Интегрированный урок (Биология + Технология) Тема: "Рациональное Питание"
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_-_ratsionalnoe_pitanie.docx | 23.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Дарьинская основная общеобразовательная школа»
Из опыта работы: Использование интегрированных уроков.
Интегрированный урок
Тема:«Рациональное питание»
(Разработан совместно учителями биологии и технологии:
Кононовой Г. А. и Горбуновой Т. Л.)
Учитывая актуальность и первостепенность проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения, формирования навыков здорового образа жизни, мы – учителя биологии и технологи – разработали интегрированный урок по теме «Рациональное питание», который неизменно вызывает у учащихся живой интерес.
В ходе подготовки к нему, учащиеся распределяют между собой роли: диетолог, физиолог, эндокринолог, кондитер, калькулятор, журналист, сладкоежка, вегетарианец, любитель мяса, эксперты – группа, взвешивающая доводы всех сторон и дающая объективное заключение. Используя рекомендуемую нами литературу, учащиеся самостоятельно изучают различные типы питания, пищевую и энергетическую ценность продуктов, физиологические аспекты усвоения пищи и т.д.
Цель: изучение и систематизация знаний о рациональном питании, рассмотрение этой информации с различных точек зрения и её осмысление с научных позиций; стимуляция познавательной активности учащихся; воспитание культуры общения, умения аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: репродукции картины Рубенса, Ренуара, Кустодиева и др., таблицы «Химический состав пищи», «Классификация блюд», «Схема пищеварения человека», справочник по диетологии.
Ход урока
Учитель биологии: Рациональное (правильное) питание – одно из важнейших условий существования, нормального функционирования человеческого организма, силы и здоровья. От того, как питается человек, зависит его работоспособность и долголетие. В процессе жизнедеятельности происходит постоянный расход энергии на осуществление физиологических функций, биохимических процессов в организме, выполнение определённой работы. Эти затраты энергии своевременно должны пополняться за счет потребляемой пищи. Для того, чтобы она принесла максимальную пользу, необходимо иметь научно обоснованное представление о ценности составных элементов продуктов, способах и средствах их кулинарной обработки. При правильном питании человек в течение долгих лет сохраняет умственную и физическую активность, бодрость и жизнерадостность.
Учитель технологии: Передо мной анкеты, заполненные учащимися нашей школы, с одним вопросом: нравится ли вам, как вас кормят? Ответы на него разные. Мы пригласили сегодня любителей различных видов питания: сладкоежек, любителей мяса, вегетарианцев и др. Итак, кто хочет высказаться первым?
Сладкоежка: Я недоволен школьным питанием. Нам мало дают булочек, пирожков, нет пирожных. Выступаю от имени тех, кто хочет питаться сладостями вместо надоевших супов и каш. Может их трудно готовить, или это очень дорого стоит?
Кондитер: В зависимости от вида изделий тесто для них должно быть густое или жидкое, а по способу приготовления – пресное или кислое, сдобное и несдобное. Чтобы приготовить тесто для сладких булочек, порожков и пирожных, потребуются следующие продукты: мука, вода, соль, разрыхлитель, сахар, яйца, жиры, сливки, пряности, изюм, орехи и т. д. В зависимости от вида теста для их приготовления требуется различное время.
Калькулятор: Дело вовсе не в сложности процесса приготовления. Ассортимент блюд для завтраков, обедов и ужинов подбирается исходя из питательной ценности продуктов, содержания в них основныхпищевых веществ и калорийности. Разнообразие блюд –непременное условие здорового питания. Оно достигается использованием различных продуктов и применением разнообразных способов их кулинарной обработки. Потребность человека в том или ином количестве калорий в сутки зависит от возраста, пола, характера труда и места его проживания. Специалистами разработаны таблицы примерной потребности организма в калориях. Для юношей 14-17 лет она составляет 3000 ккал, а для девушек этого возраста – 2600 ккал в сутки.
При четырехразовом режиме питания завтрак должен составлять 25% дневного рациона, обед – 35%, полдник – 15%, ужин – 25%.
Представим себе, что из пожеланий сладкоежек, мы съедим на завтрак 300 г. оладий с яблоками, что соответствует 614 ккал, и запьем клюквенным киселем, добавив ещё 152ккал. Оладьи содержат белок -11,2г, жиров -30,8г, углеводов -80г. Кисель: белков -0,2г, и углеводов – 40,5г. Общая калорийность такого завтрака – 766 ккал.
