Программа по биологии 8 класс В.В. Пасечник
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАМММА
по предмету Биология
в 9 классе
средняя ступень образования
на 2016 –2017 учебный год.
на основе примерной программы
под редакцией В.В. Пасечника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.pr_._8kl.biologiya.doc | 259 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 4»
140090 Россия Московская обл. г. Дзержинский, ул. Лермонтова д. 1а, т. 551-47-44, ф. 550-23-31
Е – mail: School 4-06@mail.ru
Рассмотрено на МО «Согласовано» «Утверждаю»
«____» ______2016 г. «____» ________2016 г. «____»______2016 г.
Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор гимназии №4
Беляцкая Н.В. Чижевская М.А. Шувалова И.А.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАМММА
по предмету Биология
в 8 классе
средняя ступень образования
на 2016 –2017 учебный год.
на основе примерной программы
под редакцией В.В. Пасечника
Учитель биологии
высшей квалификационной категории, стаж 27 лет.
Беляцкая Наталья Викторовна
Г.О. Дзержинский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек и его здоровье» авторов В.В.Пасечника, В.В.Латюшина. В.М.Пакуловой //Программы для общеобразовательных учреждений. Биология, 5-11 классы.-М.: Дрофа, 2009./1, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Органы и другие структурные компоненты человека. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
.
Перечень учебно-методического обеспечения
Рабочая тетрадь: Колесов Д.В., Маш Р.Д.. Биология. Человек. 8 кл.: к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2016.
Учебник:Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. – М.: Дрофа, 2014. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебные единицы | количество количество уроков |
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования. | 2 |
Систематическое положение человека. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё. Человеческие расы. Человек как вид. Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. | 3 |
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. | 4 |
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. | 8 |
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свёртывание крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Иммунитет. Иммунная система. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей. | 3 |
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. Демонстрации моделей сердца и торса человека, приёмов измерения артериального давления по методу Короткова, приёмов остановки кровотечений. | 7 |
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм | 4 |
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях. | 7 |
Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ценность пищи. | 3 |
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в терморегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение. | 4 |
Значение нервной системы. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие. | 5 |
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов. | 5 |
Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Роль речи в развитии высших психических функций. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления. | 5 |
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета. | 2 |
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля–Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика. Развитие ребёнка после рождения. Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности. | 5 |
Всего | 68 уроков (2часа) резерв |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения биологии ученик должен:
- Знать признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
- Понимать сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
- Уметь объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме; изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Развернутое тематическое планирование по курсу биологии «Человек»
8 класс
№ у | Дата | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | № пункта учебника |
Введение. (2ч) | |||||||
