Урок в 10 классе на тему "Фотосинтез"
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему
Для решения намеченных задач урока были организованы смысловые приемы и обучающие структуры, во время урока сохранялись принципы научности, систематичности и последовательности, доступности, связи обучения с жизнью. |
Организовались работы общеклассные, индивидуальные и парные. Использовались комплексы методов: 1) словесные – беседа для выяснения выводов , исходящих из опытов, объяснение – для изучения строения пластидов 2) наглядные – иллюстрация, демонстрация слайдов - 3) индуктивные и дедуктивные для выяснения результатов 4) репродуктивные и поисковые; 5) методы самостоятельной работы; 6) методы стимулирования – создание ситуации успеха, поощрение и т.д.; 7) методы контроля и самоконтроля – устного контроля и самоконтроля, работа с тестовыми заданиями.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_fotosintez_v_10_klasse.docx | 43.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока биологии в 10 классе
в рамках ФГОС
учителя биологии Ахметзяновой З.Б.
Тема: Фотосинтез
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний или УУД
Планируемые результаты:
Личностные (ЛР):
формирование экологического мышления: умения оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в коллективе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания; формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).
Метапредметные (МПР):
Регулятивные
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать гипотезы решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели, составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы,
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- давать определение понятиям;
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
Коммуникативные
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
Предметные (ПР):
Учащиеся должны знать:
- что фотосинтез – воздушное питание;
- что способность к фотосинтезу – важнейшее свойство зеленых растений;
- условия необходимые для протекания фотосинтеза;
- механизм процесса фотосинтеза
- химизм процессов в световой и темновой фазе фотосинтеза
- результатом фотосинтеза является образование органических веществ в растениях;
- побочным продуктом фотосинтеза является кислород,
Учащиеся должны уметь:
-проводить наблюдения за рисунками,
- описывать наблюдения,
-объяснять результаты наблюдений и биологических экспериментов по изучению условий протекания процесса фотосинтеза в зеленых растениях,
- раскрывать значение процесса фотосинтеза в жизни растений и в природе.
Цель урока:сформировать у учащихся представление о фотосинтезе как одном из важнейших способов питания растений, познакомить с историей его открытия, условиями, необходимыми для протекания этого процесса, раскрывать значение фотосинтеза в жизни зеленых растений и в природе; описанию результатов проведенных опытов и наблюдений; воспитывать у обучающихся ответственное отношение к окружающей среде через раскрытие космической роли фотосинтеза.
Основные понятия: фотосинтез, хлоропласты, хлорофилл, световая фаза и темновая фаза
Межпредметные связи: окружающий мир, химия, физика
Место урока в разделе: текущий
Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, мультимедийный, приложения с заданиями для работы в группах.
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат, универсальные учебные действия |
1. Организационный момент | осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности, организация его мотивировации к учебной деятельности на уроке. | Приветствие, эмоциональный настрой, создание благоприятной психологической атмосферы в классе, проверка готовности рабочих мест обучающихся. Формирование рабочих групп. | Приветствие учителя, подготовка рабочих мест | – самоопределение ; – смыслообразование ; – целеполагание ; – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками . |
2. Мотивационно-целевой | подготовка обучаю- щихся к объяснению нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий 2)актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивацию учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление; 4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. | Предлагаю проблемную ситуацию, которая представляет собой краткий экскурс в историю изучения жизнедеятельности растений, для активизации мыслительной деятельности: Постановка познавательной задачи. Голландец Ян Баптист Ван – Гельмонт (1579 – 1644) решил узнать, благодаря чему растет растение. Для этого он посадил ивовый побег массой 2,25 килограмм в кадку с землей. В течение пяти лет он каждый день поливал растение чистой дождевой водой. Затем Ван – Гельмонт извлек деревце из почвы, очистил его корни и взвесил содержимое кадки и растение. Масса почвы уменьшилась всего на 57 граммов, а масса ивы возросла почти на 65 килограммов. Как, вы думаете, исследователь объяснил результаты опыта? Он решил, что все дело в поглощенной растением воде. Так возникла водная теория питания растений. Объясните, чего не учел голландец? Уже в Древней Греции ученые пытались ответить на вопрос: как питаются растения? Они видели, что человек и животные существуют за счет потребляемой пищи. Но какую пищу поглощает растение и как оно это делает? Ответ был найден, но для этого потребовалось почти 2 века… - А вы можете сейчас ответить на этот вопрос? -Чтобы помочь вам ответить на этот вопрос, я предлагаю вернуться на 4 века назад и познакомиться с экспериментами, которые были поставлены учеными для ответа на вопрос: Как питается растение? Каждая группа получает карточку с материалом для анализа с вопросами. Задание каждой группе: выполнив задания, указанные в