Рабочая программа по биологии 9 класс по линии Пономаревой для детей с ОВЗ надомного обучения
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

             Рабочая программа по биологии для 9 класса  составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по общей биологии с учетом авторской программы  по биологии И.Н.Пономаревой .

          Структура рабочей программы соответствует положению о рабочей программе, принятой на Педагогическом совете ГБОУ школы № 420 .

          Рабочая программа реализуется в 9 классах в соответствии с учебным планом школы на 2015 – 2016 учебный год и рассчитана на 0,5 часа в неделю, 17 часов в год.             Указанная программа предусмотрена для обучения учащихся, имеющих медицинские показания для обучения на дому. Требования к обязательному минимуму содержания образования остаются общими и обязательными, однако учебная нагрузка сокращена.

              Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Основы общей биологии» . Авторы: И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова,О.А. Чернова. ( Москва. Издательский центр  «Вентана-Граф» 2011год.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_programma9.docx36.1 КБ
Файл kaendarno-_tematicheskoe.docx36.72 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 420

Колпинского  района Санкт-Петербурга

Принято решением Педагогического

совета ГБОУ школа № 420 СПб

Протокол № __1__

от «     » августа 2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ школы № 420

                          Стуканов И.А.

Приказ №     от    

Рабочая программа учебного предмета

Биология

9 класс

Разработана

Аммосовой С.В.

учителем биологии

 первой квалификационной категории

Санкт – Петербург

2015 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Оглавление

2.Пояснительная записка…………………………………………………………………..с

3.Содержание тем учебного курса………………………………………………………..с

4.Календарно-тематическое планирование……………………………………………...с

5.Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе...с

6. Перечень учебно-методического обеспечения………………………………………..с

7. Перечень нормативных документов, обеспечивающих реализацию программы..…с

                                          Пояснительная записка.

           

          Изучение курса « Основы общей биологии» проводится в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиваться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя  в содержание курса включены основы различных областей науки, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов и роли их в культуре человечества.

        Рабочая программа по биологии для 9 класса  составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по общей биологии с учетом авторской программы  по биологии И.Н.Пономаревой .

          Структура рабочей программы соответствует положению о рабочей программе, принятой на Педагогическом совете ГБОУ школы № 420 .

          Рабочая программа реализуется в 9 классах в соответствии с учебным планом школы на 2015 – 2016 учебный год и рассчитана на 0,5 часа в неделю, 17 часов в год.             Указанная программа предусмотрена для обучения учащихся, имеющих медицинские показания для обучения на дому. Требования к обязательному минимуму содержания образования остаются общими и обязательными, однако учебная нагрузка сокращена.

              Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Основы общей биологии» . Авторы: И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова,О.А. Чернова. ( Москва. Издательский центр  «Вентана-Граф» 2011год.)

Содержание программы отражает состояние науки и ее вклад в решение современных проблем общества.

Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы экологии» , экологический аспект введен и в другие разделы курса.

             Данная программа составлена для реализации курса общей биологии, который является частью биологии и разработан в логике реализации стандартов II поколения.

      Ключевая идея курса заключается в формировании биологических знаний с учетом деятельностного подхода.

      Специфика курса общей биологии требует особой организации учебной деятельности школьников в форме: лекций, дисскусий, презентаций.

      Биологическое образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества.

     Практическая сторона биологического образования связана с формированием универсальных способов деятельности, духовная – с нравственным развитием человека.

        Без базовой биологической подготовки невозможно стать образованным человеком , так как  программа ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности, развитие индивидуальных способностей, формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся.

    Новизна данной программы определяется тем, что рассчитана на 17 учебных часов в год. При сокращенном количестве часов усвоение материала курса становится возможным благодаря корректированию программы, которая предполагает:

Большой объем материала на уроке;

Интеграцию материалов урока;

Сокращение числа  лабораторных работ;

Проведение проверочных работ ( не более20 минут)

Интенсификацию обучения на каждом уроке;

Использование схем, таблиц, опорных конспектов;

Четкую организацию учебного процесса;

Самостоятельное изучение учащимися некоторых тем;

Объединение тем по значимости;

Сокращение закрепления изученного материала за счет индивидуальной работы.