1 | Науки о человеке. | УИНМ | Развитие анатомии, физиологии и гигиены с начала 19 века до наших дней (Луи Пастер, И.И.Мечников). | Знать: методы анатомии, физиологии, психологии, гигиены; основные исторические этапы изучения человека; учёных, внесших большой вклад в развитие анатомии. Уметь: использовать методы науки для решения возникающих проблем. | Беседа. Устный фронтальный опрос | Текст учебника Стр. 9-10; *1 | |
2 | Становление наук о человеке | УИЗНЗ | Зарождение наук о человеке в античное время. Анатомия физиология психология гигиена. | Знать: историю становления наук, изучающих природу человека и охрану его здоровья; | Участие в беседе. Рабочая тетрадь. Презентация. | Текст учебника *2 | |
Происхождение человека. (3ч) | |||||||
3 | Систематическое положение человека. | УИНМ | Место человека в системе органического мира. Особенности человека Систематическое положение человека разумного в царстве Животные | Знать: систематическое положение человека; определение рудиментов и атавизмов; Уметь: определять черты сходства и различия человека и животных, соблюдения правил поведения в окружающей среде. | Устный опрос по таблице. Составление схемы.. | Текст учебника *3 | |
4 | Историческое прошлое людей. | УИНМ | Происхождение человека. Этапы его становления. Доказательства животного происхождения человека. | Знать основные этапы исторического развития людей; уметь определять черты сходства и различия основных предков людей; | Беседа, составление таблицы, работа с текстом, печатная тетрадь | Текст учебника *4 | |
5 | Расы человека | УИНМ | Европеоидная. Монголоидная, негроидная, австралоидная расы и их характеристика | Знать основные расы; понятия «раса», «народность», «народ», «нация». Уметь определять характерные отличия рас друг от друга; доказывать, что все расы по своим умственным и социальным возможностям находятся на одном уровне развития; | Разно- уровневый тестовый контроль | Текст учебника *5 | |
Строение организма. (4 часа) | |||||||
6 | Общий обзор организма | КЗУ | Внешняя и внутренняя среда организма. Органы внешние и внутренние | Знать: расположение внутренних органов, полости тела, системы органов человека уметь : показывать на рисунках органы и называть системы органов | Участие в беседе. Рабочая тетрадь. Презентация. | Текст учебника *6 | |
7 | Клеточное строение организма. | УИЗНЗ | Типы и виды тканей. Расположение их в организме. | Знать: определение ткани, основные виды тканей их строение и функции. Определение нейрона, дендрита, аксона, нервного волокна, синапса; строение и свойства нейрона; | Устный опрос по таблице. Тестовый контроль | Текст учебника *7 | |
8 | Ткани. | УЗЗ | Ткань, межклеточное вещество ЛР №1 « Изучение микроскопического строения тканей» | Знать: основные жизненные процессы клетки; значение ферментов. Уметь работать со световым микроскопом, готовыми микропрепаратами; распознавать ткани. | Устный опрос Сравнивать разные ткани Оценка за ЛР№1 | Текст учебника *8 | |
9 | Рефлекторная регуляция | УИПЗНЗ | Центральная и периферическая нервные системы; рефлекс и рефлекторная дуга | Знать: состав центральной и периферической нервной системы; значение рефлексов в жизни человека; уметь: работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами; называть части рефлекторной дуги; объяснять действие прямых и обратных связей. | Уметь зарисовывать рефлекторные дуги различных рефлексов. Рабочая тетрадь | Текст учебника *9 | |
Опорно- двигательный аппарат (8ч) | |||||||
10 | Значение, состав, строение костей. | КИ НЗУ | Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей и их рост. ЛР №2 « Изучение микроскопического строения кости» | Знать: состав опорно-двигательной системы, её функции; химический состав костей; макроскопическое и микроскопическое строение кости; уметь работать со световым микроскопом и готовыми микропрепаратами. Распознавать костную ткань | Рабочая тетрадь. Оценка за ЛР №2 « Изучение микроскопического строения кости» | Текст учебника *10 | |
11 | Скелет человека. | УИНМ | Типы костей: трубчатые губчатые плоские. Особенности их строение. Расположение в организме человека. Типы соединений костей: неподвижное, полуподвижное, подвижное (суставы). | Знать типы костей, их строение и функции; типы соединения костей; уметь: работать с учебником, с анатомическими таблицами; | Устный опрос по таблице. Рабочая тетрадь. Тестовый контроль | Текст учебника *11 | |
