Какая экологическая практика нужна основной школе?
статья по биологии (6, 7 класс) по теме
В работе раскрываются цели и задачи организации полевой экологической практики в курсе биологии основной школы в соответствии с требованиями новых стандартов обучения. Приводятся основные выводы о значении организации практики для развития личности обучающегося. Статья опубликована в сборнике российской конференции по экологическому образованию, организованной московским отделением "Российского зелёного креста" в 2009 году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kakaya_ekologicheskaya_praktika_nuzhna_massovoy_shkole_office_word.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАКАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА НУЖНА ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ?
Пахомов В.И., зам.директора по УВР ГОУ СОШ №1018 г.Москвы
В настоящее время в связи с введением стандартов начального и основного образования образовательная среда школы претерпевает значительные изменения. Значительный акцент сделан на формирование и развитие УУД и ключевых образовательных компетентностей. Сокращение нагрузки на предметы естественно-научного цикла предметов и невозможность введения предмета «Экология» в среднем звене обучения делает необходимым развитие дополнительного экологического образования школьников, ориентированного на содержание традиционных курсов. Поэтому введение внеурочных и внешкольных экологических практик в образовательный процесс школы работает с одной стороны на главную цель образования в условиях введения новых стандартов, с другой – повышает уровень экологической грамотности, развивает компетенции экологической компетентности обучающихся, становящихся системным звеном фрагментарного экологического образования школьников.
Очевидно, что в условиях тотальной информатизации общества никакая компьютерная среда как источник экологических знаний не сможет заменить живое общение ученика с природой, при котором природные объекты выступают не только как источник информации, но и как источник психического и физического здоровья обучающихся.
Экспериментальная апробация полевой экологической практики в 6 и 7 классе, проведённая в ряде школ Западного округа г.Москвы и школе №1 г.Московский Ленинского района Московской области с 2005 по 2011 гг, показала эффективное развитие у школьников как УУД, так и ряда компетенций ключевых образовательных (КОК) и экологической компетентности обучающихся в процессе практики. Вопрос о том, какой должна быть эта, на первый взгляд трудоёмкая и неудобная для учителя, форма работы, чтобы в значительной степени развивать УУД и КОК, являлся ключевым в экспериментальной проверке. Апробация методики практики проводилась как самостоятельной автономной формы, так и в рамках городского экологического лагеря школы.
Апробация проводилась по направлениям:
1.Определение оптимальной длительности практики по числу дней, длительности цикла занятий дня, длительности отдельных занятий
2.Определение оптимальной структуры цикла занятий практики
3.Определение содержания практики на каждом её этапе
4.Определение эффективности методических приёмов, применяемых на практике
5.Содержание и методика проведения занятий в камеральных условиях в случае неудачных погодных условий.
По итогам апробации методики организации полевой экологической практики в 6 и 7 классах общеобразовательных школ были сформулированы следующие выводы:
1. Наиболее оптимальная длительность полевой экологической практики в соответствии с психологическими особенностями подростков в 6 классе – 3 дня, в 7 – 4 дня.
2. Наиболее эффективная длительность цикла занятий практики – в 6 классе – 2,5 часа, в 7 классе – 3 часа
3.Структура цикла занятий практики, удовлетворяющая разнообразию потребностей детей и принципам активного познания: экскурсия – практикум – аналитическое занятие – эколого-психологическое занятие – рефлексивное занятие. Оптимальная длительность каждого занятия можно представить как соотношение (в часах) в 6 классе - 0,5 : 1 : 0,5 : 0,4 : 0,1 – всего 2,5 часа, в 7 классе 0,5 : 1 : 0,6 : 0,6 : 0,2 – всего 2,8 – 3 часа.
4.Главный акцент в содержании полевой экологической практики в 6 классе должен быть сделан на изучение:
- в природной обстановке надорганизменных биосистем – популяции и биоценоза;
- изучение взаимосвязей, взаимоотношений, взаимозависимостей организмов и факторов среды;
- экологических законах, принципах, правилах, определяющих существование экосистем;
- причинах устойчивого существования сообществ;
5. Для оптимизации длительности практики необходимо исключить из содержания полевой практики трудоёмкие методы работы, имеющие небольшое образовательное значение: сбор растений для гербария, работы по описанию природных объектов, а определение видов свести к довольно ограниченной по времени работе по определительным карточкам наиболее типичных объектов с интересными приспособлениями к среде обитания.
В результате апробации методики полевой экологической практики:
1.Уточнена экспериментальная модель полевой экологической практики в курсе биологии 6 и 7 классов
2.Разработаны и уточнены методические рекомендации по проведению практики в курсе биологи 6 и 7 классов.
