Конспект урока "Сон и его значение"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Учебный предмет-биология, класс-8. Учитель-Куликова Галина Алексеевна, учитель биологии МОУ Гимназии № 16 Тракторозаводского района города Волгограда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_8_klass.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока; «Сон и его значение».
Цель: Сформировать представление о физиологии сна и сновидений, их значении
- знать цикличность сна, изменения в организме, происходящие во время сна;
- обосновывать правила, предупреждающие нарушение сна.
Задачи:
- На основе анализа собственного опыта и текста учебника выявить природу и фазы сна и дать определение этому понятию.
- На основе анализа текста учебника познакомиться с правилами гигиены сна.
- Уметь устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы.
Оборудование: презентации «Сон, его значение», «Биологические ритмы», карточки «Алгоритм урока» и памятка-рекомендация «Гигиена сна».
Ход урока
П. Изучение нового материала.
I. Загадка; Не стукнет, не брякнет, а ко всякому подойдет. (Сон)
Что слаще сладкого? (Сон)
Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон)
- Кто видел сегодня сон?- Кто его помнит?
I. Этап актуализация знаний:
- Вспомните, что вы чувствуете, когда плохо спали ночью?
- Как вы думаете : Почему мы спим ночью, а днем бодрствуем? С чем это связано?
Это связано с биоритмами. Ведь все живое, что существует на нашей планете подчиняется единому ритму.
Биоритмы человека – это периодически повторяющиеся изменения биологических процессов в организме человека: (показ слайдов)
II. Этап создания проблемной ситуации:
Проблемная ситуация: Одной из самых страшных казней в древней Англии, Египте и Китае существовала самая мучительная казнь - лишение сна.
Проблемный вопрос:
- Почему человек не может обходиться без сна? Нужен ли сон человеку? Зачем?
- Почему в народе говорят: «Утро вечера мудренее»?
Запись темы на доске: «Сон и его значение».
Мы сегодня должны: узнать что такое сон, его значение, что происходит с человеком во время сна, познакомиться с правилами, предупреждающими нарушение сна.
III. Этап открытия новых знаний:
- Так что же такое сон? Как вы думаете? (ответы детей)
сон - это необходимая часть нашей жизни.
Сегодня мы будем работать по алгоритму, который находится у вас на партах, правильный ответ мы найдем, выполнив задание №1
Задание № 1. Прочитайте текст учебника (1- 2 абзац) на стр.345, сформулируйте определение сна и сопоставьте его с собственными знаниями. Запишите в тетрадь: Сон - это… (ответы проверяются)
Сон – часть биологического ритма, периодически наступающее физиологическое состояние у человека, которое характеризуется почти полным отсутствием реакций на внешние раздражения, уменьшение ряда физиологических процессов (показ слайда)
Учитель: Ученые исследовали спящих людей с помощью электрофизиологических методик и установили, что сон неоднороден, он состоит из циклов, которые состоят из 2 фаз? Давайте посмотрим, как же характеризуется фазы сна и сколько времени человек проводит в данные фазы?
Задание№ 2. Используя текст учебника на стр.345, составьте таблицу (работа в парах):
Фазы сна | Особенности сна | Время |
(ответы проверяются)
Учитель: Медленный и быстрый сон постоянно сменяют друг друга (показ слайда)
Какой сон более полезен для организма?
Чтобы понять значение быстрого сна, людей будили, как только в электрической активности их мозга начинали появляться быстрые колебания биопотенциалов. Днем эти люди были крайне раздражительны, а на пятые сутки у них появились признаки нарушения памяти и психические расстройства. Ничего подобного не наблюдали у другой группы людей, которых будили в период медленного сна. Они чувствовали себя бодрыми, хорошо выспавшимися.
