Методическая разработка обобщающего урока "Органы цветковых растений" , УМК Пасечник (ФГОС)
учебно-методический материал по биологии (6 класс) по теме
Методическая разработка обобщающего урока по теме "Органы цветковых растений" включает технологическую карту, конспект, презентацию .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_organy_tsvetkovyh_rasteniy.docx | 474.12 КБ |
obobshchayushchiy_urok_po_teme_organy_tsvetkovogo_rasteniya_1.pptx | 1.08 МБ |
konspekt_uroka_1.docx | 412.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учитель: Тарасова В.М.
Предмет: Биология. Класс: 6
Тема урока: Особенности строения цветковых растений
УМК: Пасечник В.В., Биология. 6 класс. Многообразие покрытосеменных растений.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цель: повторить и систематизировать знания учащихся по теме «Органы цветковых растений» для подготовки обучающихся к контрольной работе.
Задачи:
- Образовательная – закрепить, обобщить и систематизировать знания об органах цветковых растений, проверить теоретические знания учащихся и их практические навыки.
- Развивающая – формирование интеллектуальных умений: сравнивать объекты, выявлять взаимосвязь между строением и функциями; применять теоретические знания для решения практических задач; развивать умение логически мыслить, выдвигать гипотезы, доказывать.
- Воспитательная – воспитывать познавательный интерес к предмету, бережное отношение к растениям; воспитывать аккуратность, внимательное отношение к ответам товарищей.
Формы работы: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Методы обучения: частично-поисковый, наглядный, применение знаний, игровой, рефлексивный.
Универсальные учебные действия
- Личностные: аккуратность, внимательное и бережное отношение к растениям и природе в целом.
- Регулятивные: планирование своей деятельности, самоконтроль, рефлексия.
- Познавательные: умение формулировать ответы на вопросы, критическое осмысление полученных знаний, умение применения на практике.
- Коммуникативные: действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров.
Оборудование: Таблички (органы растений), презентация, карточки-задания, картинки, оценочные фишки (зелёный лист, жёлтый лист, цветок, яблоко).
Применяемые технологии: классно-урочная деятельность, элементы сингапурской методики.
Карта урока
Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | УУД | время |
1.Организационный этап | |||
Приветствие учащихся. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок. | Рассаживаются по парам. | Слушают учителя. | 1-2 мин |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | |||
Постановка учебных задач Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. Обеспечивает мотивацию выполнения…
| Участвуют в формировании задач урока. Отвечают на вопросы учителя. | Фиксируют проблему. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. | 2-3 мин |
3. Актуализация знаний | |||
Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. Задание 1: Какие органы растения вы знаете? слайд 2 Какой из органов растения на ваш взгляд самый важный? см. карточки, прикрепленные в углах кабинета. (стебель, корень, цветок, лист) | Учащиеся выбирают вариант ответа и следуют к соответствующей табличке, которые находятся в углах класса и в парах объясняют свой выбор, дают определения органам. | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. Воспринимают ответы обучающихся; Участвуют в обсуждении содержания материала. Учатся формулировать собственное мнение и позицию. | 3-4 мин |
4. Переход к этапу решения частных задач. Применение знаний и умений в новой ситуации. | |||
Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. Оценивает выполнение каждой операции. Задание 2: Рассмотрите картинки растений (фикус, шиповник, вороний глаз, кукуруза) и за полните таблицу (см. Приложение 1,2) слайд 3 Проверка по заполненной таблице, слайд 4. | Работают в команде, выполняет письменную работу, по окончании обсуж дают друг с другом. Фронтальная проверка по слайду 4. | Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. Закрепление и взаимопроверка знаний о листе. Осуществляют работу по выполнению отдельных операций (сравнение листьев) | 15-20мин |
Задание 3.Ответы на вопросы по корню: -Какие типы корневых систем вы знаете?- слайд 5. (отвечает тот, кто выше) 2.Какие функции выполняет корень? (отвечает тот, у кого светлее волосы). | Работают в случайных парах. Поблагодарили партнеров, заняли свои рабочие места. | Участвуют в обсуждении содержания материала. Закрепление и взаимопроверка знаний о корне. Проводят исследование текста. Закрепление и взаимопроверка знаний о цветке. Осуществляют самоконтроль. | |
Задание 4: Записать названия частей цветка, используя рисунок, проверка по слайду 6. См. Приложение 4. Учитель осуществляет:
| Подписывают части цветка по рисунку согласно нумерации. | Закрепление и самопроверка знаний о цветке. Рефлексия своих действий. Осуществляют:
