Интегрированный проект по истории и информатике с ИКТ-ресурсами для 5 класса «История письменности» Обучающая презентация Игра Приложения Раздел программы - история: «Обобщающий урок» 5 класс;
- информатика и ИКТ: «Коллективная работа над проектом «История письменности» 5 класс.
Цели и задачи учебного задания: - сформировать навыки сотрудничества с одноклассниками или с другими людьми за пределами класса и согласованного участия в работе по созданию общего продукта из отдельных взаимосвязанных частей;
- сформировать навыки в приобретении знаний по двум академическим дисциплинам;
- сформировать навыки творческого использования ИКТ (создание видео-ресурса для более широкого распространения и использования другими людьми);
- изучить основные понятия: хранение информации; носители информации; рисуночное, знаковое, алфавитное письмо; иероглифы, клинопись, пиктограмма;
Тип уроков: Интегрированные комбинированные уроки информатики и истории в 5 классе с элементами: - проектной деятельности;
- практической работы;
- использованием игры с применением интерактивных технологий;
- использованием ИКТ ресурсов.
Оборудование: - мультимедийный проектор, компьютер, (интерактивная доска);
- видеокамера;
- опорный конспект интегрированных уроков;
- обучающая презентации;
- презентация – игра;
- таблицы для заполнения (раздаточный материал);
- тексты и презентации для выступлений групп.
Список литературы и интернет-ресурсов: - Методическое пособие «Уроки информатики» в 5-6 классах, Л.Босова, А.Босова, из-во Бином, Лаборатория знаний, 2005, стр. 74-80.
- Рабочие тетради по информатики для 5 класса;
- Учебник Древнего мира под ред. В.И.Уколова, А.П.Маринович, стр. 43.
- Книга по информатике «Информатика» учебник для 5 класса, Л.Босова, из-во Бином, Лаборатория знаний, 2004;
- Книга по истории «Путешествие в историю» под ред. Е.В.Саплина, А.И.Саплин;
- Рабочие тетради по истории для 5 класса под ред. В.И.Уколова, А.П.Маринович;
- http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ - адрес авторской мастерской Босовой Л.Л. на сайте Издательства БИНОМ
Структура уроков: - Подготовительная работа. Урок является подготовительным и организационным.
- Самостоятельная работа вне класса. Выделяется время (одна или более недели) на исследование, согласованного участия в создании общего продукта, обсуждение его содержания.
- Ход итоговых уроков.
- Урок 1 является итоговым выступлением нескольких (5-ти) групп учащихся, проводится, в основном, самими учащимися;
- Урок 2 является итоговым выступлением нескольких (2-х) групп учащихся, проводится, в основном, самими учащимися. Далее проводится общая игра-викторина.
- Создание видеоролика и размещение его на диске в школьной медиатеке или http://www.youtube.com/
Подготовительная работа: - Учащимся предлагается принять участие в исследовательском проекте о причинах, по которым стало необходимо сохранять информацию, способах сохранения информации и носителях информации, характерных для различных исторических общностей людей под общей темой «История письменности».
- В рамках данной темы учащимся предлагается разбиться на группы (примерно по шесть человек) и выбрать исторический период от древности до стран Востока и Греции для исследования данных вопросов каждой группой. Для того, чтобы учащиеся правильно сориентировались в выборе, показывается обучающая презентация «Исторические периоды» (Прил1_Обучающая презентация). В ходе презентации учащиеся заполняют таблицу, на которую будут ориентироваться в ходе самостоятельного исследования (Прил2_Таблица).
- Учащимся предлагается выработать общее для всего класса решение о форме представления итогового продукта. Учителю необходимо помочь учащимся придти к решению, что итогом исследования должен быть такой интересный урок, который можно будет снять на видео и записать на диск для дальнейшего использования в школьной медиатеке при изучении данной темы по истории или информатике. Так же учителю необходимо помочь учащимся сформировать группу технической поддержки, которая будет заниматься сбором материала для создания видео-ресурса.
- Учитель обсуждает с учащимися, с какими специалистами за пределами класса учащиеся могут проконсультироваться в ходе самостоятельного исследования (например: работники). Так же обсуждается с учащимися, какими источниками информации необходимо воспользоваться в ходе самостоятельного исследования (Учебник Древнего мира под ред. В.И.Уколова, А.П.Маринович, Интернет ресурсы).
- Учащиеся класса по желанию распределяются и объединяются в группы. Группы получают названия на основе обучающей презентации «Исторические периоды» (Прил1_Обучающая презентация): «Древние люди», «Древние Египтяне», «Ассирийцы», «Финикийцы», «Древние Греки», «Древние Индийцы», «Древние Китайцы».
- От учителя каждая группа получила ряд вопросов по истории письменности данной исторической общности людей (Прил3_Вопросы для исследования), а так же задание представить свое исследование в форме короткого устного рассказа, подкрепленного иллюстрациями. Так же учащимся необходимо по своей теме заранее придумать и сформулировать 1-2 вопроса к классу и задание типа викторины, которые будут представлены остальным ученикам во время урока итогового урока.
- Учащимся представляются на выбор возможные программные приложения, в которых они могут представлять свои работы: программы для создания презентаций или работе со Smart-доской.
- Учащимся предоставляются критерии оценки работы каждой группы заранее (повышается оценка при использовании группой театрализованных костюмов, соответствующих выбранной исторической общности людей т.д.).
Самостоятельное исследование вне класса - Учащиеся находят ответы на вопросы по истории письменности данной исторической общности людей, создают слайды, иллюстрирующие доклад каждой группы, формируют вопросы для всего класса.
- Учитель помогает учащимся в создании текста устного доклада.
- Учитель помогает учащимся правильно сформулировать вопросы для всего класса.
- Учитель помогает учащимся в создании иллюстративного материала.
- По сформированным вопросам учитель составляет игру-викторину для всего класса.
Ход итоговых уроков (три урока по 45 мин): Урок 1. Вводная часть Организационный момент, включающий акцентирование внимания учащихся на необычности данного урока. Учитель просит детей обратить внимание на тему урока «История письменности». (На примере истории человечества от древности до стран Востока и Греции), которая позволила провести интегрированной урок по истории и информатике. Так же учитель напоминает учащимся, что урок снимается на видео для создания видео-ресурса. Повторение Учитель вопрос: Что такое информация? (Информация – это знания об окружающем нас мире). вопрос: Как человек хранит информацию? (Запоминает или записывает). вопрос: Чем отличается память человека от памяти человечества? (Память человечества хранит все знания, накопленные людьми за время своего существования). Давайте отправимся в путешествие по истории человечества, которое подготовили вы сами. Сейчас выступят «представители» людей разных стран Древнего Мира. Они смогут рассказать много необычного о том, каким образом сохраняли информацию раньше. Отправной путь нашего путешествия – первобытный строй. Среди нас есть представители древних людей. Послушаем, что они скажут о причинах, по которым стало необходимо сохранять информацию, способах сохранения информации и носителях информации, характерных для древних людей. Выступление группы - «Древние люди»
Рассказ представителя группы «Древние люди». Мы – первобытные люди. Наша жизнь коротка и опасна. Она наполнена событиями, память о которых мы хотим оставить нашим детям и внукам. Волхвы и шаманы, сказители и певцы в былинах, сказаниях, распевах передают знания от поколения к поколению. Но стихийные бедствия, войны и эпидемии могут целиком уничтожить племя, а вместе с народом племени и знания, накопленные поколениями. Мы не умеем писать, не знаем букв, но умеем рисовать. Мы догадываемся, что нарисованное на стене пещеры сохранится намного дольше, чем рассказанное. Рассказ иллюстрируют слайды (разработанные учащимися слайды-задания приложениями данной статьи не являются). Вопрос группы классу: вопрос: На чем сохраняет знания об окружающем мире первобытный человек? (На стенах пещеры). Задание группы классу: задание: предлагается на доске нарисовать сообщение потомкам. При наличии интерактивной доски задание выполняется на подготовленном в специализированной программе слайде. Разработанные слайды-задания приложениями данной статьи не являются, в тексте передается только их смысл. Учитель вопрос: А теперь вспомните, какие страны мы называем странами Востока? (Египет, Междуречье, Финикия, Китай, Индия) Выступление группы У доски группа «Древние Египтяне», учащиеся делают сообщения о причинах, по которым стало необходимо сохранять информацию, способах сохранения информации и носителях информации, характерных для Древнего Египта. 