«Класс паукообразные. Образ жизни и внешнее строение паука-крестовика» для 7 классов
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
«Класс паукообразные. Образ жизни и внешнее строение паука-крестовика»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ключ к тесту № вопроса 1 2 3 4 5 6 I вариант Ж Б З,И Д,Е А В,Г II вариант Б А В Д Г Ж,З
Загадки Не по рыбам, а сети расставляет? На полке в уголочке, висит сито не руками свито?
Тема урока: Класс паукообразные. Образ жизни и внешнее строение паука - крестовика
Многообразие пауков Крабовый паук Клещ Сенокосец Паук - волк ПАУК ДОМОВЫЙ Крестовик Паук - краб
А знаете ли вы, что.. Обычно пауки живут около года. Тарантулы живут до 30 лет. Яд каракурта в 15 раз сильнее яда гремучей змеи. Самый большой паук – Гигантский птицеед, размер паука до 20 см! Самый маленький паук – микролинфия.
Латинское название пауков – «Арахниды» « Arachnida »
Не поп – а с крестом кто это такой? Паук - КРЕСТОВИК
Внешнее строение паука Ногощупальце Нога Глаз Головогрудь Брюшко Паутинные бородавки
Характерные черты внешнего строения паукообразных 4 пары членистых конечностей; 8 простых глаз; 2 отдела тела: головогрудь и брюшко; Усиков нет; Паутинные бородавки.
Особенности внутреннего строения пауков Слюнные железы Рот Глотка Пищевод Желудок сосательный Кишечник Печень АО Пищеварительная система
Органы дыхания Легочные мешки Трахеи
Кровеносная система Незамкнутая; Сердце в виде трубки; Жидкость гемолимфа.
Органы выделения Мальпигиевы сосуды Нервная система Головогрудный узел + нервы
Репродуктивная система Женские половые железы яичники Мужские половые железы семенники
Ключ к тесту № вопроса 1 2 3 4 5 6 I вариант б, в в в в а в II вариант в б б в а, в
Домашнее задание § 25, страницы 120 – 124, Сообщение (дополнительная литература) – «5» Задание2 стр.126 – «4», Задание 4 стр. 126 – «3».
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области.
http://www.proshkolu.ru/user/kotik586/file/6039689/
Урок биологии в 7 классе на тему:
«Класс паукообразные. Образ жизни и внешнее строение паука-крестовика»
Разработал: учитель биологии Шишова Ирина Анатольевна (2014-2015 гг)
Цели и задачи урока
Образовательные:
- Формирование знаний об особенностях строения и процессах жизнедеятельности паука – крестовика в связи с поземно – воздушной средой обитания.
Воспитательные:
- Воспитание наблюдательности.
- Формирование мотивации работы с дополнительной литературой.
- Воспитание культуры труда.
Развивающие:
- Развивать когнитивные процессы учащихся.
- Развивать понятия «взаимосвязь строения и функции», «приспособленность строения организма к образу жизни».
- Умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы, самостоятельно работать с учебником.
Оборудование
- Таблица «Тип членистоногие. Класс Паукообразные. Паук – крестовик».
- Видеофильм «Класс Паукообразные».
- Таблица «Тип членистоногие. Класс ракообразные. Речной рак».
- Мультимедиа. Презентация (приложение)
- Телевизор.
- Видеомагнитофон.
План урока
- Организация урока
Приветствие, проверка отсутствующих на уроке, учебных принадлежностей у учащихся.
Сообщение содержания урока.
- Актуализация знаний, умений, навыков учащихся.
Программированный опрос учащихся по теме: «Тип членистоногие. Класс Ракообразные»
Установите соответствие определений и терминов.
I вариант
А –креветка, Б –водоемы, В – рот, Г –желудок, Д- головогрудь, Е-брюшко, Ж –зеленые железы, З –усики, И- глаза. | II вариант
А-линька, Б- клешни, В-мокрица, Г-жабры, Д-хитин, Е-циклоп, Ж- хвостовой плавник, З -брюшные ножки. |
Взаимопроверка работы учащихся с помощью образца правильных ответов на экране через проектор, подготовленного учителем с помощью мультимедиа (слайд 1).