- В рассказе В. Катаева «Сон» описывается:
«Бойцы конницы С. М. Буденного в течение трех суток выдержали 20 атак, к мукам жажды, немоты, голода и зноя прибавилось еще новое - мука борьбы с непреодолимым сном. Атака кончилась. Бойцы едва держались в седлах. Не было никакой возможности бороться со сном. Наступал вечер. Сон заводил глаза. Веки были намагниченные. Глаза засыпали. Сердце, налитое кровью, тяжелой и неподвижной, как ртуть, затихало медленно, и вместе с ним останавливались и вдруг падали отяжелевшие руки, разжимались пальцы, мотались головы, съезжали на лоб фуражки».
- Зачем человеку необходим сон?
Интересные факты. (выступление учащихся)
Задание№ 3. Закончите фразу: «Сон человеку необходим для… » (ответы проверяются)
IV. Физкультминутка
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, Улыбнулась,
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.
Учитель: Треть нашей жизни мы проводим во сне. Именно сон - источник нашей бодрости, хорошего настроения и отличного самочувствия. В то время как бессонница - причина многих серьезных недугов.
Но не все люди хорошо спят. Многие жалуются на плохой сон.
Чтобы обеспечить нормальный спокойный сон, нужно выполнять ряд очень простых правил. Каких?
Задание№ 4. Что способствует здоровому сну? Найдите в тексте учебника (стр. 347) ответ на этот вопрос и составьте памятку-рекомендацию «Правила гигиены сна » (работа в группе)
Составьте памятку-рекомендацию « Правила гигиены сна »
- Нужно спать в темном, тихом помещении со средней температурой воздуха.
- Во время сна в помещении должен быть свежий воздух.
- Спать можно в различном положении, но предпочтительнее -на правом боку.
- На спящем должна быть свободная одежда.
- Подушка не должна быть ни слишком высокой, ни слишком низкой.
- Нужно ложиться спать в одно и то же время.
IV. Закрепление знаний:
Давайте проверим ваши новые знания, для этого выполните тест алгоритма.
Задание№ 5. Выполните тест:
1. Человек во сне проводит примерно:
А) половину своей жизни;
Б) две трети своей жизни;
В) одну треть своей жизни.
2. Сон - особый тип:
А) возбуждения;
Б) торможения.
3. Когда человек видит сны?
А) во время быстрого сна;
Б) медленного сна.
4. Сны видят:
А) все люди;
Б) только некоторые.
5. Все ли участки коры полушария охвачены во время сна торможением:
А) да;
Б) нет.
(ответы проверяются взаимопроверкой) и выводятся на экран доски.
Оценивание ответов учащихся на уроке.
Рефлексия:
- Что мы узнали на уроке?
- Что такое сон?
(продолжи высказывание):
Сон нам нужен потому что….
Я не знал,что
Я не понимал,что
Я выяснил,что
Я познакомился …
Я буду использовать…
Задание на дом: § 55, ответить на вопросы параграфа.
Выполнить задание в раб. тетрадь (стр.)
Творческое задание на «5» : презентация на тему «Нарушения сна»:
Бессонница, летаргический сон, лунатизм, ночные кошмары
Марина Семкина написала стихотворение о том, что же снится детям.
За окном метель кружится,
Дети спят уже давно.
Что же им сейчас приснится,
Сколько нежных, тёплых снов?
Может быть коньки и санки,
Горка снежная , каток
Снятся озорному Саньке,
Кате- шелковый платок.
Может, кот, собака, мышки
Снятся в эту ночь Иришке.
Ну, а малому Антошке
Снятся голуби в окошке.
За окном метель кружится,
Над детьми кружатся сны.
Мы не знаем, что им снится,
Путь будут добрыми они.
Здоровых вам снов! ( Слайд: Солнышко)
Творческая задача.
Один из Бакинских изобретателей предложил водителям очки против сна. К верхней части оправы крепятся две скобы с пружинящими пластинками. Они подпирают веки и не дают им закрываться. В чем ошибка изобретателя? Как действительно должно быть устроено приспособление для предотвращения засыпания водителя? Ответ поясните.
