Конспект урока по биологии, 9 класс "Половое размножение. Развитие половых клеток"
план-конспект урока по биологии (5, 9 класс) на тему
Конспект урока может быть использован учителями биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polovoe_razmnozhenie.docx | 15.46 КБ |
uroki_01.12.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема « Половое размножение. Развитие половых клеток».
Цели урока:
Образовательная: расширить и систематизировать знания учащихся по материалу половое и бесполое размножение.
Развивающая: способствовать развитию навыков аргументированного выступления, логического мышления, анализа литературы, сравнения, продолжить развивать кратковременную память и навыки самостоятельной учебной работы (составление таблиц и схем, работа в группах)
Воспитательная: показать значимость размножения в многообразии органического мира
Тип урока: комбинированный (сообщение новых знаний с учётом полученных).
Оборудование: презентация урока, компьютер, проектор.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Проверка изученного материала.
Какую тему мы изучили ранее? ( Бесполое размножение)
Что называют бесполым размножением? ( Когда новая особь развивается из неполовых, соматических клеток и является точной копией материнской).
Формы бесполого размножения : митотическое деление, спорообразование, почкование, фрагментация, вегетативное размножение
3.Изучение нового материала.
Учитель зачитывает слова американского биолога Миллера: «Каждую секунду в нашем теле сотни миллионов неодушевлённых, но очень дисциплинированных маленьких балерин сходятся, расходятся, выстраиваются в ряд и разбегаются в разные стороны, словно танцоры на балу, исполняющие сложные па старинного танца. Этот древнейший на Земле танец. Танец Жизни. В таких танцах клетки тела пополняют свои ряды, и мы растём и существуем.
Об этом же процессе еще говорят: «Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время».
Как вы думаете какую тему нам предстоит изучить сегодня на уроке? ( Ответ половое размножение).
Жизнь на Земле существует и продолжается во времени благодаря уникальному свойству всех живых организмов – способности к размножению или самовоспроизводству. Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости. Другие из-за болезней, третьих съедают хищники… Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку. Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том, чтобы его численность не уменьшалась. Смертность одних особей компенсируется рождением других.
Запись в тетради: число, тема урока, дом. задание
Чем отличается бесполое размножение от полового?
Девизом к нашей дальнейшей работе я выбрала слова А. Дистервега:
Развитие образования ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением”.
Поэтому я предлагаю вам поработать самостоятельно:
1 -характеристика полового размножения ( стр.10 до периода размножения)
2 -период размножения и роста половых клеток ( стр.10-11 до периода созревания )
3 сообщение период созревания ( мейоз )- 1 деление
4 сообщение период созревания ( мейоз )- 2 деление
3 -период формирования половых клеток ( стр.14-15)
4.Закрепление изученного.
А) C каким процессом можно сравнить мейоз? ( митозом )
Табл. сравнения
Критерии для сравнения | Митоз | Мейоз |
Для каких клеток характерен | ||
Сколько делений | ||
Что получается в результате деления |
Сравнить мужские и женские гаметы.
Критерии для сравнения | Яйцеклетка | Сперматозоид |
Запас питательных веществ | ||
Подвижность | ||
Функции |
Б) Оплодотворение?
Продолжить написание схемы и проверить выполнение у соседа.
Оплодотворение
В) Выполнение упражнений в печатной тетради.
(Проверка таблиц осуществляется по таблицам эталонам в презентации.)
5. Итог урока
Мы приходим в мир, чтобы постигнуть красоту. Красота - это радость нашей жизни. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе и распустившийся куст сирени -услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную, разнообразную музыку жизни.
Размножение.
В нем источник бессмертия и света.
Радуюсь, люблю, живу!
Будь же весел, живой!
Мирозданье бесконечно.
Предварительный просмотр:
Тема: Что изучает экология. Среда обитания организмов и её факторы.
Цель: раскрыть понятия «экология», сформировать у учащихся представления об экологии как науке, углубить знания о среде обитания, экологических факторах и закономерностях влияния их на организмы и окружающую среду, сформировать у школьников экологическое сознание , понимание роли человека в окружающей среде.
Задачи:
Образовательные: углубить и систематизировать знания учащихся о задачах экологии, среде обитания организмов и её факторах; научить объяснять влияние экологических факторов на живые организмы.
