урок биологии в 6 классе на тему "Соцветия"
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Трохина Татьяна Егоровна

материал содержит полную методическую разработку урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sotsvetiya.docx51.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: Соцветия. Лабораторная работа «Соцветия».

Цели: познакомить учащихся с наиболее распространенными соцветиями и показать их биологическое значение, научить учащихся определять типы соцветий.

        Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся умеют распознавать наиболее распространенные типы соцветий.

Метапредметные: развивается навык выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке, оформления ее результатов и умение на их основании делать вывод о биологическом значении соцветий.

Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

Формирование УУД:

Личностных: развитие внутренней мотивации к изучению реальных объектов в действительности, воспитание бережного ценностного отношения к растениям, формирование положительных эмоций, самореализация личности подростка в коллективе посредством общения и контакта с природными объектами в условиях учебно-практической деятельности.

Познавательных: формирование умений работать с информацией, развивать познавательную активность, знакомство с основными типами соцветий покрытосеменных растений, их биологическим значением в природе; формирование умений строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий, опираться в поиске решений на собственный опыт.

Регулятивных: формирование умений выполнять задание преподавателя, волевая саморегуляция.

Коммуникативных: формирование умений работать в группе, работать над приобретением навыков сотрудничества; самосовершенствование через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группе по алгоритму: «- Я; - Мы; - Дело».

Основные понятия урока: соцветие, виды соцветий (простой колос, початок, простой зонтик, корзинка, головка, сложный зонтик, кисть, щиток, сложный колос).

Деятельность учащихся:работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении.

Методы: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, индуктивный, частично-поисковый.

Оборудование: раздаточные гербарные материалы, живые комнатные растения, таблица «Соцветия».

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Здравствуйте, рада приветствовать вас на нашем не совсем обычном уроке. Сегодня мы продолжаем наше путешествие по миру цветковых растений.

Большую часть путешествия вы будете совершать, выполняя задания в группах. Поэтому вспомним основные правила работы в группе:

Слайд 1.

  1. Не говорить всем сразу;
  2. Всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);
  3. Перед работой нужно договориться, кто что будет делать;
  4. Не спорить зря, а доказывать, объяснять;
  5. Стараться понять друг друга;
  6. Возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично: «Саша, ты не сказал, что …».
  1. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
  • Кроссворд.

Прежде чем отправиться в путешествие, необходимо приобрести групповой билет. Вашим билетом будет разгаданный кроссворд. На работу 10 минут.

Задание: разгадать кроссворд.

1

14

2

4

5

13

9

3

12

7

6

10

15

8

11

16

  1. То, из чего состоит венчик.
  2. Находится в основном в центре цветка.
  3. Верхняя, расширенная часть, тоненького стебелька, которая может принимать различную форму.
  4. Их много и они окружают пестик.
  5. Самая длинная часть пестика.
  6. У тополя тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные — на других, поэтому тополь - … растение.
  7. Ее образуют чашелистики.
  8. Тоненький стебелек, на котором у большинства растений сидит цветок.
  9. Часть пестика, где прикрепляется пыльца.
  10. Как правило, нижняя часть пестика.
  11. Внутри него созревает пыльца.
  12. Именно из них после цветения развиваются семена.
  13. Его составляют лепестки.
  14. Может быть двойным или простым.
  15. Наружные листочки, которые образуют чашечку.
  16. Растения, у которых пестичные и тычиночные цветки развиваются на одном растении называются …

1л

е

14о

2п

е

с

4т

и

к

5с

к

е

ы

т

о

с

ч

о

13в

л

т

и

9р

ы

л

ь

ц

е

о

3ц

о

н

б

н

ц

в

к

к

12с

и

ч

в

е

7ч

а

ш

е

ч

к

а

и

е

т

м

к

т

о

6д

10з

а

в

я

з

ь

н

л

в

з

и

о

у

15ч

а

ш

е

л

и

с

т

и

к

ж

д

ч

8ц

в

е

т

о

н

о

ж

к

а

м

т

11п

ы

л

ь

н

и

к

16о

д

н

о

д

о

м

н

о

е

о

к

е

  1. Этап выявления места и причины затруднения.

Билеты приобретены, пора отправляться в путешествие.

Слайд 2.

- Все ли растения имеют крупные цветки, расположенные поодиночке?

(Нет)

Как известно, цветки бывают крупные и мелкие. Крупные цветки обычно на растениях расположены поодиночке. Немногие растения имеют одиночно расположенные на концах побегов (маки, тюльпаны, пионы, магнолии) или на стволах и ветвях (гледичия каспийская) крупные ярко окрашенные цветки.

В природе чаще встречаются мелкие цветки, которые расположены группами, образуя вместе из всех цветков общее соцветие.

Слайд 3.

Запишите тему урока: «Соцветия».

- Что мы должны узнать сегодня на уроке? Чему научиться?

(Варианты ответов учащихся)

Итак, что такое соцветие, какие виды соцветий встречаются в природе и каково биологическое значение соцветий, вы узнаете сегодня на уроке.