2. «Древние египтяне» Страны Востока расположены на богатых и плодородных землях вдоль рек. Реки, выходя из берегов, оставляли ил. Плодородная земля давала много урожая, его необходимо было учитывать правителям этих стран. Необходимость более точно передавать информацию определила появления других форм письменности. Место произвольных рисунков заняли значки. В египетском письме было более 700 иероглифов. Первоначально письмо египтян передавало значение понятий, например «солнце», и не передавало звуков. Потом была изобретена передача звуков: «Рот» - «Рэ». Разгадать иероглифы удалось французскому учёному Шампольону. Основным носителем информации в древнем Египте был папирус. Учащиеся делают сообщение о папирусе. [1] Вопрос группы классу: вопрос: Как вы думаете для чего и как жители этих стран сохраняли и передавали информацию? (Вели подсчет хозяйства, записывали указы, правила, научные знания, передавая другим). вопрос: На чем сохраняли информацию об окружающем мире древние египтяне? (На папирусе, на каменных плитах). Вопрос группы классу: задание: предлагается показать или (на интерактивной доске) сложить из иероглифов имя «Клеопатра». К доске приглашается группа «Древние ассирийцы», учащиеся делают сообщения о причинах, по которым стало необходимо сохранять информацию, способах сохранения информации и носителях информации, характерных для Междуречья. Выступление группы 3. «Ассирийцы» В стране, располагающейся между реками Евфрат и Тигр, также была необходимость в ведение подсчёта. И в ведение хозяйства была введена система других знаков – пиктограммы. Люди рисовали изображения животных или предметы, но папируса в Междуречье не было, зато на этой земле было много глины. Поскольку Шумерские знаки выдавливались палочкой на влажной глине, они походили на клинья. Запись представляла собой сложное сочетание знаков – клиньев. Такая письменность стала называться клинописью. В клинописи несколько сот знаков. Составляли тексты жрецы. Далее учащиеся делают сообщения об археологических раскопках библиотеки царя Ашшурбанапала. [3] Вопрос группы классу: вопрос: Какое письмо более точно передает информацию: рисуночное, как у первобытного человека, или знаковое, как у древних египтян и ассирийцев? (Рисуночное письмо неоднозначно, знаковое более точно передает информацию). вопрос: На каких носителях сохраняли информацию об окружающем мире ассирийцы? (Материалом для письма служили глиняные плитки). Задание группы классу: задание: предлагается показать или (на интерактивной доске) сложить при помощи знакового письма - клинописи слова: «нога», «звезда», «плуг». Учитель Давайте продолжим путешествие. К доске приглашается группа «Финикийцы», учащиеся делают сообщения о причинах, по которым стало необходимо сохранять информацию, способах сохранения информации и носителях информации, характерных для Финикии. Выступление группы 4. «Финикийцы» Восточные страны вели торговлю на Средиземном море, где стали возникать города (Ур, Сидон, Библ). В этих городах жили ремесленники-мастера, купцы, которые поддерживали торговые связи с Египтом. Греки покупали египетский материал для письма – папирус, по-гречески «библос». Отсюда позже произошло название священной книги христиан – Библии, означающее «книги» или «библиотека». Первоначально жители Финикии переняли клинопись у народов Месопотамии, но затем упростили клинопись. Согласных звуков было 22, гласных не было. Строчки писали не слева направо, а справа налево. В Финикии появилось алфавитное письмо, похожее на современное. Оно строилось на алфавите – строго определенном наборе букв, комбинации которых образовывали слова и предложения. Первая буква алфавита была «алеф» - голова. Вопрос группы классу: вопрос: На каких носителях сохраняли информацию об окружающем мире финикийцы? (Материалом для письма служил египетский папирус, по-гречески библос). Задание группы классу: задание: предлагается продемонстрировать или (на интерактивной доске) собрать триады: «форма буквы – от какого слова произошла - значение буквы». К доске приглашается группа «Древние Греки», уч-ся делают сообщения о причинах, по которым стало необходимо сохранять информацию, способах сохранения информации и носителях информации, характерных для Древней Греции. Выступление группы 5. «Древние греки» Греки позаимствовали финикийский алфавит, ввели обозначение буквами гласных звуков. Греческий алфавит состоит из 24 букв. Далее учащиеся делают сообщения об Александрийской библиотеке и библиотеке в Пергаме, производстве пергамента. [1] Вопрос группы классу: вопрос: На каких носителях сохраняли информацию об окружающем мире древние греки? (Древние греки использовали разнообразные носители: пальмовые листья, липовый луб, льняные ткани). вопрос: Назовите любимые носители информации древнегреческих школьников. (Деревянные таблички, покрытые воском или оштукатуренные. На таких табличках было легко стереть старый текст и написать новый). вопрос: Какое письмо более точно передает информацию: рисуночное, как у первобытного человека, знаковое, как у древних египтян и ассирийцев или алфавитное, как у финикийцев и древних греков? (Рисуночное письмо неоднозначно, знаковое более точно передает информацию, алфавитное письмо строится на алфавите, из букв которого можно образовывать слова и предложения). Задание группы классу: задание: предлагается показать или (на интерактивной доске) собрать часть алфавита. Учитель Вы прекрасно подготовили свои рассказы, справились с вопросами и заданиями. Молодцы! В начале следующего урока мы посмотрим отснятый вами материал этого урока, чтобы того, чтобы учесть возможные