Учебная деятельность на уроках биологии.
методическая разработка по биологии ( класс) по теме

Калакуцкая Ольга Юрьевна

Организация учебной деятельности на уроках биологии в период перехода на стандарты нового поколения с использованием технологии ситуационных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ddd.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация учебной деятельности учащихся на уроках биологии

 в период перехода на стандарты нового поколения

 с использованием технологии ситуационных задач.

Современное педагогическое сообщество находится на переходном этапе от использования существующего стандарта общего образования  к новому практико-ориентированному стандарту второго поколения.

 Стандарты первого поколения включают два компонента:

- обязательный минимум содержания

- требования к уровню подготовки выпускников.

 Структура стандартов второго поколения включает три группы требований:

- к структуре основных образовательных программ,

- к результатам освоения основных общеобразовательных программ,

- к условиям их реализации.

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ представляют собой описание совокупности компетентностей выпускника.

 К личностным результатам обучающихся  относится ценностные ориентиры выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.

К метапредметным (компетентностным) результатам обучающихся относятся освоенные учащимися универсальные способы деятельности,  применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

 К предметным результатам относится усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, навыки и специальные компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знания.

Если раньше под образовательными результатами имели в виду только то, что связано с предметными результатами, то теперь мы будем иметь дело с личностными результатами, определяющими мотивацию, направленность деятельности человека.

На первый план выходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих формирование коммуникативных, познавательных, результативных качеств личности. Это происходит в результате включения учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблему, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям.

Важную роль играет не только познавательная деятельность, но и умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, предоставлять и сообщать в устной и письменной форме результаты своей работы, вступать в диалог.  

Проанализировав содержание существующих стандартов по биологии  и стандартов нового поколения, я пришла  к выводу, что содержательный компонент практически не изменяется, существенные отличия  заключаются в требованиях к достижениям метапредметных  и личностных результатов. Следовательно, основную роль в выполнении данных требований стандартов играет выбранная педагогом технология обучения.

Ситуационные задачи - это способ повысить интерес учащихся к изучаемому предмету. Механическое заучивание, пересказ материала параграфа заменяется увлекательным заданием. Учитель и ученики выступают в качестве партнеров, решая значимые проблемы. Цель учителя - грамотно организовать поиск решения, а не передать знания. Выполнение подобных, но не одинаковых заданий способствует выработке общего плана действий, который может быть распространен на сходный круг вопросов. Работа по решению ситуационных задач на уроке проводится как индивидуально, так и в групповой форме, возможно совместное обсуждение наиболее сложных или спорных моментов. Каждый ученик получает шанс обосновать свою точку зрения, что требует теоретической подготовки, т.е. реализация программного материала не замещается занимательными задачами.

Уровень сложности ситуационных задач следует увеличивать постепенно, убедившись в сформированности необходимых умений. Целесообразно начинать работу с задач на текстовой основе, снабженных подробной инструкцией по решению.  

Рассмотрим, как можно использовать технологию ситуационных задач на уроках биологии в 7 классе. Важно при  разработке ситуационных задач использовать нестандартные названия и занимательное содержание, мотивирующее выполнение задания.

Проведём сравнительный анализ требований действующего стандарта и стандартов 2-го поколения на примере темы «Грибы»

Тема

Основное содержание темы

Характеристика основных видов деятельности ученика

действующий стандарт

новый стандарт

действующий стандарт

новый стандарт

Царство Грибы

 Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы.

Многообразие грибов

Особенности строения и жизнедеятельности

Роль грибов в природе и жизни человека

Освоить правила сбора съедобных грибов и их охрана.

 Аргументировать меры профилактики отравления грибами.

Объяснять роль грибов в природе и жизни человека

Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов

Объяснять роль в природе и жизни человека

Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых грибами.

Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы

Освоить приёмы оказания первой помощи

Выполнить требования стандарта можно с помощью ситуационной задачи.

Ситуационная задача «Плесень правит миром!?»

Каждый из нас, увидев плесень, восклицает: «Фу, какая гадость!». Она портит продукты питания, разрушает постройки, приводит в негодность  одежду, вызывает заболевания человека и животных.

В начале XX века некоторые ученые предлагали уничтожить все плесневые грибы. Было ли это предложение правильным?

 

Задания для учащихся:

  1. Вспомните и напишите, где вы встречали плесневые грибы?
  2. Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между особенностями жизнедеятельности и широким распространением плесени.
  3. Предложите способ позволяющий сохранить продукты питания, вещи от заражения плесенью.
  4. Классифицируйте плесневые грибы по различным признакам.
  5. Ответьте на вопрос: «Было ли предложение ученых об уничтожении плесени правильным?». Обоснуйте свой ответ.

Проведём сравнительный анализ требований действующего стандарта и стандартов 2-го поколения на примере темы «Опорно-двигательная система» (8 класс)

Тема

Основное содержание темы

Характеристика основных видов деятельности ученика

действующий стандарт

новый стандарт

действующий стандарт

новый стандарт

Опорно-двигательная система

Скелет и мышцы, их функции. Состав и строение костей, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению , трудовой деятельности. Типы соединений костей.

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Работа скелетных мышц и их регуляция. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при травмах ОПС.

Опорно-двигательная система, профилактика травматизма.

Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах ОПС

Распознавать и описывать на таблицах части скелета и основные мышцы и группы мышц человека; объяснять связь строения с выполняемыми функциями; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной деятельности для профилактики травматизма, оказывать первую помощь при травмах, проводить наблюдения за состоянием собственного организма

Выделять существенные признаки ОПС человека. Выявлять влияние физических упражнений на развитие скелета и мускулатуры; взаимосвязь между строением и функциями клеток, тканей и органов ОПС. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения  и развития плоскостопия. На основе наблюдения определять гармоничность физического развития, нарушения осанки и наличия плоскостопия. Освоить приёмы оказания первой помощи при травмах ОПС.

Выполнить требования стандарта можно с помощью ситуационной задачи.

Ситуационное задание. Биология 8 класс

«Поскользнулся, упал, очнулся – гипс…»

Все помнят эти слова из фильма «Бриллиантовая рука» и не менее знаменитую фразу: «У тебя там не закрытый перелом, а открытый!».

Травмой называют внезапное острое нарушение здоровья, связанное с повреждением тканей и органов. Переломы, растяжения, вывихи, ушибы, сотрясение мозга - это различные виды травм опорно-двигательной системы. Травмы можно разделить на открытые и закрытые. При открытых травмах нарушена целостность кожных покровов, и организм подвергается атаке микробов. К закрытым травмам относятся повреждения, при которых внешние покровы не нарушены, но они не менее опасны. Как определить тот или иной вид травмы, и какую первую помощь оказать пострадавшему?

Задания для учащихся:

  1. Заполнить таблицу.

Виды травм опорно-двигательной системы и их проявление.

Виды травм

Признаки травм.

1.

2.

3.

4.

2. Используя текст учебника,  составить план оказания первой помощи в вашей конкретной ситуации (карточку с заданием раздает учитель), опираясь на ниже приведенный план оказания первой медицинской помощи при травмах опорно-двигательной системы (работа проводится в группах):

- Остановить кровотечение, предупредить инфицирование,
обеспечивая неподвижность, уменьшить боль.

-     Подготовить пострадавшего к транспортировке в травмпункт.

З. Из группы учащихся выбрать 1 или 2 докладчиков для рассказа и демонстрации перед всем классом, как вы будете оказывать первую помощь пострадавшему в вашем конкретном случае, используя различные подручные средства.

4. Приведите примеры из вашего жизненного опыта, где человек может получить травмы опорно-двигательной системы? В чем их причина? (обсуждение в классе)

5. Верно ли утверждение: «Самое лучшее лечение – это профилактика заболевания». Как избежать травмы опорно-двигательной системы? (обсуждение в классе)

6. Акробаты утверждают, что падать надо уметь. При падении нельзя падать ни на руку, ни на плечо, ни на голову. А как надо правильно падать? (обсуждение в классе).

