Использование игры как нетрадиционной формы обучения на уроках биологии.
статья по биологии (7 класс) по теме

В данной статье раскрыта роль игровой технологии в развитии познавательной деятельности обучающихся с нарушенным слухом, а также описаны этапы проведения игры и основные результаты применения этой технологии обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sozontova.doc31.5 КБ
Microsoft Office document icon statya_sozontova.doc31.5 КБ
Microsoft Office document icon igra.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Созонтова Людмила Николаевна,

учитель биологии

ГОУ СО «СКОШИ№126» г. Екатеринбург

Использование игры как нетрадиционной формы

обучения на уроках биологии.

Значение познавательной активности для учебного процесса в коррекционной школе заключается в том, что она является мотивом учения, стимулирует волю и внимание, облегчает процесс усвоения материала, повышает работоспособность, компенсирует и коррегигует недостатки психического развития слабослышащего ребенка (Р.М.Боскис, С.А.Зыков, Б.Д.Корсунская).

Практический опыт показывает, что относительно низкий познавательный интерес у слабослышащих учащихся к усвоению биологических знаний вызван следующими причинами:

  1.Трудностью усвоения учебного материала из-за недостаточного развития словесной речи, словесно-логического мышления.

  2.Относительно небольшим объемом знаний фактического материала.

  3.Ограниченными возможностями своевременного получения информации из-за снижения  слуха, недоступности слабослышащими учащихся средств массовой информации.

  4. Трудностью и недостаточной эффективностью работы с учебниками общеобразовательных школ, написанными сложным языком, с ограниченным количеством иллюстративного материала.

Все эти проблемы заставляют меня, как учителя биологии, искать новые пути, использовать различные методы и приемы обучения предмету. Как сделать, чтобы каждый урок был интересным, а учебный материал доступным?     Поэтому наряду с существующими традиционными формами (тестирование, тематические вопросы, диктанты) активизации познавательной деятельности в своей практике применяю и нетрадиционные формы (игра, викторина).

«Учить,  играя» - заповедь современной школы, которую можно использовать и при обучении слабослышащих учащихся на уроках биологии.

Занимательные уроки проводятся в необычной нетрадиционной форме. Это могут быть: Уроки-соревнования, Уроки-игры, Уроки по типу КВН, Уроки - деловые игры.

Игра является важным средством формирования ценностных ориентаций, развития творческих сил воображения;

- заставляет активнее мыслить, способствует расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире;

-  ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе и к предмету;

-  способствует формированию  нравственных качеств личности.

Свою работу по активизации познавательной деятельности слабослышащих учащихся проводила поэтапно:  

      1.Изучила причины, ведущие к относительно низкой познавательной активности и усвоению знаний по предмету на начальных этапах его изучения.

     2. Искала пути решения этих причин:

     На первых этапах обучения предмету, учитывая возрастные особенности учащихся, вводила в урок элементы игры, которые дали положительную динамику учебного процесса. На обобщающих уроках использовала игры по типу: «Счастливый случай», КВН. При закреплении материала, повторении в урок включала вопросы викторины, разгадывание кроссвордов.

      3.Определила основные результаты:

      Чтобы заинтересовать ребенка новым изучаемым материалом, закрепить ранее изученный, использовала, как элемент игры дидактические сказки, сказки-повествования, сказку-ложный рассказ, сказки-загадки. Элементы игры использовала во внеурочное время, во время проведения недели биологии. Был разработан и проведен урок-игра «Суд над сорными растениями» с учащимися 6-х классов.    При  обобщении ранее изученных тем проводила уроки в форме игры «Счастливый случай», « КВН».

     Игры состояли из этапов:  

                 1. Подготовительный.

         Класс был поделен на две команды, каждая из которых получила задания:

придумать название команды, выбрать капитана, приготовить эмблему и приветствие, написать мини-сообщение по теме «Это интересно», подготовить вопросы, составить рассказ- загадку команде-сопернице.

               2.  Проведение  игры.  

             Игру может проводить учитель или ученик.

               3. Подведение итогов.  Проводит жюри. Критериями оценок берется полный и правильный ответ учащихся, внятность четкость речи, находчивость, знания учебного материала, научных фактов.

 Каждая игра заканчивается подведением итогов с обязательным выставлением оценок.

    В ходе игры выявились следующие результаты:

- готовясь к игре, учащиеся работали с разными источниками знаний, добывая большой занимательный материал;

- учащиеся ответственно отнеслись к выполнению заданий;

- во время игры была доброжелательная обстановка, где все учащиеся активно играли, стремясь к победе;

- во время игры учащиеся следили за высказываниями друг друга, дополняли ответы;

- игра дала положительный результат, показателем которого явились более высокая степень запоминания учебного материала и отличные оценки.

        Таким образом,  учебная игра – это нестандартная форма урока, необычная по замыслу, организации, методике проведения; она больше нравится учащимся, чем обычная, классическая.



