Методическая разработка урока "Работа почек"
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
Цель урока: показать роль почек в поддержании гомеостаза внутренней среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_pochek.doc | 379 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока. Петровой Людмилы Николаевны учителя высшей категории ГБОУ лицея №179 Калининского района Санкт-Петербурга
Тема урока: « Работа почек». 8 класс.
Цели урока: показать роль почек в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Задачи:
-продолжить развитие представления о взаимосвязи строения и функции организма;
-раскрыть механизмы образования мочи;
-показать роль почек в поддержании гомеостаза внутренней среды организма;
-провести исследование анализа мочи;
-познакомить с инновационными методами лечения заболеваний почек, в том числе показать роль нанотехнологий Технология: исследовательская, с элементами информационной и использованием ИКТ.
Опорные понятия:
Почка, нефрон, кровоснабжение почек, двойное капиллярное ветвление, состав крови, диффузия, осмос, наночастицы.
Оборудование:
Бланки с анализом мочи, раздаточные таблицы, презентация, калькуляторы.
Содержательные линии:
-актуализация опорных знаний макро-и микроскопического строения почек, их кровоснабжения;
- необходимость удаления продуктов обмена;
- фильтрация как этап образования мочи:
-первичная моча-результат фильтрации:
-вторичная моча и механизмы реабсорбции и секреции;
-регуляция работы почек;
-исследование анализа мочи ка метода диагностики заболеваний почек;
-роль нанотехнологий в лечении некоторых заболеваний почек;
-разработка правил гигиены, предупреждающих заболевания.
Планируемые результаты:
Познавательные:
-умение выстраивать логические цепочки рассуждений (капсула – просвет артериолы– давление – фильтрация плазмы – вещества с небольшой молекулярной массой – первичная моча) (концентрация вещества - диффузия);
- умение проводить сравнительный анализ состава первичной и вторичной мочи и делать выводы, приводить доказательства суждений при минимальной помощи учителя.
Регулятивные:
- умение самостоятельно определить тему урока, выдвинуть гипотезу, сформулировать правила гигиены, зная причины заболеваний.
Коммуникативные:
-умение осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе материала при минимальной помощи учителя, учебное сотрудничество с учителем и учениками.
Личностные:
-установление учеником связи между проблемой урока, мотивом и тем ради чего она осуществляется;
-через изучение системных заболеваний формирование ценности здоровья.
Метапредметные:
-анализ, обобщение, исследование материала, доказывающего взаимосвязь строения и функции почек;
-развитие способности структурировать материал и отбирать знания необходимые для ответа на поставленный вопрос.
Предметные:
-овладение базовым понятийным аппаратом (нефрон, капсула Боумена-Шумлянского, фильтрация, извитые канальцы, реабсорбция, секреция, диффузия, осмос, гомеостаз, диурез)
- при проведении исследования анализа мочи, умение делать выводы о нарушениях в нефроне и их обосновывать;
- анализ предоставленной дополнительной информации по использованию нанотехнологий в лечении заболеваний почек;
- умение самостоятельно сформулировать правила гигиены, зная причины заболеваний.
Здоровьесберегающий аспект:
-снятие эмоционального напряжения в начале урока, через актуализацию знаний по индивидуальным карточкам;
-включение в активную творческую деятельность через интерес, смену видов деятельности;
-осмысление результатов своей деятельности, понимании ценности здоровья;
-релаксационная пауза – снятие статического напряжения.
Примерный ход урока:
.Мы продолжаем изучение мочевыделительной системы
Беседа:
- Какие органы относятся к этой системе?
- Где в организме человека расположены почки?
Нарисуйте на доске схему макроскопического строения почек и подпишите составные части.
- Что является структурной и функциональной единицей почки?
Нарисуйте на доске схему строения нефрона, подпишите составные части.
- Какие виды нефронов Вы знаете?
- Особенности кровоснабжения почек.
- В чем сущность двойного капиллярного ветвления?
Учитель: Мы повторили строение почек. Что еще Вы хотели бы узнать об этом органе? Предложите тему сегодняшнего урока.
Ученик: Знаем. что строение, связано с функцией.
Тема урока: »Работа почек» (слайд №2)
Учитель: В каком этапе обмена веществ принимают участие почки? Предполагаемый ответ: На этапе выделения продуктов распада. Учитель: Какие это продукты?
Предполагаемый ответ: Это продукты распада белков, жиров и углеводов.