  1. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Ребята, послушайте сказку, но не простую, а биологическую:

В некотором цветковом царстве, покрытосеменном государстве жили-были жители. Были среди них жители знатные – имели они крупные цветки с яркой окраской да сильным ароматом. Часто в гости к ним жаловали гости заморские, полакомиться угощением: сладким нектаром, да вкусной пыльцой. Были в этом царстве-государстве и другие бедные жители – мелкие да неприметные. И красивы они были, и аромат у них был приятный, и нектар вкусный да сладкий. Но гости заморские к ним не хаживали, потому что не замечали их. Обидно было этим жителям. И вот решили они объединиться. Может, вместе они заметнее станут? Так и вышло. Вот так в этом славном государстве восторжествовала справедливость. Наряду с крупными одиночными жителями появились группы - ………

(Соцветия).

Слайд 4.

Вопросы к сказке:

- О каком царстве-государстве говорилось в сказке?

(Царство Растений, отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения.)

- Кто были жители этого царства?

(Знатные жители - Цветковые растения с крупными цветками, бедные жители – Цветковые растения с мелкими цветками.)

- Кто такие гости заморские?

(Насекомые - опылители.)

- Чем привлекали к себе заморских гостей (насекомых) знатные жители царства?

(Яркой окраской венчика цветка, приятным ароматом, вкусным нектаром и пыльцой.)

- Как бедные жители сумели привлечь к себе насекомых?

(Они объединились в группы – соцветия.)

- В чем состоит биологическое значение соцветий?

(Мелкие цветки, собранные в соцветия, хорошо заметны для насекомых – опылителей.)

  1. Этап реализации построенного проекта

Слайд 5.

По ходу рассказа учителя, выполняется задание №49 в РТ.

Биологический смысл возникновения соцветий - в возрастающей вероятности опыления цветков как ветроопыляемых, так и насекомоопыляемых растений.

В соцветия собраны мелкие цветки, что делает их хорошо заметными для насекомых опылителей. Несомненно, что насекомое за единицу времени посетит гораздо больше цветков, если они собраны в соцветия. Кроме того, цветки, собранные в соцветия, более заметны среди зелени листьев, нежели одиночные цветки.

Многие поникающие соцветия легко раскачиваются под влиянием движения воздуха, способствуя тем самым рассеиванию большого количества пыльцы.

Слайд 6.

- Что же такое соцветия?

В учебнике §12 найдите определение, что называют соцветием.

Соцветия – это группы цветков, расположенных близко один к другому на одном общем цветоносном побеге в определенном порядке.

Запишите это определение в свои тетради.

Слайд 7.Количество цветков в соцветии сильно варьирует - от 1-3 (у гороха) до нескольких десятков тысяч (у некоторых пальм). Размеры соцветий также различны: от 2-3 мм до 5 м в диаметре и 14 м длиной.

Слайд 8.

Цветки, собранные в соцветия, прикрепляются к стеблю, который называют главной осью. К главной оси цветки прикрепляются при помощи коротких или длинных цветоножек. В основании цветоножек имеются мелкие листочки – прицветники.

Слайд 9.

Соцветия бывают простыми и сложными.

Простые соцветия имеют одну ось, на которой на цветоножках или без них располагаются цветки. У сложных соцветий от главной оси отходят оси второго порядка (боковые) с расположенными на них цветками.

Слайд 10-17.

В природе наиболее распространены следующие типы простых соцветий:  

  • Кисть - соцветиехарактеризуются удлинённой главной осью и цветками на хорошо выраженных цветоножках более или менее одинаковой длины. Внешний облик кистей может сильно варьировать (ландыш, фиалка трёхцветная, черёмуха, иван-чай, сурепка обыкновенная, колокольчик персиколистный, вероника длиннолистная, горох посевной;
  • Простой колос - соцветие с хорошо развитой главной осью и сидячими цветками (подорожник);
  • Зонтик — цветки с одинаковой длиной цветоножки отходят от одной точки оси (вишня);
  • Корзинка — многочисленные мелкие сидячие цветки находятся на утолщенном расширенном цветоложе (подсолнечник, ромашка, одуванчик, василек синий и др.). Снаружи растение защищено зелеными листьями —оберткой;
  • Головка - имеет укороченную и утолщенную ось, а цветки располагаются на коротких цветоножках или сидячие (клевер);
  • Початок - в отличие от простого колоса имеет сильно утолщенную ось (кукуруза); 
  • Щиток — цветки расположены почти в одной плоскости, а цветоножки имеют различную длину и отходят от оси из разных точек (груша, спирея);
  • Завиток - от главной оси, несущей один цветок, ниже отходит другая одноцветковая ось, затем третья, а далее более молодая часть с нераспустившимися цветками. 
  • Сережка – похоже на колос и кисть, главная ось очень гибкая, после цветения отрывается от растения.

Слайд 18-22.

Сложные соцветия состоят из простых соцветий, расположенных на главной оси. По общему плану строения они сходны с простыми соцветиями и носят одноименные с ними названия - сложная кисть, сложный колос, сложный зонтик, сложный щиток. 

