КТП Биология 8кл кл. Пасечник.ФГОС
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
КТП .Биология 8кл. Пасечник.ФГОС
Скачать:
Предварительный просмотр:
Биология. Человек и его здоровье. 8 класс (72 часов, 2 часа в неделю)
Тема | Содержание | Вид деятельности ученика |
Введение. Науки, изучающие организм человека (2 часа) | ||
1. Науки о человеке. Здоровье и его охрана | Биосоциальная природа человека. Науки о человеке и их методы. Значение знаний о человеке. Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека. | Объясняют место и роль человека в природе. Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы. Раскрывают значение знаний о человеке в современной жизни. Выявляют методы изучения организма человека |
2. Становление наук о человеке | Основные этапы развития анатомии, физиологии и гигиены человека | Объясняют связь развития биологических наук и техники с успехами в медицине |
Происхождение человека (3 часа) | ||
| Биологическая природа человека. Место человека в системе органического мира, систематике. Черты сходства и различия человека и животных. Доказательства животного происхождения человека. | Объясняют место человека в системе органического мира. Приводят доказательства (аргументировать) родства человека с млекопитающими животными. Определяют черты сходства и различия человека и животных |
| Происхождение и эволюция человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. | Объясняют современные концепции происхождения человека. Выделяют основные этапы эволюции человека |
| Расы человека и их формирование. Человек как вид. | Объясняют возникновение рас. Обосновывают несостоятельность расистских взглядов |
Строение организма (5 часов) | ||
| Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Органы и системы органов человека. Внешняя и внутренняя среда организма. | Выделяют уровни организации человека. Выявляют существенные признаки организма человека. Сравнивают строение тела человека со строением тела других млекопитающих. Отрабатывают умение пользоваться анатомическими таблицами, схемами |
| Клеточное строение организма человека. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Жизнедеятельность клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление, их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. | Устанавливают различия между растительной и животной клеткой. Приводят доказательства единства органического мира, проявляющегося в клеточном строении всех живых организмов. Закрепляют знания о строении и функциях клеточных органоидов |
| Ткани: эпителиальная, мышечная, соединительная. Образование тканей. Лабораторная работа № 1 Изучение микроскопического строения тканей организма человека | Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы: клеток, тканей, органов и систем органов. Сравнивают клетки, ткани организма человека и делают выводы на основе сравнения. Наблюдают и описывают клетки и ткани на готовых микропрепаратах. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением. Работают с микроскопом. Закрепляют знания об устройстве микроскопа и правилах работы с ним |
| Нервная ткань. Синапс. Рефлекторная регуляция органов и систем организма. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений. Самонаблюдение № 1 Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения. Коленный и надбровный рефлексы | Выделяют существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека. Объясняют необходимость согласованности всех процессов жизнедеятельности в организме человека. Раскрывают особенности рефлекторной регуляции процессов жизнедеятельности организма человека. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов |
Опорно-двигательная система (7 часов) | ||
| Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост кости. Кости: трубчатые, губчатые, плоские, смешанные. Лабораторные работы № 2 Микроскопического строения кости. Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека | Распознают на наглядных пособиях органы опорно-двигательной системы (кости). Выделяют существенные признаки опорно-двигательной системы человека. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов |
| Скелет человека. Скелет головы. Кости черепа: лобная, теменные, височные, затылочная, клиновидная и решётчатая. Скелет туловища. Позвоночник как основная часть скелета туловища. Скелет конечностей и их поясов | Раскрывают особенности строения скелета человека. Распознают на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов. Объясняют взаимосвязь гибкости тела человека и строения его позвоночника |
| Соединение костей. Сустав | Определяют типов соединения костей |
| Строение и функции скелетных мышц. Основные группы скелетных мышц. Мышцы синергисты и антагонисты. Лабораторные работы № 3 Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома). | Объясняют особенности строения мышц. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов |
| Работа мышц и её регуляция. Атрофия мышц. Утомление и восстановление мышц. Лабораторные работы № 4 Утомление при статической и динамической работе. Самонаблюдение №2 работы основных мышц, роли плечевого пояса в движениях руки. | Объясняют особенности работы мышц. Раскрывают механизмы регуляции работы мышц. Проводят биологические исследований. Делают выводы на основе полученных результатов |