Предварительный просмотр:

                                                          Созонтова Людмила Николаевна,

учитель биологии

ГОУ СО «СКОШИ№126» г. Екатеринбург

Использование игры как нетрадиционной формы

обучения на уроках биологии.

Значение познавательной активности для учебного процесса в коррекционной школе заключается в том, что она является мотивом учения, стимулирует волю и внимание, облегчает процесс усвоения материала, повышает работоспособность, компенсирует и коррегигует недостатки психического развития слабослышащего ребенка (Р.М.Боскис, С.А.Зыков, Б.Д.Корсунская).

Практический опыт показывает, что относительно низкий познавательный интерес у слабослышащих учащихся к усвоению биологических знаний вызван следующими причинами:

  1.Трудностью усвоения учебного материала из-за недостаточного развития словесной речи, словесно-логического мышления.

  2.Относительно небольшим объемом знаний фактического материала.

  3.Ограниченными возможностями своевременного получения информации из-за снижения  слуха, недоступности слабослышащими учащихся средств массовой информации.

  4. Трудностью и недостаточной эффективностью работы с учебниками общеобразовательных школ, написанными сложным языком, с ограниченным количеством иллюстративного материала.

Все эти проблемы заставляют меня, как учителя биологии, искать новые пути, использовать различные методы и приемы обучения предмету. Как сделать, чтобы каждый урок был интересным, а учебный материал доступным?     Поэтому наряду с существующими традиционными формами (тестирование, тематические вопросы, диктанты) активизации познавательной деятельности в своей практике применяю и нетрадиционные формы (игра, викторина).

«Учить,  играя» - заповедь современной школы, которую можно использовать и при обучении слабослышащих учащихся на уроках биологии.

Занимательные уроки проводятся в необычной нетрадиционной форме. Это могут быть: Уроки-соревнования, Уроки-игры, Уроки по типу КВН, Уроки - деловые игры.

Игра является важным средством формирования ценностных ориентаций, развития творческих сил воображения;

- заставляет активнее мыслить, способствует расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире;

-  ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе и к предмету;

-  способствует формированию  нравственных качеств личности.

Свою работу по активизации познавательной деятельности слабослышащих учащихся проводила поэтапно:  

      1.Изучила причины, ведущие к относительно низкой познавательной активности и усвоению знаний по предмету на начальных этапах его изучения.

     2. Искала пути решения этих причин:

     На первых этапах обучения предмету, учитывая возрастные особенности учащихся, вводила в урок элементы игры, которые дали положительную динамику учебного процесса. На обобщающих уроках использовала игры по типу: «Счастливый случай», КВН. При закреплении материала, повторении в урок включала вопросы викторины, разгадывание кроссвордов.

      3.Определила основные результаты:

      Чтобы заинтересовать ребенка новым изучаемым материалом, закрепить ранее изученный, использовала, как элемент игры дидактические сказки, сказки-повествования, сказку-ложный рассказ, сказки-загадки. Элементы игры использовала во внеурочное время, во время проведения недели биологии. Был разработан и проведен урок-игра «Суд над сорными растениями» с учащимися 6-х классов.    При  обобщении ранее изученных тем проводила уроки в форме игры «Счастливый случай», « КВН».

     Игры состояли из этапов:  

                 1. Подготовительный.

         Класс был поделен на две команды, каждая из которых получила задания:

придумать название команды, выбрать капитана, приготовить эмблему и приветствие, написать мини-сообщение по теме «Это интересно», подготовить вопросы, составить рассказ- загадку команде-сопернице.

               2.  Проведение  игры.  

             Игру может проводить учитель или ученик.

               3. Подведение итогов.  Проводит жюри. Критериями оценок берется полный и правильный ответ учащихся, внятность четкость речи, находчивость, знания учебного материала, научных фактов.

 Каждая игра заканчивается подведением итогов с обязательным выставлением оценок.

    В ходе игры выявились следующие результаты:

- готовясь к игре, учащиеся работали с разными источниками знаний, добывая большой занимательный материал;

- учащиеся ответственно отнеслись к выполнению заданий;

- во время игры была доброжелательная обстановка, где все учащиеся активно играли, стремясь к победе;

- во время игры учащиеся следили за высказываниями друг друга, дополняли ответы;

- игра дала положительный результат, показателем которого явились более высокая степень запоминания учебного материала и отличные оценки.

        Таким образом,  учебная игра – это нестандартная форма урока, необычная по замыслу, организации, методике проведения; она больше нравится учащимся, чем обычная, классическая.



Предварительный просмотр:

                                                          Созонтова Людмила Николаевна,

учитель биологии

ГКОУ СО "ЕШИ № 13» г. Екатеринбург

Использование игры как нетрадиционной формы

обучения на уроках биологии.

Значение познавательной активности для учебного процесса в коррекционной школе заключается в том, что она является мотивом учения, стимулирует волю и внимание, облегчает процесс усвоения материала, повышает работоспособность, компенсирует и коррегигует недостатки психического развития слабослышащего ребенка (Р.М.Боскис, С.А.Зыков, Б.Д.Корсунская).

