Лабораторные работы по биологии 10-11 класс
методическая разработка по биологии (11 класс) по теме
Лабораторные работы по биологии 10-11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratornye_raboty_10-11_kl.docx | 188.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Лабораторные работы
по общей биологии в
10 – 11 классах общеобразовательной школы.
Для составления набора лабораторных работ использовалась «Общая биология. Дидактический материал» Л.Н.Анастасова
Тема: «Раздел - Основы экологии»
Лабораторная работа
«Составление цепей питания и построение экологических пирамид».
Форма:
групповая лабораторная работа.
Время проведения:
25 – 30 минут.
Цель работы:
научиться строить трофические цепи и экологические пирамиды, отражающие закономерности энергетических отношений в экосистемах.
Оборудование:
списки биологических объектов и данные о продуктивности различных видов.
Инструктивная карта работы.
Ход работы:
1. Определите, к каким категориям организмов экосистемы (продуценты, консументы, редуценты) относятся следующие организмы: дуб, крокодил, орел, заяц, гриб-дождевик, дождевой червь, утка, лось, жираф, рак, мятлик, муравей.
2. Постройте из предложенных организмов по три пастбищных, детритных, паразитических пищевых цепи: лисица, овсяница, заяц, бактерии гниения, олень, рысь, дождевой червь, осина, лещина, сова, белка, водоросли, щука, гельминты, карп.
3. Постройте пирамиду биомассы следующей пищевой цепи: растения, кузнечики, лягушка, уж, ястреб-змееяд, предполагая, что животные каждого трофического уровня питаются только организмами предыдущего уровня. Биомасса растений на исследуемой территории составляет 40 тонн.
4. Постройте пирамиду чисел для пищевой цепи, приведенной в п.3, зная, что биомасса 1 побега травянистого растения составляет примерно 5 г, 1 кузнечика – 1г, 1 ужа – 100г, 1 змееяда – 2кг. Рассчитанные значения внесите в таблицу:
Данные о биомассе и численности особей представителей различных трофических уровней.
Вывод:
какие закономерности функционирования экосистем отражают правила экологических пирамид?
Тема: «Раздел - Основы цитологии»
Лабораторная работа:
«Изучение строения животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом».
Форма:
фронтальная лабораторная работа.
Время проведения:
30 – 35 минут.
Цель работы:
познакомиться с многообразием клеток, их морфологическими особенностями и убедиться в принципиальном единстве их строения.
Оборудование:
микроскопы, лупы, раздаточные подносы с наборами предметных и покровных стекол, препаровальные иглы, пинцеты, пипетки, слабый раствор йода и синих чернил, фильтровальная бумага, химический стакан с чистой водой, сосуд для промывания стекол.
Материал для работы:
готовые микропрепараты различных видов растительных и животных тканей, одноклеточных организмов.
Изучаемые объекты:
лук, клубни картофеля, гриб – мукор.
Инструктивная карта. Ход работы:
запись результатов наблюдений следует вести в табличной форме.
Рассматриваемый объект | Особенность | Черты | Вывод | |||
строение | функции | сходства | различия | о взаимодействии строения и функции | о едином плане строения | |
I этап работы. Знакомство с особенностями строения клеток живых организмов.
Приготовление препаратов грибной клетки и знакомство с ней:
а) нанесите на предметное стекло каплю подкрашенной воды;
б) осторожно на кончике препаровальной иглы перенесите мицелий гриба на предметное стекло, в каплю воды и расправьте объект;
в) накройте микропрепарат предметным стеклом, поместите под объектив микроскопа (рассматривать при большом увеличении!).
Отчет по I этапу:
- Ответить на вопросы:
- Какое строение имеют клетки мицелия?
- Какие клеточные органоиды (структуры) наблюдали?
- Результаты наблюдений занести в таблицу.
II этап работы. Приготовление препарата чешуи кожицы лука.
а) с чешуйки снять пинцетом часть эпидермиса и положить его в каплю подкрашенной воды на предметное стекло;
б) расправить препарат иглой и накрыть предметным стеклом (избыток воды удалить фильтровальной бумагой!);
в) рассмотреть препарат под малым, затем под большим увеличением.
