Урок в 10 классе на тему "Фотосинтез"
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему

  Для решения намеченных задач урока были  организованы смысловые приемы и обучающие структуры,  во время  урока сохранялись  принципы  научности, систематичности и последовательности, доступности, связи обучения с жизнью.

Организовались  работы общеклассные, индивидуальные и парные. Использовались  комплексы методов:

1)       словесные –  беседа для выяснения выводов , исходящих из опытов, объяснение – для изучения строения пластидов

2)       наглядные – иллюстрация, демонстрация слайдов -

3)       индуктивные и дедуктивные для выяснения результатов

4)       репродуктивные и  поисковые;

5)       методы самостоятельной работы;

6)       методы стимулирования – создание ситуации успеха, поощрение и т.д.;

7)       методы контроля и самоконтроля – устного контроля и самоконтроля, работа с тестовыми заданиями.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_fotosintez_v_10_klasse.docx43.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока    биологии   в  10   классе

в рамках ФГОС

учителя биологии Ахметзяновой З.Б.

Тема: Фотосинтез

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний или УУД

Планируемые результаты:

Личностные (ЛР):

формирование экологического мышления: умения оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в коллективе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания; формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Метапредметные (МПР):

Регулятивные

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать гипотезы решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели, составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы,

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные

-  объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- давать определение понятиям;

- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

Коммуникативные

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

Предметные (ПР):

Учащиеся должны знать:

- что фотосинтез – воздушное питание;

- что способность к фотосинтезу – важнейшее свойство зеленых растений;

- условия необходимые для протекания фотосинтеза;

- механизм процесса фотосинтеза

- химизм процессов в световой и темновой фазе фотосинтеза

- результатом фотосинтеза является образование органических веществ в растениях;

- побочным продуктом фотосинтеза является кислород,

Учащиеся должны уметь:

-проводить наблюдения за   рисунками,

- описывать  наблюдения,

-объяснять результаты наблюдений и биологических экспериментов по изучению условий протекания процесса фотосинтеза в зеленых растениях,

- раскрывать значение процесса фотосинтеза в жизни растений и в природе.

Цель урока:сформировать у учащихся  представление о фотосинтезе как одном из важнейших способов питания растений, познакомить с историей его  открытия, условиями, необходимыми для протекания этого процесса, раскрывать  значение фотосинтеза в жизни зеленых растений и в природе;   описанию результатов проведенных опытов и наблюдений; воспитывать у обучающихся ответственное отношение к окружающей среде через раскрытие космической роли фотосинтеза.

Основные понятия: фотосинтез, хлоропласты, хлорофилл, световая фаза и темновая фаза

Межпредметные связи:  окружающий мир, химия, физика

Место урока в разделе: текущий

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, мультимедийный, приложения с заданиями для работы в группах.

Этап

урока

Цель этапа

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Результат, универсальные учебные действия

1. Организационный момент

осознанное

вхождение учащихся в пространство учебной

деятельности, организация его

мотивировации к учебной деятельности на уроке.

Приветствие, эмоциональный настрой, создание благоприятной психологической атмосферы  в классе, проверка готовности рабочих мест обучающихся. Формирование рабочих групп.

Приветствие учителя, подготовка рабочих мест

– самоопределение ;

– смыслообразование ;

– целеполагание ;

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками .

2. Мотивационно-целевой

подготовка обучаю-

щихся к объяснению нового знания, выполнение

ими пробного учебного действия и фиксация

индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий

2)актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивацию учащихся к пробному учебному

действию и его самостоятельное осуществление;

4) фиксирование учащимися индивидуальных

затруднений в выполнении пробного учебного

действия или его обосновании.

Предлагаю  проблемную

ситуацию, которая представляет

собой краткий экскурс  

в историю изучения  жизнедеятельности растений, для активизации  мыслительной деятельности:

 Постановка познавательной задачи.

Голландец Ян Баптист Ван – Гельмонт (1579 – 1644) решил узнать, благодаря чему растет растение. Для этого он посадил ивовый побег массой 2,25 килограмм в кадку с землей. В течение пяти лет он каждый день поливал растение чистой дождевой водой. Затем Ван – Гельмонт извлек деревце из почвы, очистил его корни и взвесил содержимое кадки и растение. Масса почвы уменьшилась всего на 57 граммов, а масса ивы возросла почти на 65 килограммов. Как, вы думаете, исследователь объяснил результаты опыта? Он решил, что все дело в поглощенной растением воде. Так возникла водная теория питания растений. Объясните, чего не учел голландец?

Уже в Древней Греции ученые пытались ответить на вопрос: как питаются растения? Они видели, что человек и животные существуют за счет потребляемой пищи. Но какую пищу поглощает растение и как оно это делает? Ответ был найден, но для этого потребовалось почти 2 века…

- А вы можете сейчас ответить на этот вопрос?  

