Этапы эволюции человека
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему
В конспекте раскрывается доказательство происхождения человека от животных; даются знания об этапах эволюции человека; роли биологических и социальных факторов на разных стадиях антропогенеза. На данном уроке показана несостоятельность теории расизма
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etapy_evolyutsii_cheloveka.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА
Цели:
образовательная: расширить, углубить и систематизировать знания о доказательствах происхождения человека от животных; этапах эволюции человека; роли биологических и социальных факторов на разных стадиях антропогенеза;
развивающая: формирование умений самостоятельной работы с литературой, схемами, таблицами, слайдами, выделять главное и делать выводы, выступать перед коллективом;
воспитательная: показать несостоятельность теории расизма
Ход урока
- Орг. момент.
- Проверка Д/З. Индивид. задания (выполняют в тетради)
- Перечислите 5 наук, характеризующих доказательство развития теории эволюции. Опишите 2 из них.
- Что такое гомологи? Аналоги? Рудименты? Приведите примеры.
- Что такое атавизмы? Гомологи? Аналоги? Приведите примеры.
- Перечислите гипотезы происхождения человека? Опишите 2 из них.
- Перечислите доказательства того, что человек относится к царству животных.
- С чем связано отличие человека и животных?
- Новая тема
Еще в античное время человек признавался «родственником» животных (Анаксимен, Аристотель). В первой половине 18 в. К. Линней отвел ему место в отряде приматов класса млекопитающих и дал видовое название Гомо сапиенс (человек разумный). В конце 18 в. на эту тему писали Дидро, Кант, Лаплас, а в начале 19 в. гипотезу естественного происхождения человека выдвинул Ж.Б. Ламарк в своем труде «Философия зоологии». Исходным предком человека считал четверорукое высокоразвитое существо, которое с деревьев спустилось на землю и постепенно превратилось в двурукое, способное к прямохождению, но антропогенная гипотеза Ламарка не имела успеха, как и его эволюционная концепция в целом. Фундаментальный вклад в решение проблемы антропогенеза сделал Ч. Дарвин в специальном труде 1871 г. «Происхождение человека и половой отбор». Дарвин впервые попытался научно объяснить и движущие силы антропогенеза. В последующее время накопилось много данных, доказывающих родство человека и антропоидов не только по морфологическим, но и по другим признакам:
- установлено большое сходство в строении голосового аппарата (гортани) у человека и шимпанзе;
- у орангутанга значительно увеличены размеры 41-го поля коры головного мозга, и именно этот отдел мозга у человека сложно дифференцирован в связи с развитой речью только у высших обезьян и человека имеется червеобразный отросток слепой кишки;
- у антропоидных обезьян установлены те же 4 группы крови;
- половое созревание наступает сравнительно поздно;
- срок беременности у гориллы близок к 9 месяцам;
- порядок прорезания зубов у высших обезьян сходен с таковым у человека;
- высоко развиты у антропоидов формы заботы о потомстве, длителен период детства;
- генетический материал человека и шимпанзе идентичен на 99%
Выделяют основные этапы антропогенеза:
Дриопитеки – общие предки антропоморфных обезьян и гоминид. Имеется много косвенных данных, подтверждающих подобное происхождение. Способность человеческой руки вращаться во все стороны благодаря шаровидному суставу плечевой кости могла возникнуть только у древесной формы. Только человек и приматы обладают способностью к вращению предплечья внутрь и наружу, а также хорошо развитой ключицей. У человека и обезьян на кистях и стопах развиты кожные узоры, которые имеются только у древесных млекопитающих. Для них характерны древесный образ жизни, манипулирование предметами и стадность.
Древнейшие австралопитековые сочетали в себе признаки обезьяны и человека. Анатомическое строение таза и ног свидетельствовало о его вертикальном положении. Он использовал палки, камни, крупные кости антилоп в качестве орудий. Общественный образ жизни позволял им устоять против хищников и самим нападать на других животных. Именно у них, как считает антрополог Рогинский, начался процесс потери шерстяного покрова. От перегрева человек защищается интенсивным потоотделением. Приспособление это было очень эффектным, но лишало организм ионов натрия, нехватка которого стимулировала хищничество или заставляла искать источники поваренной соли.
Человек умелый – в 1962 г. в Танзании, центральной Африки нашли остатки австралопитека, объем мозга которого составлял более 600 см (совр. ок 2000см), но более чем у примитивных форм, а главное – он изготовлял орудия. Этот наш предок был назвал человек умелый. ( галечная культура). Ученые утверждают, что именно на этой стадии антропогенеза зарождается речь, т.к. совместная охота требовала общения, одними жестами не обойтись.
Человек прямоходящий от своих предшественников отличался ростом, прямой осанкой, человеческой походкой. Рука их более развита, а стопа приобрела небольшой свод, позвоночник получил некоторые изгибы, что уравновешивало вертикальное положение туловища. Объем мозга – 800-1200 см Формирование речи, наиболее развиты доли мозга, управляющие высшей нервной деятельностью. Коллективная охота требовала не только общения, но и способствовала развитию социальной организации, которая имела явно человеческий характер, т.к. опиралась на разделением труда между мужчинами – охотниками и женщинами – собирателями пищи и хранителями огня.
Неандерталец – объем мозга – 1200-1400 см. Высокая культура изготовления орудий. Совершенствование речи и племенных отношений. Сильные, выносливые, они первые, приспособившиеся к жизни в суровом климате. У них появляются обряды, забота о потомстве, передаче опыта. Использовали огонь для приготовления пищи – жарили мясо, шили одежду из шкур, которые очищались от жира, сушились над огнем, чтобы придать им мягкость и гибкость. Это говорит о развитости мышления.
Кроманьонец – тип современного человека. Жил в пещерах или хижинах в самом конце ледниковой эпохи. Они научились делать множество орудий, использовали метательные устройства, ловили рыбу при помощи гарпунов. Вероятно, они были первыми, кто научился делать иглы и шить. Они делали ожерелья из камешков, ракушек… Во Франции и Испании обнаружены наскальные рисунки, которым более 30 тыс. лет. Рисунки заклинания, предсказания, победы над хищником, а сегодня – нам привет от них.
Становление человека разумного отмечено 2-мя важными моментами:
- с одной стороны - завершается формирование морфологического типа
- с другой – биологическая эволюция постепенно затухала и сменялась социальным развитием
С эволюционной точки зрения возникновение человека – это крупнейший ароморфоз, не имевший себе равного во всей истории жизни на Земле. Общей закономерностью был все ускоряющийся темп антропогенеза. Филогенетическое развитие гоминид представляет собой яркий пример «мозаичной эволюции», характеризующейся неравномерным темпом развития органов и систем органов. Прогрессивной эволюции мозга предшествовало прямохождение и связанное с ним преобразование тазовых костей и передних конечностей. Характерная черта антропогенеза – однонаправленность эволюционных преобразований, связанных с постепенным развитием прямохождения, нарастанием способности к накоплению и практическому использованию информации об окружающей среде, совершенствованием коллективного образа жизни.
Учитель: Что же двигало этим? Какие точки зрения по этому поводу вы знаете?
Ученик: Уникальность процесса становления биосоциальной природы чело-века определялась своеобразным действием движущих сил антропогенеза.
По вопросу соотношения биологических и социальных факторов антропогенеза существуют разные мнения. Одни считают, что движущая сила антропогенеза заключалась в единстве действия биологических и социальных факторов. Другие придерживаются мнения, что это факты, которые действовали параллельно, но в итоге привели к одному результату. Кроме того, имеются принципиальные разногласия по вопросу о том, какие факторы играли ведущую роль в эволюции предков человека. В зарубежной литературе – это исключительно БЗС и отбор. Фальсификация взглядов Ч. Дарвина на БЗС как причину антропогенеза явилась источником реакционного направления в буржуазной социологии – социал-дарвинизма.
Граф де Гобино утверждал, что высшей расой среди всех человеческих рас является арийская раса, а сторонники расовой гигиены считали, что интеллект и моральные качества определяются исключительно его наследственными задатками, поэтому социальное положение обусловлено чисто генетическими факторами.
Для процесса антропогенеза необходимы были другие, дополнительные источники изменчивости. И что же это может быть? Есть мнения?
Д.К. Беляев утверждает, что увеличение массы и усложнение мозга в входе эволюции гоминид не ограничивалась совершенствованием нервных механизмов, а сочеталась с эндокринной. На примерах показывает, что в условиях одомашнивания наблюдается резкая дестабилизация многих функций организма, обусловленная и привыканием к человеку. Одна из важнейших особенностей эволюции человека заключалась в том, что в результате стрессовых реакций при общении предков человека друг с другом изменялась вся система нейроэндокринных регуляций, что в свою очередь вызвало широкий размах изменчивости по самым разным признакам. Этот источник генетической изменчивости играл существенную роль в прогрессивной эволюции гоминид. Ученые давно предполагали, что в прогрессивных эволюционных преобразованиях ( в происхождении человека) важны не столько изменения самих генов, сколько изменение их активности. Даже небольшое изменение нуклеотидной последовательности одного – единственного гена-регулятора может привести к драматическим изменениям активности многих других генов, а это, в свою очередь, может вызвать радикальные перемены в строении организма. Ученые выявили 110 генов, активность которых различается у человека и шимпанзе (5 активнее у людей и 55 – у наших ближайших родственников) Выявлено49 генов, активность которых изменилась именно в человеческой линии (30 генов увеличили активность, 19 понизили). Интересно, что у шимпанзе транскрипционных факторов оказалось всего 9%, причем у половины из них активность повысилась, а у половины - понизилась. Между прочим, исследования на мушках дрозофилах тоже не показали сильных изменений в активности транскрипционных факторов. Похоже, усиленная экспрессия многих регуляторных генов- специфическая особенность эволюции именно человеческой линии. Смысл данного явления пока не вполне ясен.
Учитель: Сенкевич однажды в передаче сказал, что природа никогда не пере станет нас удивлять, т.к. постоянно открывается что-то новое, неизвестное не похожее на предыдущее или просто измененное. А что можно сказать о человеке как составной части природы и общества?
Человек – неотъемлемая часть природы во все времена. Меняется ли его облик, можно ли ждать таких изменений в будущем? Рассмотрим, как действуют эволюционные факторы в сегодняшнем обществе. Во-первых, все меньшее значение имеет изоляция, во- вторых, резко ослабляется значение случайных изменений численности в человеческом обществе. 12-14 веках во время эпидемии чумы население могло сокращаться в течение 1-2-х лет в несколько раз, то в настоящее время, благодаря развитию медицины, таких колебаний численности не наблюдается. Таким образом, значение волн численности как эволюционного фактора тоже падает. Сложнее с мутационным процессом и естественным отбором. В Англии в 1922 г. только 22% случаев слепоты были наследственны, а в 1952 г. уже 68% слепоты имело наследственную основу. В популяциях накапливается все больше неблагоприятных мутаций: сейчас выживает много людей, которые раньше наверняка бы не выжили. Популяция все более насыщается мутациями еще и потому, что п-высился уровень радиоактивного излучения, то же происходит при засорении биосферы химическими веществами, которые вызывают мутации. В развитом обществе социальные закономерности действуют сильнее, чем отбор. Именно социальные – общественные закономерности определяют успех того или иного человека.
Учитель: Да, ведущую роль на современном этапе стали играть социальные факторы, однако жизнедеятельность каждого человека подчинена биологическим закономерностям. Сохраняет все свое значение и мутационный процесс как источник генотипической изменчивости. В известной мере действует стабилизирующая форма естественного отбора, устраняя резко выра-женные отклонения от средней нормы. В процессе социальной эволюции человечества создаются более благоприятные возможности для раскрытия индивидуально- сти каждого человека, его личных качеств. Общественный характер труда позволил выделить человека из природы, создать для себя искусственную среду обитания. Каждый из нас обладает неповторимым, уникальным, м.б. самым лучшим, неповторимым.
3. Подведение итога. Решите, правильно или неправильно то или иное предложенное суждение:
- Человек относится к ласу млекопитающих
- Копчиковая кость в скелете человека – атавизм
- Аппендикс у человека – рудимент
- Густой волосяной покров у человека – атавизм
5.Человек и человекообразные обезьяны – близкородственные организмы.
6.Трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление относятся к социальным факторам
8.Движущими силами антропогенеза являются только социальные факторы
7. Анализ работ. Выставление оценок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Этапы эволюции человека"
Урок-лекция с элементами диспута и поиска по теме «Антропогенез». Рассматриваются вопросы эволюции (биологической и социальной) австралопитеков, древнейших и древних людей, содержит теоретический мате...
Урок-конференция "Современный этап эволюции человека. Расы и расогенез" 11 класс
Интегрированный урок с использованием информационных технологий...
Этапы эволюция человека
Данный урок способствует развитию материалестического мировозрения, умению учащихся выступать перед коллективом, анализировать свою работу и работу товарища....
Методические рекомендации к изучению темы "Происхождение и этапы эволюции человека". Проектная деятельность
Данный проект охватывает учебную тему«Происхождение человека»,на которую в учебном плане 11 класса отводится 6 часов.Почему именно эта тема выбрана для проектной деятельности?Учащиеся име...
методическая разработка урока "Современный этап эволюции человека"
Конспект урока биологии для 11 класса...
«Основные этапы эволюции человека» - тренировочные тесты биологии в 8 классе
Цель: показать взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза; выделить основные этапы в эволюции человека; научить анализировать факты в определённой логической последовательности; сти...
Презентация к уроку биология 8 класс "Этапы эволюции человека"
Презентация может быть использована при проведении урока биологии в 8 классе....