  • Сложный колос – отдельные простые колоски на главной оси, на каждом колоске по 2-3 цветка (пшеница, ячмень, рожь).
  • Сложная кисть – от главной оси отходят боковые ветвящееся оси на которых расположены цветки в два ряда. Сложная кисть у некоторых злаков называется метелкой (сирень, бирючина, гортензия метельчатая, мятлик, виноград и др.).
  • Сложный зонтик – состоит из множества простых зонтиков (душица, тмин, укроп, морковь).
  • Сложный щиток – видоизмененная метелка с укороченными междоузлиями главной оси (калина, бузина, рябина и др.).
  • Сложный початок – соцветие, у которого на длинном утолщенном общем цветоносном побеге располагаются простые колоски, состоящие из 2-3-х сидячих цветков (пестичное соцветие кукурузы)
  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
  • Лабораторная работа «Соцветия».

Слайд 23.

Работа выполняется по инструктивной карточке на с.66 учебника и оформляется в РТ задание №48.

  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Выполнение в РТ задания №47.

  1. Этап включения в систему знаний и повторения.

Слайд 24.

Задание: найдите лишнее и объясните свою точку зрения.

  1. Клевер, черемуха, капуста, ландыш.

(Лишнее – клевер, имеющий соцветие – головка. Остальные имеют соцветие – кисть.)

  1. Сирень, ячмень, вишня, морковь.

(Лишнее – вишня. Она имеет простое соцветие – зонтик. Остальные растения имеют сложные соцветия: сирень – метелка, ячмень – сложный колос, морковь – сложный зонтик.)

  1. Аир, белокрыльник, кала, подорожник.

(Лишнее - подорожник, имеющий соцветие – простой колос. Другие растения имеют соцветие – початок.)

  1. Астра, одуванчик, клевер, подсолнечник.

(Лишнее –клевер, так как оно имеет соцветие – головка. У остальных соцветие – корзинка.)

  1. Ятрышник, чистотел, сирень, антуриум, белокрыльник.

(Лишнее –сирень, имеющая сложное соцветие –метелка. У других растений соцветия простые: ятрышник – простой колос, чистотел – простой зонтик, антуриум и белокрыльник – початок.)

  1. Информация о Д\З, инструктаж по его выполнению.

Слайд 25.

§ 12, ответить на вопросы в конце параграфа.

Придумать сложное соцветие, состоящее из нескольких простых. Нарисовать схему этого соцветия и сам цветок (внешний вид)

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Слайд 26.

Закончите предложения:

  • Я (мы) узнал(и) …
  • У меня (нас) лучше всего получилось
  • В ходе работы удалось научиться…
  • Порадовались тому, что…
  • Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Дополнительная информация к уроку

Самое большое соцветие имеет пуйя Раймонда, редкое растение семейства бромелиевых, из Боливии. Прямая метелка этого растение диаметром 2,4 м и поднимается на высоту 10,7 м. Каждое соцветие состоит примерно из 8 000 белых цветков. Растение зацветает только после 80-150 лет жизни. После цветения растение погибает.

Самое маленькое соцветие имеет растение ряска австралийская.

Обычно соцветия группируются близ верхней части растения на концах ветвей, но иногда, особенно у тропических деревьев, возникают на стволах и толстых ветвях. Такое явление известно под названием каулифлории. В качестве примера можно привести шоколадное дерево. Считается, что в условиях тропического леса каулифлория делает цветки более доступными для насекомых-опылителей. Другой пример каулифлории - у широко культивируемого в Крыму и на Кавказе бобового растения - церциса рожкового.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии. 7 класс. «Класс Млекопитающие. Отряд Приматы». (Презентация).

Урок разработан по программе В.В. Пасечника. Цель урока: углубить и расширить понятие о классе млекопитающих, показать их многообразие, особенности строения, выделить особенности отряда Приматы....

Урок биологии 8 класс Контрольно-обобщающий урок по теме «Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь»

Контрольно-обобщающий урок по теме«Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь» Цели: обобщить и проверить знания по теме «строение кровеносной и дыхательной системы» продолжить разви...

урок биологии 7 класс "Класс Птицы. Общая характеристика"

Презентация к уроку 7 класса содержит информационный и иллюстративный материал об особенностях строения птиц, связанных с полётом. Рассматриваются  особенности жизнедеятельности, обмена веществ. ...

Урок биологии 6 класс "Класс Двудольные. Семейство Паслёновые"

Разработка направлена на изучение растений класса Двудольные семейства Паслёновые.  Сравнительная характеристика классов отдела Цветковые растения. Подробная характеристика семейства паслёновые (...

Класс Головоногие моллюски урок биологии 7 класс УМК Пономарёвой

Презентация содержит биологические задачи по теме Класс Двустворчатые моллюски, слайды по теме Головоногие моллюски и закрепление по теме Головоногие моллюски...

Урок биологии 5 класс "Методы исследования в биологии"

Презентация к уроку  "Методы исследования в биологии" для обучающихся 5-го класса. Учебная линия В.В. Пасечника....