Рабочая программа 10-11 классов
рабочая программа по биологии на тему
Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. 10-11 классы. Базовый уровень (70 часов, 1 час в неделю). //Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176.
Рабочая программа разработана в соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) и базисным учебным планом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_10-11.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
города Валуйки Белгородской области
«Согласовано» Руководитель МО _______Шинкарь Л.И. Протокол № ___ от «____»_________2014г. | «Согласовано» Заместитель директора «МОУ СОШ №1» г. Валуйки Белгородской области _______Гнитиева Е. В. «____»______2014 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородской области ________Будыкина С. А. Приказ № ___ от«___»________2014 г. |
Рабочая программа
по учебному курсу «Биология»
ФКГОС (уровень среднего общего образования)
УМК И.Н. Пономарёва
Базовый уровень
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. 10-11 классы. Базовый уровень (70 часов, 1 час в неделю). //Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176.
Рабочая программа разработана в соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) и базисным учебным планом.
Цель: обеспечение общекультурного менталитета и общей биологической компетентности выпускника современной средней школы.
Задачи:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие индивидуальных способностей учащихся, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убеждённости в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе;
- подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности.
Изменения, внесённые в программу:
Из программы убрана экскурсия по теме «Знакомство с многообразием сортов растений и пород животных (на селекционной станции, племенной ферме, сельскохозяйственной выставке)» в связи с расположением данных учреждений на большом расстоянии от школы. Лабораторная работа «Выявление поведенческих реакций животных на факторы внешней среды» заменена на демонстрационную. На изучение темы «Молекулярный уровень жизни» 7ч, вместо 8ч (количество часов уменьшено в соответствии с учебным планом МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородской области и годовым календарным графиком МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородской области). Из перечня предложенных лабораторных работ, считать практическими работами «Определение пылевого загрязнения воздуха; определение химического загрязнения воздуха с помощью биоиндикаторов; исследование водозапасающей способности зелёных и сфагновых мхов», «Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе (жизненные формы, экологические ниш, сравнение особенностей организмов разных ярусов)», «Решение элементарных генетических задач», так как данные работы способствуют закреплению знаний, навыков и умений, их обобщению и систематизации (разграничения произведены в соответствии с рекомендациями, данными в Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2014-2015 учебном году» (Департамент образования Белгородской области. (ОГАОУ ДПО БелИРО).
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
- Общая биология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждения // Под редакцией И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 224 с.: ил.
- Биология: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Базовый уровень // Под редакцией проф. И.Н. Пономарёвой. – 2–е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2007. – 240 с.: ил.
Количество учебных часов:
Согласно действующему Базисному учебному плану программа базового уровня рассчитана на изучение предмета один час в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы) – 70 часов.
Данная рабочая программа рассчитана на 69 часов (количество часов уменьшено в соответствии с учебным планом МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородской области и годовым календарным графиком МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородской области). В том числе уроков-обобщений - 6, лабораторных работ (часть урока) - 6, практических работ – 3, экскурсий – 1.
Формы организации учебного процесса: урок, экскурсия, дистанционное обучение
Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков: тестовая проверка, творческие задания, устный опрос, практическая работа.
Преобладающие формы итоговой аттестации: ЕГЭ
Требования к уровню подготовки учащихся
- Узнавать и различать научные и паранаучные тексты о влиянии различных экологических факторов и их совокупности на человека и его здоровье.
- Описывать основные экологические проблемы своего региона и всего человечества.
- Уметь находить в различных источниках информации научные доказательства для объяснения экологических проблем.
- Различать научный, социальный и культурный контекст в описании экологических проблем человечества.
- Выделять случайные и закономерные характеристики во взаимоотношениях человечества с окружающим миром.
- Перечислять всеобщее и особенное во взаимоотношениях человека с окружающим миром.
- Объяснять значение устойчивого развития природы и человечества.
- Прогнозировать перспективы устойчивого развития природы и человечества.
- Проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению региональных и глобальных экологических проблем.
- Проявлять активность в организации и проведении экологических акций.
- Сопоставлять взаимоотношения человека с окружающим миром в различных культурах с возможностью определения наиболее оптимальных для целей устойчивого развития биосферы.
- Уметь вести диалог и находить компромиссное решение не с точки зрения силы одной из противоборствующих сторон, а с позиции возможности устойчивого развития биосферы и сохранения жизни на Земле во всех ее проявлениях.
Календарно-тематическое планирование (Приложение 1)
Содержание программы учебного курса (69часов)
1.Введение в курс общебиологических явлений (6ч)
Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого.
Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы.
Биологические методы изучения природы (наблюдение, измерение, описание и эксперимент).
Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками Живой мир и культура. Творчество в истории человечества. Труд и искусство, их влияние друг на друга, взаимодействие с биологией и природой. *.
Экскурсия:
Многообразие видов в родной природе. Сезонные изменения (ритмы) в живой природе
2.Биосферный уровень организации жизни (9ч)
Учение В.И.Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере.
Гипотезы А.И.Опарина и Дж.Холдейна о возникновении жизни (живого вещества) на Земле. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.
Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы.
Особенности биосферного уровня организации живой материи.
Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов. Оптимальное, ограничивающее и сигнальное действия экологических факторов.
Практическая работа:
Определение пылевого загрязнения воздуха; определение химического загрязнения воздуха с помощью биоиндикаторов; исследование водозапасающей способности зелёных и сфагновых мхов.
3.Биогеоценотический уровень организации жизни (8ч)
Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема.
Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе.
Устойчивость и динамика экосистем. Саморегуляция в экосистеме. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие экосистем. Агроэкосистема. Сохранение разнообразия экосистем. Экологические законы природопользования.
Практическая работа:
Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе (жизненные формы, экологические ниш, сравнение особенностей организмов разных ярусов).
4.Популяционно-видовой уровень (12ч)
Вид, его критерии и структура. Популяция как форма существования вида.
История эволюционных идей. Роль Ч.Дарвина в учении об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции. Результаты эволюции. Система живых организмов на Земле. Приспособленность организмов к среде обитания.
Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Современное учение об эволюции – синтетическая теория эволюции (СТЭ).
Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождения и эволюции человека. Гипотезы происхождения человека.
Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация. Биологический прогресс и биологический регресс. Биоразнообразие – современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия как основа устойчивого развития биосферы. Всемирная стратегия сохранения природных видов.
Особенности популяционно-видового уровня жизни.
Лабораторные работы:
1. Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных растениях или гербариях и коллекциях животных.
2. Изучение результатов искусственного отбора – разнообразие сортов растений и пород животных
3. Обнаружение признаков ароморфоза у растений и идиоадаптаций у насекомых (коллекции).
5.Организменный уровень организации жизни (17ч)
Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема.
Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.* Различия организмов в зависимости от способа питания: гетеротрофы (сапрофиты, хищники, паразиты) и автотрофы (фототрофы, хемотрофы).
Размножение организмов – половое и бесполое. Оплодотворение и его значение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений. Искусственное оплодотворение у растений и животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом. Мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу в целом.
Генетические закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основ. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закон Т.Моргана. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Современные представления о гене, генотипе и геноме.
Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики.
Факторы, определяющие здоровье человека. Творчество как фактор здоровья и показатель образа жизни человека. Способность к творчеству. Роль творчества в жизни каждого человека.
Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Вирусы – неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания. Способы борьбы со СПИДом.
Практическая работа:
Решение элементарных генетических задач.
Лабораторная работа:
Выявление поведенческих реакций животных на факторы внешней среды
Изучение признаков вирусных заболеваний растений (на примере культурных растений из гербария и по справочной литературе)
6. Клеточный уровень организации жизни (9ч)
Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знаний о клетке (Р.Гук, К.М.Бэр, М.Шлейден, Т.Шванн, Р.Вирхов). Методы изучения клетки.
Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток и тканей. Клетка – основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов.
Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки – биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомами.
Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке.
Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клетки. Гипотезы происхождения эукариотических клеток.
Клеточный цикл жизни клетки. Деление клетки - митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Особенности образования половых клеток.
Структура хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин – комплекс ДНК и специфических белков. Компактизация хромосом. Функции хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках.
Гармония и целесообразность в живой клетке. Гармония и управление в клетке. Понятие «целесообразность». Научное познание и проблемы целесообразности.
Лабораторная работы.
Наблюдение фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня. Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука.
7. Молекулярный уровень проявления жизни (7ч)
Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе.
Основные химические соединения живой материи. Макро- и микроэлементы в живом веществе. Органические и неорганические вещества, их роль в клетке. Вода – важный компонент живого. Основные биополимерные молекулы живой материи. Понятие о мономерных и полимерных соединениях.
Роль органических веществ в клетке организма человека: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот.
Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Понятие о нуклеотиде. Структура и функции ДНК – носителя наследственной информации клетки. Репликация ДНК. Матричная основа репликации ДНК. Правило комплементарности. Ген. Понятие о кодоне. Генетический код. Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке. Особенности ДНК клеток эукариот и прокариот.
Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез как уникальная молекулярная система процессов создания органических веществ. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Роль фотосинтеза в природе.
Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза. Матричное воспроизводство белков в клетке.
Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах как часть метаболизма в клетках. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки.
Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Роль регуляторов биомолекулярных процессов.
Опасность химического загрязнения окружающей среды. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Время экологической культуры человека и общества. Экология и новое воззрение на культуру. Осознание человечеством непреходящей ценности жизни. Экологическая культура – важная задача человечества.
8. Заключение (1ч)
Обобщение знаний о многообразии жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности. Отличие живых систем от неживых.
*Курсивом отмечен материал, подлежащий изучению, но не включаемый в требования к уровню подготовки выпускников.
Формы и средства контроля (Приложение 2)
Перечень учебно-методических средств обучения (Приложение 3)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...