Развивающие: развивать у учащихся мыслительные способности, умение синтезировать и анализировать полученные знания, развивать речь и память, продолжить формирование умений и навыков работы в группе.
Воспитывающие: сформировать у учащихся интерес к науке экологии и желание изучать её закономерности, воспитывать у учащихся экологическую культуру и навыки самостоятельной работы.
Тип занятия: комбинированный.
Методы: словесный, беседа, практический.
Форма организации учебной деятельности; групповая, фронтальная.
Оборудование: презентация занятия, тестовые задания, информационные карты, задания для самостоятельной работы, гербарий растений.
Ход урока
Ι. Организационный момент.
- взаимные приветствия педагога и учащихся;
- проверка отсутствующих;
- проверка подготовленности учащихся к занятию;
- организация внимания и внутренней готовности учащихся.
ΙΙ – Постановка целей, актуализация знаний в ходе эвристической беседы.
Учитель:
Что такое дом?
Куда вы возвращаетесь после школы? Дом – это здание, где мы живём. Это там, где наши родители. Это место, куда хочется прийти. Что вы считаете своим домом, когда уезжаете в чужой город? В чужую страну? Что считают своим домом космонавты, улетая в космос? Общий дом для всех людей на земле – планета Земля.
Где ты живёшь?
Где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?
Серёжа ответил:
Живу я в квартире,
Номер её 324,
Дом на Садовой
Этого мало –
Город мне свой назови для начала,
Город Москва на широкой реке,
А за рекой виден лес вдалеке,
Тянутся к лесу сады и поля,
Очень красивая наша Земля!
Понял, дружище, вот он, твой дом,
Светлый, красивый, большой!
- Один ли человек вправе считать планету Земля своим домом? Кто наши соседи по планете?
Дом должен быть чистым, тёплым, уютным, светлым. Так ли это на самом деле?
- Что же происходит в последнее время с нашим общим домом?
Леса горят, реки и озёра загрязняются, исчезают навсегда растения и животные. Угроза жизни не только растениям и животным, но и самому человеку. От всех нас, людей, требуется, чтобы мы сохранили наш общий дом чистым, уютным и тем самым обеспечив существование человеку и всему живому. Поэтому сейчас большое внимание уделяется самой «домашней», самой жизненной, самой близкой каждому науке, науке о доме, нашем общем доме – планете Земля».
- Назовите эту науку.
- Что изучает эта наука?
Верно, наука экология, изучает взаимодействие живых организмов и среды обитания, влияние деятельности человека на природу; последствие этой деятельности, учит общению человека с природой, пониманию необходимости ее защиты и охраны.
Цель нашего урока – раскрыть понятия «экология», какова роль экологии в настоящее время, почему её необходимо изучать, углубить знания о среде обитания, экологических факторах и закономерностях их влияния на живые организмы.
III - Изучение новой темы
1. Учитель:
Современное определение экологии звучит следующим образом:
ЭКОЛОГИЯ -- НАУКА О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ОРГАНИЗМОВ МЕЖДУ СОБОЙ И С ОКРУЖАЮЩЕЙ ИХ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ СРЕДОЙ; О СВЯЗЯХ В НАДОРГАНИЗМЕННЫХ СИСТЕМАХ, О СТРУКТУРЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ЭТИХ СИСТЕМ.
-Запишите определение науки.
Экология – это наука, которая изучает связи между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между человеком и природой. Термин экология образован от двух греческих слов (ойкос – дом, жилище, родина, и логос – наука) , дословно «наука о местообитании». Термин «экология» ввёл в научный обиход немецкий зоолог и эволюционист, последователь Ч.Дарвина, Э.Геккель в 1866 году.
Если же говорить проще, то экология изучает отношения организмов со средой их обитания, между которыми возникает множество разнообразных связей. Организмы же благодаря этим связям существуют в природе не как хаотичные скопления, а образуют определенные сообщества - надорганизменные системы_ (популяции, биоценозы, экосистемы - о них речь пойдет на последующих уроках. Так как все живое организовано в экосистемы (вся биосфера в целом - это тоже экосистема высокого уровня), то человек также оказывается включенным в многочисленные экологические взаимосвязи.
2.Развитие экологии, как науки. Роль экологии в современном обществе.
3. Среда обитания.
- Что называется средой обитания?
- Какие среды обитания вы знаете?