| |
Задание 5. Что произошло бы, если бы не было стебля? Слайд 7. | Высказывают свои предположения Слушают друг друга | Осуществляют анализ, находят причинно –следственные связи, выдвигают гипотезы, обосновывают мнение. | |
5. Обобщение и систематизация знаний | |||
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке Задание 6. Заполните в тексте пропуски, используя предложенные термины. См. Приложение 3 Проверка по слайду 8. | Выполняют упражнение в тетради. По очереди комментируют. Обосновывают выбор написания терминов | Учащиеся сверяют свои ответы и оценивают свою работу: Мах -7 баллов. 7 баллов – «5», 5-6 балл – «4», 3-4 балла –«3». Осуществляют:
| 6 мин |
Физминутка | |||
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | |||
Диагностическая работа (на выходе): - организация дифференцированной коррекционной работы | Задают вопросы по теме урока | Отработка операций, в которых допущены ошибки. | 5 мин |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении | |||
Задает домашнее задание: готовится к контрольной работе | Записывают | Планируют свою деятельность | 1мин |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) | |||
Благодарит за проделанную работу. Организует оценочные высказывания обучающихся; беседу, связывая результаты урока с его целями Слайд 9. Оцените, насколько интересен и полезен был сегодня урок, разместите на «Дереве творчества» цветы, плоды, листья. см приложение 5. (яблоко, цветок, зеленый и желтый лист). Выставляет оценки в журнал | Рефлексия своих действий, подводят итоги урока. Расскажите по схеме: я знаю запомнил
| Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции пройденного материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) | 3 мин |
Приложение1
Приложение 2. Таблица к заданию 2.
Название растения | Листья простые или сложные | Черешковые или сидячие | Листораспо- ложение | Жилкование листьев |
1.Фикус | Простые | Черешковые | Очередное | Сетчатое |
2.Шиповник | Сложные | Черешковые | Очередное | Сетчатое |
3.Вороний глаз | Простые | Сидячие | Мутовчатое | Сетчатое |
4.Кукуруза | Простые | Сидячие | Очередное | Параллельное |
Приложение 3 .к заданию 6
1.Цветок - это орган________________ размножения. 2.Стебель, на котором расположен цветок называется _______________.3.Она расширяется и образует _________________, на котором располагаются все остальные части цветка. 4. Снаружи цветка расположен околоцветник. 5.Если его листочки однородные, то он простой. 6.Его наружные листочки образуют _______________, а внутренние, часто ярко окрашенные ________________. 7. Главные части цветка – это ______________ и _____________________.
Слова для справки: Внимание! Есть лишние слова! Околоцветник, чашечка, семенного, цветоножкой, цветоложе, венчик, тычинки, пыльник, пестик, рыльце, столбик, завязь.
Приложение 4 к заданию 4.
Приложение 5. Рефлексия
- Яблоко – урок прошел полезно, плодотворно.
- Цветок – урок хороший.
- Зеленый листик – иногда на уроке мне было не интересно.
- Желтый листик – плохой урок, я не удовлетворен.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какой из органов растения на ваш взгляд самый важный? (стебель, корень, цветок, лист)
фикус шиповник в ороний глаз кукуруза
Проверяем Название растения Простые или сложные Черешковые или сидячие Листораспо - ложение Жилкование листьев 1.Фикус Простые Черешковые Очередное Сетчатое 2.Шиповник Сложные Черешковые Очередное Сетчатое 3.Вороний глаз Простые Сидячие Мутовчатое Сетчатое 4.Кукуруза Простые Сидячие Очередное Параллельное
стержневая мочковатая Типы корневых систем
З аполните в тексте пропуски, используя предложенные термины. 1.Цветок - это орган размножения. 2.Стебель, на котором расположен цветок называется . 3.Она расширяется и образует , на котором располагаются все остальные части цветка. 4. Снаружи цветка расположен околоцветник. 5.Если его листочки однородные, то он простой. 6.Его наружные листочки образуют , а внутренние, часто ярко окрашенные . 7. Главные части цветка – это и . Слова для справки : Внимание! Есть лишние слова! Околоцветник, чашечка, семенного, цветоножкой, цветоложе, венчик, тычинки, пыльник, пестик, рыльце, столбик, завязь. семенного тычинки пестик ц цветоножкой цветоложе чашечку венчик
Строение цветка чашечка завязь пыльник цветоножка рыльце столбик лепесток тычиночная нить 1 2 3 4 5 6 7 8
Дерево творчества Урок прошёл полезно, плодотворно. Урок хороший Иногда на уроке мне было не интересно Плохой урок, я не удовлетворен
Д/зад.: Составить кроссворд «Органы цветковых растений» Выполнить творческую работу на тему «Использование человеком различных органов растения».
СПАСИБО ЗА УРОК!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «МОУ средняя общеобразовательная школа № 120» Московского муниципального района г. Казани Республики Татарстан
Конспект урока по биологии в 6 классе
с использованием структур
Сингапурской системы обучения.