Обед: суфле из кураги (200 г) – 414 ккал, это белков – 10,6 г, углеводов – 99,4 г, две ватрушки с творогом -882ккал, белков – 32,6г, жиров – 34,2 г, углеводов – 119,2г; вишневый пюре-мусс (140 г) – 199 ккал, углеводов – 52,5 г.
Итого: 1495 ккал.
Полдник: печенье сахарное (200 г) – 804 ккал, белков – 22,8 г, жиров -20,4 г, углеводов – 141,2 г; йогурт – (100 г) – 85 ккал, белков – 2,8 г, жиров – 0,2 г, углеводов – 18,1 г.
Итого: 889 ккал.
Ужин: пирог с яблоками (200 г) – 764 ккал, белков – 19,2 г, жиров – 22,2 г, углеводов – 130,4 г ; сок абрикосовый (180 г) - 102 ккал, белков – 0,8 г, жиров – 0, углеводов – 26,4 г
Итого: 866ккал.
Общее количество килокалорий, полученных за день, составит – 4016, что превышает норму у юношей на 1016 ккал, а у девушек – на 1416 ккал. Количество углеводов также в переизбытке – 707,7 г (при норме 55% , или что соответствует 365 – 400г) белков – 101,1 г,(при норме 12% или 80-90г) Нетрудно представить себе, что нас ожидает при таком питании.
Диетолог: Давайте посмотрим репродукции картин художника Рубенса, Кустодиева. Вы видите, что изображенные на них люди стремились к пышным формам. На первый взгляд они пышут здоровьем. Но медициной доказано, что излишне полный человек чаще болеет, раньше старится и живёт в среднем на 7 лет меньше, чем люди с нормальным весом. Тучность сопровождается нарушениями деятельности желез внутренней секреции, ожирение способствует появлению таких болезней, как атеросклероз, гипертония, сахарный диабет, инфаркт, инсульт. Это следствие неправильного питания, малоподвижного образа жизни, недостаточной физической нагрузки.
Приведу несколько примеров. Для того, чтобы израсходовать энергию, полученную организмом после съеденного бутерброда с сыром без масла (150 ккал), нужно заниматься зарядкой в течение 1 часа. Порция вареного картофеля (170 ккал) «аннулируется» 40 мин. танцев, шницель с картошкой (725 ккал) – ходьбой на 20 км, порция мороженого с фруктами и сливками (440 ккал) – уборкой снега в течение 1 часа, кусок торта (290 ккал) – 1,5-часовой уборкой квартиры.
Любитель мяса: Ясно, что все эти булочки и пирожные только способствуют отложению жира, а толку от них мало. Нужно больше употреблять мясных блюд. Нас не может накормить пара сосисок, или крохотный кусочек курицы! Мы растем, и нам необходим для роста белок животного происхождения. Без этого не нарастишь мускулов. К тому же, что может быть проще в приготовлении, чем кусок жареного мяса?
Физиолог: а вам известно будущее людей, которые бездумно занимаются наращиванием мышц, стремясь получить желаемый результат любой ценой? Как только они уменьшают нагрузку, мышечная ткань перерождается в соединительно-жировую, развивается ожирение. Эти люди не переносят длительных нагрузок. К тому же питание одними животными белками выводит из строя печень и поджелудочную железу. В средние века даже применяли такую пытку: человека, осужденного на смерть, кормили только мясом. Происходило отравление организма, и наступала мучительная смерть.
А знаете ли вы, что трактористу, работа которого требует большого напряжения физических сил, требуется всего в день 200 г мяса? У тех же, кто не работает физически, избыток белка лишь увеличит образование шлаков, которые оседают в сосудах и суставах и ведут к развитию различных артрозов и других заболеваний. Советую почаще заменять мясо в меню рыбой – она легче и полнее усваивается организмом, причем содержит достаточное количество белков. Богаты белками горох, фасоль, молоко, творог – эти продукты столь необходимы и могут заменить мясо и рыбу.
Эндокринолог: обратимся к таблице с изображением органов пищеварения. Здесь изображены органы, отвечающие за переработку белков и жиров. (Рассказывает о роли пищеварительных желез)
Журналист: У меня вопрос: почему люди, лишенные свежих фруктов и овощей часто болеют цингой?
Физиолог: Причина в недостатке витаминов.
Кулинар: Растительное сырье долго сохранить в свежем виде невозможно. Однако сроки полноценного потребления овощей и фруктов можно значительно продлить, подвергнув их специальной обработке. Существуют различные её виды: маринование, соление, квашение, мочение, пастеризация, консервирование с использованием сахара, сушка.
Вот простые правила, которые нужно соблюдать при кулинарной обработке овощей и фруктов, чтобы уменьшить потери витаминов:
- пользоваться инструментами и приспособлениями из неокисляющихся металлов;
- для приготовления и хранения использовать эмалированную, стеклянную или керамическую посуду;
- излишнее количество воды увеличивает потери витаминов;
- свежеотжатый сок вливают в блюдо после окончания варки;
- посуду при варке плотно закрывают крышкой;
- овощные блюда готовят непосредственно перед употреблением;
- овощи для винегрета варят в кожуре.
Вегетарианец: Самая полезная еда – овощи.Надо отказаться от мясной пищи, сладостей, раз они так вредны.
Физиолог: Резкое снижение содержания белка в пище отрицательно влияет на работу мозга, ослабляет защитные свойства организма. От недостатка белков особенно страдает растущий человек, ведь белок – это строительный материал для клеток. А углеводы – это основной источник энергии, необходимый для поддержания жизнедеятельности. Жиры, входящие в состав клеток, также способствуют устойчивости к заболеваниям, неблагоприятным факторам окружающей среды. Многие, пытаясь похудеть, не едят каши, масла, пропускают ужин, пытаются голодать. Это безжалостно и даже вредно по отношению к собственному организму. Голодать можно только при необходимости и под руководством специалиста.
Представитель группы экспертов: Выслушав различные точки зрения, мы пришли к выводу, что недоедание, и переедание отрицательно влияют на организм человека. Отсюда вывод - питание должно быть правильным, научно обоснованным, рациональным (разумным) здоровый человек не должен ничего исключать из своего меню, еда должна быть вкусной и разнообразной. Но во всем нужна мера. Употреблять продукты необходимо с учетом их энергетической ценности и потребностей организма. Следует также соблюдать режим питания. Не позавтракал утром – переел в обед, в ужин, лег спать с полным желудком – встал с больной головой. Очень важно знать правила приготовления пищи, которые позволяют сделать её не только вкусной, но и максимально полезной. При составлении меню нужно обязательно учитывать возраст, трудовую и физическую нагрузку, климат, национальные особенности человека.
Учитель биологии: Пища – один из важнейших факторов, обеспечивающих жизнедеятельность человека. Лишенный её, он умирает. Но питаться надо правильно. Проблема питания входит в число основных проблем человеческой культуры. Количество, качество, ассортимент потребляемых пищевых продуктов, своевременность и регулярность приема пищи решающим образом влияют на нашу жизнь во всех её проявлениях.
Учитель технологии: «Нормальная и полезная еда есть еда с аппетитом, еда с испытываемым наслаждением», - говорил академик И.П. Павлов. Однообразная пища быстро приедается, а это снижает аппетит и усвояемость пищевых продуктов. Необходимо заботиться о разнообразии меню, о правильной кулинарной обработке пищи, а также об обстановке, в которой она принимается. И пусть еда всегда приносит вам удовольствие и пользу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока ОБЖ по теме "Рациональное питание"
Правильное питание Умеренность в еде Полноценность пищи ...
Технология проектов в интегрировании уроков биологии и ИКТ в языковой школе
Технология проектов на уроках...
Интегрированный урок биологии и математики "Минеральное питание растений и значение воды" учителей Чердаковой А.В. и Шиховой С.А.
Учебное занятие проводится в рамках урока биологии или математики при изучении темы "Минеральное питание растений и значение воды" по биологии в 6 классе. Используются груповая, индивидуальная и колле...
Презентация к открытому интегрированному уроку биологии, географии, технологии "Роль комнатных растений в жизни человека"
Какую роль играют комнатные растения в нашей жизни? Для чего мы их выращиваем? Как правильно за ними ухаживать?...
Интегрированный урок Биология+ технология
Текстильные материалы из волокон животного происхождения и их свойства 7 класс...
Интегрированный урок биологии-технологии "Как ткани ткут и нити плетут"
Интегрированный урок, который можно приготовить с чащимися 5-7 классов и показать для начальной школы или на Методической недели...
Проект интегрированного урока по технологии и биологии в 5 классе «Правильный салат»
Исследования ученых физиологов свидетельствуют о том, что в XXI веке, нарастающий прогресс в различных областях жизни, с точки зрения медицины и экологии, уже не оцениваются как исключительно позитивн...