3.Устранены повторы, неточности и др.недостатки разработанных занятий практики и прописаны конкретные занятия каждого дня практики в методической разработке.
4.Определены условия эффективности применения методических приёмов на практике
5.Разработаны задания для проведения практикума в камеральных условиях в случае неудачной погоды.
Эти предпосылки определяют возможность успешной трансляции методики организации полевой экологической практики в курсе биологии 6 и 7 классов в массовой общеобразовательной школе.
Литература
1. Пахомов В.И. Методические рекомендации по организации учебной деятельности учащихся в городском экологическом лагере. Журнал «Экологическое образование в школе, до школы, вне школы» №2, 2005
2. Пахомов В.И. Определение примерного возраста дерева с использованием простейших математических приёмов. Журнал «Экологическое образование в школе, до школы, вне школы» №2, 2005
3.Пахомов В.И. Экологическая направленность летнего городского лагеря. «Современные методические аспекты экологического образования». Научно-методический сборник» под ред. Д.В.Моргуна Выпуск 2. Экологические лагеря и экспедиции с.29-44, М.Издательство «Социально-политическая мысль», 2005.
4. Пахомов В.И. Принципы организации эколого-ботанической практики в курсе биологии 6-8 классов. Сборник 12 международной конференции по экологическому образованию «Устойчивый мир: на пути к экологически безопасному гражданскому обществу»,июнь 2006 г.
5.Пахомов В.И. Особенности содержания экологической практики в курсе биологии 6 класса. Сборник тезисов 13 международной конференции по экологическому образованию «Экологическое образование в интересах устойчивого развития: опыт и перспективы» 27-28 июня 2007 года
6. Пахомов В.И. Экологическая практика – перспективная форма экологического образования в массовой общеобразовательной школе. «Экологическое образование в интересах устойчивого развития» Сборник ОМЦ ЗОУО ДО г.Москвы, М.,2007
7. Пахомов В.И. Методические аспекты организации экологической практики в среднем звене обучения. Статья в сборнике. М., МГУ, 2008
8.Пахомов В.И. Экологическая практика как необходимое звено экологического образования школьников в среднем звене обучения и некоторые проблемы её организации в массовой школе. Сборник по экспериментальной работе ОМЦ ЗОУО ДО, 2008.
9.Пахомов В.И. Программа элективного курса «Экологическая практика. Экология растений.» для учащихся 6 классов. «От эксперимента к массовой практике: итоги работы экспериментальных площадок» Сборник ОМЦ ЗОУО ДО г.Москвы, М.,2008. 10.Пахомов В.И.Изучение биологи на полевой экологической практике .Общие рекомендации. Биология в школе №10, 2009. 11.Пахомов В.И. Изучение биологи и на полевой экологической практике .Общие рекомендации Биология в школе №2, 2010.
12.Пахомов В.И.Полевая экологическая практика в курсе биологии среднего звена обучения как фактор модернизации образования в интересах устойчивого развития. Электронное издание «Наша новая школа»:материалы Всероссийской научно-практической конференции,7 апреля 2010.Издательский дом «Паганель».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в рамках «Общешкольного родительского лектория» по теме: «Какие нравственные ценности нужны моему ребёнку»
Полная готовая разработка родительского собрания...
Выступление "Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результатам обучения учащихся по географии (основная школа)"
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результа...
Презентация к родительскому собранию в 6 классе "Какие нравственные ценности нужны моему ребенку?"
Задачи собрания: 1. Обсудить с родителями жизненные и нравственные приоритеты учащихся 6 класса.2. Формировать у родителей понимание необходимости воспитания нравственных качеств юного поколения,...
Родительское собрание по теме: «Какие нравственные ценности нужны моему ребёнку»
Цель: ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей для обеспечения социального, гражданского и духовного единства общества.Форма: беседа с элементами деловой игры и ситуативного ...
Экологическая практика - перспективная форма экологического образования в массовой общеобразовательной школе. Из опыта работы.
В статье раскрывается значение, принципы организации и рекомендации по проведению редкой в общеобразовательной школе формы экологического образования - полевой экологической практики в среднем звене о...
Экологическая практика как необходимое звено экологического образования школьников в среднем звене обучения и некоторые проблемы её организации в массовой школе.
В статье раскрываются содержательные моменты полевой экологической практики в курсе биологии 6 и 7 классов, показываются результаты эффективности её проведения в общеобразовательной школе....
Какая армия нам нужна?
Внеклассное мероприятие "Какая армия нам нужна?"...