Биология 10 класс Тема 4 УГЛЕВОДЫ. КЛАССИФИКАЦИЯ. ФУНКЦИИ
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ТЕМА 4.
УГЛЕВОДЫ. КЛАССИФИКАЦИЯ. ФУНКЦИИ
1. Основные вопросы теории
Углеводы – органические вещества с общей формулой Сn(Н2О)n. Термин предложил К.Г. Шмидт в 1844 г.
Углеводы | ||
↓ | ↓ | |
простые | сложные | |
моносахариды | олигосахариды | полисахариды |
состоят из одной молекулы | состоят из 2 – 10 моносахаридов | состоят из 102 – 103 моносахаридов |
● (СН2О)n | ●-● дисахариды 1,4-гликозидная связь | ●-●-●-●-● |1,6-глик. св. ●-●-●-●-●-●-● 1,4-гликозидная связь |
сладкие, легко растворимы в воде, малая М, кристаллизуются | несладкие, нерастворимы в воде, большая М, не кристаллизуются |
Моносахариды
В зависимости от числа атомов С:
С3 – триозы: С3Н6О3 : глицеральдегид, ПВК (пировиноградная кислота);
С4 – тетрозы: С4Н8О4 : эритроза;
С5 – пентозы: С5Н10О5 : рибоза (входит в состав РНК), дезоксирибоза (входит в состав ДНК);
рибоза дезоксирибоза
С6 – гексозы: С6Н12О6 : глюкоза (виноградный сахар), галактоза (в составе молочного сахара), фруктоза (плодовый сахар); основные источники энергии, мономеры ди- и полисахаридов;
глюкоза галактоза фруктоза
С7 – гептозы: С7Н14О7 и т.д. до 9.
Дисахариды
Образуются в результате реакции конденсации между двумя моносахаридами (гексозами).
1,4-гликозидная связь
↓ | ↓ | ↓ |
сахароза глюкоза + фруктоза тростниковый, свекловичный сахар | лактоза глюкоза + галактоза молочный сахар | мальтоза глюкоза + глюкоза солодовый сахар |
транспорт в растениях | содержится в молоке млекопитающих | образуется из крахмала пищи крахмал фермент амилаза мальтоза мальтоза фермент мальтаза глюкоза дыхательный субстрат при прорастании семян |
Полисахариды
Полимеры, создаваемые из моносахаридов гликозидными связями.
↓ | ↓ | |
гомополисахариды | гетерополисахариды | |
из одинаковых моносахаридных остатков | из моносахаридов разных видов | |
структурные | резервные | пектин, муреин, гемицеллюлозы, гликолипиды, гликопротеиды, гиалуроновая кислота, гепарин, камеди и слизи |
целлюлоза, хитин | крахмал, гликоген |
Целлюлоза – линейный полимер глюкозы (10000), соединенный 1,4-гликозидными связями.
Параллельные полисахаридные цепи соединяются водородными связями. Поперечная связь между цепями препятствует проникновению воды, поэтому целлюлоза очень устойчива к гидролизу и является строительным материалом, образует клеточные стенки растений.
Хитин – линейный полимер ацетилглюкозамина, является строительным материалом, образует клеточные стенки грибов и наружный скелет членистоногих.
Крахмал – смесь двух полисахаридов: амилозы (10 - 20%) и амилопектина (80 - 90%). Запасной углевод растений (клубни, плоды, семена).
Амилоза – 300 остатков глюкозы, соединены 1,4-гликозид-ными связями.
Амилопектин – разветвленная цепь из 1500 остатков глюкозы, в которой 1,4-цепи связаны между собой 1,6-гликозидными связями.
Гликоген – полимер глюкозы, по строению похож на амилопектин, но его цепи ветвятся сильнее, а 1,4-цепи короче.
Запасной углевод животных (печень, мышцы), встречается в клетках грибов. |
Функции углеводов
- Энергетическая: основной источник Е для биосинтеза, транспорта веществ, движения; при расщеплении 1 г глюкозы выделяется 17,6 кДж энергии.
- Запасающая: крахмал, инулин у растений; гликоген у животных, грибов.
- Структурная: глюкоза – компонент целлюлозы, крахмала, гликогена; фруктоза – компонент инулина; рибоза – компонент РНК, АТФ; дезоксирибоза – компонент ДНК; целлюлоза, хитин, муреин – строительный материал клеточных стенок.
- Рецепторная: углеводные компоненты мембран обеспечивают узнавание клеток, рецепцию гормонов и медиаторов, ткане-специфичность, группы крови.
- Защитная: гликопротеиды – иммунные реакции, секреты желез содержат углеводы (слюна, слизь желудка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгебра 7 класс. Тема урока "Линейная функция"
Данный урок проводится в 7 классе Тема урока "Линейная функция"...
презентация по биологии на тему "Строение и функции клеток" для 9 класса
Презентация по биологии на тему «Строение и функции эукариотических клеток» для 9 класса способствует развитию представлений учащихся о взаимосвязи строения и функции органоидов клетки. Её можно...
Презентация урока по биологии на тему: "Строение и функции мышц"
Мы́шцы или му́скулы (от лат. musculus — мышца (mus — мышка, маленькая мышь)) — органы тела животных и человека, состоящие из упругой, эластичной...
Методическая разработка урока по биологии в 9 специальном (коррекционном) классе. Тема: « Строение и функции головного мозга»
Изучение нервной системы является наиболее сложным разделом курса биологии 9 специального (коррекционного) класса. Данный урок составлен на основе авторской программы Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева под ...
Проверочная работа по биологии по теме "Кровь: состав, функции.Кровообращение"
Данный материал может использоваться при проверке знания по биологии по данной теме или при подготовке к ОГЭ....
Подробный план-конспект урока биологии по теме: Строение и функции клетки. Прокариоты и эукариоты согласно ФГОС.
Подробный план-конспект урока биологии по теме:Строение и функции клетки. Прокариоты и эукариоты согласно ФГОС...
План-конспект урока биологии на тему:"Строение и функции головного мозга".
План-конспект урока биологии. Класс- 8Тема урока: Строение и функции головного мозга.Цель урока: - изучить строение и функции головного мозга. - раскрыть роль продолговатого, среднего, ...