Алгоритмы решения расчётных задач.
методическая разработка по химии на тему
Решение расчётной задачи требует знаний математики, применения пропорций, использование линейных уравнений и неравенств.
Применение алгоритмов при решении задач развивает умение логически мыслить, анализироватьзависимости между величинами, выделять существенное в изучаемом, находить оптимальные пути решения задач. С целью ускорения расчётов при решении однотипных задач необходимо широкое использование вычислительной техники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritmy_resheniya_raschyotnyh_himicheskih_zadach.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритмы решения расчётных химических задач
Любая задача включает такие компоненты, как условия и требование. Решение задачи начинают с изучения её условия. В условиях расчётных задач всегда указывают числовое значение величин, называемое данными задач. В химических задачах данными могут быть не только числа, но и название химических элементов, соединений, химические формулы и уравнения. В таких случаях на основе этих данных следует определить значение физических и химических величин: степень окисления элементов, количество веществ, молярную массу и т. П. Важно предварительно выяснить, с какими величинами предстоит проводить расчёты, установить единицы измерения, записать формулу и уравнения реакции, о которых идёт речь в задачи.
Обязательным компонентом задачи является требование. В расчётных требуется найти величины, называемые искомыми. В типовых задачах на нахождение молекулярных формул веществ искомая величина носит только качественных характер. На самом деле для того, чтобы вывести формулу, необходимо провести вычисления с целью определения соотношения атомов в молекуле, относительной молярной массы вещества и т. п.
Таким образом химическая задача имеет, в отличии от математической, свою специфику, обусловленную тем, что химические знаки, формулы и уравнения содержат в скрытом виде определённые числовые данные.
Для решения задачи необходимо выяснить отношения между данными задачи и искомой величиной, установить соответствующие им закономерности.
На первоначальном этапе изучения химии целесообразно выполнение качественных задач и упражнений, которые помогут усвоить химический язык ( символы, формулы, уравнения и т.п.), правила написания формул и уравнений, теоретический и фактический материал.
На последующих этапах изучения химии необходимо овладеть умениями решать расчётные задачи , используя на практике полученные знания.
Решения расчётной задачи требует знаний математики, применения пропорций, использование линейных уравнений и неравенств.
Применение алгоритмов при решении задач развивает умение логически мыслить, анализировать зависимости между величинами, выделять существенное в изучаемом, находить оптимальные пути решения задач, последовательно расчленять свои действия на «шаги», приводящие к нахождению искомой величины. С целью ускорения расчётов при решении однотипных задач необходимо широкое использование вычислительной техники.
Программой средней общеобразовательной и профессиональной школы предусмотрено решение следующих типов расчётных задач:
- вычисление относительных молярных масс веществ по химическим формулам;
- вычисление по хим. Уравнениям массы и количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ;
- расчёты по термохимическим уравнениям;
- вычисление массовой доли и массы вещества в растворе;
- вычисление по химическим уравнениям объёмов газов по известному количеству одного из вступающих в реакцию веществ или получающихся в результате её;
- расчёты объёмных отношений газов по химическим уравнениям;
- вычисление относительной плотности газов;
- расчёты по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ взято в избытке;
- определение массовой или объёмной доли выхода продукта реакции по сравнению с теоретически возможным;
- вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходно вещества, содержащего примеси;
- нахождение молярной формулы вещества в газообразном состоянии.
Все указанные типы расчётных задач условно можно сгруппировать так:
- Задачи, для решение которых используют расчёты по химическим формулам
- Задачи. для решения которых используют расчёты по химическим уравнениям
- Задачи на растворы
- Задачи на вывод химических формул
При решении расчётных задач используют линейные по структуре алгоритмы. Приведём общий алгоритм решения расчётной задачи по химии.
- Прочитайте текст химической расчётной задачи.
- Запишите кратко условие и требование задачи с помощью общепринятых условных обозначений.
- Составьте химические формулы, уравнения реакций в соответствии содержанием химической расчётной задачи и её требованиям.
- Составьте рациональный план решения задачи
- Продумайте, какие дополнительные данные можно извлечь из химических формул, уравнений реакций для реализации требований задачи.
- Произведите все необходимые в данной задаче действия с заданной математической точностью.
- Запишите полученный ответ.
ЗАДАЧИ НА СМЕСИ
- 125,9г смеси СuО и Fе2О3 восстановили водородом. Продукты обработали НСl. При этом выделилось 13, 44 л газа. Определить состав исходной смеси.
- При обжиге образца минерала массой 26,8г, представляющего собой смесь сульфидов Fе (II) и Сu (II) выделилось 6,72л оксида S (IV). Рассчитайте массовые доли сульфидов Fе и Сu в составе минерала.
- При действии Н1 на 6,5г смеси Zп с ZпО выделилось некоторое количество газа, при горении которого образовалось 0,9г Н2О. Какова массовая доля Zп в смеси.
4. Имеются смеси металлического Fе с оксидами Fе (II) и (III), для определения количественного состава смеси 1 г её обработали раствором НС1 и получили при этом 112 мл Н2 ( н.у.). Далее 1 г исходной смеси восстановили полностью Н2 и получили 0, 2115 г Н2О. Найдите массу оксида Fе (II) в 1г смеси.
5. Продукты, полученные при прокаливании S и Fе , растворили в НС1. Произошло полное растворение и выделилось 4,48л газа, который пропустили через раствор Рb (NO3)2, где выпало 23.9г осадка. Определить состав исходной смеси.
6. Взорвали 140 мл смеси Н2 и О2. После окончания реакции и приведении газов к н. у. (первоначальным) в сосуде осталось 20 мл Н2. Определить процентный состав исходной смеси.
7. 5 мл смеси N2 и Н2 пропустили над платиной, а затем через раствор НNО3 объёмом 46,3 мл и массовой долей кислоты 14% (þ =1,08 г/мл).Вычислите объёмную долю N2 в смеси.
- Смесь Сu, Сr, А1 обработали концентрированной азотной кислотой. Выделилось 5,6 л газа. Такое же количество смеси обработали концентрированной соляной кислотой без доступа воздуха. Выделилось столько же газа. Получившейся раствор может поглотить 0,5 л кислорода. Определить состав смеси и её массу.
КОМБИНИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ «ГАЛОГЕНЫ».
1. Хлор может быть получен действием серной кислоты на смесь оксида магня. Реакция протекает по уравнению : 2 NаС1 + МпО2 + 3 Н2SО4 = 2 Nа Н SО4 +МпSО4 + С12 + 2 Н2О. Какой объём хлора (н.у.) можно получить из 100г NаС1?
2. Плотность брома равна 3120кг/м³. Сколько грамм молей брома содержится в склянке вместимостью 200мл?
3. Определите молярную концентрацию С12 в хлорной воде, если после её разложения на свету на нейтрализацию 100 мл раствора потребовалось 0,4м раствора NаОН?
- В атмосферу С12 внесли 9,3г фосфора. В результате реакции получилось 48,35г хлорида фосфора. Определить массовый состав полученных веществ.
5. 800г NаС1 обработали Н2SО4. Выделившийся газ пропустили через воду, в результате чего получили 1л 20 % раствора соляной кислоты, плотность равна 1100 кг/м³. Определите объём выделившегося газа при н.у.
6. 300г иодида Nа растворили в воде и через полученный раствор пропустили 22,4л С12, в результате чего получили 254 г I2. Можно ли получить столько же I2, если заменить С12 таким же количеством Вr2?
7. 10 г смеси Мq и меди обработали 20% соляной кислотой, при этом выделилось 3,433 л водорода. Определить массовую долю металлов в смеси.
8. Определите массу порошка КМп О4 и объём раствора НС1 с W(НС1) = 34 процента (плотность равна 1,17 г/мл), если полученный при реакции между ними газ окислил 28 г порошка металлического Fе.
РАСЧЁТЫ НА ПРОСТЕЙШУЮ МОЛЕКУЛЯРНУЮ И СТРУКТУРНУЮ ФОРМУЛЫ.
1. Определить химическую формулу соединения: Nа – 27,06%; N-16,47%; О – 57,47%;
2. Определить химическую формулу соединения состав которой С – 85,7% Н – 14.3% , а 0,5 моль имеет массу 14 г.
3 Определить химическую формулу вещества, при сжигании которого в О2 образовалось 3,6 мл воды и 2,24 л азота (н.у.). Относительная плотность паров исходного вещества по водороду равна 16.
4. В веществе А содержится водород и 83, 35% С. Определить простейшую и молекулярную формулу.
5. При сгорании 1,76 г вещества образовалось 3,52 гСО2 и 1,44 мл Н2О. Д по воздуха равна 1,52 . Определить молекулярную и структурную формулы.
6. Массовая доля водорода в углеводороде составляет 14,29 %. Выведите простейшую формулу углеводорода.
7. Некий углеводород плотностью 2,5 г/л не обесцвечивает КМпО4, при этом взаимодействие с водородом на платиновом катализаторе дает смесь двух веществ. Определите этот углеводород, зная , что W(С) равна 0,8571.
8. Некоторое количество ненасыщенного углеводорода под воздействием избытка раствора С12 в СС14 даёт 3.5г дихлорида, а при действии избытка Вr2 в СН2С12 (на тоже количество) даёт 5,28г дибромида. Какова структурная формула углеводорода.
9. При сжигании органического вещества состоящего из С и Н получилось 3,08 мг СО2 и 1,14 мг воды. Найти простейшую формулу.
НА РАСТВОРИМОСТЬ
1. При 60˚ насыщенный раствор КNO3 содержит 52,4 % соли. Найти коэффициент растворимости соли при этой температуре.
2. При охлождении 300г 15% (по массе) раствора, часть растворённого вещества выпала в осадок и концентрация раствора стала равна 8%. Чему равна масса выпавшего в осадок вещества?
3. Растворимость хлорида кадмия при температуре 20˚ С равна 114,1г в 100г воды. Вычислите массовую долю хлорида кадмия в насыщенном растворе.
4. Коэффициент растворимости СuSO4 при 30˚С равна 25г на 100г воды. Будет ли при этой температуре 18% раствор соли насыщенным.
- В 500г воды растворяется при нагревании 300г NН4С1. Какая масса NН4С1, выделяется из раствора при охлаждении его до 50˚С, если растворимость NН4С1 при этой температуре равна 50г в 100г воды?
6. Путём выпаривания досуха 200г насыщенного при 10˚С раствора NаС1 получено 52,64г соли. Чему равна растворимость NаС1 в воде при 10˚?
7. Растворимость NаNО3 при 10˚С равна 80,5 г. Сколько грамм этой соли можно растворить в 250 г воды при 10˚С
8. Сколько грамм Рb(NO3) содержится в 277г насыщенного раствора при 50˚С?
9. Будет ли насыщенным или ненасыщенным 33.3% раствор ВаС12 при температуре 65˚ и 85˚.
10. Оксид Сu(II) масса равной 20 г обработали эквивалентным количеством тёплого 20 % раствора Н2SО4, при этом образовался СuSO4. Сколько гр. кристаллогидрата СuSO4 · 5Н2О можно получить охлаждением раствора до 20˚ С?
СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ. ХИМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ.
1. Напишите выражения для скорости следующих химических реакций:
а) А(г) + В(г) =С(г)
б) А(т) + В(г) =С(т)
в) А(р-р) + В(р-р) = С(р-р)
г) А(р-р) + В(т) = С(р-р)
д) А(г) + 2В(г) = С(г)
2. Как изменится скорость реакции 2NO(г) +О2(г) =2 NO2 если уменьшить объём реакционного сосуда в 3 раза?
3. Гомогенная реакция 2 NO + С12 = 2 NOС1протекает по простому механизму. Какое уравнение отражает зависимость скорости этой реакции от концентрации реагентов? Как изменится скорость прямой реакции, если уменьшить концентрацию NO в 2 раза?
4. Температурный коэффициент скорости реакции равен 2,8. Во сколько раз возрастает скорость реакции при повышении температуры от 20 до 70 градусов по Цельсию?