«Обобщающее повторение по теме «Органы цветкового растения».
подготовила
учитель биологии
школы №120
Тарасова В.М.
г.Казань
2015
Урок биологии в 6 классе с применением структур сингапурской методики. УМК по биологии для 6 класса под руководством В.В.Пасечника, что соответствует ФГОС основного общего образования.
Тема: Органы цветковых растений
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Органы цветковых растений».
Задачи:
- Образовательная – закрепить, обобщить и систематизировать знания об органах цветковых растений в занимательной игровой форме, проверить теоретические знания учащихся и их практические навыки.
- Развивающая – продолжить формирование интеллектуальных умений: сравнивать объекты, выявлять взаимосвязь между строением и функциями; применять теоретические знания для решения практических задач; развивать умение логически мыслить, выдвигать гипотезы, доказывать.
- Воспитательная – воспитывать познавательный интерес к предмету, бережное отношение к растениям; воспитывать аккуратность, внимательное отношение к ответам товарищей.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний.
Формы работы: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Методы обучения: частично-поисковый, наглядный, применение знаний, игровой, рефлексивный.
Универсальные учебные действия
- Личностные: аккуратность, внимательное и бережное отношение к растениям и природе в целом.
- Регулятивные: планирование своей деятельности, самоконтроль, рефлексия.
- Познавательные: умение формулировать ответы на вопросы, критическое осмысление полученных знаний, умение применения на практике.
- Коммуникативные: действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров.
Коммуникативные: действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров.
Оборудование: таблички «МЭНЭДЖ МЭТ», Таблички (органы растений), номера столов, презентация, карточки-задания, картинки, оценочные фишки (зелёный лист, жёлтый лист, цветок, яблоко).
Применяемые технологии: классно-урочная деятельность с использованием структур Сингапурской системы обучения.
Ход урока:
I. Организационный момент. ( сигнал тишины и привлечения внимания)
-На столах лежат каточки «МЭНЭДЖ МЭТ», определите своё место. Поздоровайтесь со своим партнером по лицу и по плечу. Дайте «пять».
II. Обобщение и повторение.
Задание 1: Какой из органов растения на ваш взгляд самый важный? (стебель, корень, цветок, лист) КОНЕРС
Учащиеся выбирают вариант ответа и следуют к соответствующей табличке и в парах объясняют свой выбор (ТАЙМД-ПЭА-ШЭА), дают определения органам.
Задание 2:Используем структуру ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН ( подумай-запиши-обсуди команда выполняет письменную работу, по окончании обсуждают друг с другом )
Рассмотрите картинки растений (фикус, шиповник, вороний глаз, кукуруза) и заполните таблицу
Название растения | Простые или сложные | Черешковые или сидячие | Листораспо- ложение | Жилкование листьев |
1.Фикус | Простые | Черешковые | Очередное | Сетчатое |
2.Шиповник | Сложные | Черешковые | Очередное | Сетчатое |
3.Вороний глаз | Простые | Сидячие | Мутовчатое | Сетчатое |
4.Кукуруза | Простые | Сидячие | Очередное | Параллельное |
Партнеры по плечу 1 и 2 работают с фикусом и шиповником, 3 и 4-вороний глаз и кукуруза, а затем передают листочки партнерам по лицу, обсуждают свои ответы в команде.
Учитель спрашивает ответы учеников № 1 каждого стола по очереди.
Задание 3: Ребята смешиваются под музыку, образуют пару, когда прекращается музыка.
Учитель:
1.Какие типы корневых систем вы знаете?- отвечает тот, кто выше
Ответ (стержневая и мочковатая).(РЕЛЛИ РОБИН)
Играет музыка
Учитель:
2.Какие функции выполняет корень?- отвечает тот, у кого светлее волосы.
Ответ – 1.удерживает в почве; 2.всасывание воды и минеральных веществ;3. Запасание питательных веществ.(ТАЙМД-ПЭА-ШЭА)
Поблагодарили партнеров, заняли свои рабочие места.
Задание 4: Используем структуру СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ (Каждый ученик выполняет письменно одно задание на отдельных листочках, по окончании передают друг другу по кругу ).
Учитель: заполните в тексте пропуски, используя предложенные термины.
1.Цветок - это орган________________ размножения. 2.Стебель, на котором расположен цветок называется _______________.3.Она расширяется и образует _________________, на котором располагаются все остальные части цветка. 4. Снаружи цветка расположен околоцветник. 5.Если его листочки однородные, то он простой. 6.Его наружные листочки образуют _______________, а внутренние, часто ярко окрашенные ________________. 7. Главные части цветка – это ______________ и _____________________.
Слова для справки: Внимание! Есть лишние слова! Околоцветник, чашечка, семенного, цветоножкой, цветоложе, венчик, тычинки, пыльник, пестик, рыльце, столбик, завязь.
Задание 5: Используется структура РАУНД ТЭЙБЛ – учащиеся выполняют одну работу на одном листе. По очереди записать названия частей цветка, используя рисунок на слайде презентации. Проверка выполнения задания (партнеры по лицу 2-3 зачитывают ответы по очереди)
Задание 6:
III. Рефлексия: «Дерево творчества»
(Демонстрация слайдов , музыкальное сопровождение «Как прекрасен этот мир»)
Учитель. Спасибо вам за работу на уроке. Вы такие молодцы, мне было очень приятно с вами работать. А теперь оцените, насколько интересен был сегодня урок, разместите на «Дереве творчества» цветы, плоды, листья.
- Яблоко – урок прошел полезно, плодотворно.
- Цветок – урок хороший.
- Зеленый листик – иногда на уроке мне было не интересно.
- Желтый листик – плохой урок, я не удовлетворен.
.
Заполните в тексте пропуски, используя предложенные термины.
1.Цветок - это орган________________ размножения. 2.Стебель, на котором расположен цветок называется _______________.3.Она расширяется и образует _________________, на котором располагаются все остальные части цветка. 4. Снаружи цветка расположен околоцветник. 5.Если его листочки однородные, то он простой. 6.Его наружные листочки образуют _______________, а внутренние, часто ярко окрашенные ________________. 7. Главные части цветка – это ______________ и _____________________.
Слова для справки: Внимание! Есть лишние слова! Околоцветник, чашечка, семенного, цветоножкой, цветоложе, венчик, тычинки, пыльник, пестик, рыльце, столбик, завязь.
Заполните в тексте пропуски, используя предложенные термины.
1.Цветок - это орган________________ размножения. 2.Стебель, на котором расположен цветок называется _______________.3.Она расширяется и образует _________________, на котором располагаются все остальные части цветка. 4. Снаружи цветка расположен околоцветник. 5.Если его листочки однородные, то он простой. 6.Его наружные листочки образуют _______________, а внутренние, часто ярко окрашенные ________________. 7. Главные части цветка – это ______________ и _____________________.
Слова для справки: Внимание! Есть лишние слова! Околоцветник, чашечка, семенного, цветоножкой, цветоложе, венчик, тычинки, пыльник, пестик, рыльце, столбик, завязь.
Заполните в тексте пропуски, используя предложенные термины.
1.Цветок - это орган________________ размножения. 2.Стебель, на котором расположен цветок называется _______________.3.Она расширяется и образует _________________, на котором располагаются все остальные части цветка. 4. Снаружи цветка расположен околоцветник. 5.Если его листочки однородные, то он простой. 6.Его наружные листочки образуют _______________, а внутренние, часто ярко окрашенные ________________. 7. Главные части цветка – это ______________ и _____________________.
Слова для справки: Внимание! Есть лишние слова! Околоцветник, чашечка, семенного, цветоножкой, цветоложе, венчик, тычинки, пыльник, пестик, рыльце, столбик, завязь.
Название растения | Простые или сложные | Черешковые или сидячие | Листораспо- ложение | Жилкование листьев |
1.Фикус | ||||
2.Шиповник | ||||
3.Вороний глаз | ||||
4.Кукуруза | ||||
Название растения | Простые или сложные | Черешковые или сидячие | Листораспо- ложение | Жилкование листьев |
1.Фикус | ||||
2.Шиповник | ||||
3.Вороний глаз | ||||
4.Кукуруза | ||||
Название растения | Простые или сложные | Черешковые или сидячие | Листораспо- ложение | Жилкование листьев |
1.Фикус | ||||
2.Шиповник | ||||
3.Вороний глаз | ||||
4.Кукуруза |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ "Обмен веществ и превращение энергии. Перспективы практического использования фотосинтеза"
Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ. по теме "Обмен веществ и превращение энергии.Перспективы практического использования фотосинтеза" с приложениями и презентацией....
Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»
Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»...
Урок "Органы цветкового растения"
Урок биологии проводится в 6 классе. Этот урок позволяет закрепить, обобщить и систематизировать знания учащихся об органах цветковых растений в занимательной игровой форме, проверить их теоретические...
Методическая разработка урока "Органы цветкового растения"
Знакомство с органами цветкового растения и их многообразием....
Презентация к уроку "Органы цветкового растения"
Презентация к уроку "Органы цветкового растения"...
Урок « Органы цветкового растения» 6 класс
Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о строении и значении органов покрытосеменных растений.Задачи урока.1.Образовательные: -систематизировать и закрепить знания уч...