Углеводы распадаются на углекислый газ и воду, жиры тоже, а белки на углекислый газ, воду и аммиак. Токсичный аммиак в печени превращается в мочевину и мочевую кислоту. К числу азотистых продуктов относится креатинин. К продуктам распада будут относиться и соли желчных кислот и желчные пигменты.
Учитель: Почему же они должны быть удалены? Предполагаемый ответ: Многие из них отрицательно влияют на активность метаболизма, токсичны, подавляют деятельность ферментов, влияют на рН и состав внутренней среды, т.е. нарушают гомеостаз. Поэтому должны быть удалены
Учитель: Предложите гипотезу.(слайд №3)
Гипотеза: «Почки осуществляют «отбор» продуктов обмена, подлежащих выведению во внешнюю среду»
Что является структурной и функциональной единицей строения почки? (слайд№4)
По мере изучения процессов, происходящих в нефроне, Вы самостоятельно в тетради заполняете таблицу (слайд №5, раздаточный материал)
«Образование мочи»
Этапы мочеобразования | Процессы | Где образуется | Состав |
1. | |||
2. | . |
(слайд №6) Рассмотрим работу нефрона, начиная с мальпигиева тела, состоящего из капсулы Боумена-Шумлянского и петель капиллярного клубочка.
По приносящей артериоле, кровь, с растворенными в ней продуктами распада поступает в капиллярный клубочек капсулы Боумена, а затем собирается в выносящую артериолу.
Учитель: Сравним диаметр артериол. К чему приводит сужение сосуда?
Предполагаемый ответ: Сужение, выносящей артериолы, приводит к повышению давления внутри клубочка.
Рисуем схему на доске и в тетради.(См. раздаточные таблицы) За счет этого плазма крови фильтруется в боуменову капсулу, при этом проходит через два слоя эпителиальной ткани: эндотелиальные клетки капилляра, подоциты капсулы и трехслойную базальную мембрану. Такое образование могут пройти химические вещества с небольшой молекулярной массой (до 68000). Фильтрат плазмы крови называется первичной мочей.
Вещества | Плазма крови в % | Первичная моча в % |
Вода | 90-92 | 99 |
Белки, жиры, гликоген | 7-9 | - |
Глюкоза | 0,1 | 0,1 |
Na+ | 0,3 | 0,3 |
Cl- | 0,37 | 0,37 |
K+ | 0,02 | 0,02 |
SO42- | 0,002 | 0,002 |
Mg+ | 0,0025 | 0,0025 |
Мочевина | 0,03 | 0,03 |
Мочевая кислота | 0,004 | 0,004 |
Учитель: (слайд №7, раздаточные таблицы) Сравниваем состав плазмы крови и первичной мочи.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Предполагаемый ответ: По химическому составу первичная моча сходна с плазмой, но только без белка.
Учитель: Сформулируйте определение первичной мочи
Предполагаемый ответ: Плазма крови без белка.
Учитель: Почему в первичной моче нет белка?
Предполагаемый ответ: Молекулы белка имеют большой молекулярный вес и не профильтровываются
Учитель: За 1 минуту через почки проходит 1200 мл крови, в ней 700 мл плазмы фильтруется 125 мл первичной мочи.
Посчитайте, сколько выделяется первичной мочи в сутки?
125 мл х60 х24=180 л первичной мочи. Но столько не выделяется из нашего организма!
Учитель: Первичная моча направляется в извитые канальцы, где происходит обратное всасывание необходимых организму веществ, в кровь. Этот процесс называется реабсорбцией.
Учитель: по аналогии с процессом всасывания в кишечнике вспомним необходимые для этого процесса условия?
Предполагаемые ответы:
1-большая длина
Учитель: (Опережающее задание): Просила Даню Куншина. посчитать дома длину канальцев во всех нефронах почек.
Ученик: Получилась длина примерно 60 км, что создает площадь всасывания примерно 30 кв. метров.
2-.канальцы образованы эпителиальной тканью, а клетки проксимального отдела имеют микроворсинки. Они увеличивают площадь всасывания. И в этом отделе всасывается 85% веществ (слайд№8)
3- канальцы оплетены сетью кровеносных капилляров и существует разница в содержании веществ, в плазме крови и первичной моче. За счет разницы в концентрации веществ, происходит процесс диффузии и осмос.
При этом часть воды, минеральных веществ, витамины, глюкоза, аминокислоты возвращаются в кровь. Это процесс обратного всасывания. (слайд №9.)
