Конспект урока по биологии, 9 класс "Половое размножение. Развитие половых клеток"
план-конспект урока по биологии (5, 9 класс) на тему

Конспект урока может быть использован учителями биологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polovoe_razmnozhenie.docx15.46 КБ
Microsoft Office document icon uroki_01.12.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Тема « Половое размножение. Развитие половых  клеток».

Цели урока:

Образовательная: расширить и систематизировать  знания учащихся по материалу половое и бесполое размножение.

Развивающая: способствовать развитию навыков аргументированного выступления, логического мышления, анализа литературы, сравнения, продолжить развивать кратковременную память и навыки самостоятельной учебной работы (составление таблиц и схем, работа в группах)

Воспитательная:  показать значимость размножения в многообразии органического мира

Тип урока: комбинированный (сообщение новых знаний с учётом полученных).

Оборудование: презентация урока, компьютер, проектор.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Проверка изученного материала.

Какую тему мы изучили ранее? ( Бесполое размножение)

Что называют бесполым размножением? ( Когда новая особь развивается из неполовых, соматических клеток и является точной копией материнской).

Формы бесполого размножения : митотическое деление, спорообразование, почкование, фрагментация, вегетативное размножение

3.Изучение нового материала.

Учитель зачитывает слова американского биолога Миллера: «Каждую секунду в нашем теле сотни миллионов неодушевлённых, но очень дисциплинированных маленьких балерин сходятся, расходятся, выстраиваются в ряд и разбегаются в разные стороны, словно танцоры на балу, исполняющие сложные па старинного танца. Этот древнейший на Земле танец. Танец Жизни. В таких танцах клетки тела пополняют свои ряды, и мы растём и существуем.

Об этом же процессе еще говорят: «Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время».
Как вы думаете какую тему нам предстоит изучить сегодня на уроке? ( Ответ половое размножение).

Жизнь на Земле существует и продолжается во времени благодаря уникальному свойству всех живых организмов – способности к размножению или самовоспроизводству. Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости. Другие из-за болезней, третьих съедают хищники… Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку. Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том, чтобы его численность не уменьшалась. Смертность одних особей компенсируется рождением других. 
Запись в тетради: число, тема урока, дом. задание

Чем отличается бесполое размножение от полового?

Девизом к нашей дальнейшей работе я выбрала слова А. Дистервега:
Развитие образования ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением”. 

Поэтому я предлагаю вам поработать самостоятельно:

1 -характеристика полового размножения ( стр.10 до периода размножения)

2 -период размножения и роста половых клеток ( стр.10-11 до периода созревания )

3 сообщение период созревания ( мейоз )- 1 деление

4 сообщение период созревания ( мейоз )- 2 деление

3 -период формирования половых клеток ( стр.14-15)

4.Закрепление изученного.

А) C каким процессом можно сравнить мейоз? ( митозом )

Табл. сравнения

Критерии для сравнения

Митоз

Мейоз

Для каких клеток характерен

Сколько делений

Что получается в результате деления

Сравнить мужские и женские гаметы.

Критерии для сравнения

Яйцеклетка

Сперматозоид

Запас питательных веществ

Подвижность

Функции


Б) Оплодотворение?

Продолжить написание схемы и проверить выполнение у соседа.

Оплодотворение                         

   В) Выполнение упражнений  в печатной тетради.

(Проверка таблиц осуществляется  по таблицам эталонам в презентации.)

5. Итог урока

Мы приходим в мир, чтобы постигнуть красоту. Красота - это радость нашей жизни. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе и распустившийся куст сирени -услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную, разнообразную музыку жизни.

Размножение.

В нем источник бессмертия и света.
Радуюсь, люблю, живу!
Будь же весел, живой!
Мирозданье бесконечно.



Предварительный просмотр:

Тема: Что изучает экология. Среда обитания организмов и её факторы.

Цель: раскрыть понятия «экология», сформировать у учащихся представления об экологии как науке,  углубить знания о среде обитания, экологических факторах и закономерностях влияния их на организмы и окружающую среду, сформировать у школьников экологическое сознание , понимание роли человека в окружающей среде.

Задачи:

Образовательные: углубить и систематизировать знания учащихся о задачах экологии, среде обитания организмов и её факторах; научить объяснять влияние экологических факторов на живые организмы.

