Дигибридное скрещивание.
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему

Создание условий для формирования у учащихся знаний об особенностях дигибридного скрещивания, сущности закона независимого наследования признаков, как метода изучения наследственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planuroka_2016-2017.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Бирюлев Сергей Брониславович

«СШ № 33» г. Бреста, Челябинской области

Биология

10 класс

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Тема

Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание.

Цель

Создание условий для формирования у учащихся знаний об особенностях дигибридного скрещивания, сущности закона независимого наследования признаков, как метода изучения наследственности.

Задачи

Образовательные:

  • помочь учащимся определить сущность дигибридного скрещивания;
  • способствовать формированию у учащихся умения использовать специальную систему записи результатов скрещивания (решетку Пеннета) для прогнозирования численного выражения вариантов расщепления по фенотипу и генотипу при дигибридном скрещивании;
  • раскрыть цитологические основы закона независимого наследования признаков;
  • продолжить формирование навыков решения генетических задач;

Развивающие:

  • продолжить развитие навыков решения генетических задач, использования генетической символики;
  • развивать умение и навыки самостоятельной работы с учебником, в группах, тестами;
  • способствовать формированию научного мировоззрения и познавательного интереса к предмету;
  • содействовать развитию коммуникативной культуры, умению отражать результаты своей деятельности в устной или письменной форме;
  • продолжить, через разрешение простейших жизненных задач и примеров, создавать условия для развития логического мышления.

Воспитательные:

  • способствовать формированию у учащихся умения выражать свое мнение, анализировать ответы и мнения других в ходе совместной работы;
  • способствовать формированию мотивации учебной деятельности (интересно, важно для меня);
  • способствовать выбору будущей профессии (растениевод, животновод, селекционер);
  • обосновать необходимость изучаемого материала в повседневной жизни, практическом применении.

УУД

ЛичностныеУУД:

  • осмысление значения изученного материала;
  • контроль и оценка процесса и результатов своей деятельности на уроке.

Регулятивные УУД:

  • умение сформулировать цель на основе изученного и того, что предстоит узнать;
  • элементы волевой саморегуляции при поиске необходимов информации к уроку;
  • осознание качества и уровня усвоения нового материала.

Коммуникативные УУД:

  • умение полно и точно выражать свои мысли;
  • умение владеть монологической речью;
  • умение слушать и вступать в диалог;
  • умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Познавательные УУД:

  • формирование систематизированных представлений о биологических процессах, явлениях и закономерностях;
  • овладение научным подходом к решению задач;
  • овладение умением анализировать полученную информацию.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать:

  • сущность и цитологические основы закона независимого наследования признаков;
  • понимать, что методы биологической науки позволяют со значительной долей вероятности предвидеть возможные результаты скрещивания организмов.

Уметь:

  • использовать специальную систему записи результатов скрещивания (решетку Пеннета) для прогнозирования численного выражения вариантов расщепления по фенотипу и генотипу при дигибридном скрещивании;
  • решать генетические задачи.

Личностные:

  • убежденность в возможности познания природы, в частности закономерностей наследования признаков;
  • уважение к ученому – основоположнику генетики;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и умений;
  • умение решать задачи на моногибридное скрещивание поможет понять простейший механизм наследования признаков у человека; выяснить причины наследственных заболеваний.

Метапредметные:

  • совершенствование навыков самостоятельного приобретения знаний, организации учебной деятельности, постановки целей;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника.

Основные понятия

Дигибридное скрещивание, закон независимого наследования признаков, решётка Пеннета,

Межпредметные связи

История, математика.

Ресурсы:

  • основные
  • дополнительные

УМК Биология : Общая биология. Базовый уровень. 10 кл. : учебник / В.И. Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т Захарова. – М. : Дрофа, 2014.

Биология : Общая биология. Базовый уровень. 10 кл. : рабочая тетрадь к учебнику В.И. Сивогазова, И.Б Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10 класс» / И.Б. Агафонова, В.И. Сивогазов, Я.В.Котелевская. – М. : Дрофа, 2014.

Рязанова Л.А. Задачник по генетике для дифференцированного обучения. Учебное пособие. / Л.А.Рязанова. – Челябинск: Издательство ЧГПУ, 1999.

Компьютер, проектор, экран

Формы обучения

Фронтальная, индивидуальная, в парах

Технологии

ИКТ, проблемное обучение

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

  1. Выявление места и причины затруднений

Приветствует уч-ся, проверяет готовность рабочего места, создает ситуацию успеха, называет тему урока.

Ставит проблемный вопрос: «Почему при скрещивании растений гороха с желтыми гладкими семенами между собой образуется четыре фенотипические группы?»

Организует анализ учащимися возникшей ситуации и приводит учащихся к выводу, что  причина затруднения заключается в недостаточности их знаний.

Изучение нового материала

Время: 18 мин.