     Учитывая индивидуальность обучения, практическую направленность, возможность самостоятельной работы в домашних условиях, наличие у большинства обучаемых мною учащихся персональных компьютеров и услуг Интернета, сохранено основное содержание программы. Уплотнение тем возможно благодаря индивидуальной работе с каждым учеником. Индивидуальный подход проявляется в следующем:

Индивидуальный подбор объема и уровня сложности изучаемого на уроке материала;

Разнообразие методов и методических приемов обучения;

Подбор разноуровневых заданий ( на уроке и дома);

Подбор дополнительных творческих заданий, соответствующих интересам и психологическим особенностям учащихся;

Постоянный контроль усвоения учебного материала.

       При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:

 Технология концентрированного обучения;

Информационные технологии;

Интерактивные технологии;

Модульные технологии.

Технологии дистанционного обучения.

Изучение биологии направлено на достижение cледующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

Задачи раздела «Общая биология» ( 9 класс )

Обучения:

1. создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-                              исследовательской компетентностей.                                                                                                                

2.   обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования.

3.добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний.

4.продолжить формирование у школьников общеучебных умений: конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы

Развития:

  • создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторно памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе,
  • закрепить умение достигать поставленной цели.

Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я - концепцией», продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)

           

Содержание учебной программы

1. Введение в основы общей биологии

Биология — наука о живом мире.Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.

2. Основы учения о клетке

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология — наука, изучающая клетку.Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.

Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы — неклеточная форма жизни.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.

Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.

Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов.

Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.

Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.

Лабораторная работа. Многообразие клеток; сравнение растительной и животной клеток.

3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.

Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.

Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.

Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.

Лабораторная работа. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.

4. Основы учения о наследственности и изменчивости

Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.

Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений.

Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.

Лабораторные работы. Решение генетических задач. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях.

5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных.

Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.

6. Происхождение жизни и развитие органического мира

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза возникновения жизни А.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современные гипотезы возникновения жизни на Земле.

Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот — к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы.

Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.

Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

7. Учение об эволюции

Идея развития органического мира в биологии.

Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов — результат эволюции.

Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.

Процессы образования новых видов в природе — видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.

Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.

Лабораторная работа. Изучение изменчивости у организмов.

8. Происхождение человека (антропогенез)

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.

Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

9. Основы экологии

Экология — наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда — источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, организмы как среда обитания.

Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.

Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.

Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.

Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.

Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.

Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.

Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.

Лабораторные работы:

  • Приспособленность организмов к среде обитания
  • Оценка качества окружающей среды.

Требования к уровню подготовки выпускников:

В результате изучения биологии учащиеся должны

знать/понимать:

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

уметь:

объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания),

Учебно-методическое обеспечение:

 литература для учащихся:

  1. Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М.

"Основы общей биологии" (М., "Вентана-Граф", 2003г.)

  1. Киселева З. С., Мягкова А. Н. «Генетика: учебное пособие по

факультативному курсу для учащихся» (М., «Просвещение», 1983 год)

  1. Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. «Эволюция органического мира»

(М., «Наука», 1996 год)

  1. Киселева Э. А. Книга для чтения по дарвинизму

(М., «Просвещение», 1970 год)

 литература для учителя:

  1. Мягкова А. Н., Комиссаров Б. Д. «Методика обучения общей биологии» (М., «Просвещение», 1985 год)
  2. Муртазин Г. М. «Задачи и упражнения по общей биологии»

(М., «Просвещение», 1981 год)

  1. Лернер Г. И. «Общая биология: поурочные тесты и задания»

(«Аквариум» ГИППВ, 2000 год)

  1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология – в 3 томах»

(Москва, «Мир», 1993 год)

  1. Быков В. Л. «Цитология и общая гистология»

(Санкт-Петербург, СОТИС, 1998 год)

  1. Ауэрбах Ш. «Генетика» (Атомиздат, 1979 год)
  2. Кочергин Б. Н., Кочергина Н. А. «Задачи по молекулярной биологии и генетике» (Минск, «Народная асвета», 1982 год)
  3. Соколовская Б.Х. «Сто задач по молекулярной биологии и генетике» (М., 1981 год)
  4. Грант В. «Эволюция организмов» (М., «Мир», 1980 год)
  5. Алексеев В. П. «Становление человечества» (М., Издательство политической литературы, 1984 год)
  6. Чернова Н. М., Былова А. М. «Экология»

(М., «Просвещение», 1981 год)

ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ,

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

1.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373.