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I вариант | Ж | Б | З,И | Д,Е | А | В,Г |
II вариант | Б | А | В | Д | Г | Ж,З |
III.Изучение нового материала
- Скажите, с каким типом животных мы начали с вами знакомство?
- Назовите характерные признаки типа членистоногие.
Мы продолжаем знакомство с типом членистоногие. Обратите свое внимание на экран. Предлагаю вам отгадать загадки. Кто это?
Не по рыбам, а сети расставляет? (паук)
На полке в уголочке, висит сито не руками свито?(паутина)
Как вы уже поняли, речь на уроке пойдет о пауках и паутине (слайд 2).
Тема нашего урока: «Класс паукообразные. Образ жизни и внешнее строение паука – крестовика»
Объяснение нового материала сопровождается мультимедиа (слайд 3).
«Фу! Паук!» -вскрикивает человек, и вот уже слышен хруст раздавленного ногой тельца этого животного. Необъяснимое отвращение испытывает человек, а порой и страх при встрече с пауками. Пауки всем знакомы, и в то же время как мало мы знаем об этой удивительной, интересной и многообразной группой животных ( слайд 4).
- Знакомство с представителями паукообразных (презентация учащегося). (слайд 5-8).
Сообщение целей урока
Учитель: Сегодня на уроке познакомимся с основными признаками класса паукообразные на примере паука - крестовика.
Латинское название пауков «Арахниды» («Arachnida»). Откуда же пошло название пауков? (слайд 9).
Легенда рассказывается учителем на фоне медленной музыки.
Известен древнегреческий миф об Арахне – дочери ремесленника, которая обучалась ткачеству у богини Афины. Она стала похваляться искусством ткачихи и даже вызвала саму Афину на состязание. Разгневанная Афина превратила мастерицу в паучиху. Согласно легенде при классификации пауки получили имя Арахниды.
Паук – во многом интересное животное. Каково строение паука? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к таблице. Типичным представителем является паук – крестовик. Почему? (слайд 10)
- Среда обитания и особенности внешнего строения паука- крестовика (слайд 11)
Чтобы уточнить среду обитания и особенности внешнего строения паука- крестовика обратимся к учебнику. На странице 121 вы найдете ответы на вопросы, которые вам предложены.
Самостоятельная работа с учебником страница 121.
Подготовить ответы на вопросы (вопросы лежат на столах детей):
- Сколько у паука отделов тела? Как они называются?
- Сколько пар ходильных ног у паука? К какому отделу тела они прикрепляются? Обратите внимание на чувствительные волоски и ноготки на конечностях.
- Почему пауков относят к типу членистоногие?
- Какие органы можно рассмотреть на голове паука? Есть ли у пауков усики? Сколько глаз и какие типы глаз у паука?
- Можно ли рассмотреть у паука сегментацию брюшка? Есть ли конечности на брюшке?
Работа с учащимися по вопросам. Оценивание ответов.
Обобщение учителя (рассказ по таблице «Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Паук – крестовик»)
Особенности строения паука – крестовика мы с вами охарактеризовали, а теперь изобразим внешнее строение паука в тетради.
Самостоятельная работа в тетрадях страница 25 рис.19. «Схема внешнего строения паука крестовика».
Проверка самостоятельной работы по опорному рисунку (слайд 12).
Опираясь на схему сделаем вывод, что:
Пауки –восьминогие членистоногие, имеющие 2 отдела тела: слитое брюшко и головогрудь, 8 простых глаз, нет усиков.
- Назовите черты отличия и черты сходства во внешнем строении рака и паука – крестовика. (слайд 13-14)
II часть изучения нового материала
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
- Особенности внутреннего строения паука - крестовика по сравнению с речным раком.
- Охота и питание паука – крестовика.