Развивающие: развивать у учащихся мыслительные способности, умение синтезировать и анализировать полученные знания, развивать речь и память, продолжить формирование умений и навыков работы в группе.

Воспитывающие: сформировать у учащихся интерес к науке экологии и желание изучать её закономерности, воспитывать у учащихся экологическую культуру и навыки самостоятельной работы.

Тип занятия: комбинированный.

Методы: словесный, беседа, практический.

Форма организации учебной деятельности; групповая, фронтальная.

Оборудование: презентация занятия, тестовые задания, информационные карты, задания для самостоятельной работы, гербарий растений.

Ход урока

Ι. Организационный момент.

- взаимные приветствия педагога и учащихся;

- проверка отсутствующих;

- проверка подготовленности учащихся к занятию;

- организация внимания и внутренней готовности учащихся.

ΙΙ – Постановка целей, актуализация знаний в ходе эвристической беседы.

Учитель:

Что такое дом?

Куда вы возвращаетесь после школы? Дом – это здание, где мы живём. Это там, где наши родители. Это место, куда хочется прийти. Что вы считаете своим домом, когда уезжаете в чужой город? В чужую страну? Что считают своим домом космонавты, улетая в космос? Общий дом для всех людей на земле – планета Земля.

Где ты живёшь?

Где построен твой дом?

И хорошо ли ты с домом знаком?

Серёжа ответил:

Живу я в квартире,

Номер её 324,

Дом на Садовой

Этого мало –

Город мне свой назови для начала,

Город Москва на широкой реке,

А за рекой виден лес вдалеке,

Тянутся к лесу сады и поля,

Очень красивая наша Земля!

Понял, дружище, вот он, твой дом,

Светлый, красивый, большой!

- Один ли человек вправе считать планету Земля своим домом? Кто наши соседи по планете?

Дом должен быть чистым, тёплым, уютным, светлым. Так ли это на самом деле?

- Что же происходит в последнее время с нашим общим домом?

Леса горят, реки и озёра загрязняются, исчезают навсегда растения и животные. Угроза жизни не только растениям и животным, но и самому человеку. От всех нас, людей, требуется, чтобы мы сохранили наш общий дом чистым, уютным и тем самым обеспечив существование человеку и всему живому. Поэтому сейчас большое внимание уделяется самой «домашней», самой жизненной, самой близкой каждому науке, науке о доме, нашем общем доме – планете Земля».

- Назовите эту науку.

- Что изучает эта наука?

Верно, наука экология, изучает взаимодействие живых организмов и среды обитания, влияние деятельности человека на природу; последствие этой деятельности, учит общению человека с природой, пониманию необходимости ее защиты и охраны.

Цель нашего урока – раскрыть понятия «экология», какова роль экологии в настоящее время, почему её необходимо изучать, углубить знания о среде обитания, экологических факторах и закономерностях их влияния  на живые организмы.

III - Изучение новой темы

1. Учитель:

Современное определение экологии звучит следующим образом:

ЭКОЛОГИЯ -- НАУКА О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ОРГАНИЗМОВ МЕЖДУ СОБОЙ И С ОКРУЖАЮЩЕЙ ИХ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ СРЕДОЙ; О СВЯЗЯХ В НАДОРГАНИЗМЕННЫХ СИСТЕМАХ, О СТРУКТУРЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ЭТИХ СИСТЕМ.

-Запишите определение науки.

Экология – это наука, которая изучает связи между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между человеком и природой. Термин экология образован от двух греческих слов (ойкос – дом, жилище, родина, и логос – наука) , дословно «наука о местообитании». Термин «экология» ввёл в научный обиход немецкий зоолог и эволюционист, последователь Ч.Дарвина, Э.Геккель в 1866 году.

Если же говорить проще, то экология изучает отношения организмов со средой их обитания, между которыми возникает множество разнообразных связей. Организмы же благодаря этим связям существуют в природе не как хаотичные скопления, а образуют определенные сообщества - надорганизменные системы_ (популяции, биоценозы, экосистемы - о них  речь пойдет на последующих уроках.  Так как все живое организовано в экосистемы (вся биосфера в целом - это тоже экосистема высокого уровня), то человек также оказывается включенным в многочисленные экологические взаимосвязи.

2.Развитие экологии, как науки. Роль экологии в современном обществе.

3. Среда обитания.

- Что называется средой обитания?

- Какие среды обитания вы знаете?

Каждая из этих сред имеет свои специфические условия жизни, которые оказывают определённое влияние (положительное или отрицательное) на существование и географическое распространение живых существ. В связи с этим условия среды мы будем рассматривать как экологические факторы. Каждый организм в процессе своей жизни испытывает воздействие разнообразных экологических факторов.

3 . Экологические факторы

Любые свойства и компоненты внешней среды оказывающее влияние на организмы, называют экологическими факторами. В современной экологии выделяют три группы факторов

Сегодня мы с вами подробно рассмотрим абиотические факторы. Важнейшие абиотические факторы для любого организма – свет, тепло и влага. Каково же влияние каждого из них на живые организмы?

4 . Свет в жизни организмов.

УчительРебята, объясните, почему в холодных частях ареала чаще можно встретить темноокрашенных рептилий, в отличие от теплых регионов. Например, обитающие за полярным кругом гадюки преимущественно черные (меланисты), а на юге – светлоокрашенные.

Учащиеся. Черный цвет поглощает тепло, а гадюки нагревают тело на солнце, поэтому за полярным кругом гадюки темноокрашенные.

 Учитель: Верно ребята. Вы знаете, что рептилии холоднокровные и темноокрашенные быстро нагреваются и становятся более активными. Главным источником тепла на Земле является солнечное излучение, поэтому свет и тепло выступают сопряжено.

5. . Температура в жизни организмов

Учитель: -  Какую роль играет вода в жизни живых организмов. Для этого посмотрим небольшой видеоролик о значении воды для живых организмов. (Видеоролик “Значение воды в жизни организмов” 1мин.).

В видеоролике вы увидели, какое значение вода играет в жизни живых организмов.

6. Влага в жизни организмов

Вода – основа клеток, тканей, растительных и животных соков. Только при наличии воды в организме протекают процессы фотосинтеза, терморегуляции, обменных процессов. Наиболее высоко содержание воды в периоды активной жизнедеятельности и в молодом возрасте.

Но и в состоянии покоя растения не теряют влагу полностью. В сухих лишайниках содержится до 5–7% воды, в зерновках злаков – 12–14%.

Существуют экологические группы растений и животных по отношению к водному режиму.

По отношению к водному режиму экотопа (экотоп – совокупность факторов местообитания) растения делятся на влаголюбивые (гигрофиты), сухолюбивые (ксерофиты) и умеренно влаголюбивые (мезофиты).

5. Толерантность. Лимитирующие факторы.

- Самостоятельная работа с учебником.

- Найдите ответ на вопрос: Что такое толерантность?

- Что такое кривая толерантности?

- Лимитирующие факторы (рассказ учителя):

Большинство экологических факторов постоянно изменяются во времени и пространстве, причём эта изменчивость может быть регулярной, периодической (например, смена суточной освещённости, сезонные изменения температуры, приливы и отливы, уменьшение количества кислорода при подъёме в гору и др.) или нерегулярной (изменения погоды, наводнения, лесной пожар)

Ограничивающий или лимитирующий, фактор- фактор, сильнее всего влияющий на популяцию (организм)

Впервые на существование ограничивающих или лимитирующих, факторов обратил внимание немецкий химик Юстус Либих .

Правило Либиха или закон минимума Либиха

6.Адаптация организмов

Объяснитечто означает термин адаптация?

- Приведите примеры разнообразных приспособлений (адаптаций) живых  организмов к влиянию различных экологических факторов:

1).Смена времен года, наступление светлого и темного времени суток или прилива и отлива.

2).Диапауза (состояние физиологического покоя) у насекомых, сбрасывание листвы листопадными деревьями, приливно-отливный ритм перемещения животных, обитающих в зоне прилива (например, крабов), изменение густоты меха у млекопитающих.

3). Миграции ( у перелетных птиц, северных оленей).

4).Анабиоз – временная и обратимая остановка жизненных процессов.

- Запишите определение понятие адаптация в информационную карту.

IV Закрепление знаний учащихся

1. Приведите примеры негативного воздействия абиотических факторов в условиях нашей местности.

2.Викторина

III   Домашнее задание.

1. параграф №74,76, вопросы, термины.

2.Выполнить задание. Вставьте в текст пропущенные слова.