2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва

"Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва

"Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

4.  Биология в средней школе: Программы,- Вентана Граф. Авторы: Т.С.Сухова, В.И.Строганов,И.Н.Пономарева, В.М.Константинов, В.С.Кучменко, А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш, Н.М.Чернова.

5.Основная образовательная программа  общего образования ГБОУ школы № 420

 

6.Базисный учебный план ГБОУ школы № 420 на 2015-2016 уч. г.

                     



Предварительный просмотр:

Календарно- тематическое планирование уроков

Биологии в 9классе

Программа линии И.Н. Пономаревой.

Учебник И.Н.Пономаревой, О,А.Корниловой, Н.М. Чернова

Биология, 9 класс.М. Вентана-Граф, 2013г.

Всего уроков 17. ( 0,5 часа в неделю).

Раздел  

 Тема урока

Кол-во

часов

Форма урока

Элементы

содержания              учащихся

Требования     к        уровню

     подготовки

Информац.

Сопровож.

Домаш

Зада-ние

Дата

По плану

Дата

Факт.

1

Введение в

основы общей биологии

Биология-наука о живом мире. Общие  свойства живых организмов.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Гомеостаз, биосистема, раздражимость, генная инженерия, гидробионты,террабионты,эндобионты,

педобионты

Знать: общие свойства живого;

многообразие форм жизни

уровни организации живой природы.

Уметь: объяснять значение биологических знаний для современного человека

давать характеристику уровням организации живой природы.

учебник

§1-3

вопросы

01.09

02.09

04.09

14.09

2

Основы учения о клетке

Цитология- наука, изучающая клетку. Строение клетки.

1

Комбинирован-ный урок

Лизосомы ,митохондрии, пластиды, клеточный центр, цитоскелет, микротрубочки, центриоли, реснички, жгутики, эндоплазматическая сеть, рибосомы,  комплекс Гольджи.

Белки, аминокислоты, их роль в организме.

Структура и функции белков. Ферменты. Нуклеиновые кислоты и их структура

Уметь: 

Приводить примеры организмов ,имеющих клеточное и неклеточное строение.

Называть жизненные свойств клетки и положения клеточной теории.

Объяснять общность происхождения растений и животных.

Характеризовать состав и строение клетки, объяснять роль органоидов в процессе жизнедеятельности клетки,

объяснять различие клеток прокариот и эукариот,

учебник

презентация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e74071-0a01-022a-0071-d29ad0e95d83/%5BEST5_02-07%5D_%5BID_02%5D.swf

§4-8

таблица

15.09

16.09

18.09

28.09

3

 Обмен веществ и энергии в клетке. Процессы биосинтеза в живой клетке

Комбинированный урок

Ассимиляция, диссимиляция, фермент.

Метаболизм, Ассимиляция и диссимиляция

Ген, генетический код, триплет, кодон, антикодон, трансляция, транскрипция.

Комплементарность фотосинтез, фотолиз.

Гликолиз, брожение, дыхание.

Биологическое окисление.

Уметь: 

Давать определения понятиям ассимиляция, диссимиляция.

Называть этапы обмена веществ, роль ,АТФ и ферментов в обмене веществ

Характеризовать сущность процесса обмене веществ

Давать определения понятиям ген, ассимиляция.

Называть свойства генетического кода, роль и-РНК и т-Рнк в биосинтезе белка

Анализировать содержание определений: триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция.

Характеризовать сущность процесса трансляции и транскрипции.

Давать определения понятиям питание, автотрофы, фотосинтез.

Называть органы растения где происходит фотосинтез, роль пигмента хлорофилла.

Характеризовать фазы фотосинтеза.

Анализировать содержание определений: Гликолиз, брожение, дыхание.

Описывать роль АТФ в обмене веществ.

