в пещерах, в норах и гнездах других животных, в жилище человека.
В связи с этим, строение их тела отличается от строения тела других членистоногих. Загадка: Не поп, а с крестом – кто? (Ответ детей: паук-крестовик). Рассмотрим внешнее строение на примере тела паука-крестовика, используя опорные сигналы на Слайд 6 . Работая в парах вам необходимо составить рассказ о внешнем строении паукообразных.
Что присуще всем членистоногим? (Ответы детей: членистые конечности, хитиновый покров). Теперь желающие расскажите о внешнем строении пауков (Ответы детей: Тело состоит из 2-х отделов – головогруди и брюшка. Брюшко отделяется от головогруди с помощью перетяжки. У них нет усиков и сложных глаз. На головогруди расположено 4 пары ног. Так же несколько пар -8 простых глаз. Снизу на брюшке располагаются паутинные бородавки, которые вырабатывают паутину.)
Слайд 7 Правильно, ребята. Снизу на челюсти есть хелицеры – орудие для размельчения и раздавливания пищи, запишите в тетрадь. Внутри есть канал с ядом. Имеются короткие, покрытые волосками ногощупальца, или педипальпы - органы осязания, служат для захвата и удержания пищи, запишите в тетрадь. На его задних ногах есть гребенчатые коготки, которые помогают вытягивать из желез паутинные нити и собрать их в одну.
Паутинные бородавки - это видоизмененные брюшные ножки. О чем это говорит? (Ответ детей: О предках, у которых были ноги для передвижения.)
Слайд 8 Паутина – это нить, состоит из белка. Из паутинных бородавок одного паука можно вытянуть до 4-х км паутины. Паутина нужна им для изготовления коконов, чтобы защитить яйца от неблагоприятных воздействий. А самое главное из паутинных нитей паук плетет ловчую сеть. В ожидании добычи он сидит около сети в скрытом гнезде, устроенном также из паутины. Паук с помощью особых чувствительных органов на лапках воспринимает колебания паутины и по их силе узнает, какой величины муха попалась. Если колебания сильны, паук бросается к жертве и разрывает нити, освобождая ее и спасая остаток паутины. Он вонзает в жертву коготки верхних челюстей и впрыскивает яд внутрь жертвы; но не только яд, а еще и пищеварительные соки, т.к. не может питаться твердой пищей. Через час паук возвращается и всасывает добычу с помощью сосательного желудка. Такое пищеварение называется внекишечным.
Внутреннее строение мы с вами изучим с помощью опорных сигналов в карточках и текста в учебнике на стр.152-153. А изучать мы будем разделившись на варианты для работы в группах. 1 вариант найдет в учебнике и на рисунке Пищеварительную систему и дыхательную систему.
2 вариант- Выделительную и Кровеносную систему.
3 вариант- Нервную систему и размножение.
На работу 5 мин., записать в таблицу (см. Приложение 2).
Таблица 1
Название системы | Органы | Функция |
Пищеварительная | Ротовое отверстие, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие | Переваривание пищи |
Дыхательная | Легочные мешки, трахеи | Поступление кислорода и выделение углекислого газа |
Кровеносная | Сердце, кровеносные сосуды | Транспорт газов и питательных веществ |
Выделительная | Мальпигиевые сосуды | Выделение продуктов обмена веществ |
Нервная | Надглоточный нервный узел, брюшная нервная цепочка | Регуляция работы всех органов, поведение |
Половая | Яичники, семенники | Размножение |
Слайд 9 Сейчас предлагаю заслушать ответы ребят. Первая система пищеварительная. (Ответы детей: см. Таблицу 1, 2 строка). Напоминаю, что пищеварение у пауков наружное – внеполостное. Большинство пауков хищники, но есть паразитические формы, питающиеся соками растений и животных.
Дыхательная система. (Ответы детей: см. Таблицу 1, 3 строка). Паук дышит атмосферным воздухом. У него есть пара легочных мешков, оплетенных кровеносными сосудами, и пучки трахей, трубочки, пронизывающие тело животного.
Кровеносная система как у раков. Какая? (Ответы детей: Незамкнутая см. Таблицу 1, 4 строка). Гемолимфа. Сердце имеет вид трубочки или двойного ромба:
Слайд 10 Выделительная система. (Ответы детей: см. Таблицу 1, 5 строка). Трубочки – мальпигиевые сосуды. Одним концом они собирают продукты обмена веществ, а другим впадают в кишечник. В кишечнике вода всасывается. Поэтому пауки экономят воду и могут без нее обходиться (замкнутый круг водопотребления).
Нервная система. (Ответы детей: см. Таблицу 1, 6 строка). Как у раков, только развиты грудные узлы и надглоточный узел.
Система размножения. (Ответы детей: см. Таблицу 1, 7 строка). Раздельнополые животные. Оплодотворение в организме самки.
Яйца самка откладывает открыто, либо оплетает их паутиной (кокон).