Отчет по II этапу:
- Ответить на вопросы:
- Какие клеточные структуры наблюдали?
- Каковы особенности строения клеток лука?
- Результаты наблюдений занести в таблицу.
III этап работы. Приготовление препарата клеток клубня картофеля:
а) со среза клубня картофеля иглой соскоблите немного мякоти;
б) поместите на предметное стекло в каплю воды, окрашенной слабым раствором йода. Накройте покровным стеклом (избыток воды удалить фильтровальной бумагой!);
в) рассмотрите под малым увеличением приготовленный препарат;
г) найдите зерна запасного крахмала и зарисуйте их.
Отчет по III этапу:
Ответить на вопрос:
- Каково значение клеточных включений в жизни клетки?
IV этап работы. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов одноклеточных организмов, растительных и животных тканей:
а) рассмотрите микропрепарат одноклеточного организма ;
б) определите черты сходства и различия данного одноклеточного организма с общим планом строения клетки;
в) рассмотрите микропрепараты эпителиальной, костной, мышечной тканей.
Отчет по IV этапу:
- Ответить на вопрос:
- В чем их сходство и различие?
- Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Сформируйте выводы по работе.
Предполагаемые выводы по работе:
- Многоклеточные организмы состоят из различных типов клеток.
- Выполнение специализированных функций происходит благодаря усиленному развитию отдельных клеточных структур.
- В отдельных типах клеток ясно выражена взаимосвязь.
- Все клетки имеют единство в строении и общность происхождения.
Тема: «Раздел - Эволюционное учение»
Лабораторная работа:
«Изучение морфологического критерия вида на гербарных материалах растений хвойных пород».
Цель работы:
по морфологическим признакам определенных видов растений материализовать понятие о морфологическом критерии.
Оборудование:
пинцеты, препаровальные иглы, линейка, листы белой бумаги, тетради для записей.
Изучаемые объекты:
гербарные растения хвойных пород ( ветки, побеги с хвоей, семена): сосна обыкновенная, сосна сибирская.
Инструктивная карта. Ход работы:
Знакомство с морфологическими признаками видов растений хвойных пород.
- Внимательно рассмотрите растения двух видов хвойных пород одного рода.
- В соответствии с перечисленными в таблице признаками кратко опишите признаки изученных вами растений.
- Сравните их, результаты наблюдений запишите в таблицу.
Признак | Вид | Вывод по результатам сравнений | Какой видовой критерий характеризуют |
Особенности строения побегов (количество хвоинок в пучке) | С.обыкновенная С.сибирская | ||
Длина хвойных игл, окраска и описание поперечного среза хвоинки | С.обыкновенная С. сибирская | ||
Шишки: длина, форма и цвет семенных чешуй | С.обыкновенная С.сибирская | ||
Семена: их величина (в мм), форма. цвет | С.обыкновенная С.сибирская |
- Ответьте на вопрос: к каким ошибкам может привести установление видовой принадлежности только по одному из видовых критериев? Сформируйте выводы по целям лабораторной работы.
Лабораторная работа
«Изучение приспособленности организмов к среде обитания».
Время выполнения работы:
20-25 мин.
Форма работы:
лабораторная работа в парах.
Цель работы:
сформировать понятие о приспособленности организмов к среде обитания;
закрепить умение выполнять наблюдение за натуральными объектами;
закрепить умение выделять черты приспособленности организмов к среде обитания, соотносить теоретические знания с их практическим проявлением.
Оборудование:
фотографии животных различных сред обитания;
гербарные образцы растений.
Инструктивная карта. Ход работы:
1. Определите среду обитания животного и растения. Выявите черты приспособленности к среде обитания. Зафиксируйте их в тетради.
- Поясните предложение: «Приспособленность имеет относительный характер» (максимальный объем ответа 5-6 предложений).
3. На основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизмы возникновения приспособлений.
- Сделайте общий вывод по лабораторной работе.
Предполагаемые выводы по работе:
- Описание внешнего и внутреннего строения характеризует морфологический видовой критерий.
- Установление видовой принадлежности возможно при учете всех критериев вида.
Лабораторная работа
«Выявление изменчивости у особей одного вида»
Время выполнения - 25 - 30 мин.