Учебник

Презентация

Видеофильм

«Биосинтез белка»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e74071-0a01-022a-0071-d29ad0e95d83/%5BEST5_02-07%5D_%5BID_02%5D.swf

§9-12

Стр 42 вопросы

29.09

30.09

02.10

12.10

4.

Размножение  и индивидуальное развитие организмов

Размножение  и индивидуальное развитие организмов.

Деление клетки. Онтогенез.

1

Комбинированный урок

Размножение, бесполое и вегетативное размножение, гаметы, гермафродиты.

Половое и бесполое размножение. Виды бесполого размножения: почкование, деление  тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения

Митотический цикл, интерфаза, митоз, редупликация, хроматиды.

Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза.

Оплодотворение, гаметогенез, мейоз, конъюгация, перекрест хромосом.

Половое размножение растений и животных, его биологическое значение.

Половые клетки: строение и функции. Образование половых клеток (гаметогенез). Осеменение. Оплодотворение.

Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез.

Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие.

Дробление, гаструляция, органогенез.

Закон зародышевого сходства (закон К.Бэра)

Уметь: 

Давать определение понятию  размножение.

Называть основные формы размножения, виды полового и бесполого размножения, способы вегетативного размножения.

Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения.

Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.

Объяснять биологическое значение бесполого размножения.

Называть процессы , составляющие жизненный цикл клетки, фазы митотического цикла.

Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза.

Узнавать и описывать по рисунку половые клетки.

Выделять различия мужских и женских половых клеток.

Выделять особенности бесполого и полового размножения.

Объяснять биологическое значение полового размножения, сущность и биологическое  значение оплодотворения.

Использовать ресурсы Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток.

Давать определения понятиям Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез.

Называть начало и окончание постэмбрионального развития, виды постэмбрионального развития.

Характеризовать сущность эмбрионального  и постэмбрионального периодов развития

Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек.

Учебник

презентация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e74071-0a01-022a-0071-d29ad0e95d83/%5BEST5_02-07%5D_%5BID_02%5D.swf

§13-16

 таблица

13.10.

14.10

16.10

26.10

5

Основы учения о наследственности и изменчивости 

Из истории развития генетики Основные генетические понятия .Генетические опыты Менделя

1

Комбинированный урок

Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип.

Наследственность и изменчивость -  свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Гомо- ,гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание.

Использование Менделем гибридологического метода. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Цитологические основы закономерностей

Правило единообразия. Закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет

Уметь: 

Давать определения понятиям Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип

Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом.

Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости.

Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей.

Давать определения понятиям гомозигота, гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание.

Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков.

Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления.

Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания, механизм неполного доминирования.

учебник

презентация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e74071-0a01-022a-0071-d29ad0e95d83/%5BEST5_02-07%5D_%5BID_02%5D.swf

§17-20

задача

27.10

28.10

30.10

16.11

6

Дигибридное скрещивание. Сцепленное наследование генов.

1

Комбинированный урок

Генотип, дигибридное скрещивание, полигибридное скрещивание, фенотип.

Условия проявления закона независимого наследования. Соотношения генотипов и фенотипов независимого наследования 9:3:3:1.

Закон независимого наследования.

Гомологичные хромосомы, локус гена, перекрест, конъюгация, сцепленные гены.

Расположение генов : в одной или разных хромосомах. Линейное расположение генов.

Условие выполнения закона Т.Моргана.

Перекрест хромосом -  источник генетической изменчивости.

Уметь: 

Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания.

Называть условия закона независимого наследования.

Анализировать содержание определений основных понятий, схему дигибридного скрещивания,

Давать определения понятиям Гомологичные хромосомы, конъюгация.

Объяснять причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании.

Диск: Биология9 кл. «1С: Образование 3.0»

презентация

§21-23

задача

17.11

18.11

20.11

30.11

7

Типы изменчивости. Наследственные болезни человека.

1

Комбинированный урок

Геном, изменчивость, мутации, мутаген, полиплоидия.

Основные формы изменчивости. Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, геномные, хромосомные.

Синдром Дауна. виды мутагенов. Характеристики мутационной изменчивости.

Уметь:

Называть причины ,обеспечивающие явление наследственности, биологическую роль хромосом, основные формы изменчивости.

Приводить примеры генных и геномных мутаций.

