Жизнедеятельность клетки. урок биологии 5 кл. по учебнику В.В. Пасечник ФГОС
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Гатаулина Елена Юсуповна

урок с применением ИКТ и ЭОР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhiznedeyatelnost_kletki.docx22.5 КБ
Microsoft Office document icon pril2.doc28 КБ
Microsoft Office document icon pril3.doc887.5 КБ

Предварительный просмотр:

Жизнедеятельность клетки.

1 этап: оргмомент. Учитель приветствует учащихся, создает доброжелательную атмосферу, проверяет готовность рабочего места учащихся. Учащиеся приветствуют учителя.

2 этап: мотивация, актуализация знаний.

3 этап: целеполагание. Подводит к постановке цели – используя знания о клетке, доказать, что клетка обладает признаками живого организма.

4 этап: изучение нового материала. Процессы жизнедеятельности клетки (дыхание, питание, обмен веществ, размножение, рост.)

5 этап: информация о домашнем задании. Изучить п. 8, доработать опорный конспект, приготовить вопросы.

6 этап: Закрепление материала. Сказка и ответы на вопросы.

Цели по содержанию:

  • Образовательная: способствовать ознакомлению с процессами жизнедеятельности клетки, раскрытию взаимосвязей между строением и функциями клетки; должны усвоить понятия: жизнь, жизнедеятельность клетки, дыхание, питание, рост, размножение клетки, движение цитоплазмы.
  • Развивающая: продолжить развитие умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
  • Воспитательная: создать условия для учения с увлечением, воспитывать самостоятельность, способствовать формированию коммуникативных качеств у учащихся, развитию способностей конкретизировать, анализировать, обобщать.

Задачи:

  • Закрепить первичные сведения о клетке.
  • Раскрыть представление о клетке как структурной и функциональной единице живого.
  • Показать практическое применение полученных знаний.

Оборудование: ноутбук, презентация в программе Power Point, раздаточный материал (конверты с заданием), журнал наблюдений (опорный конспект для заполнения), оборудование для демонстрации опыта.

Ход урока

Презентация слайд 1. 

Мы находимся в несколько необычных условиях, а для того, чтобы наша встреча не была бесполезной, мы должны сотрудничать. Представьте, что мы обитатели другой планеты, и сегодня путешествуем на планету Земля.  Для любого путешественника необходимо: журнал наблюдений (тетради на печатной основе) лежит на парте, письменные принадлежности и хорошее настроение. Какие живые организмы вы можете встретить здесь? И первые организмы, которых мы встречаем в изучении предмета биологии – это растения.

1. Подготовка к восприятию нового материала (Актуализация знаний).

Фронтальная беседа.

Cлайд 2. А из чего состоят все растения, как и любой другой живой организм? Ребята, еще Козьма Прутков говорил: “Отыщи всему начало, и ты многое поймешь”. Вспомним, какое строение имеет клетка?

 Cлайд 3. И для этого, вам предстоит выполнить задание №1,2 (приложение №2), лежит на парте . Прочитать внимательно. Закончите предложения. При этом идет демонстрация.

 Cлайд 4. Назовите органоиды клетки.

ЭОР ХИМ. СОСТАВ.

2. Изучение нового материала.

Мы вспомнили строение клетки, её хим. состав, а сегодня мы с вами погрузимся в тайну жизни клетки. Как вы понимаете термин жизнь? - Жизнь это совокупность явлений происходящих в организмах. Давайте вспомним процессы, характеризующие жизнь? Слайд 5. Сегодня, мы попробуем доказать, что данные процессы характерны и для клетки.

Посмотрите внимательно на слайд. И попробуйте сформулировать тему  урока. (запись в тетрадь темы урока) Слайд 6.

 А начнем работу с просмотра слайда. Слайд 7.  Вам предстоит определить к какому из перечисленных процессов может относиться то, что вы увидите на экране /дыхание клетки/.  Обозначьте на схеме опорного конспекта поступление кислорода и выделение угл. газа.

Что еще необходимо клетке для нормальной жизнедеятельности? Питание. А для того чтобы узнать, каким образом обеспечивается эта важнейшая потребность, предлагаю посмотреть видеофрагмент. Слайд 8-9. Благодаря полупроницаемости клеточной оболочки, регулирует поступление веществ. (отметьте в конспектах поступление веществ в клетку). Записи в листок. 

Ребята, как вы думаете, что дальше происходит с веществами, которые поступили в клетку? Питательные вещества перемещаются по всей клетке и удаляются не нужные, при помощи цитоплазмы. Слайд 10-11. Сейчас самостоятельно запишите в конспектах Значение движения цитоплазмы.

Вы знаете, что клеток в организме очень много, так вот, цитоплазма одной живой клетки не изолирована, а соединяется через поры соседних клеток, и все клетки взаимосвязаны. ЭОР.

Но иногда, клетки постепенно изнашиваются и гибнут. И чтобы жизнь организма продолжалась, он должен производить новые с той же скоростью, с какой умирают старые. Скорость деления у клеток разная, а принцип деления один. Доп. мат. Стр. 46.

Слайд 12-13. Деление – сложный процесс, который состоит из последовательных этапов. Делению предшествует деление ядра. Ядро увеличивается, хорошо заметны тельца, цилиндрической формы – хромосомы. Они передают наследственные признаки от клетки к клетке. Хромосомы копируют себя, образуются две одинаковые части. В ходе деления части хромосомы расходятся к разным полюсам клетки. В ядрах каждой новой клетки их становится столько же как и в материнской клетке. Каждое растение содержит в клетках определенное количество хромосом. У томата их 24, у картофеля 48. Дополнительный материал. Стр. 46. Деление клеток картофеля можно представить схемой

Составьте схему деления клеток. У вас лежат разрезанные карточки в конверте №2 (приложение №3) из которых необходимо правильно расставить этапы, проверка на экране. Презентация слайд 8. Как должно быть проверьте. Отложите конверты с заданием.

Посмотрите на доску, какой из процессов жизнедеятельности мы не рассмотрели. Конечно.

Слайд 14. А для этого вы поработаете самостоятельно учебник на странице 45. Как происходит рост клетки и его значение. Проверяем. Как же происходит рост клетки…….молодые клетки содержат много вакуолей, в которых накапливаются питательные вещества, постепенно вакуоль увеличивается до одной большой вакуоли. ЭОР. Значение – рост растения. Отсюда название растение, что оно постоянно растет.

3. Домашнее задание.

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели все процессы жизнедеятельности (отметить на конспекте название процессов), но если посмотрим на ваш опорный конспект, то увидим, что заполнен не полностью. Так вот вашим домашним заданием будет: закончить конспект наклеить схему деления, зарисовать рост клетки, подготовить вопросы, а дополнительно – ответить на вопрос, лежит на ваших столах. П. 9.

4. Закрепление.

ЭОР  67-68.

А сейчас, мы еще раз зайдем в гости к нашей таинственной клетке. И для этого прочитаем сказку. Слайд 15. Сказка о житие – бытие растительной клетки

Загляните на часок
В нашу клетку-теремок,
В цитоплазме там и тут
Органоиды живут.
Там такое происходит -
Цитоплазма кругом ходит,
Помогает то движенье
В клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук,
Удивился б Роберт Гук.
В клетку пища поступает
Очень даже непростая,
Днем и ночью круглый год
Поступает кислород.
Должен пищу он окислить,
А из клетки – углекислый.
Часть веществ построит клетку,
(Так растет листок иль ветка)
Часть – отложится в запас,
Что не нужно в тот же час
Удаляется из клетки.
Коли пища поступает,
Клетка быстро подрастает.
Наступает миг деленья,
Это не одно мгновенье.
Длится рост и размножение
Столько, сколь живет растение.
И название “растение”
Получило объяснение.
Мы вам сказку рассказали.
Что о клетке вы узнали?

Прочитайте сказку еще раз, самостоятельно, отметьте, какие процессы происходят в клетке? Клетка обладает всеми свойствами живых организмов, поэтому КЛЕТКА – ЖИВАЯ. Презентация слайд 16.

И вернемся к началу урока, как бы вы назвали тему __________. Оказывается и я назвала ее также. (жизнедеятельность клетки; жизнь клетки – вариантов много)

Возвращение к цитате, которая написана на доске!

Ну, вот мы и побыли в гостях у клетки – единице всего живого на Земле. А сейчас, возвращаемся на нашу выдуманную планету, для того, чтобы на следующем уроке вновь вернутся, и познать новые тайны живой природы. 

Рефлексия.

Оценивание работы.



Предварительный просмотр:

Приложение №2.

ЗАДАНИЕ №1

Закончите предложения: “С поверхности клетка покрыта…………………………….. Большая часть клетки заполнена полужидким веществом………………, в котором есть полости………………,заполненные клеточным соком, и плотное тельце …………….. Окраска растений зависит от присутствия в них ………………… Зеленый цвет растений обусловлен наличием……………….”.  

ЗАДАНИЕ №2

Вставить пропущенные буквы в терминах : ..б.. лочка, ц..топлазма, ..дро,  ..др..шко, в..куоли, пл..стиды, хл..р..пласты, п..гмент, хл..р..филл.

Приложение №2.

ЗАДАНИЕ №1

Закончите предложения: “С поверхности клетка покрыта…………………………….. Большая часть клетки заполнена полужидким веществом………………, в котором есть полости………………,заполненные клеточным соком, и плотное тельце …………….. Окраска растений зависит от присутствия в них ………………… Зеленый цвет растений обусловлен наличием……………….”.  

ЗАДАНИЕ №2

Вставить пропущенные буквы в терминах : ..б.. лочка, ц..топлазма, ..дро,  ..др..шко, в..куоли, пл..стиды, хл..р..пласты, п..гмент, хл..р..филл.



Предварительный просмотр:

Приложение №3.

Задание 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Органические вещества клетки. урок биологии 10 класс

Презентация для использования на уроке общей биологии в 10 классе "Органические вещества клетки", содержит материал по строению, функциям углеводов, липидов и АТФ....

Рабочая программа по биологии 5 класс (УМК В.В.Пасечника) ФГОС

Рабочая  программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством  В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.), рассчитанной ...

Рабочая программа по биологии 5-9 классы. В. В Пасечник ФГОС

Рабочая программа включает пояснительную записку, требования к результатам, предметные, метапредметные, личностные  результаты, содержание , тематическое планирование  по классам, учебно-мет...

Проверочная работа по теме "Строение клетки" для 5 класса по программе В.В.Пасечник (ФГОС).

Проверочная работа по теме "Строение клетки" для 5 класса по программе В.В.Пасечник (ФГОС)  представляет собой презентацию с анимацией. В ней представлени 4 различных типа заданий с вар...

Жизнедеятельность клетки. Урок биологии в 5 классе. ФГОС ООО.

Жизнедеятельность клетки. Урок биологии в 5 классе. Учитель Гомбоева Татьяна Александровна. Урок по требованиям ФГОС ООО....

Рабочая программа по биологии 6 класс по учебнику В. В. Пасечника (ФГОС)

Эта рабочая программа составлена для учащихся 6 класса по учебнику В. В. Пасчника (ФГОС) "Многообразие покрытосеменных растений"...