Работа в парах.
Цель работы:
сформировать понятие об изменчивости организмов ;
закрепить умение выполнять наблюдение за натуральными объектами;
закрепить умение выделять черты сходства и различия организмов , соотносить теоретические знания с их практическим проявлением.
Оборудование:
гербарный растительный материал или живые комнатные растения; лупа; измерительная линейка.
Инструктивная карта. Ход работы :
1. Сравните 3 растения одного вида. Найдите признаки сходства в их строении ( зафиксируйте это в тетрадь). Объясните причины сходства (письменное выполнение задания).
2. Выявите признаки различия ( зафиксируйте их в тетради). Объясните, какими свойствами организмов обусловливаются различия между особями одного вида.
3. Ответить на вопросы:
Какие различия обусловлены наследственной изменчивостью, какие – ненаследственной изменчивостью?
Объясните причины возникновения различий между особями одного вида.
- Сформируйте вывод по лабораторной работе.
Лабораторная работа:
«Изучение и определение критериев вида»
Время выполнения работы:
35 мин.
Форма:
работа в парах.
Цель работы:
убедиться в реальности существования вида, как результата исторического развития;
научиться использовать теоретический материал на практике;
научиться распознавать показатели критериев вида.
Оборудование:
лупа, пинцет, препаровальные иглы, измерительная линейка, листы белой бумаги.
Изучаемые объекты:
гербарные наборы растений, принадлежащих к одному роду (герань луговая, герань лесная, герань болотная); определители
Инструктивная карта. Ход работы:
Запись результатов наблюдений вести в тетради.
- Часть работы. Знакомство с признаками, характеризующими вид. Знакомство с критериями вида.
- Используя материал учебника, заполните таблицу:
Признак, определяющий вид | Краткая характеристика признака | Пример |
морфологический | ||
физиологический | ||
генетический | ||
биохимический | ||
экологический | ||
географический |
- Внимательно рассмотрите растения одного рода.
- В соответствии с перечисленными в таблице признаками кратко опишите признаки каждого растения.
Признаки | Вид | ||
Герань луговая | Герань лесная | Герань болотная | |
Цветка Плодов Листьев Стеблей Корня Места обитания |
С помощью определителя укажите, к какому виду принадлежит данное растение и пропишите его видовое название в соответствующей графе таблицы.
По каким признакам вы отнесли предложенные растения к различным видам?
Для формирования выводов используйте результаты вашей практической работы:
- Докажите, почему установление видовой принадлежности невозможно проводить по ОДНОМУ критерию?
- Обоснуйте, почему существуют виды, сходные, казалось бы, по всем ОСНОВНЫМ признакам, но не способные к скрещиванию?
Предполагаемые выводы по работе:
- Принадлежность к определённому виду не может определяться одним критерием.
- Вид – это не сумма одинаковых особей, особи одного вида связаны сложными отношениями между собой и окружающей средой.
Лабораторная работа:
«Изучение результатов искусственного отбора на примере выведения сортов культурных растений».
Время выполнения– до 30 мин.
Форма работы: фронтальная и групповая.
Цель работы: убедиться в том, что
- в основе создания новых сортов лежат различные виды изменчивости;
- культурные формы растений имеют признаки, полезные человеку;
- движущими силами эволюции культурных растений являются наследственная изменчивость и искусственный отбор.
Оборудование:
лупа, пинцет, препаровальные иглы, раздаточные подносы.
Материал для работы:
гербарные листы различных сортов злаковых культур одного исходного вида; живые экспонаты различных сортов комнатной фиалки; рисунки или фотографии исходных форм диких злаковых растений ( работу можно организовать по двум вариантам).
Инструктивная карта. Ход работы:
Часть I.
- Внимательно познакомьтесь с представителями растений одного вида (гербарные и живые экземпляры):
- определите черты сходства и различия между ними;
- сравните сорта злаковых с исходной дикой формой;
- укажите, по каким признакам сорта культурных растений
отличаются от диких предков.
Результаты наблюдений занесите в таблицу:
Вид | Исходная форма (дикий предок). | Сорта данного вида | Изменяемые признаки, органы | Черты сходства культурных и диких форм | Черты отличия культурных и диких форм | Причины многообразия сортов |
Ответьте на вопросы:
- по каким признакам можно судить о принадлежности к одному виду?