Называть виды наследственной изменчивости, уровни изменения генотипа, виды мутаций, свойства мутаций.

Учебник

презентация

§24-26

Сообщение

01.12

02.12

04.12

14.12

8

Основы селекции

Основы селекции растений, животных и микроорганизмв.

1

Комбинированный урок

Селекция.

Наследственность и изменчивость-основа искусственного отбора. Центры происхождения культурных растений.

Гетерозис, гибридизация, депрессия, мутагенез, сорт,

порода, биотехнология, штамм.

Уметь:

Называть практическое значение генетики.

Приводить примеры.пород животных и сортов растений, выведенных человеком.

Давать определение термину биотехнология, штамм.

Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности.

Анализировать содержание основных понятий.. Характеризовать  роль учения Вавилова для развития селекции.

        

Презентация

учебник

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e74071-0a01-022a-0071-d29ad0e95d83/%5BEST5_02-07%5D_%5BID_02%5D.swf

§27-31

Сообщение

15.12

16.12

18.12

11.01

9

Происхождение жизни и развитие органического мира

Происхожде-

ние жизни и развитие жизни на Земле

1

1

Комбинированный урок

абиогенез, биогенез, эры, химическая эволюция, биологи- ческая эволюция, коацерваты, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой

Характеризовать современные представления о происхождении жизни и ее развитии, называть этапы поисхождения жизни и развития на Земле, описывать этапы формирования первых организмов на Земле, объяснять условия, которые обеспечили воз- никновение жизни на древней Земле

Диск: Биология9 кл. «1С: Образование 3.0»

учебник

§32-35

таблица

12.01

13.01

15.01

25.01

10

Учение об эволюции

Идеи развития органического мира в биологии. Основные положения  теории об эволюции Ч. Дарвина.

2

1

Комбинированный урок

Эволюция, искусственный отбор.

Предпосылки возникновения теории Дарвина.

Наследственность, изменчивость, борьба за существование.

Наследственная изменчивость и борьба за существование – движущие силы эволюции. Форы борьбы за существование.

Проявление в природе борьбы за существование, естественного отбора.

Уметь:

Давать определение термину эволюция.

Выявлять и описывать предпосылки учения Дарвина,

давать определение термину наследственность, изменчивость, борьба за существование.

Называть основные положения эволюционной теории Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование.

учебник

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e74071-0a01-022a-0071-d29ad0e95d83/%5BEST5_02-07%5D_%5BID_02%5D.swf

§36-38

Вопросы

26.01

27.01

29.01

08.02

11

Вид,его структура и особенности. Видообразование.

1

Комбинированный урок

эволюция, микроэволюция, макроэволюция, вид, популяция,  видообразование,         естественный отбор, искусствен-ный отбор,

Уметь:

Называть признаки популяции

Перечислять критерии вида

Анализировать содержание определения понятий вид, популяция.

Приводить примеры видов животных и растений; практического значения изучения популяции

Приводить примеры различных видов изоляции

Описывать сущность и этапы географического и экологического видообразования.

учебник

Уроки биологии Кирилла и Мефодия

§39-41

Примеры

09.02

10.02

12.02

22.02

12

Основные направления и закономерности эволюции.

1

Комбинированный урок

Макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация,

биологический прогресс, биологический регресс, движущие силы эволюции, борьба за существование,

Уметь:

Давать определения понятиям Макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация

Называть основные направления эволюции.

Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций.

Различать понятия микро и макроэволюция.

Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.

Учебник

Диск: Биология9 кл. «1С: Образование 3.0»

§42-43

Примеры

24.02

26.02

28.03

29.03

13

Происхожде-

ние человека

Место и особенности человека в системе органического мира. Доказательства эволюционного происхождения человека.

Этапы эволюции человека.

2

1

Комбинированный урок

антропогенез, австралопитек архантроп, палеонтроп, неоантроп, кроманьонец,  человек разумный, раса, биосоциальная сущность человека, дриопитек, неандерталец

Уметь:

Давать определения понятиям Антропология, антропогенез

Объяснять место и роль человека в природе; родство человека с животными

Объяснять место и роль и человека в природе; родство человека с мл объяснять происхождение человека, характеризовать этапы антропогенеза, раскрывать суть взаимоотношений человека и природы, описывать особенности эволюции человека екопитающими.

