"Направления эволюции: идиоадаптация, на примере Голубого кита
презентация к уроку по биологии (11 класс) по теме

Место урока в системе уроков: Макроэволюция и ее доказательства.

Тип урока: семинар.

Цель урока: Изучение идиоадаптации, на примере представителя класса Млекопитающие, вернувшегося в водную среду обитания, Голубого кита (Balaenoptera musculus) посредством ведения учащимися научной дискуссии.

Задачи урока:

1.            введение термина идиоадаптация, определение процесса и его биологического смысла;

2.            рассмотрение систематического положения Голубого кита (Balaenoptera musculus);

3.            изучение идиоадаптации на примере Голубого кита посредством проведения биотурнира в рамках семинара;

4.            развитие у учащихся логического мышления, способности анализировать и делать выводы;

5.            обучение учащихся предоставлению полученной информации и выбранного решения в репрезентативной форме;

6.            ознакомление учеников с правилами ведение научной дискуссии с другими участниками и учителем;

7.            формирование у учащихся навыка коллективной работы при подготовке и предоставлении ответов на заданные вопросы.

Оборудование и наглядные пособия, использованные на уроке (в том числе использование доски)

1.            подготовленные учителем медиа-средства: презентация, представленная с помощью проектора;

2.            листовки с фактами, отражающими физиологические особенности организма Голубого кита (используются как стимулирующие коллективную работу консультативные материалы во время биотурнира);

3.            биологические задачи взятые с сайта МГУ, предоставляются ученикам на листовках и через проектор.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

" Направления эволюции: идиоадаптация, на примере Голубого кита ( Balaenoptera musculus ) " учитель биологии МБОУСОШ №5 Резникова Анна Андреевна

Слайд 2

1. С какими причинами связан гигантизм у Голубых китов ? 2. Почему рыбы уступают им по этому параметру ? 3. С чем связаны существующие различия по размеру среди различных видов китов ? 4. Какие анатомические , физиологические и экологические причины ограничивают дальнейшее увеличение размера водных позвоночных ? Самые крупные известные нам животные – Голубые киты

Слайд 3

1. С какими причинами связан гигантизм у Голубых китов ? Вопрос команды №1

Слайд 4

Консультативные материалы для вопроса 1 Самым большим из зарегистрированных экземпляров была самка, забитая китобоями в 1926 году близ Южных Шетландских островов. Её длина составляла 33,58 метра. Этот кит не был взвешен, но вес его, по-видимому, значительно превышал 150 т. В 1947 году китобоям у Южной Георгии попался 190-тонный блювал. Известен и 181,4-тонный синий кит

Слайд 5

Огромные размеры возможны благодаря удобству среды обитания: водная среда обладает большей плотностью и оказывает большую поддержку организму, что облегчает передвижение в ней и снижает ощущение нагрузки от веса. Широта океанических просторов так же позволяет китам разрастаться до таких грандиозных размеров. Низкая плотность среды снижают давление на распространение и расселение китов таких размеров. Возможность гигантизма

Слайд 6

2. Почему рыбы уступают Г олубым китам по этому параметру ? Вопрос команды №2

Слайд 7

Кито́вая аку́ла (лат. Rhincodon typus ) - её размер достигает по меньшей мере 12—14 м, возможно, до 18 м и даже 20 м. В конце 1990-х годов появилась научная информация о китовой акуле длиной 20 м и весившей 34 т. Консультативные материалы для вопроса 2

Слайд 8

Соотношение размеров Китовой акулы и Голубого кита. Консультативные материалы для вопроса 2

Слайд 9

Возможно, разница в размерах объясняется гомойотермностью китов и особенностями физиологии, связанные именно с этим свойством: 4хкамерное сердца, полное разделение кровотока, легочное дыхание, кровь с эритроцитами, позволяющая транспортировать больше кислорода к тканям и органам. Акулы проигрывают в сравнении с китами

Слайд 10

3. С чем связаны существующие различия по размеру среди различных видов китов ? Вопрос команды №3

Слайд 11

Консультативные материалы для вопроса 3 Ка́рликовый кит , или карликовый гладкий кит , или короткоголовый гладкий кит (лат. Caperea marginata ) Самый маленький и редкий из усатых китов. Длина его тела 4—6,4 м, причём 1/4 длины приходится на голову; вес — 3—3,5 тонны.