- что является движущими силами эволюции культурных форм растений?
Лабораторная работа.
«Изучение приспособленности организмов к среде обитания».
Время выполнения: 25 мин.
Форма работы: индивидуальная.
Цель работы:
убедиться в том, что приспособленность организмов является результатом действия естественного отбора и не может быть абсолютным.
Оборудование:
лупа, препаровальные иглы, пинцет, листы белой бумаги.
Объекты изучения:
наборы семян и плодов древесных и кустарниковых форм растений (клён, берёза, ольха, ива, липа, тополь, рябина, сосна, пихта, лиственница, дуб, жёлтая акация).
Инструктивная карта. Ход работы:
- Внимательно рассмотрите наборы плодов и семян, используя для этой цели лупу, пинцет, препаровальные иглы.
- Отберите семена (плоды), переносимые ветром.
- Определите принципы приспособленности семян и плодов к распространению ветром.
- Данные наблюдений запишите в таблицу:
Растения | Характерные приспособительные особенности плодов и семян | Способы распространения | Причины возникновения приспособленности |
Клён Берёза Ольха Липа Тополь Ива и т.д. |
- Используя знания, полученные при выполнении работы и теоретические знания темы, обоснуйте, почему любая приспособленность организма к условиям среды носит относительный характер.
Лабораторная работа:
«Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных».
Время выполнения - 40 мин.
Форма работы: работа в группах.
Цель работы:
- посмотреть на конкретном примере происхождение крупных систематических групп путём ароморфозов;
- ознакомиться с примерами возможных идиоадаптаций организмов;
- раскрыть влияние деятельности человека на главные направления органической эволюции.
Оборудование:
подносы раздаточные, лупа, пинцет, тетрадь для записей, определители цветковых и голосеменных растений.
Материал для работы:
открытки, фотографии с изображением представителей отделов растений, типов и классов животных; муляжи (или рисунки) кистепёрой рыбы, стегоцефала, архиоптерикса; натуральные объекты: гербарии цветковых и голосеменных растений; коллекции насекомых с различными видами идиоадаптаций; наборы цветков, плодов, семян.
Ход работы:
I часть работы.
- Рассмотрите коллекцию насекомых и укажите систематическую категорию, к которой принадлежат данные представители;
- определите у представителей каждой группы насекомых приспособительные изменения к условиям среды обитания;
- раскройте биологическое значение приспособлений;
- постарайтесь указать пути эволюции каждой рассматриваемой группы насекомых.
Результаты наблюдений запишите в таблицу № 1:
Систематическая группа | Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции | Биологическое значение приобретенных изменений. | Возможные пути эволюции данной систематической группы |
Ответьте на вопрос:
Какие особенности строения и жизни насекомых позволили им в процессе эволюции занять господствующее положение среди беспозвоночных?
II часть работы.
- Рассмотрите гербарные материалы (побеги, плоды, цветки) представителей цветковых растений (рябины, черёмухи, вяза, липы, клёна, вишни);
- Определите систематическую принадлежность изучаемых представителей;
- Раскройте биологическое значение появления плодов у цветковых растений;
- Укажите признаки приспособленности плодов изучаемой группы растений к распространению.
Результаты наблюдений и умозаключений запишите в таблицу № 2
( в таблице есть пример заполнения):
Систематическая группа | Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции | Биологическое значение приобретенных изменений | Возможные пути эволюции данной систематической группы |
Клён остролистный | Околоцветник имеет крыловидные кожистые выросты | Плоды при опадении с деревьев могут долгое время вращаться в воздухе и поэтому разносятся ветром на большие расстояния | идиоадаптация |
III часть работы:
- Внимательно ознакомьтесь ( по коллекциям, гербарным материалам, семенным шишкам ) с представителями голосеменных растений: можжевельника, ели, сосны, лиственницы, пихты;
- Определите систематическую принадлежность изучаемых представителей;
- Раскройте биологическое значение появления семян у представителей хвойных растений;
- Укажите возникшие в ходе эволюции признаки приспособленности семян голосеменных к определённым способам распространения ;
- Назовите возможные пути эволюции изучаемых растений данной систематической группы.
