Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
статья по биологии на тему

Осипова Арина Аркадьевна

использование ИКТ в обучении биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ipo_ariny.docx30.82 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Осиповой Арины Аркадьевны учителя биологии МОБУ «Центр образования»

г. Якутск

«Использование информационных технологий в обучении  биологии»

1.     Актуальность и перспективность опыта для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Когда работаешь в школе много лет и имеешь дело с самыми разными возрастными параллелями, непременно возникает особенно теплое чувство к какой-нибудь одной. Все возрасты по-своему интересны. За 17 лет педагогической деятельности мне довелось поработать с детьми всех возрастных категорий. Работа с ними невозможна без личностно-ориентированного и индивидуального подхода в воспитании. Но индивидуальный не с позиции прямого воздействия, а на принципах сотрудничества взрослого и ребенка. Сотрудничества во всем: будь то решение личных проблем или подготовка классных и школьных мероприятий. Первый год было трудно работать с педагогически запущенными детьми, но затем втянулась. За 17 лет работала руководителем кружка моды «Медиа», начальником  биолого-экологического лагеря «Ильмень», заместителем профсоюзного комитета коллектива школы БОСШ № 1 Горного района, казначеем школы в МОБУ «ЦО», являюсь  руководителем творческой группы учителей естественно-научного цикла. За этот период времени все-таки я сделала для себя определенные выводы, «нашла себя» в этой нелегкой учительской работе. Мне нравится работать с детьми, организовывать различные мероприятия, конкурсы, проводить праздники. Именно здесь сближаешься с детьми, находишь с ними общий язык, становишься авторитетом для них. Закончив школу, наши воспитанники больше вспоминают именно эту сторону школьной жизни.

В 2004 году я взяла классное руководство в десятом классе медико-биологического профиля БОСШ № 1. За это время очень привязалась к детям, что даже не представляю себе работу в школе без них. Невосприимчивость, отчужденность и агрессивность детей в самом начале педагогической деятельности приводили меня просто в шоковое состояние. Но постепенно я поняла, что найти путь к сердцам этих ребят возможно лишь при условии, что наша работа будет строиться на доверии и уважении, искреннем проявлении понимания и доброты. В 2006 году мои воспитанники закончили школу. Многие поступили в медицинский колледж, медицинский институт, ЯГСХ. До сих пор мы держим связь.  

Задача школы – дать учащимся знания, умения, организовать разнообразную деятельность, сформировать у них творческое отношение к жизни. Ребенок «живет» в школе почти целый год. Поэтому  их жизнь должна быть наполнена событиями, которые приносили бы радость. Никакой воспитатель не сможет заставить уважать товарища по классу принуждением, но организовать в классе дело, чтобы собрать всех вместе, ему всегда по силам. В 2006 учебном году в моем классе было 26 учеников. Коллектив менялся каждый год. Некоторые учащиеся поступили после 9-го класса, многие пришли из разных школ. Ребята, пришедшие к нам, не приучены включаться в жизнь класса и школы, т.к. главным их интересом была улица, двор, неблагополучная семья, компания сверстников. Поэтому с такими трудными детьми надо относиться с пониманием. Этот класс я взяла сразу, как поступила работать в этой школе. В то время они были 9-м классе. Все пришли из разных школ, новое здание, новый учитель. Поэтому мне было намного легче общаться с детьми. Целый год мы уже сплотились. В 2010 году мои дети закончили школу. Многие поступили, некоторые учащиеся нашли свою половину. До сих пор держу с ними связь. В этом учебном году выпускаю тоже свой класс 12 б.

Первоочередной своей задачей считаю включение каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, возможностей и интересов в творческую деятельность класса: подготовку и проведение классных часов, выступление на школьных праздниках, участие в конкурсах. Успеха в работе нельзя достичь без взаимодействия с родителями. Но, к сожалению, активность их с каждым годом падает. Помню, когда только начинала работать с моими детьми, которые учились в 9-м классе практически половина родителей приходили на собрания, посещали школьные мероприятия. Казалось бы самый трудный возраст у детей, но некоторые родители сняли с себя ответственность и переложили дело воспитания своих чад на плечи учителей. Опросы показали, что лишь 15% от числа опрошенных родителей считают, что воспитание ребенка является совместным делом семьи и школы. Среди подростков только 16% хотели бы быть похожими на своих родителей. Взрослые с утра до вечера пропадают на работе, а общение с ребенком ограничивается скупым вечерним допросом: «Ты обедал?» или «Какие отметки в школе?». К сожалению, на этом воспитательный процесс заканчивается. Подросткам свойственно создавать себе кумиров и имитировать их поведение. Стоит дать взрослеющему ребенку чуть больше нежности и любви,  и  тогда именно вы станете для него образцом для подражания, а не герои из боевиков и триллеров. Каждый раз, проводя родительские собрания, говорю об этом своим родителям. Как театр начинается с вешалки, так и самоутверждение подростка начинается с семьи. Жаль только, что не все это понимают.

