Дигибридное скрещивание.
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему
Создание условий для формирования у учащихся знаний об особенностях дигибридного скрещивания, сущности закона независимого наследования признаков, как метода изучения наследственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planuroka_2016-2017.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Бирюлев Сергей Брониславович
«СШ № 33» г. Бреста, Челябинской области
Биология
10 класс
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Тема | Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание. |
Цель | Создание условий для формирования у учащихся знаний об особенностях дигибридного скрещивания, сущности закона независимого наследования признаков, как метода изучения наследственности. |
Задачи | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
УУД | ЛичностныеУУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
|
Планируемые результаты | Предметные: Знать:
Уметь:
Личностные:
Метапредметные:
|
Основные понятия | Дигибридное скрещивание, закон независимого наследования признаков, решётка Пеннета, |
Межпредметные связи | История, математика. |
Ресурсы:
| УМК Биология : Общая биология. Базовый уровень. 10 кл. : учебник / В.И. Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т Захарова. – М. : Дрофа, 2014. Биология : Общая биология. Базовый уровень. 10 кл. : рабочая тетрадь к учебнику В.И. Сивогазова, И.Б Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10 класс» / И.Б. Агафонова, В.И. Сивогазов, Я.В.Котелевская. – М. : Дрофа, 2014. Рязанова Л.А. Задачник по генетике для дифференцированного обучения. Учебное пособие. / Л.А.Рязанова. – Челябинск: Издательство ЧГПУ, 1999. Компьютер, проектор, экран |
Формы обучения | Фронтальная, индивидуальная, в парах |
Технологии | ИКТ, проблемное обучение |
| Приветствует уч-ся, проверяет готовность рабочего места, создает ситуацию успеха, называет тему урока. Ставит проблемный вопрос: «Почему при скрещивании растений гороха с желтыми гладкими семенами между собой образуется четыре фенотипические группы?» Организует анализ учащимися возникшей ситуации и приводит учащихся к выводу, что причина затруднения заключается в недостаточности их знаний. | ||||
Изучение нового материала Время: 18 мин. Этапы: | |||||
| |||||
| Для решения задач этого типа необходимо учитывать, что гены наследуются независимо. Знакомит учащихся с английским ученым Р. Паннетом ( | сущность и цитологические основы закона независимого наследования признаков | |||
| Понимать, что гибридологический метод позволяет со значительной долей вероятности предвидеть возможные результаты скрещивания организмов. | ||||
Контроль Время: 15 мин. Этапы: | |||||
| Горох бывает гладкий и морщинистый, с усиками и без усиков. Гены указанных признаков находятся в одной паре аутосом. Гладкоповерхостные растения с усиками скрестили с растениями без усиков с морщинистой поверхностью семян. Все их потомство F1 имело гладкую поверхность семян и усики. Эти растения скрестили с друг другом, определите, сколько среди всего потомства будут растений без усиков с морщинистой поверхностью семян. | Знать алгоритм решения задачи на дигибридное скрещивание, уметь составлять схему решения задачи, делать выводы. | |||
| Задача (приложение 2) | Знать, что третий закон Менделя справедлив только в тех случаях, когда анализируемые гены находятся в разных парах гомологических хромосом. | |||
Рефлексия Время: 2 мин. | Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия. | Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке. Подводит учащихся к формулированию выводов урока | Учащимся предлагается оценить свою работу на уроке, закончить предложение: Решая задачи по генетике, я узнал… | ||
Домашнее задание Время: 2 мин. | Повторить § 25, задача № 9 в рабочей тетради (§ 26), с. 143, в учебнике § 26, вопросы после § «Подумайте!» на выбор 2 |
(При решении задач по определенным темам последовательность этапов может меняться, а их содержание модифицироваться)
- Внимательно прочитайте и осмыслите условие задачи https://botan.cc/prepod/biologiya/.
- Определите тип задачи, для этого выясните:
- сколько пар признаков рассматривается в задаче;
- сколько пар генов контролируют развитие признаков;
- какие организмы (гомо-, гетерозиготные) скрещиваются;
- тип скрещивания (прямое, возвратное, анализирующее и т.д.);
- сцеплено или независимо наследуются гены, контролирующие развитие признаков;
- связано ли наследование признаков с полом;
- сколько классов фенотипов (или генотипов) образуется в потомстве, полученном от скрещивания, и каково их количественное соотношение.
- Сделайте краткую запись условия задачи.
- Запишите генотип и фенотип скрещиваемых особей.
- Определите и запишите типы гамет, которые образуют скрещиваемых особей.
- Проанализируйте результаты скрещивания. Для этого определите количество классов потомства по фенотипу и генотипу, запишите их в виде численного соотношения.
- Запишите ответ задачи.
Контрабандист.
В маленьком государстве Лисляндия вот уже несколько столетий разводят лис. Мех идет на экспорт, а деньги от его продажи составляют основу экономики страны. Особенно ценятся серебристые лисы. Они считаются национальным достоянием, и провозить их через границу строжайше запрещено. Хитроумный контрабандист, хорошо учившейся в школе, хочет обмануть таможню. Он знает азы генетики и предполагает, что серебристая окраска лис определяется двумя рецессивными аллелями гена окраски шерсти. Лисы с хотя бы одним доминантным аллелям обычные – рыжие. Что нужно сделать, чтобы получить серебристых лис на родине контрабандиста, не нарушив законов Лисляндии? (Провести гибридологический анализ и вывести рыжих лис, гетерозиготных по аллелям окраски. Скрестить их друг с другом дома и получить расщепление по рыжей и серебристой окраске в потомстве – 3 : 1.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.
Урок-презентация по теме "Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя." с закреплением нового материала....
Дигибридное скрещивание
Презентация к уроку биологии в 9 классе...
Тест по генетике "Сцепленное наследование" и 5 задач на дигибридное скрещивание - независимое, аутосомно - сцепленное и сцепленное с полом наследование
В тест по генетике для 11 класса на сцепленное наследование включены 5 задач различной сложности на дигибридное скрещивание - независимое, аутосомно - сцепленное и сцепленное с полом наслед...
Задачи на моно- и дигибридное скрещивание
Задачи на моно- и дигибридное скрещивание. Материал можно использовать на уроках общей биологии в 9 классе....
Самостоятельная работа по генетике "Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание" 9-10 класс
Данная самостоятельная работа может использоваться для обобщения и контроля знаний по темам «Основные понятия генетики», «Решение задач на моногибридное скрещивание» и «Решение задач на дигибридное ск...
Урок «Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя. Анализирующее скрещивание»
Образовательные задачи: сформировать знания о дигибридном скрещивании, вывести и сформулировать третий закон Г.Менделя, выявить закономерно...
Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"
Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"...