Слайд 12

Природа балует нас разнообразием! Но не красоты ради. Основная особенность живого мира – постоянная эволюция. Великое разнообразия форм и разновидностей – вот в чем секрет сохранения жизни на земле. Возникшие в результате длительного эволюционного процесса, киты развивались, и благодаря дивергенции приобретали отличные друг от друга черты. Даже среди китов есть карлики

Слайд 13

Вопрос команды №4 4. Какие анатомические , физиологические и экологические причины ограничивают дальнейшее увеличение размера водных позвоночных ?

Слайд 14

Количество крови у крупного блювала — свыше 8 тыс. литров. Вес сердца у крупного синего кита приближается к тонне. Сердце синего кита абсолютно самое большое во всём животном мире. Пульс не бывает чаще, чем 20 ударов в минуту, обычно же 5—10 ударов. Диаметр спинной аорты достигает 40 см. Первая проблема – кровеносная система: больше смертельно!

Слайд 16

Вес шкуры с подкожным жиром у него достигает 27 % веса тела. Так , у жирной самки синего кита, забитой в 1948 году, на жир приходилось около 31 т из 108,6 т общего веса тела, у другой — 32,3 т из 127,5 т. Толщина жирового слоя достигает 30 см. Проблема вторая – гомойотермность и сохранение тепла: больше жира – меньше плотность!

Слайд 17

Объём лёгких у синего кита существенно превышает 3 тыс. литров — у 26,7-метрового экземпляра, весившего 122 т, например, — 3050 литров. Дышит синий кит 1-4 раза в минуту в спокойном состоянии. Проблема третья – дышать медленнее смертельно, быстрее невыносимо тяжело

Слайд 18

Синий кит, плавая у поверхности воды, далеко не так маневренен , как некоторые другие крупные китообразные. В общем, движения блювала медленнее и, по словам учёных, более неуклюжи, чем у других полосатиков. На короткой дистанции синий кит может плыть со скоростью до 37 км/ч, но долго такую скорость удерживать не может, поскольку это представляет слишком большу́ю нагрузку на организм. При такой скорости кит развивает мощность до 500 лошадиных сил. Пасущийся блювал передвигается медленно, 2—6 км/ч, во время миграций быстрее — до 33 км/ч. Проблема четвертая - громоздкость

Слайд 19

Самки рожают раз в два года Беременность длится около 11 месяцев. Рождается , в подавляющем большинстве случаев, один детёныш, длиной 6—8,8 м и массой 2—3 т (обычно 2700—3600 кг). Продолжительность молочного кормления около 7 месяцев. Проблема шестая – размножение: трудный процесс, большая нагрузка для материнского организма

Слайд 20

Рацион синего кита принципиально не отличается от рациона других полосатиков. Синий кит — типичный планктоноед , в составе корма у него преобладают мелкие (не больше 6 см длиной) рачки, так называемый криль. Рыба, если и играет какую-то роль в рационе синего кита, то очень незначительную. Проблема пятая – пропитание: диета на планктоне

Слайд 21

Благодаря своему гигантскому размеру, взрослые синие киты не имеют естественных врагов. Накожными паразитами, прежде всего, усоногими рачками, синий кит обрастает не очень сильно. Среди накожных паразитов у него чаще всего встречаются рачки- коронулы ( Coronula diadema , Coronula reginae ). У синего кита описывались инвазии гигантских нематод, например, Crassicauda boopis , паразитирующих в кровяном русле и почках. Именно поражение Crassicauda boopis может быть одной из главных причин естественной смертности блювалов. Паразиты как причина смерти: большой организм – много места для жилья

Слайд 22

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Тема урока: Направления эволюции: идиоадаптация, на примере Голубого кита (Balaenoptera musculus).

Место урока в системе уроков: Макроэволюция и ее доказательства.

Тип урока: семинар.

Цель урока: Изучение идиоадаптации, на примере представителя класса Млекопитающие, вернувшегося в водную среду обитания, Голубого кита (Balaenoptera musculus) посредством ведения учащимися научной дискуссии.

