Программа по ресурсосбережению для 5-6 класса
рабочая программа по биологии (5, 6 класс) на тему
Данный курс призван создать устойчивую мотивацию учащихся к рациональному использованию энергетических и природных ресурсов, прививать навыки бережливости, вовлечь школьников в полезную и осмысленную ими деятельность по эффективному энергопользованию и защите окружающей среды.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Борисевич Светлана Юрьевна ГБОУ СОШ 1376
Программа по ресурсосбережению
для учащихся 5-6 классов школы № 1376
Пояснительная записка
Проблема энерго- и ресурсосбережения является в настоящее время одной из наиболее актуальных. Ее необходимо решать в кратчайшие сроки, так как только это позволит повысить эффективность использования топливно-энергетических и материальных ресурсов. В современных условиях энергосбережение служит одним из действенных инструментов решения глобальных экологических проблем. Активная энергосберегающая политика является ключевым звеном, связывающим проблемы экологии и энергетики. В связи с этим важно начинать формирование у учащихся глубокого и многогранного понимания способов рационального использования энергетических ресурсов.
В данной программе обобщаются и расширяются первоначальные знания по энергоэффективности и экологии, полученные учащимися в начальных классах . Ученики в «Школе Берегоши» встречаются с условными персонажами: Берегошей, Энергошей, Электрошей, Теплошей, Водяшей и Экошей.
Данный курс призван создать устойчивую мотивацию учащихся к рациональному использованию энергетических и природных ресурсов, прививать навыки бережливости, вовлечь школьников в полезную и осмысленную ими деятельность по эффективному энергопользованию и защите окружающей среды.
Цель курса — формирование у учащихся ценностных ориентаций на бережное отношение к использованию энергоресурсов и сохранение окружающей среды.
Задачи курса:
— дать первоначальные сведения об энергетических объектах и методах эффективного их использования;
— создать условия для осмысления школьниками проблем энергоэффективности не только в быту, но и на производстве;
— ознакомить учащихся с решением проблем экологии и энергопотребления на государственном и международном уровнях;
— способствовать вовлечению школьников в полезную практическую деятельность по экологии, энерго- и ресурсосбережению в своем регионе.
Оценка знаний и умений учащихся — результаты их участия в практических видах деятельности по содержанию курса. Использование отметок в процессе изучения курса не допускается.
СОДЕРЖАНИЕ
5-6 класс (36 часов)
Тема 1. Открытие Школы Берегоши (2 часа)
Цели и задачи Школы. Мы и окружающий нас мир. Экономия и бережливость — залог роста благосостояния и качества жизни нации.
Тема 2. Уроки Энергоши (5 часов)
Объекты энергетики. Решение проблем энергетики на государственном и международном уровнях. Мировые тенденции энергопотребления и энергоэффектив-ности.
Практические работы: работа с географическими картами; выпуск стенгазет.
Тема 3. Уроки Электроши (8 часов)
Знакомство с электростанциями и их видами. Преобразование энергии Солнца и ветра в электрическую энергию. Линии электропередачи: их устройство и назначение. Ознакомление с возможностями сбережения электрической энергии на производстве. Меры безопасного поведения вблизи линий электропередачи, трансформаторных подстанций, устройств наружного освещения.
Практические работы: ознакомление с моделями солнечных электрических панелей и ветродвигателей, линии электропередачи; художественное творчество по теме «Мастерская Электроши»; практикум по электробезопасности.
Тема 4. Уроки Теплоши (5 часов)
Ознакомление с получением тепла от различных видов топлива, качественное сравнение эффективности их использования. Преобразование энергии Солнца в тепловую энергию. Понятие о теплосетях. Ознакомление с возможностями сбережения тепла на производстве.
Практические работы: ознакомление с моделями тепловых солнечных коллекторов; художественное творчество по теме «Мастерская Теплоши».
Тема 5. Уроки Водяши (6 часов)
Обзор гидроэнергетических установок от древности до наших дней. Рациональное использование водных ресурсов. Способы очистки питьевой воды и сточных вод.
Практические работы: ознакомление с моделями гидроустановок; художественное творчество по теме «Мастерская Водяши»; фильтрация воды.
Тема 6. Уроки Экоши (6 часов)
Воздействие энергетики на окружающую среду. Взаимосвязь экологии и энергоэффективности. Способы ликвидации последствий техногенных аварий.
Практические работы: конкурс экологических проектов (подготовка и защита рефератов); акция «Экологический патруль»;
Тема 7. Уроки Берегоши (6 часов)
1.Понятие о принципах эффективного использования энергии. Энергосбережение — самый дешевый и экологически чистый «источник» энергии.
2. Сохранение тепла в помещении. Простые меры и меры для профессионалов по утеплению помещений. Примеры успешного сбережения тепла в помещениях.
3. Рациональное потребление горячей воды. Простые меры и меры для профессионалов по снижению потребления горячей воды.
4. Приемы экономии и рационального использования холодной воды, газа и электроэнергии в быту. Бытовые прибора учета и контроля расхода газа, воды и электроэнергии.
5. Заполнение учащимися таблицы «Потребление энергии в моем доме (квартире)» по данным показаний счетчика электроэнергии. Построение графика потребления электроэнергии в течение суток и за неделю.
6. Измерение и учет расхода горячей и холодной воды в моем доме (квартире). Измерение расхода горячей воды и расчет энергии, необходимой для ее нагрева.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу учебного года учащиеся должны:
а) иметь первоначальные представления:
— о взаимосвязи экономии и бережливости с ростом благосостояния не только отдельного человека (семьи), но и нации в целом;
— о способах решения проблем энергетики и экологии на государственном и международном уровнях;
— об электростанциях и их видах, линиях электропередачи;
— об энергетике и основных энергетических объектах Республики Беларусь;
— о способах рационального использования энергоресурсов;
— о тенденциях энергопотребления и энергоэффективности в мире.