Одновременно в извитых канальцах идет и процесс секреции. Из кровеносных капилляров через тканевую жидкость в мочу выделяются ядовитые и чужеродные вещества (креатинин), лекарства (пенициллин), некоторые ионы (К+).
Учитель: В результате реабсорбции и секреции образуется вторичная моча.
Как Вы думаете, состав вторичной мочи будет отличаться от первичной?
(слайд №10, раздаточные таблицы) Изучите состав вторичной мочи. Какой Вы делаете вывод? (Ученики самостоятельно проводят разбор таблицы)
Предполагаемый ответ: Во вторичной моче нет полезных веществ, а концентрация вредных увеличивается (мочевина, мочевая кислота)
Работа с таблицей »Химический состав плазмы и мочи»
Вещества | Плазма крови в % | Вторичная моча в % | Во сколько раз больше, чем в плазме |
Вода | 90-92 | 98-99 | Одинаково |
Белки, жиры | 7-9 | - | |
Глюкоза | 0,1 | - | |
Na+ | 0,3 | 0,4 | |
Cl- | 0,37 | 0,7 | в 2 раза |
K+ | 0,02 | 0,15 | в 7 раз |
SO42- | 0,002 | 0,18 | в 90 раз |
Mg+ | 0,0025 | 0,006 | |
Мочевина | 0,03 | 2,0 | в 60 раз |
Мочевая кислота | 0,004 | 0,05 | в 12 раз |
Учитель: Вернемся к расчетам:
За 1 минуту выделяется 125 мл первичной мочи, 124 мл обратно всасывается, а выделяется 1мл вторичной мочи. Это 1,5 – 2 л/сутки. По ходу изучения нового материала ученики самостоятельно заполняют таблицу.
Таблица «Образование мочи»
Этапы мочеобразования | Процессы | Где образуется | Состав |
1.Образование первичной мочи | фильтрация | В мальпигиевом теле | Плазма крови без белка. |
2.Образование вторичной мочи. | Реабсорбция и секреция | В извитых канальцах | Мочевина, мочевая кислота, креатинин. |
Релаксационная пауза.
Упражнения для глаз. Вращение карандаша между ладонями – снятие напряжения
1 этап:
Систематизация, обобщение, расширение знаний.
Учитель: Вспомните гипотезу
Ученики: В начале урока мы предполагали: почки проводят «отбор» продуктов распада из крови
Мы решили этот вопрос?
Предполагаемые ответы: -Процесс образования мочи состоит из трех этапов.(слайд №11)
-Во время фильтрации отбор производится по молекулярной массе вещества(слайд №12)
-В процессах реабсорбции и секреции по концентрации веществ в извитом канальце и кровеносном капиллярах.
После прохождения через почки химический состав плазмы крови восстанавливается до нормы. Мы наблюдаем гомеостаз.
Вопрос, концентрация внимания: Дайте определение гомеостаза.
Значит, почки – один из органов, обеспечивающих относительное постоянство физико-химического состава внутренней среды.
Работа почек регулируется нейрогуморально.(слайд № 13-14)
Симпатическая нервная система – уменьшает диурез (снижает фильтрацию, усиливает реабсорбцию)
Парасимпатическая нервная система – увеличивает диурез.
Гормон АДГ, выделяемый гипофизом, уменьшает объем мочи, а альдостерон, вырабатываемый надпочечниками – увеличивает его.
2 этап.
Исследовательская работа. (самостоятельная индивидуальная работа или работа в парах)
Каждый из Вас сдавал анализ мочи. Сейчас Вам предлагается результат анализа мочи.
Задание: Раздаются заполненные бланки с анализом мочи.(слайд №15)
1.Внимательно изучите полученный результат.
2.Отметьте нарушение в составе мочи.
3.В какой части нефрона произошло нарушение?
Анализ мочи – один из методов диагностики заболеваний почек.
Выступление Маши Заболеваниям почек подвержены 3,5% жителей России
Симптомы:
-боли в пояснице;
-кровь в моче, помутнение мочи;
-повышение температуры, давления;
--отеки вокруг глаз, ног;
-общая слабость, потеря аппетита, жажда, сухость во рту.
Среди многочисленных заболеваний почек наиболее часто встречаются пиелонефрит, мочекаменная болезнь, почечная недостаточность.
Пиелонефрит – самое распространённое инфекционное заболевание. Микроорганизмы попадают в почку с током крови из кариесного зуба, фурункула, кишечника, легких. В почке начинается гнойно-воспалительный процесс.
Мочекаменная болезнь – характерно образование камней в органах мочеполовой системы. Этому способствует жесткая вода с большим содержанием солей, особенности питания (однообразная, острая, кислая пища) травмы и заболевания костей, хронические болезни желудка и кишечника, обезвоживание организма.
Почечная недостаточность – заболевание, при котором почки частично или полностью перестают выполнять свои функции. В организме нарушается водно-солевой обмен, накапливается мочевина и креатинин. При этом многим из них необходим диализ – медицинская процедура, копирующая нормальную работу почек. Для этого необходима искусственная почка, которая перекачивает кровь, фильтруя её, при этом ненужные вещества переходят в специальную жидкость, Это сложная процедура, заставляющая больного человека зависеть от больницы и проводить в ней в среднем до 25 дней в году (слайд №16)
Выступление Ильи Инновационные методы лечения заболеваний почек.
Нанотехнологические фильтры в скором будущем могут привести к созданию переносных или вживляемых искусственных почек. (вначале она будет весить 1-1,5 кг, а планируется иметь размер больших наручных часов). Компания из Калифорнии разрабатывает фильтр, повторяющий функцию почек, но не использующий специальной жидкости. Данное устройство состоит из двух мембран. Первая, условно называемая G-мембрана имитирует клубочки, которые в почках «отсеивают» из крови все молекулы, оставляя практически воду. Другая мембрана, Т-мембрана, копирует работу почечных трубочек, которые обрабатывают молекулы, поступившие из клубочков и пытается вернуть в кровь полезные вещества. Эта мембрана состоит из пор, каждая размером в несколько нанометров, расположенных на расстоянии в 1-5нм. Поры будут иметь свою форму, размер и заряд, тем самым возвращая в поток только заданные химические вещества.
Предполагается, что разработанные нанороботы будут способны лечить множество болезней, в том числе и удаление камней в почках: почечные камни могут быть необычайно болезненны. Чем больше камень, тем сложнее от него избавиться. Врачи удаляют их с помощью ультразвуковых частот, но это не всегда эффективно. Наноробот смог бы удалить почечный камень, используя маленький лазер.
Болезнь легче предотвратить, чем лечить. Для профилактики болезней мочеполовой системы специалисты компании ЦИМИС-ЗОЖ разработали новый препарат золотые почки-нанотехнологии. Важным ингредиентом препарата является пищевые наночастицы нанозолота, армирующие сосуды почек. В состав препарата входят и лечебные травы (листья брусники, петрушки, девясила, фенхеля и другие), обладающие мочегонным и дезинфицирующим действием, подавляют развитие микробов и выводят токсины. Нанозолото – отличный антиоксидант, который оказывает омолаживающее действие и способствует хорошей работе мочевыделительной системы.
Знаем, что болезнь легче предотвратить, чем лечить.
Учитель: Какие бы Вы предложили правила гигиены, предотвращающие заболевания мочевыделительной системы. В результате предложений учеников разрабатываются правила гигиены и записываются в тетрадь. (уточняются учителем включением слайда № 17)
1.Личная гигиена.
2.Своевременное лечение зубов и ангин.
3.Не злоупотреблять лекарствами.
4.Не увлекаться острой, соленой пищей и алкоголем.
5.Не переохлаждаться, закаливаться.
Рефлексия.
Общий вывод: (слайд 18)
1.Функции почек связаны с их строением.
2.Основные функции почек - выделительная и поддержание гомеостаза.
Учитель: Попробуйте оценить свой труд на сегодняшнем уроке с точки зрения «вложений в личную копилку»
-Я понял(а) что изучаемая тема для меня важна;
-Я хорошо выполнил(а) предложенные задания;
-Гипотеза урока подтверждена, что помогло мне понять тему;
-Я испытываю удовлетворение от собственного труда.
Домашнее задание: (слайд №19)
Параграф 42.записи в тетради.
Вопрос: Как Вы объясните, с чем связано изменение рН мочи (4,5 – 8,5)?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка лабораторной работы по биологии "Строение почек"
Методическая разработка предназначена для учителей биологии, работающих в 5-6 классах. Предлагаемый методический материал позволит повысить знания учащихся о строении почек растений, реализовывать сис...
Методическая разработка урока биологии в 9 классе по теме «Строение и работа почек»
Данный урок способствует формированию у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы; раскрытию связи строения почек с его функциями, раскрытию значения выделения из ...