| Осанка. Остеохондроз. Сколиоз. Плоскостопие. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Лабораторные работы № 5 Определение гармоничности физического развития. Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия (выполняется дома) | Выявляют условия нормального развития и жизнедеятельности органов опоры и движения. На основе наблюдения определяют гармоничность физического развития, нарушение осанки и наличие плоскостопия |
| Травмы костно-мышечной системы и меры первой помощи при них. Профилактика травматизма. | Приводят доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки и развития плоскостопия. Осваивают приёмы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы |
Внутренняя среда организма (4 часа) | ||
| Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Состав внутренней среды организма и её функции. Транспорт веществ. Кровь. Тканевая жидкость. Лимфа. Свёртывание крови Лабораторная работа № 6 Микроскопическое строение крови человека и лягушки. | Сравнивают клетки организма человека. Делают выводы на основе сравнения. Выявляют взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями. Изучают готовые микропрепараты и на основе этого описывают строение клеток крови. Закрепляют знания об устройстве микроскопа и правилах работы с ним. Объясняют механизм свёртывания крови и его значение |
| Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека | Выделяют существенные признаки иммунитета. Объясняют причины нарушения иммунитета |
| Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Переливание крови. Группы крови. Донор. Реципиент | Раскрывают принципы вакцинации, действия лечебных сывороток, переливания крови. Объясняют значение переливания крови |
Кровеносная и лимфатические системы (6 часов) | ||
| Замкнутое и незамкнутое кровообращение. Кровеносная и лимфатическая системы | Описывают строение и роль кровеносной и лимфатической систем. Распознают на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем |
| Органы кровообращения. Сердечный цикл Сосудистая система, её строение. Круги кровообращения. Давление крови в сосудах и его измерение. Пульс. Лабораторная работа № 7 Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Самонаблюдение Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке (выполняется дома) | Выделяют особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам. Осваивают приёмы измерения пульса, кровяного давления. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов |
| Строение и работа сердца. Коронарная кровеносная система. Автоматизм сердца | Устанавливают взаимосвязь строения сердца с выполняемыми им функциями |
| Давление крови в сосудах и его измерение. Пульс. Лабораторная работа № 8 Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа Лабораторная работа № 9 Опыты, выявляющие природу пульса. | Устанавливают зависимость кровоснабжения органов от нагрузки |
| Физиологические основы укрепления сердца и сосудов. Гиподинамия и ее последствия. Влияние курения и употребления спиртных напитков на сердце и сосуды. Болезни сердца и их профилактика. Функциональные пробы для самоконтроля своего физического состояния и тренированности. Лабораторная работа № 10 Подсчёт пульса в разных условиях и измерение артериального давления. | Приводят доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики сердечнососудистых заболеваний |
| Типы кровотечений и способы их остановки. Оказание первой помощи при кровотечениях | Осваивают приёмы оказания первой помощи при кровотечениях. Находят в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформляют её в виде рефератов, докладов |
Дыхание (4 часа) | ||
| Дыхание и его значение. Органы дыхания. Верхние и нижние дыхательные пути. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания и их предупреждение | Выделяют существенные признаки процессов дыхания и газообмена. Распознают на таблицах органы дыхательной системы |
| Газообмен в лёгких и тканях | Сравнивают газообмен в лёгких и тканях. Делают выводы на основе сравнения |
| Механизм дыхания. Дыхательные движения: вдох и выдох. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды | Объясняют механизм регуляции дыхания |
| Жизненная ёмкость лёгких. Вред табакокурения. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Лабораторная работа № 11 Дыхательные движения. Измерение жизненной ёмкости лёгких. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе. | Приводят доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики лёгочных заболеваний. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях. Находят в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, вреде табакокурения и оформляют её в виде рефератов, докладов |
Пищеварение (6 часов) | ||
| Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции | Выделяют существенные признаки процессов питания и пищеварения. Распознают на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы |
| Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа № 12 Действие ферментов слюны на крахмал. Самонаблюдение № 3: Определение положения слюнных желёз. Движение гортани при глотании. | Раскрывают особенности пищеварения в ротовой полости. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов |
| Пищеварение в желудке и кишечнике. | Объясняют особенности пищеварения в желудке и кишечнике. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов |
| Всасывание питательных веществ в кровь. Тонкий и толстый кишечник. Барьерная роль печени. Аппендикс. Первая помощь при подозрении на аппендицит | Объясняют механизм всасывания веществ в кровь. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы |
| Регуляция пищеварения. Открытие условных и безусловных рефлексов. Нервная и гуморальная регуляция пищеварения | Объясняют принцип нервной и гуморальной регуляции пищеварения |
| Гигиена питания. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика. Наиболее опасные кишечные инфекции | Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы в повседневной жизни |
Обмен веществ и энергии (4 часа) | ||
| Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, углеводов, жиров, воды и минеральных солей. Ферменты и их роль в организме человека. Механизмы работы ферментов. Роль ферментов в организме человека | Выделяют существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека. Описывают особенности обмена белков, углеводов, жиров, воды, минеральных солей. Объясняют механизмы работы ферментов. Раскрывают роль ферментов в организме человека |
| Витамины и их роль в организме человека. Классификация витаминов. Роль витаминов в организме человека | Классифицируют витамины. Раскрывают роль витаминов в организме человека. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики авитаминозов |
| Основной и общий обмен. Энергетическая емкость (калорийность) пищи. Рациональное питание. Нормы и режим питания. Лабораторная работа № 13 Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат. | Обсуждают правила рационального питания |
Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (5 часов) | ||
| Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Производные кожи. Самонаблюдение № 4 Изучение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти. Определение типа своей кожи с помощью бумажной салфетки | Выделяют существенные признаки покровов тела, терморегуляции. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов |
| Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи. Гигиена кожных покровов. Гигиена одежды и обуви Самонаблюдение № 5: Определение совместимости шампуня с особенностями местной воды. | Приводят доказательства необходимости ухода за кожей, волосами, ногтями, а также соблюдения правил гигиены |
| Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях, профилактика поражений кожи | Приводят доказательства роли кожи в терморегуляции. Осваивают приёмы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова |
| Выделение и его значение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение | Выделяют существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма. Распознают на таблицах органы мочевыделительной системы. Объясняют роль выделения в поддержании гомеостаза. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы |
Нервная система (7 часов) | ||
2. Рефлекторный принцип работы нервной системы. | Значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности | Раскрывают значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности |
3. Строение нервной системы. Спинной мозг | Строение нервной системы. Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная (автономная). Спинной мозг. Спинномозговые нервы. Функции спинного мозга | Определяют расположение спинного мозга и спинномозговых нервов. Распознают на наглядных пособиях органы нервной системы. Раскрывают функции спинного мозга |
4. Строения головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка | Головной мозг. Отделы головного мозга и их функции. Лабораторная работа № 14Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функциями мозжечка и среднего мозга. Изучение рефлексов продолговатого и среднего мозга | Описывают особенности строения головного мозга и его отделов. Раскрывают функции головного мозга и его отделов. Распознают на наглядных пособиях отделы головного мозга |
5. Функции переднего мозга | Передний мозг. Промежуточный мозг. Большие полушария головного мозга и их функции | Раскрывают функции переднего мозга |
6. Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы 7. Обобщающий урок по теме «Нервная система» | Вегетативная нервная система, её строение. Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы. Лабораторная работа № 15 Штриховое раздражение кожи (тест) | Объясняют влияние отделов нервной системы на деятельность органов. Распознают на наглядных пособиях отделы нервной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов |
Анализаторы. Органы чувств (5 часов) | ||
| Понятие об анализаторах | Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов чувств |
| Строение и функции зрительного анализатора. Лабораторная работа № 16 | Выделяют существенные признаков строения и функционирования зрительного анализатора |