Практический опыт показывает, что относительно низкий познавательный интерес у слабослышащих учащихся к усвоению биологических знаний вызван следующими причинами:

  1.Трудностью усвоения учебного материала из-за недостаточного развития словесной речи, словесно-логического мышления.

  2.Относительно небольшим объемом знаний фактического материала.

  3.Ограниченными возможностями своевременного получения информации из-за снижения  слуха, недоступности слабослышащими учащихся средств массовой информации.

  4. Трудностью и недостаточной эффективностью работы с учебниками общеобразовательных школ, написанными сложным языком, с ограниченным количеством иллюстративного материала.

Все эти проблемы заставляют меня, как учителя биологии, искать новые пути, использовать различные методы и приемы обучения предмету. Как сделать, чтобы каждый урок был интересным, а учебный материал доступным?     Поэтому наряду с существующими традиционными формами (тестирование, тематические вопросы, диктанты) активизации познавательной деятельности в своей практике применяю и нетрадиционные формы (игра, викторина).

«Учить,  играя» - заповедь современной школы, которую можно использовать и при обучении слабослышащих учащихся на уроках биологии.

Занимательные уроки проводятся в необычной нетрадиционной форме. Это могут быть: Уроки-соревнования, Уроки-игры, Уроки по типу КВН, Уроки - деловые игры.

Игра является важным средством формирования ценностных ориентаций, развития творческих сил воображения;

- заставляет активнее мыслить, способствует расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире;

-  ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе и к предмету;

-  способствует формированию  нравственных качеств личности.

Свою работу по активизации познавательной деятельности слабослышащих учащихся проводила поэтапно:  

      1.Изучила причины, ведущие к относительно низкой познавательной активности и усвоению знаний по предмету на начальных этапах его изучения.

     2. Искала пути решения этих причин:

     На первых этапах обучения предмету, учитывая возрастные особенности учащихся, вводила в урок элементы игры, которые дали положительную динамику учебного процесса. На обобщающих уроках использовала игры по типу: «Счастливый случай», КВН. При закреплении материала, повторении в урок включала вопросы викторины, разгадывание кроссвордов.

      3.Определила основные результаты:

      Чтобы заинтересовать ребенка новым изучаемым материалом, закрепить ранее изученный, использовала, как элемент игры дидактические сказки, сказки-повествования, сказку-ложный рассказ, сказки-загадки. Элементы игры использовала во внеурочное время, во время проведения недели биологии. Был разработан и проведен урок-игра «Суд над сорными растениями» с учащимися 6-х классов.    При  обобщении ранее изученных тем проводила уроки в форме игры «Счастливый случай», « КВН».

     Игры состояли из этапов:  

                 1. Подготовительный.

         Класс был поделен на две команды, каждая из которых получила задания:

придумать название команды, выбрать капитана, приготовить эмблему и приветствие, написать мини-сообщение по теме «Это интересно», подготовить вопросы, составить рассказ- загадку команде-сопернице.

               2.  Проведение  игры.  

             Игру может проводить учитель или ученик.

               3. Подведение итогов.  Проводит жюри. Критериями оценок берется полный и правильный ответ учащихся, внятность четкость речи, находчивость, знания учебного материала, научных фактов.

 Каждая игра заканчивается подведением итогов с обязательным выставлением оценок.

    В ходе игры выявились следующие результаты:

- готовясь к игре, учащиеся работали с разными источниками знаний, добывая большой занимательный материал;

- учащиеся ответственно отнеслись к выполнению заданий;

- во время игры была доброжелательная обстановка, где все учащиеся активно играли, стремясь к победе;

- во время игры учащиеся следили за высказываниями друг друга, дополняли ответы;

- игра дала положительный результат, показателем которого явились более высокая степень запоминания учебного материала и отличные оценки.

        Таким образом,  учебная игра – это нестандартная форма урока, необычная по замыслу, организации, методике проведения; она больше нравится учащимся, чем обычная, классическая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей ИКТ на различных этапах урока биологии /закрепление и проверка ЗУН/

при объяснении нового материала(цветные рисунки и фото, слайд-шоу, видеофрагменты, анимации короткие и сюжетные, вспомогательный материал, электронные  презентации);для закрепления полученных зна...

Использование ИКТ и метода проектов на уроках биологии.

статья об использовании НИТ в  учебной практике....

Использование ИКТ и здоровьесберегающих технологий на уроках биологии

Публикация по биологии на тему "Использование ИКТ и здоровьесберегающих технологий на уроках биологии"...

Опыт использования развития самостоятельной деятельности учащихся на уроках биологии

Данный материал интересен методистам, учителям биологии. Опыт работы можно использовать в любом образовательном учреждении....

Обобщение педагогического опыта "«Использование элементов проблемного метода обучения на уроках биологии»

В статье обобщается опыт по использованию элементов проблемной технологии на уроках биологии.  Рассматривается поэтапный разбор уроков, примеры проблемных ситуаций, результативность использования...