Образование - один из главных институтов социализации личности. Главная цель образования - формирование свободной, ответственной, гуманной личности, способной к дальнейшему развитию и самосовершенствованию.

В настоящий момент мы видим непрерывную смену не только содержания образования, но и структуры учебных предметов, технологий их преподавания, методов и приемов развития познавательной активности учеников. Особую роль в этом приобретают инновационные технологии, способствующие максимальной реализации познавательной и творческой активности школьника.  Применение компьютерных технологий обусловлено необходимостью поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Это направление, способствующее повышению активности учеников, формированию их творческого потенциала,    очень актуально на современном этапе.

Образованный человек, легко ориентирующийся в изменяющемся обществе, быстро осваивающий новые сферы деятельности, обладающий высоким уровнем толерантности, способный проанализировать любую ситуацию, оценить ее и принять соответствующее решение - это гражданин современного общества. Уровень развития общества, на сегодня, требует высокообразованных специалистов, людей творческих, способных к свободному мышлению. Это ставит перед педагогикой задачу выработать методы для развития такой конкурентно-способной личности. В последнее время эта задача успешно решается с помощью разработки и внедрения в образовательный процесс различных информационных технологий.


2.     Условия формирования ведущей идеи опыта

(возникновение и становление педагогического опыта)

В современном информационном обществе один из перспективных подходов связан с внедрением в школьную практику различных нетрадиционных форм обучения, на основе информационных технологий, создания в стране единой образовательной информационной среды, сущность которых состоит в нацеленности на активизацию познавательной деятельности учащихся, развитие, их мысли, умения самостоятельно ставить и решать сложные познавательные задачи. 

Целесообразно в качестве одной из форм активизации мыслительной деятельности на уроках биологии применять различные информационные технологии и электронные ресурсы, использование которых на занятиях определяется различными факторами, например, темой и задачами конкретного урока, особенностями и возможностями имеющихся учебных программ и технических средств. Это поможет реализовать идею повышения мотивации к обучению, и компьютер станет важным инструментом исследования, источником дополнительной информации, способом самоорганизации труда и самообразования, способом расширения зоны индивидуальной активности ученика.

Концептуальной основой инновационного подхода  является применение компьютерных технологий в работе с учениками, как в урочное, так и внеурочное время.

Использование компьютерных технологий в области биологии имеет целый ряд преимуществ перед традиционными уроками:

–  разнообразие форм подачи учебного материала;

–  автоматизация контроля знаний;

–  большая степень наглядности;

–  открытость для внесения изменений в процессе эксплуатации.

– создание условий для более глубокого и качественного усвоения учащимися курсов  биологии в средней школе;

–  развитие поисково-лабораторной деятельности учащихся, направленной на формирование соответствующих умений и навыков;

–  участие в конкурсах различного уровня.

         Использование компьютерных технологий на уроках:

– усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся; 

– позволяет проводить уроки на высоком эмоциональном и эстетическом уровнях, обеспечивает наглядность, позволяет привлекать большое количества дидактического материала; 

– в 1,5-2 раза повышает объем выполняемой на уроке работы; обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (фактически индивидуализацию);

– расширяет возможность самостоятельной деятельности, формирует потенциал и навыки исследовательской работы;

– обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

В целом все это способствует повышению, как качества образования, так и эффективности научно-исследовательской работы школьников.

3. Теоретическая база опыта

         Внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования — улучшения качества обучения, увеличения доступности образования, обеспечение гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий.

Теоретическая база опыта опирается на многочисленные исследования инновационных подходов к обучению, содержащих элементы компьютерных технологий. В частности, в Республике Саха (Якутия) проведен ряд научно-практических конференций по использованию информационных технологий в образовании, опубликовано большое количество методических указаний в помощь учителям.

 Как организовать урок  в школе? Как заинтересовать учащихся? Подобным вопросом задаются многие педагоги, и я в том числе, и каждый находит какое-то свое решение. Высокоэффективным творческим методом, реализующим разнообразные формы развития воспитания и обучения, на мой взгляд, является применение компьютерных технологий на уроках  биологии. Такой способ организации учебной деятельности позволяет в увлекательной творческой форме продуктивно решать все задачи урока осуществлять обучающую коммуникативную познавательную деятельность.

