Развитие половых клеток. Мейоз
план-конспект урока биологии (10 класс) по теме
Конспект урока по теме "Развитие половых клеток. Мейоз".
Можно использовать в 9,10 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_biologii_po_teme.docx | 40.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии по теме
«Развитие половых клеток. Мейоз.»
Попова Елена Игоревна,
учитель химии и биологии высшей категории.
Цель:
- познакомить с процессом развития половых клеток
Задачи.
Обучающие:
-изучить этапы гаметогенеза
-изучить различия в сперматогенезе и оогенезе
-изучить этапы мейоза
Развивающие:
- показать в сравнении этапы сперматогенеза и оогенеза
- подвести к пониманию биологического значения полового размножения для эволюции
Воспитывающие:
- воспитание здорового образа жизни и формирование ответственности перед своими будущими детьми за их здоровье на основе знаний о своих физиологических особенностях
Время проведения: 16 декабря 2008г., 5-й урок, кабинет №12 (химии и биологии).
Оборудование: таблицы «Митоз», «Мейоз», «Гаметогенез», магнитная доска, элементы динамической модели «Редупликация ДНК», карточки с тестовыми заданиями
Использованы учебные пособия:
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб.для 9 кл. общеобразоват. Учеб. заведений – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию: Рабочая тетерадь. 9 класс. – М.: Дрофа, 2003.
Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008.
Открытая биология. Электронное учебное издание – М.: ООО «Физикон», ООО «Дрофа», 2005г.
Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч.1. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым / Глав. Ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001.
Ход урока (основные этапы)
№пп | Этапы | Ключевые моменты | Используемые методы работы | Компоненты здоровьесбережения |
1 | Организационный | 1. Взаимное приветствие 2. Проверка готовности к уроку. | - визуальный контроль | -оценка эмоционального состояния учащихся (обзорно каждого и класса вцелом) |
2 | Подготовка к восприятию новой темы | 1.Проверка усвоения темы «Размножение. Митоз» 2.Промежуточная оценка работы учащихся | - устный опрос (определение терминов, объяснение по схеме, логические цепочки) - активные формы (работа в парах по составлению и объяснению динамической модели «Редупликация ДНК») | -«плавное вхождение в тему» -индивидуальный выбор способа действия -пробуждение интереса к изучаемому материалу |
3 | Изучение новой темы | 1.Постановка проблемы (как вариант – в Приложении 1) 2.Определение темы, цели и задач урока 3. Объяснение нового учебного материала (схема представлена в Приложении 2): | - эвристический, проблемный методы (использование технологии «подкидная доска») | -вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни -демонстрация, прослеживание связей между здоровым образом жизни и индивидуальным здоровьем -формирование отношения к своему здоровью как ценности -выработка понимания сущности здорового образа жизни -формирование потребности в здоровье -выработка индивидуального способа безопасного поведения -сообщение информации о возможных последствиях нарушения нормального гаметогенеза у человека -смена видов деятельности при изучении нового материала |
- часть 1 | -словесные -наглядно-иллюстративный (рисование объясняемого материала в режиме «on-line») | |||
- часть 2 | -работа с текстом учебника | |||
- часть 3 | -лекция с элементами беседы и использованием опорной схемы (Приложение 3) | |||
- часть 4 (Приложение 3) | -объяснение по схеме -работа учащихся по заполнению таблицы в рабочей тетради на печатной основе | |||
- часть 5 | -ИКТ (просмотр и объяснение динамической модели «Мейоз») | |||
4 | Закрепление изученного | 1. Опрос по понятиям темы | - фронтальный опрос - индивидуальные ответы - самостоятельная (возможно, коллективная в малых группах) работа в тестовых технологиях | -выбор способа действия учащимися -индивидуальная двигательная активность |
5 | Подведение итогов работы на уроке | 1. Само- и взаимопроверка выполнения теста, анализ допущенных ошибок (Приложение 4) 2. Оценивание работы учащихся на уроке. 3. Постановка учебных и жизненных задач по дальнейшему изучению темы. | - поощрение, - поучение | -спокойное завершение урока |
6 | Домашнее задание | 1. Обсуждение домашнего задания. 2. Запись в дневниках | - самостоятельная работа в тестовых технологиях, - творческие задания | -комментирование домашних упражнений -прощание с учащимися |
Приложения.