12 | Соединение костей | УИНМ | Скелет человека. Осевой скелет. Скелет поясов и свободных конечностей | Знать определение скелета его функции, строение отделов скелета, их значение, функции; особенности строения скелета человека связанные с прямохождением и трудовой деятельностью; уметь: работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами; | Индивидуальный опрос. Беседа, составление таблицы, работа с текстом, печатная тетрадь | Текст учебника *12 | |
13 | Строение мышц. | КУ | Антагонисты. Синергисты. Скелетные мышцы. Мышцы сгибатели и разгибатели. Рас-положение мышц. Микроско-пическое строение мышц. Строение сухожилия: головка, хвост. | Описывать строение: мышеч-ного пучка, поперечнополоса-той мышечной ткани. Узна-вать расположение скелетных мышц. Выделять особенности поперечнополосатой скелет-ной мышечной ткани. | Работа с таблицей. Объяснять функции разных групп мышц Практ. раб | Текст учебника *13 | |
14 | Работа скелетных мышц и их регуляция | УПЗУ | Мышцы человеческого тела. Мышцы головы, туловища, конечностей. ЛР 3 «Мышцы человеческого тела» | знать- макроскопическое и микроскопическое строение мышц;- основные мышцы человеческого тела; уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами | Рабочая тетрадь. Устный опрос по таблице. Оценка за ЛР№3 | Текст учебника *14 | |
15 | Осанка. Предупреждение плоскостопия. | УПЗУ | Энергетика мышечного сокращения. Изменение мышцы при ренировках. Гиподинамия ЛР№4 « Изучение влияния статической работы на утомление мышц» | знать- функции мышц и нервной системы при движении человека;- понятие двигательной единицы;- особенность работы мышц-антагонистов при динамической и статической работе, уметь - приводить пример мышц антагонистов и синергистов; Динамическая и статистическая работа | Рабочая тетрадь. Устный опрос по таблице. Оценка за ЛР№4 | Текст учебника *15 | |
16 | Первая помощь при травмах и ушибах. | УПЗУ | Осанка , остеохондроз, сутулость сколиоз, плоскостопие. ЛР№5«Выявления нарушения осанки и плоскостопия» | Знать: методы самоконтроля и коррекции осанки; отрицательные последствия гиподинамии, плоскостопия, нарушения осанки; уметь - определять плоскостопие, искривления позвоночника; Корригирующая гимнастика | Рабочая тетрадь. Устный опрос Оценка за ЛР№5 | Текст учебника *16 | |
17 | Обобщающий «Опорно – двигательная сисстема» | УККЗ | Уметь решать задачи на обобщение, логическое мышление, доказательство. | Знать: оказания первой доврачебной помощи при ушибах, растяжениях, вывихах суставов, переломах; уметь: различать повреждение суставов, костей и растяжение связок; оказывать первую помощь при травмах. | Разноуровневый тестовый контроль | Повторить *10-16 | |
Внутренняя среда организма (3ч) | |||||||
18 | Кровь и компоненты внутренней среды | УИНМ | Компоненты внутренней среды. Их взаимодействие. Гомеостаз Плазма крови, её состав Форменные элементы крови, их строение и функции. | знать: состав внутренней среды; ее роль в организме; значение её постоянства; уметь - характеризовать состав внутренней среды; находить взаимосвязь компонентов внутренней среды; находить взаимосвязь внутренней среды организма с внешней средой; | Рабочая тетрадь. Беседа Устный опрос | Текст учебника *17 | |
19 | Иммунитет. | КУ | Свертывание крови. Роль кальция и витамина K в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Тканевая совместимость. Переливание крови. ЛР№6 «Изучение микроскопического строения крови» | Знать: состав, строение и функции крови; роль свертывания в предохранении организма от потери крови; определять форменные элементы крови; работать со световым микроскопом и готовыми микропрепаратами крови Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей. Донорство. Резус-фактор | Устный опрос по таблице. Оценка за ЛР№6 Рабочая тетрадь. | Текст учебника *18 Рабочая тетрадь. | |
20 | Иммунология на службе здоровья. | УИНМ | Иммунитет. Виды иммунитета. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И. Мечников. Антигены и антитела. Иммунная система. Фагоцитоз. Воспаление. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Вакцины и лечебные сыворотки | Знать: защитные свойства организма, виды иммунитета; причины нарушений иммунитета уметь - приводить примеры инфекционных заболеваний Знать: значение переливания крови, постоянства солевого состава; понятие о тканевой совместимости, I, II, III и IY группах крови; понятия: резус фактор, донор, реципиент. Уметь проводить наблюдения за состоянием собственного организма | Рабочая тетрадь. Фронтальный устный опрос Тестовый контроль | Текст учебника *19 Рабочая тетрадь. | |
Кровеносная и лимфатическая системы (7ч) | |||||||
21 | Транспортные системы организма | УИНМ | Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов | знать: особенности строения и функционирования кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме; уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами | Работа с таблицей Устный опрос | Текст учебника *20 Рабочая тетрадь. Устный опрос | |
22 | Круги кровообращения. | КУ | Большой и малый круги кровообращения ЛР №7 « Измерение кровяного давления и ударов пульса в покое и при физической нагрузке» | Знать: особенности последовательности движение крови по большому и малому кругам кровообращения; уметь: различать большой и малый круг кровообращения; проводить простейшие опыты, оформлять выполненную работу. Делать выводы. | Рабочая тетрадь. Уметь решать задачи. Устный опрос Оценка за ЛР№7 | Текст учебника *21 Рабочая тетрадь. | |
23 | Строение и работа сердца. | УИНМ | Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Сердечный цикл . Регуляция сердечных сокращений | Знать: расположение сердца в организме, строение сердца; фазы работы сердца; особенности регуляции деятельности сердца. Уметь: работать по рисункам таблицам | Работа с таблицей Устный опрос | Текст учебника *22 Рабочая тетрадь. | |
24 | Движение крови по сосудам. | КУ | Причины движение крови по сосудам. Скорость кровотока Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. | Знать - причины движения крови и лимфы;- понятия: кровяное давление и пульс; особенности регуляции деятельности сердца и сосудов- уметь подсчитывать число пульсовых ударов; | Рабочая тетрадь. Устный опрос Оценка за ЛР№8 | Текст учебника *23 | |
25 | Гигиена сердечно-сосудистой системы. | КУ | Сердце тренированного и нетренированного человека. Правила тренировки сердечно-сосудистой системы. Гиподинамия, влияния курения. Первая помощь при стенокардии и гипертоническом кризисе. | Знать: влияние физических упражнений на работу сердечно-сосудистой системы; последствия гиподинамии, алкоголизма и курения. Уметь: с помощью функциональных проб определять степень тренированности своей сердечно-сосудистой системы. Оказывать первую доврачебную помощь при нарушении сердечной деятельности; проводить наблюдение за состоянием собственного организма. | Рабочая тетрадь. Устный опрос | Текст учебника *24 | |
26 | Первая помощь при кровотечениях | УИНМ | Внутреннее и внешнее кровотечение. Лечение раны. Носовое кровотечение ЛР№ 8 «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений» | Знать: виды кровотечений; порядок оказания первой помощи при различных травмах. Уметь распознавать виды кровотечений; оказывать первую доврачебную помощь при капиллярном венозном и артериальном кровотечениях; при носовом кровотечении; уметь накладывать жгут; | Индивидуальный устный опрос Оценка за ЛР№8 | Текст учебника *25 Рабочая тетрадь. | |
27 | Обобщающий «Внутренняя среда организма» | УККЗ | Уметь решать задачи на обобщение, логическое мышление, доказательство. Систематизировать и обобщить знания учащихся по разделу | знать: особенности строения и функционирования кровеносной и лимфатической систем. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: проведения наблюдений за состоянием собственного организма; | Разноуровневый тестовый контроль | Повторить *20-25 | |
Дыхательная система (4ч) | |||||||
28 | Значение дыхания. | УИНМ | Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, их профилактика | Знать: определение дыхание и его значение; особенности строения и функции органов дыхания; их роль в организме и голосообразовании. Уметь узнавать по немым рисункам органы дыхания; устанавливать взаимосвязь между строением органов дыхания и функциями; определять состояние миндалин и аденоидов; соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, | Рабочая тетрадь. Устный опрос | Текст учебника *26 | |
29 | Легочное и тканевое дыхание | УИНМ | Легкие. Газообмен в легких и тканях. Легочное и тканевое дыхание | Знать: механизмы газообмена легких и тканевого дыхания. Уметь сравнивать газообмен в легких и тканях; делать выводы | Рабочая тетрадь. Устный опрос | Текст учебника *27 | |
30 | Регуляция дыхания. | УИНМ | Дыхательные движения и их регуляция. Охрана воздушной среды | Знать: механизм вдоха и выдоха. разъяснять необходимость проветривания в жилых помещениях. Уметь объяснять регуляцию дыхания и действие разных факторов на процессы дыхания человека | Работа с таблицей Устный опрос | Текст учебника *28 | |
31 | Болезни и травмы органов дыхания. | КУ | Заболевания органов дыхания, их предупреждения. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения ЛР№9 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» | Знать: способы укрепления дыхательных мышц и повышения жизненной ёмкости лёгких; способы реанимации: искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Уметь: измерять обхват грудной клетки; проводить дыхательные функциональные пробы; оказывать первую помощь при нарушении дыхания и сердечной деятельности. | Рабочая тетрадь. Устный опрос Оценка за ЛР№9 Тестовый контроль | Текст учебника *29 | |
Пищеварительная система (7ч) | |||||||
32 | Питание и пищеварение | УИНМ | Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения | Знать: состав пищевых продуктов, их роль в обмене веществ; уметь давать определение терминам пищеварение, питательные вещества, пищевые продукты | Рабочая тетрадь. Устный опрос | §30 | |
33 | Пищеварение в ротовой полости. | УИНМ | Органы пищеварения. Пищеварительный канал , пищеварительные железы | Знать: особенности строения и функции органов пищеварения, их роль в жизни человека. Уметь называть и показывать по таблице расположение органов пищеварительной системы; | Работа с таблицей Устный опрос | Текст учебника *31 | |
34 | Пищеварение в желудке. Действие ферментов. | КУ | Механическая и химическая обработка пищи. Строение зубов Заболевания зубов ЛР№10 «Изучение действия ферментов слюны на крахмал | Знать: о механической и химической обработки пищи . Особенности строения зубов и уход за ними. Уметь ухаживать за зубами. | Рабочая тетрадь. Устный опрос Оценка за ЛР№10 | Текст учебника *32 | |
35 | Всасывание. Роль печени. | УИНМ | Желудок двенадцати перстная кишка. Пищеварительные ферменты | Знать: особенности пищеварения в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие пищеварительных ферментов. Уметь: устанавливать взаимосвязь между строением органов пищеварения и их функциями. | Рабочая тетрадь. Тестовый контроль | Текст учебника *33 | |
36 | Регуляция пищеварения. | УИНМ | Функции тонкого толстого кишечника Всасывание. Барьерная роль печени | Знать: особенности строения ворсинок и их роли в процессе всасывания веществ. О барьерной роли печени. Уметь устанавливать взаимосвязь между строением органов пищеварения и их функциями. | Работа с таблицей Устный опрос | Текст учебника *34 | |
37 | Гигиена органов пищеварения. | УИНМ | Нервная и гуморальная регуляция пищеварения | Знать: особенности регуляции деятельности пищеварительной системы; влияние алкоголя и курения на работу пищеварительной системы.; объяснять меры предосторожности заражения желудочно-кишечными инфекциями | Работа с таблицей Устный опрос | Текст учебника *35 | |
38 | Обобщающий «Пищеварительная система» | УККЗ | Уметь решать задачи на обобщение, логическое мышление, доказательство. | Знать: особенности регуляции деятельности пищеварительной системы; Систематизировать и обобщить знания учащихся по разделу | Разноуровневый тестовый контроль | ||
Обмен веществ и превращение энергии (3ч) | |||||||
39 | Обмен веществ и энергии – основное свойство жизни. | УИНМ | Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ | Знать: сущность обмена веществ как основной функции организма; значение пластического и энергетического обмена; значение воды и минеральных веществ; уметь: объяснять биологическую роль обмена веществ; | Рабочая тетрадь. Устный опрос | Текст учебника *36 | |
40 | Витамины | УИНМ | Витамины. Водорастворимые. Жирорастворимые. Рациональное их использование | Знать: основные группы витаминов; продукты в которых они содержатся; условия сохранения и правила приёма витаминных препаратов; роль витаминов в обмене веществ; уметь: правильно дозировать витамины. | Рабочая тетрадь. Устный опрос | Текст учебника *37 | |