Современный урок требует от учителя владения техническими средствами обучения — использование на уроках компьютера, создание  мультимедийных презентаций — всё это позволяет расширить рамки урока, делая процесс обучения более эффективным и продуктивным.

В нашей школе созданы комфортные условия для внедрения ИКТ  в учебно-воспитательный процесс. Кабинеты оснащены компьютерами, подключенными к локальной сети с выходом в Интернет, мультимедийными проекторами, установлены интерактивные доски.   Ресурсы кабинетов используются учителями  и учащимися  в следующих направлениях: - подготовка к урокам с использованием современных инновационных методов представления информации; - проведение интегрированных уроков, тестов, практикумов; - использование ресурсов Интернет для поиска информации, ориентированной на запросы учащихся. В своей работе я использую готовые программные продукты: «Большую энциклопедию Кирилла и  Мефодия»,  интернет-ресурсы (коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/, видео-уроки http://interneturok.ru/ru  ), текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала. 

4. Научно-исследовательская деятельность

Основным направлением в моей работе является организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Реализация этого направления осуществляется преимущественно с использованием метода проблемного обучения. Он позволяет приобрести учащимся навыки научного анализа явлений природы, помогает осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе. Формирование таких качеств у школьников особенно эффективно происходит в процессе поисково-исследовательской деятельности по биологии.

Я использую различные виды учебно-исследовательской деятельности учащихся: теоретические, прикладные, опытно-прикладные исследования; системные, комплексные исследования. Исследовательская деятельность по биологии предполагает наличие нескольких основных этапов:

1. Подготовительный; 2. Экспериментальный; 3. Аналитический;

4. Отчётный;  5. Информационный; 6. Практический.

Каждому этапу соответствует определённый вид деятельности.

С 2007 года наши ученики участвуют в научно-практической конференции в «Шаг в будущее» проводимой в г. Якутске. Руководим научной деятельностью обучающихся 10, 11 классов с научным руководителем  к.б.н. Порядиной Л.Н. к летней полевой экологической практике (ознакомление с творческими лабораториями, с методами и формами исследований, ознакомление с видами оформления результатов практики, глубокий анализ с выводами и предложениями). 


5. Технология опыта

Повышение качества обучения учащихся биологии с применением информационных технологий, развитие  познавательного интереса и логического мышления, развитие ученика как личности  за счет использования элементов компьютерных технологий  в учебном процессе.

 Формирование активной личности в образовательном поле ФГОС, способной к самоопределению и  самореализации в современном обществе. Формирование компетентности в сфере самостоятельной  познавательной деятельности; совершенствование навыков исследовательской деятельности и умения извлекать нужную информацию из различных источников.

Применение ИКТ на уроках биологии дает возможность: представить более наглядно разнообразный биологический материал; работать с интерактивными таблицами;   выполнять тестовые задания разного уровня.  Демонстрация учебных фильмов способствует расширению кругозора учащихся.

Информационные  средства  обучения помогают в решении следующих дидактических задач:

- усвоить базовые знания по предмету;

 - систематизировать полученные знания;

 - сформировать навыки самостоятельной работы;

- сформировать навыки самоконтроля;

- сформировать мотивацию к обучению в целом и к биологии в частности;

 - обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации

. Анализ результативность опыта

1) положительная динамика результатов по предмету; процент качества знаний обучающихся по итогам внешнего мониторинга 88%

2) использование ИКТ на занятиях существенно повышает эффективность работы по подготовке к ЕГЭ и ГИА;

3) успешная сдача ЕГЭ и ГИА по биологии:

– 100%  детей от числа участвующих показали результаты  выше уровня среднереспубликанских результатов (ЕГЭ);

–  выпускники 9-х классов по результатам итоговой аттестации (ГИА) имеют качество знаний 100%;

4) использование ИКТ обучающимися при составлении докладов, рефератов, исследовательских работ, презентаций к урокам;

6) участие и победы в конкурсах исследовательских проектов различного уровня:

7) участие и победы во Всероссийской олимпиаде по биологии

8) Повышение мотивации обучения биологии, следствием чего является большое количество выпускников, поступивших в медицинский колледж, ЯГСХа, СХТ, ЯПК. 9) Участие и победы педагога в профессиональных конкурсах различного уровня.

7. Адресные рекомендации по использованию опыта

       Наш опыт может быть полезен для молодых учителей биологии, а также для моих коллег.   На странице в социальной сети работников образования  регулярно обновляется информация,  где можно ознакомиться с опытом моей работы: www. nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка МОУ «Средняя школа №2» го Саранск  Респу...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...