-Чтобы помочь вам ответить на этот вопрос, я предлагаю вернуться на 4 века назад и познакомиться с экспериментами, которые были поставлены учеными для ответа на вопрос: Как питается растение?

Каждая группа получает карточку с материалом для анализа с вопросами.

Задание каждой группе: выполнив задания, указанные в карточке, рассказать о своих выводах классу. ( 5-7 минут).

Обучающиеся затрудняются ответить на поставленный вопрос или выдвигают гипотезы, которые не могут обосновать.

Обучающиеся работают в группах и анализируют результаты исследований ученых по питанию растений, заполняют соответствующие колонки в таблице в тетрадях

анализ, синтез, сравнение, обобщение ;

– извлечение необходимой информации из

текстов ;

– использование знаково-символических

средств ;

– осознанное и произвольное построение

речевого высказывания ;

– подведение под понятие ;

– выполнение пробного учебного действия ;

– фиксирование индивидуального затруднения в

пробном действии ;

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения ;

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью ;

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации ;

– учет разных мнений ;

– использование критериев для обоснования

своего суждения .

3. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

На данном этапе учащиеся выявляют место и

причину затруднения.

Учащиеся в коммуникативной

форме обдумывают учебные действия:

ставят цель,

согласовывают тему урока,

выбирают способ,

строят план достижения цели;

определяют средства, ресурсы и сроки.

Этим процессом руководит учитель

с помощью подводящего диалога, затем –

побуждающего диалога, а затем и с помощью

исследовательских методов

Организую работу в группах по изучению результатов исследований проведенных экспериментов (Приложение 2).

-

- А что нам необходимо сделать, чтобы убедиться, что исследования, проведенные учеными, были достоверны?

.

-Какое вещество при обработке раствором йода окрасится в синий цвет?

- Как доказать, что в процессе фотосинтеза выделяется кислород?Прошу  учащихся рассказать, о том какой опыт они  видят, рассказывают  его результаты.

-Что указывает на отсутствие кислорода и наличие углекислого газа, образующегося при горении?

Предлагаю  обобщить полученные результаты исследований и заполнить след.  схему:   ?

 ?   +   ?         =      ?   +   ?

Этот процесс был назван ФОТОСИНТЕЗОМ – от двух греческих слов “фото” – свет и “синтез” – соединение.

-Что же такое фотосинтез-?

-В каких органах растения этих клеток содержится больше всего?

Смогут ли фотосинтезировать зрелые плоды?

-Какими приспособлениями обладает лист для осуществления фотосинтеза?

Обучающимся предлагается вспомнить с помощью  слайда  строение листа и выявить приспособления листа к фотосинтезу.

Задание 2: Вставьте в предложения недостающие слова. Свет проникает в лист через прозрачную кожицу.

Хлорофилл находится в хлоропластах, которые расположены наилучшим образом для улавливания света.

С помощью устьиц в лист поступает углекислый газ и выделяется кислород.

Внутри растения газы перемещаются по межклетникам.-слайд .

Строение хлоропласта.

- Откуда же растение берет воду?

- Каково же значение фотосинтеза в природе и жизни человека?

Растения ежегодно образуют более  100 млрд. тонн органических веществ, выделяют  в атмосферу около 145 млрд. тонн кислорода. 80% кислорода выделяется морскими  водорослями и только 20% - наземными растениями. Поэтому мировой океан иногда называют «легкими планеты». Затраты кислорода на дыхание человека, животных, и растений компенсируются фотосинтезом. Содержание кислорода в атмосфере поддерживается в пределах 21%.

- Как можно увеличить интенсивность  фотосинтеза?

- Где и как можно создать такие условия?

-Для чего человек создает такие условия?

Какие процессы  происходят во время световой фазы?

Какие процессы происходят в темновую фазу?

Выступления представителей групп Каждая группа представляет на доске, в таблице1  результаты своих исследований.

-Самим провести такой эксперимент.

В качестве доказательства существования процесса фотосинтеза  ученики   рассказывают, о том какой опыт они  видят и выдвигают гипотезы, каковы будут результаты эксперимента. ученик комментирует и фиксирует промежуточные и итоговые результаты опыта.

- Крахмал при взаимодействии с йодом дает сине-фиолетовое окрашивание.

(учащиеся приходят к выводу, что в листьях на свету образуется крахмал, а в темноте крахмал не образуется).

Учащиеся выдвигают гипотезы?

-Гаснущие свечи.

Составляют схему протекающего в растениях процесса.

Учащиеся из предложенных слов составляют определение понятия «фотосинтеза»:

 Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды  в листьях на свету.