41 | Энерготраты человека и пищевой рацион. | УПЗУ | Основной и общий обмен. Нормы питания, режим питания. Энергетическая емкость пищи ЛР№ 11 «Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат» | знать: об энерготратах организма и энергетической ёмкости пищевых продуктов; правила рационального питания. Уметь проводить функциональные пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки, позволяющие определить особенности энергетического обмена при выполнения работы; составлять пищевой рацион в зависимости от энергетических трат; | Рабочая тетрадь. Оценка за ЛР№11 | Текст учебника *38 | |
Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. (4ч) | |||||||
42 | Строение и функции кожи. | УИНМ | Эпидермис, Дерма, Гиподерма. Функции кожи. | Знать: особенности строения и роль кожных покровов в организме; механизмы поддерживания температуры тела; уметь узнавать по немому рисунку структурные компоненты кожи; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи; | Работа с таблицей Устный опрос | Текст учебника *39 | |
43 | Уход за кожей. Болезни кожи | Урок самостоятельной работы | Уход за кожей за ногтями волосами . гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний . травмы обморожения | Знать: причины кожных заболеваний правила ухода за кожей, волосами , ногтями. Уметь: ухаживать за кожей, волосами, ногтями; объяснять гигиенические требования к одежде и обуви; предупреждать заболевания кожи; подбирать шампунь и другие косметические средства с учётом своего типа кожи; | Рабочая тетрадь. Устный опрос | Текст учебника *40 | |
44 | Терморегуляция организма. Закаливание | УИНМ | Терморегуляция. Способы закаливания Уметь обосновывать правила и принципы закаливания, объяснять механизм терморегуляции | Знать: о роли кожи в терморегуляции; уметь оказывать первую помощь при нарушениях терморегуляции; применять знания в закаливании организма. Уметь оказывать первую помощь при ожогах и обморожениях, при тепловом и солнечном ударе; проводить наблюдения за состоянием собственного организма; | Рабочая тетрадь. Устный опрос | Текст учебника *41 | |
45 | Выделение | УИНМ | Органы мочевыделительной системы их строений и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча | Знать: строение, функции и роль органов выделительной системы в организме; особенности удаления продуктов распада и регулирования содержания питательных веществ в крови. Уметь: работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами, показывать на рисунках органы мочевыделительной системы, их части. | Работа с таблицей Устный опрос Рабочая тетрадь | Текст учебника *42 | |
Нервная система человека. (5ч) | |||||||
46 | Значение нервной системы. | УИНМ | Центральная и периферическая части нервной системы. Серое, белое вещество | Знать: особенности строения центральной и периферической нервной системы. Роль нервной системы организма. | Работа с таблицей Устный опрос Рабочая тетрадь | Текст учебника *43 | |
47 | Спиной мозг. | УИНМ | Серое и белое вещество спинного мозга. Рефлекторная и проводящая функции. | Знать особенности строение и функции спинного мозга. определение врождённых и приобретённых рефлексов; уметь объяснять связь спинного мозга с головным | Устный опрос Рабочая тетрадь | Текст учебника *44 | |
48 | Строение головного мозга, | УПЗУ | Строение и функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. ЛР№ 12«Особенности движения, связанные с функцией мозжечка» | Знать: особенности строение и функции головного мозга. Уметь: работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами; проводить функциональные пробы позволяющие выявлять особенности нервной деятельности. | Рабочая тетрадь Устный опрос Оценка за ЛР№12 | Текст учебника *45 | |
49 | Передний мозг. | УИНМ | Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. | Знать: особенности строения и функции отделов переднего мозга. Уметь работать с учебником с анатомическими таблицами схемами. | Тестовый контроль | Текст учебника *46 | |
50 | Соматический и вегетативный отделы нервной системы | УИНМ | Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. | Знать особенности строения и работу соматической и автономной отделов нервной системы. Уметь объяснять взаимодействие симпатического и парасимпатического подотделов | Работа с таблицей Устный опрос Рабочая тетрадь | Текст учебника *47 | |
Анализаторы. Органы чувств. (5ч) | |||||||
51 | Анализаторы | УИНМ | Структурные компоненты анализатора. Значение анализаторов | Знать: особенности строения, функции органов чувств и анализаторов в целом, их роль в организме. Уметь: называть структурные компоненты анализатора; объяснять значение анализаторов | Текущий опрос | Текст учебника *48 Текущий | |
52 | Зрительный анализатор | Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. | Знать: особенности строения, функции зрительного анализаторов в целом, его роли в организме. Уметь: называть структурные компоненты зрительного анализатора; объяснять его значение в жизни организма; | Работа с таблицей Устный опрос Рабочая тетрадь | |||
53 | Гигиена зрения. | УИНМ | Предупреждение глазных инфекций, близорукости, дальнозоркости, косоглазия, катаракты. Травмы глаз ЛР № 13 «Изучение строения зрительного анализатора» | Знать: глазные болезни и меры их предупреждения. Уметь: оценивать работу органов зрения; предупреждать зрительные расстройства; пользоваться методами тренировки ряда анализаторов; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: Уметь оказывать первую помощь при травмах глаза; | Устный опрос Оценка за ЛР№13 | Текст учебника *49 | |
54 | Слуховой анализатор. | УИНМ | Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и Внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение. | Знать: особенности строения, функции слухового анализаторов в целом, его роли в организме. Уметь называть структурные компоненты слухового анализатора; объяснять его значение в жизни организма. Уметь показывать связующую роль анализаторов между организмом и окружающей средой; предупреждать слуховые расстройства; | Работа с таблицей Устный опрос Рабочая тетрадь | Текст учебника *50 | |
55 | Органы равновесия, обоняния и вкуса | УИНМ | Вестибулярный аппарат. Органы равновесия. Мышечное чувство. Кожная чувствительность. Обоняние. Орган вкуса. Иллюзии. | Знать: особенности строения, функции органов равновесия, обоняния и вкуса, кожно-мышечной чувствительности в целом, их роли в организме. Уметь показывать связующую роль анализаторов между организмом и окружающей средой. | Работа с таблицей Устный опрос Рабочая тетрадь | Текст учебника *51 и *52 | |
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5ч) | |||||||
56 | Ученые о высшей нервной деятельности | УИНМ | Имена ученых и их вклад в науку. | Знать: роль И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского в развитии учения о высшей нервной деятельности; | Устный опрос | Текст учебника *53 | |
57 | Врожденные и приобретенные программы поведения | УИНМ | Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы инстинкты. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. | Знать: определение врождённых и приобретённых программ поведения; уметь: разбираться в схемах безусловных и условных рефлексов; | Рабочая тетрадь. Устный опрос | Текст учебника *54 | |
58 | Сон и сновидение. | УИНМ | Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения | Знать: природу сна и сновидений. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: проведения наблюдений за состоянием собственного организма; рациональной организации труда и отдыха; 60соблюдения правил здорового образа жизни, гигиенических норм. | Рабочая тетрадь. Устный опрос | Текст учебника *55 | |
59 | Речь и сознание человека. | УИНМ | Речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Память, воображение, мышление. | Знать: значение речи в трудовой деятельности. Уметь- оценивать речь, память. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: проведения наблюдений за состоянием собственного организма; улучшения своей наблюдательности, памяти; предупреждения стрессов; соблюдения правил поведения в окружающей среде. | Рабочая тетрадь. Устный опрос | Текст учебника *56 | |
