Методические рекомендации для учителей - участников проекта «SPARE»
статья по биологии (6, 7, 8, 9 класс) на тему
Материал будет интересен педагогам - руководителям школьных проектов по энергоэффективности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_uchastiya_v_konkurse_shpire.docx | 24.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для учителей - участников проекта «SPARE»
Существует множество способов, позволяющих развивать способность поиска нового. Но есть особая, весьма эффективная форма деятельности учителя и учеников – совместное участие в разнообразных конкурсах исследовательских работ и творческих проектов. Эта грандиозная панорама дает возможность увидеть в новом качестве и заурядных, и одаренных детей. На международном конкурсе «Энергия и среда обитания» проекта «SPARE» это сделать вполне реально.
Модель гражданского общества реализуется через предметную деятельность, организацию школьного самоуправления, а также проектную деятельность, которая осуществляется на уроках и во внеклассной работе.
Основой для начала работы над совместным школьным проектом послужило школьное исследование по теме «Использование экономного режима энергоснабжения в школе», с которой мы принимали участие в конкурсе школьных проектов «SPARE» (ШПИРЭ). Мы стали победителями регионального и призерами Всероссийского этапа Международного конкурса «Энергия и среда обитания» в 2007 году. В этом году, как обычно, учителя биологии представили на региональный этап международного конкурса «Энергия и среда обитания» работы учеников: проект Кудряшова Михаила «Сэкономим воду вместе!» и Шалагина Максима и Пряжкина Сергея "Экологически светлое будущее. Разработка универсальной модели фонаря на солнечных батареях для слабоосвещенных парковых территорий". Второй проект стал призером всероссийского этапа конкурса и победителем в регионе. Эту модель фонаря мы разработали специально для участка берега реки Борзовка в Ленинском районе нашего города. Здесь мы с 2007 года проводим экологические акции и очищаем берег от мусора. Чтобы положительный эффект от нашей работы длился как можно дольше, и чтобы сохранить биоразнообразие на данном участке, ребята и придумали использовать солнечные батареи (на этой территории парка нет электрической сети).
Наши проекты были представлены на Всероссийский конкурс научно-инновационных проектов «Технологии повышения эффективности на производстве и в жизни», проводимый компанией «Сименс».
На наш взгляд, одной из наиболее важных задач на сегодня является грамотный подход к проблемам экономии различных ресурсов, в том числе электроэнергии. В нашем интегрированном проекте мы хотели обосновать возможность чередования обычного и экономного режима энергопотребления в учебном заведении и оценить экономический эффект данной методики, т.е. подсчитать реальную экономию средств на электроэнергию. Также нам было важно привлечь внимание учащихся, педагогов и сотрудников школы к проблемам энергосбережения. В результате множественных подсчётов установлено, что только за счёт выключения дополнительного освещения коридоров во время уроков можно реально сэкономить более 2 тысяч рублей в год только в нашей школе. В Ленинском районе более 20-ти школ, т.е. экономический эффект мог бы составить около 50 тысяч рублей в год. На городском уровне эти цифры ещё более внушительны.
Каждый из нас не раз слышал о проблеме глобального потепления и его возможных последствиях. Мы склонны думать, что от нас этот процесс не очень зависит, ведь мы не создаем условий для экологических катастроф на планете. Да и как школьники или отдельно взятая семья могут исправить ситуацию? Для того, чтобы разъяснить всем, что такое эффективное потребление энергии и других природных ресурсов, мы проводим «День энергоэффективности» в своей школе. Поначалу казалось, что это рядовое мероприятие, но когда этой идеей «загорелись» многие педагоги, всем стало ясно, что это - общая потребность.
Знаете, как ребятам интересно составлять вопросы викторин и конкурсов, играть в сценках для малышей, проводить опыты по влиянию парникового эффекта на атмосферу, монтировать фильм, оформлять стенд, составлять вопросы анкеты, проводить социологический опрос, утеплять помещения и учиться экономии! Дома ребята обсуждали с родителями, какие тарифы на электроэнергию существуют, определяли экономический эффект от установки двухтарифного счетчика, реализовывали эффективные меры по сбережению тепла, воды, рациональному использованию упаковки и технологичным способам приготовления кулинарных блюд. Особенно важно, что в этом мероприятии приняли участие все ученики школы с 1 по 11 класс, а также учителя-предметники. Родителям понравилась такая форма работы с детьми, ведь многие проекты стали семейными. Оказалось, что в нашей школе есть совсем юные изобретатели. Мальчики придумали и смогли заинтересовать всех совершенно новым устройством, приспособленным для выработки дополнительного тепла в домашних условиях. Надеюсь, это хорошее начало нашей общей работы!
Ценно то, что темы школьных исследований преимущественно затрагивают вопросы здоровья, жизнедеятельности и экологической безопасности человека. Что даёт преподавателю участие в конкурсе? Во-первых, повышение уровня профессиональных навыков и выход за рамки школьной научной деятельности. Во-вторых, возможность привлечь внимание учеников к социально значимым проблемам города, региона, страны в целом и совместно разработать способы их решения, а также способствовать развитию научно-творческого потенциала старшеклассников.
Но иногда развитию научно-творческого потенциала необходима общественная помощь. Так, проект «Экологически светлое будущее», представленный также на районном конкурсе молодежных проектов по благоустройству и городской конференции «Молодежный мониторинг природных объектов», сумел всколыхнуть интерес не только у школьников, но и у сотрудников районной Администрации. Консультантами нашего проекта стали координатор движения «Поможем реке» экоцентра «Дронт» Елена Семеновна Колпакова и сотрудники Центра Энергоэффективности. О своей работе мы рассказали на радиопередаче, а авторов проекта попросили написать статью для городской экологической газеты.
В качестве важнейшего результата образования модель нашей школы предполагает умение выпускника выстраивать личный жизненный проект в контексте социальной и гражданской ответственности. А мы, педагоги, призваны сформировать у них способности к адекватному самоопределению, своевременно выявить их потенциал. Развитию системы общественного соуправления во многом способствуют наши экологические проекты «Уютная школа», «Чистая вода», «Горячее питание школьника» и другие.
Хочется верить, что, создавая ситуацию успеха, я даю ученикам возможность осуществить те маленькие победы, из которых сложится в дальнейшем большой успех.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по использованию метода проектов в преподавании информатики
Метод проектов активно вводится в школьный курс «Информатика и информационно- коммуникационные технологии и является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овла...
Портфолио для учителя( методические рекомендации для учителей)
Здесь дается образец заполнения портфолио для учителя в форме краткой записи по годам....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по БИОЛОГИИ
Основу разработки КИМ ЕГЭ в 2015 г., как и в предыдущие годы, составило инвариантное ядро содержания биологического образования, которое отражено в Федеральном компоненте государственного образователь...
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИдля учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года...
Методические рекомендации по организации инновационного проекта по учебно-исследовательской деятельности через форму сетевого проекта, как образовательного пространства, организованного посредством социального партнерства с помощью сервисов web 2.0»
Использование проектных методик в сочетании с возможностями, предоставляемыми сетевыми ресурсами, развивает культуру ученического исследования, способствует рождению познавательной инициативы обучающи...
Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников государственной итоговой аттестации 2022 года по английскому языку
Данная презентация поможет подготовить обучающихся к сдачи государственной итоговой аттестации и не допусть типических ошибок при выполнении заданий КИМ....