- В листьях, так как именно они обеспечивают воздушное питание растений.

Нет, потому что в них нет хлорофилла.

Обучающиеся выявляют приспособления листа к фотосинтезу и выполняют задание 2- слайд 7.

Рассматривают слайд,

Зарисовывают, дают объяснения.

Обучающиеся должны вспомнить материал о функциях корня.

Вода поступает в растение из почвы с помощью корня, перемещается к листьям по сосудам стебля.

После просмотра в тетради записывается значение фотосинтеза.

Учащиеся выдвигают гипотезы (улучшить условия фотосинтеза).

- В теплицах и парниках человек создает определенные условия – освещенность, температурный режим, минеральное питание растений, концентрация углекислого газа. Все эти условия увеличивают скорость фотосинтеза.

-Для более быстрого роста и развития растений, образования плодов и семян.

Рассматривают слайд, находят в тексте  химизм процесса, воспроизводят химические реакции.

Результаты световой фазы:

-образование кислорода

-синтез АТФ

- образование переносчиков водорода НАДФ

Работа с учебником, выясняют образование глюкозы, определяют  исходное вещество для глюкозы, источник энергии – АТФ, место образования органического вещества – строма.

– анализ, синтез, сравнение, обобщение;

– подведение под понятие ;

– определение основной и второстепенной ин-

формации ;

– постановка и формулирование проблемы ;

– структурирование знаний ;

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания ;

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью ;

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации ;

– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций ;

4. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений

На данном этапе обучащиеся в форме коммуника-

тивного взаимодействия (фронтально, в группах) решают типовые задания на новый способ действий с отработкой алгоритма

Задание 3: в чем значение фотосинтеза?

Фотосинтез идет на свету круглый год.

И он людям дает пищу и кислород.

Очень важный процесс- фотосинтез, друзья,

Без него на Земле обойтись нам нельзя.

Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова –

Фотосинтез всему этому голова.

Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать!

 И озоновый слой будет нас защищать.

-Вспомните сказку. К. Чуковского “Как крокодил солнце проглотил”. Представьте, что так

случилось. К чему это может привести?

-Почему повышается урожай огурцов в теплице, если в неё впустить очищенный от копоти

заводской дым?

- Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья капусты на корм кроликам. Правильно ли она поступила?  Почему? 

--В процессе фотосинтеза огурцы, выращиваемые в теплицах, поглощают 1 кг углекислого газа при образовании 7 кг плодов. Сколько кг углекислого газа потребуется, чтобы получить 300 кг огурцов?  

 (ответ: 42,85 кг)  

На основе просмотренного  слайда, обучающиеся самостоятельно записывают значение фотосинтеза в тетрадь, выполняя задание 3.

Отвечают на вопросы в группах, затем организуется выступление представителями групп.

анализ, синтез, сравнение, обобщение ;

– извлечение из биологических текстов необходимой информации;

– установление причинно-следственных связей;

– выполнение действий по алгоритму;

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания ;

– построение логической цепи рассуждений, выведение следствий ;

 – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью ;

– адекватное использование речевых средств длярешения коммуникационных задач ;

– формулирование и аргументация своего мнения

в коммуникации ;

– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций ;

– использование критериев для обоснования своего суждения .

– достижение договоренностей и согласование общего решения ;

– осознание ответственности за общее дело ;

5.Объяснение и понимание домашнего задания

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, вкоторых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания,в которых тренируется использование изученного

ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

Поясняю выполнение д/з (оно осуществляется дифференцировано, по выбору обучающегося):

1. - Прочитать текст , выуч. опред , отв. на вопросы.

-Выписать термины по теме «фотосинтез» и дать им определение.

  1.  – ответить на вопросы:

-Происходит ли фотосинтез у красных и бурых водорослей ?  Ответ поясните.

Придумайте способы борьбы с загрязнением воздуха.

- решите познавательную задачу:

Познавательная задача:

Известно, что 50 м2  зеленого леса поглощает за 1 ч углекислого газа столько же, сколько его выделяет при дыхании за 1 ч один человек, т.е. 40 г. Сколько углекислого газа поглощает 1 га зеленого леса за 1 ч? Сколько человек смогут выдыхать этот углекислый газ за тот же час?    

(ответ: 8 кг углекислого газа, 200 человек)

  1.  - выполнив его, вы сможете всех удивить на следующем уроке. 

-Во всех ли клетках листа образуются органические вещества? Приведите доказательства своих выводов?  -Составьте рассказ об особенностях строения листа, связанных  с осуществлением процесса фотосинтеза.  

 

Записывают в дневник, слушают комментарии по выполнению, задают вопросы на уточнение, пояснение.