Отношение к низким температурам характеризуются: ……………….. – длительно переносят низкие положительные температуры – от +1 до +10°С. Они выходцы из тропиков – хлопчатник, рис, баклажаны. …………………… – не гибнут при температуре от -1 до -7°С, хорошо переносят низкие температуры ниже 25°С. Все древесно-кустарниковые виды умеренных зон. ……………………. – переносят кратковременное образование льда между клетках, после оттаивания продолжают жить.

Отношение к высоким температурам характеризуется: ……………………………….. – растения солнечных сухих местообитаний, способные переносить кратковременное (до получаса) повышение температуры до +60°С без повреждения тканей. Самые выносливые – лишайники. ……………………… – низшие растения, живущие в термальных источниках (сине-зеленые водоросли, бактерии) стой до +90°С.

3.Творческое задание: Влияние биотических факторов на организмы 

                                    Викторина

  1. К какому фактору среды относится влажность воздуха (абиотический фактор);
  2. Считается ли свет ограничивающим фактором для растений в океане на глубине 6000 метров? (да);
  3. Правильно ли звучит закон ограничивающего фактора – из всех факторов, действующий на организм, наиболее важен тот, значение которого  больше всего отклоняет от оптимального. (да);
  4. Может ли один фактор полностью компенсировать действие другого фактора? (полностью никогда);
  5. Является ли температура ограничивающим фактором для растений в пустыне летом? (нет);
  6. Хищничество относится к абиотическому или биотическому фактору? (абиотическому);
  7. Для скворца зимой, можно ли считать пищу ограничивающим фактором? (да);
  8. Из перечисленных  видов растений выберите наименее устойчивый к вытаптыванию – ландыш майский, плаун булавовидный; (плаун булавовидный);
  9. Является ли соленость воды ограничивающим фактором для речной обыкновенной щуки в черном море? (да);
  10. К какому фактору, можно отнести вырубку леса? (антропогенный фактор);
  11. Из перечисленных видов растений выберите наиболее устойчивый к вытаптыванию: подорожник большой и одуванчик лекарственный; (подорожник большой);
  12. Для кабана зимой в северной тайге, какой фактор будет ограничивающим высота снежного покрова или температура? (высота снежного покрова);
  13. Можно ли отнести давление воздуха к биотическому фактору? (нет, относится к абиотическому);
  14. Правильно ли звучит закон оптимума – любой экологический фактор имеет определенные приделы отрицательного влияния на живые организмы.  (Нет. Закон оптимума выражается в том, что любой экологический фактор имеет определеннее пределы положительного влияния на живые организмы);
  15. Как называют условия близкие к критическим точкам и особенно тяжелы для выживания? (Такие условия называются экстремальными);
  16. Может ли глубина снежного покрова является ограничивающим фактором в распространении оленей? (да);
  17. Какое из перечисленных веществ с наибольшей вероятности будет лимитировать рост пшеницы на поле кислород или ионы калия? (ионы калия).

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие половых клеток. Мейоз

Конспект урока по теме "Развитие половых клеток. Мейоз". Можно использовать в 9,10 классах...

План-конспект урока биологии 9 класс .Тема : «Половое размножение . Развитие половых клеток».

Цели урока: Образовательная: расширить и систематизировать  знания учащихся по материалу половое и бесполое размножение.Развивающая: способствовать развитию навыков аргументированного выступления...

План-конспект урока по биологии. Тема: "Размножение" 6 класс

Цель урока:  Дать представление о понятии размножение в органическом мире.ЗадачиОбразовательныеобобщить знания о размножении в органическом мире, особенностях бесполого размножения, сравнить его ...

ФИШБОУН-РАЗВИТИЕ ПОЛОВЫХ КЛЕТОК

ДАННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ  ПРИМЕНЯЕТСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ПО ЛЮБОЙ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ ПО ПРОГРАММЕ В РАМКАХ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ...

Конспект урока биологии 10 класс "Половое размножение .Развитие половых клеток"

Данный материал предназначен для проведения урока биологии в 10 классе (универсальном)...

Конспект урока по биологии с использованием ЭОР по теме "Половая система человека" 8 класс

На уроках биологии можно активно применять электронные образовательные ресурсы, которые оказывают значительную помощь....

Развитие половых клеток (гаметогенез). Оплодотворение, его биологическое значение.

ull;Амниоты (Amniota) – это группа четвероногих (наземных позвоночных), которая включает птиц, рептилий и млекопитающих. Амниоты развились в эпоху позднего палеозоя. Особенность, которая отлич...