Основной этап.

Структурирование урока

Этапы

Элементы урока и задачи

время

1.

Обозначение цели урока.

Давая определение эволюции, мы называли среди ее свойств направленность. На прошлом занятии мы открыли для себя три возможных направления эволюции. Мы изучили ароморфоз как направление усложнения строения и развития живых организмов и дегенерацию - как направление упрощения. И впервые услышали термин идиоадаптация. Сегодня на уроке мы ознакомимся со значением третьего эволюционного направления. Урок пройдет в необычной форме – Биотурнира. Именно поэтому мы сегодня расставили по-новому парты и разделились на три группы. Итак, тема урока и Биотурнира: Направления эволюции: идиоадаптация, на примере представителя класса Млекопитающие, вернувшегося в водную среду обитания, Голубого кита (Balaenoptera musculus) (открываем презентацию).

1,5 мин

2.

Коллективная работа проверки домашнего задания.

Перед открытием Биотурнира, хотелось бы провести небольшую разминку и поговорить с вами о том, как вы понимаете значение и механизмы Макроэволюции? Для этого предлагаю устно ответить на следующие вопросы:

Ответы на устные вопросы учителя:

  1. Что такое макроэволюция? Существуют ли палеонтологические доказательства макроэволюции? Приведите примеры переходных форм.

Ответ: Макроэволюция органического мира — это процесс формирования крупных систематических единиц: из видов — новых родов, из родов — новых семейств и т. д. Палеонтологические доказательства. К таким доказательствам относятся нахождение остатков вымерших переходных форм, позволяющих проследить путь от одной группы живых существ к другой. Например, обнаружение трёхпалого и пятипалого предполагаемых предков современной лошади, имеющей один палец, доказывает, что у предков лошади было пять пальцев на каждой конечности. Обнаружение ископаемых останков археоптерикса позволило сделать вывод о существовании переходных форм между пресмыкающимися и птицами. Нахождение остатков вымерших семенных папоротников позволяет решить вопрос об эволюции современных голосеменных и т. п.

  1. Назовите основные характеристики биологического прогресса и регресса.

Ответ: Критериями биологического прогресса являются:

  • Увеличение численности особей;
  • Расширение ареала;
  • Прогрессивная дифференциация - увеличение числа систематически тех групп, составляющих данный таксон.

Биологический регресс противоположен прогрессу.

  1. Приведите примеры ароморфозом в царстве Животных и Растений. Приведите примеры дегенерации, приведшей к биологическому прогрессу.

Ответ: Ароморфозы: Семена покрытосеменных, четырехкамерное сердце птиц и млекопитающих. Дегенерация: Упрощение строения глистных паразитов, например аскариды, печеночного сосальщика.

3 мин

3.

Неизвестным для нас пока остается только вопрос идиоадаптации. Давайте дадим определение этому процессу и запишем его в тетрадь.

Идиоадаптация - одно из главных направлений эволюции, при котором возникают частные изменения строения и функций органов при сохранении в целом уровня организации предковых форм.

Но простое определение не дает полного понимания процесса. Давайте рассмотрим идиоадаптацию на конкретном примере. Для этого мы поучаствуем в Биотурнире.

Что же такое Биотурнир. Это соревнование, в ходе которого вы откроете для себя новые знания. Битурнир делится на четыре этапа. В каждом этапе решается своя задача. Задачи не простые, задачи на рассуждение. Здесь нет абсолютно верного единичного ответа. Эти вопросы помогут вам рассмотреть проблему с несколько сторон и коллективно найти объяснение биологическому явлению.

Первые три тура очень похожи. Каждой команде достается одна задача. (открываем слайд с вопросами). Вы готовите к ней ответ и выступаете в роли докладчиков с вашим предложением решения. Остальные команды его обсуждают, выступают в роли оппонентов. Последняя задача в заключительном туре будет рассмотрена всеми командами в роли докладчиков. Обсуждение будет проходить поэтапно в виде дискусси. Итак, приступим.

1) Выбор капитанов команд и названия команды (можно по рядам).