Слайд 11 Таким образом, делаем обобщение: Пищеварение –внекишечное
Органы дыхания- легочные мешки и трахеи
Кровеносная система- незамкнутая (сердце и кровеносные сосуды)
Выделительная система- мальпигиевые сосуды
Нервная система- головогрудной узел и нервы.
IV. Закрепление изученного материала.
А сейчас я хочу предложить вам выполнить тестовые задания, используя слайды Слайд 12-14 Задание выполнять в тетради, обратная сторона.
1.Тело паука-крестовика состоит из:
а) головы;
б) головогруди;
в) брюшка.
2.На голове у паука-крестовика располагаются:
а) сложные глаза;
б) 4 пары простых глаз;
в) 1 пара простых глаз.
3. От головогруди у паука отходят:
а) пара ходильных ног;
б) 3 пары ходильных ног;
в) 4 пары ходильных ног.
4. Пауки питаются:
а) мелкими животными;
б) растениями;
в) падалью.
5.В передней части брюшка паука-крестовика расположены органы дыхания. Это:
а) жабры;
б) пара легочных мешков;
в) две пары легочных мешков.
6. Кровеносная система у паука:
а) замкнутая;
б) незамкнутая.
(Ребята работают индивидуально в тетради, затем делают взаимопроверку, выставляют оценку 6 баллов – «5», 5 баллов – «4», 4.3 баллов – «3». Затем проговаривают совместно с учителем допущенные ошибки)
Попробуем подвести итоги урока, выставить оценки. Оценка за урок соответствует оценке, полученной за выполнение задания в конце урока (Выставление оценок).
Итак, наш урок подходит к концу.
V. Домашнее задание
Дома проработаете материал учебника на ст.151-154. Подготовить сообщения: паук-серебрянка, искодовые клещи. Подготовиться к проверочной работе.
Слайд 15 Спасибо за активную работу на уроке. Хочется закончить стихотворением:
Все боятся пауков
Больше всех на свете,
А особенно боятся
Маленькие дети;
Не гоните пауков,
Маленькие дети:
Ловят мух и комаров
Добрые соседи!
Ядовиты пауки –
Это несомненно!
Но не тронут просто так,
Скажем откровенно.
До свидания.
Приложение 1
Тест «Ракообразные»
Выбери правильный ответ
1.Тело рака подразделяется на:
а) брюшко, голову и хвост;
б) головогрудь и брюшко;
в) хвост и головогрудь.
2.Речной рак имеет:
а) мягкий покров;
б) твердый покров.
3.Рак питается:
а) растениями;
б) животными;
в) растениями и животными.
4.В пищеварительную систему рака входят следующие органы:
а) сердце, мышцы, усики;
б) глаза, клешни, жабры;
в) рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, пищеварительная железа, анальное отверстие.
5.В кровеносную систему рака входят следующие органы:
а) сердце, кровеносные сосуды;
б) длинные, короткие усики;
в) пищевод, желудок.
6.В выделительную систему рака входят следующие органы:
а) сердце;
б) жабры;
в) пара зеленых желез.
7.Нервная система рака состоит из:
а) окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки;
б) верхних и нижних челюстей;
в) хитина.
8.Органы чувств у рака представлены:
а) глазами, короткими и длинными усиками;
б) мышцами и жабрами;
в) желудком и кишечником.
9.Дыхательная система рака представлена следующими органами:
а) сердцем;
б) жабрами;
в) желудком.
10.Хитин – это:
а) неорганическое вещество;
б) органическое вещество.
Приложение 2
1 вариант
Пищеварительная система
Дыхательная система
Название системы | Органы | Функция |
1.Пищеварительная | ||
2.Дыхательная |
2 вариант
Кровеносная система
Выделительная система
Название системы | Органы | Функция |
1.Кровеносная | ||
2.Выделительная |
3 вариант
Нервная система
Половая система (Размножение)
Название системы | Органы | Функция |
1.Нервная | ||
2.Половая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"
Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...
Класс паукообразные 7 класс
Разработка урока по теме "Класс паукообразные"....
задания для урока биологии по теме "Класс Ракообразные, Класс Паукообразные"
Задания разработаны для групповой работы по теме "Класс Ракообразные, Класс Паукообразные". Могут использоваться как вопросы для проведения викторины, закрепления знаний или самостоятельного изучения ...
Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"
Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...
«Класс паукообразные. Образ жизни и внешнее строение паука-крестовика» для 7 классов
«Класс паукообразные. Образ жизни и внешнее строение паука-крестовика»...
урок на тему "Класс Паукообразные" биология-7 класс
формирую знания семиклассников об особенностях строения и жизнедеятельности паукообразных в связи со средой их обитания; раскрываю значение паукообразных в природе и жизни человека...
Презентация для урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Паукообразные. Строение, жизнедеятельность, размножение, многообразие, паутина и её роль. Клещи, переносчики энцефалита, меры защиты. Роль в биоценозах."
Презентация разработана для проведения урока биологии в 7 классе по теме "Класс Паукообразные. Строение, жизнедеятельность, размножение, многообразие, паутина и её роль. Клещи переносчики энцефал...