Доклад "Смысловое чтение"
статья по биологии на тему

Ермошина Любовь Ивановна

Доклад на РМО "Смысловое чтение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokladna_rmo_smyslovoe_chtenie.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия с.Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области»

Мастер – класс на тему:

« Применение  в педагогической практике дидактических и методических материалов, приемов  описывающих (раскрывающих) процедуры оценивания и формирования метапредметных умений области "смысловое чтение" в 5-6 классе.

 (Формирование метапредметных умений при работе с учебным текстом и биологической информацией при изучении биологии (раздел «Человек»))

                                                              Подготовила:

                                                                     учитель биологии

МОУ «Гимназия с.Ивантеевка»

                                                                                         Ермошина Любовь Ивановна

Ивантеевка - 2016

ВВЕДЕНИЕ

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Изменение социально-экономических условий современной России предъявляет повышенные требования к качеству фундаментальной  подготовки школьников. Это предполагает формирование прочных системных знаний выпускников, умения адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, грамотную работу с различными источниками информации и самостоятельное приобретение необходимых знаний, применение их на практике для решения возникающих проблем, владение современными технологиями, способность генерировать новые идеи, творчески мыслить, самостоятельно работать над развитием собственного нравственного, интеллектуального и культурного уровня.

Модернизация современного образования ориентирована на изменение целей и содержания образования с позиций компетентностоного и системно - деятельностного подхода к обучению, и как следствие изменение результатов образования, разрабатываемых в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина. Смысл современного образования состоит в выявлении и реализации внутреннего потенциала ребенка по отношению к себе и внешнему миру. Целью становится не столько освоение учебной деятельности, сколько генерация, продуцирование образовательного результата, имеющего ценность как для ученика, так и для окружающего его социума.

В настоящее время российская школа переживает процесс перехода к новой парадигме образования, которую можно назвать школой деятельностного обучения. Понятие деятельности – общее как для традиционной, так и для всех новых концепций образования, появившихся в России в прошлом столетии (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов) (№2, с.22)

Метапредметные результаты освоения школьной программы по биологии

ФГОС включает обеспечение, проверку и оценку личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов учеников. Данные требования учитывают возрастные и индивидуальные особенности учащихся на каждой ступени  образования.

Термины «метапредмет», «метапредметность» имеют глубокие исторические корни. Впервые об этих понятиях вел речь еще Аристотель. В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце ХХ века, в работах Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского. В 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов.

Во ФГОС второго поколения метапредметные результаты обучения определены как «результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые учащимися в обучении, на практике и при переносе во внеучебную деятельность». Метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый день человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества (5).

В стандарте заданы пять групп метапредметных результатов: регулятивные, познавательные, коммуникативные, работа с текстом, ИКТ-компетентность.

Метапредметные результаты по изучению биологии на этапе окончания основной школы включают (№4, с.11):

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в разных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных, чтение в составе УУД), способность к их использованию в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории (5).

К метапредметным результатам на этапе окончания средней школы добавляется овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности (6).

Таким образом, метапредметные результаты предполагают, что у учеников будут развиты: уверенная ориентация в разных предметных областях; владение общеучебными умениями информационно-логического характера, умениями организации собственной учебной деятельности, основными универсальными умениями информационного характера, моделированием как основным методом приобретения знаний, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникативных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации. Учащиеся будут обладать базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов, способами и методами освоения новых инструментальных средств, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми (1).

Таким образом, метапредметные результаты предстают как развитые универсальные учебные действия, хотя и в этом отношении ведутся научные споры.

Мы придерживаемся мнения ряда авторов, которые полагают, что, «метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них. Метапредметность не может быть оторвана от предметности, в то время как общеучебная деятельность относится к учению, а не к предметам»(1,4,7). Метапредметное содержание образования и деятельность ученика следует рассматривать в совокупности с соответствующим предметным содержанием и предметной деятельностью.

Заявленные в новых образовательных российских стандартах метапредметные результаты образования порождают много вопросов: как формировать новые результаты, как проверить достижение (уровень сформированности) метапредметных результатов?

На наш взгляд возможно использование средств, форм обучения и педагогических технологий с опорой на межпредметную интеграцию смежных учебных дисциплин. На их основе возможно создание метапредметов, метапредметных программ, элективных курсов межпредметного содержания. Кроме того, большую роль играет разработка и проведение интегрированных уроков, зачетов, интегрированных олимпиад, предметных уроков с изучением метапредметной темы или использованием метапредметных заданий (моделирование реальной жизненной ситуации, в которой необходимо применить приобретенные знания и умения). Значительную роль по формированию метапредметных результатов на уроках играет использование таких педагогических технологий, как: межпредметные проблемные ситуации, метод проектов, технология критического мышления, игровые технологии (ролевая игра, сюжетная игра, дидактическая игра, деловая игра).

Проверить достижение метапредметных результатов возможно, используя такие формы оценки, как: количественную (баллы, шкалы, отметки) и качественную (рецензия учителя, самооценка, рецензия одноклассников, защита и др.).

Смысловое чтение

В понятии «культура чтения» есть много аспектов:

1) круг интересов читателя и его способность глубоко вникнуть в содержание текста, эффективная организация процесса чтения;

2) соблюдение гигиены умственного труда во время работы с книгой

3) установка на хорошее запоминание необходимой информации

4) осознание, что память можно улучшать, развивая наблюдательность. Внимание, опираясь на концентрацию и на воображение;

5) регулярный тренинг в выполнении мыслительных умений

6) Правильная организация своей деятельности

7) умение логически сжимать содержание и осознавать обобщающие суждения и понятия в качестве смысловых вех;

8) читать быстро

9)умение работать с выписками:

- выделение и разграничение логических частей содержания

- использование абзацев, рисунков

Важно отслеживать свои мысли – образы и вырабатывать способность читать продуктивно любой источник, напечатанный на бумаге или выведенный на экран компьютера.

В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.

У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.

Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...

Чтение. Виды чтения

Виды чтенияВ Единый Государственный экзамен по английскому языку включены задания на проверку сформированности навыков следующих видов чтения:1.       Понимание осн...

Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"

В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....

Роль чтения в развитии слабослышащих детей. Пути преодоления трудности при чтении.

Именно книга расширяет знания детей с нарушенным слухом об окружающем мире, уточняет и корригирует имеющиеся представления, помогает входить в мир слышащих и говорящих. Первые сведения из истори...

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо

В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...