Рассмотрим еще несколько примеров ситуационных задач для уроков биологии в  8 классе (раздел «Человек и его здоровье»). 

Задача №1 «Жизнь или сигарета?» 

Классики мировой литературы не раз обращались к теме «первой затяжки» своих героев. Николенька из повести Л.Н.Толстого «Юность» вспоминает: «Едва я успел упасть на диван, как почувствовал, какую-то тошноту и такую слабость, что вообразил себе, что трубка для меня смертельна, мне показалось, что я умираю».

 

         Герои  Марка Твена чувствовали себя примерно так же: «...Курильщики стали сплевывать, что-то уже очень часто. За щеками у них образовались как будто фонтаны; под языком было сущее наводнение, только успевай откачивать; заливало даже горло, несмотря на все старания, и все время подкатывала тошнота. Оба мальчика побледнели, и вид у них был самый жалкий, Трубка выпала из ослабевших пальцев Джо Гарпера. То же самое случилось и с Томом».  Как вы можете объяснить симптомы? Какой вред наносит курение организму? Для чего курят люди?

 

На Руси в XVII-XVIII веках табак применяли от «грудной немощи», при простудах, малярии. Его выращивали как декоративное и лекарственное растение. Вскоре стало известно вредное влияние курения на организм. Существовало древнерусское выражение: «Пити табак»  - что означает действие подобное вину и водке. В царских указаниях, первой половины XVII века строго запрещался ввоз табака.  Курильщиков наказывали «сечением кнута». Говорили: «Кто курит табак -  тот хуже собаки». Притягательная сила табака по рассказам первых курильщиков выражалась в том, что он вводил в призрачный мир радости - «яко же забыти печали житейские», вызывал приятное возбуждение. Число курильщиков увеличивалось.

 

В течение более двухсот лет человечество стихийно ставило на себе широкий опыт по изучению влияния курения на организм. Исследования, проведенные во многих странах, доказали, что табак для здоровья опасен. Курение коварно. Оно убивает, но убивает не сразу, а медленно, как бы частями, по отдельным клеткам. По данным Всемирной организации здравоохранении каждые 6,5 секунд от болезни, связанной с курением, на планете умирает один человек. Курение уносит каждый год почти 200 тысяч жизней россиян. Каждая сигарета сокращает жизнь курильщика на 5-6 минут. Человек, выкуривающий в день по 10 или чуть больше сигарет, умышленно сокращает свою жизнь приблизительно на 6 лет.

 

  • 1. Прочитайте самостоятельно тексты, подумайте, в чем опасность курения? Вспомните и напишите состав табачного дыма? Чем это вещество опасно?
  • 2. Постройте прогноз развития заболеваний курящего человека.
  • 3. Используя дополнительные источники информации, заполните таблицу «Воздействие курения на системы органов»:

Системы

Воздействие

Нервная

 

Дыхательная

 

Кровеносная

 

Мочеполовая

 

Пищеварительная

 

 

  • 4. Найдите дополнительную информацию об истории развития табакокурения и разработайте презентацию на основе найденной информации.
  • 5. Как вы думаете, почему до сих пор люди всего мира не договорились и не запретили курение навсегда. раз табак такой вредный? Выскажите свое мнение по этому поводу и предложите свои способы запрета курения.
  • 6. Выскажите критические суждения о влиянии курения на организм курящего и на окружающих его людей.

 

Задача №2 «Защитные силы организма» 

«Чума известна с глубокой древности. В VI веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн. человек. В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы: «Города и селения опустошались. Всюду был запах трупов, жизнь замирала, на площадях и улицах можно было увидеть только могильщиков».

В VI веке от чумы в Европе погибла 1/4 часть населения - 10 млн. человек. Чуму называли черной смертью. Не менее опасна была оспа.  В XVIII веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тыс. человек. Ею заболевало 2/3 родившихся и из 8 человек трое умирало. Особой приметой того времени считалось «Знаков оспы не имеет».  В начале XIX века с развитием мировой торговли стала распространяться холера. Зарегистрировано шесть эпидемий холеры. Последняя мировая эпидемия длилась с 1902 по 1926 год».

  • 1. Прочитайте предложенные тексты, и подумайте, почему же даже самые страшные болезни и продолжительные эпидемии были опасны для одних людей и проходили без особых последствий для других? Что такое иммунитет?
  • 2. Объясните причины того, что не всегда при заражении микробами человек заболевает, а если и заболевает, то болезнь протекает не у всех одинаково? Подумайте, почему развитию простудных инфекций (гриппа, ангины, воспаления легких) способствует охлаждение тела и какое пагубное влияние на течение заболеваний оказывает алкоголь?
  • 3. Сравните значение применения вакцины и введения сыворотки в организм? В чем сущность каждого из них?
  • 4. Используя дополнительную литературу и текст учебника, назовите виды иммунитета человека. Раскройте особенности физиологического механизма иммунитета.
  • 5. Какие советы вы можете дать людям, чтобы сохранить свой иммунитет и свое здоровье в целом?
  • 6. Оцените значимость иммунитета для жизнедеятельности человека.

 

Вывод:

Использование ситуационных задач в образовательном процессе позволяет развивать мотивацию учащихся к познанию окружающего мира, актуализировать  предметные знания с целью решения личностно - значимых проблем, вырабатывать партнерские отношения между учениками и педагогами.        

Ушинский К.Д. считал, что в обучении серьезное  внимание

надо обращать на возбуждение самостоятельной мысли  ребенка,  на  побуждение

его к поискам  истины.  «Самостоятельность  головы  учащегося, - подчеркивал

великий педагог, -  единственное  прочное  основание  всякого  плодотворного

учения».

     Ситуационные задачи различного  характера  вызывают  у

школьников живой  интерес,  создают  благоприятный  эмоциональный  фон.  Они

способствуют  активизации  мыслительной  деятельности  обучаемых,   развитию

логического   мышления,   познавательной   самостоятельности   и   в   итоге

формированию и развитию познавательного интереса к биологии.  У  учащихся  в

ходе их решения возникают вопросы,  которые  свидетельствуют  об  умственной

активности,  о  стремлении   узнать   больше,   что   является   показателем

развивающегося познавательного интереса к предмету..

         

Учащиеся, освоив способы решения ситуационных задач, достаточно подготовленными подходят к сдаче государственной итоговой аттестации и ЕГЭ.

Следует отметить, что в экзаменационных работах большое внимание уделяется контролю как предметных, так и надпредметных компетентностей (умение работать с текстом, изображениями, схемами, таблицами; проводить анализ имеющейся информации, составлять прогнозы и проводить обобщения). Технология ситуационных задач имеет все необходимые возможности для формирования у учащихся перечисленных выше компетентностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обучение учащихся методу проектов как способу учебной деятельности через уроки биологии»

В современном обществе проектирование всё шире применяется в традиционных сферах и видах человеческой деятельности: архитектура, строительство, машиностроение и др. Популярным становится проектировани...

Публичная презентация на тему «Технология организации учебно-исследовательской деятельности на уроках биологии как средство достижения нового качества образования»

В публмкации представлен опыт работы по теме "Технология организации учебно-исследовательской деятельности на уроках биологии как средство достижения нового качества образования" и результативность пр...

Учебная ситуация как структурная единица деятельности на уроках биологии

Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование универсальных учебных действий, на развитие самостоятельности учеб...

Требование ФГОС к учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках биологии

Требование ФГОС к учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках биологии...

Организация познавательной деятельности учащихся как формирование метапредметных учебных умений на уроках биологии

           В новых стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самост...

Кейс-технология. Принципы организации учебной деятельности на уроках биологии.

Принципы организации учебной деятельности на уроках биологии...