Реализация глобальных целей биологического образования на уроках в 5 классе по УМК «Алгоритм успеха».
статья по биологии (5 класс) на тему

Приведен анализ учебного материала в рамках пилотирования ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_globalnyh_tseley_bioobrazovaniya._statya_1.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация глобальных целей биологического образования

на уроках в 5 классе по УМК «Алгоритм успеха».

Лазарева Елена Александровна,

учитель биологии и химии высшей кв. категории

МОУ Гимназия №4 г. Волгограда.

Биологическое образование,  являясь неотъемлемым компонентом образования, определяет общие и социально значимые цели по формированию «социоморальной» и интеллектуальной взрослости.

 С первых страниц учебника биологии для 5 класса общеобразовательных учреждений авторы приучают детей к тому, что «живая природа постоянно задает нам вопросы и не на все есть готовые ответы». Таким образом, ставится цель формирования у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе деятельности. Тема звучит: «Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем», а в качестве задания предлагается провести в домашних условиях измерения с использованием специальных приборов, а также перелистать страницы учебника, выбирая примеры опытов и наблюдений.  

Из урока в урок происходит приобщение школьников к системе научных ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Так, например, на уроке «Отличительные признаки живых организмов» учитель демонстрирует опыт по нагреванию поваренной соли и сахара. Перед его выполнением педагог ведет подводящий диалог с классом: «Каким образом человек получает данные вещества? Какие природные источники при этом использует?»  По результатам ответов детей (сырье для получения сахара - тростник и свекла, а соли – воды оз. Баскунчак, морская вода) и  наблюдений формулируется совместный вывод  о признаке, по которому можно определить вещество созданное живым организмом (т.е., органическом). На последующих уроках обучающиеся закрепляют умения анализировать содержание демонстрационных опытов, определять их цель, ход и результат.  Одно из домашних заданий звучит: «ты ставишь опыт, в результате которого на хлебе из спор появляется новая плесень. Подумай, чью точку зрения ты как исследователь защищаешь: Я. ван Гельмонта или Ф. Реди? Свои предположения запиши». Авторы предлагают подняться юному исследователю на одну ступеньку с выдающимися учеными-биологами. Такой подход обеспечивает развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе, формирование интеллектуальных и практических умений.

Овладение ключевыми компетентностями (учебно-познавательной, информационной) приводит к не только к предметным, но и метапредметным результатам:

учащийся проводит опосредованное наблюдение, оформляет опыт, включающий описание эксперимента, его результатов, выводы ( в рабочей тетради на печатной основе и учебнике приводятся разнообразные формы оформления исследований);

осуществляет индуктивное обобщение (от единичного достоверного к общему вероятностному, например, анализ крахмала с помощью раствора иода (демонстрация в классе) и последующее его обнаружение в продуктах питания дома (по инструкции в учебнике в муке и рекомендации педагога – в белом хлебе и клубне картофеля);

осуществляет классификацию (например, веществ, содержащихся в продуктах питания, входящих в ежедневный рацион).

Помимо этого, УМК (программа, учебник и рабочая тетрадь) Т.С. Суховой и В.И. Строганова (линейный вариант  программы И.Н. Пономаревой) ориентирует обучающихся в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека.

Направление по социализация обучающихся задано  очень четко (темы параграфов учебника: «Как идет жизнь на Земле?», «Как размножаются живые организмы?», «Как питаются разные животные?»), это позволяет достичь высоких личностных результатов. Такой подход к формированию  позволяет ребенку стать носителем ценностей, норм, осваиваемых в процессе знакомства с живой природой.

Авторы комплекта предполагают формирование эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Первое домашнее задание: «перечисли свои любимые книги о природе». А через несколько уроков встречаем: Прочти стихотворение Ф. Сологуба. Как ты думаешь, почему весной из ствола березы текут «слезы»? Запиши свои предположения». Разработана серия приложений: «Экскурсии», «Практические» и «Лабораторные работы», «Опыты, выполняемые в домашних условиях», «Задания на лето». Тематика их весьма разнообразна – от традиционных (экскурсия №1 «Живая и неживая природа», лабораторная работа «Знакомство с микроскопом»), до современных, по формированию УУД (практические работы «Красота и гармония в природе», «Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе»).

УМК для 5 класса общеобразовательных учреждений  Т.С. Суховой, В.И. Строганова.  рекомендованный Министерством образования и науки российской Федерации, реализует глобальные цели современного биологического образования.

Использованные материалы:

  1. Биология: 5-9 классы: программа. – М.: Вентана-Граф, 2012. Авторы: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова.
  2. Программы внеурочной деятельности. Моя экологическая грамотность. 5-6 классы. Экология общения. 7 класс/ Дзятковская Е.Н. и др. – М.: Просвещение, 2012. – (Работаем по новым стандартам).
  3. Сухова Т.С. Биология: 5-6 классы: рабочая тетрадь №1  для учащихся общеобразовательных учреждений/Т.С. Сухова, В.И. Строганов. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  4. Сухова Т.С. Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Т.С. Сухова, В.И. Строганов. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  5. Химия. 8 класс: рабочая программа по учебнику О.С. Габриеляна/ авт.-сост. И.В. Константиновна. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2014.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИКЛАДНЫХ АСПЕКТОВ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ - ОСНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИКЛАДНЫХ АСПЕКТОВ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ - ОСНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ...

Цели биологического образования в основной школе при переходе на ФГОС ООО.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и  предметном....

Представленный материал содержит рабочую программу по биологии для 9 класса в системе "Алгоритм успеха"

Представленный материал содержит рабочую программу по биологии для 9 класса в системе "Алгоритм успеха"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Искусство (МХК)» в условиях реализации ФГОС среднего общего образования 10-12 классы очно-заочная, заочная формы обучения

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по предмету «Искусство (МХК)»  в условиях реализации ФГОС среднего общего образования 10-12 классы составлена на основе авторской программы Г.И.Даниловой....

Сертификат участия в семинаре «Современные подходы к организации и проведению урока химии в условиях реализации ФГОС на примере использования системы УМК «Алгоритм успеха»»

Сертификат участия в семинаре «Современные подходы к организации и проведению урока химии в условиях реализации ФГОС на примере использования системы УМК «Алгоритм успеха»»...

статья "В чём выражаются цели и результаты биологического образования в основной школе при переходе на ФГОС ОО"

Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного ученика.Цели би...

В чём выражаются цели и результаты биологического образования в основной школе при переходе на ФГОС ОО? УМК по биологии.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и  предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания ...