Алгоритм решения прямых задач
учебно-методическое пособие по биологии (10 класс) на тему
Под прямой задачей подразумевается такая, в которой известны генотипы родителей, необходимо определить возможные генотипы и фенотипы потомства в первом и втором поколениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritm_resheniya_pryamyh_zadach.docx | 42.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм решения прямых задач.
Под прямой задачей подразумевается такая, в которой известны генотипы родителей, необходимо определить возможные генотипы и фенотипы потомства в первом и втором поколениях.
Для решения задачи следует составить схему, аналогичную той, что использовалась для записи результатов моногибридного скрещивания.
Алгоритм решения обратных задач.
Под обратной задачей имеется в виду такая задача, в которой даны результаты скрещивания, фенотипы родителей и полученного потомства; необходимо определить генотипы родителей и потомства.
1. Читаем условие задачи. | 1. Задача. При скрещивании двух дрозофил с нормальными крыльями у 32 потомков были укороченные крылья, а у 88 потомков – нормальные крылья. Определите доминантный и рецессивный признаки. Каковы генотипы родителей и потомства? |
2. По результатам скрещивания F1 или F2 определяем доминантный и рецессивный признаки и вводим обозначение. | 2. Решение. Скрещивались мухи с нормальными крыльями, а в потомстве оказались мухи с редуцированными крыльями. Следовательно, нормальные крылья – доминантный признак (А), а редуцированные крылья – рецессивный признак (а). |
3. Составляем схему скрещивания и записываем генотип особи с рецессивными признаком или особи с известным по условию задачи генотипом. | 3. Р фенотип ♀норм. х ♂норм. крылья крылья Р генотип ♂А_ х ♀ А_ F1 фенотип 88 норм. крылья 32 редуц. крылья генотип А_ аа |
4. Определяем типы гамет, которые может образовать каждая родительская особь. | 4. Родительские особи обязательно образуют гаметы с доминантным геном. Так как в потомстве появляются особи с рецессивным признаком, значит у каждого из родителей есть один ген с рецессивным признаком. Отсюда: Р фенотип норм. крылья х норм. крылья Р генотип Аа х Аа ↓ ↓ ↓ ↓ G А а А а |
5. Определяем генотип и фенотип потомства, полученного в результате оплодотворения, записываем схему. | 5. F1 генотип АА Аа Аа аа фенотип 88 (норм. норм. норм. редуц.) |
6.Записываем ответ задачи. | Ответ: доминантный признак – нормальные крылья/ Аа и Аа/ АА, 2Аа, аа. |
Алгоритм решения задач: «Моногибридное скрещивание».
- Определите доминантный и рецессивный признак по результатам скрещивания первого поколения (F1) и второго (F2) (по условию задачи). Введите буквенные обозначения: А - доминантный а - рецессивный.
- Запишите генотип особи с рецессивным признаком или особи с известным по условию задачи генотипом и гаметы.
- Запишите генотип гибридов F1.
- Составьте схему второго скрещивания. Запишите гаметы гибридов F1 в решетку Пеннета по горизонтали и по вертикали.
- Запишите генотипы потомства в клетках пересечения гамет. Определите соотношения фенотипов в F1.
ТИП СКРЕЩИВАНИЯ | СХЕМА СКРЕЩИВАНИЯ | ЗАКОН. АВТОР |
Моногибридное скрещивание по одной паре признаков. | Скрещивание гибридов при полном доминировании.
при неполном доминировании. | I. Закон единообразия первого поколения. (Г. Мендель). |
Алгоритм решения задач: «Дигибридное скрещивание».
- Определите доминантный и рецессивный признак по результатам скрещивания первого поколения (F1) и второго (F2) (по условию задачи). Введите буквенные обозначения: А - доминантный а - рецессивный.
- Запишите генотип особи с рецессивным признаком или особи с известным по условию задачи генотипом и гаметы.
- Запишите генотип гибридов F1.
- Составьте схему второго скрещивания. Запишите гаметы гибридов F1 в решетку Пеннета по горизонтали и по вертикали.
- Запишите генотипы потомства в клетках пересечения гамет. Определите соотношения фенотипов в F1.
ТИП СКРЕЩИВАНИЯ | СХЕМА СКРЕЩИВАНИЯ | ЗАКОН. АВТОР |
Скрещивание гибридов | Закон единообразия I поколения соблюдается. | |
Дигибридное - это скрещивание по двум парам признаков | II. Закон независимого наследования признаков (Г. Мендель). I поколения по двум парам признаков наследование по каждой паре признаков идет независимо друг от друга и образуются четыре фенотипические группы с новыми сочетаниями. |
Алгоритм решения задач: «Анализирующее скрещивание».
- Определите доминантный и рецессивный признак по результатам скрещивания первого поколения (F1) и второго (F2) (по условию задачи). Введите буквенные обозначения: А - доминантный а - рецессивный.
- Запишите генотип особи с рецессивным признаком или особи с известным по условию задачи генотипом и гаметы.
- Запишите генотип гибридов F1.
- Составьте схему второго скрещивания. Запишите гаметы гибридов F1 в решетку Пеннета по горизонтали и по вертикали.
