Использование игры как нетрадиционной формы обучения на уроках биологии.
статья по биологии (7 класс) по теме
В данной статье раскрыта роль игровой технологии в развитии познавательной деятельности обучающихся с нарушенным слухом, а также описаны этапы проведения игры и основные результаты применения этой технологии обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sozontova.doc | 31.5 КБ |
statya_sozontova.doc | 31.5 КБ |
igra.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Созонтова Людмила Николаевна,
учитель биологии
ГОУ СО «СКОШИ№126» г. Екатеринбург
Использование игры как нетрадиционной формы
обучения на уроках биологии.
Значение познавательной активности для учебного процесса в коррекционной школе заключается в том, что она является мотивом учения, стимулирует волю и внимание, облегчает процесс усвоения материала, повышает работоспособность, компенсирует и коррегигует недостатки психического развития слабослышащего ребенка (Р.М.Боскис, С.А.Зыков, Б.Д.Корсунская).
Практический опыт показывает, что относительно низкий познавательный интерес у слабослышащих учащихся к усвоению биологических знаний вызван следующими причинами:
1.Трудностью усвоения учебного материала из-за недостаточного развития словесной речи, словесно-логического мышления.
2.Относительно небольшим объемом знаний фактического материала.
3.Ограниченными возможностями своевременного получения информации из-за снижения слуха, недоступности слабослышащими учащихся средств массовой информации.
4. Трудностью и недостаточной эффективностью работы с учебниками общеобразовательных школ, написанными сложным языком, с ограниченным количеством иллюстративного материала.
Все эти проблемы заставляют меня, как учителя биологии, искать новые пути, использовать различные методы и приемы обучения предмету. Как сделать, чтобы каждый урок был интересным, а учебный материал доступным? Поэтому наряду с существующими традиционными формами (тестирование, тематические вопросы, диктанты) активизации познавательной деятельности в своей практике применяю и нетрадиционные формы (игра, викторина).
«Учить, играя» - заповедь современной школы, которую можно использовать и при обучении слабослышащих учащихся на уроках биологии.
Занимательные уроки проводятся в необычной нетрадиционной форме. Это могут быть: Уроки-соревнования, Уроки-игры, Уроки по типу КВН, Уроки - деловые игры.
Игра является важным средством формирования ценностных ориентаций, развития творческих сил воображения;
- заставляет активнее мыслить, способствует расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире;
- ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе и к предмету;
- способствует формированию нравственных качеств личности.
Свою работу по активизации познавательной деятельности слабослышащих учащихся проводила поэтапно:
1.Изучила причины, ведущие к относительно низкой познавательной активности и усвоению знаний по предмету на начальных этапах его изучения.
2. Искала пути решения этих причин:
На первых этапах обучения предмету, учитывая возрастные особенности учащихся, вводила в урок элементы игры, которые дали положительную динамику учебного процесса. На обобщающих уроках использовала игры по типу: «Счастливый случай», КВН. При закреплении материала, повторении в урок включала вопросы викторины, разгадывание кроссвордов.
3.Определила основные результаты:
Чтобы заинтересовать ребенка новым изучаемым материалом, закрепить ранее изученный, использовала, как элемент игры дидактические сказки, сказки-повествования, сказку-ложный рассказ, сказки-загадки. Элементы игры использовала во внеурочное время, во время проведения недели биологии. Был разработан и проведен урок-игра «Суд над сорными растениями» с учащимися 6-х классов. При обобщении ранее изученных тем проводила уроки в форме игры «Счастливый случай», « КВН».
Игры состояли из этапов:
1. Подготовительный.
Класс был поделен на две команды, каждая из которых получила задания:
придумать название команды, выбрать капитана, приготовить эмблему и приветствие, написать мини-сообщение по теме «Это интересно», подготовить вопросы, составить рассказ- загадку команде-сопернице.
2. Проведение игры.
Игру может проводить учитель или ученик.
3. Подведение итогов. Проводит жюри. Критериями оценок берется полный и правильный ответ учащихся, внятность четкость речи, находчивость, знания учебного материала, научных фактов.
Каждая игра заканчивается подведением итогов с обязательным выставлением оценок.
В ходе игры выявились следующие результаты:
- готовясь к игре, учащиеся работали с разными источниками знаний, добывая большой занимательный материал;
- учащиеся ответственно отнеслись к выполнению заданий;
- во время игры была доброжелательная обстановка, где все учащиеся активно играли, стремясь к победе;
- во время игры учащиеся следили за высказываниями друг друга, дополняли ответы;
- игра дала положительный результат, показателем которого явились более высокая степень запоминания учебного материала и отличные оценки.
Таким образом, учебная игра – это нестандартная форма урока, необычная по замыслу, организации, методике проведения; она больше нравится учащимся, чем обычная, классическая.
Предварительный просмотр:
Созонтова Людмила Николаевна,
учитель биологии
ГОУ СО «СКОШИ№126» г. Екатеринбург
Использование игры как нетрадиционной формы
обучения на уроках биологии.
Значение познавательной активности для учебного процесса в коррекционной школе заключается в том, что она является мотивом учения, стимулирует волю и внимание, облегчает процесс усвоения материала, повышает работоспособность, компенсирует и коррегигует недостатки психического развития слабослышащего ребенка (Р.М.Боскис, С.А.Зыков, Б.Д.Корсунская).
Практический опыт показывает, что относительно низкий познавательный интерес у слабослышащих учащихся к усвоению биологических знаний вызван следующими причинами:
1.Трудностью усвоения учебного материала из-за недостаточного развития словесной речи, словесно-логического мышления.
2.Относительно небольшим объемом знаний фактического материала.
3.Ограниченными возможностями своевременного получения информации из-за снижения слуха, недоступности слабослышащими учащихся средств массовой информации.
4. Трудностью и недостаточной эффективностью работы с учебниками общеобразовательных школ, написанными сложным языком, с ограниченным количеством иллюстративного материала.
Все эти проблемы заставляют меня, как учителя биологии, искать новые пути, использовать различные методы и приемы обучения предмету. Как сделать, чтобы каждый урок был интересным, а учебный материал доступным? Поэтому наряду с существующими традиционными формами (тестирование, тематические вопросы, диктанты) активизации познавательной деятельности в своей практике применяю и нетрадиционные формы (игра, викторина).
«Учить, играя» - заповедь современной школы, которую можно использовать и при обучении слабослышащих учащихся на уроках биологии.
Занимательные уроки проводятся в необычной нетрадиционной форме. Это могут быть: Уроки-соревнования, Уроки-игры, Уроки по типу КВН, Уроки - деловые игры.
Игра является важным средством формирования ценностных ориентаций, развития творческих сил воображения;
- заставляет активнее мыслить, способствует расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире;
- ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе и к предмету;
- способствует формированию нравственных качеств личности.
Свою работу по активизации познавательной деятельности слабослышащих учащихся проводила поэтапно:
1.Изучила причины, ведущие к относительно низкой познавательной активности и усвоению знаний по предмету на начальных этапах его изучения.
2. Искала пути решения этих причин:
На первых этапах обучения предмету, учитывая возрастные особенности учащихся, вводила в урок элементы игры, которые дали положительную динамику учебного процесса. На обобщающих уроках использовала игры по типу: «Счастливый случай», КВН. При закреплении материала, повторении в урок включала вопросы викторины, разгадывание кроссвордов.
3.Определила основные результаты:
Чтобы заинтересовать ребенка новым изучаемым материалом, закрепить ранее изученный, использовала, как элемент игры дидактические сказки, сказки-повествования, сказку-ложный рассказ, сказки-загадки. Элементы игры использовала во внеурочное время, во время проведения недели биологии. Был разработан и проведен урок-игра «Суд над сорными растениями» с учащимися 6-х классов. При обобщении ранее изученных тем проводила уроки в форме игры «Счастливый случай», « КВН».
Игры состояли из этапов:
1. Подготовительный.
Класс был поделен на две команды, каждая из которых получила задания:
придумать название команды, выбрать капитана, приготовить эмблему и приветствие, написать мини-сообщение по теме «Это интересно», подготовить вопросы, составить рассказ- загадку команде-сопернице.
2. Проведение игры.
Игру может проводить учитель или ученик.
3. Подведение итогов. Проводит жюри. Критериями оценок берется полный и правильный ответ учащихся, внятность четкость речи, находчивость, знания учебного материала, научных фактов.
Каждая игра заканчивается подведением итогов с обязательным выставлением оценок.
В ходе игры выявились следующие результаты:
- готовясь к игре, учащиеся работали с разными источниками знаний, добывая большой занимательный материал;
- учащиеся ответственно отнеслись к выполнению заданий;
- во время игры была доброжелательная обстановка, где все учащиеся активно играли, стремясь к победе;
- во время игры учащиеся следили за высказываниями друг друга, дополняли ответы;
- игра дала положительный результат, показателем которого явились более высокая степень запоминания учебного материала и отличные оценки.
Таким образом, учебная игра – это нестандартная форма урока, необычная по замыслу, организации, методике проведения; она больше нравится учащимся, чем обычная, классическая.
Предварительный просмотр:
Созонтова Людмила Николаевна,
учитель биологии
ГКОУ СО "ЕШИ № 13» г. Екатеринбург
Использование игры как нетрадиционной формы
обучения на уроках биологии.
Значение познавательной активности для учебного процесса в коррекционной школе заключается в том, что она является мотивом учения, стимулирует волю и внимание, облегчает процесс усвоения материала, повышает работоспособность, компенсирует и коррегигует недостатки психического развития слабослышащего ребенка (Р.М.Боскис, С.А.Зыков, Б.Д.Корсунская).
Практический опыт показывает, что относительно низкий познавательный интерес у слабослышащих учащихся к усвоению биологических знаний вызван следующими причинами:
1.Трудностью усвоения учебного материала из-за недостаточного развития словесной речи, словесно-логического мышления.
2.Относительно небольшим объемом знаний фактического материала.
3.Ограниченными возможностями своевременного получения информации из-за снижения слуха, недоступности слабослышащими учащихся средств массовой информации.
4. Трудностью и недостаточной эффективностью работы с учебниками общеобразовательных школ, написанными сложным языком, с ограниченным количеством иллюстративного материала.
Все эти проблемы заставляют меня, как учителя биологии, искать новые пути, использовать различные методы и приемы обучения предмету. Как сделать, чтобы каждый урок был интересным, а учебный материал доступным? Поэтому наряду с существующими традиционными формами (тестирование, тематические вопросы, диктанты) активизации познавательной деятельности в своей практике применяю и нетрадиционные формы (игра, викторина).
«Учить, играя» - заповедь современной школы, которую можно использовать и при обучении слабослышащих учащихся на уроках биологии.
Занимательные уроки проводятся в необычной нетрадиционной форме. Это могут быть: Уроки-соревнования, Уроки-игры, Уроки по типу КВН, Уроки - деловые игры.
Игра является важным средством формирования ценностных ориентаций, развития творческих сил воображения;
- заставляет активнее мыслить, способствует расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире;
- ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе и к предмету;
- способствует формированию нравственных качеств личности.
Свою работу по активизации познавательной деятельности слабослышащих учащихся проводила поэтапно:
1.Изучила причины, ведущие к относительно низкой познавательной активности и усвоению знаний по предмету на начальных этапах его изучения.
2. Искала пути решения этих причин:
На первых этапах обучения предмету, учитывая возрастные особенности учащихся, вводила в урок элементы игры, которые дали положительную динамику учебного процесса. На обобщающих уроках использовала игры по типу: «Счастливый случай», КВН. При закреплении материала, повторении в урок включала вопросы викторины, разгадывание кроссвордов.
3.Определила основные результаты:
Чтобы заинтересовать ребенка новым изучаемым материалом, закрепить ранее изученный, использовала, как элемент игры дидактические сказки, сказки-повествования, сказку-ложный рассказ, сказки-загадки. Элементы игры использовала во внеурочное время, во время проведения недели биологии. Был разработан и проведен урок-игра «Суд над сорными растениями» с учащимися 6-х классов. При обобщении ранее изученных тем проводила уроки в форме игры «Счастливый случай», « КВН».
Игры состояли из этапов:
1. Подготовительный.
Класс был поделен на две команды, каждая из которых получила задания:
придумать название команды, выбрать капитана, приготовить эмблему и приветствие, написать мини-сообщение по теме «Это интересно», подготовить вопросы, составить рассказ- загадку команде-сопернице.
2. Проведение игры.
Игру может проводить учитель или ученик.
3. Подведение итогов. Проводит жюри. Критериями оценок берется полный и правильный ответ учащихся, внятность четкость речи, находчивость, знания учебного материала, научных фактов.
Каждая игра заканчивается подведением итогов с обязательным выставлением оценок.
В ходе игры выявились следующие результаты:
- готовясь к игре, учащиеся работали с разными источниками знаний, добывая большой занимательный материал;
- учащиеся ответственно отнеслись к выполнению заданий;
- во время игры была доброжелательная обстановка, где все учащиеся активно играли, стремясь к победе;
- во время игры учащиеся следили за высказываниями друг друга, дополняли ответы;
- игра дала положительный результат, показателем которого явились более высокая степень запоминания учебного материала и отличные оценки.
Таким образом, учебная игра – это нестандартная форма урока, необычная по замыслу, организации, методике проведения; она больше нравится учащимся, чем обычная, классическая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование возможностей ИКТ на различных этапах урока биологии /закрепление и проверка ЗУН/
при объяснении нового материала(цветные рисунки и фото, слайд-шоу, видеофрагменты, анимации короткие и сюжетные, вспомогательный материал, электронные презентации);для закрепления полученных зна...
Использование ИКТ и метода проектов на уроках биологии.
статья об использовании НИТ в учебной практике....
Использование ИКТ и здоровьесберегающих технологий на уроках биологии
Публикация по биологии на тему "Использование ИКТ и здоровьесберегающих технологий на уроках биологии"...
Использование проектной и исследовательской деятельности на уроках биологии и химии
Краткое обобщение опыта работы....
Опыт использования развития самостоятельной деятельности учащихся на уроках биологии
Данный материал интересен методистам, учителям биологии. Опыт работы можно использовать в любом образовательном учреждении....
Приложене 1. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках биологии, как один из способов повышения качества знаний учащихся.
Использование ИКТ на уроках билогии позволяет сделать урок более интересными, наглядным....
Обобщение педагогического опыта "«Использование элементов проблемного метода обучения на уроках биологии»
В статье обобщается опыт по использованию элементов проблемной технологии на уроках биологии. Рассматривается поэтапный разбор уроков, примеры проблемных ситуаций, результативность использования...