Значение пищеварительной системы
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Значение пищеварительной системы.
(обобщающий урок) 8 класс.
Болотова Елена Валентиновна
Учитель биологии I квалификационной категории.
СОШ №1 г. Зеленодольск.
Цели:
- Закрепить, углубить и расширить пройденный материал.
- Продолжить формирование интереса к биологии, способностей анализировать, обобщать изученный материал, переносить знания в новую ситуацию.
- Напомнить правила гигиены питания.
- Подготовить учащихся к контрольной работе.
Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, видеофильм «Пищеварительная система», набор новых терминов, написанных на ватмане, таблицы «Пищеварительная система», «Кровеносная система», вопросы проверочной работы на два варианта.
План-конспект урока.
Проблемный вопрос учителя:
-Почему пища (молоко или куриный бульон) введённая шприцем в кровь, вызывает гибель человека, а пройдя через пищеварительную систему, становится безопасной и усваивается клетками?
Учащиеся вспоминают функции пищеварительной системы, перечисляют основные органы, показывают их на таблице.
-Дома вы готовили задание: проиллюстрировать с помощью немых сценок работу различных отделов пищеварения.
Группа ребят демонстрируют работу ротовой полости. Остальные должны догадаться работу какого органа демонстрирует каждый учащийся.
-Почему в народе говорят «кто хорошо жуёт, тот долго живёт»?
-Куда поступает пища из ротовой полости?
-Как вы думаете, можно ли что-нибудь проглотить, находясь вниз головой? Будет ли пища поступать в желудок?
Следующая группа ребят демонстрирует пищеварение в желудке.
-Двух собак накормили мясом с добавкой холерных вибрионов. Одной из них перед дачей пищи промыли желудок. Она заразилась, а другая осталась здоровой. Почему?
Следующая группа ребят демонстрирует пищеварение в тонком кишечнике.
-Почему поджелудочную железу называют железой смешанной секреции?
-Покажите на таблице путь, по которому проходит алкоголь, всосавшийся в капилляры желудка, до клеток головного мозга. Ваши выводы.
-Почему лекарственные препараты лучше вводить внутривенно или внутримышечно, нежели в виде таблеток?
Итак , в пищеварительной системе идёт расщепление питательных веществ под действием ферментов.
В процессе просмотра фильма заполните таблицу:
Орган пищеварения | Фермент | Где вырабатывается | Компонент пищи | Конечный продукт |
Ротовая полость | ||||
Желудок | ||||
Двенадцатипёрстная кишка | ||||
Тонкий кишечник |
-Что такое гастрин? Запишите в тетрадях:
Гастрин- это гормон, образующийся в слизистой желудка под влиянием соляной кислоты. Всасываясь в кровь, он усиливает секрецию желудочных желёз- гуморальная регуляция
Проверочная работа на листочках на два варианта.
1 вариант.
1.Где вырабатывается антибактериальное вещество лизоцим?
2.Как называются мягкие ткани зуба?
3.Орган, проводящий пищу в желудок?
4.Отдел всасывания продуктов расщепления питательных веществ?
5.Функция ворсинок тонкого кишечника?
6.Самый длинный орган пищеварительной системы?
7.Какая железа нейтрализует яды, всосавшиеся вместе с пищей?
8.Какие инфекционные заболевания кишечника вам известны?
9.Какие заболевания возникают в результате нарушения режима питания?
10.Какой русский учёный изучал физиологию пищеварения?
2 вариант.
1.Самая твёрдая ткань в организме, входит в состав зубов?
2.Функция ферментов слюнных желёз?
3.Отдел, следующий за желудком?
4.Что вырабатывается в печени?
5.Самая большая железа пищеварительной системы?
6.Место размножения кишечной палочки?
7.Недоваренное мясо и рыба- это источник какого заболевания?
8.Какое заболевание возникает при нарушении гигиены ротовой полости?
9.Какой орган страдает в наибольшей степени у алкоголиков?
10.В какой среде работает фермент пепсин?
Листочки сдаём. Какие вопросы вызвали затруднение?
Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе по теме «Пищеварительная система». Вопросы для подготовки находятся на стенде. Вы можете выбрать вопросы разной степени сложности. Там же список литературы в которой можно найти ответы на сложные вопросы.
Оценку за урок получают активные ребята, правильно отвечавшие на вопросы и участники немых сценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация урока Пищеварительная система
урок презентация к уроку: " Пищеварительная система человека"...
Болезни пищеварительной системы
Болезни пищеварительной системы в картинках...
Презентация к уроку биологии в 7 классе "Эволюция пищеварительной системы животных".
Презентация "Эволюция пищеварительной системы животных" предназначена для проведения урока биологии в 7 классе. Она составлена для учителей, работающих по программе и учебнику В.В. Латюшкина. Её испол...
Эволюция пищеварительной системы животных.
Данная презентация может быть использована на уроках биологии в 7 классах. Учебный материал разработан на основании программы В.В.Пасечника....
Пищеварительная система. Технология модульного обучения
Технология индивидуального изучения позволяет учащимся самостоятельно в интересной поисковой форме изучить материал. Учитель на уроке является консультантом. Данную технологию целесообразно применять ...
Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы
Цель урока.Формирование у обучающихся знания о составе пищи, о морфолого-анатомической структуре пищеварительной системы человека, о значении системы органов пищеварения.Задачи урока.Образовательная –...
Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы
Цель урока.Формирование у обучающихся знания о составе пищи, о морфолого-анатомической структуре пищеварительной системы человека, о значении системы органов пищеварения.Задачи урока.Образовательная –...