- Запишите генотипы потомства в клетках пересечения гамет. Определите соотношения фенотипов в F1.
ТИП СКРЕЩИВАНИЯ | СХЕМА СКРЕЩИВАНИЯ | ЗАКОН. АВТОР |
Анализирующее - это скрещивание особи с доминантным фенотипом с особью с рециссивными признаками (гомозиготой) для определения генотипа особи с доминантным признаком | I вариант | Если при скрещивании особи с доминантным признаком с рецессивной гомозиготной особью полученное потомство единообразно, то анализируемая особь с доминантным признаком гомозиготна (АА). |
II вариант | Если при скрещивании особи с доминантным признаком с рецессивной гомозиготой полученное потомство дает расщепление 1 : 1 , то анализируемая особь с доминантным признаком гетерозиготна (Аа). |
Алгоритм решения задач: «Сцепленное наследование ».
- Определите доминантный и рецессивный признак по результатам скрещивания первого поколения (F1) и второго (F2) (по условию задачи). Введите буквенные обозначения: А - доминантный а - рецессивный.
- Запишите генотип особи с рецессивным признаком или особи с известным по условию задачи генотипом и гаметы.
- Запишите генотип гибридов F1.
- Составьте схему второго скрещивания. Запишите гаметы гибридов F1 в решетку Пеннета по горизонтали и по вертикали.
- Запишите генотипы потомства в клетках пересечения гамет. Определите соотношения фенотипов в F1.
ТИП СКРЕЩИВАНИЯ | СХЕМА СКРЕЩИВАНИЯ | ЗАКОН. АВТОР |
Сцепленное наследование - это наследование признаков, расположенных в одной хромосоме | Без кроссинговера | |
При кроссинговере | Закон сцепленного наследования генов, находящихся в одной хромосоме (Т. Морган). Гены, находящиеся в одной хромосоме, наследуются совместно, сцеплено. Сцепление генов может нарушаться в результате кроссинговера. Количество кроссверных особей всегда значительно меньше, чем количество основных особей (Т. Морган). |
Алгоритм решения задач: «Генетика пола».
- Определите доминантный и рецессивный признак по результатам скрещивания первого поколения (F1) и второго (F2) (по условию задачи). Введите буквенные обозначения: А - доминантный а - рецессивный.
- Запишите генотип особи с рецессивным признаком или особи с известным по условию задачи генотипом и гаметы.
- Запишите генотип гибридов F1.
- Составьте схему второго скрещивания. Запишите гаметы гибридов F1 в решетку Пеннета по горизонтали и по вертикали.
- Запишите генотипы потомства в клетках пересечения гамет. Определите соотношения фенотипов в F1.
ТИП СКРЕЩИВАНИЯ | СХЕМА СКРЕЩИВАНИЯ | ЗАКОН. АВТОР |
Генетика пола | I вариант Соотношение полов 1:1 | Пол организма определяется сочетанием половых хромосом. |
II вариантСоотношение полов 1:1 | У птиц, некоторых рыб, бабочек гетерогаметны самки, а гомогаметны самцы (II вариант) | |
III вариант Соотношение полов 1:1 | У прямокрылых, пауков, жуков самцы не имеют Y хромосому из пары. Тип ХО. |
Алгоритм решения задач:
«Наследование признаков, сцепленных с полом».
- Определите доминантный и рецессивный признак по результатам скрещивания первого поколения (F1) и второго (F2) (по условию задачи). Введите буквенные обозначения: А - доминантный а - рецессивный.
- Запишите генотип особи с рецессивным признаком или особи с известным по условию задачи генотипом и гаметы.
- Запишите генотип гибридов F1.
- Составьте схему второго скрещивания. Запишите гаметы гибридов F1 в решетку Пеннета по горизонтали и по вертикали.
- Запишите генотипы потомства в клетках пересечения гамет. Определите соотношения фенотипов в F1.
ТИП СКРЕЩИВАНИЯ | СХЕМА СКРЕЩИВАНИЯ | ЗАКОН. АВТОР |
Наследование признаков, сцепленных с полом. | Если одна из X хромосом содержит рецессивный ген, определяющий проявления аномального признака, то носителем признака является женщина, а признак проявляется у мужчин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритмы решения расчётных задач.
Решение расчётной задачи требует знаний математики, применения пропорций, использование линейных уравнений и неравенств. Применение алгоритмов при решении задач развивает умение логи...
Программа элективного курса "Алгоритм решения физических задач"
Программа и тематическое планирование элективного курса для 10,11 классов...
Алгоритм решения вычислительных задач
для уроков физики...
Алгоритм решения физических задач
В помощь ученику...
Алгоритм решения текстовой задачи (общий)
Обобщенный алгоритм решения текстовых задач....
Алгоритмы решения физических задач
Презентация "Алгоритмы решения физических задач" может быть использован для элективного курса " Методы решения физических задач" в 10 классе....
Алгоритм решения химических задач по уравнениям реакций взаимодействия веществ
Алгоритм решения химических задач по уравнениям реакций взаимодействия веществ рассчитан на учеников, только начинающих изучать химию в 8 классе. Этот тренажер прост в использовании и может служить хо...