60 | Воля, эмоции, внимание | КУ | Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Причины рассеянности. Воспитание внимания, воли. Развитие наблюдательности и мышления. | Знать: понятие об эмоциях, внимании и волевых действий; уметь- оценивать свою наблюдательность, эмоции и внимание. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: улучшения своей воли и внимания | Рабочая тетрадь. Устный опрос | Текст учебника *57 | |
Эндокринная система (2ч) | |||||||
61 | Роль эндокринной регуляции. | УИНМ | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. | Знать: определение желез внешней, внутренней и смешанной секреции; уметь: различать железы внешней и внутренней секреции, определять расположение некоторых эндокринных желёз в соответствующих областях тела; | Рабочая тетрадь. Устный опрос | Текст учебника *58 Рабочая тетрадь. Текущий | |
62 | Функции желез. | УИНМ | Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, её нарушения Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы | Знать: роль гормонов, последствия их недостатка или избытка в организме; уметь- распознавать симптомы ряда эндокринных заболеваний. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: профилактики заболеваний эндокринной системы; соблюдения правил здорового образа жизни, гигиенических норм. | Рабочая тетрадь. Устный опрос | Текст учебника *59 Рабочая тетрадь. Устный опрос | |
Индивидуальное развитие организма (5ч) | |||||||
63 | Жизненные циклы. Размножение | УИНМ | Формы размножения. строение мужской и женской половых систем. Менструация. поллюции | Знать: особенности размножения человеческого организма. строение и функции половой систем. Уметь: называть преимущества полового размножения над бесполым. | Рабочая тетрадь. Устный опрос | Текст учебника *60
| |
64 | Развитие зародыша и плода. | УИНМ | Онтогенез. Филогенез. Оплодотворение. Развитие плода. Беременность, роды | Знать:особенности индивидуального развитие человеческого организма; изменения, происходящие в период беременности и после рождения ребенка. Уметь характеризовать периоды формирования организма, особенности роста и развития ребенка первого года жизни; | Рабочая тетрадь. Устный опрос | Текст учебника *61 | |
65 | Наследственные и врожденные заболевания. | УИНМ | Группы и виды болезней и их профилактика | Знать: болезни наследственные и врожденные, передающие половым путём; пути заражения. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: проведения наблюдений за состоянием собственного организма; соблюдения правил здорового образа жизни, гигиенических норм; | Рабочая тетрадь. Устный опрос | Текст учебника *62 | |
66 | Развитие ребенка после рождения. | УИНМ | Этапы становления личности ЛР № 14 «Измерение массы и роста своего организма. | Знать: изменения, происходящие в подростковом возрасте; уметь характеризовать особенности роста и развития ребенка; | Рабочая тетрадь. Оценка за ЛР№14 | Текст учебника *63и 64 | |
67 | Интересы и склонности | У- игра | Интерес, склонность, способности | Знать: психологические особенности человека: типы темперамента и характера; разницу между понятиями «интерес», «склонность», «способность». | Текст учебника *64 | ||
68 | Обобщающий «Биология. Человек» | 0У | Все основные понятия по темам | Основные требования к знаниям по курсу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и тематическое планирование по биологии 6 класс к УМК Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Пасечник, В.В.-12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009
В рабочей программе выделены: основное содержание ( тема, количество часов, демонстрационные опыты, лабораторные и практические работы учащихся), основные требования к знаниям и умениям, навыков учащи...
рабочая программа по биологии 6-9 вв пасечник
Рабочая программа по биологии 6-9 клсоставлена на основе программы для общеобразовательных учреждений биология к комплекту учебников созданных под руководством ВВ Пасечника 5-1...
Рабочие программы по биологии авт. В.В. Пасечник
календарно-тематическое планирование по биологии...
Рабочие программы по биологии авт. В.В. Пасечник
календарно-тематическое планирование по биологии...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Программа по биологии класс 5-9 ФГОС
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях,созданных коллективом авторов под руководством Н.И.Сонина...