5. Напишите выражение константы равновесия для реакции 2SO2 + O2 =2SO3 ΔН = -791,6 кДж. Какое влияние на равновесную концентрацию SO3 окажут
А) давление
Б) концентрация SO2
В) температура. Почему?
6. На сколько градусов следует понизить температуру в реакционной системе для уменьшения скорости реакции в 27 раз , если γ=3 ?
- Чему равен γ реакции , если при увеличении температуры на 50 градусов скорость реакции возросла в 32 раза?
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ» (для учащихся 9 класс)
1 Пояснительная записка
Традиционными стали предметные олимпиады школьников старших классов по химии. Чтобы удачно выступить на олимпиаде, надо научиться решать различные типы задач. Активному использованию знаний и умений можно научиться, лишь попадая в нестандартные ситуации, а для этого нужны и соответствующие не- стандартные вопросы и задачи. Такие задачи нацелены на то, чтобы развить умения и способности определять характер химических превращений, предсказывать продукты реакций. При решении задач необходимо глубоко понимать свойство химических элементов и на основе этого прогнозировать реакционную способность химических веществ. Кроме того, требуется химическая интуиция и наблюдательность.
Главное предназначение этого курса состоит в том, чтобы познакомить будущих участников химических олимпиад с основными типами задач.
2. Цели курса
Закрепить, систематизировать и углубить знания учащихся по химии; научить учащихся основным подходам к решению нестандартных химических задач. Для успешной работе по этому элективному курсу необходимо, чтобы учащиеся владели прочными знаниями в рамках программы химического образования, важнейшими вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых химических задач. Поэтому курс предназначен для учеников, проявляющих повышенный интерес к изучению этого предмета. Программа курса рассчитана на 17 занятий.
Кроме литературы, указанной в программе, при проведении занятий используются подборки задач, предлагавшиеся в разное время на олимпиадах школьников по химии из журнала «Химия в школе».
3. Программа курса (17 часов)
№ п/п | Содержание учебного материала | Кол - во часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами курса. Задачи по химии на смеси. Комбинированные задачи по теме «Галогены». Задачи на простейшую молекулярную и структурную формулы. Задачи по химии на растворимость. Задачи на скорость химической реакции . Задачи на химическое равновесие. | 1ч. 3ч 3ч 2ч 3ч 2ч 2ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Решение расчётных задач "Количество вещества. число Авогадро. Молярная масса."
Урок "Решение расчётных задач "Количество вещества. число Авогадро. Молярная масса." Цель: углубление полученных ранее знаний по тем...
Рабочая программа по спец.курсу для 8 класса "Решение расчётных задач"
Данный курс предназначен для учащихся 8-х классов, изучающих химию на базовом уровне. Курс рассчитан на 35 часов ( 1 час в неделю)Предлагаемый курс направлен на углубление и расширение химически...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по химии Решение расчётных задач (подготовка к сдаче ЕГЭ)
Пояснительная запискаПредлагаемый элективный курс направлен на углубление и расширение химических знаний учащихся через решение расчётных задач, а также на подготовку к успешной сдаче единого государс...
Конспект урока на тему: «Решение расчётных задач
Решение расчетных задач. Число Авагадро.Молярная масса...
Рабочая программа по спец.курсу для 8 класса "Решение расчётных задач"
Данный курс предназначен для учащихся 8-х классов, изучающих химию на базовом уровне. Курс рассчитан на 35 часов ( 1 час в неделю)Предлагаемый курс направлен на углубление и расширение химически...
Авторская программа элективного курса по химии для 9 класса «Способы решения расчётных задач по химии»
Программой данного курса предусмотрено изучение основных законов и понятий химии, решение расчетных химических задач и проведение расчетно – практических занятий. Содержанием данного курса предусматри...
Решение расчётной задачи №27 (определение массовой доли вещества в растворе) в ЕГЭ по химии с использованием метода "Стаканов".
Представленный в презентации метод позволяет существенно сэкономить время на экзамене при расчёте задач на определение массовой доли вещества в растворе. Приведено несколько примеров: - расчёт ма...
Комментарии
алгоритмы решения расчетных задач