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания ;

– анализ, синтез, сравнение, обобщение

– понимание текстов, извлечение необходимой информацииии;

– самостоятельное создание алгоритмов деятельности ;

– выполнение действий по алгоритму

– доказательство ;

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания ;

– контроль, коррекция, оценка ;

6. Рефлексия

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной

учебной деятельности.

В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень

их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Чтобы подвести итог нашего урока, предлагаю заполнить кроссворд.

Действительно, растения создают органические вещества для собственных нужд, но и

обеспечивают пищей другие живые организмы, представляют всему живому кислороддля дыхания. Растительный покров земли называют «зелёными лёгкими планеты». будут ли они здоровыми зависит от нас с вами, от того насколько разумно мы

распорядимся данным нам богатством.

Учащиеся разгадывают кроссворд-слайд №10.

Учащиеся осуществляют  самооценку.

– рефлексия способов и условий действия ;

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности ;

– самооценка на основе критерия успешности;

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности ;

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью ;

– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений ;

– использование критериев для обоснования своего суждения ;

– планирование учебного сотрудничества ;

– следование в поведении моральным нормам иэтическим требованиям .

Использованные источники и литература:

  1.  Биология 10  класс : учебно-методическое пособие Н.И.Сонин.-М.: Дрофа, 2012
  2. Воронина Г.А. Биология. Планируемые результаты. Система заданий. 9 - 11  классы: пособие для общеобразоват. учреждений
  3. Тематические картинки- яндекс-картинки.
  4. Видеофрагмент «Солнце, жизнь и хлорофилл»-http://www.youtube.com/watch?v=BDNiB8qu-5A
  5. Познавательные задачи – Демьянков Е.Н.. Биология. Мир растений: Задачи. Дополнительные материалы: 6 кл.-11 кл., М.,2004
  6. Кроссворд по теме: «Фотосинтез» -http://pechnikovo-dr.ucoz.ru/index/fotosintez_dykhanie/0-153

Самоанализа урока

Школа __МБОУ «Беркет – Ключевская СОШ»___

 класс _____10____

предмет _____БИОЛОГИЯ_________

 Ф.И.О.учителя ___Ахметзянова  З.Б._______________

Тема урока  Фотосинтез___

Дата проведения  30.11.2015

____________________________________________________________________________________

Вопросы для самоанализа

 План самоанализа

1.

Место данного урока в системе уроков. Тип урока.

Тип урока:

Урок первичного предъявления новых знаний или УУД

2.

Формулировка целей и задач урока, оценка их оптимальности, пути их реализации.

Регулятивные

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать гипотезы решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели, составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы,

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные

-  объяснять  процессы  фотосинтеза,  связи между строением и функциями хлоропласта,  значение фотосинтеза;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- давать определение понятиям;

Коммуникативные

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание

3.

Краткая характеристика класса, учёт особенностей развития учеников.

 Учащиеся 10 класса отличаются своим  ответственным отношением к учебе,  активностью, работоспособностью, владением  навыками  учебно-познавательной деятельности, большинство учащихся в дальнейшем хотят сдавать ЕГЭ по биологии

4.

Выбор структуры урока. Обоснование её оптимальности.

Этапы урока:

1)       тема, цели урока были определены в ходе разбора иллюстрации

2)       изучение нового материала была организована в поэтапном выяснении исходных веществ фотосинтеза, продуктов реакции, условий прохождения процесса, значении фотосинтеза

3)       обобщение и систематизация знаний, закрепление изученного материала проводилось в ходе ответов на вопросы, решения логической задачи.

4)       проверка усвоения материала

5)       рефлексия

6)       домашнее задание.

5.

Оценка содержания каждого этапа урока.

  Для решения намеченных задач урока были  организованы смысловые приемы и обучающие структуры,  во время  урока сохранялись  принципы  научности, систематичности и последовательности, доступности, связи обучения с жизнью.

6.

Оценка оптимальности выбранных форм и методов обучения. Их педагогическая целесообразность.

Организовались  работы общеклассные, индивидуальные и парные. Использовались  комплексы методов:

1)       словесные –  беседа для выяснения выводов , исходящих из опытов, объяснение – для изучения строения пластидов

2)       наглядные – иллюстрация, демонстрация слайдов -

3)       индуктивные и дедуктивные для выяснения результатов

4)       репродуктивные и  поисковые;

5)       методы самостоятельной работы;

6)       методы стимулирования – создание ситуации успеха, поощрение и т.д.;

7)       методы контроля и самоконтроля – устного контроля и самоконтроля, работа с тестовыми заданиями.

 

7

Общий вывод по уроку

Считаю, что заявленной цели и поставленных задач проведённый урок достиг.

Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинуться в своём индивидуальном развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...