Доклад "Смысловое чтение"
статья по биологии на тему
Предварительный просмотр:
МОУ «Гимназия с.Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области»
Мастер – класс на тему:
« Применение в педагогической практике дидактических и методических материалов, приемов описывающих (раскрывающих) процедуры оценивания и формирования метапредметных умений области "смысловое чтение" в 5-6 классе.
(Формирование метапредметных умений при работе с учебным текстом и биологической информацией при изучении биологии (раздел «Человек»))
Подготовила:
учитель биологии
МОУ «Гимназия с.Ивантеевка»
Ермошина Любовь Ивановна
Ивантеевка - 2016
ВВЕДЕНИЕ
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
Изменение социально-экономических условий современной России предъявляет повышенные требования к качеству фундаментальной подготовки школьников. Это предполагает формирование прочных системных знаний выпускников, умения адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, грамотную работу с различными источниками информации и самостоятельное приобретение необходимых знаний, применение их на практике для решения возникающих проблем, владение современными технологиями, способность генерировать новые идеи, творчески мыслить, самостоятельно работать над развитием собственного нравственного, интеллектуального и культурного уровня.
Модернизация современного образования ориентирована на изменение целей и содержания образования с позиций компетентностоного и системно - деятельностного подхода к обучению, и как следствие изменение результатов образования, разрабатываемых в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина. Смысл современного образования состоит в выявлении и реализации внутреннего потенциала ребенка по отношению к себе и внешнему миру. Целью становится не столько освоение учебной деятельности, сколько генерация, продуцирование образовательного результата, имеющего ценность как для ученика, так и для окружающего его социума.
В настоящее время российская школа переживает процесс перехода к новой парадигме образования, которую можно назвать школой деятельностного обучения. Понятие деятельности – общее как для традиционной, так и для всех новых концепций образования, появившихся в России в прошлом столетии (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов) (№2, с.22)
Метапредметные результаты освоения школьной программы по биологии
ФГОС включает обеспечение, проверку и оценку личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов учеников. Данные требования учитывают возрастные и индивидуальные особенности учащихся на каждой ступени образования.
Термины «метапредмет», «метапредметность» имеют глубокие исторические корни. Впервые об этих понятиях вел речь еще Аристотель. В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце ХХ века, в работах Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского. В 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов.
Во ФГОС второго поколения метапредметные результаты обучения определены как «результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые учащимися в обучении, на практике и при переносе во внеучебную деятельность». Метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый день человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества (5).
В стандарте заданы пять групп метапредметных результатов: регулятивные, познавательные, коммуникативные, работа с текстом, ИКТ-компетентность.
Метапредметные результаты по изучению биологии на этапе окончания основной школы включают (№4, с.11):
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в разных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных, чтение в составе УУД), способность к их использованию в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории (5).
К метапредметным результатам на этапе окончания средней школы добавляется овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности (6).
Таким образом, метапредметные результаты предполагают, что у учеников будут развиты: уверенная ориентация в разных предметных областях; владение общеучебными умениями информационно-логического характера, умениями организации собственной учебной деятельности, основными универсальными умениями информационного характера, моделированием как основным методом приобретения знаний, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникативных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации. Учащиеся будут обладать базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов, способами и методами освоения новых инструментальных средств, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми (1).
Таким образом, метапредметные результаты предстают как развитые универсальные учебные действия, хотя и в этом отношении ведутся научные споры.
Мы придерживаемся мнения ряда авторов, которые полагают, что, «метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них. Метапредметность не может быть оторвана от предметности, в то время как общеучебная деятельность относится к учению, а не к предметам»(1,4,7). Метапредметное содержание образования и деятельность ученика следует рассматривать в совокупности с соответствующим предметным содержанием и предметной деятельностью.
Заявленные в новых образовательных российских стандартах метапредметные результаты образования порождают много вопросов: как формировать новые результаты, как проверить достижение (уровень сформированности) метапредметных результатов?
На наш взгляд возможно использование средств, форм обучения и педагогических технологий с опорой на межпредметную интеграцию смежных учебных дисциплин. На их основе возможно создание метапредметов, метапредметных программ, элективных курсов межпредметного содержания. Кроме того, большую роль играет разработка и проведение интегрированных уроков, зачетов, интегрированных олимпиад, предметных уроков с изучением метапредметной темы или использованием метапредметных заданий (моделирование реальной жизненной ситуации, в которой необходимо применить приобретенные знания и умения). Значительную роль по формированию метапредметных результатов на уроках играет использование таких педагогических технологий, как: межпредметные проблемные ситуации, метод проектов, технология критического мышления, игровые технологии (ролевая игра, сюжетная игра, дидактическая игра, деловая игра).
Проверить достижение метапредметных результатов возможно, используя такие формы оценки, как: количественную (баллы, шкалы, отметки) и качественную (рецензия учителя, самооценка, рецензия одноклассников, защита и др.).
Смысловое чтение
В понятии «культура чтения» есть много аспектов:
1) круг интересов читателя и его способность глубоко вникнуть в содержание текста, эффективная организация процесса чтения;
2) соблюдение гигиены умственного труда во время работы с книгой
3) установка на хорошее запоминание необходимой информации
4) осознание, что память можно улучшать, развивая наблюдательность. Внимание, опираясь на концентрацию и на воображение;
5) регулярный тренинг в выполнении мыслительных умений
6) Правильная организация своей деятельности
7) умение логически сжимать содержание и осознавать обобщающие суждения и понятия в качестве смысловых вех;
8) читать быстро
9)умение работать с выписками:
- выделение и разграничение логических частей содержания
- использование абзацев, рисунков
Важно отслеживать свои мысли – образы и вырабатывать способность читать продуктивно любой источник, напечатанный на бумаге или выведенный на экран компьютера.
В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.
У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...
Чтение. Виды чтения
Виды чтенияВ Единый Государственный экзамен по английскому языку включены задания на проверку сформированности навыков следующих видов чтения:1. Понимание осн...
Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"
В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....
Роль чтения в развитии слабослышащих детей. Пути преодоления трудности при чтении.
Именно книга расширяет знания детей с нарушенным слухом об окружающем мире, уточняет и корригирует имеющиеся представления, помогает входить в мир слышащих и говорящих. Первые сведения из истори...
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» «Внеклассное чтение» для 5 класса составлена на основе Программы курса «Язык и литература» (раздел «Чтение (классное, внеклассное) и развитие речи») для 6 классов
Данная разработка может быть полезна учителям русского языка и литературы школ II вида...
Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо
В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...