2) Раздача печатных материалов с первым вопросом, формирование задания:

Вопрос 1 команды: С какими причинами связан гигантизм у усатых и зубатых китов?

Вопрос 2 команды: Почему рыбы уступают им по этому параметру? 

Вопрос 3 команды: С чем связаны существующие различия по размеру среди различных видов китов? 

Общий вопрос: Какие анатомические, физиологические и экологические причины ограничивают дальнейшее увеличение размера водных позвоночных?

Внимание! Тур 1 начинается (дальше все по презентации: вопрос – материала-ответ-обсуждение-более полный ответ презентации).

1) Время на обсуждение и подготовку ответа на свой вопрос командами.

2) Предоставление ответа командой 1.

3) Разбор задачи оппонентами командами 2 и 3.

4) Оценка учителем работы команд.

Тур 2

1) Время на обсуждение и подготовку ответа на свой вопрос командами.

2) Предоставление ответа командой 2.

3) Разбор задачи оппонентами командами 1 и 3.

4) Оценка учителем работы команд.

Тур 3

1) Время на обсуждение и подготовку ответа на свой вопрос командами.

2) Предоставление ответа командой 3.

3) Разбор задачи оппонентами командами 1 и 2.

4) Оценка учителем работы команд.

Тур 4

1) Время на обсуждение и подготовку ответа на общий вопрос командами.

2) Предоставление ответа командами в формате довод-подтверждение-оценка оппонентами.

3) Оценка учителем работы команд. Похвалите работы каждого. Можете выставить и оценки за активность и верные ответы.

3 мин

0,5 мин

0,5 мин

3 мин

1,5 мин

2 мин

1 мин

3 мин

1,5 мин

2 мин

1 мин

3 мин

1,5 мин

2 мин

1 мин

3 мин

2 мин

2 мин

4.

Обозначение проблемы: сокращение численности китов.

подготовить информацию о краснокнижных видах китов (представим в виде формата А3 как информационные сводки).

Мы ознакомились с таким грандиозным животным, как Голубой кит. И во время ознакомления убедились, что это не единственный представитель своего отряда. Прекрасные животные, чувствуют ли они себя благоприятно на нашей планете, или испытывают повышенную антропогенную нагрузку? Пока мы смотрим видеоролик, подготовьтесь пожалуйста к ответу на вопрос: Существуют ли красно книжные виды китообразных и в чем причина сокращения их численности? (Показ видеоролика).

1,5 мин

5.

Презентация информационных сводок на листах формата А3. Желательно от каждой команды по сводке. С предложениями решения проблемы. Кратко! По пунктам.

2 мин

6.

 

Вывод урока: Сегодня мы ознакомились с идиоадаптацией, одним из трех направлений эволюции. Теперь вы знаете все возможные пути эволюционного развития живого мира. Давайте свяжем наши знания с понятием биологического прогресса и регресса.

Вопрос: Можно ли считать верным утверждение, что все эволюционные направления могут привести к биологическому прогрессу? И ароморфоз, и дегенерация, и идиоадаптация.

Ответ: Да. Примеры. Семена как ароморфоз Отдела Цветковых растений привели к их повсеместному расселению, образ жизни паразитов и упрощение строения как дегенерация у представителей Плоских и Круглых червей, физиологические особенности как идиоадаптация у отряда Китообразных. Данные организмы являются космополитами, расселившимися по всей планете. Это говорит об их успешности. О том, что они находятся на этапе биологического прогресса.

1,5 мин

7.

Домашнее задание: &63 учить подготовиться к лабораторной работе по теме Направления эволюции

1 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Главные направления эволюции"

Презентация к уроку биологии...

Урок "Основные направления эволюции групп организмов"

Разработка конспекта урока по теме "Основные направления эволюции групп организмов". Цель - сформировать у учащихся знания о главных путях филогенеза – филетической эволюции, дивергенции, конвергенции...

Направления эволюции

презентация сопровождение урока биологии в9 или 10 классе...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Пути и направления эволюции". 11 класс (В двух частях)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Пути и направления эволюции". 11 класс (В двух частях)...

Презентация для урока: "Главные направления эволюции"

Данная презентация представлена в помощь учителю и является прекрасным наглядным материалом для учащихся...