Методическая работа
методическая разработка по биологии на тему
Методическая работа " Гуманитарная составляющая курса биологии в соответствии с требованиями ФГОС"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_v_sootvetstvii_s_trebovaniyami_fgos.odt | 22.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Сидорчик Анастасия Васильевна
учитель химии и биологии
Гуманитарная составляющая курса биологии в соответствии с требованиями ФГОС
Одним из направлений развития в области образования является переход на новые образовательные стандарты. Они направлены, в первую очередь, на то, чтобы не только давать знания, но и формировать у ребенка активное к ним отношение. Детей будут учить развивать умение самому добывать нужную информацию, четко ориентируясь в изменчивом окружающем мире и информационном пространстве.
ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) – это совокупность требований к: структуре, результатам, условиям реализации; основной образовательной программы.
В основе ФГОС нового поколения лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
При системно-деятельностном подходе обучения биологии усвоения учащимся основных биологических идей, теорий, законов , понятий, методов происходит в результате решения учебных задач в информационно-коммуникативной предметной среде. Анализируя практическую задачу, учащийся определяет цель, способ действия и самоконтроля, т.е. происходит формирование всех компонентов учебной деятельности как основной формы активности ученика, направленной на изменение самого себя, как субъекта учения.
Изучение курса биологии в школе обеспечивает личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности. В фундаментальном ядре содержания общего образования сформулированы основные цели изучения биологии в школе:
• формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;
• овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;
• овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;
• воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т. е. гигиенической, генетической и экологической грамотности;
• овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму.
В федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по биологии нашли отражение следующие подходы к преподаванию:
- усиление практико-ориентированной и личностно-ориентированной направленности содержания курса биологии за счет включения в него сведений прикладного характера; усиление внимания к методам познание природы и использование полученных знаний для решения практических проблем; раскрытие знаний, связанных с самопознанием, значимых для ученика и востребованных в повседневной жизни;
- разгрузка содержания биологического образования за счет сокращения описательного, второстепенного или сложного материала, перенесения сложных теоретических понятий из основной в старшую школу;
- реализация деятельностного подхода за счет включения в содержание биологического образования определенных способов учебной деятельности, выдвижение на первый план умения применять общебиологические знания для анализа и интерпретации частных фактов;
- формирование информационной компетенции, умений работать с различными источниками информации;
- повышение воспитательного потенциала биологического образования, отбор содержания с учетом его роли в формировании общей культуры, научного мировоззрения, здорового образа жизни, гигиенических норм и правил, экологической и генетический грамотности, нравственности и морали.
В настоящее время биологическое образование, помимо традиционных функций - обучающей, развивающей и воспитательной, выполняет такие важные методологические функции, как мировоззренческая, культуротворческая, интегративная, экологическая.
Мировоззренческая функция биологического образования связана с формированием у учащихся научного мировоззрения как системы взглядов, отношений, идеалов и убеждений, определяющих направление и характер деятельности в реальной действительности.
Культуротворческая функция биологического образования заключается в формировании у школьников культуры, в том числе ее экологической составляющей, посредством передачи социального опыта и культуры человечества в сфере взаимодействия с природой и окружающей средой.
Интегративная функция биологического образования проявляется в усилении синтеза и интеграции естественно - научных и гуманитарных, биологических и экологических знаний. Она находит отражение также в повышении наукоёмкости и культуроемкости содержания биологического образования.
Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над единой методической темой Дома детского творчества – одна из форм методической работы в образовательном учреждении
Одной из важных форм методической службы является работа над единой методической темой образовательного учреждения...
анализ методической работы методического объединения естественно-математического цикла 2014 год
В течение 2013-2014 учебного года учителя МО работали над проблемой «Новые педагогические технологии, как одно из необходимых условий преподавания естественно-математических дисциплин» Серь...
Анализ методической работы школьного методического объединения гуманитарного цикла за 2015-2016 год.
В анализе подведены итоги работы членов ШМО учителей гуманитарного цикла по разным направлениям. Определены задачи работы на новый уебный год...
Формы методической работы методических объединений
Формы методической работы.Направления и формы работы методического объединения могут быть разнообразными, но результат работы во многом зависит от педагогов, их профессиональных качеств и творческого ...
Методические рекомендации: Основные элементы контроля методической работы.
Показатели контроля деятельности школьных профессиональных объединений педагогов. Основные элементы контроля экспериментальной и научно-исследовательской работы.Критерии оценки качества экспериме...
Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО
БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...