недостатки и внести исправления. А сейчас предложите фамилии тех одноклассников, которые активнее всех работали на уроке, отвечая на вопросы и выполняя задания, для выставления им отличных оценок. Групповая работа будет оцениваться после завершения всех выступлений. Всем спасибо, до свидания! Урок 2. Учащиеся просматривают некоторые фрагменты своих выступлений, делают предложения и замечания. Учитель обращает внимание учащихся на современные информационные носители, которые были использованы при показе фильма (CD и DVD-диски). Далее продолжается экскурсия в исторические периоды. У доски группа «Древние Индийцы», учащиеся делают сообщения о причинах, по которым стало необходимо сохранять информацию, способах сохранения информации и носителях информации, характерных для древней Индии. Выступление группы 6. «Древние индийцы» В древней Индии записи делались на узких полосках пальмовых листьев, а писали чернилами из сажи с добавлением сока сахарного тростника. Далее учащиеся делают сообщения об истории арабских цифр. Вопрос группы классу: вопрос: Могут ли знания, накопленные в течение человеческой жизни, передаваться наследственным путем (генетически)? (Знания, накопленные в течение человеческой жизни, передаваться наследственным путем не могут). Задание группы классу: задание: предлагается напасать на доске или интерактивной доске ряд цифр, которыми пользовались в древней Индии и сравнить с современными арабскими цифрами. У доски группа «Древние Китайцы», уч-ся делают сообщения о причинах, по которым стало необходимо сохранять информацию, способах сохранения информации и носителях информации, характерных для древнего Китая. Выступление группы Письменность Китая имеет схожесть с письменностью Египта (иероглифы). Наносили иероглифы тонкой кисточкой или палочкой сверху вниз. В Китае записи делали на бамбуке. Величайшим изобретением было изобретение бумага. Учащиеся рассказывают об изобретении бумаги и технологии ее производства. Вопрос группы классу: вопрос: Назовите основной современный носитель информации. (Печатный лист до сих пор остается основным носителем информации). вопрос: Почему в Европе так поздно узнали о технологии изготовления бумаги? (Древние Китайцы скрывали технологию изготовления бумаги). Задание группы классу: задание: предлагается выбрать среди современных носителей информации то, которое было изобретено в древнем Китае. Рефлексия - игра Учитель: Мы с вами совершили путешествие по древним странам, узнали многое об истории письменности, древних носителях информации. Вы прекрасно подготовили свои рассказы, справились с вопросами и заданиями. Молодцы! А теперь используйте приобретенные знания и получайте удовольствие от игры «Мы знаем что, мы знаем где, мы знаем когда» (Прил4_Игра). Учащиеся играют в игру. В конце игры подсчитываются очки, объявляется победитель. Подведение итогов Задание учителя классу: задание: Сделаем вывод, что же обозначает словосочетание «носитель информации»? (Носитель информации – это любой материальный объект, предназначенный для хранения информации). задание: Перечислим причины, по которым появились древние носители информации. - память не передается генетическим путем; - развитие общества привело к необходимости фиксировать информацию на внешних носителях; задание: Перечислите носители информации, о которых мы говорили на уроках. (Перечисляются все носители информации). Учитель: Спасибо каждому участнику нашего сегодняшнего урока, спасибо группам. Только совместная заинтересованная работа сделала возможным это увлекательное путешествие в прошлое. За доклады группы получают отметку по истории и информатике. Давайте вместе выберем и оценим группу, на активную и безошибочную работу которой мы будем ровняться в дальнейшем. Вопрос учителя классу: вопрос: какими качествами, отличными от всех, ранее рассмотренных, обладают современные носители информации? (Позволяют создание видео или другого медиа-ресурса для более широкого распространения). Учитель: К своей самой ответственной части работы приступает группа технической поддержки, которая смонтирует видеоролик нашего урока и разместит его на современных носителях. Учитель помогает учащимся сделать вывод, что современные информационные носители дают возможность большому количеству других людей в другое время посмотреть эти замечательные уроки. Так же эти уроки смогут посмотреть родители, бабушки и дедушки; одноклассники, которые пропустили школу из-за болезни, или дети с ограниченными возможностями, которые не могут ходить в школу, но очень хотят быть в коллективе. В конце работы над проектом можно провести анкетирование по таблице: Что я узнал?
| Что я хотел узнать? | Где я могу применить? | Что я хотел добавить? | | | | | | | | |
Создание и размещение продукта - Учитель помогает группе технической поддержки смонтировать видеоролик.
- Учитель помогает группе технической поддержки разместить ролик
|