Ответ. Сон - явление, обусловленное работой нервной системы. Сон наступает при выполнении нескольких условий, главное из которых - отсутствие внешних раздражителей. Закрытые глаза являются желательным, но не необходимым условием. Описаны случаи глубокого сна с открытыми глазами. Механизм, предотвращающий сон, должен работать по другому принципу: нерегулярно и постоянно посылать раздражения на нервную систему водителя (чтобы не было эффекта привыкания).
Предложите различные варианты решения проблемы
Возможный вариант решения. Как только водитель заснул, в кабину подается вещество с резким запахом, резкими громкими звуками и человек просыпается. Контроль факта засыпания производят видеокамера и анализатор компьютера.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕМЕ: «СОН, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ»
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)
Цели урока:
· дидактические: формирование представлений о физиологии сна, природе сна и сновидений, цикличности, его значение в нормальном функционировании мозга;
· развивающие: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции; развитие творческой, речевой, мыслительной деятельности учащихся; умения выделять главное, проводить сравнительный анализ и делать выводы;
· воспитательные: формирование личностных универсальных учебных действий через контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов; продолжить гигиеническое воспитание учащихся.
Организационный момент (1-2 мин)
Этапы урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Результаты деятельности |
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Дети выдвигают гипотезу о природе сна и сновидений; значении сна. Работа с мультимедийным биологические ритмы человека). Дети обобщают, делают выводы Учащиеся записывают число и тему урока в тетрадях. В тпо записываются определения терминов: | Приведем к размышлению следующие факты: · Регулярная смена сна и бодрствования - это необходимый суточный цикл любого живого организма. 1/3 жизни человек проводит во сне, т. е. примерно - 25 лет, из 75. Без сна жизнь невозможна»; Бессонница мучительна. Неслучайно в древнем Китае приговаривали к смертной казни лишением сна Запишем в тетрадях | Личностные УУД (смыслообразование) |
Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Дети, повторяя и обобщая имеющиеся знания, отвечают на поставленный вопрос. | Вопрос: Сон – это общее торможение? Почему в народе говорят: «Утро вечера мудренее»? | Познавательные УУД (формирование общеучебных навыков) |
Дети выдвигают гипотезы и принимают участие в совместном формулировании целей предстоящей деятельности. | Привлечение детей к постановке целей урока. | ||
Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений | Работа с мультимедийным приложением к учебнику Н. И. Сонина, М. Р. Сапина(4 часть виды сна). Дети вспоминают алгоритм проведения сравнительного анализа. | Проблемный вопрос: «Действительно ли во время сна прекращается жизнедеятельность организма?» | Регулятивные УУД (целеполагание, планирование) |
Этап открытия новых знаний | Работа с интерактивными динамическими ресурсами в программном обеспечении интерактивной доски SMART Board по курсу биологии 8 класса. В тпо оформляется таблица по сравнительному анализу. Работа с тпо С.134, № 000 | Что происходит с организмом во время сна? Какие этапы можно выделить во время сна? Чем характеризуется «медленный» и «быстрый» сон? Работа с интерактивными динамическими ресурсами в программном обеспечении интерактивной доски SMART Board по курсу биологии 8 класса. Материал учебника С. 236. | Познавательные УУД (анализ собственных интеллектуальных операций) |
Этап обобщения затруднений во внешней речи | Групповое обсуждение происходит в форме беседы, итогом которой становятся выводы. | Организация группового обсуждения заполнения таблицы | Познавательные УУД (способность рассуждать) |
Выводы: · Сон - это торможение основных отделов коры больших полушарий. · Центры сна расположены в гипоталамусе · Период сна состоит из нескольких циклов · В течение цикла медленноволновый сон сменяется быстроволновым | |||
