Использование ИКТ и метода проектов на уроках биологии.
методическая разработка (биология) по теме
статья об использовании НИТ в учебной практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_i_metoda_proektov_na_urokah_biologii.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ и метода проектов на уроках биологии.
(статья для выступления на районной конференции, учитель биологии Мерзлякова Н.Г., МБОУ с углубленным изучением ряда предметов «Дневной пансион -84» )
Внедрение в образование новых информационных технологий (НИТ) на базе компьютерной техники – это требование времени. Использование компьютера в образовательном процессе уже давно является средством обучения. Понятие НИТ наполняется конкретным содержанием и является перспективным направлением развития современной школы в соответствии с образовательным стандартом. Применение ИКТ на уроках является одной из новых форм преподавания в современном образовании, способствующих ни только развитию личности, но и повышению мотивации учащихся к изучению предмета. Поэтому, идя в ногу со временем, я стараюсь, внедрять информационные технологии в преподавание своего предмета, реализуя при этом следующие цели:
1. Развитие личности учащегося, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:
-развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;
-развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
-формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.
2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:
-подготовка учащихся средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности
3.Мотивация учебно-воспитательного процесса:
- повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;
-выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.
Существуют некоторые общепринятые формы использования ИКТ:
- Использование готовых электронных продуктов
- Использование мультимедийных презентаций
- Использование ресурсов сети Интернет
- Использование программного обеспечения SMART Board (программное обеспечение для интерактивной доски)
- Использование ИКТ в сочетании с методом проектов
- Использование видео и фото коллекций.
Из всего вариативного ряда работы с компьютером на уроках, наиболее приемлемым для себя считаю урок с интерактивной доской или проектором. При изучении биологии и экологии информационные технологии позволяют сделать уроки более содержательными, зрелищными и интересными, что очень важно для современного образования. Применение информационных технологий позволяет сэкономить учебное время.
При подготовке уроков и внеклассных мероприятий использую следующие программы и ресурсы:
1. пакет Microsoft Office,
2. текстовый процессор Word ( конспекты уроков оформляю при помощи текстового редактора Microsoft Word., для уменьшения размера файлов с уроками применяю архиватор WinRAR, программа Microsoft Excel позволяет составлять диаграммы наглядные отчеты, анализировать определенные изменения),
3. систему баз данных Access
4. электронные презентации PowerPoint
5. визуальный ряд для сопровождения урока я беру в сети Internet
6. так же сканирую фотографии и рисунки из источников литературы, активно использую личные фотоматериалы и работы учащихся. Применяю мультимедийные пособия.
Улучшение успеваемости, качества знаний учеников, желание ребят работать в такой форме ( выполнять презентации, участвовать в проектах) убедили меня в правильности выбора и способствовали более глубокому изучению методики и применению на уроках новых информационных технологий.
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые способны решить ряд важных задач :
- формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивать исследовательские, рефлексивные, самооценочные компетенции ( т.е. умения сопряженные с опытом их применения в практической деятельности) ;
- способствовать развитию познавательного интереса учащихся;
- реализовывать принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. Это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта (в моём опыте работы это чаще всего презентации). В основу этого метода положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Огромное значение в организации образовательного процесса в современной школе имеет проектная и исследовательская деятельность на уроках, а так же во внеурочное время. Методу проектов в своей работе, я уделяю большое внимание. На всех этапах организации и работы над проектом важно участие, как учителя, так и ученика. Только активная и целенаправленная работа обеих сторон даст положительный результат. Конечным результатом проектной деятельности моих учеников чаще всего являются презентации в электронном виде. Без использования компьютера такая работа была бы ни совсем полноценной и наглядной.
Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.
Возможности презентаций:
1. Демонстрация фильмов, анимации.
2. Выделение (нужной области).
3. Гиперссылки.
4. Последовательность шагов.
5. Интерактивность.
6. Движение объектов.
7. Моделирование.
Для того чтобы создать презентацию, необходимо сформулировать тему и концепцию урока; определить место презентации в уроке.
Место презентации | Особенности данного вида |
Основа урока | Выделяю этапы урока, определяю содержание текстового и мультимедийного материала, по необходимости добавляю методические рекомендации |
Часть урока | Четко формулирую цель использования презентации и, уже исходя из нее, отбираю, структурирую и оформляю презентацию. Время показа презентации ограничено. |
Творческая работа, отчёт учащихся | Определяю тему работы, контекст работы в структуре урока, время на ее защиту. |
Для демонстрации практического опыта работы хочу предоставить вашему вниманию некоторые работы своих учеников. Это презентация на тему «Фотосинтез», которая была выполнена учеником 9 класса Зверевым Дмитрием, совместно доработана и в дальнейшем использовалась как основа урока при объяснении нового материала.
Презентация-отчёт «Спасите наши души», которую выполнила ученица 7 класса Ладо Анна при решении проблемы антропогенного влияния на окружающую среду в рамках проекта «Мир вокруг нас».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проектов на уроках биологии
Реализация и достижения учителя и учеников при использовании метода проектов...
использование метода проекта на уроках биологии
по биологии...
Научная статья по педагогике «ИКТ и метод проектов на уроках биологии».
Использование ИКТ в педагогической деятельности помогает сделать учебно-воспитательный процесс соответствующим передовым требованиям педагогической науки, объединить все лучшее старой советской ...
Обобщение педагогического опыта "«Использование элементов проблемного метода обучения на уроках биологии»
В статье обобщается опыт по использованию элементов проблемной технологии на уроках биологии. Рассматривается поэтапный разбор уроков, примеры проблемных ситуаций, результативность использования...
метод проектов на уроках биологии
Главное в проектной деятельности – труд учащегося. Такой подход труден для преподавателя, но зато он живее и веселее, чем инструкционный. Совсем нелегко выдвинуть предположения, гипотезы, заглянуть в ...
Метод проектов на уроках биологии как условие развития познавательной активности.
Метод проектов на уроках биологии как условие развития познавательной активности....
Выступление на РМО. Эффективность использования методов проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности
Выступление на РМО. Эффективность использования методов проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности...