урок биологии в 6 классе на тему "Соцветия"
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему
материал содержит полную методическую разработку урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_sotsvetiya.docx | 51.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: Соцветия. Лабораторная работа «Соцветия».
Цели: познакомить учащихся с наиболее распространенными соцветиями и показать их биологическое значение, научить учащихся определять типы соцветий.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся умеют распознавать наиболее распространенные типы соцветий.
Метапредметные: развивается навык выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке, оформления ее результатов и умение на их основании делать вывод о биологическом значении соцветий.
Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.
Формирование УУД:
Личностных: развитие внутренней мотивации к изучению реальных объектов в действительности, воспитание бережного ценностного отношения к растениям, формирование положительных эмоций, самореализация личности подростка в коллективе посредством общения и контакта с природными объектами в условиях учебно-практической деятельности.
Познавательных: формирование умений работать с информацией, развивать познавательную активность, знакомство с основными типами соцветий покрытосеменных растений, их биологическим значением в природе; формирование умений строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий, опираться в поиске решений на собственный опыт.
Регулятивных: формирование умений выполнять задание преподавателя, волевая саморегуляция.
Коммуникативных: формирование умений работать в группе, работать над приобретением навыков сотрудничества; самосовершенствование через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группе по алгоритму: «- Я; - Мы; - Дело».
Основные понятия урока: соцветие, виды соцветий (простой колос, початок, простой зонтик, корзинка, головка, сложный зонтик, кисть, щиток, сложный колос).
Деятельность учащихся:работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении.
Методы: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, индуктивный, частично-поисковый.
Оборудование: раздаточные гербарные материалы, живые комнатные растения, таблица «Соцветия».
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
- Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Здравствуйте, рада приветствовать вас на нашем не совсем обычном уроке. Сегодня мы продолжаем наше путешествие по миру цветковых растений.
Большую часть путешествия вы будете совершать, выполняя задания в группах. Поэтому вспомним основные правила работы в группе:
Слайд 1.
- Не говорить всем сразу;
- Всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);
- Перед работой нужно договориться, кто что будет делать;
- Не спорить зря, а доказывать, объяснять;
- Стараться понять друг друга;
- Возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично: «Саша, ты не сказал, что …».
- Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
- Кроссворд.
Прежде чем отправиться в путешествие, необходимо приобрести групповой билет. Вашим билетом будет разгаданный кроссворд. На работу 10 минут.
Задание: разгадать кроссворд.
1 | ||||||||||||||||||
14 | ||||||||||||||||||
2 | 4 | 5 | ||||||||||||||||
13 | ||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||
12 | ||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||
6 | 10 | |||||||||||||||||
15 | ||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||
11 | 16 | |||||||||||||||||
- То, из чего состоит венчик.
- Находится в основном в центре цветка.
- Верхняя, расширенная часть, тоненького стебелька, которая может принимать различную форму.
- Их много и они окружают пестик.
- Самая длинная часть пестика.
- У тополя тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные — на других, поэтому тополь - … растение.
- Ее образуют чашелистики.
- Тоненький стебелек, на котором у большинства растений сидит цветок.
- Часть пестика, где прикрепляется пыльца.
- Как правило, нижняя часть пестика.
- Внутри него созревает пыльца.
- Именно из них после цветения развиваются семена.
- Его составляют лепестки.
- Может быть двойным или простым.
- Наружные листочки, которые образуют чашечку.
- Растения, у которых пестичные и тычиночные цветки развиваются на одном растении называются …
1л | ||||||||||||||||||
е | 14о | |||||||||||||||||
2п | е | с | 4т | и | к | 5с | к | |||||||||||
е | ы | т | о | |||||||||||||||
с | ч | о | 13в | л | ||||||||||||||
т | и | 9р | ы | л | ь | ц | е | о | ||||||||||
3ц | о | н | б | н | ц | |||||||||||||
в | к | к | 12с | и | ч | в | ||||||||||||
е | 7ч | а | ш | е | ч | к | а | и | е | |||||||||
т | м | к | т | |||||||||||||||
о | 6д | 10з | а | в | я | з | ь | н | ||||||||||
л | в | з | и | |||||||||||||||
о | у | 15ч | а | ш | е | л | и | с | т | и | к | |||||||
ж | д | ч | ||||||||||||||||
8ц | в | е | т | о | н | о | ж | к | а | |||||||||
м | т | |||||||||||||||||
11п | ы | л | ь | н | и | к | 16о | д | н | о | д | о | м | н | о | е | ||
о | к | |||||||||||||||||
е |
- Этап выявления места и причины затруднения.
Билеты приобретены, пора отправляться в путешествие.
Слайд 2.
- Все ли растения имеют крупные цветки, расположенные поодиночке?
(Нет)
Как известно, цветки бывают крупные и мелкие. Крупные цветки обычно на растениях расположены поодиночке. Немногие растения имеют одиночно расположенные на концах побегов (маки, тюльпаны, пионы, магнолии) или на стволах и ветвях (гледичия каспийская) крупные ярко окрашенные цветки.
В природе чаще встречаются мелкие цветки, которые расположены группами, образуя вместе из всех цветков общее соцветие.
Слайд 3.
Запишите тему урока: «Соцветия».
- Что мы должны узнать сегодня на уроке? Чему научиться?
(Варианты ответов учащихся)
Итак, что такое соцветие, какие виды соцветий встречаются в природе и каково биологическое значение соцветий, вы узнаете сегодня на уроке.
- Этап построения проекта выхода из затруднения.
Ребята, послушайте сказку, но не простую, а биологическую:
В некотором цветковом царстве, покрытосеменном государстве жили-были жители. Были среди них жители знатные – имели они крупные цветки с яркой окраской да сильным ароматом. Часто в гости к ним жаловали гости заморские, полакомиться угощением: сладким нектаром, да вкусной пыльцой. Были в этом царстве-государстве и другие бедные жители – мелкие да неприметные. И красивы они были, и аромат у них был приятный, и нектар вкусный да сладкий. Но гости заморские к ним не хаживали, потому что не замечали их. Обидно было этим жителям. И вот решили они объединиться. Может, вместе они заметнее станут? Так и вышло. Вот так в этом славном государстве восторжествовала справедливость. Наряду с крупными одиночными жителями появились группы - ………
(Соцветия).
Слайд 4.
Вопросы к сказке:
- О каком царстве-государстве говорилось в сказке?
(Царство Растений, отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения.)
- Кто были жители этого царства?
(Знатные жители - Цветковые растения с крупными цветками, бедные жители – Цветковые растения с мелкими цветками.)
- Кто такие гости заморские?
(Насекомые - опылители.)
- Чем привлекали к себе заморских гостей (насекомых) знатные жители царства?
(Яркой окраской венчика цветка, приятным ароматом, вкусным нектаром и пыльцой.)
- Как бедные жители сумели привлечь к себе насекомых?
(Они объединились в группы – соцветия.)
- В чем состоит биологическое значение соцветий?
(Мелкие цветки, собранные в соцветия, хорошо заметны для насекомых – опылителей.)
- Этап реализации построенного проекта
Слайд 5.
По ходу рассказа учителя, выполняется задание №49 в РТ.
Биологический смысл возникновения соцветий - в возрастающей вероятности опыления цветков как ветроопыляемых, так и насекомоопыляемых растений.
В соцветия собраны мелкие цветки, что делает их хорошо заметными для насекомых опылителей. Несомненно, что насекомое за единицу времени посетит гораздо больше цветков, если они собраны в соцветия. Кроме того, цветки, собранные в соцветия, более заметны среди зелени листьев, нежели одиночные цветки.
Многие поникающие соцветия легко раскачиваются под влиянием движения воздуха, способствуя тем самым рассеиванию большого количества пыльцы.
Слайд 6.
- Что же такое соцветия?
В учебнике §12 найдите определение, что называют соцветием.
Соцветия – это группы цветков, расположенных близко один к другому на одном общем цветоносном побеге в определенном порядке.
Запишите это определение в свои тетради.
Слайд 7.Количество цветков в соцветии сильно варьирует - от 1-3 (у гороха) до нескольких десятков тысяч (у некоторых пальм). Размеры соцветий также различны: от 2-3 мм до 5 м в диаметре и 14 м длиной.
Слайд 8.
Цветки, собранные в соцветия, прикрепляются к стеблю, который называют главной осью. К главной оси цветки прикрепляются при помощи коротких или длинных цветоножек. В основании цветоножек имеются мелкие листочки – прицветники.
Слайд 9.
Соцветия бывают простыми и сложными.
Простые соцветия имеют одну ось, на которой на цветоножках или без них располагаются цветки. У сложных соцветий от главной оси отходят оси второго порядка (боковые) с расположенными на них цветками.
Слайд 10-17.
В природе наиболее распространены следующие типы простых соцветий:
- Кисть - соцветиехарактеризуются удлинённой главной осью и цветками на хорошо выраженных цветоножках более или менее одинаковой длины. Внешний облик кистей может сильно варьировать (ландыш, фиалка трёхцветная, черёмуха, иван-чай, сурепка обыкновенная, колокольчик персиколистный, вероника длиннолистная, горох посевной;
- Простой колос - соцветие с хорошо развитой главной осью и сидячими цветками (подорожник);
- Зонтик — цветки с одинаковой длиной цветоножки отходят от одной точки оси (вишня);
- Корзинка — многочисленные мелкие сидячие цветки находятся на утолщенном расширенном цветоложе (подсолнечник, ромашка, одуванчик, василек синий и др.). Снаружи растение защищено зелеными листьями —оберткой;
- Головка - имеет укороченную и утолщенную ось, а цветки располагаются на коротких цветоножках или сидячие (клевер);
- Початок - в отличие от простого колоса имеет сильно утолщенную ось (кукуруза);
- Щиток — цветки расположены почти в одной плоскости, а цветоножки имеют различную длину и отходят от оси из разных точек (груша, спирея);
- Завиток - от главной оси, несущей один цветок, ниже отходит другая одноцветковая ось, затем третья, а далее более молодая часть с нераспустившимися цветками.
- Сережка – похоже на колос и кисть, главная ось очень гибкая, после цветения отрывается от растения.
Слайд 18-22.
Сложные соцветия состоят из простых соцветий, расположенных на главной оси. По общему плану строения они сходны с простыми соцветиями и носят одноименные с ними названия - сложная кисть, сложный колос, сложный зонтик, сложный щиток.
- Сложный колос – отдельные простые колоски на главной оси, на каждом колоске по 2-3 цветка (пшеница, ячмень, рожь).
- Сложная кисть – от главной оси отходят боковые ветвящееся оси на которых расположены цветки в два ряда. Сложная кисть у некоторых злаков называется метелкой (сирень, бирючина, гортензия метельчатая, мятлик, виноград и др.).
- Сложный зонтик – состоит из множества простых зонтиков (душица, тмин, укроп, морковь).
- Сложный щиток – видоизмененная метелка с укороченными междоузлиями главной оси (калина, бузина, рябина и др.).
- Сложный початок – соцветие, у которого на длинном утолщенном общем цветоносном побеге располагаются простые колоски, состоящие из 2-3-х сидячих цветков (пестичное соцветие кукурузы)
- Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
- Лабораторная работа «Соцветия».
Слайд 23.
Работа выполняется по инструктивной карточке на с.66 учебника и оформляется в РТ задание №48.
- Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Выполнение в РТ задания №47.
- Этап включения в систему знаний и повторения.
Слайд 24.
Задание: найдите лишнее и объясните свою точку зрения.
- Клевер, черемуха, капуста, ландыш.
(Лишнее – клевер, имеющий соцветие – головка. Остальные имеют соцветие – кисть.)
- Сирень, ячмень, вишня, морковь.
(Лишнее – вишня. Она имеет простое соцветие – зонтик. Остальные растения имеют сложные соцветия: сирень – метелка, ячмень – сложный колос, морковь – сложный зонтик.)
- Аир, белокрыльник, кала, подорожник.
(Лишнее - подорожник, имеющий соцветие – простой колос. Другие растения имеют соцветие – початок.)
- Астра, одуванчик, клевер, подсолнечник.
(Лишнее –клевер, так как оно имеет соцветие – головка. У остальных соцветие – корзинка.)
- Ятрышник, чистотел, сирень, антуриум, белокрыльник.
(Лишнее –сирень, имеющая сложное соцветие –метелка. У других растений соцветия простые: ятрышник – простой колос, чистотел – простой зонтик, антуриум и белокрыльник – початок.)
- Информация о Д\З, инструктаж по его выполнению.
Слайд 25.
§ 12, ответить на вопросы в конце параграфа.
Придумать сложное соцветие, состоящее из нескольких простых. Нарисовать схему этого соцветия и сам цветок (внешний вид)
- Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Слайд 26.
Закончите предложения:
- Я (мы) узнал(и) …
- У меня (нас) лучше всего получилось
- В ходе работы удалось научиться…
- Порадовались тому, что…
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Дополнительная информация к уроку
Самое большое соцветие имеет пуйя Раймонда, редкое растение семейства бромелиевых, из Боливии. Прямая метелка этого растение диаметром 2,4 м и поднимается на высоту 10,7 м. Каждое соцветие состоит примерно из 8 000 белых цветков. Растение зацветает только после 80-150 лет жизни. После цветения растение погибает.
Самое маленькое соцветие имеет растение ряска австралийская.
Обычно соцветия группируются близ верхней части растения на концах ветвей, но иногда, особенно у тропических деревьев, возникают на стволах и толстых ветвях. Такое явление известно под названием каулифлории. В качестве примера можно привести шоколадное дерево. Считается, что в условиях тропического леса каулифлория делает цветки более доступными для насекомых-опылителей. Другой пример каулифлории - у широко культивируемого в Крыму и на Кавказе бобового растения - церциса рожкового.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии. 7 класс. «Класс Млекопитающие. Отряд Приматы». (Презентация).
Урок разработан по программе В.В. Пасечника. Цель урока: углубить и расширить понятие о классе млекопитающих, показать их многообразие, особенности строения, выделить особенности отряда Приматы....
Урок биологии 8 класс Контрольно-обобщающий урок по теме «Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь»
Контрольно-обобщающий урок по теме«Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь» Цели: обобщить и проверить знания по теме «строение кровеносной и дыхательной системы» продолжить разви...
урок биологии 7 класс "Класс Птицы. Общая характеристика"
Презентация к уроку 7 класса содержит информационный и иллюстративный материал об особенностях строения птиц, связанных с полётом. Рассматриваются особенности жизнедеятельности, обмена веществ. ...
Урок биологии 6 класс "Класс Двудольные. Семейство Паслёновые"
Разработка направлена на изучение растений класса Двудольные семейства Паслёновые. Сравнительная характеристика классов отдела Цветковые растения. Подробная характеристика семейства паслёновые (...
Класс Головоногие моллюски урок биологии 7 класс УМК Пономарёвой
Презентация содержит биологические задачи по теме Класс Двустворчатые моллюски, слайды по теме Головоногие моллюски и закрепление по теме Головоногие моллюски...
План-конспект урока биологии (7 класс) по теме "Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб"
Тема: « Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб»...
Урок биологии 5 класс "Методы исследования в биологии"
Презентация к уроку "Методы исследования в биологии" для обучающихся 5-го класса. Учебная линия В.В. Пасечника....