Приложение 1 Некоторые исторические сведения, используемые на уроке.
*Кажется, насколько проще происходил бы процесс зарождения новой жизни, если бы для этого не требовалось участи двух разнополых организмов! Кстати, некоторые примитивные существа, например, амёбы, воспроизводятся делением… Что ж, легко и удобно, однако в результате потомки всегда слишком похожи на родителя, а, значит, путь совершенствования на стезе естественного отбора при бесполом размножении закрыт. Не потому ли амёба за миллионы лет так и осталась амёбой?..
При половом же размножении гены, существующие в популяции, перемешиваются без ограничений, образуя, как в калейдоскопе, бесчисленные сочетания признаков.
Природа выбирает среди них полезные и закрепляет у потомков. Тема нашего урока – «Развитие половых клеток».
* Первым увидел сперматозоиды нидерландский естествоиспытатель Антони ван Левенгук. Когда он их разглядел в свой микроскоп, он принял их за непонятных двигающихся зверьков… И лишь усовершенствование оптики позволило разглядеть мужские половые клетки получше.
* Первую яйцеклетку в окуляр микроскопа посчастливилось «поймать» академику Петербургской академии наук Карлу Максимовичу Бэру. Произошло это в 1827 году. В память об открытии на медали, посвящённой 50-летию научной деятельности Бэра, быфло начертано: «Ortus ab ovo hominem homini ostendit», что в переводе с благородной латыни означает: «Начав с яйца, он показал человек челоека».
Приложение 2 Предлагаемая схема содержит терминологический аппарат по изучаемой теме. Часть понятий учащимся уже известна, часть – вводится первые. Линиями показаны взаимосвязи между понятиями, это позволяет учащимся понять целостность темы.
Такую схему можно подготовить в виде презентации, можно (я использую именно такой вариант) записать термины заранее на доске, а во время работы на уроке соединять термины по мере объяснения их значения.
На этапе закрепления знаний можно предложить учащимся составить ответ по схеме.
Приложение 3. Схема для объяснения процессов гаметогенеза. Демонстрация возможна и через проектор, и как таблица, вывешиваемая на доску.
2n
2n
2n
2n
2n
2n
2n
2n
2n
2n
2n
2n
2n
n
n
n
n
n
2n
2n
2n
n
n
Мейоз I
Мейоз II
Мейоз I
Мейоз II
2n
2n
Приложение 4 Вариант карточки для итогового повторения.
1.На рисунке изображена схема
А)митоза б)мейоза в)сперматогенеза г)оогенеза
2.Под цифрой 2 на рисунке обозначена зона
А)роста б)созревания в)размножения г)формирования
3.На рисунке изображена схема образования
А)спор б)гамет в)яйцеклетки г)сперматозоида
4.На рисунке в зоне под номером 3 происходит
А)размножение б)деление митозом в)деление мейозом г)неравномерное дробление
5.Мейозом делятся
А)только яйцеклетки б)только сперматозоиды в)споры г)все половые клетки
1
2
3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образование половых клеток. Мейоз.
Разработка урока по биологии 9 класс учебник И.Н. ПономаревойТема. «Образование половых клеток. Мейоз».Урок построен на изучении новой темы в малых группах.Цели: - развить логическое и критическое мыш...
План-конспект урока биологии 9 класс .Тема : «Половое размножение . Развитие половых клеток».
Цели урока: Образовательная: расширить и систематизировать знания учащихся по материалу половое и бесполое размножение.Развивающая: способствовать развитию навыков аргументированного выступления...
Образование половых клеток. Мейоз
Комбинированный урок (изучения нового материала и первичного закрепления знаний), целью которого является изучение основных этапов гаметогенеза и фаз мейоза, выявление отличительных особенностей этого...
Образование половых клеток. Мейоз
Презентация к уроку...
ФИШБОУН-РАЗВИТИЕ ПОЛОВЫХ КЛЕТОК
ДАННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПРИМЕНЯЕТСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ПО ЛЮБОЙ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ ПО ПРОГРАММЕ В РАМКАХ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ...
Конспект урока по биологии, 9 класс "Половое размножение. Развитие половых клеток"
Конспект урока может быть использован учителями биологии....
Конспект урока биологии 10 класс "Половое размножение .Развитие половых клеток"
Данный материал предназначен для проведения урока биологии в 10 классе (универсальном)...