Этапы:

  1. Этап построения проекта выхода из затруднения.

  1. Реализация построенного проекта

Для решения задач этого типа необходимо учитывать, что гены наследуются независимо.

Знакомит учащихся с английским ученым Р. Паннетом

(

сущность и цитологические основы закона независимого наследования признаков

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (работа в парах)

Понимать, что гибридологический метод позволяет со значительной долей вероятности предвидеть возможные результаты скрещивания организмов.

Контроль

Время: 15 мин.

Этапы:

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (индивидуально)

Горох бывает гладкий и морщинистый, с усиками и без усиков. Гены указанных признаков находятся в одной паре аутосом. Гладкоповерхостные растения с усиками скрестили с растениями без усиков с морщинистой поверхностью семян. Все их потомство F1 имело гладкую поверхность семян и усики. Эти растения скрестили с друг другом, определите, сколько среди всего потомства будут растений без усиков с морщинистой поверхностью семян.

Знать алгоритм решения задачи на дигибридное скрещивание, уметь составлять схему решения задачи, делать выводы.

  1. Включение в систему знаний повторение

Задача (приложение 2)

Знать, что третий закон Менделя справедлив только в тех случаях, когда анализируемые гены находятся в разных парах гомологических хромосом.

Рефлексия 

Время: 2 мин.

Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия.

Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке. Подводит учащихся к формулированию выводов урока

Учащимся предлагается оценить свою работу на уроке, закончить предложение:

Решая задачи по генетике, я узнал…

Домашнее задание

Время: 2 мин.

Повторить § 25, задача № 9 в рабочей тетради (§ 26), с. 143, в учебнике § 26, вопросы после § «Подумайте!» на выбор 2

(При решении задач по определенным темам последовательность этапов может меняться, а их содержание модифицироваться)

  1. Внимательно прочитайте и осмыслите условие задачи https://botan.cc/prepod/biologiya/.
  2. Определите тип задачи, для этого выясните:
  • сколько пар признаков рассматривается в задаче;
  • сколько пар генов контролируют развитие признаков;
  • какие организмы (гомо-, гетерозиготные) скрещиваются;
  • тип скрещивания (прямое, возвратное, анализирующее и т.д.);
  • сцеплено или независимо наследуются гены, контролирующие развитие признаков;
  • связано ли наследование признаков с полом;
  • сколько классов фенотипов (или генотипов) образуется в потомстве, полученном от скрещивания, и каково их количественное соотношение.
  1. Сделайте краткую запись условия задачи.
  2. Запишите генотип и фенотип скрещиваемых особей.
  3. Определите и запишите типы гамет, которые образуют скрещиваемых особей.
  4. Проанализируйте результаты скрещивания. Для этого определите количество классов потомства по фенотипу и генотипу, запишите их в виде численного соотношения.
  5. Запишите ответ задачи.

Контрабандист.

В маленьком государстве Лисляндия вот уже несколько столетий разводят лис. Мех идет на экспорт, а деньги от его продажи составляют основу экономики страны. Особенно ценятся  серебристые лисы. Они считаются национальным достоянием, и провозить их через границу строжайше запрещено. Хитроумный контрабандист, хорошо учившейся в школе, хочет обмануть таможню. Он знает азы генетики и предполагает, что серебристая окраска лис определяется двумя рецессивными  аллелями гена окраски шерсти. Лисы с хотя бы одним доминантным аллелям обычные – рыжие. Что нужно сделать, чтобы получить серебристых лис на родине контрабандиста, не нарушив законов Лисляндии? (Провести гибридологический анализ и вывести рыжих лис, гетерозиготных по аллелям окраски. Скрестить их друг с другом дома и получить расщепление по рыжей и серебристой окраске в потомстве – 3 : 1.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.

Урок-презентация по теме "Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя." с закреплением нового материала....

Дигибридное скрещивание

Презентация к уроку биологии в 9 классе...

Тест по генетике "Сцепленное наследование" и 5 задач на дигибридное скрещивание - независимое, аутосомно - сцепленное и сцепленное с полом наследование

В тест  по генетике для 11 класса на сцепленное наследование включены 5 задач различной сложности на дигибридное скрещивание - независимое, аутосомно - сцепленное и сцепленное с полом наслед...

Задачи на моно- и дигибридное скрещивание

Задачи на моно- и дигибридное скрещивание. Материал можно использовать на уроках общей биологии в 9 классе....

Самостоятельная работа по генетике "Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание" 9-10 класс

Данная самостоятельная работа может использоваться для обобщения и контроля знаний по темам «Основные понятия генетики», «Решение задач на моногибридное скрещивание» и «Решение задач на дигибридное ск...

Урок «Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя. Анализирующее скрещивание»

            Образовательные задачи: сформировать знания о  дигибридном скрещивании, вывести и сформулировать третий закон Г.Менделя, выявить закономерно...

Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"

Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"...