Учебник

Диск: Биология9 кл. «1С: Образование 3.0»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e74071-0a01-022a-0071-d29ad0e95d83/%5BEST5_02-07%5D_%5BID_02%5D.swf

§44-46

таблица

09.03

11.03

11.04

12.04

14

Человек, как житель биосферы. Человеческие расы.

1

Комбинированный урок

Раса,

Негроидная

Европеоидная

монголоидная

Уметь:

Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию человека.

Доказывать единство человеческих рас.

Учебник

презентация

§47-49

Конспект

30.03

01.04

25.04

26.04

15

Основы экологии

Среды жизни и экологические факторы воздействия на организмы..Законо-мерности действия факторов среды на организмы.

4

1

Комбинированный урок

Экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор.

Уметь:

Давать определения понятиям Экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор.

Приводить примеры абиотических, биотических, антропогенных факторов и их влияние на организмы.

Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

характеризовать особенности четырех сред жизни, раскрывать закономерности действия экологических факторов в природе, знать суть законов устойчивости живой природы

Учебник

Диск: Биология9 кл. «1С: Образование 3.0»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e74071-0a01-022a-0071-d29ad0e95d83/%5BEST5_02-07%5D_%5BID_02%5D.swf

§50-52

вопросы

13.04

15.04

16

Биотические связи в природе. Популяции как форма существования видов в природе

1

Комбинированный урок

Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.

Пищевые связи, продуценты, консументы,  редуценты  ,популяция.

экологические факторы, биоценоз, биогеоценоз, биосфера, экосистема, пищевая цепь, численность, плотность, экология,  смена биогеоценозов, популяция, симбиоз

Уметь:

Давать определения понятиям конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.

Называть типы взаимодействия организмов.

Приводить примеры разных типов взаимодействия организмов; организмов разных функциональных групп

Называть признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции.

Изучать процессы, происходящие в популяции

Учебник

Диск: Биология9 кл. «1С: Образование 3.0»

§53-56

Соста-вить

пищевые

цепи

27.04

29.04

17

Понятия о биоценозе и экосистеме.

Развитие и смена биогеоценозов. Основные законы устойчивости живой природы

1

Комбинированный урок

Биогеохимические циклы, биогенные элементы, микроэлементы, гумус, фильтрация.

Экологическая сукцессия, агроэкосистемы.

Биосфера.

Уметь:

Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности.

Описывать  биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора; проявление физико-химического воздействия организмов на среду.

Объяснять значение круговорота веществ

Составлять схемы пищевых цепей.

Называть признаки экосистем и агроэкосистем; типы сукцессионных изменений; факторы, определяющие продолжительность сукцессии.

Приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичных и вторичных сукцессиях.

Описывать свойства сукцессии.

Давать определения понятиям биосфера.

Называть признаки , структурные компоненты и свойства биосферы.

Характеризовать живое, косное и биокосное вещество биосферы.

Учебник

презентация

§57-60

вопросы

11.05

13.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 5 класса по русскому языку с нерусским (родным) языком обучения.

Рабочая программа для  использования в работе учителей русского языка  5 класса...

Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...

Рабочая программа по биологии для обучающегося 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида(надомное обучение)

Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой, Москва: Просвещение, 2013 г....

Рабочая программа. География 9 класс. Предметная линия учебников "ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА"

Рабочая программа учителя по географии для 9  класса составлена на основе федерального   государственного образовательного стандарта общего образования,  на основе  программы ...

Рабочая программа по биологии 8 кл " Линия жизни" - 2ч.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Биология» Пасечник В. В: учеб. для общеобразоват. организаций/ В.В. Пасечник, А.А. Каменский...

Рабочая программа по биологии 5 кл "Линия жизни" - 1 ч. Пасечник В.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Биология» Пасечник В. В. Биология. Основные закономерности жизнедеятельности организмов...

Рабочая программа по биологии 7 кл "Линия жизни" - 2 ч. Пасечник В.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Биология» В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С.Калинова 7 класс. Учебник / М.: Просвещени...