б) учащиеся должны приобрести опыт практической деятельности:
— безопасного поведения вблизи линий электропередачи, трансформаторных подстанций, устройств наружного освещения;
— различать виды энергетических объектов;
— осознанно формулировать и отстаивать свою позицию по проблемам экологии и энергетики.
Календарно-тематическое планирование программ
5 класс (18 часов)
№ п/п | Сроки проведения | Тема занятия |
1 | сентябрь | “Знакомый и незнакомый Я”. |
2 | сентябрь | Мы и окружающий нас мир. |
3 | октябрь | Объекты энергетики. |
4 | октябрь | Объекты энергетики. |
5 | ноябрь | Решение проблем энергетики на государственном и международном уровнях. |
6 | ноябрь | Мировые тенденции энергопотребления и энергоэффективности. |
7 | декабрь | Знакомство с электростанциями и их видами. |
8 | декабрь | Преобразование энергии Солнца и ветра в электрическую энергию. |
9 | январь | Линии электропередачи: их устройство и назначение. |
10 | январь | Возможности сбережения электрической энергии на производстве. |
11 | февраль | Возможности сбережения электрической энергии на производстве |
12 | февраль | Меры безопасного поведения вблизи линий электропередачи, трансформаторных подстанций, устройств наружного освещения. |
13 | март | Получение тепла от различных видов топлива, качественное сравнение эффективности их использования. |
14 | март | Преобразование энергии Солнца в тепловую энергию. |
15 | апрель | Понятие о теплосетях. |
16 | апрель | Возможностями сбережения тепла на производстве. |
17 | май | Возможностями сбережения тепла дома. |
18 | май | Обобщающее занятие |
Календарно-тематическое планирование программы
6 класс (18 часов)
№ п/п | Сроки проведения | Тема занятия |
1 | сентябрь | Обзор гидроэнергетических установок от древности до наших дней. |
2 | сентябрь | Обзор гидроэнергетических установок от древности до наших дней. |
3 | октябрь | Рациональное использование водных ресурсов. |
4 | октябрь | Способы очистки питьевой воды и сточных вод. |
5 | ноябрь | Способы очистки питьевой воды и сточных вод. |
6 | ноябрь | Воздействие энергетики на окружающую среду. |
7 | декабрь | Воздействие энергетики на окружающую среду. |
8 | декабрь | Взаимосвязь экологии и энергоэффективности. |
9 | январь | Способы ликвидации последствий техногенных аварий. |
10 | январь | Понятие о принципах эффективного использования энергии. |
11 | февраль | Энергосбережение — самый дешевый и экологически чистый «источник» энергии. |
12 | февраль | Сохранение тепла в помещении. Простые меры и меры для профессионалов по утеплению помещений. Примеры успешного сбережения тепла в помещениях. |
13 | март | Рациональное потребление горячей воды. Простые меры и меры для профессионалов по снижению потребления горячей воды. |
14 | март | Приемы экономии и рационального использования холодной воды, газа и электроэнергии в быту. Бытовые прибора учета и контроля расхода газа, воды и электроэнергии. |
15 | апрель | Заполнение учащимися таблицы «Потребление энергии в моем доме (квартире)» по данным показаний счетчика электроэнергии. |
16 | апрель | Практическая работа «Построение графика потребления электроэнергии в течение суток и за неделю». |
17 | май | Измерение и учет расхода горячей и холодной воды в моем доме (квартире). Измерение расхода горячей воды и расчет энергии, необходимой для ее нагрева. |
18 | май | Обобщающее занятие |
Рекомендуемая литература
- Грачева, Е.Энергосбережение для всех и каждого /Е.Грачева.— Челябинск, ОГУП «Энергосбережение», 2002. — 112 с.
- Дежкин, В.В. Беседы об экологии / В.В.Дежкин. — М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. — 176 с.
- Энергия вокруг нас: Учебный модуль. — Брянск: БРОО «Виола», 2003.— 128 с.
- http://spare.net.ru/intrus/index.html — ШПИРЭ: Школьная программа использования ресурсов и энергии.
- http://www.baltfriends.ru/rus/edfora/bookl03/index.htm — Сборники работ учителей и школьников Санкт-Петербурга: «Энергия для нашего дома», «Энергия и среда обитания» и другие материалы. «Дети Балтики».
- http://www.cei.ru/rus/ — Центр Экологических Инициатив (ЦЭИ). Новости. Публикации. Сам себе энергетик. Демонстрационный комплект «Энергосберегающий чемоданчик». Энергосбережение для больших и маленьких.
- http://www.cei.ru/rus/ — Центр Экологических Инициатив (ЦЭИ). Новости. Публикации. Сам себе энергетик. Демонстрационный комплект «Энергосберегающий чемоданчик». Энергосбережение для больших и маленьких.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова
Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский язык не является родн...
Рабочая программа по английскому языку во 2 классе, разработанная на основе программы курса «Английский язык. Программа для общеобразовательных учреждений 2-4 классы» (Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш.)
Рабочая программа по английскому языку во 2 классе, разработанная к учебнику "Английский язык. English-2": учеб. для 2 класса общеобразоват.учреждений/ Кузовлев...
Рабочая программа учебного курса «Физическая культура» Для 10 класса к УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича Срок реализации программы 1 год
Рабочая программа учебного курса «Физическая культура»Для 10 классак УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича...
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе программы по биологии для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Т.С.Сухова, С.Н.Исакова «Биология: программы: 5-11 классы, линия «Живая природа» - М.: Вентана -Граф, 2017».
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Т.С. Сухова, С.Н. Исакова , линия "Живая природа"....
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...