Проблема развития умений по оказанию первой доврачебной помощи у учащихся восьмых классов на уроках биологии
статья по биологии на тему
Умение своевремено и правильно оказывать первую доврачебную помощь является важным умением в современном мире. Несмотря на очевидную социальную значимость готовности учащихся оказывать первую доврачебную помощь, в реальном образовательном процессе по биологии формированию соответствующих умений уделяется недостаточное внимание. Установлено, что учителя биологии позитивно относятся к необходимости формирования у учащихся умений оказывать первую доврачебную помощь, но отмечают недостаточное программно-методическое обеспечение и нехватку оборудования, в качестве причин, затрудняющих развитие умений оказывать первую доврачебную помощь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_abdullina_p.v._po_biologii_.docx | 20.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Абдуллина Полина Владимировна,
Учитель биологии школы № 77 с углубленным изучением химии
г. Санкт-Петербурга
Проблема развития умений по оказанию первой доврачебной помощи у учащихся восьмых классов на уроках биологии
Проблема сохранения жизни и здоровья человека в ситуациях, когда требуется немедленная доврачебная помощь, имеет общенациональное и государственное значение, так как здоровье – важнейший компонент человеческого счастья, одно из ведущих условий успешного развития отдельного индивида и социума в целом. Именно поэтому современному обществу необходимы активные и ответственные люди, способные за короткий период времени организованно и правильно оказать помощь пострадавшему.
В настоящее время проблема формирования готовности учащихся оказывать первую доврачебную помощь находит отражение в целях общего среднего образования на всех ступенях и закреплена в федеральном государственном общеобразовательном стандарте (ФГОС) в предметных результатах освоения основной образовательной программы основного общего образования по биологии: «Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать развитие ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей…»
Данное положение конкретизируется в качестве предметного результата освоения курса биологии в школе, где отмечается необходимость формирования «приемов оказания первой помощи и рациональной организации труда и отдыха…». Действительно, содержание биологического образования обладает большими возможностями осуществлять развитие умений правильно оказывать первую доврачебную помощь, что реализуется, прежде всего, при изучении раздела «Человек и его здоровье».
Немалый вклад в исследования проблемы формирования умений у школьников внесли психологи и педагоги: Бобров А. А., Кабанова-Меллер Е.Н., Усова А. В., Леонтьев А. Н. А такие методисты, как Бруновт Е. П., Воронин Л. Г., Маш Р. Д., Яковлева О. С. занимались исследованиями, посвященными развитию умений оказывать первую доврачебную помощь при изучении биологии.
Проведенное исследование об отношении учителей биологии г. Санкт-Петербурга (всего было опрошено 37 человек) к проблеме развития у школьников умений оказывать первую доврачебную помощь показало, что все опрошенные считают необходимым развивать у школьников данные умения.
Наиболее используемые методы, применяемые учителями при формировании умений по оказанию первой доврачебной помощи обучения: объяснение (данный метод используют 24 опрошенных – 64,9%), демонстрация – 22 человека (59,5%), учебный фильм – 15 человек (40,5%), презентация – 10 человек (27,0%), практические работы – 9 человек (24,3%) и лабораторные работы применяют всего 2 человека (5,4%). Практическая работа является оптимальным методом, так как ученики могут непосредственно провести меры оказания первой доврачебной помощи путем упражнения, то есть выполнять действия, основываясь на полученных знаниях. Скорее всего, не все опрошенные учителя выбрали данный метод, потому что на уроке требуется много времени для проведения практической работы. А также имеется сложность в отслеживании правильности выполнения операций, входящих в состав данного умения. На лабораторных работах возможно формировать умения оказывать первую доврачебную помощь при нарушениях дыхания, но для этого требуется специальное оборудование – например, тренажер для сердечно-легочной и мозговой реанимации, который, вероятно, есть далеко не во всех школах. Другие методы не позволяют отрабатывать операции, входящие в состав умений.
Из затруднений, вызываемых у учителей при проведении уроков, связанных с развитием умений по оказанию первой доврачебной помощи можно выделить следующие: нехватка средств и оборудования для проведения уроков, где развиваются знания и умения по оказанию первой доврачебной помощи (данную проблему выделили 14 человек – 37,8% опрошенных). «Недостаток учебного времени» - так ответили 12 учителей (32,4%) на заданный вопрос. Вероятно, учителя уделяют больше внимания знаниям, а не умениям, поэтому на формирование умений оставляют мало времени, либо вообще ограничиваются только формированием знаний о способах помощи. У нескольких опрошенных (7 человек – 9,7%) затруднения вызывает организация деятельности класса во время проведения уроков по первой доврачебной помощи. Безусловно, формирование умений по оказанию первой доврачебной помощи на уроках происходит с помощью таких активных форм, как практическая работа, лабораторная работа, работа в группах, ролевая игра и т.д., при которых ученики непременно общаются, требует тщательной подготовки. Написавшие такой вариант, учителя, скорее всего, большинство уроков проводят традиционным способом. 2 учителя биологии (5,4%) в качестве трудности назвали индивидуальную оценку сформированности умений школьников. Вероятно, этим педагогам сложно оценить сразу всех учеников. Помимо учителей, у которых проведение уроков по первой доврачебной помощи вызывало какие-то трудности, были и те (2 человека – 5,4%), кто вовсе не испытывает сложностей при проведении таких уроков.
Таким образом, современное школьное биологическое образование обладает возможностями формировать такие умения у школьников. Однако учителя не уделяют столь должного внимания развитию у восьмиклассников умений по оказанию первой доврачебной помощи, кроме того, существенным пробелом, является отсутствие во многих школах интерактивных обучающих тренажеров.
Список литературы:
1. Анисимова В. С. Самостоятельные работы учащихся по анатомии и гигиене человека : пособие для учителя / В. С. Анисимова, Е. П. Бруновт, Л. В. Реброва. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 128 с.: ил.
2. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение / Е. Н. Кабанова-Миллер. – М.: Знание, 1986. – 96 с. – (Новое в жизни, науке, технике. «Педагогика и психология» №6).
3. Леонтьев А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А. Н. Леонтьев; под ред. Д. А. Леонтьева, А. А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2009. – 423 с. – (Живая классика).
4. Маш Р. Д. Вопросы гигиены в школьных учебниках по естествознанию в России / Р. Д. Маш // Биология в школе. – 1990. – № 6. – С. 54-57.
5. Маш Р. Д. О путях совершенствования преподавания раздела «Человек и его здоровье» / Р. Д. Маш, Л. М. Сойбельман // Биология в школе. – 1988. – № 1. – С. 19-24.
6. Маш Р. Д. Человек и его здоровье: Сборник опытов и заданий с ответами по биологии для 9(8) кл. общеобразоват. учреждений / Р. Д. Маш. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2000. – 206 с.: ил.
7. Усова А. В. Формирование у учащихся учебных умений / А. В. Усова, А. А. Бобров. – М.: Знание, 1987. – 80 с. – (Новое в жизни, науке, технике. «Педагогика и психология»; №7).
8. Усова А. В. Методика формирования у учащихся учебных умений и навыков: Методические рекомендации для студентов и учителей школ / А. В. Усова; под общ. ред. М.Н. Тушева. – Челябинск: Челябинский рабочий, 1982. – 31 с.
9. Усова А. В. Формирование у учащихся учебных умений / А. В. Усова, А. А. Бобров. – М.: Знание, 1987. – 80 с. – (Новое в жизни, науке, технике. «Педагогика и психология»; №7).
10. Яковлева О. С. Школьные опыты и лабораторные занятия по курсу анатомии и физиологии человека : Пособие для преподавателей биологии средней школы / О. С. Яковлева. – 2-е изд. – М.: Учпедгиз, 1961. – 168 с.: ил.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 г. – Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm1897-1.pdf, свободный. – загл. с экрана. - на рус. яз. (Дата обращения: 12.04.2016).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оказание первой доврачебной помощи
Оказание первой доврачебной помощи при переломах костей.Практическая работа №1.Цель:1) сформировать умение наложения шин и повязок, стерильных повязок;2) научить обнаруживать переломы на рентген...
Оказание первой доврачебной помощи учащимся при внезапных заболеваниях и при воздействии неблагоприятных факторов
Каждый человек должен уметь оказать первую помощь по мере своих способностей и возможностей.Правильно оказанная первая помощь сокращает время специального лечения, способствует быстрейшему зажив...
Ситуационные задачи по БЖД по теме "Оказание первой доврачебной помощи"
Решение ситуационных задач на уроках БЖД по теме "Оказание первой доврачебной помощи....
Тесты для проверки и закрепления знаний по разделу "Оказание первой доврачебной помощи" 11 класс
Тесты для проверки и закрепления знаний по разделу "Оказание первой доврачебной помощи" для учащихся 11 классов включают в себя тесты по оказанию "ПМП при кровотечениях и ранениях", "ПМП при острой се...
Тест для проверки и закрепления знаний по презентации "Основы оказания первой доврачебной помощи" 11 класс
Предлагаемое тестирование можно использовать после проведения урока на основе презентации "Основы оказания первой доврачебной помощи", перед практическим занятием по отработке первичны...
Уроки оказания первой доврачебной помощи
Необходимые знания и навыки при оказании первой доврачебной помощи...
Урок "Травмы опорно-двигательной системы и оказание первой доврачебной помощи"
Данную разработку урока можно использовать при изучении курса биологии" Человек" и на занятиях внеурочной деятельности. Данный урок включает в себя элементы проблемного обучения и технологии...