Результаты наблюдений запишите в таблицу, составленную по образцу таблицы № 2.
Ответьте на вопросы:
- Какие важные ароморфозы претерпели голосеменные и цветковые растения в своём историческом развитии?
- Какие преобразования надо считать идиоадаптацией? Почему?
Сформируйте выводы по работе.
Тема «Раздел – «Основы генетики»
Лабораторная работа
«Изучение модификационной изменчивости у растений
( животных), построение вариационного ряда и кривой».
Время выполнения: учебный час.
Форма работы: работа в группах( парах).
Цель работы:
Показать статистические закономерности модификационной изменчивости на примере использования математических методов в биологии.
Оборудование:
измерительная линейка, раздаточные подносы, пинцет, листы белой и миллиметровой бумаги, тетрадь для записей.
Материалы для работы:
натуральные объекты (засушенные листья дуба, березы, липы).
Для организации работы по двум вариантам можно использовать для варианта 2 семена фасоли.
Ход работы:
- Построение вариационного ряда и вариационной кривой изменчивости длины листа.
Необходимый расчет исследуемого материала (25 – 50 листовых пластинок).
- Измерить длину листовых пластинок.
- Расположить их на листе белой бумаги в порядке возрастания длины листовой пластинки, обозначить цифрами наиболее часто встречающиеся величины длины листовой пластинки, провести линию по вершинам листовых пластинок – получить вариационный ряд.
- Записать полученные данные вариационного ряда в таблицу:
n | v | P | ∑ | M |
где n – общее число вариант вариационного ряда;
v – варианта;
P – частота встречаемости варианта;
∑ - знак суммирования;
M – средняя величина признака.
- Построить графическое выражение (вариационную кривую) изменчивости признака – длины листовой пластинки.
(используйте инструкцию!)
Инструкция для построения вариационной кривой:
- По оси абсцисс отложите на одинаковом расстоянии отдельные варианты длины листовой пластинки в нарастающем порядке.
- По оси ординат отложите числовые значения, соответствующие частоте повторяемости каждой варианты (длины листовой пластинки).
- По горизонтальной оси восстановите перпендикуляры до уровня, соответствующего частоте повторяемости каждой варианты.
- Точки пересечения перпендикуляров с линиями, соответствующими частоте встречаемости вариант, соедините прямыми.
- Определить среднюю величину указанного признака – длины листовой пластинки, используя для этой цели формулу:
M =∑(vP)/n.
- Провести сравнение цифровых данных вариационной кривой и сделать вывод о частоте встречаемости листовой пластинки определённой длины.
Для формирования выводов по работе, ответить на вопросы:
- Как называется полученная вами линия?
- С каким числовым значением длины листовой пластинки наиболее часто встречаются листья данной древесной формы?
Предполагаемые выводы по работе:
- Длина вариационного ряда свидетельствует о разнообразии условий среды – чем разнообразнее условия среды, тем шире модификационная изменчивость.
- Графическим выражением модификационной изменчивости признака является вариационная кривая.
- Пределы вариационной изменчивости признака ограничены генотипом и передаются по наследству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лабораторная работа для 9 класса
Лабораторные работы к учебнику физики 9 класса...
лабораторная работа в 6 классе "Плоды"
Лабораторная работаТема: Сухие и сочные плодыЗадачи: определить взаимосвязь строения плодов со строением цветка и способом их распространения. Дать определение понятию «плод».Оборудование: коллекция п...
лабораторная работа №1 10 класс
Лабораторная работа № 1 по физике "Изучение равномерного движения"...
Лабораторная работа для 8 класса "Исследование температуры".
Составлена в связи с изменением перечня лабораторный работ по программе. Раздаю на столы распечатки....
Лабораторная работа 1, 10 класс. Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.
Презентация в программе CourseLab и инструкция к просмотруПоэтапное комментирование работыРабота состоит из трех частей: подготовительный этап, основной и контрольный....
Лабораторные работы.Физика. 9 класс
Материал для проведения лабораторных работ по физике в 9 классе....
лабораторная работа в 10 классе
лабораторная работа по практикуму "Основы гигиены и санитарии"...