Учитель: Пауки выживают там, где другие гибнут – в высокогорьях, пещерах. Почему?
Они могут несколько недель обходиться без пищи.
Существует 2 отличительные черты у пауков:
- Они все плетут паутину,
- Ядовиты.
Что такое паутина и для чего она нужна? (сообщение учащегося)
Посмотрите на экран. Обратите внимание на то, каким способом паук умерщвляет жертву? (просмотр фильма)
Заполнение схемы в тетрадях учащихся стр.25 схема 14.
Особенности пищеварительной системы паука - крестовика: (слайд 15)
Вывод учащимися: питание начинается вне организма под влиянием яда и слюны. Пауки питаются жидкой, частично переваренной пищей.
Как питается речной рак? В чем отличие пищеварительной системы рака от пищеварительной системы паука?
- Среда обитания пауков
Какова среда обитания пауков? Почему? (слайд 16)
Органы дыхания: 1) легкие : мешки, 2) трахеи. Газообмен происходит в них. Дышат кислородом воздуха.
Назовите органы дыхания рака.
- Кровеносная система пауков (слайд 17)
Какова кровеносная система рака?
Кровеносная система пауков – незамкнутая, сердце в виде трубки, жидкость – гемолимфа.
- Органы выделения пауков (слайд 18)
Назовите органы выделения рака.
У паука органами выделения являются Мальпигиевы сосуды.
- Нервная система паука
Какова нервная система рака?
У паука нервная система состоит из: головогрудный узел + нервы.
- Репродуктивная система (слайд 19)
У пауков женские половые железы – яичники. Мужские половые железы – семенники.
Самостоятельная работа с учебником.
- Как происходит размножение и развитие пауков? Как размножаются раки?
Вывод: для пауков характерен половой диморфизм. Внутреннее оплодотворение в связи с жизнью на суше, откладка яиц самкой в кокон, сплетенный из паутины, появление паучат весной следующего года.
IV. Итог урока
Подведем итог изученного и усвоенного на уроке. Для этого выполним тест.
Взаимопроверка работ учащихся с помощью образца правильных ответов на экране через мультимедиа (слайд 20).
V. Д/з
Инструктаж выполнения домашнего задания. Запись с доски в дневники. Взаимопроверка о Д/з (слайд 21).
- §25, страницы 120 – 124,
- Сообщение (дополнительная литература) – «5»,
- Задание 2 стр.126 – «4»,
- Задание 4 стр. 126 – «3».
Литература
- Книга для учителя «Я иду на урок биологии», Москва, 1999.
- Биология. Справочник для учителя. Москва 1995.
- Журнал «Биология в школе», №6 Москва «Школа – пресс»,1995.
- Биология. Животные. Учебник для 7 класса/В.Н.Константинов, В.С. Кучменко и Н. Пономарева.-«Вентана – граф», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
курс по выбору для учеников 8- 9 классов «Здоровый образ жизни»
Курс по выбору для учеников 8- 9 классов «Здоровый образ жизни»...
Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»
Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...
7 класс Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности внешнего строения и скелета.
Разработка содержит конспект урока и презентацию...
Презентация по зоологии 7 класс "Класс Земноводные Общая характеристика, Особенности внешнего строения"
Данная презентация по биологии предназначена для учащихся изучающих зоологию, соответствует и обязательному минимуму основных образовательных программ, и позволяет охватить материал несколько большего...
7 класс «Образ жизни, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры лягушки»
Урок по биологии в 7 классе (линейная программа) по теме «Образ жизни, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры лягушки»...
План-конспект урока для 6 класса по биологии на тему "Внешнее строение листа"
quot;Внешнее строение листа"...
Урок биологии в 7 классе "Класс Птицы. Общая характеристика. Приспособленность внешнего строения птиц к полёту"
Урок биологии в 7 классе "Класс Птицы. Общая характеристика. Приспособленность внешнего строения птиц к полёту" -урок открытия нового знания. Цель урока: создать условия для ...