карточке, рассказать о своих выводах классу. ( 5-7 минут). | Обучающиеся затрудняются ответить на поставленный вопрос или выдвигают гипотезы, которые не могут обосновать. Обучающиеся работают в группах и анализируют результаты исследований ученых по питанию растений, заполняют соответствующие колонки в таблице в тетрадях | анализ, синтез, сравнение, обобщение ; – извлечение необходимой информации из текстов ; – использование знаково-символических средств ; – осознанное и произвольное построение речевого высказывания ; – подведение под понятие ; – выполнение пробного учебного действия ; – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии ; – волевая саморегуляция в ситуации затруднения ; – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью ; – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации ; – учет разных мнений ; – использование критериев для обоснования своего суждения . |
3. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала | На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают учебные действия: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели; определяют средства, ресурсы и сроки. Этим процессом руководит учитель с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов | Организую работу в группах по изучению результатов исследований проведенных экспериментов (Приложение 2). - - А что нам необходимо сделать, чтобы убедиться, что исследования, проведенные учеными, были достоверны? . -Какое вещество при обработке раствором йода окрасится в синий цвет? - Как доказать, что в процессе фотосинтеза выделяется кислород?Прошу учащихся рассказать, о том какой опыт они видят, рассказывают его результаты. -Что указывает на отсутствие кислорода и наличие углекислого газа, образующегося при горении? Предлагаю обобщить полученные результаты исследований и заполнить след. схему: ? ? + ? = ? + ? Этот процесс был назван ФОТОСИНТЕЗОМ – от двух греческих слов “фото” – свет и “синтез” – соединение. -Что же такое фотосинтез-? -В каких органах растения этих клеток содержится больше всего? Смогут ли фотосинтезировать зрелые плоды? -Какими приспособлениями обладает лист для осуществления фотосинтеза? Обучающимся предлагается вспомнить с помощью слайда строение листа и выявить приспособления листа к фотосинтезу. Задание 2: Вставьте в предложения недостающие слова. Свет проникает в лист через прозрачную кожицу. Хлорофилл находится в хлоропластах, которые расположены наилучшим образом для улавливания света. С помощью устьиц в лист поступает углекислый газ и выделяется кислород. Внутри растения газы перемещаются по межклетникам.-слайд . Строение хлоропласта. - Откуда же растение берет воду? - Каково же значение фотосинтеза в природе и жизни человека? Растения ежегодно образуют более 100 млрд. тонн органических веществ, выделяют в атмосферу около 145 млрд. тонн кислорода. 80% кислорода выделяется морскими водорослями и только 20% - наземными растениями. Поэтому мировой океан иногда называют «легкими планеты». Затраты кислорода на дыхание человека, животных, и растений компенсируются фотосинтезом. Содержание кислорода в атмосфере поддерживается в пределах 21%. - Как можно увеличить интенсивность фотосинтеза? - Где и как можно создать такие условия? -Для чего человек создает такие условия? Какие процессы происходят во время световой фазы? Какие процессы происходят в темновую фазу? | Выступления представителей групп Каждая группа представляет на доске, в таблице1 результаты своих исследований. -Самим провести такой эксперимент. В качестве доказательства существования процесса фотосинтеза ученики рассказывают, о том какой опыт они видят и выдвигают гипотезы, каковы будут результаты эксперимента. ученик комментирует и фиксирует промежуточные и итоговые результаты опыта. - Крахмал при взаимодействии с йодом дает сине-фиолетовое окрашивание. (учащиеся приходят к выводу, что в листьях на свету образуется крахмал, а в темноте крахмал не образуется). Учащиеся выдвигают гипотезы? -Гаснущие свечи. Составляют схему протекающего в растениях процесса. Учащиеся из предложенных слов составляют определение понятия «фотосинтеза»: Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды в листьях на свету. - В листьях, так как именно они обеспечивают воздушное питание растений. Нет, потому что в них нет хлорофилла. Обучающиеся выявляют приспособления листа к фотосинтезу и выполняют задание 2- слайд 7. Рассматривают слайд, Зарисовывают, дают объяснения. Обучающиеся должны вспомнить материал о функциях корня. Вода поступает в растение из почвы с помощью корня, перемещается к листьям по сосудам стебля. После просмотра в тетради записывается значение фотосинтеза. Учащиеся выдвигают гипотезы (улучшить условия фотосинтеза). - В теплицах и парниках человек создает определенные условия – освещенность, температурный режим, минеральное питание растений, концентрация углекислого газа. Все эти условия увеличивают скорость фотосинтеза. -Для более быстрого роста и развития растений, образования плодов и семян. Рассматривают слайд, находят в тексте химизм процесса, воспроизводят химические реакции. Результаты световой фазы: -образование кислорода -синтез АТФ - образование переносчиков водорода НАДФ Работа с учебником, выясняют образование глюкозы, определяют исходное вещество для глюкозы, источник энергии – АТФ, место образования органического вещества – строма. | – анализ, синтез, сравнение, обобщение; – подведение под понятие ; – определение основной и второстепенной ин- формации ; – постановка и формулирование проблемы ; – структурирование знаний ; – осознанное и произвольное построение речевого высказывания ; – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью ; – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации ; – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций ; |
4. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений | На данном этапе обучащиеся в форме коммуника- тивного взаимодействия (фронтально, в группах) решают типовые задания на новый способ действий с отработкой алгоритма | Задание 3: в чем значение фотосинтеза? Фотосинтез идет на свету круглый год. И он людям дает пищу и кислород. Очень важный процесс- фотосинтез, друзья, Без него на Земле обойтись нам нельзя. Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова – Фотосинтез всему этому голова. Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать! И озоновый слой будет нас защищать. -Вспомните сказку. К. Чуковского “Как крокодил солнце проглотил”. Представьте, что так случилось. К чему это может привести? -Почему повышается урожай огурцов в теплице, если в неё впустить очищенный от копоти заводской дым? - Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья капусты на корм кроликам. Правильно ли она поступила? Почему? --В процессе фотосинтеза огурцы, выращиваемые в теплицах, поглощают 1 кг углекислого газа при образовании 7 кг плодов. Сколько кг углекислого газа потребуется, чтобы получить 300 кг огурцов? (ответ: 42,85 кг) | На основе просмотренного слайда, обучающиеся самостоятельно записывают значение фотосинтеза в тетрадь, выполняя задание 3. Отвечают на вопросы в группах, затем организуется выступление представителями групп. | анализ, синтез, сравнение, обобщение ; – извлечение из биологических текстов необходимой информации; – установление причинно-следственных связей; – выполнение действий по алгоритму; – осознанное и произвольное построение речевого высказывания ; – построение логической цепи рассуждений, выведение следствий ; – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью ; – адекватное использование речевых средств длярешения коммуникационных задач ; – формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации ; – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций ; – использование критериев для обоснования своего суждения . – достижение договоренностей и согласование общего решения ; – осознание ответственности за общее дело ; |
5.Объяснение и понимание домашнего задания | На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, вкоторых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания,в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. | Поясняю выполнение д/з (оно осуществляется дифференцировано, по выбору обучающегося): 1. - Прочитать текст , выуч. опред , отв. на вопросы. -Выписать термины по теме «фотосинтез» и дать им определение.
-Происходит ли фотосинтез у красных и бурых водорослей ? Ответ поясните. Придумайте способы борьбы с загрязнением воздуха. - решите познавательную задачу: Познавательная задача: Известно, что 50 м2 зеленого леса поглощает за 1 ч углекислого газа столько же, сколько его выделяет при дыхании за 1 ч один человек, т.е. 40 г. Сколько углекислого газа поглощает 1 га зеленого леса за 1 ч? Сколько человек смогут выдыхать этот углекислый газ за тот же час? (ответ: 8 кг углекислого газа, 200 человек)
-Во всех ли клетках листа образуются органические вещества? Приведите доказательства своих выводов? -Составьте рассказ об особенностях строения листа, связанных с осуществлением процесса фотосинтеза.
| Записывают в дневник, слушают комментарии по выполнению, задают вопросы на уточнение, пояснение. | нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания ; – анализ, синтез, сравнение, обобщение – понимание текстов, извлечение необходимой информацииии; – самостоятельное создание алгоритмов деятельности ; – выполнение действий по алгоритму – доказательство ; – осознанное и произвольное построение речевого высказывания ; – контроль, коррекция, оценка ; |
6. Рефлексия | На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. | Чтобы подвести итог нашего урока, предлагаю заполнить кроссворд. Действительно, растения создают органические вещества для собственных нужд, но и обеспечивают пищей другие живые организмы, представляют всему живому кислороддля дыхания. Растительный покров земли называют «зелёными лёгкими планеты». будут ли они здоровыми зависит от нас с вами, от того насколько разумно мы распорядимся данным нам богатством. | Учащиеся разгадывают кроссворд-слайд №10. Учащиеся осуществляют самооценку. | – рефлексия способов и условий действия ; – контроль и оценка процесса и результатов деятельности ; – самооценка на основе критерия успешности; – адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности ; – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью ; – формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений ; – использование критериев для обоснования своего суждения ; – планирование учебного сотрудничества ; – следование в поведении моральным нормам иэтическим требованиям . |
Использованные источники и литература:
- Биология 10 класс : учебно-методическое пособие Н.И.Сонин.-М.: Дрофа, 2012
- Воронина Г.А. Биология. Планируемые результаты. Система заданий. 9 - 11 классы: пособие для общеобразоват. учреждений
- Тематические картинки- яндекс-картинки.
- Видеофрагмент «Солнце, жизнь и хлорофилл»-http://www.youtube.com/watch?v=BDNiB8qu-5A
- Познавательные задачи – Демьянков Е.Н.. Биология. Мир растений: Задачи. Дополнительные материалы: 6 кл.-11 кл., М.,2004
- Кроссворд по теме: «Фотосинтез» -http://pechnikovo-dr.ucoz.ru/index/fotosintez_dykhanie/0-153
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...
План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)
Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...