Физкультминутка – | |||
Этап самостоятельной работы в группах | Дети самоопределяются на работу в группах по темам Работают с различными источниками информации. | Виды заданий. Разработать правила гигиены сна, объяснить их. Сновидения, их причины. «Сторожевые пункты» коры полушарий. Виды расстройств сна | Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний, осуществление учебного сотрудничества) |
Этап решения заданий творческого уровня | Индивидуальная работа учащихся по проблеме «В чем же основное отличие теории сновидений Фрейда и Юнга?» | Причины сновидений объясняли по-разному, особенно интересные теории сновидений Зигмунда Фрейда и Карла Юнга. | Регулятивные УУД (творческая работа) |
Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности | Дети обобщают полученные знания, определяют границы собственного «знания» и «незнания», зафиксированные в течение урока. Оценивают себя и друг друга. | С какими затруднениями столкнулись? Насколько интересной оказалась работа по природе сна? Почему И. М. Сеченов назвал сновидения «различными комбинациями пережитых впечатлений»? | Регулятивные УУД (оценка деятельности) Личностные УУД (смыслообразование) |
Дети самоопределяются на выполнение домашнего задания (пункт 2 и 3 по желанию) | Домашнее задание 1.С.235-238, подготовить сообщение о познавательных процессах, развитии мышления, речи. 2. Ответить на вопрос. Изобретатель Саркисов предложил водителям очки против сна. К верхней части оправы крепятся две скобы с пружинящими пластинками. Они подпирают веки и не дают им закрыться. В чём ошибка изобретателя? 3.Разработайте структуру сайта (страницу в Internete) по теме урока. | Личностные УУД (смыслообразование |
Алгоритм урока «Сон, его значение».
Задание № 1. Прочитайте текст учебника (1- 2 абзац) на стр.345, сформулируйте определение сна и сопоставьте его с собственными знаниями. Запишите в тетрадь: Сон- это…
Задание№ 2. Используя текст учебника на стр.345, составьте таблицу (работа в парах):
Фазы сна | Особенности сна | Время |
Задание№ 3. Закончите фразу: «Сон человеку необходим для… »
Задание№ 4. Что способствует здоровому сну? Найдите в тексте учебника (стр. 347) ответ на этот вопрос и составьте памятку-рекомендацию «Правила гигиены сна » (работа в группе)
Задание№ 5. Выполните тест:
1. Человек во сне проводит примерно:
А) половину своей жизни;
Б) две трети своей жизни;
В) одну треть своей жизни.
2. Сон - особый тип:
А) возбуждения;
Б) торможения.
3. Когда человек видит сны?
А) во время быстрого сна;
Б) медленного сна.
4. Сны видят:
А) все люди;
Б) только некоторые.
5. Все ли участки коры полушария охвачены во время сна торможением:
А) да;
Б) нет.
Памятка - рекомендация «Правила гигиены сна»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Роль и значение углекислого газа в природных явлениях"
Представлена разработка урока с использованием технологии проблемного обучения. На уроке организована частично-поисковая деятельность учащихся, описан проблемный эксперимент, творческое домашнее...
Конспект урока пресс- конференции "Значение крови и кровообращения в организме человека"
Одна из главных задач учителя - совершенствование урока по содержанию и по форме. Поиск веду по разным направлениям: использование различных средств активизации эмоциональных и мыслительных проц...
Конспект урока на тему "Значение физической нагрузки для развития системы органов движения"
Урок биологии по теме: «Значение физической нагрузки для развития системы органов движения».Цель урока:- раскрыть влияние физических упражнений на формирование системы опоры и движени...
Конспект урока по теме: Значения синуса, косинуса, тангенса для углов 30°, 45°, 60°.
Тип занятия: урок-практикумЗадачи занятия:Обучающие: -повторить теоретические знания по теме: «Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника»-систематизировать знания по темеРазвива...
Конспект урока по теме Значение двигательной активности
Конспект урока по ОБЖ для 10 класса по теме Значение двигательной активности...
Конспект урока "Многообразие и значение земноводных"
Урок разработан по теме "Многообразие земноводныхи их значение"...