| Заболевания органов зрения и их предупреждение. Лабораторная работа № 17 Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением, а также зрительные, слуховые, тактильные иллюзии. | Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения |
| Слуховой анализатор, его строение, функции. Лабораторная работа № 18 Определение остроты слуха. | Выделяют существенные признаки строения и функционирования слухового анализатора. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений слуха |
| Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание. Обоняние. Вкус. | Выделяют существенные признаки строения и функционирования вестибулярного, вкусового и обонятельного анализаторов. Объясняют особенности кожно-мышечной чувствительности. Распознают на наглядных пособиях различные анализаторы |
Высшая нервная деятельность. Поведение, психика (6 часов) | ||
| Вклад И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и других отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. | Характеризуют вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности |
| Безусловные и условные рефлексы. Инстинкты Особенности поведения человека. Врождённое и приобретённое поведение. Лабораторная работа № 18 Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа. | Выделяют существенные особенности поведения и психики человека. Объясняют роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека |
| Сон и бодрствование. Значение сна | Характеризуют фазы сна. Раскрывают значение сна в жизни человека |
| Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь. Мышление. Внимание. Память и обучение. Виды памяти. Расстройства памяти. Способы улучшения памяти. | Характеризуют особенности высшей нервной деятельности человека, раскрывают роль речи в развитии человека. Выделяют типы и виды памяти. Объясняют причины расстройства памяти. Проводят биологическое исследование, делают выводы на основе полученных результатов |
| Волевые действия. Эмоциональные реакции. Физиологические основы внимания Лабораторная работа № 18 Изменение числа колебаний образа усечённой пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом. Темперамент и характер. Способности и одаренность. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека. | Объясняют значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей в жизни человека. Выявляют особенности наблюдательности и внимания |
Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 часа) | ||
| Органы эндокринной системы и их функционирование. Единство нервной и гуморальной регуляции | Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы. Устанавливают единство нервной и гуморальной регуляции |
| Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение. | Раскрывают влияние гормонов желез внутренней секреции на человека |
Индивидуальное развитие организма (5 часов) + Здоровый образ жизни (1 ч) | ||
| Особенности размножения человека. Половые железы и половые клетки. Половое созревание | Выделяют существенные признаки органов размножения человека |
| Закон индивидуального развития. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды | Определяют основные признаки беременности. Характеризуют условия нормального протекания беременности. Выделяют основные этапы развития зародыша человека |
| Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, алкоголя, наркотиков. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика | Раскрывают вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики вредных привычек, инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции. Характеризуют значение медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека |
| Рост и развитие ребёнка после рождения. Темперамент. Черты характера. Индивид и личность | Определяют возрастные этапы развития человека. Раскрывают суть понятий «темперамент», «черты характера» |
| Адаптация организма к природной и социальной среде. Поддержание здорового образа жизни | Приводят доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека. Характеризуют место и роль человека в природе. Закрепляют знания о правилах поведения в природе. Осваивают приёмы рациональной организации труда и отдыха. Проводят наблюдений за состоянием собственного организма |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 5 класс (УМК В.В.Пасечника) ФГОС
Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.), рассчитанной ...
Рабочая программа по биологии по программе В.В.Пасечника ФГОС
Пояснительная записка, тематическое планирование и КИМы по 5 классу ФГОС...
Жизнедеятельность клетки. урок биологии 5 кл. по учебнику В.В. Пасечник ФГОС
урок с применением ИКТ и ЭОР...
Рабочая программа для 5 класса по биологии. Пасечник. ФГОС.
Составленная программа аппробирована в 2014 - 2015 году....
Рабочая программа по биологии в 5 классе.( В.В.Пасечник, ФГОС)
Рабочая программа...
Методическая разработка обобщающего урока "Органы цветковых растений" , УМК Пасечник (ФГОС)
Методическая разработка обобщающего урока по теме "Органы цветковых растений" включает технологическую карту, конспект, презентацию ....
КТП Биология 6 кл. Пасечник.ФГОС
КТП ФГОС .Биология 6кл. Пасечник...