Каждая из этих сред имеет свои специфические условия жизни, которые оказывают определённое влияние (положительное или отрицательное) на существование и географическое распространение живых существ. В связи с этим условия среды мы будем рассматривать как экологические факторы. Каждый организм в процессе своей жизни испытывает воздействие разнообразных экологических факторов.
3 . Экологические факторы
Любые свойства и компоненты внешней среды оказывающее влияние на организмы, называют экологическими факторами. В современной экологии выделяют три группы факторов
Сегодня мы с вами подробно рассмотрим абиотические факторы. Важнейшие абиотические факторы для любого организма – свет, тепло и влага. Каково же влияние каждого из них на живые организмы?
4 . Свет в жизни организмов.
Учитель: Ребята, объясните, почему в холодных частях ареала чаще можно встретить темноокрашенных рептилий, в отличие от теплых регионов. Например, обитающие за полярным кругом гадюки преимущественно черные (меланисты), а на юге – светлоокрашенные.
Учащиеся. Черный цвет поглощает тепло, а гадюки нагревают тело на солнце, поэтому за полярным кругом гадюки темноокрашенные.
Учитель: Верно ребята. Вы знаете, что рептилии холоднокровные и темноокрашенные быстро нагреваются и становятся более активными. Главным источником тепла на Земле является солнечное излучение, поэтому свет и тепло выступают сопряжено.
5. . Температура в жизни организмов
Учитель: - Какую роль играет вода в жизни живых организмов. Для этого посмотрим небольшой видеоролик о значении воды для живых организмов. (Видеоролик “Значение воды в жизни организмов” 1мин.).
В видеоролике вы увидели, какое значение вода играет в жизни живых организмов.
6. Влага в жизни организмов.
Вода – основа клеток, тканей, растительных и животных соков. Только при наличии воды в организме протекают процессы фотосинтеза, терморегуляции, обменных процессов. Наиболее высоко содержание воды в периоды активной жизнедеятельности и в молодом возрасте.
Но и в состоянии покоя растения не теряют влагу полностью. В сухих лишайниках содержится до 5–7% воды, в зерновках злаков – 12–14%.
Существуют экологические группы растений и животных по отношению к водному режиму.
По отношению к водному режиму экотопа (экотоп – совокупность факторов местообитания) растения делятся на влаголюбивые (гигрофиты), сухолюбивые (ксерофиты) и умеренно влаголюбивые (мезофиты).
5. Толерантность. Лимитирующие факторы.
- Самостоятельная работа с учебником.
- Найдите ответ на вопрос: Что такое толерантность?
- Что такое кривая толерантности?
- Лимитирующие факторы (рассказ учителя):
Большинство экологических факторов постоянно изменяются во времени и пространстве, причём эта изменчивость может быть регулярной, периодической (например, смена суточной освещённости, сезонные изменения температуры, приливы и отливы, уменьшение количества кислорода при подъёме в гору и др.) или нерегулярной (изменения погоды, наводнения, лесной пожар)
Ограничивающий или лимитирующий, фактор- фактор, сильнее всего влияющий на популяцию (организм)
Впервые на существование ограничивающих или лимитирующих, факторов обратил внимание немецкий химик Юстус Либих .
Правило Либиха или закон минимума Либиха
6.Адаптация организмов
- Объясните, что означает термин адаптация?
- Приведите примеры разнообразных приспособлений (адаптаций) живых организмов к влиянию различных экологических факторов:
1).Смена времен года, наступление светлого и темного времени суток или прилива и отлива.
2).Диапауза (состояние физиологического покоя) у насекомых, сбрасывание листвы листопадными деревьями, приливно-отливный ритм перемещения животных, обитающих в зоне прилива (например, крабов), изменение густоты меха у млекопитающих.
3). Миграции ( у перелетных птиц, северных оленей).
4).Анабиоз – временная и обратимая остановка жизненных процессов.
- Запишите определение понятие адаптация в информационную карту.
IV Закрепление знаний учащихся
1. Приведите примеры негативного воздействия абиотических факторов в условиях нашей местности.
2.Викторина
III Домашнее задание.
1. параграф №74,76, вопросы, термины.
2.Выполнить задание. Вставьте в текст пропущенные слова.
Отношение к низким температурам характеризуются: ……………….. – длительно переносят низкие положительные температуры – от +1 до +10°С. Они выходцы из тропиков – хлопчатник, рис, баклажаны. …………………… – не гибнут при температуре от -1 до -7°С, хорошо переносят низкие температуры ниже 25°С. Все древесно-кустарниковые виды умеренных зон. ……………………. – переносят кратковременное образование льда между клетках, после оттаивания продолжают жить.
Отношение к высоким температурам характеризуется: ……………………………….. – растения солнечных сухих местообитаний, способные переносить кратковременное (до получаса) повышение температуры до +60°С без повреждения тканей. Самые выносливые – лишайники. ……………………… – низшие растения, живущие в термальных источниках (сине-зеленые водоросли, бактерии) стой до +90°С.
3.Творческое задание: Влияние биотических факторов на организмы
Викторина
- К какому фактору среды относится влажность воздуха (абиотический фактор);
- Считается ли свет ограничивающим фактором для растений в океане на глубине 6000 метров? (да);
- Правильно ли звучит закон ограничивающего фактора – из всех факторов, действующий на организм, наиболее важен тот, значение которого больше всего отклоняет от оптимального. (да);
- Может ли один фактор полностью компенсировать действие другого фактора? (полностью никогда);
- Является ли температура ограничивающим фактором для растений в пустыне летом? (нет);
- Хищничество относится к абиотическому или биотическому фактору? (абиотическому);
- Для скворца зимой, можно ли считать пищу ограничивающим фактором? (да);
- Из перечисленных видов растений выберите наименее устойчивый к вытаптыванию – ландыш майский, плаун булавовидный; (плаун булавовидный);
- Является ли соленость воды ограничивающим фактором для речной обыкновенной щуки в черном море? (да);
- К какому фактору, можно отнести вырубку леса? (антропогенный фактор);
- Из перечисленных видов растений выберите наиболее устойчивый к вытаптыванию: подорожник большой и одуванчик лекарственный; (подорожник большой);
- Для кабана зимой в северной тайге, какой фактор будет ограничивающим высота снежного покрова или температура? (высота снежного покрова);
- Можно ли отнести давление воздуха к биотическому фактору? (нет, относится к абиотическому);
- Правильно ли звучит закон оптимума – любой экологический фактор имеет определенные приделы отрицательного влияния на живые организмы. (Нет. Закон оптимума выражается в том, что любой экологический фактор имеет определеннее пределы положительного влияния на живые организмы);
- Как называют условия близкие к критическим точкам и особенно тяжелы для выживания? (Такие условия называются экстремальными);
- Может ли глубина снежного покрова является ограничивающим фактором в распространении оленей? (да);
- Какое из перечисленных веществ с наибольшей вероятности будет лимитировать рост пшеницы на поле кислород или ионы калия? (ионы калия).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие половых клеток. Мейоз
Конспект урока по теме "Развитие половых клеток. Мейоз". Можно использовать в 9,10 классах...
План-конспект урока биологии 9 класс .Тема : «Половое размножение . Развитие половых клеток».
Цели урока: Образовательная: расширить и систематизировать знания учащихся по материалу половое и бесполое размножение.Развивающая: способствовать развитию навыков аргументированного выступления...
План-конспект урока по биологии. Тема: "Размножение" 6 класс
Цель урока: Дать представление о понятии размножение в органическом мире.ЗадачиОбразовательныеобобщить знания о размножении в органическом мире, особенностях бесполого размножения, сравнить его ...
ФИШБОУН-РАЗВИТИЕ ПОЛОВЫХ КЛЕТОК
ДАННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПРИМЕНЯЕТСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ПО ЛЮБОЙ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ ПО ПРОГРАММЕ В РАМКАХ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ...
Конспект урока биологии 10 класс "Половое размножение .Развитие половых клеток"
Данный материал предназначен для проведения урока биологии в 10 классе (универсальном)...
Конспект урока по биологии с использованием ЭОР по теме "Половая система человека" 8 класс
На уроках биологии можно активно применять электронные образовательные ресурсы, которые оказывают значительную помощь....
Развитие половых клеток (гаметогенез). Оплодотворение, его биологическое значение.
ull;Амниоты (Amniota) – это группа четвероногих (наземных позвоночных), которая включает птиц, рептилий и млекопитающих. Амниоты развились в эпоху позднего палеозоя. Особенность, которая отлич...